ОглавлениеМорская авиация → Гидросамолет Hansa-Brandenburg W-33

  Авиация  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Гидросамолёт-разведчик/истребитель (Wasserflugzeug)

 Hansa-Brandenburg W-33


Германия, 1918 г., 26 (100?) ед. (+ 28 ед. Норвегия, + 122 ед. Финляндия, проект Ernst Heinkel, развитие W-29)


*
W-33
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
модификация постройка дата количество №№ примечания
W-33 Hansa und Brandenburgische Flugzeug-Werke GmbH 1918 26 (100?) 2538-2563, (2653-2726) прототипы и серийные для германского ВМФ
W-33 Marinens flyfabrikk, Хортен, Норвегия 1920-1928 25 F.52, 54, 56, 58 + (II) F.14, 16, 18, 20, 24, 28, 30, 32, 34, 40, 54, 56, 58, + (III) F.14, 18, 22, 34, + (IV) F.14, + (V) F.10 норвежский лицензионный вариант
IVL A.22 Hansa Ilmailuvoimien lentokonetehdas, Хельсинки, Финляндия 1922-1926 122   финский лицензионный вариант
ТТХ
Масса пустого 1,42 т
взлётная 2,05 т
Размерения длина 11,1 м
размах крыла 15,85 м
площадь крыла 44 м²
высота 3,37 м
Энергетическая установка состав и тип 1 тянущий двухлопастный пропеллер
1 мотор Benz Maybach Mb IV х 245 л.с. (на двух прототипах Basse und Selve х 300 л.с.)
Скорость максимальная 173 км/ч
крейсерская 160 км/ч
Практический потолок 4800 м
Скороподъёмность 185 м/мин
Дальность/длительность полёта 640 км/4 ч
Экипаж 2 чел.
Дополнительные данные конструкция фюзеляжный моноплан, деревянный каркас, крылья обтянуты тканью, 2 больших поплавка
управление элероны на крыльях, 2 руля высоты и 1 руль направления на оперении
ВООРУЖЕНИЕ
1 - 7.92-мм турельный пулемет Parabellum MG14 в задней кабине
1...2 - 7.92-мм передних синхронных пулемета Spandau LMG.08/15

 

 

Сразу же после окончания перепроектирования биплана W 12 в монопланW 29 началась аналогичная разработка моноплана на базе более крупного W 19, получившего обозначение W-33. Первый заказ был размещён в апреле 1918 г. На самолётах стоял 260 л.с. мотор Mercedes. Хвостовая плоскость был квадратной формы. Известно, что было заказано 26 экземпляров: №№ 2538-2563, но по видимому только шесть из них были сданы флоту перед Перемирием. Первые три имели два передних пулемёта и 260 л.с. моторы Maybach Mb IV, следующие два имели по одному переднему пулемёту и 300 л.с. мотор Basse und Selve, но позже были переоборудованы под Maybach. Последний из шести (возможно с мотором Maybach), имел один передний пулемёт и 20 мм пушку Becker в задней кабине.

Сданные флоту по большей части использовались на воздушных станциях Северного моря, в дополнение к W 29.

Известны серийные номера ещё нескольких заказов. Это 2593-2643, 2653-2675, 2683-2684-2726, но неизвестно принадлежали они к типу W-29 или W-33. Часть из них, по видимому была достроена, по крайней мере один - № 2670, достался британцам как трофей. Этот самолёт имел мотор Maybach Mb IV.

     

Дальнейшим развитием типа стал ещё более крупный W.34

СПИСОК МАШИН В СОСТАВЕ ФЛОТА
  бортовой номер дата постройки примечания
прототипы (6 ед.) с разными моторами, заказ 04.1918 г.
1 2538 1918 3 пулемёта, 260 л.с. Maybach Mb IV
2 2539 1918 3 пулемёта, 260 л.с. Maybach Mb IV
3 2540 1918 3 пулемёта, 260 л.с. Maybach Mb IV
4 2541 1918 2 пулемёта, 300 л.с. Basse und Selve
5 2542 1918 2 пулемёта, 300 л.с. Basse und Selve
6 2543 1918 1 пулемёт и 1-20 мм пушка Becker
I серия (20 ед), мотор Maybach Mb IV, 260 л.с., заказ 04.1918 г.
7 2544 1918  
8 2545 1918  
9 2546 1918  
10 2547 1918  
11 2548 1918  
12 2549 1918  
13 2550 1918  
14 2551 1918  
15 2552 1918  
16 2553 1918  
17 2554 1918  
18 2555 1918  
19 2556 1918  
20 2557 1918  
21 2558 1918  
22 2559 1918  
23 2560 1918  
24 2561 1918  
25 2562 1918  
26 2563 1918  
II серия (план - 30 ед), возможно строились по типу W-29
27 2653    
28 2654    
29 2655    
30 2656    
31 2657    
32 2658    
33 2659    
34 2660    
35 2661    
36 2662    
37 2663    
38 2664    
39 2665    
40 2666    
41 2667    
42 2668    
43 2669    
44 2670    
45 2671    
46 2672 отмена  
47 2673 отмена  
48 2674 отмена  
49 2675 отмена  
50 2676 отмена  
51 2677 отмена  
52 2678 отмена  
53 2679 1918  
54 2680 1918  
55 2681 1918  
56 2682 1918  
III серия (план - 44 ед), предположительно не строились, возможно заказаны по типу W-29
57 2683    
58 2684    
59 2685    
60 2686    
61 2687    
62 2688    
63 2689    
64 2690    
65 2691    
66 2692    
67 2693    
68 2694    
69 2695    
70 2696    
71 2697    
72 2698    
73 2699    
74 2700    
75 2701    
76 2702    
77 2703    
78 2704    
79 2705    
80 2706    
81 2707    
82 2708    
83 2709    
84 2710    
85 2711    
86 2712    
87 2713    
88 2714    
89 2715    
90 2716    
91 2717    
92 2718    
93 2719    
94 2720    
95 2721    
96 2722    
97 2723    
98 2724    
99 2725    
100 2726    

 

После войны одна разоружённая машина использовалась в 1919 г. почтовой авиаслужбой Deutsche Luft-Reederei (DLR) под бортовым номером W 15. В других источниках марка этой машины указана, как W-29. Точно это выяснить не удалось, их часто путают из-за отсутствия заметных внешних различий.

Большинство ранних самолетов DLR все еще оставались в камуфляже военного времени, а на некоторых сохранились даже кресты на крыльях и фюзеляжах, на которые было наложено изображение немецкого почтового флага, буквы DLR (сперва белые, позже черные) и регистрационный номер. В начале 1920 оставшиеся Hansa-Brandenburg W-33 разобрали, но история гидросамолета на этом не закончилась.

 

Служба и лицензированная постройка в других государствах

 

  Финляндия  

Финляндия долгое время эксплуатировала все, что осталось на ее территории после войны. Отдельные экземпляры W-33 летали до конца 20-х годов. Финны купили к тому же лицензию на их производство, что ознаменовало начало собственной авиапромышленности. Первая партия своих самолётов была произведена в ноябре 1922 года, а к 1926 году фирмой IVL было изготовлено 122 самолёта W.33 под индексом A.22, с более мощными моторами Fiat A-12bis (300 л.с.) - некоторые из них зимой переставлялись на лыжи вместо поплавков. Служили до 1936 г.

     

 

  Норвегия  

В 1920 году военно-воздушные силы Норвегии приобрели лицензионные права на производство 26 самолетов и W.33 служил в составе ВМС в период с 1921 по 1929 год. Машины получили следующие номера: F.10 (V), F.14 (II), F.14 (III), F.14 (IV), F.16 (II), F.18 (II), F.18 (III), F.20 (II), F.22 (III), F.24 (II), F.26 (II), F.28 (II), F.30 (II), F.32 (II), F.34 (II), F.34 (III), F.38 (?), F.40 (II), F.52 (I), F.54 (I), F.54 (II), F.56 (I), F.56 (II), F.56 (III), F.58 (I), F.58 (II). Кроме того 4 машины было передано армейской береговой охране.

В 1923 году некоторые самолеты были переделаны в трёхместные с увеличением мощности двигателя с 220 до 260 л.с., первоначальный экипаж, состоящий из пилота и наблюдателя/стрелка, был дополнен радиотелеграфистом. Из-за модификации также были изменён капот мотора и система охлаждения. Некоторые из самолетов получили двойной набор элементов управления, чтобы их можно было использовать в летной школе.

В июне 1923 года Роальд Амундсен и Оскар Омдал использовали два W.33 (F.14 и F.16) и Sopwith Baby (F.104) в экспедиции с Аляски до Свальбарда, самолёты достигли 81 градуса северной широты. В 1929-1930 одна машина (F.18) использовалась для поиска китов у берегов Антарктиды, а в 1930-1931 - в двух антарктических экспедиция судна "Norwegia". Также машины применялись для спасательной службы и поиска косяков лосося.

В 1934 году пилоты военно-морского флота сочли самолет устаревшим, и в марте 1935 года он был снят с вооружения.

               

 

  Латвия  

15-16 декабря 1926 года дивизион морской авиации Латвии получил из Финляндии 2 построенных там по лицензии и заказанных Латвией машины (оборудованные двигателями Fiat A-12 мощностью 300 л.с.), с фирменными номерами 99 и 100, зачисленными в дивизион под номерами 12 и 13. Оба самолета 4 марта 1927 года во время перелета Лиепая-Вентспилс возле поселка Сарнаты попали в сильный туман. При вынужденной посадке на море машины затонули. Летчики Н.Якубовс, Э.Страуя, А.Велдумс и Витолиньш несколько дней провели в рыбацкой деревне, пока не были эвакуированы миноносцем Virsaitis - флагманом ВМС Латвии. После подъема и ремонта (копирование деталей происходило под руководством К.Ирбитиса) самолеты служили до 1933 года.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 G.Kroschel, H.Stützer - Die deutschen Militärflugzeuge 1910 - 1918. Weltbild Verlag, Augsburg 1994
на английском
2 O.Thetford, P.Gray - German Aircraft of the First World War. Putnam
3 Lamberton, W. M. Fighter Aircraft of the 1914-1918 War. Harleyford Publications Ltd, Letchworth 1960
на русском
4 Н.Околелов, А.Чечин - Истребитель без... киля. Журнал "Моделист-конструктор", 1999, № 2.
на латвийском
5 Edvins Bruvelis. Latvijas Aviacijas Vesture
на норвежском
6 www.forsvaretsmuseer.no - сайт военно-морского музея в Осло
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 26.05.2022

 




 

 
Флаг военного флота Германской империи
Бортовое обозначение военной авиации Германской империи 1914–1918
Бортовое обозначение авиации Финляндии, Норвегии и Латвии
Hansa-Brandenburg W33
Разборка самолётов в Киле-Хольтенау, март 1920, виден фюзеляж Hansa-Brandenburg W-33 с номером (дальний).
Hansa-Brandenburg W33
Групповое фото в Киле-Хольтенау, справа Hansa-Brandenburg W-33 (слева Friedrichshafen FF 49).
Hansa-Brandenburg W33
Латвийский Hansa-Brandenburg W-33
HM-1
Норвежский Hansa-Brandenburg W-33
Hansa-Brandenburg W33
Норвежский Hansa-Brandenburg W-33
Hansa-Brandenburg W33
Норвежский Hansa-Brandenburg W-33
Hansa-Brandenburg W33
Норвежский Hansa-Brandenburg W-33
Hansa-Brandenburg W33
Норвежский Hansa-Brandenburg W-33
Hansa-Brandenburg W33
Норвежский Hansa-Brandenburg W-33
Hansa-Brandenburg W33
Норвежский Hansa-Brandenburg W-33
Hansa-Brandenburg W33
Норвежский Hansa-Brandenburg W-33
Hansa-Brandenburg W33
Норвежский Hansa-Brandenburg W-33
Hansa-Brandenburg W33
Норвежский Hansa-Brandenburg W-33
Hansa-Brandenburg W33
Норвежский Hansa-Brandenburg W-33
Hansa-Brandenburg W33
Норвежские Hansa-Brandenburg W-33
Hansa-Brandenburg W33
Норвежский Hansa-Brandenburg W-33
Hansa-Brandenburg W33
Финский Hansa-Brandenburg - IVL A.22 на лыжах.
Hansa-Brandenburg W33
Норвежский Hansa-Brandenburg W-33
IVL A.22
Финский Hansa-Brandenburg - IVL A.22.
IVL A.22
Финский Hansa-Brandenburg - IVL A.22.
IVL A.22
Финский Hansa-Brandenburg - IVL A.22.
IVL A.22
Финский Hansa-Brandenburg - IVL A.22.
IVL A.22
Финский Hansa-Brandenburg - IVL A.22.
Hansa-Brandenburg W33
Модель Hansa-Brandenburg W-33 с обозначениями почтовой службы DLR.
Hansa-Brandenburg W33
Hansa-Brandenburg W-33 с британскими обозначениями.
Hansa-Brandenburg W33
Hansa-Brandenburg W-33 с британскими обозначениями.
Hansa-Brandenburg W33
Прототип Hansa-Brandenburg W-33.
Hansa-Brandenburg W33
Hansa-Brandenburg W-33, полученный британцами.
Hansa-Brandenburg W33
Hansa-Brandenburg W-33
Hansa-Brandenburg W33
Hansa-Brandenburg W-33.
Hansa-Brandenburg W33
Прототип Hansa-Brandenburg W-33.
Hansa-Brandenburg W33
Hansa-Brandenburg W-33
Hansa-Brandenburg W33
Прототип Hansa-Brandenburg W-33
Hansa-Brandenburg W33
Hansa-Brandenburg W-33
Hansa-Brandenburg W33
Hansa-Brandenburg W-33