В 1916 г. Ernst Heinkel подготовил проект одноместного разведчика для австрийской армии. Хотя и стандартный в большинстве решений, самолёт имел новую систему коробки крыла, скреплённого в форме четырех v-образных стоек, соединенных в центре вершинами. Brandenburg K.D. (Kampf Doppeldecker), такое обозначение получил тип, строился по лицензии австрийскими заводами Phonix и Ufag как D.I (Hansa Brandenburg D.I (Ph)-серия 28 и Hansa Brandenburg D.I (Ufag)-серия 65). Phonix впоследствии разработал вариант с более стандартной схемой размещения стоек. Этот вариант поступил в дальнейшее производство как свои собственные серии D.II и D.III. Такую же схему размещения стоек получили летающие лодки Hansa-Brandenburg CC, которые поставлялись, как австрийскому, так и немецкому флоту.
Частые налеты британских и французских гидросамолетов на гидроаэродромы германской авиации, расположенные на побережье Северного моря, побудили германский флот заказать промышленности гидросамолет-истребитель. Свои образцы в разное время предоставили: Albatros (W.4), Friedrichshafen (FF-43), Gotha (WD-10), LFG (WD), LTG (SD-1), Lübeck-Trawemünde (F-3), Sablatnig (SF-4) и Rumpler (6B).
Хейнкель тоже принял участие в этом конкурсе, для чего решил переделать K.D. в истребитель-гидроплан. Фактически, адаптация прототипа свелась лишь к легкому увеличению размаха крыльев и монтажу двухреданных поплавков. Позже оказалось, что сопротивление поплавков необходимо компенсировать дополнительной поверхностью киля, включая определенную область ниже заднего фюзеляжа, в конце концов также был добавлен и верхний киль. Несмотря на эти модификации K.D.W., подобно колёсной версии, очень трудно взлетал. Из-за заслонения небольшого руля высоким фюзеляжем, боковая устойчивость была чрезвычайно слабой, и выход из штопора для пилота был скорее удачей, чем умением.
В июне 1916 года авиация Военно-морских сил Германии приняла прототип (№ 748), который имел простые выхлопные патрубки, выходящие на правый борт, и заказала ещё два таких биплана (№№ 783-784), у которых были выхлопные патрубки типа вытяжной трубы над верхним крылом. Все три машины были оснащены 150 л.с. мотором Benz и радиатором автомобильного типа.
Испытания этих трех машин прошли достаточно успешно, убедив командование авиации ВМС Германии заказать первые 10 серийных аэропланов (№№ 912-921). Их поставили в феврале 1917 года в слегка измененном виде - с одним рядным мотором Mercedes D.III мощностью 160 л. с. и переделанным радиатором, иными подкосами хвостового стабилизатора и одним закрепленным в носовой части фюзеляжа стреляющим вперед 7,92-мм пулеметом LMG 08/15.
В марте - апреле 1917 года на вооружение поступила вторая партия из 10 машин (№№ 1067-1076) опять с мотором Bz.III и уменьшенным рулем направления. Осенью 1917 и зимой 1917-1918 годов поставили третью и четвертую серийные партии - по 15 и 20 бипланов, соответственно (№№ 1380-1394, 1554-1573). Они имели один рядный мотор Maybach Mb.III мощностью 160 л.с., более короткие поплавки, измененное вертикальное оперение с верхним килем малого удлинения и простым рулем направления, два пулемета LMG 08/15 и дополнительные бипланные стойки на некоторых аэропланах.
Двигатели были тщательно закрыты металлическими капотами, которые изгибались от верхних лонжеронов, давая поперечное сечение "головы и плеч", чтобы предоставить пилоту хороший передний обзор, который, однако, оказался всё-равно плохим. Сам фюзеляж был собран из четырех еловых лонжеронов, сходящихся спереди, хвойных распорок и поперечных диагональных связей в кормовой секции. Была некоторая конусность в форме фюзеляжа. Фюзеляж был полностью обшит фанерой, как и вертикальные плоскости.
Хвостовые плоскости были шпангоутными (каркасными) из стальной трубки и обшиты тканью. Прямоугольный руль имел небольшую балансирную часть сверху фюзеляжа, но когда был введен верхний киль, на последующих моделях от неё отказались. Большой треугольный стабилизатор, на который устанавливались узкие параллельные рули высоты, устанавливался непосредственно на верхних лонжеронах и подкреплялся к фюзеляжу двумя обтекаемыми стальными стойками.
Крылья были простого прямоугольного профиля, равного размаха и обшивались тканью. Их стандартная деревянная конструкция была основана в двух основных лонжеронах, со вспомогательным лонжероном, приблизительно в две трети основных, на который устанавливались небалансирные элероны. Точка присоединения верхнего узла v-образной "звездной-стойки" центроплана располагалась почти на крайнем конце элерона, и на практике было обнаружено, что значительный навес части верхнего крыла имеет тенденцию сгибаться при нагрузке на элероны, уменьшая чувствительность элементов управления. Впоследствии была установлена лёгкая стальная v-образная трубка, скошенная наружу из нижнего крепления стойки, чтобы скрепить более жестко верхнее крыло и сделать управление элероном легче.
Шасси шасси включало пару N-образных стоек из стальной трубки. Сами поплавки, однореданного типа, имели спереди форму клина и заострялись в вертикальный край в корме, были деревянными, с каркасом из хвойных балок и обшиты красным деревом.
На большинстве машин единственный синхронизированный пулемёт Spandau был установлена по правому борту, в пределах досягаемости пилота, чтобы он мог ликвидировать любую неисправность. Только в конечной серии из двадцати машин, поставленном между октябрем 1917 г. и февралём 1918, были установлены два Spandau, прикреплённые по сторонам кабины. Всего, в общей сложности, было произведено 58 K.D.W.
СПИСОК МАШИН В СОСТАВЕ ФЛОТА
|
бортовой номер |
год постройки |
примечания |
прототипы (3 ед.) |
1 |
748 |
09.1916 |
|
2 |
783 |
1916 |
|
3 |
784 |
1916 |
|
I серия (10 ед. с мотором Benz Bz III и одним пулемётом) |
4 |
912 |
02.1917 |
|
5 |
913 |
02.1917 |
|
6 |
914 |
02.1917 |
|
7 |
915 |
02.1917 |
|
8 |
916 |
02.1917 |
|
9 |
917 |
02.1917 |
|
10 |
918 |
02.1917 |
|
11 |
919 |
02.1917 |
|
12 |
920 |
02.1917 |
|
13 |
921 |
02.1917 |
|
II серия (10 ед. с мотором Benz Bz III и одним пулемётом) |
14 |
1067 |
03.1917 |
|
15 |
1068 |
1917 |
|
16 |
1069 |
1917 |
|
17 |
1070 |
1917 |
|
18 |
1071 |
1917 |
|
19 |
1072 |
1917 |
|
20 |
1073 |
1917 |
|
21 |
1074 |
1917 |
|
22 |
1075 |
1917 |
|
23 |
1076 |
04.1917 |
|
III серия (15 ед. с мотором Maybach Mb III и одним пулемётом) |
24 |
1380 |
ос. 1917 |
|
25 |
1381 |
ос. 1917 |
|
26 |
1382 |
ос. 1917 |
|
27 |
1383 |
ос. 1917 |
|
28 |
1384 |
ос. 1917 |
|
29 |
1385 |
ос. 1917 |
|
30 |
1386 |
ос. 1917 |
|
31 |
1387 |
ос. 1917 |
|
32 |
1388 |
ос. 1917 |
|
33 |
1389 |
ос. 1917 |
|
34 |
1390 |
ос. 1917 |
|
35 |
1391 |
ос. 1917 |
|
36 |
1392 |
ос. 1917 |
|
37 |
1393 |
ос. 1917 |
|
38 |
1394 |
ос. 1917 |
|
IV серия (20 ед. с мотором Maybach Mb III и двумя пулемётами) |
39 |
1554 |
зима 1917-1918 |
|
40 |
1555 |
зима 1917-1918 |
|
41 |
1556 |
зима 1917-1918 |
|
42 |
1557 |
зима 1917-1918 |
|
43 |
1558 |
зима 1917-1918 |
|
44 |
1559 |
зима 1917-1918 |
|
45 |
1560 |
зима 1917-1918 |
|
46 |
1561 |
зима 1917-1918 |
|
47 |
1562 |
зима 1917-1918 |
|
48 |
1563 |
зима 1917-1918 |
|
49 |
1564 |
зима 1917-1918 |
|
50 |
1565 |
зима 1917-1918 |
|
51 |
1566 |
зима 1917-1918 |
|
52 |
1567 |
зима 1917-1918 |
|
53 |
1568 |
зима 1917-1918 |
|
54 |
1569 |
зима 1917-1918 |
|
55 |
1570 |
зима 1917-1918 |
|
56 |
1571 |
зима 1917-1918 |
|
57 |
1572 |
зима 1917-1918 |
|
58 |
1573 |
зима 1917-1918 |
|
Считается, что гидропланы KDW служили главным образом на гидроавиабазах побережья Фландрии. Вероятно, несколько машин были в немецких частях на Адриатическом море, но самый яркий эпизод произошёл на Балтике - всего через несколько дней после вступления в строй 23 сентября 1916 г., прототип Brandenburg KDW № 748, вылетевший под управлением лейтенанта Хаммера с Балтийской воздушной станции в Ангерзее, настойчивой атакой заставил приземлиться русский четырёхмоторный самолёт типа Сикорский. Несмотря на этот успех KDW был непопулярным у пилотов; говорят, что он был тяжелым и трудно взлетал, имел такой плохой передний обзор, что считался неподходящим для воздушного боя из-за постоянного риска столкновения. Известен по службе как "Паук", из-за звездообразного размещения стоек центроплана. Часть машин была передана Турции.
На базе этого типа были разработаны модификации Hansa-Brandenburg W-11 и Hansa-Brandenburg W-25, но в серию они не пошли.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Kroschel, G., Stützer, H. Die deutschen Militärflugzeuge 1910 - 1918. Weltbild Verlag, Augsburg 1994 |
на английском |
2 |
O.Thetford, P.Gray German Aircraft of the First World War (Putnam) |
3 |
Arms & Armour. A.Imrie. German Naval Air Service |
4 |
Jane's Fighting Aircraft of World War I |
на русском |
5 |
В.Обухович, А.Никифоров. Самолеты Первой Мировой |
6 |
де Агостини. Мировая Авиация. Hansa-Brandenburg KD (D.I) и KDW |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
последнее обновление: 20.11.2018