ОглавлениеМорская авиация → Гидросамолет Fokker T.VIII

  Авиация  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Гидросамолёт-разведчик и спасательный (Wasserflugzeug)

 Fokker T.VIII 


Германия, с 1940-1941 гг., 24 или 25 ед. (из 36, трофейные голландские, 1939-1940, захвачены или достроены, + 1 в колёсном варианте)


*
T.VIII W/G
*
T.VIII W/M
*
T.VIII W/C
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
модификация постройка дата количество примечания
T.VIII W/G Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам 1939-1940 8 (из 19) деревянно-металлические
T.VIII W/? Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам 1941 1 деревянно-металлический для Финляндии, поплавковый вариант
T.VIII W/L Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам 1941 1 деревянно-металлический для Финляндии, колёсный вариант
T.VIII W/M Focke-Wulf-Albatros AG, Йоганништаль 1940-1941 12 цельнометаллические
T.VIII W/C Focke-Wulf-Albatros AG, Йоганништаль 1941 4 или 5 увеличенная версия для Финляндии с более мощными моторами
ТТХ
  G и M С
Масса пустого 3,1 т ?
взлётная 5 т ? т
Размерения длина 13 м 14,83 м
размах крыла 18 м 20,01 м
площадь крыла 44 м² 52 м²
высота 5 м ?
Энергетическая установка состав и тип 2 тянущих пропеллера
2 мотора Wright R-975-E3 Whirlwind х 450 л.с. 2 мотора Bristol Mercury XI х 890 л.с.
Скорость максимальная 285 км/ч ?
крейсерская 220 км/ч 115 км/ч
Практический потолок 6800 м ?
Скороподъёмность ?
Дальность полёта 2750 км ?
Экипаж 3 чел.
Дополнительные данные конструкция композитный или цельнометаллический моноплан, 2 больших поплавка
управление элероны на крыле, 2 руля высоты и 1 руль направления на оперении
ВООРУЖЕНИЕ
стрелковое 2-7,92 мм пулемёта (1 фиксированный на левой стороне фюзеляжа, 1 турельный в задней кабине)
нагрузка (по голландскому штату) до 600 кг бомб или одна торпеда

 

  

Fokker T.VIII - трехместный разведчик, бомбардировщик и торпедоносец. Двухмоторный двухпоплавковый моноплан. Спроектирован в КБ фирмы "Недерландше влиегтуигенфабрик Фоккер" под руководством М. Беелинга для голландского флота. Имел хорошие летные и морские характеристики.

Два прототипа типа W/G были предоставлены для испытаний в июне 1939 года. Испытания прошли успешно и флот заказал еще 26 штук, 14 W/G и 12 W/M. T.VIII серийно строился на заводе "Фоккер" в Амстердаме. Финская комиссия по закупкам заказала ещё шесть машин W/С. Всего было построено 36 экз. T.VIII-W всех модификаций.

W/G были разработаны для домашнего флота и имели крыло из еловых балок, покрытые фанерой. Корпус состоял из трех частей. Передняя была цельнометаллической, средняя - фанерная, а задняя была сделана из металлических труб, покрытых тканью. В арочной передней части корпуса располагался наблюдатель / бомбардир. Над ним была кабина пилота и радиооператора, который также обслуживал пулемёт, предназначенный для защиты задней полусферы. С правой стороны фюзеляжа находился неподвижный пулемёт, управляемый пилотом. W/M, предназначенные для голландских ВВС Восточной Индии, были металлическими. Обе версии имели дюральные поплавки и двигатели Whirlwind Wright R-975-E3, оснащенные двухлопастными металлическими пропеллерами. У "финских" была композитная конструкция с увеличенным размахом крыла, удлиненным фюзеляжем и более мощными моторами Bristol Mercury XI. У одного было колесные шасси вместо поплавков.

Последовал заказ на пять T.VIII W/G1 (12 сентября 1938), а затем еще на 19 T.VIII W/G2 (1 января 1939), таким образом, количество заказанных машин составило 24. Большинство из них, но ни один из них так и не попал туда. Также 2 машины заказала Финляндия.

1 февраля 1940 флот заказал 12 цельнометаллических экземпляров T.VIII-WM, которые намечалось использовать для замены самолетов T.IV в Ост-Индии. Финляндия заказала ещё 4 (по другим данным 5) экземпляров T.VIII-Wc. Самолеты этого варианта были с удлиненным на 1,83 м фюзеляжем, с увеличенными на 2,01 м размахом крыла и на 8 кв.м площадью крыла, а также с двигателями Bristol Mercury XI мощностью по 890 л.с.

К началу войны Голландский флот получил 11 машин: №№5582-5586 = R-1...5, и №№5636, 6539-5643 = R-6...11. Из них две разбились до войны, остальные перелетели в Англию. Часть заказанных самолетов (13 W/G, 12 W/M и 2 W/C) все еще находилась в разобранном состоянии на заводе. Завод компании Fokker был захвачен Германией и самолёты достались немцам. Они получили пять уже готовых самолетов, и двадцать в производстве, довели их оборудование до германских стандартов и после испытания на E-Stelle Travemünde в 1941 г. приняли на вооружение Люфтваффе. Единственный экземпляр колёсного варианта самолета T.VIII-L, построенный для Финляндии, также был конфискован Германией.

Часть машин была отправлена в качестве разведчиков в Эгейском море и с 9.05.1941 по 20.09.1942 использовались для патрулирования с базы Скараманг в Афинах в составе групп 1./SAGr.126 (15 единиц) и 3./SAGr.126. Другие машины использовались до 1942 года над Северным морем для разведки, спасательной службы и ПЛО в составе группы 1./Kü.Fl.Gr.706.

Производство T.VIII-W было прекращено в 1941 г. В Англии эти самолеты списали в июне 1941 г., немцы эксплуатировали их до конца 1943 г.

 

               
СПИСОК МАШИН
  зав. № тип верфь - строитель дата владелец бортовой № примечания
1 5636 T.VIII-W Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам   для Финляндии   FW-161 с началом войны реквизирован Голландией
  Голландия   R37 к моменту захвата немцами ещё не готов
  Германия KD+GG  
- 5637 T.VIII-W/L Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам   для Финляндии   FW-160 с началом войны реквизирован Голландией
  Голландия   R38 к моменту захвата немцами ещё не готов
  Германия KD+GH колёсный
2 5644 T.VIII-W/G.2 Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам   Голландия   R12 к моменту захвата немцами ещё не готов
  Германия KD+GB  
3 5645 T.VIII-W/G.2 Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам   Голландия   R13 к моменту захвата немцами ещё не готов
  Германия ?  
4 5646 T.VIII-W/G.2 Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам   Голландия   R14 к моменту захвата немцами ещё не готов
  Stab A.Gr.126 TD+CA  
5 5647 T.VIII-W/G.2 Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам   Голландия   R15 к моменту захвата немцами ещё не готов
  Германия TD+CB  
  1./Kü.Fl.Gr.706 6I+MH  
6 5648 T.VIII-W/G.2 Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам   Голландия   R16 к моменту захвата немцами ещё не готов
  1./SAGr.126 TD+CC  
7 5649 T.VIII-W/G.2 Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам   Голландия   R17 к моменту захвата немцами ещё не готов
  Германия TD+CD  
8 5650 T.VIII-W/G.2 Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам   Голландия   R18 к моменту захвата немцами ещё не готов
  Германия TD+CE  
  1./Kü.Fl.Gr.706 6I+NH  
9 5651 T.VIII-W/G.2 Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам   Голландия   R19 к моменту захвата немцами ещё не готов
  Германия TD+CF ?  
10 5652 T.VIII-W/M Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам   Голландия   R20 к моменту захвата немцами ещё не готов
  Германия TD+CG  
  1./Kü.Fl.Gr.706 6I+OH  
11 5653 T.VIII-W/M Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам   Голландия   R21 к моменту захвата немцами ещё не готов
  Германия TD+CH  
  1./Kü.Fl.Gr.706 6I+PH  
12 5654 T.VIII-W/M Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам   Голландия   R22 к моменту захвата немцами ещё не готов
  Германия    
13 5655 T.VIII-W/M Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам   Голландия   R23 к моменту захвата немцами ещё не готов
  Германия    
14 5656 T.VIII-W/M Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам   Голландия   R24 к моменту захвата немцами ещё не готов
  Германия    
15 5657 T.VIII-W/M Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам   Голландия   R25 к моменту захвата немцами ещё не готов
  Германия KD+GQ 5.05.1941 угнан голландским экипажем в Англию
16 5658 T.VIII-W/M Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам   Голландия   R26 к моменту захвата немцами ещё не готов
  Германия    
17 5659 T.VIII-W/M Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам   Голландия   R27 к моменту захвата немцами ещё не готов
  Германия    
18 5660 T.VIII-W/M Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам   Голландия   R28 к моменту захвата немцами ещё не готов
  Германия    
19 5661 T.VIII-W/M Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам   Голландия   R29 к моменту захвата немцами ещё не готов
  Германия    
20 5662 T.VIII-W/M Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам   Голландия   R30 к моменту захвата немцами ещё не готов
  Германия    
21 5663 T.VIII-W/M Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам   Голландия   R31 к моменту захвата немцами ещё не готов
  Германия    
22 5664 T.VIII/C Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам   Голландия   R32 к моменту захвата немцами ещё не готов
  Германия    
23 5665 T.VIII/C Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам   Голландия   R33 к моменту захвата немцами ещё не готов
  Германия    
24 5666 T.VIII/C Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам   Голландия   R34 к моменту захвата немцами ещё не готов
  Германия    
25 5667 T.VIII/C Steenkolen Handels Vereniging Fokker, Амстердам   Голландия   R35 к моменту захвата немцами ещё не готов
  Германия    

 

известные бортовые №№
  бортовой № заводской № тип соединение примечания
1 KD+GB 5644 T.VIII-W/G.2    
2 KD+GG 5636 T.VIII-W    
3 KD+GH 5637 T.VIII-W/L   колёсный вариант
4 KD+GI   T.VIII-W    
5 KD+GK   T.VIII-W    
6 KD+GL   T.VIII-W    
7 KD+GM   T.VIII-W    
8 KD+GN   T.VIII-W    
9 KD+GO   T.VIII-W    
10 KD+GP   T.VIII-W    
11 KD+GQ 5657 T.VIII-W/M    
 
1 TD+CA 5646 T.VIII-W/G.2 Stab A.Gr.126  
2 TD+CB 5647 T.VIII-W/G.2   позже 6I+MH
3 TD+CС 5648 T.VIII-W/G.2 1./SAGr.126  
4 TD+CD 5649 T.VIII-W/G.2    
5 TD+CE 5650 T.VIII-W/G.2   позже 6I+NH
6 TD+CF 5651 T.VIII-W/G.2    
7 TD+CG 5652 T.VIII-W/M   позже 6I+OH
8 TD+CH 5653 T.VIII-W/M   позже 6I+PH
9 TD+CP   T.VIII-W    
10 TD+CQ   T.VIII-W    
 
1 D1+KH   T.VIII-W/M 1./SAGr.126  
2 D1+LH   T.VIII-W/M 1./SAGr.126  
3 D1+MH   T.VIII-W/M 1./SAGr.126  
4 D1+NH   T.VIII-W/M 1./SAGr.126  
5 D1+OH   T.VIII-W/M 1./SAGr.126  
 
1 6I+MH 5647 T.VIII-W/G.2 1./Kü.Fl.Gr.706 быв. TD+CB
2 6I+NH 5650 T.VIII-W/G.2 1./Kü.Fl.Gr.706 быв. TD+CE
3 6I+OH 5652 T.VIII-W/M 1./Kü.Fl.Gr.706 быв. TD+CG
4 6I+PH 5653 T.VIII-W/M 1./Kü.Fl.Gr.706 быв. TD+CH

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

       

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на голландском
1 T. Postma, T. Wesselink. De Nederlandse vliegtuigen
2 Van der Klaauw, Bart. Water- en Transport Vliegtuigen Wereldoorlog II. Alkmaar, the Netherlands: Uitgeverij de Alk bv
на английском
3 Angelucci, Enzo. The Rand McNally Encyclopedia of Military Aircraft, 1914-1980. San Diego, California: The Military Press, 1983.
4 Green, William. War Planes of the Second World War, Volume Six: Floatplanes. London: Macdonald & Co., (Publishers) Ltd., 1962.
5 Van der Klaauw, Bart. The Fokker T.VIII (Aircraft in Profile number 176). Leatherhead, Surrey, UK: Profile Publications Ltd., 1967.
6 Jackson, Robert. The Encyclopedia of Military Aircraft. London: Paragon, 2002.
на русском
7 Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
8 Владимир Котельников. Гидросамолеты Второй Мировой Войны 1939-1945
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 19.01.2018

 




 

 
Обозначение вооружённых сил (1935—1945)
Fokker T VIII
Модель Fokker T-VIII.
Fokker T VIII
Модель Fokker T-VIII.
Fokker T VIII
Модель Fokker T-VIII.
Fokker T VIII
Fokker T-VIII из 1./SAGr 126.
Fokker T VIII
Fokker T-VIII из 1./SAGr 126.
Fokker T VIII
Fokker T-VIII и Dornier Do.24.
Fokker T VIII
Строившийся для Финляндии Fokker T-VIII в колёсном варианте.
Fokker T VIII
Строившийся для Финляндии Fokker T-VIII в поплавковом варианте.
Fokker T VIII
Fokker T-VIII D1+OH из 1./SAGr.126.
Fokker T VIII
Fokker T-VIII
Fokker T VIII
Вид с места стрелка Fokker T-VIII на правый мотор и транспортное судно.
Fokker T VIII
Место стрелка Fokker T-VIII.
Fokker T VIII
Место радиста Fokker T-VIII.
Fokker T VIII
Место штурмана Fokker T-VIII.
Fokker T VIII
Место пилота Fokker T-VIII.
Fokker T VIII
Fokker T-VIII
Fokker T VIII
Fokker T-VIII
Fokker T VIII
Fokker T-VIIIW/M из 1./SAGr.126.
Fokker T VIII
Fokker T-VIII
Fokker T VIII
Fokker T-VIII из 1./SAGr 126 в конце войны.
Fokker T VIII
Fokker T-VIII
Fokker T VIII
Fokker T-VIII из 1./SAGr 126, Средиземное море, 1941 г.
Fokker T VIII
Fokker T-VIII
Fokker T VIII
Fokker T-VIII
Fokker T VIII
Fokker T-VIII
Fokker T VIII
Fokker T-VIII
Fokker T VIII
Fokker T-VIII W/G