Гидросамолеты-истребители (Wasserflugzeug)
Albatros W-4 |
Германия, 1916-1917 гг., 118 ед. (поплавковый вариант Albatros D-1, пр. Роберт Телен)
* W-4 *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
модификация |
постройка |
дата |
количество |
№№ |
примечания |
W-4 |
Albatros Flugzeugwerke GmbH, Йоганништаль |
09-12.1916 |
3 |
747, 785-786 |
прототипы |
W-4.1 |
Albatros Flugzeugwerke GmbH, Йоганништаль |
02-12.1917 |
115 |
902-911, 948-967, 1107-1116, 1302-1326, 1484-1513, 1719-1738 |
серийные |
ТТХ
Масса |
пустой |
0,79 т |
взлётная |
1,07 т |
Размерения |
длина |
8,26 м |
размах крыла |
9,50 м |
площадь крыла |
36,2 м² |
высота |
3,65 м |
Энергетическая установка |
состав и тип |
1 тянущий винт |
1 мотор Mercedes D III х 160 л.с. |
Скорость |
максимальная |
161 км/ч |
крейсерская |
136 км/ч |
Практический потолок |
3000 м |
Время набора высоты |
202 м/мин |
Продолжительность / дальность полёта |
3 ч / 450 км |
Экипаж |
1 чел. |
Дополнительные данные |
конструкция |
фюзеляжный биплан, корпус фанерный полумонокок, каркас деревянный, крылья обтянуты тканью, стойки стальные, 2 больших поплавка |
управление |
элероны на обоих крыльях, 1 руль высоты и 1 руль направления на оперении |
ВООРУЖЕНИЕ
1...2 передних 7,92-мм пулемета LMG 08/15 |
Частые налеты британских и французских гидросамолетов на гидроаэродромы германской авиации, расположенные на побережье Северного моря, побудили германский флот заказать промышленности гидросамолет-истребитель. Свои образцы в разное время предоставили 9 фирм: Friedrichshafen (FF-43), Gotha (WD-10), Hansa-Brandenburg (KDW), LFG (WD), LTG (SD-1), Lübeck-Trawemünde (F-3), Sablatnig (SF-4), Rumpler (6B) и Albatros с машиной W-4.
Самолет требовался срочно, поэтому многие фирмы были вынуждены пойти путем оснащения обычных "сухопутных" истребителей поплавками. Компания Albatros Werke решила взять за основу модель D.I. - цельнодеревянный одностоечный равнокрылый биплан со смешанной обшивкой. Фюзеляж - фанерный полумонокок, крылья и оперение покрыты полотном. Автор проекта - шеф-конструктор иоханнештальской фирмы Albatros Flugzeugгwerke GmbH Роберт Телен при участии инженеров Шуберта и Гнейдинга.
Истребитель, срочно переделанный в гидросамолет, кроме больших габаритных размеров отличался от D.I также конструкцией фюзеляжа и хвостового оперения. Наиболее заметным было удаление нижнего киля и компенсирующее этот момент увеличение площади верхнего киля. Другие изменения включали в себя увеличение площади стабилизатора, значительное увеличение расстояния между крыльями, дающее пилоту хороший обзор, ушные радиаторы с каждой стороны фюзеляжа на первых экземплярах и радиаторы, расположенные в зоне центроплана верхнего крыла, на более поздних версиях W.IV. И, конечно, поплавки вместо колесного шасси.
Опытный экземпляр W.4 совершил первый полет в сентябре 1916 года в Варнемюнде. Машина оказалась очень маневренной, пилот имел хороший обзор.Но были и недостатки: недостаточная прочность поплавков вела к их частой замене, несущие поверхности нередко страдали от воздействия сырости, а в жаркую летнюю погоду боковые фюзеляжные радиаторы "кипятили" воду. Фирма постоянно работала над устранением этих и других недостатков, поплавки усилили, придали им более обтекаемую форму и укрепили стойки, радиатор Windhoff был модифицирован, а затем перемещен в боковое положение. Также был уменьшен кокпит. После устранения этих недостатков машина была с удовольствием принята моряками. Имеются, однако, свидетельства, что пилоты всё-же предпочитали "Румплеры". В результате "Albatros Werke" достался основной заказ. Поставки начались в феврале 1917 г. и продолжались до декабря. Крупные заказы получили также "Hansa-Brandenburg" и "Rumpler".
Самолет W.IV доказал свою эффективность в качестве истребителя, обороняющего базы, способного справиться практически с любым вражеским самолетом. Исключение составляли британские летающие лодки, которые стали использоваться с лета 1917 г.
"Альбатросы" продолжали служить до конца войны. Так, в июне 1918 года в частях германской морской авиации ещё числилось 65 из 118 построенных "гидроистребителей" W.4 (4 - в боевых отрядах Северного моря, 5 - в Турции, 56 - в резерве), еще 24 таких машины использовались в качестве учебно-тренировочных, В конце войны на складах еще находилось 67 самолетов. 8 W.4 были проданы австрийскому флоту и с июля 1918 года служили в военном порту Пола в качестве разведывательных машин. Немецкие авиаторы с W.4 также действовали в Эгейском море, базируясь в Турции. Однако, в последний год войны "Альбатросы" постепенно вытеснялись более совершенным самолетом Hansa-Brandenburg W.12, выпуск которого начался в конце 1917 года. Несколько машин было брошено в Крыму в 1918 и позже они использовались в гражданской войне в России.
СПИСОК МАШИН В СОСТАВЕ ФЛОТА
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на английском |
1 |
Windsock. Peter M Grosz. Albatros W4 |
2 |
H.Cowin - Aviation Pioneers /Osprey/ |
3 |
A.Imrie - German Naval Air Service /Arms & Armour/ |
4 |
W.Green, G.Swanborough - The Complete Book of Fighters |
5 |
O.Thetford, P.Gray - German Aircraft of the First World War /Putnam/ |
6 |
Jane's Fighting Aircraft of World War I |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
последнее обновление: 1.05.2018
|
Флаг военного флота Германской империи
Бортовое обозначение военной авиации Германской империи
|