Гидросамолет - разведчик (Wasserflugzeug)
Friedrichshafen FF-29
|
Германия, 1914-1915 гг., 47 (50) ед. (развитие FF-19)
* FF-29 * FF-29a *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
| модификация |
постройка |
дата |
количество |
№№ |
примечания |
| FF-29 |
Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH, Фридрихсгафен |
11.1914-08.1915 |
32 (35) |
91-100, 211-220, 290-296 (-299), 406-410 |
120 л.с. мотор |
| FF-29a |
Kaiserlich Werft, Вильгельмсхафен |
1914-1915 |
15 |
201-210, 411-415 |
100 л.с. мотор |
ТТХ
| |
FF-29 |
FF-29A |
| Масса |
пустого |
1,18 т |
0,928 т |
| взлётная |
1,5 т |
1,4 т |
| Размерения |
длина |
10,3 м |
10,2 м |
| размах крыла (верхнего/нижнего) |
16,3/? м |
16,2/? м |
| площадь крыла |
60 м² |
57,5 м² |
| высота |
? |
| Энергетическая установка |
состав и тип |
1 тянущий пропеллер |
| 1 мотор Mercedes DII или Argus х 120 л.с. |
1 мотор Mercedes DI х 100 л.с. |
| Скорость |
максимальная |
? |
95 км/ч |
| крейсерская |
? |
| Практический потолок |
? |
| Скороподъёмность |
? |
| Дальность полёта |
? |
| Экипаж |
2 чел. |
| Дополнительные данные |
конструкция |
фюзеляжный биплан, крылья обтянуты тканью, 2 больших поплавка + 1 малый (под килем) |
| управление |
элероны на верхнем крыле, 2 руля высоты и 1 руль направления на оперении |
ВООРУЖЕНИЕ
| стрелковое отсутствовало, могли нести небольшую бомбовую нагрузку |
 15 августа 1914 г. заводу "Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH" во Фридрихсхафене была заказана серия из 20 гидропланов FF.29. Легкая разведывательная машина-биплан являлась увеличенной версией FF-19. Они вошли в строй немецкого военно-морского флота в ноябре 1914 г. и использовались для береговых патрулей и рекогносцировки.
Первые две серии по 10 машин (№№ 91-100, 211-220) имели двигатели Mercedes D. II, третья (№№ 290-296) - Argus, четвёртая (№№ 406-410) была снова с моторами Mercedes. Последняя машина была поставлена на флот в 27 августа 1915 г.
Параллельно машины строились и на Императорской верфи в Вильгельсхафене. Они отличались другой формой хвоста и поплавков, имели двигатель Mercedes D. I. и получили обозначение FF 29a были вариантом FF.29 (№№ 201-210, 411-415). 15 января 1915 г. один из FF.29a стал первым самолётом, "запущенным" с подлодки, взлетев "с палубы" U-12.
Самолет представлял собой биплан традиционной конструкции, оснащался рядным двигателем Mercedes D.II или Argus мощностью 120 л. с. и применялся преимущественно для патрулирования прибрежных районов и ведения разведки, хотя и мог нести несколько бомб малого калибра. Основные поплавки были сравнительно короткими, поэтому имелся хвостовой поплавок, интегрированный в киль. Радиатор был расположен выше двигателя, выхлопные трубы выходили под нижнюю плоскость. Пилот занимал заднее место, наблюдатель сидел спереди, где также были расположены бомбовые крепления. Бак с бензином подвешивался на стойки кабины.
Всего было заказано 50 машин. Три из них (№№ 297-299) не были сданы флоту, вероятно - отмена заказа. Некоторые источники указывают общее число - 44 машины, это может означать, что ещё три машины также не были сданы флоту.
Стоит отметить, что осенью 1915 г. проходили испытания базирования гидросамолёта на корабле, для этого был выбран FF-29 и линейный крейсер Von der Tann, в корме которого был сооружён временный деррик-кран.
По некоторым данным, было заказано ещё 12 машин, но на 6 последних заказ аннулировали, а 6 других перезаказали по улучшенному типу FF-33.
СПИСОК МАШИН В СОСТАВЕ ФЛОТА
| |
бортовой номер |
год постройки |
примечания |
| мод. FF 29, I серия, с мотором Mercedes D. II - 10 ед. |
| 1 |
91 |
11.1914 |
|
| 2 |
92 |
11.1914 |
|
| 3 |
93 |
11.1914 |
|
| 4 |
94 |
11.1914 |
|
| 5 |
95 |
11.1914 |
|
| 6 |
96 |
11.1914 |
|
| 7 |
97 |
11.1914 |
|
| 8 |
98 |
11.1914 |
|
| 9 |
99 |
11.1914 |
|
| 10 |
100 |
11.1914 |
|
| мод. FF 29A, I серия, с мотором Mercedes D. I - 10 ед. |
| 11 |
201 |
1914-1915 |
|
| 12 |
202 |
1914-1915 |
|
| 13 |
203 |
1914-1915 |
|
| 14 |
204 |
1914-1915 |
|
| 15 |
205 |
1914-1915 |
21 ноября 1915 совершил аварийную посадку около Скирмонниког в Голландии, интернирован, позже "S-1" в составе авиации Голландского ВМФ. |
| 16 |
206 |
1914-1915 |
|
| 17 |
207 |
1914-1915 |
|
| 18 |
208 |
1914-1915 |
|
| 19 |
209 |
1914-1915 |
|
| 20 |
210 |
1914-1915 |
|
| мод. FF 29, II серия, с мотором Mercedes D. II - 10 ед. |
| 21 |
211 |
1914-1915 |
|
| 22 |
212 |
1914-1915 |
|
| 23 |
213 |
1914-1915 |
|
| 24 |
214 |
1914-1915 |
|
| 25 |
215 |
1914-1915 |
|
| 26 |
216 |
1914-1915 |
|
| 27 |
217 |
1914-1915 |
|
| 28 |
218 |
1914-1915 |
|
| 29 |
219 |
1914-1915 |
|
| 30 |
220 |
1914-1915 |
|
| мод. FF 29, II серия, с мотором Argus - 7 (10) ед. |
| 31 |
290 |
1915 |
|
| 32 |
291 |
1915 |
|
| 33 |
292 |
1915 |
|
| 34 |
293 |
1915 |
|
| 35 |
294 |
1915 |
|
| 36 |
295 |
1915 |
|
| 37 |
296 |
1915 |
|
| - |
297 |
--- |
заказ аннулирован |
| - |
298 |
--- |
заказ аннулирован |
| - |
299 |
--- |
заказ аннулирован |
| мод. FF 29, III серия, с мотором Mercedes D. II - 5 ед. |
| 38 |
406 |
1915 |
|
| 39 |
407 |
1915 |
|
| 40 |
408 |
1915 |
|
| 41 |
409 |
1915 |
|
| 42 |
410 |
1915 |
|
| мод. FF 29A, II серия, с мотором Mercedes D. I - 5 ед. |
| 43 |
411 |
1915 |
|
| 44 |
412 |
1915 |
|
| 45 |
413 |
1915 |
|
| 46 |
414 |
1915 |
|
| 47 |
415 |
1915 |
|
| ??? |
| - |
416 - 421 |
перезаказаны по улучшенному типу FF-33 |
| ??? |
| - |
426 - 431 |
заказ аннулирован, головной построен, как прототип FF-33 |

21 ноября 1915 машина № 205 после аварийной посадки у Ширмонникоога была интернирована Голландией и 29 августа 1916 была включена в состав авиации ВМФ под номером "S-1". Использовалась, как учебная, в сентябре 1917 г. повреждена при аварийной посадке и была списана.
Ещё одна машина в 1917 г. короткое время служила в составе авиации датского ВМФ.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
| на немецком |
| 1 |
Borzutski, Siegfried: Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH. Markus Burbach Verlag, Berlin 1993 |
| 2 |
Kroschel, G. Stützer, H.: Die deutschen Militärflugzeuge 1910 - 1918, Weltbild Verlag, Augsburg 1994 |
| на английском |
| 3 |
Munson, Kenneth: Fighters Attack and Training Aircraft 1914-19, Blandford Press, London 1976 |
| 4 |
O.Thetford, P.Gray German Aircraft of the First World War (Putnam) |
| 5 |
Flight Magazine, October 16, 1919. |
| на русском |
| 6 |
Вячеслав Кондратьев. Разведывательные самолеты Первой мировой войны |
| + |
| некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
последнее обновление: 29.08.2019 
|
Флаг военного флота Германской империи
Бортовое обозначение военной авиации Германской империи
Бортовое обозначение авиации Голландского флота 1916-1917
Флаг ВМФ Дании, 1917
|