Гидросамолёт-разведчик и спасательный (Wasserflugzeug)
Fokker T.VIII
Германия, с 1940-1941 гг., 24 или 25 ед. (из 36, трофейные голландские, 1939-1940, захвачены или достроены, + 1 в колёсном варианте)
*
T.VIII W/G
*
T.VIII W/M
*
T.VIII W/C
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
модификация
постройка
дата
количество
примечания
T.VIII W/G
Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам
1939-1940
8 (из 19)
деревянно-металлические
T.VIII W/?
Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам
1941
1
деревянно-металлический для Финляндии, поплавковый вариант
T.VIII W/L
Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам
1941
1
деревянно-металлический для Финляндии, колёсный вариант
T.VIII W/M
Focke-Wulf-Albatros AG, Йоганништаль
1940-1941
12
цельнометаллические
T.VIII W/C
Focke-Wulf-Albatros AG, Йоганништаль
1941
4 или 5
увеличенная версия для Финляндии с более мощными моторами
ТТХ
G и M
С
Масса
пустого
3,1 т
?
взлётная
5 т
? т
Размерения
длина
13 м
14,83 м
размах крыла
18 м
20,01 м
площадь крыла
44 м²
52 м²
высота
5 м
?
Энергетическая установка
состав и тип
2 тянущих пропеллера
2 мотора Wright R-975-E3 Whirlwind х 450 л.с.
2 мотора Bristol Mercury XI х 890 л.с.
Скорость
максимальная
285 км/ч
?
крейсерская
220 км/ч
115 км/ч
Практический потолок
6800 м
?
Скороподъёмность
?
Дальность полёта
2750 км
?
Экипаж
3 чел.
Дополнительные данные
конструкция
композитный или цельнометаллический моноплан, 2 больших поплавка
управление
элероны на крыле, 2 руля высоты и 1 руль направления на оперении
ВООРУЖЕНИЕ
стрелковое
2-7,92 мм пулемёта (1 фиксированный на левой стороне фюзеляжа, 1 турельный в задней кабине)
нагрузка (по голландскому штату)
до 600 кг бомб или одна торпеда
Fokker T.VIII - трехместный разведчик, бомбардировщик и торпедоносец. Двухмоторный двухпоплавковый моноплан. Спроектирован в КБ фирмы "Недерландше влиегтуигенфабрик Фоккер" под руководством М. Беелинга для голландского флота. Имел хорошие летные и морские характеристики.
Два прототипа типа W/G были предоставлены для испытаний в июне 1939 года. Испытания прошли успешно и флот заказал еще 26 штук, 14 W/G и 12 W/M. T.VIII серийно строился на заводе "Фоккер" в Амстердаме. Финская комиссия по закупкам заказала ещё шесть машин W/С. Всего было построено 36 экз. T.VIII-W всех модификаций.
W/G были разработаны для домашнего флота и имели крыло из еловых балок, покрытые фанерой. Корпус состоял из трех частей. Передняя была цельнометаллической, средняя - фанерная, а задняя была сделана из металлических труб, покрытых тканью. В арочной передней части корпуса располагался наблюдатель / бомбардир. Над ним была кабина пилота и радиооператора, который также обслуживал пулемёт, предназначенный для защиты задней полусферы. С правой стороны фюзеляжа находился неподвижный пулемёт, управляемый пилотом. W/M, предназначенные для голландских ВВС Восточной Индии, были металлическими. Обе версии имели дюральные поплавки и двигатели Whirlwind Wright R-975-E3, оснащенные двухлопастными металлическими пропеллерами. У "финских" была композитная конструкция с увеличенным размахом крыла, удлиненным фюзеляжем и более мощными моторами Bristol Mercury XI. У одного было колесные шасси вместо поплавков.
Последовал заказ на пять T.VIII W/G1 (12 сентября 1938), а затем еще на 19 T.VIII W/G2 (1 января 1939), таким образом, количество заказанных машин составило 24. Большинство из них, но ни один из них так и не попал туда. Также 2 машины заказала Финляндия.
1 февраля 1940 флот заказал 12 цельнометаллических экземпляров T.VIII-WM, которые намечалось использовать для замены самолетов T.IV в Ост-Индии. Финляндия заказала ещё 4 (по другим данным 5) экземпляров T.VIII-Wc. Самолеты этого варианта были с удлиненным на 1,83 м фюзеляжем, с увеличенными на 2,01 м размахом крыла и на 8 кв.м площадью крыла, а также с двигателями Bristol Mercury XI мощностью по 890 л.с.
К началу войны Голландский флот получил 11 машин: №№5582-5586 = R-1...5, и №№5636, 6539-5643 = R-6...11. Из них две разбились до войны, остальные перелетели в Англию. Часть заказанных самолетов (13 W/G, 12 W/M и 2 W/C) все еще находилась в разобранном состоянии на заводе. Завод компании Fokker был захвачен Германией и самолёты достались немцам. Они получили пять уже готовых самолетов, и двадцать в производстве, довели их оборудование до германских стандартов и после испытания на E-Stelle Travemünde в 1941 г. приняли на вооружение Люфтваффе. Единственный экземпляр колёсного варианта самолета T.VIII-L, построенный для Финляндии, также был конфискован Германией.
Часть машин была отправлена в качестве разведчиков в Эгейском море и с 9.05.1941 по 20.09.1942 использовались для патрулирования с базы Скараманг в Афинах в составе групп 1./SAGr.126 (15 единиц) и 3./SAGr.126. Другие машины использовались до 1942 года над Северным морем для разведки, спасательной службы и ПЛО в составе группы 1./Kü.Fl.Gr.706.
Производство T.VIII-W было прекращено в 1941 г. В Англии эти самолеты списали в июне 1941 г., немцы эксплуатировали их до конца 1943 г.
СПИСОК МАШИН
зав. №
тип
верфь - строитель
дата
владелец
бортовой №
примечания
1
5636
T.VIII-W
Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам
для Финляндии
FW-161
с началом войны реквизирован Голландией
Голландия
R37
к моменту захвата немцами ещё не готов
Германия
KD+GG
-
5637
T.VIII-W/L
Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам
для Финляндии
FW-160
с началом войны реквизирован Голландией
Голландия
R38
к моменту захвата немцами ещё не готов
Германия
KD+GH
колёсный
2
5644
T.VIII-W/G.2
Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам
Голландия
R12
к моменту захвата немцами ещё не готов
Германия
KD+GB
3
5645
T.VIII-W/G.2
Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам
Голландия
R13
к моменту захвата немцами ещё не готов
Германия
?
4
5646
T.VIII-W/G.2
Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам
Голландия
R14
к моменту захвата немцами ещё не готов
Stab A.Gr.126
TD+CA
5
5647
T.VIII-W/G.2
Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам
Голландия
R15
к моменту захвата немцами ещё не готов
Германия
TD+CB
1./Kü.Fl.Gr.706
6I+MH
6
5648
T.VIII-W/G.2
Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам
Голландия
R16
к моменту захвата немцами ещё не готов
1./SAGr.126
TD+CC
7
5649
T.VIII-W/G.2
Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам
Голландия
R17
к моменту захвата немцами ещё не готов
Германия
TD+CD
8
5650
T.VIII-W/G.2
Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам
Голландия
R18
к моменту захвата немцами ещё не готов
Германия
TD+CE
1./Kü.Fl.Gr.706
6I+NH
9
5651
T.VIII-W/G.2
Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам
Голландия
R19
к моменту захвата немцами ещё не готов
Германия
TD+CF ?
10
5652
T.VIII-W/M
Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам
Голландия
R20
к моменту захвата немцами ещё не готов
Германия
TD+CG
1./Kü.Fl.Gr.706
6I+OH
11
5653
T.VIII-W/M
Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам
Голландия
R21
к моменту захвата немцами ещё не готов
Германия
TD+CH
1./Kü.Fl.Gr.706
6I+PH
12
5654
T.VIII-W/M
Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам
Голландия
R22
к моменту захвата немцами ещё не готов
Германия
13
5655
T.VIII-W/M
Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам
Голландия
R23
к моменту захвата немцами ещё не готов
Германия
14
5656
T.VIII-W/M
Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам
Голландия
R24
к моменту захвата немцами ещё не готов
Германия
15
5657
T.VIII-W/M
Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам
Голландия
R25
к моменту захвата немцами ещё не готов
Германия
KD+GQ
5.05.1941 угнан голландским экипажем в Англию
16
5658
T.VIII-W/M
Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам
Голландия
R26
к моменту захвата немцами ещё не готов
Германия
17
5659
T.VIII-W/M
Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам
Голландия
R27
к моменту захвата немцами ещё не готов
Германия
18
5660
T.VIII-W/M
Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам
Голландия
R28
к моменту захвата немцами ещё не готов
Германия
19
5661
T.VIII-W/M
Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам
Голландия
R29
к моменту захвата немцами ещё не готов
Германия
20
5662
T.VIII-W/M
Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам
Голландия
R30
к моменту захвата немцами ещё не готов
Германия
21
5663
T.VIII-W/M
Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам
Голландия
R31
к моменту захвата немцами ещё не готов
Германия
22
5664
T.VIII/C
Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам
Голландия
R32
к моменту захвата немцами ещё не готов
Германия
23
5665
T.VIII/C
Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам
Голландия
R33
к моменту захвата немцами ещё не готов
Германия
24
5666
T.VIII/C
Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам
Голландия
R34
к моменту захвата немцами ещё не готов
Германия
25
5667
T.VIII/C
Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам
Голландия
R35
к моменту захвата немцами ещё не готов
Германия
известные бортовые №№
бортовой №
заводской №
тип
соединение
примечания
1
KD+GB
5644
T.VIII-W/G.2
2
KD+GG
5636
T.VIII-W
3
KD+GH
5637
T.VIII-W/L
колёсный вариант
4
KD+GI
T.VIII-W
5
KD+GK
T.VIII-W
6
KD+GL
T.VIII-W
7
KD+GM
T.VIII-W
8
KD+GN
T.VIII-W
9
KD+GO
T.VIII-W
10
KD+GP
T.VIII-W
11
KD+GQ
5657
T.VIII-W/M
1
TD+CA
5646
T.VIII-W/G.2
Stab A.Gr.126
2
TD+CB
5647
T.VIII-W/G.2
позже 6I+MH
3
TD+CС
5648
T.VIII-W/G.2
1./SAGr.126
4
TD+CD
5649
T.VIII-W/G.2
5
TD+CE
5650
T.VIII-W/G.2
позже 6I+NH
6
TD+CF
5651
T.VIII-W/G.2
7
TD+CG
5652
T.VIII-W/M
позже 6I+OH
8
TD+CH
5653
T.VIII-W/M
позже 6I+PH
9
TD+CP
T.VIII-W
10
TD+CQ
T.VIII-W
1
D1+KH
T.VIII-W/M
1./SAGr.126
2
D1+LH
T.VIII-W/M
1./SAGr.126
3
D1+MH
T.VIII-W/M
1./SAGr.126
4
D1+NH
T.VIII-W/M
1./SAGr.126
5
D1+OH
T.VIII-W/M
1./SAGr.126
1
6I+MH
5647
T.VIII-W/G.2
1./Kü.Fl.Gr.706
быв. TD+CB
2
6I+NH
5650
T.VIII-W/G.2
1./Kü.Fl.Gr.706
быв. TD+CE
3
6I+OH
5652
T.VIII-W/M
1./Kü.Fl.Gr.706
быв. TD+CG
4
6I+PH
5653
T.VIII-W/M
1./Kü.Fl.Gr.706
быв. TD+CH
ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на голландском
1
T. Postma, T. Wesselink. De Nederlandse vliegtuigen
2
Van der Klaauw, Bart. Water- en Transport Vliegtuigen Wereldoorlog II. Alkmaar, the Netherlands: Uitgeverij de Alk bv
на английском
3
Angelucci, Enzo. The Rand McNally Encyclopedia of Military Aircraft, 1914-1980. San Diego, California: The Military Press, 1983.
4
Green, William. War Planes of the Second World War, Volume Six: Floatplanes. London: Macdonald & Co., (Publishers) Ltd., 1962.
5
Van der Klaauw, Bart. The Fokker T.VIII (Aircraft in Profile number 176). Leatherhead, Surrey, UK: Profile Publications Ltd., 1967.
6
Jackson, Robert. The Encyclopedia of Military Aircraft. London: Paragon, 2002.
на русском
7
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
8
Владимир Котельников. Гидросамолеты Второй Мировой Войны 1939-1945
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий
последнее обновление: 19.01.2018
Обозначение вооружённых сил (1935—1945)
Модель Fokker T-VIII.
Модель Fokker T-VIII.
Модель Fokker T-VIII.
Fokker T-VIII из 1./SAGr 126.
Fokker T-VIII из 1./SAGr 126.
Fokker T-VIII и Dornier Do.24.
Строившийся для Финляндии Fokker T-VIII в колёсном варианте.
Строившийся для Финляндии Fokker T-VIII в поплавковом варианте.
Fokker T-VIII D1+OH из 1./SAGr.126.
Fokker T-VIII
Вид с места стрелка Fokker T-VIII на правый мотор и транспортное судно.
Место стрелка Fokker T-VIII.
Место радиста Fokker T-VIII.
Место штурмана Fokker T-VIII.
Место пилота Fokker T-VIII.
Fokker T-VIII
Fokker T-VIII
Fokker T-VIIIW/M из 1./SAGr.126.
Fokker T-VIII
Fokker T-VIII из 1./SAGr 126 в конце войны.
Fokker T-VIII
Fokker T-VIII из 1./SAGr 126, Средиземное море, 1941 г.