ОглавлениеМорская авиация → Летающая лодка Zeppelin-Lindau RS-3

  Авиация  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  


Экспериментальная большая летающая лодка

(Flugboot, Riesen-Seeflugzeug)

 Zeppelin-Lindau RS-3 


Германия, 1917 г., 1 ед. (проект Клода Дорнье, развитие RS-2)


*
RS-3
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
модификация постройка дата количество примечания
RS-3 Zeppelin-Werke Lindau G.m.b.H., Зеемос, Боденское озеро 11.1917 1 1431  
ТТХ
  RS-2a RS-2b
Масса пустой 7,865 т
взлётная 10,67 т
Размерения длина 22,75 м
размах крыла 37 м
площадь крыла 238 м²
высота 8,1 м
Энергетическая установка состав и тип 2 тянущих и 2 толкающих пропеллера
4 мотора Maybach Mb.IVa х 245 л.с.
Скорость максимальная 136 км/ч
крейсерская 112 км/ч
Практический потолок 2700 м
Длительность/дальность полёта ?/1380 км
Экипаж 4-7 чел.
Дополнительные данные конструкция балочный моноплан, металлическая лодка-гондола с обтянутым тканью верхом, крылья: дюралюминевый каркас, обтянутый тканью, без поплавков.
управление элероны на крыле, бипланная коробка руля высоты с 2 рулями направления на оперении
ВООРУЖЕНИЕ
3-7,92 мм турельных пулемёта Parabellum

 

 

25 апреля 1917 года военно-морской флот заказал Цеппелину три больших самолёта - №№ 1431-1433. № 1432 достался переставленному на поплавки Zeppelin-Staaken L, № 1433 присвоили проходящей испытания лодке Zeppelin-Lindau Rs-2, а для № 1431 решили построить еще одну большую летающую лодку Дорнье, Rs.III, проектные работы над которой уже начались в феврале 1917 года.

По форме новая летающая лодка полностью отличалась от предыдущих лодок Dornier RS ​​I и RS II. Над корпусом лодки находились расположенные тандемом 4 двигателя Maybach Mb IVa мощностью 240 л.с. Размещение двигателей близко к оси полета уменьшало влияние отключенного двигателя на летные характеристики. Над гондолами двигателя находилась широкая несущая плоскость, образованная прочными обтекаемыми стальными профилями, которые опирались на корпус, а также были растянуты вверх и вниз специальными профилированными тросами. На крыле крепилась коробчатая хвостовая балка, которая заканчивалась бипланной коробкой стабилизатора и и разделённым по высоте рулём направления. Такая необычная конструкция предназначалась для того, чтобы по требованию флота предохранить хвост от брызг воды и установить пулемёт на крыле. Кроме того, в целях экономии веса было принято решение заменить крыльевые стойки расчалками, а высокорасположенный фюзеляж мог функционировать в качестве обычного пилона центроплана. Из-за такой необычной формы лодка получила прозвище "летающий утюг".

Корпус шириной 4,7 м был изготовлен из дюралюминия, днище имело поперечные и продольные реданы, в носовой части находилось пулемётное гнездо, позади него - кабина для двух пилотов и немного дальше к центру лодки - место для механика, который с помощью небольшой лестницы мог добраться до двигателей во время полета. Топливо помещалось в восемь баков в корпусе объемом по 380 литров, которые надежно крепились к корпусу, а не подвешены на ремнях как на других самолетах R-класса. Топливо закачивалось в расположенные в мотогондолах четыре 25 литровые расходные баки для подачи самотёком. Благодаря широкой конструкции лодка была сама по себе остойчивой, и можно было обойтись без вспомогательных поплавков.

Широкое крыло с малым удлинением было размещено над моторными гондолами на коротких мощных стойках и прикреплено к корпусу и к хвостовой балке. Были сохранены 6,5 метровая хорда и сечение нервюр Rs.II, но размах был увеличен примерно на 4 метра. Конструкция крыла как и в Rs.II состояла из трех стальных лонжеронов, а дюралюминиевые нервюры были покрыты тканью. Элероны были прикреплены к ложным лонжеронам (стенка в носке крыла) и приводились в действие двумя большими кронштейнами обтекаемой формы, на вершинах которых были установлены небольшие балансировочные плоскости.

Хвостовая балка, установленная над крылом, была в передней части обшита листами из дюралюминия, задняя часть была обтянута тканью. Каркас состоял из 4 стальных угловых профилей, поперечных ребер из дюралюминия и диагоналей. В передней части была размещёна небольшая звуконепроницаемая радиорубка, затем располагалось гнездо для двух пулеметов. Расположенная между рамами двигателей небольшая лестница через люк в крыле обеспечивала доступ в хвостовую балку.

Горизонтальный стабилизатор был сделан в виде бипланной коробки и высоко поднят над поверхностью воды. Два фиксированных хвостовых стабилизатора были прикреплены к фюзеляжу стойками в середине межплоскостного расстояния и были оснащены несбалансированными рулями высоты. Сбалансированные рули направления были установлены на одношарнирном соединении над и под фюзеляжем. Руль подвергался различным переделкам и в конце концов состоял из двух плоскостей, расположенных за стабилизаторами. Первоначально были установлены большие кили, которые позднее были сведены к килю небольшой площади между хвостовыми стабилизаторами. 18 декабря 1917 года проектная конфигурация Rs.III была отмечена немецким патентом (No. 373.171).

За сравнительно короткий срок в семь месяцев Rs.III был построен, 31 октября 1917 года выведен из ангара и выполнил первые рулежки. Через четыре дня, 4 ноября 1917 года пилотируемый старшим летным старшиной ВМФ Вайссом (Oberflugmaat Weiss) Rs.III успешно совершил свой первый полет. Последовали многочисленные испытания, которые привели к некоторым изменениям, но в общем подтвердили правильность проекта.

Военно-морской флот был очень заинтересован в продолжении испытаний RS III в условиях открытого моря, и тщательно подготовил перелёт из Боденского озера на Нордернайскую военно-морскую станцию, где был построен большой береговой ангар и поворотный стол для посадки и запуска Rs III. Маршрут шел из Линдау в Ротвайль, затем вдоль Рейна был пересечен Шварцвальд, далее по Рейну до Дуйсбурга и оттуда через Мюнстер и Эмден в Нордернай. Поскольку полет должен был проходить в радиусе действия самолетов противника, от Роттвайла до Дуйсбурга осуществлялось истребительное прикрытие. Кроме того, были уведомлены зенитные батареи вдоль трассы. Был согласован прогноз погоды и от Кельна до Эмдена установлены авиационные ориентиры, чтобы направить Rs.III подальше от голландской границы. Подготовка к полету проводились в большой тайне. Перегоночный экипаж состоял из пилотов Вайсса, Триллера, Шульте-Фролинде и механика Хайнцельманна. Взлетная масса составила составила 9350 кг, полезная нагрузка - 2300 кг.

19 февраля 1918 года в 9:30 Rs.III вышел на старт, в течение 10 минут выруливал против восточного ветра, затем повернулся в юго-восточном направлении и в 9:40 взлетел. На высоте 1000 м лодка пересекла тонкий слой облаков и перелетела через Шварцвальд на высоте 2000 м. Было спокойно, очень ясно и холодно. Недалеко от Роттвайля к ней присоединился истребитель сопровождения и оставался рядом до Дуйсбурга. Долины Рейна были покрыты туманом различной толщины, и Rs.III поднимался и опускался в зависимости от видимости. В непосредственной близости от Мангейма и в Рурской долине видимость была очень плохой, заставляя Rs.III лететь более западным курсом и спуститься до 400 м. Несмотря на это на определенный период времени земля была потеряна из виду, и в этот период в случае чего совершить аварийную посадку было невозможно.

Сразу после Дюссельдорфа механик сообщил о низком давлении масла в двигателе №2. Эта потенциально опасная ситуация в период изменения видимости требовала крайней бдительности со стороны экипажа, а также прогноза погоды, который был забыт. Механик решил, что давления масла в фильтре достаточно, чтобы позволить двигателю проработать до конца полета. После приземления выяснилось, что был сломан шплинт масляного насоса.

Дуйсбург был местом ранее размещенной аварийной базы снабжения. Она была предусмотрительно расположена на в той части маршрута, на которой не было водных мест посадки. Rs.III сбросил некоторую авиапочту над Дуйсбургом и, поднявшись на высоту 1500 м, продолжил оставшуюся часть полета. Он достиг Мюнстера и вдоль реки Эмс полетел в Эмден. Наконец, в 16:45 Rs.III сел у острова Нордерней, завершив, тем самым, впечатляющий семичасовой полет. Во время полета двигатели сбрасывали газ, средняя скорость составила 120 км/ч. Когда Rs.III приземлился, в баках оставалось топлива на два часа полета.

Испытания в открытом море проводились в течение следующих четырех месяцев в Нордернее и Варнемюнде при различных состояниях моря и ветра и были успешно завершены. Шеф-пилотом, отвечающим за эти испытания, был Фриц Хаммер из SVK. В отчете о результатах испытаний было подчеркнуто, что летающая лодка RS III может легко взлететь и садится при волнении до 3-4 баллов, пропеллеры не забрызгивались, и хвост при зыби был не менее, чем в 1 метре над водой. Полезная нагрузка при этих испытаниях составляла 2000 кг.

13 июня 1918 года Военно-морской флот принял лодку RS III и 27 августа 1918 года она была передана для службы на линии фронта в подразделение самолетов R-класса ВМФ. До конца войны летчики Хаммер и Нимейер выполняли испытательные и патрульные полёты над Нордернеем до 10-12 часов. Таким образом Rs.III стал единственным гигантским гидросамолетом, приступившим к боевой службе во Флоте, даже если это было лишь ограниченное боевое дежурство.

После войны летающая лодка использовалась для поиска мин в Северном и Балтийском морях. В 1920 году планировалась продажа Rs.III итальянскому флоту за один миллион марок, однако по решению межсоюзнической контрольной комиссии 30-31 июля 1921 года самолет был списан и разобран.

СПИСОК МАШИН В СОСТАВЕ ФЛОТА
бортовой номер дата постройки примечания
1431 11.1917 с 13.06.1918 на боевой службе, 31.07.1921 списан, слом

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

                 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Fred Gütschow. Die Deutschen Flugboote.
на английском
2 O.Thetford, P.Gray German Aircraft of the First World War (Putnam)
3 G.Haddow, P.Grosz The German Giants (Putnam)
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 29.12.2018

 




 

 
Флаг военного флота Германской империи
Бортовое обозначение военной авиации Германской империи
Zeppelin-Lindau RS-3
Модель Zeppelin-Lindau RS-3.
Zeppelin-Lindau RS-3
Модель Zeppelin-Lindau RS-3.
Zeppelin-Lindau RS-3
Модель Zeppelin-Lindau RS-3.
Zeppelin-Lindau RS-3
Модель Zeppelin-Lindau RS-3.
Zeppelin-Lindau RS-3
Модель Zeppelin-Lindau RS-3.
Zeppelin-Lindau RS-3
Модель Zeppelin-Lindau RS-3.
Zeppelin-Lindau RS-3
Модель Zeppelin-Lindau RS-3.
Zeppelin-Lindau RS-3
Модель Zeppelin-Lindau RS-3.
Zeppelin-Lindau RS-3
Zeppelin-Lindau RS-3
Zeppelin-Lindau RS-3
Zeppelin-Lindau RS-3
Zeppelin-Lindau RS-3
Zeppelin-Lindau RS-3
Zeppelin-Lindau RS-3
Zeppelin-Lindau RS-3
Zeppelin-Lindau RS-3
Zeppelin-Lindau RS-3
Zeppelin-Lindau RS-3
Zeppelin-Lindau RS-3
Zeppelin-Lindau RS-3
Zeppelin-Lindau RS-3
Zeppelin-Lindau RS-3
Zeppelin-Lindau RS-3
Zeppelin-Lindau RS-3
Zeppelin-Lindau RS-3
Zeppelin-Lindau RS-3
Zeppelin-Lindau RS-3
Zeppelin-Lindau RS-3
Zeppelin-Lindau RS-3
Zeppelin-Lindau RS-3
Zeppelin-Lindau RS-3
Zeppelin-Lindau RS-3
Zeppelin-Lindau RS-3
Zeppelin-Lindau RS-3
Zeppelin-Lindau RS-3 в начале испытаний.
Zeppelin-Lindau RS-3
Zeppelin-Lindau RS-3
Zeppelin-Lindau RS-3
Zeppelin-Lindau RS-3 в начале испытаний.
Zeppelin-Lindau RS-3
Zeppelin-Lindau RS-3