ОглавлениеМорская авиация → Гидросамолёт Junkers A-20

  Авиация  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Почтовый гидросамолёт, а также разведчик - лёгкий бомбардировщик (Wasserflugzeug)

 Junkers A-20 / A-25 / A-35 


Германия, 1923-1930 гг., в Германии на поплавках не менее 8 ед., большинство - временно
(проект Циндель/Мадер, всего до 176 ед. в колёсном, лыжном и поплавковом вариантах или со сменным шасси, большинство за границей, в том числе в военном варианте.


*
A-20
*
J-20
*
A-25
*
A-35
+
Ю-20
*
R-02
*
R-41
*
R-53
*
K-53
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
модификация дата количество примечания
Junkers FM AG, Дессау
J-20 1923 2 гидроплан-разведчик для СССР
A-20 feL (Type A) 1923 1 прототип гражданского варианта J-20
A-20 (L, W) 1923-1928 42 гражданская версия J-20 с моторами Mercedes IIIa или BMW IIIa, из них 8 позже переоборудованы в другие типы
A-25 (A-20a) 1924-1925 1+4 версия A-20 с мотором Junkers L2 (1 новый A-25 + 4 перестроенные A-20a)
A-35 (A-20b) 1926-1928 18+3 с мотором Junkers L5, большинство новые + 3 перестроенные из A-20
A-35a (A-20be) 1924 6 с мотором BMW IV
A-35b (A-20b) 1929-1930 7 аналоги A-35, но собранные в Швеции
лицензионные
Ю-20 Фили, СССР 20 гидроплан-разведчик, построенный в подмосковных Филях в СССР
R-02 1925 +1 военный A-20, перестроенный из гражданского на заводе AB Flygindustri в Шведском Лимхамне
R-41 1926 R-02, перестроенный на заводе AB Flygindustri в Шведском Лимхамне под мотор Junkers L2 (стандарт A-25)
R-53 1926 2 демонстрационный образец военного варианта A-35, перестроенный на заводе AB Flygindustri в Шведском Лимхамне
1926 14 серийный военный вариант A-35 для СССР, собирался в подмосковных Филях
1926-1927 44 серийный военный вариант A-35 для Турции, собирался на заводе Tomtasch в Эшкедире (все колёсные)
K-53 1929-1930 20+2 серийный военный вариант A-35 для Китая, собирался на заводе AB Flygindustri в Шведском Лимхамне (все колёсные, 1 в гражд. варианте)
варианты
-l . . колёсные
-w . . поплавковые
-a . . с мотором Junkers L2 (230 л.с.)
-b . . с мотором Junkers L5 (310 л.с.)
-be . . с мотором BMW IV (250 л.с.)
***фактически все части самолётов производились на германском заводе Junkers Flugzeug- und Motorenwerke, AG в Дессау, там же производили сборку и модернизацию большинства гражданских машин. Шведский завод AB Flygindustri в Лимхамне собирал из немецких комплектующих и модернизировал в основном военные версии, в том числе для Китая и СССР. В СССР самолёты прибывали в разобранном виде без вооружения, собирались и вооружались на концессионном заводе в Филях. Турецкие самолёты строились в Германии в Дессау, как гражданские машины, а на заводе Tomtasch в Эшкедире их переделывали в бомбардировщики.
ТТХ
  A-20L A-20W A-25 A-35a A-35be A-35W Ю-20 K-53L K-53W
Масса пустого 0,97 т 1,06 т . 1,10 т 1,11 т 1,20 т 1,06 т 1,05 т 1,16 т
взлётная 1,5 т 1,6 т 1,6 т 1,6 т 1,6 т 1,6 т 1,6 т 1,7 т 1,7 т
Размерения длина 8,30 м 9,25 м 8,35 м 8,22 м 8,22 м ? 8,30 м 8,22 м 9,20 м
размах крыла 15,34 м 15,34 м 15,34 м 15,94 м 15,94 м 15,94 м 15,34 м 15,94 м 15,94 м
площадь крыла 28,10 м² 28,10 м² 28,50 м² 29,76 м² 29,76 м² 29,76 м² 28,10 м² 29,76 м² 29,76 м²
высота 2,40 м 2,95 м 3,05 м 3,50 м 3,50 м 3,50 м 2,40 м ? ?
Энергетическая установка состав и тип 1 тянущий двухлопастный пропеллер, 1 мотор
Mercedes DIIIa - 159 л.с. BMW IIIa - 185 л.с. Junkers L2 - 263 л.с. Junkers L5 - 297 л.с. Junkers L5 - 297 л.с. BMW IV - 317 л.с. Mercedes DIIIa - 159 л.с. Junkers L5 - 297 л.с. Junkers L5 - 297 л.с.
Скорость максимальная 150 км/ч 170 км/ч 190 км/ч 206 км/ч 206 км/ч ? 170 км/ч 200 км/ч 180 км/ч
крейсерская 158 км/ч 152 км/ч 170 км/ч ? 185 км/ч ? ? ? ?
Практический потолок 5200 м (A-20W)
Скороподъёмность ? м/мин
Дальность полёта 1000 км 900 км ? ? 580 км ? 800 км 825 км 600 км
Экипаж 2 чел.
Дополнительные данные конструкция цельнометаллический фюзеляжный моноплан, 2 больших поплавка
управление элероны на крыльях, 2 руля высоты и 1 руль направления на оперении
ВООРУЖЕНИЕ
A-20, A-25, A-35 J-20, Ю-20, Ю-35, R-02, R-41, R-53, K-53
отсутствовало один 7.62-мм пулёмет (K-53 мог брать бомбы)

 

   

В 1922 году Гуго Юнкерс подписал с советским правительством контракт на совместное строительство авиационного завода в Филях. Юнкерс был ответственным за установку промышленного оборудования, а также за проекты нескольких авиационных типов, которые требовались Советским Военно-Воздушным Силам. Первым самолётом, который нужно было разработать для Советских вооружённых сил, был разведывательный гидроплан, для которого Советское правительство выдало заказ на 20 машин. Был специально разработан поплавковый самолет-разведчик, получивший заводское обозначение J-20 или Type 20. Циндель и Мадер решили базировать новый проект непосредственно на проекте гидроплана Юнкерса 1918 г. J-11 и головной J-20 совершил первый полёт уже в марте 1923 г. Самолет представлял собой двухместный цельнометаллический низкоплан с гофрированной обшивкой из дюралюминия. Плоскодонные дюралевые поплавки были однореданные, с гладкой обшивкой. Поплавковый вариант имел увеличенный руль направления.

В течение следующих месяцев Юнкерс занимался организацией промышленного завода в Филях, и в ноябре 1922 г. был готов головной J-20 русской постройки, выпуск серии был начат в ноябре. Серийные самолеты получили обозначение Ju-20 (советское обозначение Ю-20). Первые единицы были предоставлены гидроавиаотряду в Ораниенбауме (командир - Б.Г.Чухновский).

***

Чтобы иметь возможность производить эти машины в самой послевоенной Германии, где военное авиастроение в то время было запрещено, Циндель и Мадер перепроектировали Тип 20 в гражданскую машину и в мае 1923 этот вариант был показан на авиашоу в Гетеборге как "тип A". Вскоре после авиашоу Юнкерс предложил больше мощную версию "типа A" - A-20 с мотором BMW IIIa, который мог использоваться как в качестве колёсного самолёта, так и гидроплана (типу A с мотором Mercedes DIIIa не хватало мощности, что-бы оторваться от воды). В Германии A-20 главным образом использовались компаниями Junkers Luftverkehr (позже в составе Lufthansa) для доставки почты - 5 июля 1924 г. А-20 (стр. № 458) вылетел в первый почтовый полет из Берлина до Анкары, а 18 августа 1924 другой A-20 (стр. № 461) использовался для первого ночного почтового полёта от Берлина до Стокгольма. Позже A-20 также использовался DVS (немецкая воздушная школа) как учебный.

А-20 был подогнан под ограничения Антанты на авиационную промышленность Германии, но двигатели Mersedes и БМВ не давали удовлетворяющего уровня мощности. Когда в 1926 г. ограничения были снижены, A-20 был переоснащён более мощными двигателями Junkers L2 и получил обозначение A-25. Был построен лишь один прототип A-25, остальные 4 были переделаны из уже существующих A-20 (их также называют A-20a).

В 1926 подоспел ещё более мощный мотор L5, который стал основным для дальнейшей серийной постройки самолётов, на которых была произведена существенная модификация хвоста. Кроме трёх переделанных (также называют A-20b), на заводе в Дессау было изготовлено 24 или 25 машин, получивших индекс A-35. A-35 также производился с двигателем BMW IV (модификация A-35a или A-20be, 6 единиц).

Начиная с 1926 года на заводе в Филях были собраны 20 экземпляров A-25, при этом они сохраняли старое обозначение Ю-20. Позже некоторые A-20 состоявшие на вооружении советской морской авиации были переоборудованы под стандарт A-35, однако всё равно сохранили старое обозначение Ю-20.

***

В 1925 году Юнкерс передал один из A-20 шведской компании AB Flygindustri в Лимхамне, где на нём был установлен пулемёт в задней кабине. Эта военная версия A-20 обозначалась R-02. Но Юнкерс не смог его продать из-за слишком слабого мотора и в 1926 единственный прототип был оборудован под двигатель L2 и получил немецко-шведский индекс Junkers/AFI R-41. В том же году на AB Flygindustri пулемётом в задней кабине снабдили ещё один А-35 уже с мотором L5. Эта версия обозначалась как Junkers/AFI R-53. Она оказалась более удачной в военном отношении и пошла в серию. Швецией разным странам. Фактически все части для самолётов производились на германском заводе Junkers Flugzeug- und Motorenwerke AG в Дессау, там же производили сборку и модернизацию большинства гражданских машин. Шведский завод AB Flygindustri в Лимхамне собирал R-53 из немецких комплектующих, вооружал и испытывал, после чего поставлял за границу. В СССР самолёты прибывали в разобранном виде без вооружения, собирались и вооружались на заводе в Филях, турецкие машины строились в Германии в Дессау, как гражданские машины, а на заводе Tomtasch в Эшкедире их переделывали в бомбардировщики. 21 военный R-53 и 1 машина в гражданской модификации были поставлены из швеции в Китай. Кроме Германии, СССР, Швеции, Турции и Китая самолёты этого типа встречались в Австрии, Болгарии, Чили и Иране.

В общей сложности между 1923 и 1929 гг. были проданы 178 самолетов всех A20/25/35 серий (*иногда указывается цифра 186, тут явно посчитаны 8 переоборудованных машин как новые). 43 А-20 были построены в Дессау, еще 20 были построены в Филях. 4 A-25 по видимому, были перестроенными A-20. Большинство из 123 (по другим данным 119) А-35 вероятно были построены в Швеции.

Страны, в которых использовался A-20
(флаг - в гражданской авиации, знак - в ВВС, синим выделены страны, в которых они достоверно применялись с поплавковым шасси)


Австрия
  

Болгария
  

Венгрия
  

Германия
  

Китай
  

Персия
  

СССР
  

Турция
  

Финляндия
  

Чили
  

Швейцария
  

Швеция

 

    Junkers A-20 в Германии

В Германии A-20, A-25 и A-35 использовались, в основном, для перевозки почты. В общей сложности немецкую регистрацию получили не менее 64 машин. Известны следующие регистрационные номера: D-356, 360-361, 392, 394, 403-404, 439-443, 510, 574, 592, 599, 704, 707-708, 710, 712-713, 718-721, 738, 748-751, 754, 826, 836, 854, 964, 868, 882, 898, 900, 908, 955-958, 964, 986-987, 989-990, 1010, 1058, 1060, 1108-1109, 1171, 1502, 1592, 1962, 2199, 2241-2242, 2472-2473.

После смены номеров в 1934 году в рееестре числились ещё не менее 12 машин D-IBIT, D-IBUP, D-IBUX, D-IDIK, D-IJIL, D-ILEK, D-IKEP, D-IMOS, D-IMUK, D-IQUL, D-ISYN, D-IXIF.

При объединении немецких перевозчиков в Люфтганзу 6 января 1926 года вошло 10 машины, всего в этой авиакомпании их было не менее 16.

Lufthansa
  приём до 05.1934 с 05.1934 имя тип стр.№ исключение примечания
получены при образовании компании
1 6.01.1926 D-392 D-IBUX Erde A20 353 04.1937 разбился
2 6.01.1926 D-394 --- Mars A20be 457 07.1928 передан DVS
3 6.01.1926 D-404 --- Saturn A20 459 10.1934 разбился у Кёнигсвинтера
4 6.01.1926 D-440 --- Orion A20 461 10.1932 продан в Болгарию
5 6.01.1926 D-443 --- Merkur A20 464 09.1928 разбился
6 6.01.1926 D-592 --- Kassiopeia A20 be 822 02.1930 передан DVS
7 6.01.1926 D-574 D-IBUP Aldebaran A20 be 862 1936 передан RLM
8 6.01.1926 D-599 D-IBIT Betelgeuze A20 be 863 1936 передан RLM
9 6.01.1926 D-704 --- Castor A20 a 865 09.1929 передан RLM
10 6.01.1926 D-712 --- Polux A20 be 866 03.1929 слом (по другим данным передан RLM)
11 02.1929 D-510 --- --- A35 1038 07.1929 передан Lufdienst GmbH
12 02.1929 D-826 --- Wippsteert A35 1038 07.1929 передан Lufdienst GmbH
13 01.1932 D-2199 --- --- A35 b 1094 ? ?
14 04.1932 D-2241 --- --- A35 b 1095 ? ?
15 04.1932 D-2242 --- --- A35 b 1096 ? ?
16 05.1932 D-356 D-IMUK --- A35 886 ? ?
17 06.1932 D-2272 --- --- A35 b 1097 ? ?
18 06.1932 D-2273 --- --- A35 b 1100 ? ?

 

Большинство самолётов германских компаний постоянно использовали колёсное шасси, но были и исключения. Известны, по крайней мере 8 немецких A-20/35, на которые в тот или иной период устанавливались поплавки.

Так поплавковый D-394 (стр № 457) был в 1923 г. доставлен для демонстрации в Швецию, но его не удалось продать и позже он летал на немецких линиях (правда, неизвестно, с каким шасси). Также был оснащён поплавками перелетевший 5 июля 1924 года из Берлина в Анкару D-403 (стр № 458).

Доставленные позже, в 1925 г., усовершенствованные поплавковые D-361 (стр № 456) и D-439 (стр № 460) были удачно проданы шведам.

В феврале 1928 D-510 (стр № 1038), D-826 (стр № 1044) и D-1058 (стр № 1069) были поставлены отряду учебных гидропланов SEVERA. Последний в сентябре разбился, два других в феврале 1929 были переданы Люфтганзе, некоторое время эксплуатировались там в отделе прибрежных полётов, но вскоре были переставлены на колёса.

Гидроплан D-898 (стр № 1055) в 1928 году был поставлен морской метеорологической станции, но вскоре возвращён производителю и после модернизации и установки колёсного шасси был передан учебной организации.

  Junkers A-20 в СССР

В подписанном соглашении между Юнкерсом и правительством СССР русские обязались ежегодно заказывать ему 300 самолетов и 450 авиамоторов. Одновременно ему был передан предварительный заказ на двадцать гидросамолетов-разведчиков и русские Тактико-технические требования на них. До завершения реконструкции завода в Филях и начала работы его заготовительных цехов, на заводе в Дессау были изготовлены детали двух гидросамолетов-прототипов J-20 и отправлены в Москву. На первых порах завод в Филях только собирал заказанные гидросамолеты Ю-20. Первый в 1923 года взлетел с глади Москвы-реки и взял курс на Петроград. Там в Ораниенбауме его ждал командир гидроавиаотряда Чухновский.

В ноябре 1923 г. был готов головной Ю-20 русской постройки, выпуск серии был начат в ноябре. Самолеты использовались на Балтике и на Черном море, несколько машин эксплуатировались непосредственно с кораблей: их с помощью стрелы и лебедки опускали и поднимали с воды на корабль. Ю-20 активно участвовали в военных маневрах 1925-1930 гг. Их бортовые номера, в основном, неизвестны.

Начиная с 1926 года на заводе в Филях были собраны 14 экземпляров A-25, при этом они сохраняли старое обозначение Ю-20. В 1925 г. по предложению конструктора К. А. Виганда на одной из машин, как и в Германии, установили более мощный мотор L-5 в 310 л.с. (стандарт A-35). Позже некоторые другие Ю-20, состоявшие на вооружении советской морской авиации, также были переоборудованы под этот стандарт, однако всё равно сохранили обозначение Ю-20. Они поставлялись в авиашколы Балтийского, Черноморского и Северного флотов, где на них устанавливали поплавки, а в зимних условиях - лыжи. Кроме обучения пилотов они так же использовались в качестве разведывательных, связных и курьерских. Ю-20 использовали на Балтике и Черном море до 1930 года, а на Северном флоте - до 1933 года.

После снятия с вооружения несколько машин передали в ГВФ и Главсевморпуть. В сентябре 1924 г. Б. Г. Чухновский летал на одном из Юнкерсов на Новую Землю, всего было выполнено 11 полетов.

Известен лишь один гражданский регистрационный номер Ю-20 - CCCP-225, полученный организацией "Добролёт" от ВВС и разбившийся в 1930 году.

  Junkers A-20 в Швеции

Первую попытку заинтересовать шведов A20 Юнкерс предпринял в 1924 г., когда отправил в Швецию поплавковую машину (стр. № 457), но в тот раз убедить клиента не удалось.

В 1925 г. Юнкерс послал шведской компании AB Flygindustri в Лимхамне ещё один из A20 (стр. № 456), где на нём был установлен пулемёт в задней кабине. Эта военная версия обозначалась R02. Самолёт получил обозначение S-AAAI, но Юнкерс не смог продать лицензию эту версию, и поэтому в 1926 R02 был оборудован мотором L2 и получил индекс Junkers/AFI R41. Новый самолёт показал несколько лучшие качества, но летал не долго - уже 20 августа 1926 он разбился у Гьедсера.

В 1926 году Юнкерс отправил шведам ещё три самолёта, но теперь - А35 с мотором Л5. На AB Flygindustri они также были снабжены пулемётом в задней кабине и эта версия получила обозначение Junkers/AFI R53. Машины получили регистрацию S-AAAZ, S-AABB и S-AABD, и не смотря, на то, что S-AABB в октябре разбился, два других в декабре были зачислены в имущество AB Flygindustri под номерами S-71 и S-72. Первый с 4 июля по 30 августа 1928 года находился в аренде у финской компании Aero Oy с регистрацией K-SALH, а в феврале 1929 был продан в Китай. Второй в сентябре 1928 забрал Юнкерс и эксплуатировал в Германии.

Шведскую морскую авиацию, которая в то время отдавала предпочтение машинам Хенкеля, R53 так и не заитересовал, но завод AB Flygindustri развернул серийную сборку этих боевых самолётов на экспорт. В 1926 было изготовлено 14 машин для СССР, в 1927 - 11 и в 1929 - 8 для Китая. Кроме того в 1929 Китаю были проданы две машины, построенные в 1927 для испытаний. Фактически все китайские машины были снабжены колёсами, светские были расчитаны на сменное шасси. Последние 7 машин продать не удалось и они ушли в Германию, где Юнкерс их пристроил самостоятельно.

 

  Junkers A-35 в Финляндии с 1926, 1 ед.

В декабре 1926 финские ВВС приобрели в Швеции один A-35. 4 июля 1928 года он был арендован авиакомпанией Aero O/Y, которая до 30 августа использовала самолет для почтовых полетов под гражданским обозначением "K-SALH". В сентябре 1928 самолет был возвращен в Швецию и в конечном итоге оказался в Китае.

Список машин с финской регистрацией:

1. S-71 12.1926 (1066) ВВС, с 07.1928 K-SALH, Aero O/Y, 09.1928 возвращен Швеции.

 

  Junkers A-20 в Швейцарии

Швейцарскую регистарацию получил лишь один А-20 - CH-130, но он оказался самой известной машиной этой серии. На его капоте справа была надпись "Швейцария", слева "Ad Astra", хотя самолёт не эксплуатировался на линиях этой фирмы. Фактически это был совместный проект дальнего перелёта Юнкерса и Миттельхольцера. С 18 декабря 1924 по 2 февраля 1925 от имени Junkers Werke Dessau Вальтер Миттельхольцер с механиком Эрнстом Бисеггером в несколько этапов перелетел на этом двухместном самолете из Цюриххорна до Тегерана. Миттельхольцер описал этот авантюрный полет в своей книге "Persienflug". Позже он был продан Иранским ВВС и эксплуатировался с колёсным шасси. Снимки были сделаны во время испытательных полетов у причала "Ad Astra" на Цюриххорне, после замены шасси на поплавковое.

                           

Известно, что два поплавковых A-20 эксплуатировались в Венгрии: A-20 H-MAIA "Zala" (1925, c 1932 HA-AIA, списан в 1937) и A-35 H-MAJA (1928, c 1932 HA-AJA, списан в 1937).

Австрия в феврале 1930 г. также получила две машины (колёсные А-61 и А-75 компании ÖLAG).


В начале июня 1924 года для рекламного тура в Южной Америке, в Рио-де-Жанейро на корабле были доставлены в разобранном виде семь самолетов: четыре F 13, по одному K 16, T 23 и A 20. Все самолёты имели в комплекте поплавки, но были доставлены на военный аэродром Эль Паломар, где собраны и облётаны в колёсном варианте. 2 декабря один F 13 и один A 20 перелетели над Андами в Чили, где обе машины были проданы чилийским ВВС и служил в эскадрилье бомбардировщиков в составе 1-й смешанной группы в Арике.

Кроме того с 1926 года колёсные A-20 в военном варианте собирались на заводе Tomtasch для ВВС Турции, всего было изготовлено 45 таких машин.


Как сказано выше, китайские ВВС с 1929 года эксплуатировали 22 колёсных K-53.


Так-же по одной б/у-шной колёсной машине получили:

ВВС Персии (в 1925)


и правительство Болгарии (LZ-UNK "Kuma Lisa", в 1932).


 

Регистрационные номера в гражданской и военной авиации:
*светлым фоном выделены те машины, про которые точно известно, что они имели поплавковое шасси
  зав. № сборка тип шасси дата владелец рег. № имя или код соединения примечания
 
1 0331 Junkers FM AG, Дессау J20 попл. 1923 СССР ? ? поплавковый прототип
 
2 0332 Junkers FM AG, Дессау J20 попл. 1923 СССР ? ? поплавковый прототип
 
3 0333 Госавиазавод № 7, Фили, СССР Ю20 попл. 1923 ВМФ СССР ? ?  
 
4 0334 Госавиазавод № 7, Фили, СССР Ю20 попл. 1923 ВМФ СССР ? ?  
 
5 0335 Госавиазавод № 7, Фили, СССР Ю20 попл. 1923 ВМФ СССР ? ?  
 
6 0336 Госавиазавод № 7, Фили, СССР Ю20 попл. 1923 ВМФ СССР ? ?  
 
7 0337 Госавиазавод № 7, Фили, СССР Ю20 попл. 1923 ВМФ СССР ? ?  
 
8 0338 Госавиазавод № 7, Фили, СССР Ю20 попл. 1923 ВМФ СССР ? ?  
 
9 0339 Госавиазавод № 7, Фили, СССР Ю20 попл. 1923 ВМФ СССР ? ?  
 
10 0340 Госавиазавод № 7, Фили, СССР Ю20 попл. 1923 ВМФ СССР ? ?  
 
11 0341 Госавиазавод № 7, Фили, СССР Ю20 попл. 1923 ВМФ СССР ? ?  
 
12 0342 Госавиазавод № 7, Фили, СССР Ю20 попл. 1923 ВМФ СССР ? ?  
 
13 0343 Госавиазавод № 7, Фили, СССР Ю20 попл. 1923 ВМФ СССР ? ?  
 
14 0344 Госавиазавод № 7, Фили, СССР Ю20 попл. 1923 ВМФ СССР ? ?  
 
15 0345 Госавиазавод № 7, Фили, СССР Ю20 попл. 1923 ВМФ СССР ? ?  
 
16 0346 Госавиазавод № 7, Фили, СССР Ю20 попл. 1923 ВМФ СССР ? ?  
 
17 0347 Госавиазавод № 7, Фили, СССР Ю20 попл. 1923 ВМФ СССР ? ?  
 
18 0348 Госавиазавод № 7, Фили, СССР Ю20 попл. 1923 ВМФ СССР ? ? 51-й авиаотряд
 
19 0349 Госавиазавод № 7, Фили, СССР Ю20 попл. 1923 ВМФ СССР ? ?  
 
20 0350 Госавиазавод № 7, Фили, СССР Ю20 попл. 1923 ВМФ СССР ? ?  
 
21 0351 Госавиазавод № 7, Фили, СССР Ю20 попл. 1923 ВМФ СССР ? ?  
 
22 0352 Госавиазавод № 7, Фили, СССР Ю20 попл. 1923 ВМФ СССР ? ?  
 
23 0353 Junkers FM AG, Дессау A20feL кол. 1923 Junkers LV AG D-392 Erde  
1926 Lufthansa  
1934 D-IBUX 04.1937 разбился
 
 
 
24 0454 Junkers FM AG, Дессау A20   1923 ? ? ? ? нет данных
 
25 0455 Junkers FM AG, Дессау A20   1924 Junkers LV AG D-360 Venus  
 
26 0456 Junkers FM AG, Дессау A20   1923 Junkers LV AG D-361 Sirius  
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция R02   05.1925 AB Goteborgs Luftdroskor, Швеция S-AAAI ---  
R41 1926 20.08.1926 разбился у Гьедсера.
 
27 0457 Junkers FM AG, Дессау A20 be W попл. 1923 Junkers LV AG --- --- = поплавковый A-35a
1924 AB Goteborgs Luftdroskor, Швеция --- --- не принят
1924 Junkers LV AG D-394 Mars  
1926 Lufthansa  
07.1928 DVS 03.1929 слом
 
28 0458 Junkers FM AG, Дессау A20 W   1924 Junkers LV AG D-403 --- 5.07.1924 полёт Берлин-Анкара
 
29 0459 Junkers FM AG, Дессау A20   1924 Junkers LV AG D-404 Saturn  
1926 Lufthansa 10.1934 разбился у Кёнигсвинтера
 
30 0460 Junkers FM AG, Дессау A20   1923 Junkers LV AG D-439 Jupiter  
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция   05.1925 AB Goteborgs Luftdroskor, Швеция S-AAAH --- 31.12.1926 списан.
 
31 0461 Junkers FM AG, Дессау A20 L кол. 1924 Junkers LVAG D-440 Orion 18.08.1924 первый ночной почтовый рейс Берлин-Стокгольм
1926 Lufthansa  
10.1932 правительство Болгарии LZ-UNK Kuma Lisa  
 
32 0462 Junkers FM AG, Дессау A20   1924 Junkers LV AG D-441 Uranus  
A25 1925  
 
33 0463 Junkers FM AG, Дессау A20   1924 Junkers LV AG D-442 Mond  
A25 1925  
 
34 0464 Junkers FM AG, Дессау A20   1924 Junkers LV AG D-443 Merkur  
1926 Lufthansa 09.1928 разбился
 
 
 
35 0821 Junkers FM AG, Дессау A20   1924 Junkers ? ? испытания
сменн. 11.1924 Mittelholzer, Швейцария CH-130 ? 18.12.1924 - 2.2.1925 перелёт Цюрих - Тегеран
кол. 1925 ВВС Персии ? ?  
 
36 0822 Junkers FM AG, Дессау A20 be   1923 Junkers LV AG D-592 Kassiopeia = A35a
1926 Lufthansa  
02.1930 DVS  
08.1932 Служба безопасности полётов  
1934 D-ISYN  
1936 RLM 04.1936 слом
 
 
 
37 0862 Junkers FM AG, Дессау A20 be кол. 1924 Junkers LV AG D-574 Aldebaran = A35a
1926 Lufthansa  
1934 D-IBUP  
1936 RLM 07.1936 слом
 
38 0863 Junkers FM AG, Дессау A20 be   1923 Junkers LV AG D-599 Betelgeuze = A35a
1926 Lufthansa  
1927 Berliner Lokalanzeiger для доставки газет, 08.1927 совершил аварийную посадку в Гамбурге
1927 Lufthansa  
1934 D-IBIT  
1936 RLM 10.1936 слом
 
39 0864 Junkers FM AG, Дессау A20   1924 Junkers D-713 ?  
04.1926 DVL  
01.1930 RDL в Штаакене
09.1930 DLF 03.1934 списан
 
40 0865 Junkers FM AG, Дессау A20 a   1924 Junkers LV AG D-704 Castor  
1926 Lufthansa  
09.1929 RLM Служба Безопасности Полётов
1934 D-ILEK  
 
41 0866 Junkers FM AG, Дессау A20 be   1924 Junkers LV AG D-712 Polux = A35a
1926 Lufthansa 03.1929 слом (по другим данным передан RLM)
 
42 0867 Junkers FM AG, Дессау A20   1924 Junkers LV AG D-707 ---  
A25 1925  
 
43 0868 Junkers FM AG, Дессау A20   1924 Junkers D-708 ---  
02.1928 DVL  
07.1929 DVS  
02.1933 RLM Служба Безопасности Полётов
 
44 0869 Junkers FM AG, Дессау A20   1924 Junkers D-718 ---  
 
45 0870 Junkers FM AG, Дессау A20 кол. 1924 Junkers D-754 ---  
193? Preuss. Aeron. Obs.  
1932 Vereinigt. Staatl. Lehranstalten экспериментальный
 
46 0871 Junkers FM AG, Дессау A20   1924 Junkers LV AG D-710 ---  
A25 1925  
 
47 0872 Junkers FM AG, Дессау A20   1924 Junkers D-721 ---  
 
48 0873 Junkers FM AG, Дессау A20   1924 Junkers LV AG D-719 ---  
? RDL Экспериментальный дивизион в Штаакене
 
49 0874 Junkers FM AG, Дессау A20 кол. 1924 Junkers LV AG D-720 ---  
03.1926 DVL  
03.1930 RDL 07.1933 списан
 
50 0875 Junkers FM AG, Дессау A20   ? Junkers LV AG D-738 ---  
? DVS 04.1931 слом
 
51 0876 Junkers FM AG, Дессау A20   ? Junkers LV AG D-748 ---  
? DVS 04.1931 слом
 
52 0877 Junkers FM AG, Дессау A20   ? Junkers LV AG D-749 ---  
? DVS 04.1931 слом
 
53 0878 Junkers FM AG, Дессау A20 кол. ? Junkers LV AG D-750 ---  
1925 RDL в Штаакене
? ВВС Германии, в Липецке (СССР) ? эксперементальный, 08.1931 разбился
 
54 0879 Junkers FM AG, Дессау A20   ? Junkers LV AG D-751 ---  
? DVS  
1932 Kyffhäuser Technikum учебный стенд, 11.1936 слом
 
55 0880 Junkers FM AG, Дессау A20   ? ? ? ? ?  
 
56 0881 Junkers FM AG, Дессау A20   ? ? ? ? ?  
 
57 0882 Junkers FM AG, Дессау A20   ? ? ? ? ?  
 
58 0883 Junkers FM AG, Дессау A20   ? ? ? ? ?  
 
59 0884 Junkers FM AG, Дессау A20   ? ? ? ? ?  
 
60 0885 Junkers FM AG, Дессау A20   ? ? ? ? ?  
 
61 0886 Junkers FM AG, Дессау A35 кол. ? Junkers LV AG D-356 ---  
05.1928 DVL  
05.1932 Lufthansa  
1934 D-IMUK  
 
62 0887 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция R53   1926 СССР ? ---  
 
63 0888 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция R53   1926 СССР ? ---  
 
64 0889 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция R53   1926 СССР ? ---  
 
65 0890 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция R53   1926 СССР ? ---  
 
66 0891 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция R53   1926 СССР ? ---  
 
67 0892 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция R53   1926 СССР ? ---  
 
68 0893 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция R53   1926 СССР ? ---  
 
69 0894 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция R53   1926 СССР ? ---  
 
70 0895 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция R53   1926 СССР ? ---  
 
71 0896 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция R53   1926 СССР ? ---  
 
72 0897 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция R53   1926 СССР ? ---  
 
73 0898 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция R53   1926 СССР ? ---  
 
74 0899 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция R53   1926 СССР ? ---  
 
75 0900 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция R53   1926 СССР ? ---  
 
 
 
76 1000 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. 1926 ВВС Турции ? ?  
 
77 1001 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. 1926 ВВС Турции ? ?  
 
78 1002 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. 1926 ВВС Турции ? ?  
 
79 1003 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. 1926 ВВС Турции ? ?  
 
80 1004 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. 1926 ВВС Турции ? ?  
 
81 1005 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. 1926 ВВС Турции ? ?  
 
82 1006 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. 1926 ВВС Турции ? ?  
 
83 1007 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. 1926 ВВС Турции ? ?  
 
84 1008 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. 1926 ВВС Турции ? ?  
 
85 1009 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. 1926 ВВС Турции ? ?  
 
86 1010 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. 1926 ВВС Турции ? ?  
 
87 1011 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. 1926 ВВС Турции ? ?  
 
88 1012 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция R53 кол. 03.1926 AB Flygindustri, Швеция S-AAAZ --- демонстрационный
12.1926 S-72  
09.1928 Junkers D-1502  
10.1933 Lufthansa  
 
89 1013 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. ? ВВС Турции ? ?  
 
90 1014 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. ? ВВС Турции ? ?  
 
91 1015 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. ? ВВС Турции ? ?  
 
92 1016 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. ? ВВС Турции ? ?  
 
93 1017 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. ? ВВС Турции ? ?  
 
94 1018 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. ? ВВС Турции ? ?  
 
95 1019 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. ? ВВС Турции ? ?  
 
96 1020 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. ? ВВС Турции ? ?  
 
97 1021 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. ? ВВС Турции ? ?  
 
98 1022 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. ? ВВС Турции ? ?  
 
99 1023 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. ? ВВС Турции ? ?  
 
100 1024 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. ? ВВС Турции ? ?  
 
101 1025 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. ? ВВС Турции ? ?  
 
102 1026 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. ? ВВС Турции ? ?  
 
103 1027 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. ? ВВС Турции ? ?  
 
104 1028 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. ? ВВС Турции ? ?  
 
105 1029 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. ? ВВС Турции ? ?  
 
106 1030 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. ? ВВС Турции ? ?  
 
107 1031 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. ? ВВС Турции ? ?  
 
108 1032 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. ? ВВС Турции ? ?  
 
109 1033 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. ? ВВС Турции ? ?  
 
110 1034 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. ? ВВС Турции ? ?  
 
111 1035 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. ? ВВС Турции ? ?  
 
112 1036 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. ? ВВС Турции ? ?  
 
113 1037 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. ? ВВС Турции ? ?  
 
114 1038 Junkers FM AG, Дессау A20 попл. ? Junkers D-510 ?  
02.1928 SEVERA  
A35 07.1928  
02.1929 Lufthansa Отделение прибрежных полётов
07.1929 Lufdienst GmbH  
04.1933 DVS  
 
115 1039 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. ? ВВС Турции ? ?  
 
116 1040 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. ? ВВС Турции ? ?  
 
117 1041 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. ? ВВС Турции ? ?  
 
118 1042 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. ? ВВС Турции ? ?  
 
119 1043 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. ? ВВС Турции ? ?  
 
120 1044 Junkers FM AG, Дессау A20 попл. ? Junkers D-826 Wippsteert  
02.1928 SEVERA  
A35 07.1928  
02.1929 Lufthansa Отделение прибрежных полётов
07.1929 Lufdienst GmbH  
12.1929 DVL  
04.1931 Lufdienst GmbH  
 
121 1045 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. ? ВВС Турции ? ?  
 
122 1046 Junkers FM AG, Дессау A20   ? Junkers D-955 ---  
02.1928 DVS  
1932 DVL  
 
123 1047 Junkers FM AG, Дессау A20   ? Junkers D-956 ---  
02.1928 DVS 04.1928 разбился
 
124 1048 Junkers FM AG, Дессау A20   ? Junkers D-957 ---  
02.1928 DVL 05.1932 выведен из эксплуатации
 
125 1049 Junkers FM AG, Дессау A20 кол. ? Junkers D-958 ---  
02.1928 DVS 08.1931 слом
 
126 1050 Junkers FM AG, Дессау A20   ? Junkers LV AG D-908 ---  
02.1930 ÖLAG, Австрия A-61  
 
127 1051 Junkers FM AG, Дессау A20   ? Junkers D-854 ---  
 
128 1052 Junkers FM AG, Дессау A20 be кол. ? Junkers D-868 ---  
02.1928 DVL  
A35 03.1929 01.1931 слом
 
129 1053 Junkers FM AG, Дессау A20   ? Junkers D-900 ---  
? RRG  
09.1929 DVS  
08.1933 RLM Служба безопасности полётов
1934 D-IXIF  
 
130 1054 Junkers FM AG, Дессау A20   ? Junkers D-882 ---  
02.1928 DVS 06.1930 слом
 
131 1055 Junkers FM AG, Дессау A20   ? Junkers D-898 ---  
? Deutsche Seewarte морская метеорологическая станция
A35   07.1928 DVS  
04.1932 RLM служба безопасности полётов
 
132 1056 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция R53 сменн. 06.1926 AB Flygindustri, Швеция S-AABB --- демонстрационный, 10.1926 разбился
 
133 1057 Tomtasch, Эшкедир, Турция A25/R53 кол. ? ВВС Турции ? ?  
 
134 1058 Junkers FM AG, Дессау A35 кол. ? Junkers D-964 --- испытания мотора Junkers L8, 03.1932 выведен из эксплуатации
 
135 1059 Junkers FM AG, Дессау A35   ? Junkers D-987 ---  
09.1926 DVL с 1928 в Липецке, Госслужба обеспечения безопасности полётов
07.1930 RDL в экспериментальном соединении в Штаакене
06.1933 DVS Служба безопасности полётов, до 02.1934
 
136   1060 A35   ? ? ? ? ?  
 
137 1061 Junkers FM AG, Дессау A35   ? Junkers D-990 ---  
? DVL  
11.1929 DVS 05.1930 разрушен
 
138 1062 Junkers FM AG, Дессау A35   ? Junkers D-989 ---  
? DVS  
04.1932 RDL Служба безопасности полётов, в 1934 разрушен
 
139 1063 Junkers FM AG, Дессау A35   ? Junkers D-986 ---  
? DVL  
07.1930 DVS 09.1930 разрушен
 
140 1064 Junkers FM AG, Дессау A35   ? Junkers D-1010 ---  
? DVL 05.1932 списан
 
141   1065 A35   ? ? ? ? ?  
 
142 1066 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция A35 попл. 11.1926 AB Flygindustri, Швеция S-AABD ?  
12.1926 ВВС Финляндии S-71 ?  
07.1928 Aero O/Y, Финляндия K-SALH ? в аренде до 09.1928
K53   02.1929 ВВС Китайской республики ? ?  
 
143 1067 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция A35   ? ?, Швеция ? ?  
K53   02.1929 ВВС Китайской республики ? ?  
 
144 1068 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция A35   ? ?, Швеция ? ?  
K53   02.1929 ВВС Китайской республики ? ? 05.1929 разбился
 
145 1069 Junkers FM AG, Дессау A35   ? Junkers D-1058 ?  
? SEVERA 09.1928 разбился
 
146 1070 Junkers FM AG, Дессау A35   ? Junkers D-1060 Silvanus  
? DVL  
 
147 1071 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция K53   06.1927 ВВС Китайской республики ? ?  
 
148 1072 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция K53   06.1927 ВВС Китайской республики ? ?  
 
149 1073 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция K53   06.1927 ВВС Китайской республики ? ?  
 
150 1074 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция K53   06.1927 ВВС Китайской республики ? ?  
 
151 1075 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция K53   06.1927 ВВС Китайской республики ? ?  
 
152 1076 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция K53   06.1927 ВВС Китайской республики ? ?  
 
153 1077 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция K53   06.1927 ВВС Китайской республики ? ?  
 
154 1078 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция K53   06.1927 ВВС Китайской республики ? ?  
 
155 1079 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция K53   06.1927 ВВС Китайской республики ? ?  
 
156 1080 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция K53   06.1927 ВВС Китайской республики ? ?  
 
157 1081 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция K53   06.1927 ВВС Китайской республики ? ?  
 
158 1082 Junkers FM AG, Дессау A35   ? Junkers D-836 ---  
 
159 1083 Junkers FM AG, Дессау A35   ? Junkers D-1108 ---  
? DVL  
 
160 1084 Junkers FM AG, Дессау A35   ? Junkers D-1109 ---  
01.1928 DVL  
02.1934 RDL Служба безопасности полётов
08.1934 DLV Рекламное отделение
 
161 1085 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция K53   05.1928 ВВС Китайской республики ? ?  
 
162 1086 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция K53   03.1929 ВВС Китайской республики ? ?  
 
163 1087 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция K53   02.1929 ВВС Китайской республики ? ?  
 
164 1088 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция K53   02.1929 ВВС Китайской республики ? ?  
 
165 1089 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция K53   02.1929 ВВС Китайской республики ? ?  
 
166 1090 ? A35 кол. ? Junkers D-1171 ---  
 
167 1091 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция K53b   02.1929 ВВС Китайской республики ? ?  
 
168 1092 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция K53b   02.1929 ВВС Китайской республики ? ?  
 
169 1093 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция K53b   02.1929 ВВС Китайской республики ? ?  
 
170 1094 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция A35 b   1929 AB Flygindustri, Швеция ? ?  
11.1931 Воздушная полиция, Германия D-2199 ?  
01.1932 Lufthansa  
 
171 1095 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция A35 b   1929 AB Flygindustri, Швеция ? ?  
03.1932 Воздушная полиция, Германия D-2241 ?  
04.1932 Lufthansa  
 
172 1096 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция A35 b   1929 AB Flygindustri, Швеция ? ?  
03.1932 Воздушная полиция, Германия D-2242 ?  
04.1932 Lufthansa  
 
173 1097 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция A35 b   1929 AB Flygindustri, Швеция ? ?  
03.1932 Воздушная полиция, Германия D-2472 ?  
06.1932 Lufthansa  
 
174 1098 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция A35 b   12.1929 Junkers LV AG D-1592 ---  
01.1930 ÖLAG, Австрия A-75 неофициально в австрийских ВВС
06.1935 OE-FAJ вероятно, не использовался
06.1935 ВВС Австрии 29  
03.1938 нац.-соц. аэроклуб Австрии  
 
175 1099 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция A35 b   11.1930 DVL D-1962 ---  
 
176 1100 AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция A35 b   1930 AB Flygindustri, Швеция ? ?  
03.1932 Воздушная полиция, Германия D-2473 ---  
06.1932 Lufthansa  
 
 
+ машины, заводские номера которых не установлены
 
 
. . . A20   05.1934 DVL D-IJIL ?  
 
. . . A35   09.1934 DVL D-IMOS ?  
 
. . . A35   . . D-IDIK ?  
 
. . . A35   . . D-IKEP ?  
 
. . . A35   . . D-IQUL ?  
 
 
. . . A20   12.1925 ВВС Чили J-7 ?  
 
 
. . . A20 попл. 1925 Венгрия H-MAIA Zala  
1932 HA-AIA списан в 1937
 
. . . A20 попл. 1928 Венгрия H-MAJA ?  
1932 HA-AJA списан в 1937
 
 
. . . Ю20   1930 Добролёт, CCCP CCCP-225 ?  
 

 

Дальнейшим развитием машины стала линия A-32, A-48 и A-50. Из них только последний тип пошёл в серию и выпускался со сменным поплавково-колёсным шасси.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 A.Alexandrov, G.Perov. Die deutschen flugzeuge in russischen und sovietischen Diensten 1914-1951
на русском
2 Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
3 Г.Ф. Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999
+
The Hugo Junkers Homepage by Horst Zoeller (www.hugojunkers.bplaced.net)
Hugo Junkers - Ein Leben für die Technik (www.junkers.de)
Golden Years of Aviation - Registrations By Country (www.airhistory.org.uk/gy/reg_indexc.html)
и некоторые другие материалы с интернет-форумов, энциклопедий и т.д.

последнее обновление: 10.01.2020

 




 

 
Обозначение гражданской авиации Веймарской республики 1923-1935 гг.
Гражданский флаг Германии в 1935-1945 гг.
Флаги и обозначения авиации 10 других стран.
Junkers A-20
S-71
Junkers A-20
A-20 Миттельхольцера в Пирее, Греция.
Junkers A-20
A-20 Миттельхольцера в Марина-де-Пиза, Италия.
Junkers A-20
Венгерский A-35
Junkers A-20
A-20 Миттельхольцера в Персии, февраль 1925 г.
Junkers A-20
A-20 Миттельхольцера на испытаниях, ноябрь 1924 г.
Junkers A-20
A-20 Миттельхольцера на испытаниях, ноябрь 1924 г.
Junkers A-20
A-20 Миттельхольцера на испытаниях, ноябрь 1924 г.
Junkers A-20
A-20 Миттельхольцера на испытаниях, ноябрь 1924 г.
Junkers A-20
A-20 Миттельхольцера на испытаниях, ноябрь 1924 г.
Junkers A-20
A-20 Миттельхольцера на испытаниях, ноябрь 1924 г.
Junkers A-20
A-20 Миттельхольцера на испытаниях, ноябрь 1924 г.
Junkers A-20
A-20 Миттельхольцера на испытаниях, ноябрь 1924 г.
Junkers A-20
A-20 Миттельхольцера на испытаниях, ноябрь 1924 г.
Junkers A-20
A-20 Миттельхольцера на испытаниях, ноябрь 1924 г.
Junkers A-20
A-20 Миттельхольцера на испытаниях, ноябрь 1924 г.
Junkers A-20
Миттельхольцер у своего A-20.
Junkers A-35
Шведский A-35.
Junkers A-35
Шведский A-35.
Junkers A-20
Шведский A-20.
Junkers A-20
Шведский A-20.
Junkers A-25
Junkers A-25
Junkers A-25
Junkers A-25
Junkers A-25
Junkers A-25
Junkers A-20
Junkers A-20, толкнувшийся с лодкой на авиашоу в Гётеборге, 1923.
Junkers A-20
Junkers A-20
Junkers A-20
Кабина пилота Junkers A-20.
Junkers A-20
Советский Junkers Ю-20
Junkers A-200
Советский Junkers Ю-20
Junkers A-20
Советский Junkers Ю-20
Junkers A-20
Советский Junkers Ю-20
Junkers A-20
Советский Junkers Ю-20
Junkers A-20
Прототип Junkers J-20 в Филях.
Junkers A-20
Junkers A-20 в колёсном варианте
Junkers J-20
Junkers J-20 для ВМФ СССР.
Junkers A-20
Junkers A-20 - гражданский вариант
Junkers J-20
Junkers J-20 - военный вариант