Оглавление → Морская авиация


Морская авиация Германии

ПИОНЕРЫ ГИДРОАВИАЦИИ И МОРСКИЕ САМОЛЁТЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
КРУПНЫЕ КОМПАНИИ
AEG (1914-1918)   AGO (1912-1915)   ALBATROS (1912-1918)   AVIATIK (1912-1914)   DFW (1913)   EULER (1912-1913)   FOKKER (1913-1918)   FRIEDRICHSHAFEN (1912-1919)   GOTHA (1913-1918)   HANSA-BANDENBURG (1914-1918)   JUNKERS (1918)   LFG (1916-1918)   LÜBECK-TRAWEMÜNDE (1914-1918)   LVG (1915)   OTTO (1912-1913)   RUMPLER (1912-1918)   SABLATNIG (1915-1918)   ZEPPELIN-LINDAU (1915-1919)   ZEPPELIN-STAAKEN (1917-1918)  

МЕЛКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ
AHLERT (1913)   BEESE-BOUTARD (1914)   FRITZSCHE (1908)   GÖDECKER (1912)   GRADE (1912)   GRAWERT (1910)   HÜBNER (1913)   KAISERLIHE WERFT (1915-1918)   KLEMPERER (1919)   LTG (1917-1918)   OERTZ (1913-1917)   PARSEVAL (1910)   PFW (1914)   RICHTER (1913)   SCHELIES (1913)   SCHÜTTE-LANZ (1914)   STRACK (1913)   UNION (1913)   ZSCHACH (1918)  

ИНОСТРАННОЙ ПОСТРОЙКИ
AVRO (Британия, 1913)   CURTISS (США, 1913-1914)   LOHNER (Австро-Венгрия, 1914)   SOPWITH (Британия, 1914)   WIGHT (Британия, 1914)   WRIGHT (США, c 1912 как "Friedrichshafen")  

Бортовые номера
ГИДРОАВИАЦИЯ ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ТРЕТЬЕГО РЕЙХА
КРУПНЫЕ КОМПАНИИ
ALBATROS (1931-1932)   ARADO (1928-1943)   BLOHM & VOSS (1937-1944)   CASPAR (1922-1929)   DORNIER (1919-1943)   FOCKE-WULF (1927-1937)   GOTHA (1937)   HEINKEL (1923-1940)   JUNKERS (1919-1933)   KLEMM (1923-1935)   LFG (1919-1928)   MESSERSCHMITT (1930-1931)   ROHRBACH (1922-1930)   UDET (1925-1926)   WESERFLUG (1939-1940)  

МЕЛКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ
AKAFLIEG KIEL (1932)   Akaflieg München / FICK (1925-1928)   BEYER (1935)   Danzig (1926)   DFS (1931-1935)   F.A.G. Stettin (1937-1940)   HATRY (1927)   PEYEAN (1923-1924)   RUMPLER (1926)   THÖNES (1933)   BSV (1929)  

ИНОСТРАННОЙ ПОСТРОЙКИ
BREGUET (Франция, c 1942)   CAMS (Франция, c 1942)   CANT (Италия, c 1943)   Douglas (США, 1936)   FOKKER (Голландия, с 1940-1941)   HOPFNER (Австрия, c 1938)   Latécoère (Франция, c 1940-1943)   Loire-Nieuport (Франция, c 1940-1942)   Lioré-et-Olivier (Франция, c 1942)   Marinens / Høver (Норвегия, c 1940)   NIKOL (Польша, c 1939)   SNCASE (Франция, c 1943)   Schreck (Франция, c 1939)   Vought (США, 1934)   Waco (США, c 1940)  

Соединения морской авиации Люфтваффе
ПОСЛЕ ВОЙНЫ
Морская авиация ГДР
МИЛЬ (вертолёты, СССР, 1979-1985)  


Морская авиация ФРГ
GRUMMAN (США, 1958)   WESTLAND (вертолёты, Британия, 1973-1975)  


гражданские ФРГ
DORNIER (1984-...)   EQUATOR (1982)  

 

*список не полный, указаны только те самолёты, информация о которых есть на сайте.


 ПИОНЕРЫ ГИДРОАВИАЦИИ И МОРСКИЕ САМОЛЁТЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 



-1910 первый полёт немецкого морского офицера на первом германском гидросамолёте.
-лето 1911 первые эксперименты с самолётами.
-3.05.1913 официально образована германская Военно-морская авиация (Marine-Fliegerabteilung) с базой в Путциге.
-1914 постройка первой базы гидропланов.
-3.08.1914 начало мировой войны.
-4.12.1914 сформировано первое соединение гидропланов ВМФ.
-11.11.1918 конец войны.
-06. 1919 подписан Версальский договор, ВМФ использовал несколько самолётов для послевоенного траления.
-10.01.1920 согласно договору все германские самолёты были изъяты Союзниками, германская Военно-морская авиация была расформирована.

В 1916 г. было 8 авиастанций (баз) - Гельголанд, Боркум, Нордерней, Лист и Тондерн в Северном море, Хольтенау и Путциг на Балтике, Зеебрюгге во Фландрии, а также 2 эскадрильи береговой охраны.

К концу 1917 г. была уже 21 база - Гельголанд, Боркум, Нордерней, Зюльт в Северном море, Апенраде, Фленсбург, Хольтенау, Варнемюнде и Путциг в западной Балтике, Либау, Виндау и плавбаза "Glyndwr" - в восточной Балтике, Зеебрюгге и Остенде во Фландрии, + станции Чанак, Кавак, Ксанти, Варна, Цупудлак, Констанца и Дюнги в Турции, Болгарии и Румынии, а также 2 эскадрильи береговой охраны.

В период первой мировой войны самолёты флота имели свою, отдельную от армии, "флотскую" нумерацию.

Большинство указанных здесь типов - экспериментальные машины или прототипы. Лишь немногие строились серийно в больших количествах:
Самыми массовыми гидросамолётами была линия из 971 двухместного разведчика Friedrichshafen (15 FF-19, 50 FF-29, 523 FF-33, 14 FF-39, 349 FF-49, 20 FF-59)
В конце войны самыми распространёнными были двухместные истребители Hansa-Brandenburg - заказан 381 (146 W-12, 55 W-19, 80 W-29, 100 W-33)
До этого Hansa-Brandenburg также построила немало двухместных разведчиков - 105 машин (25 W, 64 NW, 16 GNW)
Довольно много их произвёл Sablatnig - 160 ед. (26 SF-2, 101 SF-5, 33 SF-8) - правда многие - в учебном варианте.
Среди одноместных истребителей лидировали Albatros: 118 машин W-4, Rumpler: 88 6B и Hansa-Brandenburg: 58 KDW
Gotha постоянно вносила изменения в свои двухместные разведчики - всего их было 65 машин (20 WD-2, 1 WD-5, 1 WD-9, 21 WD-12, 20 WD-13, 2 WD-15)
Зато Gotha лидировала среди торпедоносцев: всего - 112 машин (17 WD-11, 69 WD-14, 21 WD-12, 3 WD-20, 2 WD-22)
С большим отрывом за ней следовали Hansa-Brandenburg: 27 машин (26 GW, 1 GDW) и 9 самолётов Friedrichshafen FF-41
Также серийно строились двухместные разведчики Lubeck-Travemunde - 51 единица (17 F-2, 34 F-4), Rumpler (38 4B) и Albatros (33 BW)
Стоит отметить, что первой серией гидропланов стали машины британского типа Avro 503, 23 единицы которого были построены на разных заводах под собственными обозначениями: (1 головной британский, 11 AGO W-2, 5 Albatros WDD , 6 Gotha WD-1)

1910
GRAWERT (1910, 1 ед., в составе флота не числился)

Берлинский инженер Фриц Граверт в 1910 году в своей мастерской в Темпельхофе (Берлин) построил первую в Германии летающую лодку. После испытаний потерял интерес и более самолётов не строил.

Flugboot, 1910

экспериментальная летающая лодка
1-моторная с 2 соосными пропеллерами
корпусно-рамный биплан
1 ед.


PARSEVAL (1910, 1 ед., в составе флота не числился)

Август фон Парсеваль больше известен, как строитель дирижаблей. В 1906 г. совершил первый полёт его Versuchsluftschiff. До конца Первой мировой были построены 22 дирижабля Парсеваля. Менее известно, что в 1910 он построил первый в Германии гидроплан.

Taucher, 1910

экспериментальный однопоплавковый (+2) гидросамолёт
1-моторный с 2 тянущими пропеллерами
корпусно-рамный биплан
1 ед.
1910
FRITZSCHE (с 1911, 1 ед., числился в составе флота)

Молодой офицер ВМФ Отто Герман Фрицше в 1908 году поручил машиностроительной компании Mordhorst в Киле изготовить самолет в соответствии с его планами, но погиб в автомобильной аварии ещё до испытаний. Дело продолжил его брат Карл Август Фрицше, построивший второй вариант самолёта, который в 1911 был установлен на поплавки и принят на вооружение ВМФ. После испытаний Карл потерял интерес и более самолётов не строил.

Eindecker, 1911

экспериментальный двухпоплавковый (+1) гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный моноплан
1 ед.
1912
AGO = OTTO (1912-1915, 6 типов, 22 ед., все числились в составе флота)

Компания основана в 1911 в Мюнхене как "Flugmaschinenwerke Gustav Otto" Густавом Отто и доктором Альберти. Первый успешный самолет компании при главном проектировщике, Габриэле Лече, был бипланом-разведчиком под обозначением AGO (Aviatiker Gustav Otto). В 1911-1913 самолёты часто называли по фамилии конструктора "Otto". В 1912 было создано отдельное подразделение "AGO Flugzeugwerke" в Иоганништале. Фирма строила и колёсные самолёты и амфибии, но после начала Первой мировой войны сконцентрировалась чисто на колёсных машинах. После окончания войны Отто пробовал производство автомобилей, авиацией больше не занимался.

конкурсный двухпоплавковый (+1) гидросамолёт
1-моторный с 1 толкающим пропеллером
двухместный рамный биплан
1 ед.
эксп. двухпоплавковый (+2) гидросамолёт
1-моторный с 1 толкающим пропеллером
двухместный рамный биплан
1 ед.
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
11 ед.
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 толкающим пропеллером
двухместный рамный биплан
6 ед.
C-IW, 1915

двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик-истребитель
1-моторный с 1 толкающим пропеллером
двухместный двухбалочный биплан
1 ед.
C-IIW, 1915

двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик-истребитель
1-моторный с 1 толкающим пропеллером
двухместный двухбалочный биплан
2 ед.
ALBATROS (1912-1918, 14 типов, около 190 ед., все числились в составе флота)

Компания Albatros Flugzeugwerke GmbH в Йоганништале была основана 29 декабря 1909 г. Вальтером Хутом (Huth) и Отто Вайнером (Wiener) для производства по лицензии французского самолёта Antoinette VII. В 1911 г. взлетел их собственный биплан MZ 1. Компания построила много гидропланов, но, в основном это были версии колёсных машин, которые строились крупными сериями - за время первой мировой войны фирма построила около 10300 самолетов. После войны компания переключилась на гражданское авиастроение и смогла пережить Версальский договор.

WMZ, 1912
однопоплавковый (+3) гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 толкающим пропеллером
двухместный рамный биплан
3 ед.
WRE, 1913
двухпоплавковый (+1) гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный моноплан
2 ед.
WDE, 1913
двухпоплавковый (+1) гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
3 ед., вариант колёсного
WDD, 1913
двухпоплавковый (+1) гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
5 ед., вариант колёсного
FB (Wahl), 1914

конкурсная летающая лодка без поплавков
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
1 ед.
BW (W-1), 1913-1915
двухпоплавковый (+1) гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
27 (32) ед., вариант колёсного B-2
W-2, 1916
двухпоплавковый (+1) гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
1 ед., вариант колёсного C-III
W-3, 1916

двухпоплавковый гидросамолёт-торпедоносец
2-моторный с 2 толкающими пропеллерами
двух/трёх-местный фюзеляжный биплан
1 ед.
W-4, 1916-1917
двухпоплавковый гидросамолёт-истребитель
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
одноместный фюзеляжный биплан
118 ед., вариант колёсного D-1
W-5, 1917

двухпоплавковый гидросамолёт-торпедоносец
2-моторный с 2 толкающими пропеллерами
четырёхместный фюзеляжный биплан
5 ед., вариант колёсного D-1
W-8, 1918

двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик-истребитель
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
2 (3) ед.
W-10, ---
учебная летающая лодка со "штуммелями"
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
двухместный фюзеляжный моноплан
проект 1918-1920 гг., не строились


ALBATROS после войны

AVIATIK (1912-1914, 2 ед., в составе флота числилась 1 ед.)

Компания Automobil und Aviatik AG была основана в Мульхаузене (Эльзас) в 1910 году. Свою деятельность она начала с лицензионного выпуска французских моделей самолетов "Фарман" и "Анрио", с 1912 разрабатывала собственные модели, преимущественно колёсные. Построила всего два гидроплана для участия в конкурсах. После начала войны в 1914 году производство было перенесено во Фрайбург-на-Брейсгау, а с 1916 года в Лейпциг - Хайтерблик. Существовала до Версальского договора, затем была распущена.

конкурсный однопоплавковый (+3) гидросамолёт
1-моторный с 1 толкающим пропеллером
рамный биплан
1 ед.
конкурсный однопоплавковый (+1) гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
1 ед.
EULER (1912-1913, 2 ед., в составе флота не числились)

Август Ойлер был первым немецким держателем лицензии пилота, с 1909 г. В 1908 он построил самолет Voisin по лицензии, и в дальнейшем строил, в основном, лицензионные, изредка - свои машины. До конца войны были выпущены 420 самолетов, но почти все - колёсные, лишь две машины были с водным стартом. После войны Ойлер был назначен министром авиации, но с ограничениями Версальского Договора в 1920 г. он ушел в отставку и прекратил деятельность.

Amphibian, 1912
экспериментальный одноплавковый (+3) гидросамолёт
1-моторный с 1 толкающим пропеллером
двухместный рамный триплан
1 ед.
экспериментальная летающая лодка
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
двухместный фюзеляжно-рамный триплан
1 ед.
FRIEDRICHSHAFEN (1912-1919, 32 типа + 9 проектов, 999 ед.?, из них 966 числились в составе флота)

Компания Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH основана в 1912 во Фридрихсхафене Теодором Кобером, ранее работавшим в компании Zeppelin. Сперва фирма строила спортивные и конкурсные гидропланы, вскоре после начала войны стала основным поставщиком двухместных разведчиков для флота, позже производила также большие колёсные бомбардировщики для армии. В 1923 году завод закрылся, производственные мощности были куплены Dornier Flugzeugwerke.

При большом пожаре в апреле 1918 г. сгорела значительная часть чертежей и документации, поэтому данные не полные. Известно количество заказанных флотом машин, но не все они были сданы до конца войны.

Wright A-1, 1912

экспериментальный однопоплавковый (+2) гидросамолёт
1-моторный с 2 толкающими пропеллерами
двухместный рамный моноплан
1 ед. по американской лицензии
FF-1, 1912

экспериментальный однопоплавковый (+3) гидросамолёт
1-моторный с 1 толкающим пропеллером
двухместный рамный биплан
1 ед.
FF-2, 1913
учебно-спортивный двухпоплавковый (+1) гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
одноместный "фюзеляжный" моноплан
1 ед.
FF-4, 1914

спортивный двухпоплавковый (+1) гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный моноплан
1 ед.
FF-8, 1913

спортивный двухпоплавковый (+1) гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный моноплан
1 ед.
FF-9, 1913

конкурсный однопоплавковый (+3) гидросамолёт
1-моторный с 1 толкающим пропеллером
двухместный рамный биплан
1 ед.
FF-11, 1914
конкурсная летающая лодка-разведчик
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
двухместный рамный биплан
1 ед.
FF-15, 1914

конкурсный однопоплавковый (+3) гидросамолёт
1-моторный с 1 толкающим пропеллером
двухместный рамный биплан
1 ед.
FF-17, 1914

конкурсный однопоплавковый (+3) гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
1 ед.
FF-19, 1914
двухпоплавковый (+1) гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
15 ед.
FF-21, 1914

летающая лодка-разведчик
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
двухместный рамный биплан
1 ед.
FF-27, 1914
двухпоплавковый (+1) гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 толкающим пропеллером
двухместный рамный биплан
1 ед.
FF-29, 1914-1915
двухпоплавковый (+1) гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
47 (50) ед.
FF-31, 1915
двухпоплавковый (+1) гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 толкающим пропеллером
двухместный рамный биплан
2 ед.
FF-33, 1914-1915
двухпоплавковый (+1) гидросамолёт-разведчик и истребитель
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
523 ед.
FF-34, 1916
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 толкающим пропеллером
двухместный двухбалочный биплан
1 ед.
FF-35, 1916

двухпоплавковый гидросамолёт-торпедоносец
2-моторный с 2 толкающими пропеллерами
трёхместный фюзеляжный биплан
1 ед.
FF-39, 1916-1917
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
14 ед.
FF-40, 1916
двухпоплавковый гидросамолёт-дальний разведчик
1-моторный с 2 тянущими пропеллерами
трёхместный фюзеляжный биплан
1 ед.
FF-41, 1916-1917
двухпоплавковый гидросамолёт-торпедоносец
2-моторный с 2 тянущими пропеллерами
трёхместный фюзеляжный биплан
9 ед.
FF-43, 1916
двухпоплавковый гидросамолёт-истребитель
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
одноместный фюзеляжный биплан
1 ед.
FF-44, 1917
двухпоплавковый гидросамолёт-дальний разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
1 ед.
FF-48, 1917
двухпоплавковый гидросамолёт-истребитель
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
3 ед.
FF-49, 1917-1919
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик и бомбардировщик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
349 ед.
FF-53, 1917
двухпоплавковый гидросамолёт-торпедоносец
2-моторный с 2 тянущими пропеллерами
трёхместный фюзеляжный биплан
3 ед.
FF-59, 1917-1919
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
20 ед.
FF-60, 1918
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик и бомбардировщик
4-моторный с 4 тянущими пропеллерами
четырёхместный фюзеляжный триплан
1 (3) ед.
FF-63, 1918
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
1 (4) ед.
FF-64, 1918
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
3 ед.
FF-67, 1918
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
1 ед.
FF-71, 1919
двухпоплавковый учебный гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
1 ед.
летающая лодка торпедоносец/разведчик
4-моторная с 3 тянущими и 1 толкающим пропеллерами
двухфюзеляжный биплан
проект 1918 г., не строилась
двухпоплавковый гидросамолёт-бомбардировщик/разведчик
4-моторный с 2 тянущими и 2 толкающими пропеллерами
двухфюзеляжный биплан
проект 1917 г., не строился
двухпоплавковый гидросамолёт-истребитель/разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный моноплан
проект 1918 г., не строился
летающая лодка истребитель/разведчик
2-моторная с 2 толкающими пропеллерами
фюзеляжный биплан
проект 1918 г., не строилась
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
проект 1918 г., не строился
двухпоплавковый гидросамолёт-бомбардировщик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
проект 1918 г., не строился
летающая лодка истребитель/разведчик
2-моторная с 1 тянущим и 1 толкающим пропеллерами
трёхместный фюзеляжный биплан
проект 1918 г., не строилась
двухпоплавковый гидросамолёт-бомбардировщик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
проект 1918 г., не строился
двухпоплавковый гидросамолёт-корабельный разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан или моноплан
проект 1918 г., не строился
GÖDECKER (1912-1913, 2 ед., в составе флота не числились)

Якоб Гёдекер с 1910 по 1914 занимался изготовлением колёсных Taube, спортивных и военных монопланов и бипланов. В числе его конструкций были 2 летающих лодки. С началом войны в 1914 фирма переориентировалась на ремонт повреждённых самолётов.

конкурсная летающая лодка
1-моторная с 1 тянущим толкающим
двухместный фюзеляжный моноплан
1 ед.
конкурсная летающая лодка
1-моторная с 1 тянущим толкающим
двухместный фюзеляжный моноплан
1 ед.
GRADE (1912, 1 ед., в составе флота не числился)

Ганс Граде в 1907 году начал строительство своего первого триплана, первый полёт состоялся в 1908, в 1910 создал самолётную фабрику, до 1914 года было построено 80 самолётов, с 1914 года занимался ремонтом военных самолетов, после войны строил автомобили, в 1927 фирма закрылась из-за финансовых трудностей.

Aquaplane, 1912
экспериментальный гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный моноплан
1 ед.
RUMPLER (1912-1918, 4 типа, не менее 132 ед., почти все числились в составе флота)

Инженер Эдмунд Румплер работал в крупных автомобильных и моторостроительных компаниях ("Adler", "Даймлер"), а в 1908 г. организовал авиастроительную компанию "Edmund Rumpler Luftzeugbau", позже - Rumpler Flugzeug-Werke G.m.b.H.. Первые сконструированные им самолеты напоминали французские монопланы "Антуанетт". В 1910 г. после знакомства с австрийским создателем оригинальных самолетов "Таубе" И. Этрихом, Румплер организовал на заводе производство его машин. Компания в 1912 г. начала строить и гидросамолеты - на поплавки устанавливались серийные машины - "Таубе" и ВI, а позже СI, но основу производства составили колёсные машины. Во время первой мировой войны фирма построила 3260 самолетов. После войны Эдмунд Румплер сконцентрировался на производстве автомобилей.

Taube, 1912
двухпоплавковый (+1) гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный моноплан
не менее 2 ед., вариант колёсного
4B, 1914-1915
двухпоплавковый (+1) гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
40 ед., вариант колёсного "B-1"
4E / 8E, 1914
летающая лодка-разведчик
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
2 ед.
6B, 1916-1918
двухпоплавковый (+1) гидросамолёт-истребитель
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
одноместный фюзеляжный биплан
88 ед., вариант колёсного "C-1"


RUMPLER после войны

1913
AHLERT (1913, 1 ед., в составе флота не числился)

В 1912/1913 братья Алерт из Бремена сконструировали и построили летающую лодку-биплан.

Flugboot, 1913

экспериментальная летающая лодка
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
фюзеляжный биплан
1 ед.
AVRO (1913, 1 ед., в составе флота)

Британский производитель авиационной техники - компания Avro была основана 1 января 1910 Аллиоттом Вердоном Роу на заводе Brownsfield на Грейт Анкоэтс-Стрит в Манчестере. Первым самолетом Avro, который строился серийно, был Avro E или Avro 500, взлетевший в марте 1912 г. Тип был развит до Avro 503, один экземпляр которого перед войной купил немецкий флот. Немцы изучили аппарат и воспроизвели несколько десятков его копий (фирмы AGO, Albatros, Gotha).

503, 1913
учебно-опытовый двухпоплавковый (+1) гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный моноплан
1 ед., куплен в Британии
CURTISS (1913-1914, 1 тип, 3-4 ед., в составе флота)

Curtiss - американская авиастроительная фирма, основана в 1909 году. Две из их лодок Curtiss-F перед войной были приобретены германским ВМФ. После начала войны одна-две таких лодки были реквизированы флотом у частных владельцев.

Model F, 1913-1914
экспериментальная/учебная летающая лодка
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
3-4 ед., постройки США
DFW (1913, 1 тип, 1 ед., в составе флота не числилась)

Немецкий авиационный завод Deutsche Flugzeug-Werke (DFW) основан Bernhard Meyer и Erich Thiele в Линдентале в 1910 г. и первоначально производил по лицензии самолёты Farman, позже перешёл на Etrich Taube и в конечном счете на свои собственные проекты. Компания строила исключительно колёсные самолёты, известен только один проект летающей лодки этой фирмы.

Flugboot, 1913

конкурсная летающая лодка
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
1 ед.


В мае 1914 г. специально для постройки гидропланов был основан филиал DFW - Flugzeugwerft Lubeck-Travemunde

FOKKER (1913-1918, 5 типов, 5 ед., в составе флота не числились)

Антон Фоккер - голландский авиаконструктор, первый самолет создал в 1911 году. В 1912 Фоккер поселился около Берлина, а в 1913 году основал авиационный завод "Fokker Flugzeugwerke GmbH" близ Шверина. Фоккер строил колёсные самолёты для германской армии, водный старт имели всего 5 машин. В 1919 г., после подписания Версальского мирного договора, по которому Германии запрещалось иметь ВВС и авиапромышленность, Фоккер переехал из Германии в Амстердам, а в 1920-е годы - в США, где основал отделение своей фирмы. Компания Фоккера стала одним из ведущих производителей гражданских самолётов в мире. Во время Второй мировой войны голландский завод уже покойного Фоккера попал в руки немцев и строил гидропланы для Люфтваффе.

W-1, 1913
экспериментальная летающая лодка
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
двухместный фюзеляжный полутораплан
1 ед.
W-2, 1913
экспериментальный двухпоплавковый (+1) гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный полутораплан
1 ед.
W-3, 1914

экспериментальный гидросамолёт
???
данных не обнаружено
1 ед.
W-4, 1915
экспериментальный двухпоплавковый (+1) гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный полутораплан
1 ед.
C-IW, 1918
экспериментальный двухпоплавковый гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
1 ед., вариант колёсного.


FOKKER после первой мировой войны

GOTHA (1913-1918, 19 типов, 161 ед. (в составе флота числились 160) + 30 по лицензии, + 25 для Турции

В 1913 г. вагоностроительная фабрика Gothaer Waggonfabrik AG открыла авиастроительный филиал Abteilung Flugzeugbau, Gotha. Первыми конструкторами были инженеры Карл Грульхь (Karl Grulich), Бруно Бухнер (Bruno Buchner) и Бартл (Bartl). Фирма строила, как гидропланы, так и колёсные машины. После войны авиационное производство было закрыто, перед второй мировой его возродили.

конкурсный двухпоплавковый (+1) гидросамолёт
1-моторный с 1 толкающим пропеллером
двухместный рамный биплан
1 ед.
WD-1, 1914
двухпоплавковый (+1) гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
6 ед., лицензионный Avro-503
WD-2, 1914-1915
двухпоплавковый (+1) гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
19 ед.
WD-3, 1915
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 толкающим пропеллером
двухместный двухбалочный биплан
1 ед.
WD-4 = UWD, 1915
двухпоплавковый гидросамолёт-бомбардировщик/торпедоносец
2-моторный с 2 тянущими пропеллерами
трёхместный фюзеляжный двухкилевой биплан
1 ед.
WD-5, 1915
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
1 ед.
WD-7, 1915

двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
2-моторный с 2 тянущими пропеллерами
двухместный фюзеляжный двухкилевой биплан
8 ед.
WD-8, 1915
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный двухкилевой биплан
1 ед.
WD-9, 1916
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
1 ед. + 9 ед. для Турции в 1918
WD-10, 1916
двухпоплавковый гидросамолёт-истребитель
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
одноместный фюзеляжный биплан
1 ед., эксп. со складывающимися поплавками
WD-11, 1917

двухпоплавковый гидросамолёт-бомбардировщик/торпедоносец
2-моторный с 2 толкающими пропеллерами
трёхместный фюзеляжный двухкилевой биплан
17 ед.
WD-12, 1916-1917
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
7 ед. + 14 ед. для Турции в 1918
WD-13, 1917
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
18 ед. + 2 ед. для Турции
WD-14, 1917
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик/торпедоносец
2-моторный с 2 тянущими пропеллерами
трёхместный фюзеляжный двухкилевой биплан
69 ед.
WD-15, 1917
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
2 ед.
WD-20, 1917
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
2-моторный с 2 тянущими пропеллерами
трёхместный фюзеляжный двухкилевой биплан
3 ед.
WD-22, 1918
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
4-моторный с 2 тянущими и 2 толкающими пропеллерами
трёхместный фюзеляжный двухкилевой биплан
2 ед.
WD-27, 1918
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
4-моторный с 2 тянущими и 2 толкающими пропеллерами
трёхместный фюзеляжный двухкилевой биплан
3 ед.


+ проект 1918 г. WD-28 - 1-моторный двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик и торпедоносец, двухместный фюзеляжный двухкилевой биплан с 1 тянущим пропеллером, вариант WD-8



GOTHA после войны

HÜBNER (1913, 1 ед., в составе флота не числился)

Хуго Хюбнер с 1911 начал строительство самолетов в Мангейме. В 1912 г. он построил три моноплана и гидросамолет, с которым участвовал в "Первых соревнованиях немецких гидросамолетов" в Хайлигендамме на Балтийском море. После серьезной аварии он больше не летал на машинах, а после вмешательства своего отца зимой 1912/13 года отказался от дорогостоящего самолетостроения.

конкурсный однопоплавковый (+1) гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный моноплан
1 ед.
OERTZ (1913-1917, 8 типов, 14 ед., в составе флота числились 12)

Завод Oertz в Гамбурге перед войной в основном занимался постройкой яхт и моторных лодок. Д-р Max Oertz, знаменитый конструктор яхт и катеров, был одним из первым в Германии, кто начал строить самолёты, но мощности мастерских не позволяли наладить серийное производство. После войны верфь вернулась к яхтостроению, чем занимается и по сей день.

FB-1, 1913
экспериментальная летающая лодка
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
одноместный фюзеляжный биплан
1 ед.
FB-2, 1914
экспериментальная летающая лодка
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
одноместный фюзеляжный биплан
1 ед.
FB-3, 1914
конкурсная летающая лодка-разведчик
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
1 ед.
W-4, 1914-1915

летающая лодка-разведчик
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
2 ед.
W-5, 1915-1917

летающая лодка-разведчик
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
5 ед.
летающая лодка-разведчик
2-моторная с 2 толкающими пропеллерами
четырёхместный фюзеляжно-рамный биплан-тандем
1 ед.
W-7, 1917
летающая лодка-разведчик
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
2 ед.
W-8, 1917
летающая лодка-разведчик
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
1 ед.
RICHTER (1913, 1 ед., в составе флота не числился)

Один из старейших планеристов Германии Ганс Рихтер с 1913 строил планеры, один из которых был с водным стартом.

Möwe, 1913

экспериментальный двухпоплавковый гидропланер
без мотора
одноместный рамный биплан
1 ед.
SCHELIES (1913, 1 ед., в составе флота не числилась)

Рихард Шелиз, бизнесмен и конструктор из Гамбурга в 1913 г. построил и испытал на Эльбе маленькую летающую лодку.

экспериментальная летающая лодка
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
одноместный фюзеляжный биплан
1 ед.
STRACK (1913, 1 ед., в составе флота не числился)

Братья Штрак в Дуйзбурге в 1910-1914 построили не менее трёх самолётов, в т. ч. один гидроплан. В дальнейшем они организовали лётную школу, а производство машин прекратили.

конкурсный двухпоплавковый гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
фюзеляжный моноплан
1 ед.
UNION (1913, 1 ед., в составе флота)

Небольшой авиазавод Union-Flugzeugwerke GmbH в Берлине существовал с 1912 по 1916 гг. В истории Union-Flugzeugwerke были несколько знаменитых имён: Dr Josef Sablatnig, инженер Karl Bomhard и Georg König. Вплоть до 1916 г. они разрабатывали самолёты, но недостаток заказов привел к передаче компании Norddeutsche Flugzeugwerke. В 1915 Josef Sablatnig создал свой первый собственный гидроплан SF 1 и в 1916 основал ↓Sablatnig-Flugzeugbau GmbH↓ в Берлине.

конкурсный двухпоплавковый (+1) гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
1 ед.
1914
AEG (1914-1918, 3 типа, 2 (5) ед., 1 (4) числились в составе флота)

Немецкая компания Allgemeine Elektricitäts-Gesellschaft основана в 1883 Эмилем Рэтэно в Берлине как Deutsche Edison-Gesellschaft Fürstrangewandte Elektricität, и переименована в 1887. Первоначально производила только электрооборудование (лампочки, двигатели и генераторы и т.д.). В первой половине 20-го столетия компания расширилась и вышла на автомобильный и авиационный рынки. Экспериментальные самолёты строила с 1910, в том числе 2 с водным стартом, но после начала войны сконцентрировалась на массовой постройке колёсных машин. После войны авиационное отделение было закрыто.

Flugboot, 1914
конкурсная летающая лодка
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
двухместный фюзеляжный моноплан
1 ед.
S-1 (Z-5), 1914

конкурсный двухпоплавковый (+1) гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный моноплан
1 ед.
R-1W, 1918
двухпоплавковый гидросамолёт-бомбардировщик
4-моторный с 2 тянущими пропеллерами
большой фюзеляжный моноплан
0 (3) ед., вариант колёсного, недостроен
BEESE-BOUTARD (1914, 1 ед., в составе флота не числился)

Немецкая женщина - авиатор Melli Beese и ее муж француз Charles Boutard построили лодку для участия в конкурсе Ostsee-Wasserflug-Wettbewerb в Варнемюнде, который отменили в связи с началом войны.

Flugboot, 1914
конкурсная летающая лодка
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
1 ед.
HANSA-BANDENBURG (1914-1918, 30 типов, 634 (772) ед., из них 566 (704) в составе флота + ок. 900 на экспорт и по лицензии)

Hansa und Brandenburgische Flugzeugwerke (обычно просто Hansa-Brandenburg), немецкая авиастроительная компания, основанная в мае 1914 г. австрийским финансистом Камильо Кастильоне путём приобретения завода Brandenburgische Flugzeugwerke. Главный конструктор фирмы, Эрнст Хайнкель, остался на новом предприятии. Осенью 1915 г. оно стало самым большим авиационным производителем в Германии с двумя большими заводами - в Руммельсбурге (Берлин) и в Вандсбехе (Гамбург). Хотя производство находилось в Германии, многие военные самолёты были произведены для корпуса авиации Австро-Венгрии.

Hansa-Brandenburg не нашла себе места на послевоенном рынке и закрылась в 1919 г. Тем не менее, многие проекты фирмы продолжали производиться в других странах, особенно Финляндии и Норвегии. Эрнст Хайнкель с 1921 стал главным конструктором фирмы Caspar-Werke в Травемюнде, но уже в мае следующего года ушёл и основал собственную компанию "Ernst Heinkel Flugzeugwerke".

W, 1914-1915

двухпоплавковый (+1) гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
25 ед.
AE, 1915

летающая лодка-разведчик
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
1 ед., по австрийской лицензии Lohner T
NW, 1915

двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
64 ед.
LW, 1915

двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
1 ед.
GNW, 1915-1916

двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
16 ед.
FB, 1915-1916

летающая лодка-разведчик
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
6 ед. + 11 ед. для Австро-Венгрии
GW, 1916
двухпоплавковый гидросамолёт-торпедоносец
2-моторный с 2 тянущими пропеллерами
трёхместный фюзеляжный биплан
26 ед.
GDW, 1916
двухпоплавковый гидросамолёт-торпедоносец
2-моторный с 2 тянущими пропеллерами
трёхместный фюзеляжный биплан
1 ед.
KW, 1916
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
3 ед.
CC, 1916-1917
летающая лодка-истребитель
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
одноместный фюзеляжный биплан
36 ед. + 37 ед. для Австро-Венгрии
KDW, 1916-1918
двухпоплавковый гидросамолёт-истребитель
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
одноместный фюзеляжный биплан
58 ед.
W-11, 1917
двухпоплавковый гидросамолёт-истребитель
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
одноместный фюзеляжный биплан
3 ед.
W-12, 1917-1918

двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик/истребитель
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
146 ед. + 35 ед. в Голландии
W-13, 1917

летающая лодка-бомбардировщик
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
1 ед. + 129 ед. для Австро-Венгрии
W-16, 1917
двухпоплавковый гидросамолёт-истребитель
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
одноместный фюзеляжный биплан
3 ед.
W-17, 1917
летающая лодка-истребитель
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
одноместный фюзеляжный биплан
0 ед. + 1 ед. для Австро-Венгрии
W-18, 1917

летающая лодка-истребитель
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
одноместный фюзеляжный биплан
1 ед. + 47 ед. для Австро-Венгрии
W-19, 1917-1918
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик/истребитель
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
55 ед.
W-20, 1918
летающая лодка-разведчик для ПЛ
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
одноместный фюзеляжный биплан
3 ед.
W-22, 1917
опытовая летающая лодка
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
одноместный фюзеляжный биплан
1 ед., со спонсонами
W-23, 1918

летающая лодка-истребитель
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
одноместный фюзеляжный биплан
3 ед.
W-25, 1917

двухпоплавковый гидросамолёт-истребитель
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
одноместный фюзеляжный биплан
1 ед.
W-26, 1918
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
3 ед.
W-27, 1918
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик/истребитель
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
2 ед.
W-29, 1918
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик/истребитель
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный моноплан
80 (140) ед. + 3 (25) ед. Австро-Венгрия + 335 ед. лиц. 1920-1928
W-30?, 1918
летающая лодка-разведчик для ПЛ
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
одноместный фюзеляжный биплан
3 ед.
W-32, 1918

двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик/истребитель
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
3 (5) ед.
W-33, 1918
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик/истребитель
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный моноплан
26 (100) ед. + 150 ед. лиц. 1920-1926
W-34, 1918

двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик/истребитель
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный моноплан
3 (5) ед.
W-35, ---
многоцелевая летающая лодка
2-моторная с 2 тянущими пропеллерами
большой фюзеляжный моноплан
проект 1918 г., не строилась
LOHNER (1914, 1 ед., числился в составе флота)

Lohner-Werke - венская фирма роскошного кузовостроения, основанная в 19-м столетии Джейкобом Лонером. В начале 1900-х фирма производила самолеты, первый для морской авиации Австро-Венгрии выпустила в 1911 г. В 1914 одна летающая лодка была доставлена на конкурс гидропланов в Германию, позже куплена флотом. После войны компания производила трамваи.

L, 1914
летающая лодка-разведчик
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
1 ед., построена в Австро-Венгрии
LÜBECK TRAWEMUNDE (1914-1918, 4 типа, 55 ед., все числились в составе флота)

↑ DFW до первой мировой войны ↑

В мае 1914 г. в Travemunde Privall специально для постройки гидропланов был основан филиал Deutsche Flugzeug-Werke - FlugzeugWerft Lubeck-Travemunde G.m.b.H. Производственных мощностей цеха не хватало для массового производства, поэтому количество построенных машин было ограничено. В августе 1917 г завод был продан компании Fokker, а в сентябре 1918 года производственные мощности были приобретены компанией Caspar-Werke.

F-1, 1914

двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
3 ед.
F-2, 1916-1917

двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
17 ед.
F-3, 1916


двухпоплавковый гидросамолёт-истребитель
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
одноместный фюзеляжный биплан
1 ед.
F-4, 1917-1918
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
34 ед.
PFW (1914, 1 ед., в составе флота служил, но не числился)

Компания Pfalz-Flugzeugwerke GmbH была основана 3 июня 1913 года в Нойштадте. В дальнейшем они организовали лётную школу, а производство машин прекратили. В 1914 начала производство бипланов по лицензии Отто (AGO). В том или ином виде фирма существует по сей день. Все машины компании были колёсными, лишь один самолёт был переставлен на поплавки в мастерских колониальных войск в Африке.

двухпоплавковый (+1) гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 толкающим пропеллером
двухместный рамный биплан
1 ед.
SCHÜTTE-LANZ (1914, 1 проект)

В 1913 году компания Schütte-Lanz в Мангейме-Райнаубеганне, которая прославилась строительством дирижаблей, также заинтересовалась авиастроением и готовила самолёт для конкурса гидропланов в Варнемюнде, намеченном на 1 августа 1914 года. По ряду причин машина так и не была построена.

Flugboot, ---
летающая лодка
2-моторная с 2 толкающими пропеллерами
большой рамный биплан
проект 1914 г., 2 вар., не строилась
SOPWITH (1914, 1 ед., числился в составе флота)

Британская авиакомпания Sopwith Aviation Company была основана июне 1912 в Кингстон-апон-Темс. До конца Первой мировой войны она выпустила более 16 000 самолетов. Один из них был куплен германским флотом перед войной. Несколько были реквизированы у частных лиц или захвачены в качестве трофеев после начала войны, но в основном это были колёсные машины.

Bat Boat-2, 1914
конкурсная/учебная летающая лодка
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
двухместный рамный биплан
1 ед., построена в Британии
WIGHT (1914, 1 ед., в составе флота фактически не числился)

Британская катеростроительная компания J Samuel White & Co существовавшая с 1802 г. в Коусе на острове Уайт (Wight), в 1912 г. открыла авиационное отделение и в мае 1913 г. был закончен первый гидроплан под маркой Wight. Перед самой войной четыре самолёта были куплены Немецким Военно-морским флотом, но только один успели получить. Британская верфь продолжала строить самолёты до 1916, затем вновь сконцентрировалась на кораблях.

экспериментальный двухпоплавковый гидросамолёт
1-моторный с 1 толкающим пропеллером
двухместный рамный двухкилевой биплан
1 ед., построен в Британии
1915
KAISERLIHE WERFT (1915-1918, 6 типов, 20 ед., все числились в составе флота)

С началом войны основные изготовители гидропланов занялись производством машин передней линии, и единственные доступные учебные самолёты были устаревшими или переделанными боевыми машинами. Для того, чтобы обеспечить военно-морской флот учебными гидропланами современного проекта, Имперской Морской Верфью (Kaiserlicht Werft) были разработаны и построены на разных филиалах: в Данциге, в Киле и в Вильгельмсхафене различные двухместные гидропланы. Ни один из них не стал настолько удачным, что бы пойти в серию.

401, 1915-1917

двухпоплавковый учебный гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
5 ед.
461, 1916-1918

двухпоплавковый учебный гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
10 ед.
945, 1918

двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик/истребитель
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
1 ед.
947, 1917

двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
1 ед.
1105, 1917

двухпоплавковый учебный гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
2 ед.
1650, 1918

двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
1 ед.
LVG (1915, 1 тип, 3 ед., все числились в составе флота)

Luft-Verkehrs Gesellschaft m.b.H. Johannisthal - одна из самых крупных самолетостроительных фирм Германии, располагалась на аэродроме Иоганништаль в Берлине. На раннем этапе существования она обслуживала воздушные перевозки дирижаблей Парсеваля, откуда и произошло название - Компания воздушного транспорта. Затем фирма подключилась к изготовлению аппаратов Фармана, а с 1912 г. стала массово производить свои самолёты, в основном - двухместные разведчики.

Почти все аппараты компании были колёсными, и только один раз в 1915 году она предложила флоту для испытаний 3 прототипа переставленных на поплавки колёсных машин. Завод существовал до окончания войны и производил практически только колёсные машины, если не считать лицензионную постройку 10 машин Sablatnig SF-2 и 10 Sablatnig SF-5 в 1917-1918 гг.

C-2W, 1915

двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
3 ед.
SABLATNIG (1915-1918, 7 типов, 167 ед., все числились в составе флота)

Австриец Ёзеф Саблатниг (Josef Sablatnig) экспериментировал и летал перед Первой Мировой Войной. Переехав в Германию в 1913 г. он стал директором верфи Union Flugzeugwerke GmbH, где выполнял техническую работу и испытывал машины. В 1915 он основал свою фирму в Берлине, известную гидропланами для ВМФ, но строившую также и колёсные машины, которые, однако, в серию они не пошли. Сперва компания была имела только конструкторское бюро, а постройку осуществляли фридрихсхафенская Bootsbau Retel и берлинская Götze. В 1916 году цеха последней были выкуплены, но мощностей не хватало и часть заказов передавали берлинским фирмам LFG и LVG. В тоже время в 1918 году вместе с LFG сами переняли заказ на 85 Friedrichshafen FF-49. После войны компания построила для Швейцарии колёсные лайнеры P.I и P.III (1920) и один спортивный самолёт, но из-за финансовых трудностей фирма закрылась.

SF-1, 1915
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
1 ед.
SF-2, 1916-1917
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
26 ед.
SF-3, 1917
двухпоплавковый гидросамолёт-истребитель/разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
1 ед.
SF-4, 1917
двухпоплавковый гидросамолёт-истребитель
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
одноместный фюзеляжный биплан/триплан
2 ед.
SF-5, 1917-1918
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
101 ед.
SF-7, 1917

двухпоплавковый гидросамолёт-истребитель/разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
3 ед.
SF-8, 1918

двухпоплавковый учебный гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
33 ед.
ZEPPELIN-LINDAU (1915-1919, 6 типов + 3 проекта, 7 (15) ед., в составе флота числились 12 ед.)

В 1910 г. граф Цеппелин поручил инженеру Клоду Дорнье подготовку эскизного проекта нового дирижабля, предназначенного для трансатлантического перелета. Для этой цели зимой 1913 -1914 г. г. создали специальный отдел "Do", однако первая мировая война прервала разработку проекта. Фирма полностью переориентировалась на военные заказы. Занявшись, кроме дирижаблестроения, тяжелыми самолетами для флота, фирма создала специальное отделение по постройке цельнометаллических летающих лодок, "Werft Seemoos", преобразованное впоследствии в отделение "Zeppelin Werke - Lindau", довольно крупное предприятие, объединявшее конструкторское бюро и опытный завод. Руководителем его стал Клод Дорнье.

В 1916 году конструкторское бюро Дорнье было переведено в Симос под Фридрихсхафеном, где оно вело работу не только над гидросамолетами. В 1917 году взлетел колёсный двухместный истребитель-штурмовик CL.I, построенный для проверки разработок Дорнье в области работающей обшивки. Одноместный истребитель D.I построенный в 1918 году имел фюзеляж с работающей обшивкой, свободнонесущее крыло с торсионной коробкой и сбрасываемым топливным баком под фюзеляжем. Но самолеты разработки Дорнье были скорее опытами в области технологии, чем серьёзными попытками создать серийные образцы. Ни один из них не был запущен в серийное производство.

После окончания Первой мировой войны Дорнье переключился на коммерческую авиацию. 31 июля 1919 года полетела шестиместная пассажирская лодка Gs.I. Летающая лодка имела большой успех, но после демонстрации в Голландии союзники потребовали её ликвидации, как самолета, попадающего под запрещения Контрольной комиссии, а работа по достройке двух девятиместных Gs.II не была закончена. После этого в 1920 Дорнье пришлось перенести своё производство в Швейцарию и Италию.

RS-1, 1915

экспериментальная летающая лодка
3-моторная с 3 толкающими пропеллерами
большой фюзеляжный биплан
1 ед.
RS-2, 1916
экспериментальная летающая лодка
3-моторная с 3 толкающими пропеллерами
большой рамный полутораплан
1 ед.
RS-3, 1917
экспериментальная летающая лодка
4-моторная с 2 тянущими и 2 толкающими пропеллерами
большой однобалочный моноплан
1 ед.
RS-4, 1918
экспериментальная летающая лодка
4-моторная с 2 тянущими и 2 толкающими пропеллерами
большой однобалочный моноплан
1 (2) ед.
RS-5, ---

многоцелевая летающая лодка
4-моторная с 2 тянущими и 2 толкающими пропеллерами
большой фюзеляжный моноплан
0 (2) ед., проект 1918 г.
CS-1, 1918
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
фюзеляжный двухместный моноплан
2 (3) ед.
GS-1, 1919
пассажирская летающая лодка
2-моторная с 1 тянущим и 1 толкающим пропеллером
фюзеляжный моноплан
1 (3) ед.
GS-2, ---

пассажирская летающая лодка
2-моторная с 1 тянущим и 1 толкающим пропеллером
фюзеляжный моноплан
0 (2) ед., проект 1919 г.
пассажирская летающая лодка
8-моторная с 4 тянущими и 4 толкающими пропеллерами
фюзеляжный моноплан
проект 1919 г., не строились


↓ DORNIER после войны ↓

1916
LFG (1916-1919, 4 типа + 2 проекта, 4 (6) ед., все числились в составе флота)

Компания Luftfahrzeug-Gesellschaft m.b.H (LFG) была основана в 1908 в Шарлоттенбурге, как MStG. С 1910 г. LFG с базой в Берлине строила дирижабли Parsewal. С началом Первой мировой войны предприятие получило небольшие заказы на лицензионное строительство самолетов Albatros. Первый собственный проект LFG был двухместным колёсным разведчиком. В дальнейшем компания развернула массовое строительство колёсных самолётов под маркой Roland. Хотя завод активно строил гидропланы по лицензии (22 Friedrichshafen FF-33, 10 Sablatnig SF-2, 30 Sablatnig SF-5, а в 1918 году вместе с Sablatnig переняли заказ на 85 Friedrichshafen FF-49), собственные гидросамолёты фирмы флот не привлекли и остались в числе единичных прототипов - они строились не на головном предприятии, а на филиалах в Биттерфельде и Штральзунде. После войны компания переключилась на постройку гражданских самолётов, причём, в большинстве своём - с водным стартом.

W (Bitterfeld), 1916
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
1 ед., вариант лицензионного колёсного Albatros C-Ia
WD (Bitterfeld), 1916

двухпоплавковый гидросамолёт-истребитель
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
одноместный фюзеляжный биплан
1 ед., вариант лицензионного колёсного LFG Roland D-I
W-16 (Bitterfeld), 1918

двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
1 ед.
Stralsund, 1918

двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик для ПЛ
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
одноместный фюзеляжный моноплан
1 (3) ед.
G-1, ---

пассажирская летающая лодка
2-моторная с 2 толкающими пропеллерами
фюзеляжный биплан
проект 1919 г., не строилась


↓ LFG после войны ↓

1917
LTG (1917-1918, 1 тип, 6 ед., все числились в составе флота)

Немецкая фирма Luft Torpedo Gesellschaft (LTG) была основана в марте 1915 года в Йоганништале для изготовления торпед для самолетов. Невзирая на специализацию, 8 февраля 1917 года с фирмой был заключен контракт на разработку и постройку прототипа одноместного поплавкового истребителя для защиты морских баз.

SD-1, 1917-1918

двухпоплавковый гидросамолёт-истребитель
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
одноместный фюзеляжный биплан
6 ед.
ZEPPELIN-STAAKEN (1917-1918, 2 типа, 4 (7) ед., все числились в составе флота)

Zeppelin Werke Staaken G.m.b.H. в Готе была филиалом фирмы Цеппелина по постройке сверхбольших самолётов. Почти все её машины были колёсными, лишь в самом конце войны появился поплавковый вариант. После Версальского договора фирма была закрыта, один из главных конструкторов - Рорбах, в 1922 создал собственное предприятие Rohrbach Metall Flugzeugbau GmbH.

L, 1917
двухпоплавковый гидросамолёт-торпедоносец/бомбардировщик
4-моторный с 2 тянущими и 2 толкающими пропеллерами
большой фюзеляжный биплан
1 ед.
8301, 1918

двухпоплавковый гидросамолёт-торпедоносец/бомбардировщик
4-моторный с 2 тянущими и 2 толкающими пропеллерами
большой фюзеляжный биплан
3 (6) ед.

в 1918 флот заказал более крупную машину с четырмя моторами по 500 л.с., не строилась

1918
JUNKERS (1918-1919, 1 (2) типа + 6 проектов, 3 (6) ед., все числились в составе флота)

Junkers & Co — немецкая компания, основанная учёным-металлургом Хуго Юнкерсом в Дессау и производившая изделия из металлических сплавов - сперва это были газоотопительные котлы, охладители и вентиляторное оборудование. К авиастроению компания приступила после начала Первой мировой войны. В 1915 Отто Рейтер и Отто Мадер спроектировали и построили под руководством Юнкерса моноплан J-1 — один из первых цельнометаллических самолетов в мире. Металлическая конструкция стала главной особенностью машин фирмы. До окончания войны она построила не так много самолётов - чуть более 300, большинство из них были колёсными.

После окончания войны фирма одна из немногих смогла активно продолжить постройку самолётов.

JM-1, ---


двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
2...3-моторный с 2...3 пропеллерами
большой биплан или моноплан
проект 1916 г., 6 вариантов, не строились
JM-2, ---
двухпоплавковый гидросамолёт-истребитель
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
одноместный моноплан или биплан
проект 1917 г., 3 варианта, не строились
JM-4, ---


двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик для ПЛ
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
одноместный моноплан
проект 1917 г., 2 варианта, не строились
JM-6, ---


двухпоплавковый гидрографический гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
биплан
проект 1917 г., 2 варианта, не строились
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный биплан
3 ед.
двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик
2-моторный с 2 тянущим пропеллером
большой фюзеляжный моноплан
0 (3) ед.
транспортная летающая лодка
4-моторная с 4 тянущими пропеллерами
большой фюзеляжный моноплан
проект 1918 г., 2 варианта, не строились
транспортная летающая лодка
4-моторная с 4 тянущими пропеллерами
большой фюзеляжный моноплан
проект 1918 г., 2 варианта, не строились


↓ JUNKERS после войны ↓

ZSCHACH (1918, 1 проект)

R. Zschach, инженер, который в течение войны работал на Hannoversche Waggonfabrik, которая строила исключительно колёсные самолёты, в конце войны разработал для флота проект большой лодки.

После войны эта компания прекратила заниматься авиастроением.

летающая лодка-бомбардировщик/разведчик
4-моторная с 2 тянущими пропеллерами
большой двухфюзеляжный биплан
проект 1918 г., 2 вар., не строилась
1919
KLEMPERER (1919, 1 проект)

В. Клемперер занимался конструированием самолетов по схеме утки и в 1911 году начал строительство двухместного самолета, первые летные испытания состоялись весной 1914 года в Хемнице. Начало войны помешало продолжению летных испытаний и дальнейшему развитию самолета. По окончании войны в 1919 году Клемперер спроектировал небольшую транспортную летающую лодку, но до постройки дело не дошло.

пассажирская летающая лодка
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
фюзеляжный биплан-утка
проект 1919 г., не строилась
 

 ГИДРОАВИАЦИЯ ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ТРЕТЬЕГО РЕЙХА 



-06. 1919 подписан Версальский договор, ВМФ использовал несколько самолётов для послевоенного траления.
-10.01.1920 согласно договору все германские самолёты были изъяты Антантой, германская Военно-морская авиация была расформирована. В качестве основы для будущих морских военно-воздушных сил 20 офицеров морской авиации были приняты в состав армии, служили в самых разных соединениях и были включены в секретный список летчиков.
-1922Cнят запрет на гражданскую авиацию с некоторыми ограничениями. Военная авиация существовала под видом авиакружков и других гражданских формирований. В Штральзунде организован теоретический лётный курс для мичманов, а в следующем году - для офицеров ВМФ. Версальским договором Германии было запрещено иметь военную авиацию и все самолёты числились в пасажирских компаниях LVG (1919-1932), Deutsche Aero Lloyd (1923-1926), Deutsche Lufthansa (c 1926), либо при фирме-изготовителе или во всевозможных спортивных клубах (в т. ч. Sportflug GmbH).
-1924 Основана "частная" школа морских лётчиков SEVERA (See-Flugzeug-Versuchsabteilung). Это была военизированная организация, созданная капитаном Лахсом, который в 1924 году принял командование подразделением 1-го авиационного управления ВМФ. Самолеты использовались военно-морским флотом также в качестве буксировщиков мишеней для тренировки расчётов зенитной артиллерии. Организация имела учебные центры в Хольтенау, Нордернее, Свинемюнде, Вангероге и Вильгельмсхафене-Рюстрингене.
-1925Открыта школа DVS (Deutsche Verkehrsfliegerschule) - немецкая Школа Воздушного транспорта, фактически занимавшаяся секретным военным обучением летчиков для будущих Люфтваффе. Её отделения гидросамолетов находились в Варнемюнде, Штеттин-Альтдамме и на Зюльте.
-1928Начало испытаний гидросамолетов в Центре испытаний гидросамолетов (SES) в Травемюнде.
-1933Создана Немецкая лаборатория авиации DVL (Deutsche Versuchsanstalt Fürstr Luftfahrt). Учебные базы имелись в Хольтенау, Варнемюнде, Нордернее, Листе и Травемюнде. 27 апреля было образовано министерство авиации RVM (Reichsverkehrsministerium), а 15 мая организовано Luftwaffe.

С 1922 г. самолёты стали получать общую для наземных и водных машин гражданскую регистрацию вида D-1111, с образованием Luftwaffe военные самолёты получали регистрацию вида **+**, гражданская в 1934 г. сменилась на D-NNNN.

К началу войны вся авиация принадлежала Luftwaffe и министерству авиатранспорта, у флота своей отдельной авиации не было. Список бортовых регистраций для гидропланов привести невозможно, так, как регистрация была общей независимо от типа шасси, к тому же, многие машины были со сменным шасси. Кроме того, военная регистрация во многих случаях обозначала место службы, и при переводе самолёта в другую часть соответственно менялась.

-1945 поражение в войне и ликвидация Luftwaffe.

1919
JUNKERS (1919-1933, 9 типов + 12 проектов, в Германии более 114 ед.)

↑ JUNKERS во время первой мировой войны ↑

С окончанием Первой мировой войны Юнкерс переключился на коммерческие самолеты, компания в Дессау сменила название на Junkers Flugzeugwerke AG. Два месяца спустя в воздух поднялся один из этапных самолетов мировой гражданской авиации шестиместный J-13 (позже F-13). С расширением производства на Юнкерсе в 1923 году была создана Junkers Motorenbau GmbH, предназначенная для выпуска авиационных двигателей. Была предусмотрена возможность каждую последующую модель выпускать в двух вариантах: гражданском и военном. Одновременно Юнкерс получил возможность выпуска самолета за рубежом. В результате были организованы дочерние фирмы в Швеции (в Лимхамне-Мальме) и в СССР (в Филях под Москвой). Особенностью большинства типов самолётов Юнкерса "веймарского" периода было сменное шасси (колёса-поплавки-лыжи). Установка поплавков по требованию заказчика предусматривалась практически на всех типах, кроме высокопланов, но фактически водное шасси получали только некоторые из машин, выпускавшихся крупными сериями.

Несмотря на целый ряд удачных моделей, к 1933 компанию настиг мировой финансовый кризис и она была национализирована. После национализации предприятие стало одним из крупнейших в мире производителем самолетов, но разрабатывала уже исключительно колёсные машины.

F-13, 1919-1931

двухпоплавковый пассажирский гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим винтом
цельнометаллический моноплан
не менее 25 ед., вариант колёсного (всего 348 ед.)
пассажирская летающая лодка
4-моторная с 4 тянущими пропеллерами
большой цельнометаллический моноплан
проект 1920 г., не строился
A-20, A-25, A-35, 1923-1930
двухпоплавковый почтовый гидросамолёт (разведчик)
1-моторный с 1 тянущим винтом
двухместный цельнометаллический моноплан
не менее 8 ед., вариант колёсного (всего 176 ед.)
G-23/24, 1924-1934

двухпоплавковый пассажирский гидросамолёт
3/1-моторный с 3/1 тянущим винтом
цельнометаллический моноплан
не менее 5 ед., вариант колёсного (всего 90 ед.)
W-33, 1926-1935


двухпоплавковый транспортный гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим винтом
цельнометаллический моноплан
не менее 14 ед., вариант колёсного (всего ок. 200 ед.)
W-34, 1926-1937


двухпоплавковый транспортный гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим винтом
цельнометаллический моноплан
не менее 52 ед., вариант колёсного (всего до 2376 ед.)
почтовая летающая лодка
3-моторная с 1 тянущим и 2 толкающими пропеллерами
цельнометаллический моноплан
проект 1926 г., не строилась
J-40, ---

двухпоплавковый пассажирский гидросамолёт
4-моторный с 4 тянущими пропеллерами
цельнометаллический моноплан
проект 1927 г., не строился
пассажирская летающая лодка
2-моторная с 2 тянущими и 2 толкающими пропеллерами
2-корпусный цельнометаллический моноплан
проект 1926 г., не строилась
Ju-46, 1932-1934

двухпоплавковый транспортный гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим винтом
цельнометаллический моноплан
5 ед.
A-50, 1929-1931

двухпоплавковый спортивный гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим винтом
цельнометаллический моноплан
не менее 1 ед., вариант колёсного (всего 69 ед.)
Ju-52/1m, 1930-1933

двухпоплавковый транспортный гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим винтом
цельнометаллический моноплан
не менее 4 ед., вариант колёсного (всего 6 ед.)
LFG (1919-1928, 11 типов + 8 проектов, 22 ед. - все гражданские)

↑ LFG во время первой мировой войны ↑

С концом войны Luftfahrzeug-Gesellschaft m.b.H (LFG) стала одной из немногих фирм, которым удалось продолжить производство без остановок, переключившись на постройку гражданских самолётов, при этом, в большинстве - с водным стартом. Что-бы не зависеть от заказчика, руководство открыло в Штральзунде собственную авиакомпанию, выполняющую функции аэро-такси и проводя прогулочные полёты у побережья для богатых туристов. Позже компания обслуживала и пассажирские линии. В 1929 фирма прекратила выпуск самолётов, проиграв в конкурентной борьбе Юнкерсу, и переключилась на изготовления рекламных дирижаблей Parseval-Naatz и надувных лодок, а в 1933 году была закрыта из за банкротства в результате мирового экономического кризиса.

Индексы V-1 "Max" (3 машины) и V-2 "Helene" - (1 машина) имели переоборудованные в 1919 г. в пассажирские лицензионные "Friedrichshafen FF-49" и "Friedrichshafen FF-71" - 1-моторные двухпоплавковые гидросамолёты, деревянные бипланы на 3-4 пассажира с 1 тянущим пропеллером.

V-3 Susanna, 1919-1920

пассажирская летающая лодка
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
дюралево-деревянный моноплан
2 ед.
пассажирская летающая лодка
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
дюралево-деревянный биплан
1 ед.
V-13 Strela, 1921-1925

двухпоплавковый пассажирский гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
фюзеляжный биплан
7 ед.
V-14 Binz, ---


двухпоплавковый пассажирский гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
фюзеляжный биплан
проект 1922 г., не строился
пассажирская летающая лодка
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
фюзеляжный биплан
проект 1922 г., не строилась
пассажирская летающая лодка
1-моторная с 1 толкающим пропеллером
деревянный биплан
1 ед.
V-19 Putbus, (1923)
двухпоплавковый гидросамолёт-рыборазведчик
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
одноместный фюзеляжный моноплан
1 ед. со времён войны, заявленный, как новый
двухпоплавковый пассажирский гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
фюзеляжный биплан
2 ед.
Phönix, 1922

экспериментальный планер - летающая лодка
без мотора
одноместный фюзеляжный моноплан
1 ед.
пассажирская летающая лодка
2-моторная с 2 тянущими пропеллерами
фюзеляжный моноплан
проект 1923 г., не строилась
двухпоплавковый учебный гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
фюзеляжный биплан
1 ед.
двухпоплавковый спортивный гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
фюзеляжный моноплан
проект 1923 г., не строился
двухпоплавковый пассажирский гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
фюзеляжный моноплан
1 (0) ед.
V-59, 1926

двухпоплавковый пассажирский гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
фюзеляжный моноплан
2 ед.
V-60, 1926-1928

двухпоплавковый учебный гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный моноплан
5 ед.
V-61, 1926

двухпоплавковый пассажирский гидросамолёт
1-моторный с 1 тянущим пропеллером
двухместный фюзеляжный моноплан
1 ед.
Stettin, ---

двухпоплавковый пассажирский гидросамолёт
2-моторный с 2 тянущими пропеллерами
фюзеляжный моноплан
проект 1926 г., не строился
1926
RUMPLER (1926, 1 проект)

↑ RUMPLER до и во время первой мировой войны ↑

Не смотря на то, что после войны Румплер самолёты больше не строил, переключившись на автомобили, он, всё же иногда разрабатывал проекты перспективных самолётов.

пассажирская летающая лодка
10-моторная с 10 толкающими пропеллерами
двух- или пятикорпусный моноплан
проект 1926-1928 гг., 3 вар., не строилась
1931
ALBATROS (1931-1932, 2 типа, 4 ед.)

↑ ALBATROS до и во время первой мировой войны ↑

После войны компания переключилась на гражданское авиастроение и смогла пережить Версальский договор. В 1923 появился первый пассажирский самолёт своей конструкции, но послевоенные самолёты были исключительно колёсными. Лишь под конец существования фирмы она в опытном порядке переставила на поплавки несколько своих машин. В сентябре 1931 года фирму поглотила компания Focke-Wulf.

Al-101.W, 1931

двухпоплавковый учебный гидросамолёт
1-моторный с 2 тянущими пропеллерами
двухместный моноплан
2 ед., вариант колёсного (всего 71 ед.)
Al-102.W= Fw-55, 1932-1934

двухпоплавковый учебный гидросамолёт
1-моторный с 2 тянущими пропеллерами
двухместный полутораплан
2 ед., вариант колёсного (всего 10 ед.)
1937
GOTHA (1937-1944, 2 типа, 43 ед.)

↑ GOTHA до и во время первой мировой войны ↑

После первой мировой войны авиационное производство было закрыто, перед второй мировой его возродили, но строили в основном колёсные самолёты и планеры, часто по лицензии других фирм.

P.14-012, ---
двухпоплавковый катапультный гидросамолёт-разведчик
2-моторный с 2 тянущими пропеллерами
двухместный цельнометаллический двухкилевой моноплан
проект 1937 г., не строился
Go 242 C, 1944
десантно-транспортный гидропланер
без мотора
моноплан
43 ед., вариант колёсного (всего 1481 ед.)
1940
FOKKER (1940-1941, 1 тип, 24 ед.)

↑ FOKKER до и во время первой мировой войны ↑

В 1919, после подписания Версальского мирного договора, по которому Германии запрещалось иметь ВВС и авиапромышленность, Фоккер переехал из Германии в Амстердам, а в 1920-е годы - в США, где основал отделение своей фирмы. Компания Фоккера стала одним из ведущих производителей гражданских самолётов в мире. Во время Второй мировой войны голландский завод уже покойного Фоккера попал в руки немцев и строил гидропланы для Люфтваффе.

T-VIII, 1940-1942

двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик/спасатель
2-моторный с 2 тянущими пропеллерами
трёхместный моноплан
24 ед., трофейный голландский, 1939-1940
 



см. также список по годам