Гидросамолет-разведчик (Wasserflugzeug)
Rumpler 4B |
Германия, 1914-1915 гг., 40 ед. (вариант колёсных)
* 4B-1 * 4B-11 * 4B-2 * 4B-12 * 4B-13 *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
модификация |
постройка |
дата |
количество |
№№ |
примечания |
4B-1 |
R. Rumpler Luftfahrzeugbau GmbH, Йоганништаль |
1914 |
1 |
48 |
прототип с мотором Mercedes D.I |
4B-11 |
R. Rumpler Luftfahrzeugbau GmbH, Йоганништаль |
1914-1915 |
8 |
49-51, 86-90 |
серийные машины с мотором Benz Bz I |
4B-2 |
R. Rumpler Luftfahrzeugbau GmbH, Йоганништаль |
1914 |
1 |
64 |
прототип с мотором Benz Bz III |
4B-12 |
R. Rumpler Luftfahrzeugbau GmbH, Йоганништаль |
1915 |
18 |
101-110, 241-243, 436-440 |
серийные машины с мотором Benz Bz III |
4B-13 |
R. Rumpler Luftfahrzeugbau GmbH, Йоганништаль |
1915 |
10 |
244-253 |
серийные машины с мотором Gnome |
4B? |
R. Rumpler Luftfahrzeugbau GmbH, Йоганништаль |
1915 |
2 |
441-442 |
ещё две машины со 150-л.с. мотором, по видимому Benz Bz III |
ТТХ
|
4B-1 |
4B-11 |
4B-2/12 |
4B-13 |
Масса |
пустой |
0,75 т |
0,81 т |
0,96 т |
0,96 т? |
взлётная |
0,97 т |
1,03 т |
1,28 т |
1,28 т? |
Размерения |
длина |
8,40 м |
9,80 м |
9,60 м |
9,60 м? |
размах крыла |
13,00 м |
14,50 м |
площадь крыла |
47,4 м² |
? м² |
высота |
? |
3,52 м |
3,60 м |
3,60 м? |
Энергетическая установка |
состав и тип |
1 тянущий винт |
1 мотор Mercedes D.I х 100 л.с. |
1 мотор Benz Bz I х 100 л.с. |
1 мотор Benz Bz III х 150 л.с. |
1 мотор Gnome х 160 л.с. |
Скорость |
максимальная |
145 км/ч |
130 км/ч |
135 км/ч |
? км/ч |
крейсерская |
? км/ч |
110 км/ч |
125 км/ч |
? км/ч |
Практический потолок |
? |
? |
? |
? |
Время набора высоты |
? |
? |
? |
? |
Дальность полёта |
80 км |
? |
? |
? |
Экипаж |
2 чел. |
Дополнительные данные |
конструкция |
фюзеляжный биплан, каркас деревянный, обтянутый тканью, стойки стальные, 2 больших поплавка + 1 малый (под килем) |
управление |
элероны на верхнем крыле, 2 руля высоты и 1 руль направления на оперении |
В начале войны специалистами компании был разработан двухместный многоцелевой биплан смешанной конструкции с преобладанием древесины с фюзеляжем от моноплана Румплер "Таубе" и двигателем Mercedes D.I (100 л. с). Самолет с заводским обозначением 4А оказался весьма удачным. Его приняли на вооружение немецких ВВС под индексом В-IВ-I и запустили в серию на фирмах Румплер и Пфальц. Всего построено 198 экземпляров машины, которые применялись в 1914-1915 годах на западном и восточном фронтах.
Один экземпляр (заводское обозначение 4B) в 1914 г. был поставлен на поплавки и принят военно-морским флотом с бортовым номером 47. *Флот не давал своим самолётам специальных обозначений, и машина числилась под заводским.
На его основе были заказаны две небольших партии (3 и 5 машин) гидропланов Rumpler 4B-11, фактически - установленная на поплавковое шасси колёсная машина типа 4A13 (вариант с балансирным каплеобразным рулём). Гидропланы использовались в 1914 для разведки. Самолёты этого типа, с мотором Benz Bz I, имели бортовые номера 49-51 и 86-90.
После появления колёсной модификации 4A14 (вариант с мотором Benz Bz.III), один из самолётов сразу также был поставлен на поплавки (тип 4B-2) и вошёл в строй военно-морского флота под номером 64.
Его серийный вариант - Rumpler 4B-12, был заказан в 1915 г. в количестве 28 машин (бортовые номера: 101-110, 241-253 и 436-440). 10 из них (244-253) получили 160 л.с. ротационные моторы Gnome - эта модификация обозначалась Rumpler 4B-13. Поздние машины получили поплавки более обтекаемой формы. Также указываются ещё две машины (441-442) со 150-л.с. моторами.
Все машины служили, главным образом, в разведывательном и береговом патруле.
СПИСОК МАШИН В СОСТАВЕ ФЛОТА
|
бортовой номер |
год постройки |
примечания |
B-1, прототип с мотором Mercedes D.I |
1 |
48 |
1914 |
|
B-11, с мотором Benz Bz.I, I серия (3 ед.) |
2 |
49 |
1914 |
|
3 |
50 |
1914 |
|
4 |
51 |
1914 |
6 апреля 1915 г. бомб. русскую батарею и железнодорожную станцию в Либаве, на обратном пути потерял пропеллер, сел на воду вблизи берега и захвачен русскими |
B-2, прототип с мотором Benz Bz.III |
5 |
64 |
1914 |
по нек. данным сперва гражданский в Варнемюнде, мобилизован с началом войны |
B-11, с мотором Benz Bz.I, II серия (5 ед.) |
6 |
86 |
1915 |
|
7 |
87 |
1915 |
|
8 |
88 |
1915 |
|
9 |
89 |
1915 |
|
10 |
90 |
1915 |
|
B-12, с мотором Benz Bz.III, I серия (10 ед.) |
11 |
101 |
1915 |
|
12 |
102 |
1915 |
|
13 |
103 |
1915 |
|
14 |
104 |
1915 |
|
15 |
105 |
1915 |
|
16 |
106 |
1915 |
|
17 |
107 |
1915 |
|
18 |
108 |
1915 |
|
19 |
109 |
1915 |
|
20 |
110 |
1915 |
|
B-12, с мотором Benz Bz.III, II серия (3 ед.) |
21 |
241 |
1915 |
|
22 |
242 |
1915 |
|
23 |
243 |
1915 |
|
B-13, с мотором Gnome (10 ед.) |
24 |
244 |
1915 |
|
25 |
245 |
1915 |
09.1915 базировался на АТР "Santa Elena", 12.09.1915 в 8:15 сбросил бомбы на русские эсминцы в б. Церель [KTB d. F. d. Aufklär.S.K. d. Ostsee] |
26 |
246 |
1915 |
|
27 |
247 |
1915 |
|
28 |
248 |
1915 |
|
29 |
249 |
1915 |
|
30 |
250 |
1915 |
|
31 |
251 |
1915 |
|
32 |
252 |
1915 |
|
33 |
253 |
1915 |
|
B-12, с мотором Benz Bz.III, III серия (5 ед.) |
34 |
436 |
1915 |
|
35 |
437 |
1915 |
|
36 |
438 |
1915 |
|
37 |
439 |
1915 |
|
38 |
440 |
1915 |
12.09.1915 в 18:30 прилетел в Либаву из Путцига, но перевернулся при посадке в Гавани [KTB d. F. d. Aufklär.S.K. d. Ostsee] |
?, с мотором Benz Bz.III (2 ед.) |
39 |
441 |
1915 |
|
40 |
442 |
1915 |
12.09.1915 в 19:50 прилетел в Либаву и принят на борт АТР "Answald", пилот - лейт.-цур-зее Хольцапфель [KTB d. F. d. Aufklär.S.K. d. Ostsee] |
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
G. Kroschel, H. Stutzer. Die Deutschen Militarflugzeuge 1910-1918 |
на английском |
2 |
A.Imrie - German Naval Air Service /Arms & Armour/ |
3 |
O.Thetford, P.Gray - German Aircraft of the First World War /Putnam/ |
4 |
Taylor, Michael J. H. (1989). Jane's Encyclopedia of Aviation. London: Studio Editions. |
5 |
https://tsamo.germandocsinrussia.org/de/nodes/ |
на русском |
6 |
Вячеслав Кондратьев. Фронтовые самолеты Первой мировой войны |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
последнее обновление: 26.05.2022
|
Флаг военного флота Германской империи
Бортовое обозначение военной авиации Германской империи
|