ОглавлениеМорская авиация → Гидроплан Zeppelin-Staaken 8301

  Авиация  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Большой гидросамолет-торпедоносец и бомбардировщик (Wasserflugzeug, Riesen-Seeflugzeug)

 Zeppelin-Staaken 8301 


Германия, 1918 г., 3 (6) ед. (развитие типа L)


*
8301
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
модификация постройка дата количество примечания
8301 Zeppelin-Werke G.m.b.H., Staaken, Берлин 1918 4 (6) 8301-8306 на вооружение не поступили в связи с окончанием войны
ТТХ
Масса пустой 9,0 т
взлётная 12,5 т
Размерения длина 21,0 м
размах крыла (верхнего) 42,2 м
площадь крыла 340,5 м²
высота 6,8 м
Энергетическая установка состав и тип 2 тянущих и 2 толкающих пропеллера
4 мотора Mercedes D.IVa х 260 л.с.
Скорость максимальная 130 км/ч
крейсерская 110 км/ч
Практический потолок ? м
Скороподъёмность 56 м/мин
Длительность/дальность полёта 9-10 ч / до 800 км
Экипаж 5 чел.
Дополнительные данные конструкция фюзеляжный моноплан, крылья обтянуты тканью, 2 больших поплавка
управление элероны на верхнем крыле, 2 руля высоты и 3 руля направления на оперении
ВООРУЖЕНИЕ
стрелковое три-четыре 7.92-мм пулемета Parabellum, 2-20 мм пушки Becker в задней позиции
наступательное бомбовая нагрузка - 1000 кг (обычно 10 х 100 кг) или 1 авиационная торпеда

 

 

 

В декабре 1917 года немецкий военно-морской флот заказал у компании Staaken два гидросамолета, получивших военные номера 8301 - 8302. 19 января 1918 года последовал дополнительный заказ на четыре слегка улучшенных гидросамолета, получивших военные номера 8303 - 8306. В конструкции этих машин были использованы уроки, полученные во время обширной программы испытаний гидросамолета Staaken L. Наиболее заметным изменением, которым отличались машины Staaken 8303, было возвращение к крылу с небольшой стреловидностью подобному тому, что устанавливалось на Staaken R.XIV.

Хотя общая компоновка осталась без изменений, основной модификацией стало повышение фюзеляжа относительно нижнего крыла на несколько футов с размещением в межкрыльевом пространстве. Данное конструктивное решение с подъемом фюзеляжа и хвостового оперения выше над водой обеспечивало лучшую защиту от брызг в бурном море.

Передняя часть фюзеляжа была изменена, передняя турельная пулеметная установка была поднята на крышу кабины. Для обеспечения беспрепятственного обзора во всех направлениях через всю носовую часть фюзеляжа проходила цепочка окон из целлона. В носовом отсеке перед местами двух пилотов размещался бомбосбрасывающий механизм, предназначенный для сброса 10-кг бомб, размещенных в двух контейнерах по обеим сторонам отсека. Также в носу были расположены якорная лебедка и трос достаточных размеров для подъема подвешенного впереди небольшого якоря. Складная мачта антенны позволяла передавать радиосигналы, когда самолет находился на плаву.

Во всех других отношениях в машинах использовались усовершенствования, внесенные в конструкцию последних разработанных компаний Staaken наземных самолетов R-класса. Крылья и поверхности управления напоминали таковые у Staaken R.XIV, хвостовое оперение было оснащено аэродинамически сбалансированными рулями высоты. Также как и на Staaken R.XIV пулеметные позиции были размещены как в верхней и нижней фюзеляжных позициях, так и на верхнем крыле. В задней части самолета было предусмотрено размещение двух 20-мм автоматических пушек Becker. Экипаж самолета состоял из пяти человек, что было меньше, чем на колёсных машинах компани (10 чел) и даже, чем на прототипе L (7 чел.). В него входили: пилот, командир (он же второй пилот и стрелок), радист-стрелок и два механика-стрелка в гондолах. Уменьшение экипажа и как следствие снижение веса позволило взять на борт больше топлива.

Машины были оснащены двенадцатью 300-литровыми топливными баками, позволявшими выполнять полет продолжительностью 9-10 часов; полет выполнялся на крейсерской скорости при четырех работающих двигателях.

Staaken 8301 совершил первый полет летом 1918 года в конфигурации самолета наземного базирования: на машину было установлено стандартное колесное шасси, как и на других сухопутных самолетах компании. Однако вследствие более высокого расположения фюзеляжа вспомогательная носовая стойка была удлинена. После завершения начальных испытаний Staaken 8301 был установлен на дюралевые поплавки, которые были немного больше, чем у прототипа StaakenL и устанавливались несколько иначе. Они были разделены на двенадцать герметичных отсеков, обеспечивавших локализацию распространения воды при повреждениях.

Машина № 8301, а позже и № 8302 были отправлены в Варнемюнде для морских испытаний, программа которых была остановлена в конце войны, и машины так не были приняты военно-морским флотом.

Немного улучшенная 8303 серия, заказанная вскоре после 8301, никогда не была поставлена, но две завершенных машины, 8303 и 8304, были обнаружены инспекторами контрольной комиссии Антанты в ангаре компании Staaken около Потсдама. Стоит отметить, что в одном из докладов контрольной комиссии, которые не всегда отличались надежностью, ошибочно утверждалось, что три гидросамолета R-класса компании Staaken разбились во время испытаний.

СПИСОК МАШИН В СОСТАВЕ ФЛОТА
  бортовой номер дата постройки примечания
1 8301 лето 1918  
2 8302 1918  
3 8303 1918  
4 8304 1918  
5 8305 ---  
6 8306 ---  

 

На начальном послевоенном этапе три машины (Staaken 8301 и возможно Staaken 8303 и Staaken 8304) использовались для регулярных воскресных рейсов между Берлином и популярным германским морским курортом Свинемюнде, но 28 января 1920 г. были списаны и разобраны по требованию Антанты.

Послевоенные регистрационные номера в гражданской авиации:
  зав. № дата владелец бортовой № примечания
 
1 R 69 1919 DLR D-0129 28.01.1920 регистрация отменена
 
2 R 70 1919 DLR D-0130 28.01.1920 регистрация отменена
 
5 R 71 1919 DLR D-0131 28.01.1920 регистрация отменена

 

Известно, что летом или осенью 1918 флот заказал компании Staaken ещё более крупную машину с четырмя перспективными моторами Mercedes D.VI по 500 л.с., присвоив ей № 8307, но в связи с окончанием войны она не строилась.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на английском
1 O.Thetford, P.Gray German Aircraft of the First World War (Putnam)
2 G.Haddow, P.Grosz The German Giants (Putnam)
3 Peter Cooksley. German Bombers of World War I in Action. Aircraft Nr. 173. Squadron/Signal.
на немецком
4 Flugzeuge und Luftschiffe der Deutschen Marine 1910-1941. Waffen-Arsenal.
5 Zeppelins Flugzeuge. Luftwaffen Revue Nr.4 2010
на русском
6 Вячеслав Кондратьев. Бомбардировщики Первой мировой войны
7 Вячеслав Кондратьев. Самолеты Цеппелина. жур. Крылья Родины.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т. ч. www.airwar.ru

последнее обновление: 21.01.2019

 




 

 
Флаг военного флота Германской империи
Бортовое обозначение военной авиации Германской империи
Бортовое обозначение гражданской авиации Германии в 1919
Zeppelin-Staaken
Zeppelin-Staaken в пассажирском качестве
Zeppelin-Staaken
Zeppelin-Staaken № 8303
Zeppelin-Staaken
Zeppelin-Staaken № 8303
Zeppelin-Staaken
Zeppelin-Staaken № 8301
Zeppelin-Staaken
Zeppelin-Staaken № 8301
Zeppelin-Staaken
Zeppelin-Staaken № 8301 во время испытаний, на временном колёсном шасси
Zeppelin-Staaken
Zeppelin-Staaken № 8301 во время испытаний, на временном колёсном шасси
Zeppelin-Staaken
Zeppelin-Staaken № 8301 во время испытаний, на временном колёсном шасси
Zeppelin-Staaken
Zeppelin-Staaken
Zeppelin-Staaken
Zeppelin-Staaken