В качестве недостатка конструкции торпедоносца WD-11 отмечали незащищённость заднего сектора, поэтому был разработан вариант с пулемётом в задней позиции. Кроме того на нём установили более мощные моторы с тянущими (вместо толкающих) пропеллерами. Бомбардир-наблюдатель сидел бок о бок с пилотом в одной кабине. Впоследствии в носовой части была оборудована вторая пулемётная точка. Размеры самолёта заметно выросли по сравнению с предшественником.
По конструкции самолет представлял собой деревянный биплан с двухреданным поплавковым шасси и двухкилевым оперением. Фюзеляж был в основном прямоугольным, обшитый фанерой и тканью. В носовой части обшивка была выполнена закруглённой. Пилот был расположен под крыльями, рядом с торпедистом. Кабина пулемётчика была расположена за пилотом. Длинные двухреданные поплавки крепились на сложных стойках, без связей между поплавками, чтобы позволить сбрасывать торпеду.
Стабилизатор был прикреплён к верхней части конца фюзеляжа и снабжён цельным рулём высоты. Два киля с балансирными рулями были установлены по краям стабилизатора, выше и ниже его, и были скреплены лёгкими стальными трубчатыми стойками.
Центральная секция трехопорной коробки крыла использовалась для установки двух 200 л.с. моторов Бенц Bz IV с тянущими пропеллерами, которые располагались непосредственно на нижнем крыле. Двигатели были прикреплены к лонжеронам крыла обтекаемыми стальными трубчатыми стойками. Большие фронтальные радиаторы располагались значительно выше головки цилиндров, сами двигатели были закрыты капотами за исключением верхней части цилиндров. В центральной секции верхнего крыла, чтобы улучшить пилоту обзор вверх, был сделан вырез.
Консоли крыла, в отличие от центроплана, имели стреловидность в 5 градусов. Сами крылья были собраны по стандартной двойной структуре основного деревянного лонжерона. Балансирные элероны крепились к вспомогательному лонжерону, параллельному основному.
В то время против кораблей бомбы большого калибра не использовались, тогда придерживались принципа сброса серии по крайней мере из пяти бомб для накрытия цели. Последующие испытания бомбардировочных прицелов показали, что этот метод себя оправдывал. Торпедоносцы могли брать восемь 58-кг бомб, одна из таких потопила русский эсминец "Стройный". Бомбовая нагрузка Gotha WD 14 - около 300 кг, из 10-кг бомб. Они крепились полосой на нижней балке фюзеляжа и не требовали никаких специально спроектированных устройств.
Прототип с бортовым номером 801 совершил первый полёт в январе 1917 г. После удовлетворительных испытаний машина пошла в серию с установкой второго пулемёта в носовой кабине. Всего было построено 68 серийных экземпляров WD 14 с бортовыми номерами 1415-1430, 1617-1631, 1651-1662 и 1946-1970. Первая серия в 16 машин была выпущена в варианте разведчика, остальные - как торпедоносцы.
Торпедные атаки этих самолётов не привели к успеху. WD 14 при полной загрузке были трудно управляемы, и только очень опытные пилоты были способны выйти в атаку и сбросить торпеду с высоты около 6-10 метров, для чего он и торпедист должны были пройти длительный курс подготовки, и возможные результаты никак не оправдывали всех этих мер. После первых атак торпедами с баз Северного моря и в Рижском заливе, ПВО союзников стала такой эффективной, что шанс успеха значительно снизился. В результате, в течение последнего года войны от торпедоносцев отказались, так как потери значительно превышали результаты.
Из множества попыток атак торпедной группы, созданной в Зебрюгге в марте 1917 года и оснащенной самолётами Gotha WD14 и Hansa-Brandenburg GW, которая совершила первый оперативный вылет в апреле, известно только три успеха:1 мая 1917 года угольщик "Gena" (2487 тонн, 1893) к северо-востоку от Саутволда был поражен торпедой с одного из двух атакующих самолётов. Среди его членов экипажа жертв не было, кроме того моряки с помощью пулемёта сбили один самолёт. Два немецких летчика были взяты в плен.
14 июня 1917 года жертвой удачного попадания оказалось торговое судно "Kanakee" (3718 тонн), поскольку торпеда "Готы", поразившая его у Гарвича, была сброшена с относительно большого расстояния в 3000 ярдов. Три члена экипажа погибли.19 сентября 1917 года, в миле от плавучего маяка "Sunk" было потоплено небольшое судно "Storm" (440 тонн), подвершееся нападению семи "Гот". Согласно британским сообщениям, его поразили бомбы, а палубы были обстреляны из пулемётов, после чего в течение двух минут корабль был двумя из трех торпед (первая, как сообщается, прошла прямо под килем). Погибли три члена экипажа.
Торпедоносцы были переоборудованы для выполнения дальней разведки над Северным Морем в попытке найти эффективный способ заменить дирижабли, которые к 1917 г. стали слишком уязвимы. Подвесной бензобак, установленный вместо торпеды, позволял находиться в воздухе свыше десяти часов. А на следующем типе, WD-20, от торпедного вооружения вовсе отказались и сделали дополнительный топливный бак встроенным.
Гидропланы были не в состоянии держаться в воздухе на одном двигателе даже после того, как был сброшен вспомогательный бензобак. Не имея возможности садиться нигде, кроме почти гладкой поверхности спокойного моря, они быстро ломались. Их также без успеха пытались использовать в роли минных заградителей. Прежде, чем их окончательно списали, они короткое время ещё применялись в частях береговой охраны.
СПИСОК МАШИН В СОСТАВЕ ФЛОТА
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Borzutski, Siegfried: Flugzeugbau Gotha GmbH. Markus Burbach Verlag, Berlin 1993 |
2 |
G. Kroschel, H. Stutzer. Die Deutschen Militarflugzeuge 1910-1918 |
3 |
Ulrich Israel. "Fliegende Aale" Deutsche Torpedobomber im Ersten Weltkrieg |
на английском |
4 |
O.Thetford, P.Gray German Aircraft of the First World War (Putnam) |
5 |
H.Cowin - Aviation Pioneers /Osprey/ |
6 |
A.Imrie - German Naval Air Service /Arms & Armour/ |
7 |
Jane's All The World Aircraft 1919 /Jane's/ |
на руском |
8 |
В.Обухович - Самолеты первой мировой войны |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
последнее обновление: 8.09.2018