ОглавлениеМорская авиация → Гидросамолет Hansa-Brandenburg W-12

  Авиация  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  


Гидросамолёт-разведчик/истребитель

(Wasserflugzeug)

 Hansa-Brandenburg W-12


Германия, 1917-1918 гг., 146 ед. (+ 35 ед. в Голландии), 1919-1920 гг. (проект Ernst Heinkel, развитие KW)


*
W-12
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
модификация постройка дата количество №№ примечания
W-12 Hansa und Brandenburgische Flugzeug-Werke GmbH 1917-1918 146 1011-1016, 1178-1187, 1395-1414, 2000-2019, 2023-2052, 2093-2132, 2217-2236 прототипы и серийные для германского ВМФ
W-A Van Berkel, Роттердам 1919-1920 35 --- голландская серия
ТТХ
Масса пустого 0,997 т
взлётная 1,454 т
Размерения длина 9,6 м
размах крыла (верхнего/нижнего) 9,6 м/? м
площадь крыла 36,2 м²
высота 3,3 м
Энергетическая установка состав и тип 1 тянущий двухлопастный пропеллер Ратьена Ø 2,8 м
1 мотор Mercedes D-III х 160 л.с. или Benz Bz III х 150 л.с.
Скорость максимальная 159,5 км/ч
крейсерская 146 км/ч
Практический потолок 5000 м
Скороподъёмность 143 м/мин
Дальность/длительность полёта 520 км/4,5 ч
Экипаж 2 чел.
Дополнительные данные конструкция фюзеляжный биплан, деревянный каркас, крылья обтянуты тканью, 2 больших поплавка
управление элероны на верхнем (позже на обоих) крыльях, 2 руля высоты и 1 руль направления на оперении
ВООРУЖЕНИЕ
1 - 7.92-мм турельный пулемет Parabellum MG14 в задней кабине
1...2 - 7.92-мм передних синхронных пулемета Spandau LMG.08/15

 

         

Работа над Brandenburg W 12 была начата осенью 1916 г., в ответ на просьбу станций гидропланов построить защитный истребитель, оснащенный пулемётом в заднем секторе. Хотя одноместные истребители (Albatros W 4, Brandenburg KDW, W 11 и т.п.), и доказали свою полезность на службе, они были полностью беззащитны против атаки сзади, и в проекте W 12 решили эту проблему.

Как и предыдущие двухместные гидросамолёты фирмы - разведчики GNW, самолет был цельнодеревянным поплавковым бипланом с полотняной обшивкой крыла и хвостового оперения. Большое внимание уделялось его вооружению: W-12 оказался первым германским двухместным гидросамолетом, вооруженным одним, а начиная с 1918 года — двумя синхронными пулеметами для стрельбы вперед (огонь вел пилот). Помимо этою у летчика-наблюдателя во второй кабине на шкворневой установке был смонтирован еще один пулемет. При этом летчик-наблюдатель мог стрелять в любом направлении - на самолете практически отсутствовали "мертвые зоны" для стрельбы из кормовой установки. Этого удалось добиться за счет того, что руль направления впервые в мировой практике был перенесен под фюзеляж. При этом нововведение не сказалось на управляемости самолета на всех режимах полета и при рулении на воде. Кроме задней полусферы летчик-наблюдатель мот вести огонь и вперед, поскольку пространство между верхним и нижним крылом не было закрыто тросами-растяжками - обязательным атрибутом многих бипланов того времени.

Конструкция гидросамолета

Hansa-Brandenburg W-12 - морской поплавковый двухместный разведчик-истребитель, одномоторный, одностоечный поплавковый биплан цельнодеревянной конструкции.

Крыло — двухлонжеронное, с относительно толстым профилем. Лонжероны деревянные, коробчатого типа, клееной конструкции. Нервюры фанерные. Обшивка полотняная. Для придания крылу большой жесткости внутри него были натянуты стальные тросы-расчалки. Элероны на опытном самолете и машинах первых серий располагались только на верхнем крыле. Последние серийные гидропланы имели элероны и на нижнем крыле. Управление элеронами тросовое. При этом верхние и нижние элероны соединились между собой синхронизирующей стальной тягой. Оба крыла прямые в плане, со скругленными эаконцовками (на опытной машине законцовки скруглений не имели). Верхнее крыло кропилось к фюзеляжу двумя V-обраэными подкосами без расчалок. Между собой крылья соединялись стальными трубами-подкосами, закрытыми фанерными обтекателями. Такая конструкция обеспечивала бипланной коробке необходимую жесткость.

Фюзеляж с фанерной обшивкой не имел технологических разъемов и представлял собой единую конструкцию с силовым набором, состоящим из деревянных брусков-лонжеронов и брусков-шпангоутов. В носовой части фюзеляжа на стальной мотораме устанавливался двигатель. Сразу за ним располагалась открытая кабина экипажа.

У пилота на приборной доске размещались приборы контроля работы силовой установки и параметров режима полета. Система управления рулями и элеронами тросовая. Перед кабиной пилота устанавливался прозрачный козырек. Бензобак размещался под полом кабины. Кабина летчика-наблюдателя находилась сразу за пилотской и не имела предохранительного ветрового козырька. Некоторые экземпляры самолетов комплектовались радиостанциями. По правому и левому бортам фюзеляжа проходила тросовая проводка системы управления рулями высоты и направления.

Хвостовое оперение имело необычную схему. Киль полностью отсутствовал, а руль направления был развит вниз, под фюзеляж. Стабилизатор не имел подкосов. Это давало стрелку большие секторы обстрела, он мог не бояться отстрелить хвостовое оперение своего самолета. Силовой набор рулей направления и высоты состоял из стальных трубок Обшивка рулей — полотняная.

Взлетно-посадочное устройство — два цельнодеревянных однореданных поплавка коробчатого типа. Снаружи поплавки покрывались водостойким лаком. На их палубах располагались специальные силовые накладки, по которым могли ступать члены экипажа. К крылу и фюзеляжу поплавки крепились N-образными стальными трубами в обтекателях каплеобразного профиля. Для перемещения гидросамолета по грунту предусматривалась установка перекатного колесного шасси.

Силовая установка — рядный двигатель водяного охлаждения Mercedes D-III мощностью 160 л.с На некоторых сериях стояли 6-цилиндровые двигатели Benz Bz-HI мощностью 150 л.с. или 8-цилиндролые (195 л .с.). Закрывался двигатель дюралюминиевыми капотами на винтах, что обеспечивало хороший доступ к нему во время технического обслуживания. Все W-12 комплектовались двухлопастными деревянными винтами постоянного шага. Топливо размещалось в одном топливном баке в центре тяжести самолета под кабиной пилота. Маслобак располагался под двигателем в носовом отсеке фюзеляжа. Лобовой маслорадиатор на прототипе и на машинах первых серий крепился к верхнему крылу, по оси симметрии самолета, а на поздних W-I2 —перед двигателем. Выхлопные газы собирались в общий коллектор и выводились за верхнее крыло.

Вооружение самолета включало один или два синхронных 7,92-мм пулемета, жестко зафиксированных в фюзеляже между двигателем и кабиной пилота. Перезаряжались пулеметы летчиком вручную. В кабине летчика-наблюдателя на шкворне стоял еще один 7,92-мм пулемет. Боекомплект каждою пулемета — 500 патронов. На самолетах, оборудованных радиостанцией, синхронных пулеметов не было.

 

***

Постройка опытной машины закончилась в январе 1917 года на заводе в Briest, но из-за того, что вода в реке Хафель замёрзла, его отправили на испытания в Варнемюнде. В первом полете оказалось, что центр тяжести самолета смещен назад, и пилоту с большим трудом удалось избежать падения машины сразу после отрыва от воды. Для устранения дефекта коробку крыльев пришлось перенести на 350 мм назад. Позже, в одном из испытательных полетов самолет при выполнении посадки налетел на подводную скалу и затонул. Однако потеря ею не могла остановить начавшегося серийного производства, поскольку до этого самолет на испытаниях показал великолепные результаты. Первая серия состояла из шести прототипов, пять из которых после испытаний поступили в летную часть в Зеебрюгге.

     

Уже через несколько месяцев W-12 приняли участие в боях на Балтике и в Северном море. После первых положительных отзывов от строевых пилотов выпуск гидросамолета продолжили. Последующие три серии W-12, выпущенные с начала 1917 по март 1918 года с общим количеством 50 самолетов, отличались закругленными законцовками крыла и удлиненным фюзеляжем. Машины оснащались 6-цилиндровыми двигателями Benz Bz-lll мощностью 150 л с. с лобовым радиатором.

С февраля по июль 1918 года выпустили дополнительную партию из тридцати самолетов, оснащенных моторами Benz B7-III и усиленным вооружением — двумя синхронными пулеметами. За ними последовали две серии в сорок и двадцать машин с моторами Mercedes D-III и одним синхронным пулеметом. На № 2016 IV серии установили экспериментальный V-образный 8-цилиндровый двигатель фирмы Benz мощностью 195 л.с.

   

Другим отличием поздних серий было уменьшение высоты установки верхнего крыла по отношению к фюзеляжу, а также элероны на нижнем крыле. Всего же было построено 146 гидросамолетов W-12.

В боях эти машины показали себя с наилучшей стороны. Они успешно вели воздушные поединки как с поплавковыми гидросамолетами и летающими лодками противника, так и с самолетами наземного базирования. Отражать атаки более скоростных и маневренных одноместных колесных истребителей помогала кормовая пулеметная установка, а сильное стационарное пулеметное вооружение позволяло им при возможности вести и наступательный бой. Высокое расположение задней турели давало отличную круговую область обстрела, включая передний сектор над верхним крылом. Кроме того, сама машина была технически первоклассной, и, несмотря на вес и размер, не уступала одноместным в скорости и манёвренности.

Hansa-Brandenburg W-12 успешно действовали и как разведчики. Эти функции они выполняли не только в открытом море, где встречи с самолетами противника были очень редки, но и у побережья Британии и Франции. При этом W-12 комплектовались радиостанциями, а для повышения дальности полета с них снимали один или два курсовых пулемета. Полученная в таких вылетах информация помогала немецким подводникам перехватывать конвои союзников, а также контролировать передвижение военных судов.

               

Дальнейшим развитием типа стал W-19 с увеличенной дальностью полёта.

СПИСОК МАШИН В СОСТАВЕ ФЛОТА
  бортовой номер дата постройки примечания
I серия - прототипы (6 ед.), мотор Mercedes, 160 л.с., 2 пулемёта, заказ 10.1916 г.
1 1011 01.1917 разбился при испытаниях
2 1012 1917  
3 1013 1917  
4 1014 1917  
5 1015 1917  
6 1016 1917  
II серия (10 ед), мотор Benz, 150 л.с., 2 пулемёта, заказ 01.1917 г.
7 1178    
8 1179    
9 1180    
10 1181    
11 1182    
12 1183   сбит во время бомбардировки Mole 10 мая 1918 г.
13 1184    
14 1185    
15 1186    
16 1187    
III серия (20 ед), мотор Benz, 150 л.с., 2 пулемёта, заказ 03.1917 г.
17 1395    
18 1396    
19 1397    
20 1398    
21 1399    
22 1400    
23 1401    
24 1402    
25 1403    
26 1404    
27 1405    
28 1406    
29 1407    
30 1408    
31 1409    
32 1410    
33 1411    
34 1412    
35 1413    
36 1414    
IV серия (20 ед), мотор Benz, 150 л.с., 2 пулемёта, заказ 10.09.1917 г.
37 2000    
38 2001 готов 30.11.1917, принят 6.12.1917  
39 2002    
40 2003    
41 2004    
42 2005    
43 2006    
44 2007    
45 2008    
46 2009    
47 2010    
48 2011    
49 2012    
50 2013    
51 2014    
52 2015    
53 2016   195-л.с. мотор Benz Bz IIIb
54 2017    
55 2018    
56 2019    
V серия (30 ед), мотор Benz, 150 л.с., 3 пулемёта, заказ 10.1917 г.
57 2023    
58 2024    
59 2025    
60 2026    
61 2027    
62 2028    
63 2029    
64 2030    
65 2031    
66 2032    
67 2033    
68 2034    
69 2035    
70 2036    
71 2037    
72 2038    
73 2039    
74 2040    
75 2041    
76 2042    
77 2043    
78 2044    
79 2045    
80 2046    
81 2047    
82 2048    
83 2049    
84 2050    
85 2051    
86 2052    
VI серия (40 ед), мотор Mercedes, 160 л.с., 2 пулемёта, заказ 10.1917 г.
87 2093    
88 2094    
89 2095    
90 2096    
91 2097    
92 2098   22 апреля 1918 интернирован Голландией после аварийной посадки у Роттумероога, с апреля 1918 г. голландский W-1, в 1919 списан.
93 2099    
94 2100    
95 2101    
96 2102    
97 2103    
98 2104    
99 2105    
100 2106    
101 2107    
102 2108    
103 2109    
104 2110    
105 2111    
106 2112    
107 2113    
108 2114    
109 2115    
110 2116    
111 2117    
112 2118    
113 2119    
114 2120    
115 2121    
116 2122    
117 2123    
118 2124    
119 2125    
120 2126    
121 2127    
122 2128    
123 2129    
124 2130    
125 2131    
126 2132    
VII серия (20 ед), мотор Mercedes, 160 л.с., 2 пулемёта и радио оборудование, заказ 11.1917 г.
127 2217    
128 2218    
129 2219    
130 2220    
131 2221    
132 2222    
133 2223    
134 2224    
135 2225    
136 2226    
137 2227    
138 2228    
139 2229    
140 2230    
141 2231    
142 2232    
143 2233    
144 2234    
145 2235    
146 2236    

 

Служба и использование в других государствах

 

  в России  

Несколько гидросамолетов W-12 в качестве трофеев досталось России; по некоторым данным, они служили в авиации Черноморского флота до середины 20-х годов.

  в Голландии  

В апреле 1918 г. один W.12 попал в аварийную ситуацию и приземлился на нейтральную территорию в Нидерландах, где был интернирован и испытан голландцами под индексом W-1. В 1919 г. он был списан, но нидерландское правительство купило лицензию и компания Van Berkel в Роттердаме до 1924 г. построила сорок W.12 под индексом Van Berkel WA (№№ W1...20, 51-70), которые служили в голландских морских воздушных силах до 1933 г.

       

  в Швеции  

Как минимум один W-12 в 1926-1927 г. состоял на вооружении морской авиации Швеции. После вывода из её состава он какое-то время использовался в гражданской авиации.

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

                         
                                             
                       
                           
                     
                 
               

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 G.Kroschel, H.Stützer - Die deutschen Militärflugzeuge 1910 - 1918. Weltbild Verlag, Augsburg 1994
на английском
2 O.Thetford, P.Gray - German Aircraft of the First World War. Putnam
3 H.Cowin - Aviation Pioneers. Osprey
4 L.S.Casey, J.Batchelor - The Illustrated History of Seaplanes and Flying Boats
5 P.M. Grosz - Brandenburg W 12. Albatros Production. Windsock
6 A.Imrie - German Naval Air Service. Arms & Armour
7 Jane's All The World Aircraft 1919. Jane's
на русском
8 В.Обухович - Самолеты первой мировой войны
9 Н.Околелов, А.Чечин - Истребитель без... киля. Журнал "Моделист-конструктор", 1999, № 2.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 20.11.2018

 




 

 
Флаг военного флота Германской империи
Бортовое обозначение военной авиации Германской империи 1914–1918
Hansa-Brandenburg W12
Похороны на фоне Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12 со снятым верхним крылом.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Модель Hansa-Brandenburg W-12.
Hansa-Brandenburg W12
Гидропланы Van Berkel WA.
Hansa-Brandenburg W12
Van Berkel WA W-2.
Hansa-Brandenburg W12
Van Berkel WA W-59.
Hansa-Brandenburg W12
Van Berkel WA W-54.
Hansa-Brandenburg W12
Van Berkel WA W-9 на борту крейсера "Java".
Hansa-Brandenburg W12
Скапотировавший при посадке Hansa-Brandenburg W-12 № 1407 III серии.
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12 № 2119 VI серии.
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12 № 2096 VI серии.
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12 № 2052 V серии, с двумя носовыми пулемётами.
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12 № 2004 IV серии.
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12 № 2016 IV серии с экспериментальным V-образным мотором.
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12 № 2016 IV серии с экспериментальным V-образным мотором.
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12 № 2016 IV серии с экспериментальным V-образным мотором.
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12 № 2001 IV серии.
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12 № 2001 IV серии.
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12 № 1407 III серии.
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12 № 1401 III серии.
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12 № 1402 III серии.
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12 № 1414 III серии.
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12 № 1396 III серии.
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12 № 1414 III серии.
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12 № 1395 III серии.
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12 № 1399 III серии в Зеебрюгге готовиться к полёту,
в специальную плетеную корзину на борту помещаются почтовые голуби.
Почтовые голуби составляли важную часть оборудования гидропланов.
Птицы выпускались с информацией о позиции, если машина совершила вынужденную посадку на воду,
и много экипажей и машин были спасены таким образом.
Hansa-Brandenburg W12
Похороны на фоне Hansa-Brandenburg W-12 № 1186 II серии.
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12 № 1184 II серии.
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12 № 1183 II серии
служил в Зеебрюгге восемь месяцев, прежде, чем был сбит во время бомбардировки Mole 10 мая 1918 г.
Hansa-Brandenburg W12
Прототип Hansa-Brandenburg W-12
Hansa-Brandenburg W12
Прототип Hansa-Brandenburg W-12
Hansa-Brandenburg W12
Прототип Hansa-Brandenburg W-12
Hansa-Brandenburg W12
Прототип Hansa-Brandenburg W-12
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12 VI серии
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12 IV серии
Hansa-Brandenburg W12
Прототип Hansa-Brandenburg W-12
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12
Hansa-Brandenburg W12
Прототип Hansa-Brandenburg W-12
Hansa-Brandenburg W12
Прототип Hansa-Brandenburg W-12
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12 VI серии
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12 II серии
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12 IV серии
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12 III серии
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12 III серии
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12 III серии
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12 II серии
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12 III серии
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12 III серии
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12
Hansa-Brandenburg W12
Hansa-Brandenburg W-12