ОглавлениеМорская авиация → Гидросамолет Gotha WD-2

  Авиация  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Гидросамолёт-разведчик (Wasserflugzeug)

 Gotha WD-2


Германия, Турция, 1914-1915 гг., 20 ед. (Oskar Ursinus, развитие WD-1)


*
WD-2
*
WD-2a
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
модификация постройка дата количество №№ примечания
WD-2 Gothaer Waggonfabrik AG, Гота 1914-1915 20 59-61, 236-240, 254-258, 424-425, 573-577  
WD-2 A Gothaer Waggonfabrik AG, Гота 1915 уменьшенный размах крыльев
ТТХ
Масса пустого 1,05 т
взлётная 1,487 т
Размерения длина 10,52 м
размах крыла (верхнего/нижнего) 16,43/15,57 м, на WD-2a: 15,6/14,9 м
площадь крыла 58,5 м²
высота 4,1 м
Энергетическая установка состав и тип 1 тянущий винт
1 мотор Benz Bz.III х 150 л.с.
Скорость (максимальная) 112 км/ч
Практический потолок 3200 м
Скороподъёмность ?
Дальность полёта 670 км
Экипаж 2 чел.
Дополнительные данные конструкция фюзеляжный биплан, деревянный каркас, крылья обтянуты тканью, 2 больших поплавка
управление элероны на верхнем крыле, 2 руля высоты и 1 руль направления на оперении
ВООРУЖЕНИЕ
отсутствовало, на 3 единицах, поставленных в турцию - 1-7,9 мм пулемёт.

 

Gotha WD 2 выглядел аналогично предшественнику WD-1, но был снабжён более мощным мотором - 150 л.с. Benz Bz.III, имел незначительные отличия в размерах и не нёс маленького поплавка под хвостовым оперением. Самолёт имел обтянутые полотном крылья, фанерный фюзеляж и металлический капот, и очень напоминал сухопутный LD-6a.

Первый полёт прототип совершил в июле 1914 г. Военно-морскому флоту в течение 1915 г. были поставлены одиннадцать Gotha WD 2, которые использовались для разведывательной и патрульной службы. Три единицы этого типа в октябре 1915 г. были формально переданы Турции, на одном из них был установлен 7,9 мм пулемет на верхней поверхности центроплана верхнего крыла, из которого наблюдатель мог стрелять стоя. Все они были потеряны до конца войны по небоевым причинам - из-за аварий и погодных условий. До конца года в Турцию прибыли еще 2 машины этого типа.

В общей сложности было построено 19 машин WD-2 и WD-2a. Указанная в некоторых источниках цифра 27, вероятно обозначает общее число близких по типу WD-1, WD-2, WD-5 и WD-8. Развитием машины стал WD-5.

СПИСОК МАШИН В СОСТАВЕ ФЛОТА
  бортовой номер год постройки примечания
прототипы - 2 ед.
1 60 1914  
2 61 1914  
I серия - 5 ед.
3 236 1914 21 августа 1915 г. передан Турции
4 237 1914 21 августа 1915 г. передан Турции, 26.06.1915 г. погиб в аварии в Чёрном море, экипаж спасся
5 238 1914 21 августа 1915 г. передан Турции
6 239 1914  
7 240 1914  
II серия - 5 ед.
8 254 1915  
9 255 1915  
10 256 1915  
11 257 1915  
12 258 1915  
III серия - 2 ед.
13 424 1915 построен для Турции
14 425 1915 построен для Турции
IV серия - 5 ед.
15 573 1915  
16 574 1915  
17 575 1915  
18 576 1915  
19 577 1915  

 

6 августа Антанта предприняла еще одну попытку продвинуться на полуостров Галлиполи и высадила войска в Сувле. Для усиления обороны, несколько недель спустя подразделение получило подкрепления: два Gotha WD.1 и три Gotha WD.2, из которых один был вооружен пулемётом. До осени 1915 года в Турцию прибыли еще 2 машины WD.2.

К концу 1915 года из за аварий и погодных условий подразделение потеряло 5 машин. К этому времени самолёты провели около 150 боевых вылетов. При этом на сушу и суда были сброшены около 200 10-кг бомб.

Тем временем командование Антанты решили прекратить битву за Галлиполи и в конце ноября разработали планы по эвакуации британских, австралийских, новозеландских, индийских и французских войск с полуострова, которая в двух зонах была проведена ночь с 18 на 19 декабря. Немецкое подразделение гидропланов теперь пыталось нарушить эвакуацию последней оставшейся зоне высадки.

"Готы" нанесли 19 бомбовых ударов по лагерям и складам и 4 - по кораблям противника. Английские и французские летчики не смогли предотвратить эти нападения, хотя и превосходили по численности. Через четыре дня войска Антанты очистили последний аэродром, на мысе Хеллес.

Поскольку теперь непосредственная угроза Дарданеллам уже отсутствовала, но нельзя было исключить российский десант в Босфоре, самолёты немецкого флота частично перенесли зону действия в Черное море. Уже осенью 1915 года в Каваче была основана станция гидропланов. Там, на восточном берегу пролива Босфор, разместились машины Gotha № 239 (WD-2), 240 (WD-2) и 286 (WD-1). Они выполняли разведку, в т. ч. российских минных полей, обеспечивали безопасность кораблей и осуществляли борьбу с легкими российскими военно-морскими силами. До начала 1916 года без участия противника, в результате аварий или технических проблем, было потеряно четыре гидроплана.

В феврале 1916 года численность немецкого подразделения гидропланов на Босфоре составляла 8 машин, имела 4 немецких военно-морских офицера, 12 немецких военно-морских пилотов и наблюдателей, а также 29 немецких авиамехаников и 48 турецких моряков.

В мае в Зонгулдаке была построена новая авиационная станция, которая в июле была передислоцирована в Эрегли. Первоначально эта база была не очень впечатляющей: вся авиабаза состояла из одного самолета, одной палатки, одного авиатора, одного наблюдателя и трех механиков. Но станция была модернизирована, а запас самолета увеличен до 4 машин Гота WD.2.

Пилоты "гот" были очень активны над Черным морем. 26 марта лейтенант Либманн на машине № 240 атаковал российскую подводную лодку "Морж", но сброшенные бомбы не попали цель. 13 мая "Морж" снова стал мишенью для Готы. С самолета № 239 наблюдатель сбросил 5 бомб. Осколки повредили одну из балластных цистерн, однако ущерб не помешал подводной лодке вернуться на базу. Еще одна русская подводная лодка "Тюлень" появилась в мае в поле зрения экипажа WD-2 № 575, но бомбы были сброшены не на неё, а на большую бригантину. На следующий день самолёт Gotha WD-2 № 237 попал в беду. Мотор заглох и пришлось сесть в открытом море. Ситуация казалась безнадежной, но неожиданно появился турецкий пароход "Resanet", который взял самолет на буксир и благополучно довел его до Босфора.

В июне месяце также были опасные моменты у немецких пилотов. 26 июня с немецкой гидросамолетной станции Варна в Болгарии для прикрытия угольного транспорта у турецкого побережья вылетел самолет WD.2 с номером 237 и не вернулся на базу. В числе прочих в участвовал и Либманн на Gotha WD-2 № 240. 28 июня около острова Кефкен, в 5 милях от побережья, на его самолёте загорелся мотор и Либманну пришлось выполнить аварийную посадку. Попытки потушить огонь двигателя не удались, топливный бак взорвался, загорелись сигнальные ракеты и вызвали впечатляющий фейерверк. К счастью, 10 бомб, взятых на борт для охоты на подводные лодки, не взорвались, но самолёт опрокинулся, и Либманну и его наблюдателю пришлось цепляться за поплавок. Их заметил экипаж парусника и доставил на берег. Двое пропавших без вести, которые вылетели из Варны, были также найдены и доставлены в безопасное место. На их машине на высоте 500 м разорвался пропеллер, ого части повредили поплавок. Несмотря на тяжелую волну аварийная посадка удалась, но самолет перевернулся и затонул. Пилот и наблюдатель спаслись на правом поплавке, который отделился от корпуса. В течение 63 часов лётчики дрейфовали в море и, измученные и отчаянные, пока возле них не появился пароход, взявший пострадавших на борт. Им снова оказался пароход "Resanet".

Несмотря на эти инциденты, капитан-лейтенант Либманн был очень доволен своими "готами", и хвалил их за надежность: "Используемые самостоятельно, наши бипланы Gotha доказали, что они великолепны в воздухе и на воде, даже в самых критических ситуациях, благодаря отличной и прочной конструкции. Надёжный двигатель "Мерседес", несмотря на неблагоприятные условия - огромная жара днём, плохое топливо, постоянно подвергался воздействию мелкого песка - никогда не подводил."

Надежные "готы" также проявили себя 4 апреля 1917 года. В этот день русские самолеты, которые появились перед проливом с плавбазой и эсминцами, пытались добраться до Константинополя. Бипланы морского подразделения поднялись в воздух и отогнали атакующих. В 1917 году продолжались поиски подводных лодок и спасательная служба в Чёрном море.

                   

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Borzutski, Siegfried: Flugzeugbau Gotha GmbH. Markus Burbach Verlag, Berlin 1993
2 Die Adler des Kaisers im Orient 1915 – 1919: Unser Freund, der Freind, Аахен, 2016.
на английском
3 O.Thetford, P.Gray German Aircraft of the First World War (Putnam)
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 25.04.2018

 




 

 
Флаг военного флота Германской империи
Бортовое обозначение военной авиации Германской империи 1914–1918
Бортовое обозначение военной авиации Турции 1914–1916
Бортовое обозначение военной авиации Турции 1916–1918
Gotha WD-2
Gotha WD-2
Gotha WD-2
Gotha WD-2
Gotha WD-2
Gotha WD-2
Gotha WD-2
Gotha WD-2
Gotha WD-2
Gotha WD-2
Gotha WD-2
Gotha WD-2
Gotha WD-2
Gotha WD-2
Gotha WD-2
Gotha WD-2
Gotha WD-2
Gotha WD-2 с турецкими обозначениями.
Gotha WD-2
Gotha WD-2
Gotha WD-2
Gotha WD-2
Gotha WD-2
Gotha WD-2 с пулемётом на верхнем крыле.
Gotha WD-2
Gotha WD-2 с пулемётом на верхнем крыле.
Gotha WD-2
Gotha WD-2
Gotha WD-2
Gotha WD-2
Gotha WD-2
Gotha WD-2 над Константинополем.
Gotha WD-2
Gotha WD-2.
Gotha WD-2
Gotha WD-2.
Gotha WD-2
Gotha WD-2.
Gotha WD-2
Gotha WD-2.
Gotha WD-2
Gotha WD-2 с турецкими обозначениями.
Gotha WD-2
Gotha WD-2
Gotha WD-2
Gotha WD-2 с пулемётом на верхнем крыле.
Gotha WD-2
Gotha WD-2 с пулемётом на верхнем крыле.
Gotha WD-2
Gotha WD-2
Gotha WD-2
Gotha WD-2
Gotha WD-2
Gotha WD-2