Почтовый гидросамолёт, а также разведчик - лёгкий бомбардировщик (Wasserflugzeug)
Junkers A-20 / A-25 / A-35
Германия, 1923-1930 гг., в Германии на поплавках не менее 8 ед., большинство - временно (проект Циндель/Мадер, всего до 176 ед. в колёсном, лыжном и поплавковом вариантах или со сменным шасси, большинство за границей, в том числе в военном варианте.
*
A-20
*
J-20
*
A-25
*
A-35
+
Ю-20
*
R-02
*
R-41
*
R-53
*
K-53
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
модификация
дата
количество
примечания
Junkers FM AG, Дессау
J-20
1923
2
гидроплан-разведчик для СССР
A-20 feL (Type A)
1923
1
прототип гражданского варианта J-20
A-20 (L, W)
1923-1928
42
гражданская версия J-20 с моторами Mercedes IIIa или BMW IIIa, из них 8 позже переоборудованы в другие типы
A-25 (A-20a)
1924-1925
1+4
версия A-20 с мотором Junkers L2 (1 новый A-25 + 4 перестроенные A-20a)
A-35 (A-20b)
1926-1928
18+3
с мотором Junkers L5, большинство новые + 3 перестроенные из A-20
A-35a (A-20be)
1924
6
с мотором BMW IV
A-35b (A-20b)
1929-1930
7
аналоги A-35, но собранные в Швеции
лицензионные
Ю-20
Фили, СССР
20
гидроплан-разведчик, построенный в подмосковных Филях в СССР
R-02
1925
+1
военный A-20, перестроенный из гражданского на заводе AB Flygindustri в Шведском Лимхамне
R-41
1926
R-02, перестроенный на заводе AB Flygindustri в Шведском Лимхамне под мотор Junkers L2 (стандарт A-25)
R-53
1926
2
демонстрационный образец военного варианта A-35, перестроенный на заводе AB Flygindustri в Шведском Лимхамне
1926
14
серийный военный вариант A-35 для СССР, собирался в подмосковных Филях
1926-1927
44
серийный военный вариант A-35 для Турции, собирался на заводе Tomtasch в Эшкедире (все колёсные)
K-53
1929-1930
20+2
серийный военный вариант A-35 для Китая, собирался на заводе AB Flygindustri в Шведском Лимхамне (все колёсные, 1 в гражд. варианте)
варианты
-l
.
.
колёсные
-w
.
.
поплавковые
-a
.
.
с мотором Junkers L2 (230 л.с.)
-b
.
.
с мотором Junkers L5 (310 л.с.)
-be
.
.
с мотором BMW IV (250 л.с.)
***фактически все части самолётов производились на германском заводе Junkers Flugzeug- und Motorenwerke, AG в Дессау, там же производили сборку и модернизацию большинства гражданских машин. Шведский завод AB Flygindustri в Лимхамне собирал из немецких комплектующих и модернизировал в основном военные версии, в том числе для Китая и СССР. В СССР самолёты прибывали в разобранном виде без вооружения, собирались и вооружались на концессионном заводе в Филях. Турецкие самолёты строились в Германии в Дессау, как гражданские машины, а на заводе Tomtasch в Эшкедире их переделывали в бомбардировщики.
ТТХ
A-20L
A-20W
A-25
A-35a
A-35be
A-35W
Ю-20
K-53L
K-53W
Масса
пустого
0,97 т
1,06 т
.
1,10 т
1,11 т
1,20 т
1,06 т
1,05 т
1,16 т
взлётная
1,5 т
1,6 т
1,6 т
1,6 т
1,6 т
1,6 т
1,6 т
1,7 т
1,7 т
Размерения
длина
8,30 м
9,25 м
8,35 м
8,22 м
8,22 м
?
8,30 м
8,22 м
9,20 м
размах крыла
15,34 м
15,34 м
15,34 м
15,94 м
15,94 м
15,94 м
15,34 м
15,94 м
15,94 м
площадь крыла
28,10 м²
28,10 м²
28,50 м²
29,76 м²
29,76 м²
29,76 м²
28,10 м²
29,76 м²
29,76 м²
высота
2,40 м
2,95 м
3,05 м
3,50 м
3,50 м
3,50 м
2,40 м
?
?
Энергетическая установка
состав и тип
1 тянущий двухлопастный пропеллер, 1 мотор
Mercedes DIIIa - 159 л.с.
BMW IIIa - 185 л.с.
Junkers L2 - 263 л.с.
Junkers L5 - 297 л.с.
Junkers L5 - 297 л.с.
BMW IV - 317 л.с.
Mercedes DIIIa - 159 л.с.
Junkers L5 - 297 л.с.
Junkers L5 - 297 л.с.
Скорость
максимальная
150 км/ч
170 км/ч
190 км/ч
206 км/ч
206 км/ч
?
170 км/ч
200 км/ч
180 км/ч
крейсерская
158 км/ч
152 км/ч
170 км/ч
?
185 км/ч
?
?
?
?
Практический потолок
5200 м (A-20W)
Скороподъёмность
? м/мин
Дальность полёта
1000 км
900 км
?
?
580 км
?
800 км
825 км
600 км
Экипаж
2 чел.
Дополнительные данные
конструкция
цельнометаллический фюзеляжный моноплан, 2 больших поплавка
управление
элероны на крыльях, 2 руля высоты и 1 руль направления на оперении
ВООРУЖЕНИЕ
A-20, A-25, A-35
J-20, Ю-20, Ю-35, R-02, R-41, R-53, K-53
отсутствовало
один 7.62-мм пулёмет (K-53 мог брать бомбы)
В 1922 году Гуго Юнкерс подписал с советским правительством контракт на совместное строительство авиационного завода в Филях. Юнкерс был ответственным за установку промышленного оборудования, а также за проекты нескольких авиационных типов, которые требовались Советским Военно-Воздушным Силам. Первым самолётом, который нужно было разработать для Советских вооружённых сил, был разведывательный гидроплан, для которого Советское правительство выдало заказ на 20 машин. Был специально разработан поплавковый самолет-разведчик, получивший заводское обозначение J-20 или Type 20. Циндель и Мадер решили базировать новый проект непосредственно на проекте гидроплана Юнкерса 1918 г. J-11 и головной J-20 совершил первый полёт уже в марте 1923 г. Самолет представлял собой двухместный цельнометаллический низкоплан с гофрированной обшивкой из дюралюминия. Плоскодонные дюралевые поплавки были однореданные, с гладкой обшивкой. Поплавковый вариант имел увеличенный руль направления.
В течение следующих месяцев Юнкерс занимался организацией промышленного завода в Филях, и в ноябре 1922 г. был готов головной J-20 русской постройки, выпуск серии был начат в ноябре. Серийные самолеты получили обозначение Ju-20 (советское обозначение Ю-20). Первые единицы были предоставлены гидроавиаотряду в Ораниенбауме (командир - Б.Г.Чухновский).
***
Чтобы иметь возможность производить эти машины в самой послевоенной Германии, где военное авиастроение в то время было запрещено, Циндель и Мадер перепроектировали Тип 20 в гражданскую машину и в мае 1923 этот вариант был показан на авиашоу в Гетеборге как "тип A". Вскоре после авиашоу Юнкерс предложил больше мощную версию "типа A" - A-20 с мотором BMW IIIa, который мог использоваться как в качестве колёсного самолёта, так и гидроплана (типу A с мотором Mercedes DIIIa не хватало мощности, что-бы оторваться от воды). В Германии A-20 главным образом использовались компаниями Junkers Luftverkehr (позже в составе Lufthansa) для доставки почты - 5 июля 1924 г. А-20 (стр. № 458) вылетел в первый почтовый полет из Берлина до Анкары, а 18 августа 1924 другой A-20 (стр. № 461) использовался для первого ночного почтового полёта от Берлина до Стокгольма. Позже A-20 также использовался DVS (немецкая воздушная школа) как учебный.
А-20 был подогнан под ограничения Антанты на авиационную промышленность Германии, но двигатели Mersedes и БМВ не давали удовлетворяющего уровня мощности. Когда в 1926 г. ограничения были снижены, A-20 был переоснащён более мощными двигателями Junkers L2 и получил обозначение A-25. Был построен лишь один прототип A-25, остальные 4 были переделаны из уже существующих A-20 (их также называют A-20a).
В 1926 подоспел ещё более мощный мотор L5, который стал основным для дальнейшей серийной постройки самолётов, на которых была произведена существенная модификация хвоста. Кроме трёх переделанных (также называют A-20b), на заводе в Дессау было изготовлено 24 или 25 машин, получивших индекс A-35. A-35 также производился с двигателем BMW IV (модификация A-35a или A-20be, 6 единиц).
Начиная с 1926 года на заводе в Филях были собраны 20 экземпляров A-25, при этом они сохраняли старое обозначение Ю-20. Позже некоторые A-20 состоявшие на вооружении советской морской авиации были переоборудованы под стандарт A-35, однако всё равно сохранили старое обозначение Ю-20.
***
В 1925 году Юнкерс передал один из A-20 шведской компании AB Flygindustri в Лимхамне, где на нём был установлен пулемёт в задней кабине. Эта военная версия A-20 обозначалась R-02. Но Юнкерс не смог его продать из-за слишком слабого мотора и в 1926 единственный прототип был оборудован под двигатель L2 и получил немецко-шведский индекс Junkers/AFI R-41. В том же году на AB Flygindustri пулемётом в задней кабине снабдили ещё один А-35 уже с мотором L5. Эта версия обозначалась как Junkers/AFI R-53. Она оказалась более удачной в военном отношении и пошла в серию. Швецией разным странам. Фактически все части для самолётов производились на германском заводе Junkers Flugzeug- und Motorenwerke AG в Дессау, там же производили сборку и модернизацию большинства гражданских машин. Шведский завод AB Flygindustri в Лимхамне собирал R-53 из немецких комплектующих, вооружал и испытывал, после чего поставлял за границу. В СССР самолёты прибывали в разобранном виде без вооружения, собирались и вооружались на заводе в Филях, турецкие машины строились в Германии в Дессау, как гражданские машины, а на заводе Tomtasch в Эшкедире их переделывали в бомбардировщики. 21 военный R-53 и 1 машина в гражданской модификации были поставлены из швеции в Китай. Кроме Германии, СССР, Швеции, Турции и Китая самолёты этого типа встречались в Австрии, Болгарии, Чили и Иране.
В общей сложности между 1923 и 1929 гг. были проданы 178 самолетов всех A20/25/35 серий (*иногда указывается цифра 186, тут явно посчитаны 8 переоборудованных машин как новые). 43 А-20 были построены в Дессау, еще 20 были построены в Филях. 4 A-25 по видимому, были перестроенными A-20. Большинство из 123 (по другим данным 119) А-35 вероятно были построены в Швеции.
Страны, в которых использовался A-20(флаг - в гражданской авиации, знак - в ВВС, синим выделены страны, в которых они достоверно применялись с поплавковым шасси)
В Германии A-20, A-25 и A-35 использовались, в основном, для перевозки почты. В общей сложности немецкую регистрацию получили не менее 64 машин. Известны следующие регистрационные номера: D-356, 360-361, 392, 394, 403-404, 439-443, 510, 574, 592, 599, 704, 707-708, 710, 712-713, 718-721, 738, 748-751, 754, 826, 836, 854, 964, 868, 882, 898, 900, 908, 955-958, 964, 986-987, 989-990, 1010, 1058, 1060, 1108-1109, 1171, 1502, 1592, 1962, 2199, 2241-2242, 2472-2473.
После смены номеров в 1934 году в рееестре числились ещё не менее 12 машин D-IBIT, D-IBUP, D-IBUX, D-IDIK, D-IJIL, D-ILEK, D-IKEP, D-IMOS, D-IMUK, D-IQUL, D-ISYN, D-IXIF.
При объединении немецких перевозчиков в Люфтганзу 6 января 1926 года вошло 10 машины, всего в этой авиакомпании их было не менее 16.
Lufthansa
приём
до 05.1934
с 05.1934
имя
тип
стр.№
исключение
примечания
получены при образовании компании
1
6.01.1926
D-392
D-IBUX
Erde
A20
353
04.1937
разбился
2
6.01.1926
D-394
---
Mars
A20be
457
07.1928
передан DVS
3
6.01.1926
D-404
---
Saturn
A20
459
10.1934
разбился у Кёнигсвинтера
4
6.01.1926
D-440
---
Orion
A20
461
10.1932
продан в Болгарию
5
6.01.1926
D-443
---
Merkur
A20
464
09.1928
разбился
6
6.01.1926
D-592
---
Kassiopeia
A20 be
822
02.1930
передан DVS
7
6.01.1926
D-574
D-IBUP
Aldebaran
A20 be
862
1936
передан RLM
8
6.01.1926
D-599
D-IBIT
Betelgeuze
A20 be
863
1936
передан RLM
9
6.01.1926
D-704
---
Castor
A20 a
865
09.1929
передан RLM
10
6.01.1926
D-712
---
Polux
A20 be
866
03.1929
слом (по другим данным передан RLM)
11
02.1929
D-510
---
---
A35
1038
07.1929
передан Lufdienst GmbH
12
02.1929
D-826
---
Wippsteert
A35
1038
07.1929
передан Lufdienst GmbH
13
01.1932
D-2199
---
---
A35 b
1094
?
?
14
04.1932
D-2241
---
---
A35 b
1095
?
?
15
04.1932
D-2242
---
---
A35 b
1096
?
?
16
05.1932
D-356
D-IMUK
---
A35
886
?
?
17
06.1932
D-2272
---
---
A35 b
1097
?
?
18
06.1932
D-2273
---
---
A35 b
1100
?
?
Большинство самолётов германских компаний постоянно использовали колёсное шасси, но были и исключения. Известны, по крайней мере 8 немецких A-20/35, на которые в тот или иной период устанавливались поплавки.
Так поплавковый D-394 (стр № 457) был в 1923 г. доставлен для демонстрации в Швецию, но его не удалось продать и позже он летал на немецких линиях (правда, неизвестно, с каким шасси). Также был оснащён поплавками перелетевший 5 июля 1924 года из Берлина в Анкару D-403 (стр № 458).
Доставленные позже, в 1925 г., усовершенствованные поплавковые D-361 (стр № 456) и D-439 (стр № 460) были удачно проданы шведам.
В феврале 1928 D-510 (стр № 1038), D-826 (стр № 1044) и D-1058 (стр № 1069) были поставлены отряду учебных гидропланов SEVERA. Последний в сентябре разбился, два других в феврале 1929 были переданы Люфтганзе, некоторое время эксплуатировались там в отделе прибрежных полётов, но вскоре были переставлены на колёса.
Гидроплан D-898 (стр № 1055) в 1928 году был поставлен морской метеорологической станции, но вскоре возвращён производителю и после модернизации и установки колёсного шасси был передан учебной организации.
В подписанном соглашении между Юнкерсом и правительством СССР русские обязались ежегодно заказывать ему 300 самолетов и 450 авиамоторов. Одновременно ему был передан предварительный заказ на двадцать гидросамолетов-разведчиков и русские Тактико-технические требования на них. До завершения реконструкции завода в Филях и начала работы его заготовительных цехов, на заводе в Дессау были изготовлены детали двух гидросамолетов-прототипов J-20 и отправлены в Москву. На первых порах завод в Филях только собирал заказанные гидросамолеты Ю-20. Первый в 1923 года взлетел с глади Москвы-реки и взял курс на Петроград. Там в Ораниенбауме его ждал командир гидроавиаотряда Чухновский.
В ноябре 1923 г. был готов головной Ю-20 русской постройки, выпуск серии был начат в ноябре. Самолеты использовались на Балтике и на Черном море, несколько машин эксплуатировались непосредственно с кораблей: их с помощью стрелы и лебедки опускали и поднимали с воды на корабль. Ю-20 активно участвовали в военных маневрах 1925-1930 гг. Их бортовые номера, в основном, неизвестны.
Начиная с 1926 года на заводе в Филях были собраны 14 экземпляров A-25, при этом они сохраняли старое обозначение Ю-20. В 1925 г. по предложению конструктора К. А. Виганда на одной из машин, как и в Германии, установили более мощный мотор L-5 в 310 л.с. (стандарт A-35). Позже некоторые другие Ю-20, состоявшие на вооружении советской морской авиации, также были переоборудованы под этот стандарт, однако всё равно сохранили обозначение Ю-20. Они поставлялись в авиашколы Балтийского, Черноморского и Северного флотов, где на них устанавливали поплавки, а в зимних условиях - лыжи. Кроме обучения пилотов они так же использовались в качестве разведывательных, связных и курьерских. Ю-20 использовали на Балтике и Черном море до 1930 года, а на Северном флоте - до 1933 года.
После снятия с вооружения несколько машин передали в ГВФ и Главсевморпуть. В сентябре 1924 г. Б. Г. Чухновский летал на одном из Юнкерсов на Новую Землю, всего было выполнено 11 полетов.
Известен лишь один гражданский регистрационный номер Ю-20 - CCCP-225, полученный организацией "Добролёт" от ВВС и разбившийся в 1930 году.
Первую попытку заинтересовать шведов A20 Юнкерс предпринял в 1924 г., когда отправил в Швецию поплавковую машину (стр. № 457), но в тот раз убедить клиента не удалось.
В 1925 г. Юнкерс послал шведской компании AB Flygindustri в Лимхамне ещё один из A20 (стр. № 456), где на нём был установлен пулемёт в задней кабине. Эта военная версия обозначалась R02. Самолёт получил обозначение S-AAAI, но Юнкерс не смог продать лицензию эту версию, и поэтому в 1926 R02 был оборудован мотором L2 и получил индекс Junkers/AFI R41. Новый самолёт показал несколько лучшие качества, но летал не долго - уже 20 августа 1926 он разбился у Гьедсера.
В 1926 году Юнкерс отправил шведам ещё три самолёта, но теперь - А35 с мотором Л5. На AB Flygindustri они также были снабжены пулемётом в задней кабине и эта версия получила обозначение Junkers/AFI R53. Машины получили регистрацию S-AAAZ, S-AABB и S-AABD, и не смотря, на то, что S-AABB в октябре разбился, два других в декабре были зачислены в имущество AB Flygindustri под номерами S-71 и S-72. Первый с 4 июля по 30 августа 1928 года находился в аренде у финской компании Aero Oy с регистрацией K-SALH, а в феврале 1929 был продан в Китай. Второй в сентябре 1928 забрал Юнкерс и эксплуатировал в Германии.
Шведскую морскую авиацию, которая в то время отдавала предпочтение машинам Хенкеля, R53 так и не заитересовал, но завод AB Flygindustri развернул серийную сборку этих боевых самолётов на экспорт. В 1926 было изготовлено 14 машин для СССР, в 1927 - 11 и в 1929 - 8 для Китая. Кроме того в 1929 Китаю были проданы две машины, построенные в 1927 для испытаний. Фактически все китайские машины были снабжены колёсами, светские были расчитаны на сменное шасси. Последние 7 машин продать не удалось и они ушли в Германию, где Юнкерс их пристроил самостоятельно.
В декабре 1926 финские ВВС приобрели в Швеции один A-35. 4 июля 1928 года он был арендован авиакомпанией Aero O/Y, которая до 30 августа использовала самолет для почтовых полетов под гражданским обозначением "K-SALH". В сентябре 1928 самолет был возвращен в Швецию и в конечном итоге оказался в Китае.
Список машин с финской регистрацией:
1. S-71 12.1926 (1066) ВВС, с 07.1928 K-SALH, Aero O/Y, 09.1928 возвращен Швеции.
Швейцарскую регистарацию получил лишь один А-20 - CH-130, но он оказался самой известной машиной этой серии. На его капоте справа была надпись "Швейцария", слева "Ad Astra", хотя самолёт не эксплуатировался на линиях этой фирмы. Фактически это был совместный проект дальнего перелёта Юнкерса и Миттельхольцера. С 18 декабря 1924 по 2 февраля 1925 от имени Junkers Werke Dessau Вальтер Миттельхольцер с механиком Эрнстом Бисеггером в несколько этапов перелетел на этом двухместном самолете из Цюриххорна до Тегерана. Миттельхольцер описал этот авантюрный полет в своей книге "Persienflug". Позже он был продан Иранским ВВС и эксплуатировался с колёсным шасси. Снимки были сделаны во время испытательных полетов у причала "Ad Astra" на Цюриххорне, после замены шасси на поплавковое.
Известно, что два поплавковых A-20 эксплуатировались в Венгрии: A-20 H-MAIA "Zala" (1925, c 1932 HA-AIA, списан в 1937) и A-35 H-MAJA (1928, c 1932 HA-AJA, списан в 1937).
Австрия в феврале 1930 г. также получила две машины (колёсные А-61 и А-75 компании ÖLAG).
В начале июня 1924 года для рекламного тура в Южной Америке, в Рио-де-Жанейро на корабле были доставлены в разобранном виде семь самолетов: четыре F 13, по одному K 16, T 23 и A 20. Все самолёты имели в комплекте поплавки, но были доставлены на военный аэродром Эль Паломар, где собраны и облётаны в колёсном варианте. 2 декабря один F 13 и один A 20 перелетели над Андами в Чили, где обе машины были проданы чилийским ВВС и служил в эскадрилье бомбардировщиков в составе 1-й смешанной группы в Арике.
Кроме того с 1926 года колёсные A-20 в военном варианте собирались на заводе Tomtasch для ВВС Турции, всего было изготовлено 45 таких машин.
Как сказано выше, китайские ВВС с 1929 года эксплуатировали 22 колёсных K-53.
Так-же по одной б/у-шной колёсной машине получили:
ВВС Персии (в 1925)
и правительство Болгарии (LZ-UNK "Kuma Lisa", в 1932).
Регистрационные номера в гражданской и военной авиации:
*светлым фоном выделены те машины, про которые точно известно, что они имели поплавковое шасси
зав. №
сборка
тип
шасси
дата
владелец
рег. №
имя или код соединения
примечания
1
0331
Junkers FM AG, Дессау
J20
попл.
1923
СССР
?
?
поплавковый прототип
2
0332
Junkers FM AG, Дессау
J20
попл.
1923
СССР
?
?
поплавковый прототип
3
0333
Госавиазавод № 7, Фили, СССР
Ю20
попл.
1923
ВМФ СССР
?
?
4
0334
Госавиазавод № 7, Фили, СССР
Ю20
попл.
1923
ВМФ СССР
?
?
5
0335
Госавиазавод № 7, Фили, СССР
Ю20
попл.
1923
ВМФ СССР
?
?
6
0336
Госавиазавод № 7, Фили, СССР
Ю20
попл.
1923
ВМФ СССР
?
?
7
0337
Госавиазавод № 7, Фили, СССР
Ю20
попл.
1923
ВМФ СССР
?
?
8
0338
Госавиазавод № 7, Фили, СССР
Ю20
попл.
1923
ВМФ СССР
?
?
9
0339
Госавиазавод № 7, Фили, СССР
Ю20
попл.
1923
ВМФ СССР
?
?
10
0340
Госавиазавод № 7, Фили, СССР
Ю20
попл.
1923
ВМФ СССР
?
?
11
0341
Госавиазавод № 7, Фили, СССР
Ю20
попл.
1923
ВМФ СССР
?
?
12
0342
Госавиазавод № 7, Фили, СССР
Ю20
попл.
1923
ВМФ СССР
?
?
13
0343
Госавиазавод № 7, Фили, СССР
Ю20
попл.
1923
ВМФ СССР
?
?
14
0344
Госавиазавод № 7, Фили, СССР
Ю20
попл.
1923
ВМФ СССР
?
?
15
0345
Госавиазавод № 7, Фили, СССР
Ю20
попл.
1923
ВМФ СССР
?
?
16
0346
Госавиазавод № 7, Фили, СССР
Ю20
попл.
1923
ВМФ СССР
?
?
17
0347
Госавиазавод № 7, Фили, СССР
Ю20
попл.
1923
ВМФ СССР
?
?
18
0348
Госавиазавод № 7, Фили, СССР
Ю20
попл.
1923
ВМФ СССР
?
?
51-й авиаотряд
19
0349
Госавиазавод № 7, Фили, СССР
Ю20
попл.
1923
ВМФ СССР
?
?
20
0350
Госавиазавод № 7, Фили, СССР
Ю20
попл.
1923
ВМФ СССР
?
?
21
0351
Госавиазавод № 7, Фили, СССР
Ю20
попл.
1923
ВМФ СССР
?
?
22
0352
Госавиазавод № 7, Фили, СССР
Ю20
попл.
1923
ВМФ СССР
?
?
23
0353
Junkers FM AG, Дессау
A20feL
кол.
1923
Junkers LV AG
D-392
Erde
1926
Lufthansa
1934
D-IBUX
04.1937 разбился
24
0454
Junkers FM AG, Дессау
A20
1923
?
?
?
?
нет данных
25
0455
Junkers FM AG, Дессау
A20
1924
Junkers LV AG
D-360
Venus
26
0456
Junkers FM AG, Дессау
A20
1923
Junkers LV AG
D-361
Sirius
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
R02
05.1925
AB Goteborgs Luftdroskor, Швеция
S-AAAI
---
R41
1926
20.08.1926 разбился у Гьедсера.
27
0457
Junkers FM AG, Дессау
A20 be W
попл.
1923
Junkers LV AG
---
---
= поплавковый A-35a
1924
AB Goteborgs Luftdroskor, Швеция
---
---
не принят
1924
Junkers LV AG
D-394
Mars
1926
Lufthansa
07.1928
DVS
03.1929 слом
28
0458
Junkers FM AG, Дессау
A20 W
1924
Junkers LV AG
D-403
---
5.07.1924 полёт Берлин-Анкара
29
0459
Junkers FM AG, Дессау
A20
1924
Junkers LV AG
D-404
Saturn
1926
Lufthansa
10.1934 разбился у Кёнигсвинтера
30
0460
Junkers FM AG, Дессау
A20
1923
Junkers LV AG
D-439
Jupiter
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
05.1925
AB Goteborgs Luftdroskor, Швеция
S-AAAH
---
31.12.1926 списан.
31
0461
Junkers FM AG, Дессау
A20 L
кол.
1924
Junkers LVAG
D-440
Orion
18.08.1924 первый ночной почтовый рейс Берлин-Стокгольм
1926
Lufthansa
10.1932
правительство Болгарии
LZ-UNK
Kuma Lisa
32
0462
Junkers FM AG, Дессау
A20
1924
Junkers LV AG
D-441
Uranus
A25
1925
33
0463
Junkers FM AG, Дессау
A20
1924
Junkers LV AG
D-442
Mond
A25
1925
34
0464
Junkers FM AG, Дессау
A20
1924
Junkers LV AG
D-443
Merkur
1926
Lufthansa
09.1928 разбился
35
0821
Junkers FM AG, Дессау
A20
1924
Junkers
?
?
испытания
сменн.
11.1924
Mittelholzer, Швейцария
CH-130
?
18.12.1924 - 2.2.1925 перелёт Цюрих - Тегеран
кол.
1925
ВВС Персии
?
?
36
0822
Junkers FM AG, Дессау
A20 be
1923
Junkers LV AG
D-592
Kassiopeia
= A35a
1926
Lufthansa
02.1930
DVS
08.1932
Служба безопасности полётов
1934
D-ISYN
1936
RLM
04.1936 слом
37
0862
Junkers FM AG, Дессау
A20 be
кол.
1924
Junkers LV AG
D-574
Aldebaran
= A35a
1926
Lufthansa
1934
D-IBUP
1936
RLM
07.1936 слом
38
0863
Junkers FM AG, Дессау
A20 be
1923
Junkers LV AG
D-599
Betelgeuze
= A35a
1926
Lufthansa
1927
Berliner Lokalanzeiger
для доставки газет, 08.1927 совершил аварийную посадку в Гамбурге
1927
Lufthansa
1934
D-IBIT
1936
RLM
10.1936 слом
39
0864
Junkers FM AG, Дессау
A20
1924
Junkers
D-713
?
04.1926
DVL
01.1930
RDL
в Штаакене
09.1930
DLF
03.1934 списан
40
0865
Junkers FM AG, Дессау
A20 a
1924
Junkers LV AG
D-704
Castor
1926
Lufthansa
09.1929
RLM
Служба Безопасности Полётов
1934
D-ILEK
41
0866
Junkers FM AG, Дессау
A20 be
1924
Junkers LV AG
D-712
Polux
= A35a
1926
Lufthansa
03.1929 слом (по другим данным передан RLM)
42
0867
Junkers FM AG, Дессау
A20
1924
Junkers LV AG
D-707
---
A25
1925
43
0868
Junkers FM AG, Дессау
A20
1924
Junkers
D-708
---
02.1928
DVL
07.1929
DVS
02.1933
RLM
Служба Безопасности Полётов
44
0869
Junkers FM AG, Дессау
A20
1924
Junkers
D-718
---
45
0870
Junkers FM AG, Дессау
A20
кол.
1924
Junkers
D-754
---
193?
Preuss. Aeron. Obs.
1932
Vereinigt. Staatl. Lehranstalten
экспериментальный
46
0871
Junkers FM AG, Дессау
A20
1924
Junkers LV AG
D-710
---
A25
1925
47
0872
Junkers FM AG, Дессау
A20
1924
Junkers
D-721
---
48
0873
Junkers FM AG, Дессау
A20
1924
Junkers LV AG
D-719
---
?
RDL
Экспериментальный дивизион в Штаакене
49
0874
Junkers FM AG, Дессау
A20
кол.
1924
Junkers LV AG
D-720
---
03.1926
DVL
03.1930
RDL
07.1933 списан
50
0875
Junkers FM AG, Дессау
A20
?
Junkers LV AG
D-738
---
?
DVS
04.1931 слом
51
0876
Junkers FM AG, Дессау
A20
?
Junkers LV AG
D-748
---
?
DVS
04.1931 слом
52
0877
Junkers FM AG, Дессау
A20
?
Junkers LV AG
D-749
---
?
DVS
04.1931 слом
53
0878
Junkers FM AG, Дессау
A20
кол.
?
Junkers LV AG
D-750
---
1925
RDL
в Штаакене
?
ВВС Германии, в Липецке (СССР)
?
эксперементальный, 08.1931 разбился
54
0879
Junkers FM AG, Дессау
A20
?
Junkers LV AG
D-751
---
?
DVS
1932
Kyffhäuser Technikum
учебный стенд, 11.1936 слом
55
0880
Junkers FM AG, Дессау
A20
?
?
?
?
?
56
0881
Junkers FM AG, Дессау
A20
?
?
?
?
?
57
0882
Junkers FM AG, Дессау
A20
?
?
?
?
?
58
0883
Junkers FM AG, Дессау
A20
?
?
?
?
?
59
0884
Junkers FM AG, Дессау
A20
?
?
?
?
?
60
0885
Junkers FM AG, Дессау
A20
?
?
?
?
?
61
0886
Junkers FM AG, Дессау
A35
кол.
?
Junkers LV AG
D-356
---
05.1928
DVL
05.1932
Lufthansa
1934
D-IMUK
62
0887
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
R53
1926
СССР
?
---
63
0888
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
R53
1926
СССР
?
---
64
0889
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
R53
1926
СССР
?
---
65
0890
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
R53
1926
СССР
?
---
66
0891
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
R53
1926
СССР
?
---
67
0892
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
R53
1926
СССР
?
---
68
0893
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
R53
1926
СССР
?
---
69
0894
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
R53
1926
СССР
?
---
70
0895
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
R53
1926
СССР
?
---
71
0896
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
R53
1926
СССР
?
---
72
0897
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
R53
1926
СССР
?
---
73
0898
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
R53
1926
СССР
?
---
74
0899
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
R53
1926
СССР
?
---
75
0900
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
R53
1926
СССР
?
---
76
1000
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
1926
ВВС Турции
?
?
77
1001
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
1926
ВВС Турции
?
?
78
1002
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
1926
ВВС Турции
?
?
79
1003
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
1926
ВВС Турции
?
?
80
1004
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
1926
ВВС Турции
?
?
81
1005
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
1926
ВВС Турции
?
?
82
1006
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
1926
ВВС Турции
?
?
83
1007
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
1926
ВВС Турции
?
?
84
1008
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
1926
ВВС Турции
?
?
85
1009
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
1926
ВВС Турции
?
?
86
1010
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
1926
ВВС Турции
?
?
87
1011
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
1926
ВВС Турции
?
?
88
1012
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
R53
кол.
03.1926
AB Flygindustri, Швеция
S-AAAZ
---
демонстрационный
12.1926
S-72
09.1928
Junkers
D-1502
10.1933
Lufthansa
89
1013
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
?
ВВС Турции
?
?
90
1014
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
?
ВВС Турции
?
?
91
1015
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
?
ВВС Турции
?
?
92
1016
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
?
ВВС Турции
?
?
93
1017
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
?
ВВС Турции
?
?
94
1018
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
?
ВВС Турции
?
?
95
1019
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
?
ВВС Турции
?
?
96
1020
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
?
ВВС Турции
?
?
97
1021
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
?
ВВС Турции
?
?
98
1022
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
?
ВВС Турции
?
?
99
1023
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
?
ВВС Турции
?
?
100
1024
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
?
ВВС Турции
?
?
101
1025
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
?
ВВС Турции
?
?
102
1026
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
?
ВВС Турции
?
?
103
1027
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
?
ВВС Турции
?
?
104
1028
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
?
ВВС Турции
?
?
105
1029
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
?
ВВС Турции
?
?
106
1030
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
?
ВВС Турции
?
?
107
1031
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
?
ВВС Турции
?
?
108
1032
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
?
ВВС Турции
?
?
109
1033
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
?
ВВС Турции
?
?
110
1034
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
?
ВВС Турции
?
?
111
1035
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
?
ВВС Турции
?
?
112
1036
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
?
ВВС Турции
?
?
113
1037
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
?
ВВС Турции
?
?
114
1038
Junkers FM AG, Дессау
A20
попл.
?
Junkers
D-510
?
02.1928
SEVERA
A35
07.1928
02.1929
Lufthansa
Отделение прибрежных полётов
07.1929
Lufdienst GmbH
04.1933
DVS
115
1039
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
?
ВВС Турции
?
?
116
1040
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
?
ВВС Турции
?
?
117
1041
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
?
ВВС Турции
?
?
118
1042
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
?
ВВС Турции
?
?
119
1043
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
?
ВВС Турции
?
?
120
1044
Junkers FM AG, Дессау
A20
попл.
?
Junkers
D-826
Wippsteert
02.1928
SEVERA
A35
07.1928
02.1929
Lufthansa
Отделение прибрежных полётов
07.1929
Lufdienst GmbH
12.1929
DVL
04.1931
Lufdienst GmbH
121
1045
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
?
ВВС Турции
?
?
122
1046
Junkers FM AG, Дессау
A20
?
Junkers
D-955
---
02.1928
DVS
1932
DVL
123
1047
Junkers FM AG, Дессау
A20
?
Junkers
D-956
---
02.1928
DVS
04.1928 разбился
124
1048
Junkers FM AG, Дессау
A20
?
Junkers
D-957
---
02.1928
DVL
05.1932 выведен из эксплуатации
125
1049
Junkers FM AG, Дессау
A20
кол.
?
Junkers
D-958
---
02.1928
DVS
08.1931 слом
126
1050
Junkers FM AG, Дессау
A20
?
Junkers LV AG
D-908
---
02.1930
ÖLAG, Австрия
A-61
127
1051
Junkers FM AG, Дессау
A20
?
Junkers
D-854
---
128
1052
Junkers FM AG, Дессау
A20 be
кол.
?
Junkers
D-868
---
02.1928
DVL
A35
03.1929
01.1931 слом
129
1053
Junkers FM AG, Дессау
A20
?
Junkers
D-900
---
?
RRG
09.1929
DVS
08.1933
RLM
Служба безопасности полётов
1934
D-IXIF
130
1054
Junkers FM AG, Дессау
A20
?
Junkers
D-882
---
02.1928
DVS
06.1930 слом
131
1055
Junkers FM AG, Дессау
A20
?
Junkers
D-898
---
?
Deutsche Seewarte
морская метеорологическая станция
A35
07.1928
DVS
04.1932
RLM
служба безопасности полётов
132
1056
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
R53
сменн.
06.1926
AB Flygindustri, Швеция
S-AABB
---
демонстрационный, 10.1926 разбился
133
1057
Tomtasch, Эшкедир, Турция
A25/R53
кол.
?
ВВС Турции
?
?
134
1058
Junkers FM AG, Дессау
A35
кол.
?
Junkers
D-964
---
испытания мотора Junkers L8, 03.1932 выведен из эксплуатации
135
1059
Junkers FM AG, Дессау
A35
?
Junkers
D-987
---
09.1926
DVL
с 1928 в Липецке, Госслужба обеспечения безопасности полётов
07.1930
RDL
в экспериментальном соединении в Штаакене
06.1933
DVS
Служба безопасности полётов, до 02.1934
136
1060
A35
?
?
?
?
?
137
1061
Junkers FM AG, Дессау
A35
?
Junkers
D-990
---
?
DVL
11.1929
DVS
05.1930 разрушен
138
1062
Junkers FM AG, Дессау
A35
?
Junkers
D-989
---
?
DVS
04.1932
RDL
Служба безопасности полётов, в 1934 разрушен
139
1063
Junkers FM AG, Дессау
A35
?
Junkers
D-986
---
?
DVL
07.1930
DVS
09.1930 разрушен
140
1064
Junkers FM AG, Дессау
A35
?
Junkers
D-1010
---
?
DVL
05.1932 списан
141
1065
A35
?
?
?
?
?
142
1066
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
A35
попл.
11.1926
AB Flygindustri, Швеция
S-AABD
?
12.1926
ВВС Финляндии
S-71
?
07.1928
Aero O/Y, Финляндия
K-SALH
?
в аренде до 09.1928
K53
02.1929
ВВС Китайской республики
?
?
143
1067
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
A35
?
?, Швеция
?
?
K53
02.1929
ВВС Китайской республики
?
?
144
1068
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
A35
?
?, Швеция
?
?
K53
02.1929
ВВС Китайской республики
?
?
05.1929 разбился
145
1069
Junkers FM AG, Дессау
A35
?
Junkers
D-1058
?
?
SEVERA
09.1928 разбился
146
1070
Junkers FM AG, Дессау
A35
?
Junkers
D-1060
Silvanus
?
DVL
147
1071
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
K53
06.1927
ВВС Китайской республики
?
?
148
1072
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
K53
06.1927
ВВС Китайской республики
?
?
149
1073
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
K53
06.1927
ВВС Китайской республики
?
?
150
1074
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
K53
06.1927
ВВС Китайской республики
?
?
151
1075
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
K53
06.1927
ВВС Китайской республики
?
?
152
1076
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
K53
06.1927
ВВС Китайской республики
?
?
153
1077
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
K53
06.1927
ВВС Китайской республики
?
?
154
1078
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
K53
06.1927
ВВС Китайской республики
?
?
155
1079
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
K53
06.1927
ВВС Китайской республики
?
?
156
1080
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
K53
06.1927
ВВС Китайской республики
?
?
157
1081
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
K53
06.1927
ВВС Китайской республики
?
?
158
1082
Junkers FM AG, Дессау
A35
?
Junkers
D-836
---
159
1083
Junkers FM AG, Дессау
A35
?
Junkers
D-1108
---
?
DVL
160
1084
Junkers FM AG, Дессау
A35
?
Junkers
D-1109
---
01.1928
DVL
02.1934
RDL
Служба безопасности полётов
08.1934
DLV
Рекламное отделение
161
1085
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
K53
05.1928
ВВС Китайской республики
?
?
162
1086
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
K53
03.1929
ВВС Китайской республики
?
?
163
1087
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
K53
02.1929
ВВС Китайской республики
?
?
164
1088
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
K53
02.1929
ВВС Китайской республики
?
?
165
1089
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
K53
02.1929
ВВС Китайской республики
?
?
166
1090
?
A35
кол.
?
Junkers
D-1171
---
167
1091
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
K53b
02.1929
ВВС Китайской республики
?
?
168
1092
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
K53b
02.1929
ВВС Китайской республики
?
?
169
1093
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
K53b
02.1929
ВВС Китайской республики
?
?
170
1094
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
A35 b
1929
AB Flygindustri, Швеция
?
?
11.1931
Воздушная полиция, Германия
D-2199
?
01.1932
Lufthansa
171
1095
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
A35 b
1929
AB Flygindustri, Швеция
?
?
03.1932
Воздушная полиция, Германия
D-2241
?
04.1932
Lufthansa
172
1096
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
A35 b
1929
AB Flygindustri, Швеция
?
?
03.1932
Воздушная полиция, Германия
D-2242
?
04.1932
Lufthansa
173
1097
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
A35 b
1929
AB Flygindustri, Швеция
?
?
03.1932
Воздушная полиция, Германия
D-2472
?
06.1932
Lufthansa
174
1098
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
A35 b
12.1929
Junkers LV AG
D-1592
---
01.1930
ÖLAG, Австрия
A-75
неофициально в австрийских ВВС
06.1935
OE-FAJ
вероятно, не использовался
06.1935
ВВС Австрии
29
03.1938
нац.-соц. аэроклуб Австрии
175
1099
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
A35 b
11.1930
DVL
D-1962
---
176
1100
AB Flygindustri, Лимхамн, Швеция
A35 b
1930
AB Flygindustri, Швеция
?
?
03.1932
Воздушная полиция, Германия
D-2473
---
06.1932
Lufthansa
+ машины, заводские номера которых не установлены
.
.
.
A20
05.1934
DVL
D-IJIL
?
.
.
.
A35
09.1934
DVL
D-IMOS
?
.
.
.
A35
.
.
D-IDIK
?
.
.
.
A35
.
.
D-IKEP
?
.
.
.
A35
.
.
D-IQUL
?
.
.
.
A20
12.1925
ВВС Чили
J-7
?
.
.
.
A20
попл.
1925
Венгрия
H-MAIA
Zala
1932
HA-AIA
списан в 1937
.
.
.
A20
попл.
1928
Венгрия
H-MAJA
?
1932
HA-AJA
списан в 1937
.
.
.
Ю20
1930
Добролёт, CCCP
CCCP-225
?
Дальнейшим развитием машины стала линия A-32, A-48 и A-50. Из них только последний тип пошёл в серию и выпускался со сменным поплавково-колёсным шасси.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1
A.Alexandrov, G.Perov. Die deutschen flugzeuge in russischen und sovietischen Diensten 1914-1951
на русском
2
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
3
Г.Ф. Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999
+
The Hugo Junkers Homepage by Horst Zoeller (www.hugojunkers.bplaced.net)
Hugo Junkers - Ein Leben für die Technik (www.junkers.de)
Golden Years of Aviation - Registrations By Country (www.airhistory.org.uk/gy/reg_indexc.html)
и некоторые другие материалы с интернет-форумов, энциклопедий и т.д.
последнее обновление: 10.01.2020
Обозначение гражданской авиации Веймарской республики 1923-1935 гг.
Гражданский флаг Германии в 1935-1945 гг.
Флаги и обозначения авиации 10 других стран.
S-71
A-20 Миттельхольцера в Пирее, Греция.
A-20 Миттельхольцера в Марина-де-Пиза, Италия.
Венгерский A-35
A-20 Миттельхольцера в Персии, февраль 1925 г.
A-20 Миттельхольцера на испытаниях, ноябрь 1924 г.
A-20 Миттельхольцера на испытаниях, ноябрь 1924 г.
A-20 Миттельхольцера на испытаниях, ноябрь 1924 г.
A-20 Миттельхольцера на испытаниях, ноябрь 1924 г.
A-20 Миттельхольцера на испытаниях, ноябрь 1924 г.
A-20 Миттельхольцера на испытаниях, ноябрь 1924 г.
A-20 Миттельхольцера на испытаниях, ноябрь 1924 г.
A-20 Миттельхольцера на испытаниях, ноябрь 1924 г.
A-20 Миттельхольцера на испытаниях, ноябрь 1924 г.
A-20 Миттельхольцера на испытаниях, ноябрь 1924 г.
A-20 Миттельхольцера на испытаниях, ноябрь 1924 г.
Миттельхольцер у своего A-20.
Шведский A-35.
Шведский A-35.
Шведский A-20.
Шведский A-20.
Junkers A-25
Junkers A-25
Junkers A-25
Junkers A-20, толкнувшийся с лодкой на авиашоу в Гётеборге, 1923.