Гидросамолет - разведчик, бомбардировщик и транспортный (Wasserflugzeug)
Friedrichshafen FF-49 |
Германия, 1917-1919 гг., 349 ед. (развитие FF-39)
* FF-49b * FF-49c * FF-49s *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
модификация |
постройка |
дата |
количество |
№№ |
примечания |
FF-49b |
Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH, Фридрихсхафен |
1917 |
25 |
1536-1550, 1607-1616 |
бомбардировщики |
FF-49c |
Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH, Фридрихсхафен |
1917-1918 |
195 |
1521-1535, 1597-1606, 1669-1698, 1699-1718, 1742-1811, 1812-1826, 2053-2092 |
разведчики |
LFG, Берлин |
85 |
1842-1856, 1872-1901, 3064-3083, 6521-6540 |
Sablatnig Flugzeugbau G.m.b.H., Берлин |
FF-49s |
Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH, Фридрихсхафен |
1918-1919 |
44 |
--- |
транспортные |
ТТХ
|
FF-49c - разведчик |
FF-49b - бомбардировщик |
Масса |
пустого |
1,515 т |
1,432 т |
взлётная |
2,147 т |
2,097 т |
Размерения |
длина |
11,65 м |
11,525 м |
размах крыла (верхнего/нижнего) |
17,15/16,7 м |
17,35/17,0 м |
площадь крыла |
71,16 м² |
высота |
4,5 м |
4,25 м |
Энергетическая установка |
состав и тип |
1 тянущий пропеллер Ø 2,96 м |
1 мотор Benz Bz.IV х 200 л. с. ( 6-цилиндровый рядный с водяным охлаждением) |
Скорость |
максимальная |
140 км/ч |
152 км/ч |
крейсерская |
118 км/ч |
? |
Практический потолок |
3500 м |
? |
Скороподъёмность |
125 м/мин |
110 м/мин |
Дальность полёта |
600 км / 5,5 часов |
? км / 5,5 часов |
Экипаж |
2 чел. |
Дополнительные данные |
конструкция |
фюзеляжный биплан, крылья обтянуты тканью, 2 больших поплавка |
управление |
элероны на обоих крыльях, 2 руля высоты и 1 руль направления на оперении |
ВООРУЖЕНИЕ
|
FF-49c - разведчик |
FF-49b - бомбардировщик |
FF-49s - транспортный |
оборонительное |
1-7.92 мм пулемёт Parabellum (турельный)
* на 15 ед. + 1-7.92 мм пулемёт Spandau (фиксированный) |
без вооружения |
полезная нагрузка |
приёмо-передающая радиостанция |
бомбы |
3 или 5 пассажиров |
Для замены 33j, в мае 1917 г. был построен первый FF 49c, очень похожий на малую серию FF 39, которых было построено всего четырнадцать единиц. Удовлетворительного улучшения добились укреплением конструкции, получился более износоустойчивый и надежный самолет. Не один раз 49-е совершали посадки в открытом море, чтобы спасать другие команды и испытывали при этом лишь незначительные трудности при взлёте с двойной нагрузкой.
Внешне FF 49c был похож на 33j, хотя и больше размерами. Поверхности управления имели аэродинамическую компенсацию. Балансировка всех элементов управления улучшала манёвренные качества и уменьшала усталость пилотов, важное качество при длительном патрулировании. Это также позволило становиться в выгодную позицию при отражении атаки, так как наблюдатель теперь был вооружен пулемётом. На самолётах устанавливалось как передающее так и принимающее телеграфное оборудование, которое позволяло в ходе патрулирования получать инструкции, а также передавать результаты наблюдений. FF 49c обладал такой степенью эффективности, что оставался на службе вплоть до конца войны.
Всего в 1917-1918 гг. заводу "Flugzeugbau Friedrichshafen" было заказано 195 единиц: 1521-1535, 1597-1606, 1669-1698, 1699-1718, 1742-1811, 1812-1826, 2053-2092 + 85 единиц - фирмам "Sablatnig" и "LFG": 1842-1856, 1872-1901, 3064-3083, 6521-6540.
Существовал и специальный вариант этой машины в качестве бомбардировщика, известный как 49b. Вариант FF 49b с двигателем Бенц Bz.PV представлял собой бомбардировщик без оборонительного вооружения. Конструкция самолета была аналогична FF 33, но место пилота находилось в задней кабине. Было заказано 25 таких машин: №№ 1536-1550, 1607-1616.
Из 305 заказанных было построено, по разным данным, 235 или около 270 машин обеих модификаций.
Самолёт оказался чрезвычайно удачным и показал отличные качества. Он хорошо держался на воде, легко взлетал, был очень надежным.
Надёжность самолётов этого типа иллюстрирует следующая история:
FF49c № 1874 10 мая 1918 г., базировавшийся на авиатранспорте Santa Elena вылетел в разведывательное патрулирование над английскими береговыми водами. Команда N.C.O. - Hans Sommermann (пилот) и Georg Patzoldt (наблюдатель), в компании с другим Friedrichshafen 49c, когда достигли своей зоны патрулирования, обнаружили новое минное поле. Они оставались, чтобы выяснить его границы, пока датчики топлива не указали время возвращения; Patzoldt сигнализировал экипажу сопутствующего гидроплана, после чего они направились в сторону Германии.
К 11.00 часам, после около шести часов полёта топливо стало заканчиваться, базового судна нигде не было видно и обоим самолётам пришлось сесть на воду, послав сигнал SOS. После приводнения они стали на якоря, чтобы избежать дрейфа, и стали ждать спасательные корабли из Боркума или Нордерни, надеясь, что они прибудут до наступления темноты. Тем не менее, ночь наступила без признаков помощи и поднялся сильный ветер. Экипажи стал одолевать голод и жажда, не было никакой воды, кроме, как в радиаторах, смешанной с глицерином и потому отвратительной на вкус. Вскоре после полуночи разгулялся шторм, № 1874 сорвало с якоря и начало быстро сносить.
Дрейф продолжался в течении всего грозового и облачного воскресенья и следующую тревожную ночь. Каждый второй час команда № 1874 зажигала яркое освещение, в надежде привлечь внимания какого-нибудь судна. На рассвете другого дня обнаружили, что дрейф был к английскому берегу, возможно они могли быть спасены Британским Королевским Военно-морским флотом, но никакие корабли не появились и их тяжелое испытание продолжалось. Ветер переменился на юго-западный и гидроплан снова стал дрейфовать прочь из британских вод в Северное Море.
На пятый день они попытались скорректировать положение машины, обрубив часть панели крыла, но были слишком слабыми, чтобы владеть топором. На шестой день опустился туман, но экипаж смог увидеть проходящие рыболовные суда, однако те проигнорировали все сигналы. В конечном счете, вскоре после полудня, Patzoldt кое-как смог отломать часть каркаса, на котором он прикрепил свой платок, и наконец появилось судно, которое их подобрало. Это был шведский рыболовный смэк Argo II, чей капитан позже объяснил, что сперва они интерпретировали ярко-красную ракету как предупреждение уходить прочь. Если бы сигнальная ракета была белой, он должен был немедленно подойти, но к тому времени у экипажа таких ракет не осталось.
Sommermann и Patzoldt были спасены на расстоянии около 27 миль от норвежского берега, ровно через неделю после начала их тяжелого испытания и были высажены в шведском порту Mars trand. Здесь они узнали, что их компаньон FF 49c был спасен на четвертый день голландской лодкой, чье внимание изобретательно было привлечено сигналами SOS, подаваемыми посредством стрельбы из пулемёта.
По возвращении Sommermann и Patzoldt в Германию, было подсчитано, что FF 49c № 1874 дважды пересёк почти всё Северное Море в течение периода около 140 часов.
СПИСОК МАШИН В СОСТАВЕ ФЛОТА
|
бортовой номер |
год постройки |
примечания |
FF 49C, I серия, разведчики с одним пулемётом, заказ 05.1917 (15 ед.) |
1 |
1521 |
1917 |
|
2 |
1522 |
1917 |
|
3 |
1523 |
1917 |
|
4 |
1524 |
1917 |
|
5 |
1525 |
1917 |
|
6 |
1526 |
1917 |
|
7 |
1527 |
1917 |
|
8 |
1528 |
1917 |
|
9 |
1529 |
1917 |
|
10 |
1530 |
1917 |
|
11 |
1531 |
1917 |
|
12 |
1532 |
1917 |
|
13 |
1533 |
1917 |
|
14 |
1534 |
1917 |
|
15 |
1535 |
1917 |
|
FF 49B, I серия, бомбардировщики без оборонительного вооружения, заказ 05.1917 (15 ед.) |
16 |
1536 |
1917 |
|
17 |
1537 |
1917 |
|
18 |
1538 |
1917 |
|
19 |
1539 |
1917 |
|
20 |
1540 |
1917 |
|
21 |
1541 |
1917 |
|
22 |
1542 |
1917 |
|
23 |
1543 |
1917 |
|
24 |
1544 |
1917 |
|
25 |
1545 |
1917 |
|
26 |
1546 |
1917 |
|
27 |
1547 |
1917 |
|
28 |
1548 |
1917 |
|
29 |
1549 |
1917 |
|
30 |
1550 |
1917 |
|
F 49C, II серия, разведчики с одним пулемётом, заказ 06.1917 (10 ед.) |
31 |
1597 |
1917 |
|
32 |
1598 |
1917 |
|
33 |
1599 |
1917 |
|
34 |
1600 |
1917 |
|
35 |
1601 |
1917 |
|
36 |
1602 |
1917 |
|
37 |
1603 |
1917 |
|
38 |
1604 |
1917 |
|
39 |
1605 |
1917 |
|
40 |
1606 |
1917 |
|
FF 49B, II серия, бомбардировщики без оборонительного вооружения, заказ 06.1917 (10 ед.) |
41 |
1607 |
1917 |
|
42 |
1608 |
1917 |
|
43 |
1609 |
1917 |
|
44 |
1610 |
1917 |
|
45 |
1611 |
1917 |
|
46 |
1612 |
1917 |
|
47 |
1613 |
1917 |
|
48 |
1614 |
1917 |
|
49 |
1615 |
1917 |
|
50 |
1616 |
1917 |
|
F 49C, III серия, разведчики с одним пулемётом, заказ 07.1917 (30 ед.) |
51 |
1669 |
1917 |
|
52 |
1670 |
1917 |
|
53 |
1671 |
1917 |
|
54 |
1672 |
1917 |
|
55 |
1673 |
1917 |
|
56 |
1674 |
1917 |
|
57 |
1675 |
1917 |
|
58 |
1676 |
1917 |
|
59 |
1677 |
1917 |
|
60 |
1678 |
1917 |
|
61 |
1679 |
1917 |
|
62 |
1680 |
1917 |
|
63 |
1681 |
1917 |
|
64 |
1682 |
1917 |
3 мая 1918 интернирован Голландией после аварийной посадки в Вилингене, с 12 ноября 1918 г. голландский V-4. |
65 |
1683 |
1917 |
|
66 |
1684 |
1917 |
|
67 |
1685 |
1917 |
|
68 |
1686 |
1917 |
|
69 |
1687 |
1917 |
|
70 |
1688 |
1917 |
1.08.1918 вынуж. посадка в Сев. море. Экипаж снят кр. "Stuttgart" |
71 |
1689 |
1917 |
|
72 |
1690 |
1917 |
|
73 |
1691 |
1917 |
|
74 |
1692 |
1917 |
|
75 |
1693 |
1917 |
|
76 |
1694 |
1917 |
|
77 |
1695 |
1917 |
|
78 |
1696 |
1917 |
|
79 |
1697 |
1917 |
|
80 |
1698 |
1917 |
|
F 49C, IV серия, разведчики с одним пулемётом, заказ 27.08.1917 (20 ед.) |
81 |
1699 |
1917 |
готовность: 20.09.1917, сдан флоту 19.12.1917 |
82 |
1700 |
|
|
83 |
1701 |
|
|
84 |
1702 |
|
|
85 |
1703 |
|
|
86 |
1704 |
|
|
87 |
1705 |
|
3 мая 1918 интернирован Голландией после аварийной посадки в Вилингене, после ремонта, с 1920 г. голландский V-5. |
88 |
1706 |
|
|
89 |
1707 |
|
|
90 |
1708 |
|
|
91 |
1709 |
|
|
92 |
1710 |
|
|
93 |
1711 |
|
|
94 |
1712 |
|
|
95 |
1713 |
|
|
96 |
1714 |
|
|
97 |
1715 |
|
|
98 |
1716 |
|
|
99 |
1717 |
|
|
100 |
1718 |
|
|
F 49C, V серия, разведчики с одним пулемётом, заказ 08.1917 (70 ед.) |
101 |
1742 |
|
|
102 |
1743 |
|
|
103 |
1744 |
|
|
104 |
1745 |
|
|
105 |
1746 |
|
|
106 |
1747 |
|
|
107 |
1748 |
|
|
108 |
1749 |
|
|
109 |
1750 |
|
|
110 |
1751 |
|
|
111 |
1752 |
|
|
112 |
1753 |
|
|
113 |
1754 |
|
|
114 |
1755 |
|
|
115 |
1756 |
|
|
116 |
1757 |
|
|
117 |
1758 |
|
13 мая 1918 интернирован Голландией после аварийной посадки в Северном море, после ремонта, с 1920 г. голландский V-6. |
118 |
1759 |
|
|
119 |
1760 |
|
|
120 |
1761 |
|
|
121 |
1762 |
|
|
122 |
1763 |
|
|
123 |
1764 |
|
|
124 |
1765 |
|
|
125 |
1766 |
|
|
126 |
1767 |
|
|
127 |
1768 |
|
|
128 |
1769 |
|
|
129 |
1770 |
|
|
130 |
1771 |
|
|
131 |
1772 |
|
|
132 |
1773 |
|
|
133 |
1774 |
|
|
134 |
1775 |
|
|
135 |
1776 |
|
|
136 |
1777 |
|
|
137 |
1778 |
|
|
138 |
1779 |
|
|
139 |
1780 |
|
|
140 |
1781 |
|
|
141 |
1782 |
|
|
142 |
1783 |
|
|
143 |
1784 |
|
|
144 |
1785 |
|
|
145 |
1786 |
|
|
146 |
1787 |
|
|
147 |
1788 |
|
|
148 |
1789 |
|
|
149 |
1790 |
|
|
150 |
1791 |
|
|
151 |
1792 |
|
|
152 |
1793 |
|
|
153 |
1794 |
|
|
154 |
1795 |
|
|
155 |
1796 |
|
|
156 |
1797 |
|
|
157 |
1798 |
|
|
158 |
1799 |
|
|
159 |
1800 |
|
|
160 |
1801 |
|
|
161 |
1802 |
|
|
162 |
1803 |
|
|
163 |
1804 |
|
|
164 |
1805 |
|
|
165 |
1806 |
|
|
166 |
1807 |
|
|
167 |
1808 |
|
|
168 |
1809 |
|
|
169 |
1810 |
|
|
170 |
1811 |
|
|
F 49C, V серия, разведчики с двумя пулемётами, заказ 08.1917 (15 ед.) |
171 |
1812 |
|
|
172 |
1813 |
|
|
173 |
1814 |
|
|
174 |
1815 |
|
|
175 |
1816 |
|
|
176 |
1817 |
|
|
177 |
1818 |
|
|
178 |
1819 |
|
|
179 |
1820 |
|
|
180 |
1821 |
|
6.09.1918 в 8.52 обн. два вражеских кр. у Терсхеллинга |
181 |
1822 |
|
|
182 |
1823 |
|
|
183 |
1824 |
|
|
184 |
1825 |
|
|
185 |
1826 |
|
|
F 49C, I серия постройки фирмы Sablatung, разведчики (15 ед.) |
186 |
1842 |
|
|
187 |
1843 |
|
|
188 |
1844 |
|
|
189 |
1845 |
|
|
190 |
1846 |
|
|
191 |
1847 |
|
|
192 |
1848 |
|
|
193 |
1849 |
|
|
194 |
1850 |
|
|
195 |
1851 |
|
|
196 |
1852 |
|
|
197 |
1853 |
|
|
198 |
1854 |
|
|
199 |
1855 |
|
|
200 |
1856 |
|
|
F 49C, II серия постройки фирмы Sablatung, разведчики (30 ед.) |
201 |
1872 |
|
|
202 |
1873 |
|
|
203 |
1874 |
|
|
204 |
1875 |
|
|
205 |
1876 |
|
|
206 |
1877 |
|
|
207 |
1878 |
|
|
208 |
1879 |
|
|
209 |
1880 |
|
|
210 |
1881 |
|
|
211 |
1882 |
|
|
212 |
1883 |
|
|
213 |
1884 |
|
|
214 |
1885 |
|
|
215 |
1886 |
|
|
216 |
1887 |
|
|
217 |
1888 |
|
|
218 |
1889 |
|
|
219 |
1890 |
|
|
220 |
1891 |
|
|
221 |
1892 |
|
|
222 |
1893 |
|
|
223 |
1894 |
|
|
224 |
1895 |
|
|
225 |
1896 |
|
|
226 |
1897 |
|
|
227 |
1898 |
|
|
228 |
1899 |
|
|
229 |
1900 |
|
|
230 |
1901 |
|
|
F 49C, VI серия, разведчики с одним пулемётом, заказ 09.1917 (40 ед.) |
231 |
2053 |
|
|
232 |
2054 |
|
|
233 |
2055 |
|
|
234 |
2056 |
|
|
235 |
2057 |
|
|
236 |
2058 |
|
|
237 |
2059 |
|
|
238 |
2060 |
|
|
239 |
2061 |
|
|
240 |
2062 |
|
|
241 |
2063 |
|
|
242 |
2064 |
|
|
243 |
2065 |
|
|
244 |
2066 |
|
|
245 |
2067 |
|
|
246 |
2068 |
|
|
247 |
2069 |
|
|
248 |
2070 |
|
|
249 |
2071 |
|
|
250 |
2072 |
|
|
251 |
2073 |
|
|
252 |
2074 |
|
|
253 |
2075 |
|
|
254 |
2076 |
|
|
255 |
2077 |
|
|
256 |
2078 |
|
|
257 |
2079 |
|
|
258 |
2080 |
|
|
259 |
2081 |
|
|
260 |
2082 |
|
|
261 |
2083 |
|
|
262 |
2084 |
|
|
263 |
2085 |
|
|
264 |
2086 |
|
|
265 |
2087 |
|
|
F 49C постройки фирмы Sablatung или LFG, разведчики (20 ед.) |
266 |
3064 |
1918 |
|
267 |
3065 |
1918 |
|
268 |
3066 |
1918 |
|
269 |
3067 |
1918 |
|
270 |
3068 |
1918 |
|
271 |
3069 |
1918 |
|
272 |
3070 |
1918 |
|
273 |
3071 |
1918 |
|
274 |
3072 |
1918 |
|
275 |
3073 |
1918 |
|
276 |
3074 |
1918 |
|
277 |
3075 |
1918 |
|
278 |
3076 |
1918 |
|
279 |
3077 |
1918 |
|
280 |
3078 |
1918 |
|
281 |
3079 |
1918 |
|
282 |
3080 |
1918 |
|
283 |
3081 |
1918 |
|
284 |
3082 |
1918 |
|
285 |
3083 |
1918 |
|
F 49C постройки фирмы LFG, разведчики (20 ед.) |
286 |
6521 |
1918 |
|
287 |
6522 |
1918 |
|
288 |
6523 |
1918 |
|
289 |
6524 |
1918 |
|
290 |
6525 |
1918 |
|
291 |
6526 |
1918 |
|
292 |
6527 |
1918 |
|
293 |
6528 |
1918 |
|
294 |
6529 |
1918 |
|
295 |
6530 |
1918 |
|
296 |
6531 |
1918 |
|
297 |
6532 |
1918 |
|
298 |
6533 |
1918 |
|
299 |
6534 |
1918 |
|
300 |
6535 |
1918 |
|
301 |
6536 |
1918 |
|
302 |
6537 |
1918 |
|
303 |
6538 |
1918 |
|
304 |
6539 |
1918 |
|
305 |
6540 |
1918 |
|
После войны, в 1918-19 гг., компания Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH построила сорок четыре гидроплана "неизвестного типа" (FF49.s). Кроме того, множество FF49 тогда же было преоборудовано в транспортные самолёты. Они имели гибридную конструкцию: пилотскую кабину как на FF-49.C, новую закрытую кабину сзади, и большую площадь руля, как у FF49B. Известны два варианта, в зависимости от размеров пассажирской кабины: Vt с 3-местной и Vtt с 5-местной. Конверсию производили те же три компании, которые их строили; большинство из них первоначально имело моторы Bz. IV, но LFG (получили обозначения LFG V1 и V2) использовали 260-сильные моторы Mercedes D.IVa, некоторые впоследствии были переоснащены моторами Юнкерс L-2 или L-5. Послевоенными почтово-пассажирскими компаниями, использующими FF-49.S были DDL (Det Danske Luftfartselskab) в Дании и германские DLR (Deutsche Luft-Reederei), LFG (Luft-Fahrzeug GmbH), LLS (Lloyd-Luftverkehr Sablatnig) и Luftdienst GmbH.
В 1919 г. DLR имела восемь FF-49: W-3, 5-11, вскоре оставшиеся 7 поменяли номера на D-41, 44, 45, 49 и D-377, 380, 381, а после 1920 единственный оставшийся поменял номер на D-146.
В феврале 1920 г. новая норвежская компания A/S Aero приобрела в Германии четыре Friedrichshafen FF.49c и один Hansa Brandenburg W.29. Эта сделка была вероятно незаконной, так как Антанта запретила экспорт немецкой авиации, но, тем не менее фирма получила разрешение норвежского министерства обороны на импорт пяти немецких самолётов.
В течение лета 1920 г. A/S Aero успешно осуществляла рекламные полёты из бухты Bestumkilen в Осло, но вскоре была продана, и стала частью авиационного завода в Tonsberg, A/S Norske Aeroplanfabrik.
Известные регистрационные номера в гражданской авиации Германии, Дании и Норвегии:
|
зав. № |
тип |
верфь - строитель |
дата |
владелец |
бортовой № |
примечания |
|
1 |
223 |
? |
Sablatnig Flugzeugbau G.m.b.H., Берлин |
? |
Lloyd L.V. Sablatnig, DVS |
|
D-86 |
|
|
2 |
1362 |
? |
Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH, Фридрихсхафен |
1919 |
DLR |
|
W 8 |
|
|
3 |
1361 |
? |
Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH, Фридрихсхафен |
1919 |
DLR |
|
W 9 |
28.01.1920 регистрация отменена |
1919 |
D-377 |
|
4 |
1364 |
? |
Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH, Фридрихсхафен |
1919 |
DLR |
|
W 10 |
28.01.1920 регистрация отменена |
1919 |
D-380 |
1920 |
DDL, Дания |
|
Т-DABA |
в 1921 возвращён |
1921 |
DLR Berlin, DVS |
|
D-146 |
разбился 11.6.1928 у Вюстрова |
|
5 |
1365 |
? |
Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH, Фридрихсхафен |
1920 |
DLR |
|
D-49 |
|
|
6 |
1368 |
? |
Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH, Фридрихсхафен |
? |
LLOYD L.V. Sablatnig, Aero Sport Варнемюнде, DVS |
|
D-85 |
|
|
7 |
3078 |
? |
? |
? |
? |
|
D-44 (?) |
в 1921 продан Дании |
1921 |
DDL, Дания |
|
Т-DABA |
в 1922 продан на запчасти морской авиации |
|
8 |
? |
? |
? |
? |
? |
|
D-71 |
|
|
9 |
? |
V1 |
Luft-Fahrzeug-Gesellschaft |
1919 |
LFG, Штральзунд |
|
D-132 "Max" |
|
|
10 |
? |
V1 |
Luft-Fahrzeug-Gesellschaft |
1919 |
LFG, Штральзунд |
|
D-133 "Moritz" |
|
|
|
11 |
? |
V1 |
Luft-Fahrzeug-Gesellschaft |
1919 |
LFG, Штральзунд |
|
D-134 "Nolte" |
|
|
12 |
? |
FF.49C |
? |
1919 |
? |
|
D-222 |
01.1920 продан Норвегии |
28.01.1920 |
Phoenix Packing Co/Bergen > Den Norske Luftfartsrederi AS > JL Tiedmans Tobaksfabrik > JB Stang/Oslo |
|
N-3 |
? |
|
13 |
? |
V2 |
Luft-Fahrzeug-Gesellschaft |
1919 |
LFG, Штральзунд |
|
D-242 "Die fromme Helena" |
|
|
14 |
? |
? |
? |
1920 |
DLR |
|
D-381 |
28.01.1920 регистрация отменена |
|
15 |
? |
FF.49C |
? |
15.05.1920 |
AS Aero/Oslo |
|
N-6 |
быв. герм. военный, в 1921-1922 списан. |
|
16 |
? |
FF.49C |
? |
15.05.1920 |
AS Aero/Oslo |
|
N-8 |
быв. герм. военный, 28.08.1920 разбился. |
|
17 |
? |
FF.49C |
? |
15.05.1920 |
AS Aero/Oslo |
|
N-9 |
быв. герм. военный, позже N-7, в 1921-1922 списан. |
Служба и использование в других государствах
Россия
Несколько таких FF-49c были брошены немцами при уходе из Севастополя в 1918 г., в частности, аппарат с флотским номером 1544, и достались врангелевцам. Некоторое время эти самолеты использовались белогвардейцами в 1918—1919 гг.
Голландия
Три гидросамолета были интернированы в Голландии и служили в голландском ВМФ в 1918-1920 г., получив бортовые номера V4, V5, V6.
Два из них совершили аварийную посадку в Вилингене 3 мая 1918 года и буксир военно-морского флота Donau заставил их сдаться. Самолеты были "официально куплены" за 16 и 14 тыс. fl. Получили регистрацию под номерами V-4 и V-5, базировались в De Mok и Veere.
7 августа 1918 года FF.49C, летящий из Норденея, после отказа двигателя совершил аварийную посадку в Schiermonnikoog. Он был конфискован катером ВМФ, официально куплен в начале 1919 года за 5 тыс. NLG (скидка из за повреждённого двигателя). Получен регистрационный номер V-6. Был восстановлен и базировался в Де Моке, а также летал из Veere.
(несколько других гидросамолетов FF.49 также садились в море, особенно вблизи Ваттских островов, обычно - сильно повреждённые или выгоревшие, но иногда двигатели все еще можно было восстановить и повторно использовать, после чего такие моторы официально покупались).
Швеция
Два гидросамолета типа FF 49C в январе 1919 года были куплены Шведским флотом непосредственно у производителя во Фридрихсхафене. Из-за несчастных случаев оба самолета (бортовые номера 23 и 24) были списаны в 1924 году.
После окончания войны компания гражданской авиации Svensk Lufttrafik AB также купила два FF 49C. Самолеты были перестроены для перевозки пассажиров, но надежды на коммерческое использование не оправдались и эти две машины были куплены Военно-морским флотом в 1920 г. и получили бортовые 25 и 26.
Все 4 самолёта ВМФ не имели стрелкового вооружения и, как учебные самолёты, оборудовались дублированным управлением. Машина № 25 использовалась для первых испытаний с торпедами в 1923 году, FF 49C стал также первым шведским военным самолетом, оснащенным радиосвязью.
Дания
7 ед. с 1919 по 1926 г. служили в Датском ВМФ под своим обозначением типа ( HB II ).
Финляндия
До октября 1918 года только один самолёт финских ВВС мог осуществлять береговую разведку, это был FF 49c. В октябре появился ещё один FF 49c. Всего в ВВС Финляндии с 1918 по 1923 г. служили 5 "сорок-девятых": 1 ед. FF 49b и 4 ед. FF 49c. 8 августа 1919 г. один FF 49c у Койвисто во время крутого поворота на малой высоте упал в воду и разбился. Два человека из трёх на борту погибли.
Польша
Один гидросамолет FF.49B был приобретен в 1920 году e немецкой частной компании Ing. Utgoffa в Данциге. Он использовался для обучения в Школе морской авиации в Пуке до 1924 года.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Borzutski, Siegfried: Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH. Markus Burbach Verlag, Berlin 1993 |
2 |
Kroschel, G. Stützer, H.: Die deutschen Militärflugzeuge 1910 - 1918, Weltbild Verlag, Augsburg 1994 |
на английском |
3 |
Munson, Kenneth: Fighters Attack and Training Aircraft 1914-19, Blandford Press, London 1976 |
4 |
O.Thetford, P.Gray German Aircraft of the First World War (Putnam) |
5 |
Imri Alex: German Naval Air Service, Arms & Armour Press, London 1989 |
6 |
Flight Magazine, 1919. |
на русском |
7 |
Вячеслав Кондратьев. Разведывательные самолеты Первой мировой войны |
8 |
В.Обухович, А.Никифоров. Самолеты Первой Мировой |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
последнее обновление: 26.05.2022
|
Флаг военного флота Германской империи
Бортовое обозначение военной авиации Германской империи 1914–1918
Бортовое обозначение военной авиации Германской империи 1917–1918
Бортовое обозначение авиации Голландского флота в 1917-1920 гг.
Обозначение гражданской авиации Веймарской республики
Бортовые обозначения авиации России, Болгарии, Швеции, Голландии, Польши и Дании
|