входоглавлениеморская авиация → гидросамолет Gotha WD-14

  Авиация  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  


Гидросамолёт-бомбардировщик/торпедоносец/разведчик

(Wasserflugzeug)

 Gotha WD-14


Германия, 1917 г., 69 ед. (развитие WD-11, Karl Rosner и A. Klaube)


*
WD-14
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
модификация постройка дата количество №№ примечания
WD-14 Gothaer Waggonfabrik AG, Гота 1917 1 801 прототип с 1 пулемётом
WD-14a Gothaer Waggonfabrik AG, Гота 1917 68 1415-1430, 1617-1631, 1651-1662, 1946-1970 серийная версия с 2 пулемётами
ТТХ
Масса пустого 3,15 т
взлётная 4,642 т
Размерения длина 14,45 м
размах крыла (верхнего) 25,5 м
площадь крыла 132 м²
высота 5 м
Энергетическая установка состав и тип 2 тянущих винта
2 мотора Benz Bz IV х 200 л.с.
Скорость максимальная 130-140 км/ч
крейсерская 127 км/ч
Практический потолок 3200 м
Скороподъёмность 76 м/мин
Дальность / продолжительность полёта до 1300 км / до 8 ч
Экипаж 3 чел.
Дополнительные данные конструкция фюзеляжный биплан, деревянный каркас, крылья обтянуты тканью, 2 больших поплавка
управление элероны на обоих крыльях, 1 руль высоты и 2 руля направления на оперении
ВООРУЖЕНИЕ
1, позже 2-7.92 мм пулемёта Parabellum (турельных)
1 торпеда х 725 кг или бомбы

 

   

В качестве недостатка конструкции торпедоносца WD-11 отмечали незащищённость заднего сектора, поэтому был разработан вариант с пулемётом в задней позиции. Кроме того на нём установили более мощные моторы с тянущими (вместо толкающих) пропеллерами. Бомбардир-наблюдатель сидел бок о бок с пилотом в одной кабине. Впоследствии в носовой части была оборудована вторая пулемётная точка. Размеры самолёта заметно выросли по сравнению с предшественником.

По конструкции самолет представлял собой деревянный биплан с двухреданным поплавковым шасси и двухкилевым оперением. Фюзеляж был в основном прямоугольным, обшитый фанерой и тканью. В носовой части обшивка была выполнена закруглённой. Пилот был расположен под крыльями, рядом с торпедистом. Кабина пулемётчика была расположена за пилотом. Длинные двухреданные поплавки крепились на сложных стойках, без связей между поплавками, чтобы позволить сбрасывать торпеду.

Стабилизатор был прикреплён к верхней части конца фюзеляжа и снабжён цельным рулём высоты. Два киля с балансирными рулями были установлены по краям стабилизатора, выше и ниже его, и были скреплены лёгкими стальными трубчатыми стойками.

Центральная секция трехопорной коробки крыла использовалась для установки двух 200 л.с. моторов Бенц Bz IV с тянущими пропеллерами, которые располагались непосредственно на нижнем крыле. Двигатели были прикреплены к лонжеронам крыла обтекаемыми стальными трубчатыми стойками. Большие фронтальные радиаторы располагались значительно выше головки цилиндров, сами двигатели были закрыты капотами за исключением верхней части цилиндров. В центральной секции верхнего крыла, чтобы улучшить пилоту обзор вверх, был сделан вырез.

Консоли крыла, в отличие от центроплана, имели стреловидность в 5 градусов. Сами крылья были собраны по стандартной двойной структуре основного деревянного лонжерона. Балансирные элероны крепились к вспомогательному лонжерону, параллельному основному.

В то время против кораблей бомбы большого калибра не использовались, тогда придерживались принципа сброса серии по крайней мере из пяти бомб для накрытия цели. Последующие испытания бомбардировочных прицелов показали, что этот метод себя оправдывал. Торпедоносцы могли брать восемь 58-кг бомб, одна из таких потопила русский эсминец "Стройный". Бомбовая нагрузка Gotha WD 14 - около 300 кг, из 10-кг бомб. Они крепились полосой на нижней балке фюзеляжа и не требовали никаких специально спроектированных устройств.

Прототип с бортовым номером 801 совершил первый полёт в январе 1917 г. После удовлетворительных испытаний машина пошла в серию с установкой второго пулемёта в носовой кабине. Всего было построено 68 серийных экземпляров WD 14 с бортовыми номерами 1415-1430, 1617-1631, 1651-1662 и 1946-1970. Первая серия в 16 машин была выпущена в варианте разведчика, остальные - как торпедоносцы.

Торпедные атаки этих самолётов не привели к успеху. WD 14 при полной загрузке были трудно управляемы, и только очень опытные пилоты были способны выйти в атаку и сбросить торпеду с высоты около 6-10 метров, для чего он и торпедист должны были пройти длительный курс подготовки, и возможные результаты никак не оправдывали всех этих мер. После первых атак торпедами с баз Северного моря и в Рижском заливе, ПВО союзников стала такой эффективной, что шанс успеха значительно снизился. В результате, в течение последнего года войны от торпедоносцев отказались, так как потери значительно превышали результаты.

Из множества попыток атак торпедной группы, созданной в Зебрюгге в марте 1917 года и оснащенной самолётами Gotha WD14 и Hansa-Brandenburg GW, которая совершила первый оперативный вылет в апреле, известно только три успеха:
1 мая 1917 года угольщик "Gena" (2487 ​​тонн, 1893) к северо-востоку от Саутволда был поражен торпедой с одного из двух атакующих самолётов. Среди его членов экипажа жертв не было, кроме того моряки с помощью пулемёта сбили один самолёт. Два немецких летчика были взяты в плен.
14 июня 1917 года жертвой удачного попадания оказалось торговое судно "Kanakee" (3718 тонн), поскольку торпеда "Готы", поразившая его у Гарвича, была сброшена с относительно большого расстояния в 3000 ярдов. Три члена экипажа погибли.
19 сентября 1917 года, в миле от плавучего маяка "Sunk" было потоплено небольшое судно "Storm" (440 тонн), подвершееся нападению семи "Гот". Согласно британским сообщениям, его поразили бомбы, а палубы были обстреляны из пулемётов, после чего в течение двух минут корабль был двумя из трех торпед (первая, как сообщается, прошла прямо под килем). Погибли три члена экипажа.

Торпедоносцы были переоборудованы для выполнения дальней разведки над Северным Морем в попытке найти эффективный способ заменить дирижабли, которые к 1917 г. стали слишком уязвимы. Подвесной бензобак, установленный вместо торпеды, позволял находиться в воздухе свыше десяти часов. А на следующем типе, WD-20, от торпедного вооружения вовсе отказались и сделали дополнительный топливный бак встроенным.

Гидропланы были не в состоянии держаться в воздухе на одном двигателе даже после того, как был сброшен вспомогательный бензобак. Не имея возможности садиться нигде, кроме почти гладкой поверхности спокойного моря, они быстро ломались. Их также без успеха пытались использовать в роли минных заградителей. Прежде, чем их окончательно списали, они короткое время ещё применялись в частях береговой охраны.

 

СПИСОК МАШИН В СОСТАВЕ ФЛОТА
  бортовой номер год постройки примечания
прототип - 1 ед.
1 801 1917  
I серия - 16 ед., разведчики
2 1415 1917  
3 1416 1917  
4 1417 1917  
5 1418 1917  
6 1419 1917  
7 1420 1917  
8 1421 1917  
9 1422 1917  
10 1423 1917  
11 1424 1917  
12 1425 1917  
13 1426 1917  
14 1427 1917  
15 1428 1917  
16 1429 1917  
17 1430 1917  
II серия - 15 ед., торпедоносцы
18 1617 1917  
19 1618 1917  
20 1619 1917  
21 1620 1917  
22 1621 1917  
23 1622 1917  
24 1623 1917  
25 1624 1917  
26 1625 1917  
27 1626 1917  
28 1627 1917  
29 1628 1917  
30 1629 1917 по нек. данным с моторами Maibach х 240 л.с.
31 1630 1917 по нек. данным с моторами Maibach х 240 л.с.
32 1631 1917 по нек. данным с моторами Maibach х 240 л.с.
III серия - 12 ед., торпедоносцы
33 1651 1917  
34 1652 1917  
35 1653 1917  
36 1654 1917  
37 1655 1917  
38 1656 1917  
39 1657 1917  
40 1658 1917  
41 1659 1917  
42 1660 1917  
43 1661 1917  
44 1662 1917  
IV серия - 25 ед., торпедоносцы
45 1946 1917  
46 1947 1917  
47 1948 1917  
48 1949 1917  
49 1950 1917  
50 1951 1917  
51 1952 1917  
52 1953 1917  
53 1954 1917  
54 1955 1917  
55 1956 1917  
56 1957 1917  
57 1958 1917  
58 1959 1917  
59 1960 1917  
60 1961 1917  
61 1962 1917  
62 1963 1917  
63 1964 1917  
64 1965 1917  
65 1966 1917  
66 1967 1917  
67 1968 1917  
68 1969 1917  
69 1970 1917  

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Borzutski, Siegfried: Flugzeugbau Gotha GmbH. Markus Burbach Verlag, Berlin 1993
2 G. Kroschel, H. Stutzer. Die Deutschen Militarflugzeuge 1910-1918
3 Ulrich Israel. "Fliegende Aale" Deutsche Torpedobomber im Ersten Weltkrieg
на английском
4 O.Thetford, P.Gray German Aircraft of the First World War (Putnam)
5 H.Cowin - Aviation Pioneers /Osprey/
6 A.Imrie - German Naval Air Service /Arms & Armour/
7 Jane's All The World Aircraft 1919 /Jane's/
на руском
8 В.Обухович - Самолеты первой мировой войны
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 8.09.2018

 




 

 
Флаг военного флота Германской империи
Бортовое обозначение военной авиации Германской империи 1914–1918
Gotha WD-14
Обломки серийного Gotha WD-14.
Gotha WD-14
Gotha WD-14
Gotha WD-14
Gotha WD-14
Gotha WD-14
Серийный Gotha WD-14.
Gotha WD-14
Серийный Gotha WD-14.
Gotha WD-14
Серийный Gotha WD-14.
Gotha WD-14
Gotha WD-14
Gotha WD-14
Gotha WD-14 с дополнительным килем.
Gotha WD-14
Gotha WD-14 рядом с истребителем Euler D.I.
Gotha WD-14
Прототип Gotha WD-14 рядом с истребителем Euler D.I.
Gotha WD-14
Подвеска бомб на Gotha WD-14.
Gotha WD-14
Прототип Gotha WD-14.
Gotha WD-14
Прототип Gotha WD-14.
Gotha WD-14
Подвеска торпеды на Gotha WD-14.
Gotha WD-14
Прототип Gotha WD-14.
Gotha WD-14
Прототип Gotha WD-14.
Gotha WD-14
Gotha WD-14
Gotha WD-14
Gotha WD-14
Gotha WD-14
Gotha WD-14