входоглавлениеморская авиация → гидропланер/гидромотопланер Gotha GO-242.C

  Авиация  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  


Десантно-транспортный гидропланер/гидромотопланер

(Wassersegelflugzeug)

 Gotha GO-242.C 


Германия 1944 г., 43 ед. (вариант сухопутного)


*
GO-242.C-1
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
модификация постройка дата количество примечания
GO-242.A Gothaer Waggonfabrik AG, Гота
Robert Hartwig, Зоннеберг
1941-1944 1250 серийные с посадочными лыжами
GO-242.В Robert Hartwig, Зоннеберг 1942-1944 188 серийные колёсные
GO-242.C-1 Robert Hartwig, Зоннеберг 1944 43 серийные лодки
ТТХ
Масса пустого 3,2 т
взлётная 7,1 т
Размерения длина 15,8 м
размах крыла 24,5 м
площадь крыла 64,4 м²
высота 4,4 м
Энергетическая установка отсутствовала
Скорость буксировки максимальная 240 км/ч
крейсерская 210 км/ч
Практический потолок ?
Скорость снижения 2,3 м/с (при 163 км/ч)
Дальность полёта ?
Экипаж 1-2 чел.
Дополнительные данные конструкция композитный моноплан-лодка + 2 поплавка под крыльями, двух-балочный хвост.
управление элероны на крыле, 1 руль высоты и 2 руля направления на оперении
ВООРУЖЕНИЕ
стрелковое четыре 7,9-мм пулемета МG-15 со 125 патронами на ствол и до четырех пехотных МG-34
боевая нагрузка 21 десантник или 2400 кг груза или 1 человеко-торпеда или 1 малый катер-снаряд, или 1 легковой автомобиль или 1 небольшая полевая пушка и т. д.

 

В 1940 г. инженер Готской вагонной фабрики Альберт Калькерт спроектировал десантно-транспортный планер. В августе 1940 г. приняли решение о его серийной постройке под обозначением Go 242 и весной следующего года два первых прототипа начали летные испытания. Go.242. С 1941 г. машины выпускались серийно в разных модификациях.

По заказу моряков для атаки основной морской базы Великобритании в Скапа-Флоу, запланированной на осень 1944 г., разработали вариант Go 242 С-1. Каждый планёр должен был доставить туда диверсантов, небольшой катер с тонной взрывчатки или управляемую торпеду. Высадку предполагалось произвести прямо в акватории, для чего корпус сделали водонепроницаемым, а днищу придали лодочные обводы. Внутрь корпуса поместили резиновые надувные мешки для обеспечения плавучести. Под крылом установили поддерживающие поплавки. Взлёт производился с наземного аэродрома с помощью двухколёсной сбрасываемой тележки.

Основным материалом для планера служило дерево. Двухлонжеронное цельнодеревянное крыло с двумя подкосами обшивалось спереди фанерой (до первого лонжерона), а сзади, включая рулевые поверхности - полотном. Две деревянные хвостовые балки с килями отходили от плоскостей и соединялись стабилизатором с рулем высоты. Форменный фюзеляж прямоугольного сечения, сваренный из стальных труб, покрывался фанерой и полотном. Фюзеляж имел откидывающуюся на шарнирах вверх хвостовую часть, дополнительную дверь по левому борту и прямоугольные иллюминаторы. Для взлёта имелась сбрасываемая при необходимости двухколесная тележка. Буксировочный трос крепился к специальному замку в носовой части. Экипаж состоял из одного или двух летчиков, которые сидели рядом в застеклённой кабине, имевшей отличный обзор. Защитное вооружение состояло из четырех пулеметов MG 15 калибра 7,9 мм. Один выходил через верхнее остекление кабины, другой находился сзади, из остальных двух можно было вести огонь по бокам фюзеляжа - через иллюминаторы. Если на борту находились десантники (мог брать до 20 человек), то вооружение усиливалось дополнительными пулеметами.

Сведения о количестве построенных планёров Gо 242С-1 сильно разнятся. Некоторые авторы говорят о нескольких единицах, другие называют цифру 43. Изкотовлялись они на заводе Hartwig в Зоннебурге. Возможно, речь идёт о трёх прототипах, после испытаний которых было заказано 40 единиц. Не обязательно весь заказ был выполнен. Как бы там ни было, операцию отменили и в боевых действиях Gо 242С-1 участия не принимали, хотя некоторые экземпляры в ноябре 1944 года были доставлены в состав 6./KG 200 в Пренцлау (в марте 1945 переведённую в Копенгаген).

Есть данные о переделке 16 машин на головном предприятии в Готе в самолёты Gо 244С-2, но это происходило в 1942 г., раньше, чем были поставлены Gо 242С-1, поэтому, вероятно речь идёт о колёсных машинах.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Ernst Peter: Der Flugzeugschlepp von den Anfängen bis heute. Motorbuch Verlag, Stuttgart 1981.
на английском
2 Heinz J.Nowarra. German Gliders in World War II. Schiffer Military History.
на русском
3 К. Кузнецов. Планер, ставший самолётом. журнал "Моделист-конструктор".
4 Сергей Колов. "Летающий контейнер" фирмы Гота. Самолеты Мира.
5 Уильям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха)
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 12.05.2018

 




 

 
Обозначение вооружённых сил (1935—1945)
Gotha Go.242
Gotha Go.242-B, колёсный вариант.
Gotha Go.242
Остатки Gotha Go.242 в музее техники Люфтваффе и Бундесвера в Берлине.
Gotha Go.242
Gotha Go.242
Gotha Go.242
Gotha Go.242
Gotha Go.242
Gotha Go.242