Гидросамолёт-разведчик/истребитель (Wasserflugzeug)
Hansa-Brandenburg W-33
|
Германия, 1918 г., 26 (100?) ед. (+ 28 ед. Норвегия, + 122 ед. Финляндия, проект Ernst Heinkel, развитие W-29)
* W-33 *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
| модификация |
постройка |
дата |
количество |
№№ |
примечания |
| W-33 |
Hansa und Brandenburgische Flugzeug-Werke GmbH |
1918 |
26 (100?) |
2538-2563, (2653-2726) |
прототипы и серийные для германского ВМФ |
| W-33 |
Marinens flyfabrikk, Хортен, Норвегия |
1920-1928 |
25 |
F.52, 54, 56, 58 + (II) F.14, 16, 18, 20, 24, 28, 30, 32, 34, 40, 54, 56, 58, + (III) F.14, 18, 22, 34, + (IV) F.14, + (V) F.10 |
норвежский лицензионный вариант |
| IVL A.22 Hansa |
Ilmailuvoimien lentokonetehdas, Хельсинки, Финляндия |
1922-1926 |
122 |
|
финский лицензионный вариант |
ТТХ
| Масса |
пустого |
1,42 т |
| взлётная |
2,05 т |
| Размерения |
длина |
11,1 м |
| размах крыла |
15,85 м |
| площадь крыла |
44 м² |
| высота |
3,37 м |
| Энергетическая установка |
состав и тип |
1 тянущий двухлопастный пропеллер |
| 1 мотор Benz Maybach Mb IV х 245 л.с. (на двух прототипах Basse und Selve х 300 л.с.) |
| Скорость |
максимальная |
173 км/ч |
| крейсерская |
160 км/ч |
| Практический потолок |
4800 м |
| Скороподъёмность |
185 м/мин |
| Дальность/длительность полёта |
640 км/4 ч |
| Экипаж |
2 чел. |
| Дополнительные данные |
конструкция |
фюзеляжный моноплан, деревянный каркас, крылья обтянуты тканью, 2 больших поплавка |
| управление |
элероны на крыльях, 2 руля высоты и 1 руль направления на оперении |
ВООРУЖЕНИЕ
| 1 - 7.92-мм турельный пулемет Parabellum MG14 в задней кабине |
| 1...2 - 7.92-мм передних синхронных пулемета Spandau LMG.08/15 |
 Сразу же после окончания перепроектирования биплана W 12 в монопланW 29 началась аналогичная разработка моноплана на базе более крупного W 19, получившего обозначение W-33. Первый заказ был размещён в апреле 1918 г. На самолётах стоял 260 л.с. мотор Mercedes. Хвостовая плоскость был квадратной формы. Известно, что было заказано 26 экземпляров: №№ 2538-2563, но по видимому только шесть из них были сданы флоту перед Перемирием. Первые три имели два передних пулемёта и 260 л.с. моторы Maybach Mb IV, следующие два имели по одному переднему пулемёту и 300 л.с. мотор Basse und Selve, но позже были переоборудованы под Maybach. Последний из шести (возможно с мотором Maybach), имел один передний пулемёт и 20 мм пушку Becker в задней кабине. 
Сданные флоту по большей части использовались на воздушных станциях Северного моря, в дополнение к W 29.
Известны серийные номера ещё нескольких заказов. Это 2593-2643, 2653-2675, 2683-2684-2726, но неизвестно принадлежали они к типу W-29 или W-33. Часть из них, по видимому была достроена, по крайней мере один - № 2670, достался британцам как трофей. Этот самолёт имел мотор Maybach Mb IV.
Дальнейшим развитием типа стал ещё более крупный W.34
СПИСОК МАШИН В СОСТАВЕ ФЛОТА
| |
бортовой номер |
дата постройки |
примечания |
| прототипы (6 ед.) с разными моторами, заказ 04.1918 г. |
| 1 |
2538 |
1918 |
3 пулемёта, 260 л.с. Maybach Mb IV |
| 2 |
2539 |
1918 |
3 пулемёта, 260 л.с. Maybach Mb IV |
| 3 |
2540 |
1918 |
3 пулемёта, 260 л.с. Maybach Mb IV |
| 4 |
2541 |
1918 |
2 пулемёта, 300 л.с. Basse und Selve |
| 5 |
2542 |
1918 |
2 пулемёта, 300 л.с. Basse und Selve |
| 6 |
2543 |
1918 |
1 пулемёт и 1-20 мм пушка Becker |
| I серия (20 ед), мотор Maybach Mb IV, 260 л.с., заказ 04.1918 г. |
| 7 |
2544 |
1918 |
|
| 8 |
2545 |
1918 |
|
| 9 |
2546 |
1918 |
|
| 10 |
2547 |
1918 |
|
| 11 |
2548 |
1918 |
|
| 12 |
2549 |
1918 |
|
| 13 |
2550 |
1918 |
|
| 14 |
2551 |
1918 |
|
| 15 |
2552 |
1918 |
|
| 16 |
2553 |
1918 |
|
| 17 |
2554 |
1918 |
|
| 18 |
2555 |
1918 |
|
| 19 |
2556 |
1918 |
|
| 20 |
2557 |
1918 |
|
| 21 |
2558 |
1918 |
|
| 22 |
2559 |
1918 |
|
| 23 |
2560 |
1918 |
|
| 24 |
2561 |
1918 |
|
| 25 |
2562 |
1918 |
|
| 26 |
2563 |
1918 |
|
| II серия (план - 30 ед), возможно строились по типу W-29 |
| 27 |
2653 |
|
|
| 28 |
2654 |
|
|
| 29 |
2655 |
|
|
| 30 |
2656 |
|
|
| 31 |
2657 |
|
|
| 32 |
2658 |
|
|
| 33 |
2659 |
|
|
| 34 |
2660 |
|
|
| 35 |
2661 |
|
|
| 36 |
2662 |
|
|
| 37 |
2663 |
|
|
| 38 |
2664 |
|
|
| 39 |
2665 |
|
|
| 40 |
2666 |
|
|
| 41 |
2667 |
|
|
| 42 |
2668 |
|
|
| 43 |
2669 |
|
|
| 44 |
2670 |
|
|
| 45 |
2671 |
|
|
| 46 |
2672 |
отмена |
|
| 47 |
2673 |
отмена |
|
| 48 |
2674 |
отмена |
|
| 49 |
2675 |
отмена |
|
| 50 |
2676 |
отмена |
|
| 51 |
2677 |
отмена |
|
| 52 |
2678 |
отмена |
|
53 |
2679 |
1918 |
|
| 54 |
2680 |
1918 |
|
| 55 |
2681 |
1918 |
|
| 56 |
2682 |
1918 |
|
| III серия (план - 44 ед), предположительно не строились, возможно заказаны по типу W-29 |
| 57 |
2683 |
|
|
| 58 |
2684 |
|
|
| 59 |
2685 |
|
|
| 60 |
2686 |
|
|
| 61 |
2687 |
|
|
| 62 |
2688 |
|
|
| 63 |
2689 |
|
|
| 64 |
2690 |
|
|
| 65 |
2691 |
|
|
| 66 |
2692 |
|
|
| 67 |
2693 |
|
|
| 68 |
2694 |
|
|
| 69 |
2695 |
|
|
| 70 |
2696 |
|
|
| 71 |
2697 |
|
|
| 72 |
2698 |
|
|
| 73 |
2699 |
|
|
| 74 |
2700 |
|
|
| 75 |
2701 |
|
|
| 76 |
2702 |
|
|
| 77 |
2703 |
|
|
| 78 |
2704 |
|
|
| 79 |
2705 |
|
|
| 80 |
2706 |
|
|
| 81 |
2707 |
|
|
| 82 |
2708 |
|
|
| 83 |
2709 |
|
|
| 84 |
2710 |
|
|
| 85 |
2711 |
|
|
| 86 |
2712 |
|
|
| 87 |
2713 |
|
|
| 88 |
2714 |
|
|
| 89 |
2715 |
|
|
| 90 |
2716 |
|
|
| 91 |
2717 |
|
|
| 92 |
2718 |
|
|
| 93 |
2719 |
|
|
| 94 |
2720 |
|
|
| 95 |
2721 |
|
|
| 96 |
2722 |
|
|
| 97 |
2723 |
|
|
| 98 |
2724 |
|
|
| 99 |
2725 |
|
|
| 100 |
2726 |
|
|
 После войны одна разоружённая машина использовалась в 1919 г. почтовой авиаслужбой Deutsche Luft-Reederei (DLR) под бортовым номером W 15. В других источниках марка этой машины указана, как W-29. Точно это выяснить не удалось, их часто путают из-за отсутствия заметных внешних различий.
Большинство ранних самолетов DLR все еще оставались в камуфляже военного времени, а на некоторых сохранились даже кресты на крыльях и фюзеляжах, на которые было наложено изображение немецкого почтового флага, буквы DLR (сперва белые, позже черные) и регистрационный номер. В начале 1920 оставшиеся Hansa-Brandenburg W-33 разобрали, но история гидросамолета на этом не закончилась.
Служба и лицензированная постройка в других государствах
Финляндия 
 Финляндия долгое время эксплуатировала все, что осталось на ее территории после войны. Отдельные экземпляры W-33 летали до конца 20-х годов. Финны купили к тому же лицензию на их производство, что ознаменовало начало собственной авиапромышленности. Первая партия своих самолётов была произведена в ноябре 1922 года, а к 1926 году фирмой IVL было изготовлено 122 самолёта W.33 под индексом A.22, с более мощными моторами Fiat A-12bis (300 л.с.) - некоторые из них зимой переставлялись на лыжи вместо поплавков. Служили до 1936 г.
Норвегия 
 В 1920 году военно-воздушные силы Норвегии приобрели лицензионные права на производство 26 самолетов и W.33 служил в составе ВМС в период с 1921 по 1929 год. Машины получили следующие номера: F.10 (V), F.14 (II), F.14 (III), F.14 (IV), F.16 (II), F.18 (II), F.18 (III), F.20 (II), F.22 (III), F.24 (II), F.26 (II), F.28 (II), F.30 (II), F.32 (II), F.34 (II), F.34 (III), F.38 (?), F.40 (II), F.52 (I), F.54 (I), F.54 (II), F.56 (I), F.56 (II), F.56 (III), F.58 (I), F.58 (II). Кроме того 4 машины было передано армейской береговой охране.
 В 1923 году некоторые самолеты были переделаны в трёхместные с увеличением мощности двигателя с 220 до 260 л.с., первоначальный экипаж, состоящий из пилота и наблюдателя/стрелка, был дополнен радиотелеграфистом. Из-за модификации также были изменён капот мотора и система охлаждения. Некоторые из самолетов получили двойной набор элементов управления, чтобы их можно было использовать в летной школе.
В июне 1923 года Роальд Амундсен и Оскар Омдал использовали два W.33 (F.14 и F.16) и Sopwith Baby (F.104) в экспедиции с Аляски до Свальбарда, самолёты достигли 81 градуса северной широты. В 1929-1930 одна машина (F.18) использовалась для поиска китов у берегов Антарктиды, а в 1930-1931 - в двух антарктических экспедиция судна "Norwegia". Также машины применялись для спасательной службы и поиска косяков лосося.
В 1934 году пилоты военно-морского флота сочли самолет устаревшим, и в марте 1935 года он был снят с вооружения.
Латвия 
15-16 декабря 1926 года дивизион морской авиации Латвии получил из Финляндии 2 построенных там по лицензии и заказанных Латвией машины (оборудованные двигателями Fiat A-12 мощностью 300 л.с.), с фирменными номерами 99 и 100, зачисленными в дивизион под номерами 12 и 13. Оба самолета 4 марта 1927 года во время перелета Лиепая-Вентспилс возле поселка Сарнаты попали в сильный туман. При вынужденной посадке на море машины затонули. Летчики Н.Якубовс, Э.Страуя, А.Велдумс и Витолиньш несколько дней провели в рыбацкой деревне, пока не были эвакуированы миноносцем Virsaitis - флагманом ВМС Латвии. После подъема и ремонта (копирование деталей происходило под руководством К.Ирбитиса) самолеты служили до 1933 года.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
| на немецком |
| 1 |
G.Kroschel, H.Stützer - Die deutschen Militärflugzeuge 1910 - 1918. Weltbild Verlag, Augsburg 1994 |
| на английском |
| 2 |
O.Thetford, P.Gray - German Aircraft of the First World War. Putnam |
| 3 |
Lamberton, W. M. Fighter Aircraft of the 1914-1918 War. Harleyford Publications Ltd, Letchworth 1960 |
| на русском |
| 4 |
Н.Околелов, А.Чечин - Истребитель без... киля. Журнал "Моделист-конструктор", 1999, № 2. |
| на латвийском |
| 5 |
Edvins Bruvelis. Latvijas Aviacijas Vesture |
| на норвежском |
| 6 |
www.forsvaretsmuseer.no - сайт военно-морского музея в Осло |
| + |
| некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
последнее обновление: 26.05.2022 
|
Флаг военного флота Германской империи
Бортовое обозначение военной авиации Германской империи 1914–1918
Бортовое обозначение авиации Финляндии, Норвегии и Латвии
|