
Работа над Brandenburg W 12 была начата осенью 1916 г., в ответ на просьбу станций гидропланов построить защитный истребитель, оснащенный пулемётом в заднем секторе. Хотя одноместные истребители (Albatros W 4, Brandenburg KDW, W 11 и т.п.), и доказали свою полезность на службе, они были полностью беззащитны против атаки сзади, и в проекте W 12 решили эту проблему.
Как и предыдущие двухместные гидросамолёты фирмы - разведчики GNW, самолет был цельнодеревянным поплавковым бипланом с полотняной обшивкой крыла и хвостового оперения. Большое внимание уделялось его вооружению: W-12 оказался первым германским двухместным гидросамолетом, вооруженным одним, а начиная с 1918 года — двумя синхронными пулеметами для стрельбы вперед (огонь вел пилот). Помимо этою у летчика-наблюдателя во второй кабине на шкворневой установке был смонтирован еще один пулемет.
При этом летчик-наблюдатель мог стрелять в любом направлении - на самолете практически отсутствовали "мертвые зоны" для стрельбы из кормовой установки. Этого удалось добиться за счет того, что руль направления впервые в мировой практике был перенесен под фюзеляж. При этом нововведение не сказалось на управляемости самолета на всех режимах полета и при рулении на воде. Кроме задней полусферы летчик-наблюдатель мот вести огонь и вперед, поскольку пространство между верхним и нижним крылом не было закрыто тросами-растяжками - обязательным атрибутом многих бипланов того времени.
Конструкция гидросамолета
Hansa-Brandenburg W-12 - морской поплавковый двухместный разведчик-истребитель, одномоторный, одностоечный поплавковый биплан цельнодеревянной конструкции.
Крыло — двухлонжеронное, с относительно толстым профилем. Лонжероны деревянные, коробчатого типа, клееной конструкции. Нервюры фанерные. Обшивка полотняная. Для придания крылу большой жесткости внутри него были натянуты стальные тросы-расчалки. Элероны на опытном самолете и машинах первых серий располагались только на верхнем крыле. Последние серийные гидропланы имели элероны и на нижнем крыле. Управление элеронами тросовое. При этом верхние и нижние элероны соединились между собой синхронизирующей стальной тягой. Оба крыла прямые в плане, со скругленными эаконцовками (на опытной машине законцовки скруглений не имели). Верхнее крыло кропилось к фюзеляжу двумя V-обраэными подкосами без расчалок.
Между собой крылья соединялись стальными трубами-подкосами, закрытыми фанерными обтекателями. Такая конструкция обеспечивала бипланной коробке необходимую жесткость.

Фюзеляж с фанерной обшивкой не имел технологических разъемов и представлял собой единую конструкцию с силовым набором, состоящим из деревянных брусков-лонжеронов и брусков-шпангоутов. В носовой части фюзеляжа на стальной мотораме устанавливался двигатель. Сразу за ним располагалась открытая кабина экипажа.
У пилота на приборной доске размещались приборы контроля работы силовой установки и параметров режима полета. Система управления рулями и элеронами тросовая. Перед кабиной пилота устанавливался прозрачный козырек. Бензобак размещался под полом кабины. Кабина летчика-наблюдателя находилась сразу за пилотской и не имела предохранительного ветрового козырька.
Некоторые экземпляры самолетов комплектовались радиостанциями. По правому и левому бортам фюзеляжа проходила тросовая проводка системы управления рулями высоты и направления.
Хвостовое оперение имело необычную схему. Киль полностью отсутствовал, а руль направления был развит вниз, под фюзеляж. Стабилизатор не имел подкосов. Это давало стрелку большие секторы обстрела, он мог не бояться отстрелить хвостовое оперение своего самолета. Силовой набор рулей направления и высоты состоял из стальных трубок Обшивка рулей — полотняная.
Взлетно-посадочное устройство — два цельнодеревянных однореданных поплавка коробчатого типа. Снаружи поплавки покрывались водостойким лаком. На их палубах располагались специальные силовые накладки, по которым могли ступать члены экипажа. К крылу и фюзеляжу поплавки крепились N-образными стальными трубами в обтекателях каплеобразного профиля. 
Для перемещения гидросамолета по грунту предусматривалась установка перекатного колесного шасси.
Силовая установка — рядный двигатель водяного охлаждения Mercedes D-III мощностью 160 л.с На некоторых сериях стояли 6-цилиндровые двигатели Benz Bz-HI мощностью 150 л.с. или 8-цилиндролые (195 л .с.). Закрывался двигатель дюралюминиевыми капотами на винтах, что обеспечивало хороший доступ к нему во время технического обслуживания.
Все W-12 комплектовались двухлопастными деревянными винтами постоянного шага. Топливо размещалось в одном топливном баке в центре тяжести самолета под кабиной пилота. Маслобак располагался под двигателем в носовом отсеке фюзеляжа. Лобовой маслорадиатор на прототипе и на машинах первых серий крепился к верхнему крылу, по оси симметрии самолета, а на поздних W-I2 —перед двигателем. Выхлопные газы собирались в общий коллектор и выводились за верхнее крыло.

Вооружение самолета включало один или два синхронных 7,92-мм пулемета, жестко зафиксированных в фюзеляже между двигателем и кабиной пилота. Перезаряжались пулеметы летчиком вручную. В кабине летчика-наблюдателя на шкворне стоял еще один 7,92-мм пулемет. Боекомплект каждою пулемета — 500 патронов. На самолетах, оборудованных радиостанцией, синхронных пулеметов не было.





***
Постройка опытной машины закончилась в январе 1917 года на заводе в Briest, но из-за того, что вода в реке Хафель замёрзла, его отправили на испытания в Варнемюнде. В первом полете оказалось, что центр тяжести самолета смещен назад, и пилоту с большим трудом удалось избежать падения машины сразу после отрыва от воды. Для устранения дефекта коробку крыльев пришлось перенести на 350 мм назад. Позже, в одном из испытательных полетов самолет при выполнении посадки налетел на подводную скалу и затонул. Однако потеря ею не могла остановить начавшегося серийного производства, поскольку до этого самолет на испытаниях показал великолепные результаты. Первая серия состояла из шести прототипов, пять из которых после испытаний поступили в летную часть в Зеебрюгге.

Уже через несколько месяцев W-12 приняли участие в боях на Балтике и в Северном море. После первых положительных отзывов от строевых пилотов выпуск гидросамолета продолжили. Последующие три серии W-12, выпущенные с начала 1917 по март 1918 года с общим количеством 50 самолетов, отличались закругленными законцовками крыла и удлиненным фюзеляжем. Машины оснащались 6-цилиндровыми двигателями Benz Bz-lll мощностью 150 л с. с лобовым радиатором.

С февраля по июль 1918 года выпустили дополнительную партию из тридцати самолетов, оснащенных моторами Benz B7-III и усиленным вооружением — двумя синхронными пулеметами. За ними последовали две серии в сорок и двадцать машин с моторами Mercedes D-III и одним синхронным пулеметом. На № 2016 IV серии установили экспериментальный V-образный 8-цилиндровый двигатель фирмы Benz мощностью 195 л.с.

Другим отличием поздних серий было уменьшение высоты установки верхнего крыла по отношению к фюзеляжу, а также элероны на нижнем крыле. Всего же было построено 146 гидросамолетов W-12.
В боях эти машины показали себя с наилучшей стороны. Они успешно вели воздушные поединки как с поплавковыми гидросамолетами и летающими лодками противника, так и с самолетами наземного базирования. Отражать атаки более скоростных и маневренных одноместных колесных истребителей помогала кормовая пулеметная установка, а сильное стационарное пулеметное вооружение позволяло им при возможности вести и наступательный бой. Высокое расположение задней турели давало отличную круговую область обстрела, включая передний сектор над верхним крылом. Кроме того, сама машина была технически первоклассной, и, несмотря на вес и размер, не уступала одноместным в скорости и манёвренности.
Hansa-Brandenburg W-12 успешно действовали и как разведчики. Эти функции они выполняли не только в открытом море, где встречи с самолетами противника были очень редки, но и у побережья Британии и Франции. При этом W-12 комплектовались радиостанциями, а для повышения дальности полета с них снимали один или два курсовых пулемета. Полученная в таких вылетах информация помогала немецким подводникам перехватывать конвои союзников, а также контролировать передвижение военных судов.
Дальнейшим развитием типа стал W-19 с увеличенной дальностью полёта.
СПИСОК МАШИН В СОСТАВЕ ФЛОТА
| |
бортовой номер |
дата постройки |
примечания |
| I серия - прототипы (6 ед.), мотор Mercedes, 160 л.с., 2 пулемёта, заказ 10.1916 г. |
| 1 |
1011 |
01.1917 |
разбился при испытаниях |
| 2 |
1012 |
1917 |
|
| 3 |
1013 |
1917 |
|
| 4 |
1014 |
1917 |
|
| 5 |
1015 |
1917 |
|
| 6 |
1016 |
1917 |
|
| II серия (10 ед), мотор Benz, 150 л.с., 2 пулемёта, заказ 01.1917 г. |
| 7 |
1178 |
|
|
| 8 |
1179 |
|
|
| 9 |
1180 |
|
|
| 10 |
1181 |
|
|
| 11 |
1182 |
|
|
| 12 |
1183 |
|
сбит во время бомбардировки Mole 10 мая 1918 г. |
| 13 |
1184 |
|
|
| 14 |
1185 |
|
|
| 15 |
1186 |
|
|
| 16 |
1187 |
|
|
| III серия (20 ед), мотор Benz, 150 л.с., 2 пулемёта, заказ 03.1917 г. |
| 17 |
1395 |
|
|
| 18 |
1396 |
|
|
| 19 |
1397 |
|
|
| 20 |
1398 |
|
|
| 21 |
1399 |
|
|
| 22 |
1400 |
|
|
| 23 |
1401 |
|
|
| 24 |
1402 |
|
|
| 25 |
1403 |
|
|
| 26 |
1404 |
|
|
| 27 |
1405 |
|
|
| 28 |
1406 |
|
|
| 29 |
1407 |
|
|
| 30 |
1408 |
|
|
| 31 |
1409 |
|
|
| 32 |
1410 |
|
|
| 33 |
1411 |
|
|
| 34 |
1412 |
|
|
| 35 |
1413 |
|
|
| 36 |
1414 |
|
|
| IV серия (20 ед), мотор Benz, 150 л.с., 2 пулемёта, заказ 10.09.1917 г. |
| 37 |
2000 |
|
|
| 38 |
2001 |
готов 30.11.1917, принят 6.12.1917 |
|
| 39 |
2002 |
|
|
| 40 |
2003 |
|
|
| 41 |
2004 |
|
|
| 42 |
2005 |
|
|
| 43 |
2006 |
|
|
| 44 |
2007 |
|
|
| 45 |
2008 |
|
|
| 46 |
2009 |
|
|
| 47 |
2010 |
|
|
| 48 |
2011 |
|
|
| 49 |
2012 |
|
|
| 50 |
2013 |
|
|
| 51 |
2014 |
|
|
| 52 |
2015 |
|
|
| 53 |
2016 |
|
195-л.с. мотор Benz Bz IIIb |
| 54 |
2017 |
|
|
| 55 |
2018 |
|
|
| 56 |
2019 |
|
|
| V серия (30 ед), мотор Benz, 150 л.с., 3 пулемёта, заказ 10.1917 г. |
| 57 |
2023 |
|
|
| 58 |
2024 |
|
|
| 59 |
2025 |
|
|
| 60 |
2026 |
|
|
| 61 |
2027 |
|
|
| 62 |
2028 |
|
|
| 63 |
2029 |
|
|
| 64 |
2030 |
|
|
| 65 |
2031 |
|
|
| 66 |
2032 |
|
|
| 67 |
2033 |
|
|
| 68 |
2034 |
|
|
| 69 |
2035 |
|
|
| 70 |
2036 |
|
|
| 71 |
2037 |
|
|
| 72 |
2038 |
|
|
| 73 |
2039 |
|
|
| 74 |
2040 |
|
|
| 75 |
2041 |
|
|
| 76 |
2042 |
|
|
| 77 |
2043 |
|
|
| 78 |
2044 |
|
|
| 79 |
2045 |
|
|
| 80 |
2046 |
|
|
| 81 |
2047 |
|
|
| 82 |
2048 |
|
|
| 83 |
2049 |
|
|
| 84 |
2050 |
|
|
| 85 |
2051 |
|
|
| 86 |
2052 |
|
|
| VI серия (40 ед), мотор Mercedes, 160 л.с., 2 пулемёта, заказ 10.1917 г. |
| 87 |
2093 |
|
|
| 88 |
2094 |
|
|
| 89 |
2095 |
|
|
| 90 |
2096 |
|
|
| 91 |
2097 |
|
|
| 92 |
2098 |
|
22 апреля 1918 интернирован Голландией после аварийной посадки у Роттумероога, с апреля 1918 г. голландский W-1, в 1919 списан. |
| 93 |
2099 |
|
|
| 94 |
2100 |
|
|
| 95 |
2101 |
|
|
| 96 |
2102 |
|
|
| 97 |
2103 |
|
|
| 98 |
2104 |
|
|
| 99 |
2105 |
|
|
| 100 |
2106 |
|
|
| 101 |
2107 |
|
|
| 102 |
2108 |
|
|
| 103 |
2109 |
|
|
| 104 |
2110 |
|
|
| 105 |
2111 |
|
|
| 106 |
2112 |
|
|
| 107 |
2113 |
|
|
| 108 |
2114 |
|
|
| 109 |
2115 |
|
|
| 110 |
2116 |
|
|
| 111 |
2117 |
|
|
| 112 |
2118 |
|
|
| 113 |
2119 |
|
|
| 114 |
2120 |
|
|
| 115 |
2121 |
|
|
| 116 |
2122 |
|
|
| 117 |
2123 |
|
|
| 118 |
2124 |
|
|
| 119 |
2125 |
|
|
| 120 |
2126 |
|
|
| 121 |
2127 |
|
|
| 122 |
2128 |
|
|
| 123 |
2129 |
|
|
| 124 |
2130 |
|
|
| 125 |
2131 |
|
|
| 126 |
2132 |
|
|
| VII серия (20 ед), мотор Mercedes, 160 л.с., 2 пулемёта и радио оборудование, заказ 11.1917 г. |
| 127 |
2217 |
|
|
| 128 |
2218 |
|
|
| 129 |
2219 |
|
|
| 130 |
2220 |
|
|
| 131 |
2221 |
|
|
| 132 |
2222 |
|
|
| 133 |
2223 |
|
|
| 134 |
2224 |
|
|
| 135 |
2225 |
|
|
| 136 |
2226 |
|
|
| 137 |
2227 |
|
|
| 138 |
2228 |
|
|
| 139 |
2229 |
|
|
| 140 |
2230 |
|
|
| 141 |
2231 |
|
|
| 142 |
2232 |
|
|
| 143 |
2233 |
|
|
| 144 |
2234 |
|
|
| 145 |
2235 |
|
|
| 146 |
2236 |
|
|
Служба и использование в других государствах
в России 
Несколько гидросамолетов W-12 в качестве трофеев досталось России; по некоторым данным, они служили в авиации Черноморского флота до середины 20-х годов.
в Голландии 
В апреле 1918 г. один W.12 попал в аварийную ситуацию и приземлился на нейтральную территорию в Нидерландах, где был интернирован и испытан голландцами под индексом W-1. В 1919 г. он был списан, но нидерландское правительство купило лицензию и компания Van Berkel в Роттердаме до 1924 г. построила сорок W.12 под индексом Van Berkel WA (№№ W1...20, 51-70), которые служили в голландских морских воздушных силах до 1933 г.
в Швеции .png)
Как минимум один W-12 в 1926-1927 г. состоял на вооружении морской авиации Швеции. После вывода из её состава он какое-то время использовался в гражданской авиации.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
| на немецком |
| 1 |
G.Kroschel, H.Stützer - Die deutschen Militärflugzeuge 1910 - 1918. Weltbild Verlag, Augsburg 1994 |
| на английском |
| 2 |
O.Thetford, P.Gray - German Aircraft of the First World War. Putnam |
| 3 |
H.Cowin - Aviation Pioneers. Osprey |
| 4 |
L.S.Casey, J.Batchelor - The Illustrated History of Seaplanes and Flying Boats |
| 5 |
P.M. Grosz - Brandenburg W 12. Albatros Production. Windsock |
| 6 |
A.Imrie - German Naval Air Service. Arms & Armour |
| 7 |
Jane's All The World Aircraft 1919. Jane's |
| на русском |
| 8 |
В.Обухович - Самолеты первой мировой войны |
| 9 |
Н.Околелов, А.Чечин - Истребитель без... киля. Журнал "Моделист-конструктор", 1999, № 2. |
| + |
| некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
последнее обновление: 20.11.2018
