В 1916 году директор технического отделения Hansa und Brandenburgische Flugzeugwerke Эрнст Хейнкель разработал революционное техническое решение для крепления крыльев в бипланной коробке: необычная структура, полученная путем объединения (для каждой пары крыльев) четырех V-образных структур, выполненных из стальных труб и соединенных вместе в центре между двумя крыльями, имеющая форму "звезды" или "паука". Это должно было улучшить аэродинамику за счёт отказа от тросовых растяжек, а также предлагалась большая прочность крыльев по сравнению с традиционным решением со стойками и тросами. В апреле того-же года эта конструкция была испытана на колёсном истребителе Hansa-Brandenburg KD (D-I), который позже поставлялся в Австро-Венгрию (30 ед.).
Ту же схему Хейнкель применил и в спроектированной им одноместной летающей лодке-истребителе Hansa-Brandenburg СС, корпус которой был разработан на основе построенных ранее более крупных разведчиков Hansa-Brandenburg FB. Название лодка получила в честь владельца компании "Ганза-Бранденбург", предпринимателя из Триеста Камилио Кастильоне (Camillo Castiglioni), большого поклонника конструкторского таланта Хейнкеля.
Биплан CC был преимущественно деревянной конструкции, с фанерной обшивкой однореданного корпуса и киля, все остальные поверхности имели полотняную обшивку. Крылья, установленные позади пилота, были неравного размаха и сильно разнесены по высоте. Верхняя плоскость состояла из одной детали с тремя местами крепления. Нижняя плоскость была была разделена на две части, которые крепились на корпусе лодки и имели незначительную V-форму, что бы уберечь крыло от брызг воды. Поплавки были прикреплены к крылу одной передней и двумя задними стойками и имели плоское днище. Обычное хвостовые оперение крепилось к фюзеляжу на 2 стойках.
Немецкие машины имели один рядный мотор Benz Bz.III мощностью 150 л. с. с лобовым радиатором, на австрийские устанавливались моторы Austro-Daimler (180 л.с.) или Hiero 6 (200 л.с.). Двигатель крепился над центральной частью корпуса чуть ниже верхней плоскости на опорах из листового металла и вращал двухлопастный толкающий деревянный пропеллер. Мотор был частично закапотирован, на некоторых поздних лодках - в обтекаемой мотогондоле с изящным коком винта.
Вооружение первоначально состояло из 7,92 мм пулемета Maxim 08/15, получившего в Германии название "Spandau" по имени города, где их производили (на австрийских машинах - M.07/12 "Schwarzlose"), который располагался неподвижно под большим ветровым стеклом пилота. В более поздних версиях было установлено два подобных пулемёта, которые лежали бок о бок на носовой палубе. Для этого потребовалось небольшое расширение корпуса.
Прототип был готов осенью 1916 г., однако Кастильони предложил модель австро-венгерскому флоту, который искал подходящий истребитель для операций в Венецианской лагуне и подарил машину Австро-Венгрии. Мотор был заменён на австрийский Австро-Даймлер мощностью 185 л.с., самолёт был доставлен на военно-морскую станцию в Триесте, где 6 октября 1916 года был испытан Гоффредо де Банфилдом, который был от машины в восторге. Самолёт получил бортовой номер A.12.
После успешных испытаний руководство австро-венгерского ВМФ заказало серию из 12 единиц (A.13 - A.24) с двигателями Austro-Daimler по 180 л.с. (Из - за недостатка моторов на А.14-А.17 установили Hiero по 160 л.с.). Второй заказ, от 1 ноября 1916 года, состоял из 24 машин, пронумерованных от A.25 до A.48, они были оснащены двигателями Hiero по 200 л.с. Последние изготовили в доработанном варианте - с двумя пулеметами, вообще без козырька пилота и со слегка удлиненным корпусом. Машины были поставлены австро-венгерскому ВМФ между летом и осенью 1917 года, и поступили на прибрежные станции Триест, Пола и Пореч на верхней Адриатике, а также Кумбор и Дуррес на нижней Адриатике для защиты побережья от атак итальянской авиации. Самолет развивал высокую скорость и уступал итальянским "ньюпорам" лишь в маневренности.
Одна из лодок (A.45) была построена в варианте триплана и испытана мае 1917 года. Самолет показал улучшение скорости подъема, но из-за увеличения аэродинамического сопротивления максимальная скорость значительно уменьшилась и проект не получил развития (A.45 разбился при посадке около Триеста 19 сентября 1917 года). В 1918 на австрийском заводе Феникс была разработана лодка - дальнейшее развитие CC, оснащенная мотором Австро-Даймлер мощностью 185 л.с., а также более корпусом и обычными поплавками. Лодка была принята австро-венгерским флотом под номером A.50, но в серийное производство не запущена из-за окончания войны.
***
Командование немецкой военно-морской авиации скептически относилось к летающим лодкам и отдавало предпочтение поплавковым самолетам, но, видя успех этих машин в Австро-Венгрии и нуждаясь в морском истребителе, заказали подобную машину (№ 946) для морских испытаний, которые прошли в феврале 1917 года, после чего были заказаны две серии (№№ 1137-1146 и 1327-1351). В общей сложности для германского ВМФ в течение 1917 года были изготовлены 36 экземпляров. Поставляемые для немецких моряков летательные аппараты были оснащены двигателем Benz Bz III мощностью 150 л.с. и имели заводское обозначение CC / 3.
В июле 1917 года полёты на этих машинах запретили, потому что скобы крыла оказались слишком слабыми, после чего все или большинство немецких CC были оснащены дополнительными наклонными межплоскостными стойками для гашения сильной вибрации крыла.
Один CC летом 1918 года был модифицирован и испытан как Hansa-Brandenburg W-22, с широкими спонсонами, заменяющими поплавки. Эта экспериментальная модель, которая разбилась во время испытаний, была предназначена исключительно для оценки концепции спонсона в рамках программы разработки Lindau Rs IV.
Дальнейшим развитием типа стали сконструированные в 1917 г. лодки-истребители Hansa-Brandenburg W-17 и Hansa-Brandenburg W-18.
СПИСОК МАШИН В СОСТАВЕ ФЛОТА
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Kroschel, G., Stützer, H. Die deutschen Militärflugzeuge 1910 - 1918. Weltbild Verlag, Augsburg 1994 |
2 |
Fred Gutschow. Die Deutschen Flugboote |
на английском |
3 |
Gray, Peter and Thetford, Owen. German Aircraft of the First World War. London: Putnam, 1962 |
4 |
Heinz J. Nowarra. Marine Aircraft Of The 1914-1918 War |
5 |
K. Munson. Flying Boats and Seaplanes since 1910 |
6 |
Jane's All The World Aircraft 1919 /Jane's/ |
на русском |
7 |
В.Обухович, А.Никифоров. Самолеты Первой Мировой |
8 |
de Agostini. Мировая Авиация. Hansa-Brandenburg СС |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
последнее обновление: 12.09.2018