входоглавлениеморская авиация → гидросамолет Friedrichshafen FF-29

  Авиация  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  



Гидросамолет - разведчик

(Wasserflugzeug)

 Friedrichshafen FF-29


Германия, 1914-1915 гг., 47 (50) ед. (развитие FF-19)

 

*
FF-29
*
FF-29a
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
модификация постройка дата количество №№ примечания
FF-29 Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH, Фридрихсгафен 11.1914-08.1915 32 (35) 91-100, 211-220, 290-296 (-299), 406-410 120 л.с. мотор
FF-29a Kaiserlich Werft, Вильгельмсхафен 1914-1915 15 201-210, 411-415 100 л.с. мотор
ТТХ
  FF-29 FF-29A
Масса пустого 1,18 т 0,928 т
взлётная 1,5 т 1,4 т
Размерения длина 10,3 м 10,2 м
размах крыла (верхнего/нижнего) 16,3/? м 16,2/? м
площадь крыла 60 м² 57,5 м²
высота ?
Энергетическая установка состав и тип 1 тянущий пропеллер
1 мотор Mercedes DII или Argus х 120 л.с. 1 мотор Mercedes DI  х 100 л.с.
Скорость максимальная ? 95 км/ч
крейсерская ?
Практический потолок ?
Скороподъёмность ?
Дальность полёта ?
Экипаж 2 чел.
Дополнительные данные конструкция фюзеляжный биплан, крылья обтянуты тканью, 2 больших поплавка + 1 малый (под килем)
управление элероны на верхнем крыле, 2 руля высоты и 1 руль направления на оперении
ВООРУЖЕНИЕ
стрелковое отсутствовало, могли нести небольшую бомбовую нагрузку

 

15 августа 1914 г. заводу "Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH" во Фридрихсхафене была заказана серия из 20 гидропланов FF.29. Легкая разведывательная машина-биплан являлась увеличенной версией FF-19. Они вошли в строй немецкого военно-морского флота в ноябре 1914 г. и использовались для береговых патрулей и рекогносцировки.

Первые две серии по 10 машин (№№ 91-100, 211-220) имели двигатели Mercedes D. II, третья (№№ 290-296) - Argus, четвёртая (№№ 406-410) была снова с моторами Mercedes. Последняя машина была поставлена на флот в 27 августа 1915 г.

Параллельно машины строились и на Императорской верфи в Вильгельсхафене. Они отличались другой формой хвоста и поплавков, имели двигатель Mercedes D. I. и получили обозначение FF 29a были вариантом FF.29 (№№ 201-210, 411-415). 15 января 1915 г. один из FF.29a стал первым самолётом, "запущенным" с подлодки, взлетев "с палубы" U-12.

Самолет представлял собой биплан традиционной конструкции, оснащался рядным двигателем Mercedes D.II или Argus мощностью 120 л. с. и применялся преимущественно для патрулирования прибрежных районов и ведения разведки, хотя и мог нести несколько бомб малого калибра. Основные поплавки были сравнительно короткими, поэтому имелся хвостовой поплавок, интегрированный в киль. Радиатор был расположен выше двигателя, выхлопные трубы выходили под нижнюю плоскость. Пилот занимал заднее место, наблюдатель сидел спереди, где также были расположены бомбовые крепления. Бак с бензином подвешивался на стойки кабины.

Всего было заказано 50 машин. Три из них (№№ 297-299) не были сданы флоту, вероятно - отмена заказа. Некоторые источники указывают общее число - 44 машины, это может означать, что ещё три машины также не были сданы флоту.

         
         

Стоит отметить, что осенью 1915 г. проходили испытании базирования гидросамолёта на корабле, для этого был выбран FF-29 и линейный крейсер Von der Tann, в корме которого был сооружён временный деррик-кран.

По некоторым данным, было заказано ещё 12 машин, но на 6 последних заказ аннулировали, а 6 других перезаказали по улучшенному типу FF-33.

СПИСОК МАШИН В СОСТАВЕ ФЛОТА
  бортовой номер год постройки примечания
мод. FF 29, I серия, с мотором Mercedes D. II - 10 ед.
1 91 11.1914  
2 92 11.1914  
3 93 11.1914  
4 94 11.1914  
5 95 11.1914  
6 96 11.1914  
7 97 11.1914  
8 98 11.1914  
9 99 11.1914  
10 100 11.1914  
мод. FF 29A, I серия, с мотором Mercedes D. I - 10 ед.
11 201 1914-1915  
12 202 1914-1915  
13 203 1914-1915  
14 204 1914-1915  
15 205 1914-1915 21 ноября 1915 совершил аварийную посадку около Скирмонниког в Голландии, интернирован, позже "S-1" в составе авиации Голландского ВМФ.
16 206 1914-1915  
17 207 1914-1915  
18 208 1914-1915  
19 209 1914-1915  
20 210 1914-1915  
мод. FF 29, II серия, с мотором Mercedes D. II - 10 ед.
21 211 1914-1915  
22 212 1914-1915  
23 213 1914-1915  
24 214 1914-1915  
25 215 1914-1915  
26 216 1914-1915  
27 217 1914-1915  
28 218 1914-1915  
29 219 1914-1915  
30 220 1914-1915  
мод. FF 29, II серия, с мотором Argus - 7 (10) ед.
31 290 1915  
32 291 1915  
33 292 1915  
34 293 1915  
35 294 1915  
36 295 1915  
37 296 1915  
- 297 --- заказ аннулирован
- 298 --- заказ аннулирован
- 299 --- заказ аннулирован
мод. FF 29, III серия, с мотором Mercedes D. II - 5 ед.
38 406 1915  
39 407 1915  
40 408 1915  
41 409 1915  
42 410 1915  
мод. FF 29A, II серия, с мотором Mercedes D. I - 5 ед.
43 411 1915  
44 412 1915  
45 413 1915  
46 414 1915  
47 415 1915  
???
- 416 - 421 перезаказаны по улучшенному типу FF-33
???
- 426 - 431 заказ аннулирован, головной построен, как прототип FF-33

 

21 ноября 1915 машина № 205 после аварийной посадки у Ширмонникоога была интернирована Голландией и 29 августа 1916 была включена в состав авиации ВМФ под номером "S-1". Использовалась, как учебная, в сентябре 1917 г. повреждена при аварийной посадке и была списана.

Ещё одна машина в 1917 г. короткое время служила в составе авиации датского ВМФ.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Borzutski, Siegfried: Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH. Markus Burbach Verlag, Berlin 1993
2 Kroschel, G. Stützer, H.: Die deutschen Militärflugzeuge 1910 - 1918, Weltbild Verlag, Augsburg 1994
на английском
3 Munson, Kenneth: Fighters Attack and Training Aircraft 1914-19, Blandford Press, London 1976
4 O.Thetford, P.Gray German Aircraft of the First World War (Putnam)
5 Flight Magazine, October 16, 1919.
на русском
6 Вячеслав Кондратьев. Разведывательные самолеты Первой мировой войны
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 21.02.2018

 




 

 
Флаг военного флота Германской империи
Бортовое обозначение военной авиации Германской империи
Бортовое обозначение авиации Голландского флота в 1917-1920 гг.
FF-29
FF-29
FF-33
Самолёты на заводе перед отправкой на флот. Три слева (в т.ч. №419) - FF-33, два справа (в т.ч. №294) - FF-29
FF-29
FF-29 в составе датского ВМФ, 1917 г.
FF-29a
Интернированный Голландией FF-29a № 205.
FF-29a
Интернированный Голландией FF-29a № 205.
FF-29a
Британский эсминец Maori, ведя разведку у Бельгийского побережья, 7 мая 1915 г. подорвался на мине у Blankenberghe и затонул на мелком месте, его флагшток с флагом оставался выше уровня воды. Несмотря на штормовое море, оберлейтенант-цур-зее Drekmann (на фото - справа) посадил свой Friedrichshafen FF29 №209 рядом. Затем, его наблюдатель, фанрих-цур-зее von Blücher, добрался до стоек крыла правого борта и, держался за них с ножом в зубах, как пират. Drekmann, после нескольких попыток, повернул самолёт так, чтобы von Blücher смог свободно срезать флаг. После опасного трюка смелые летчики доставили добычу в Зеебрюгге. (Британские эсминцы в море поднимали Красный флаг или Флаг Союза для целей опознавания, но немцы не знали это, и были озадачены, почему корабль Королевского Военно-морского флота подымал "Красную Тряпку"!)
FF-29a
FF-29a
FF-29a
FF-29a
FF-29a
FF-29a
FF-29
FF-29
FF-29
FF-29
FF-29
FF-29
FF-29
FF-29 после аварийной посадки в ваттах.
FF-29
FF-29
FF-29a
FF-29a на линейном крейсере "Von der Tann", осень 1915 г.
FF-29
FF-29
FF-29
FF-29
FF-29
FF-29 на подводной лодке "U 12".
FF-29
FF-29
FF-29
FF-29