входоглавлениеморская авиация → гидросамолет Friedrichshafen FF-49

  Авиация  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  



Гидросамолет - разведчик, бомбардировщик и транспортный

(Wasserflugzeug)

 Friedrichshafen FF-49


Германия, 1917-1919 гг., 349 ед. (развитие FF-39)

 

*
FF-49b
*
FF-49c
*
FF-49s
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
модификация постройка дата количество №№ примечания
FF-49b Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH, Фридрихсхафен 1917 25 1536-1550, 1607-1616 бомбардировщики
FF-49c Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH, Фридрихсхафен 1917-1918 195 1521-1535, 1597-1606, 1669-1698, 1699-1718, 1742-1811, 1812-1826, 2053-2092 разведчики
LFG, Берлин 85 3064-3083, 6521-6540, 1842-1856, 1872-1901
Sablatnig Flugzeugbau G.m.b.H., Берлин
FF-49s Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH, Фридрихсхафен 1918-1919 44 --- транспортные
ТТХ
  FF-49c - разведчик FF-49b - бомбардировщик
Масса пустого 1,515 т 1,432 т
взлётная 2,147 т 2,097 т
Размерения длина 11,65 м 11,525 м
размах крыла (верхнего/нижнего) 17,15/16,7 м 17,35/17,0 м
площадь крыла 71,16 м²
высота 4,5 м 4,25 м
Энергетическая установка состав и тип 1 тянущий пропеллер Ø 2,96 м
1 мотор Benz Bz.IV х 200 л. с. ( 6-цилиндровый рядный с водяным охлаждением)
Скорость максимальная 140 км/ч 152 км/ч
крейсерская 118 км/ч ?
Практический потолок 3500 м ?
Скороподъёмность 125 м/мин 110 м/мин
Дальность полёта 600 км / 5,5 часов ? км / 5,5 часов
Экипаж 2 чел.
Дополнительные данные конструкция фюзеляжный биплан, крылья обтянуты тканью, 2 больших поплавка
управление элероны на обоих крыльях, 2 руля высоты и 1 руль направления на оперении
ВООРУЖЕНИЕ
  FF-49c - разведчик FF-49b - бомбардировщик FF-49s - транспортный
оборонительное 1-7.92 мм пулемёт Parabellum (турельный)
* на 15 ед. + 1-7.92 мм пулемёт Spandau (фиксированный)
без вооружения
полезная нагрузка приёмо-передающая радиостанция бомбы 3 или 5 пассажиров

 

   

Для замены 33j, в мае 1917 г. был построен первый FF 49c, очень похожий на малую серию FF 39, которых было построено всего четырнадцать единиц. Удовлетворительного улучшения добились укреплением конструкции, получился более износоустойчивый и надежный самолет. Не один раз 49-е совершали посадки в открытом море, чтобы спасать другие команды и испытывали при этом лишь незначительные трудности при взлёте с двойной нагрузкой.

Внешне FF 49c был похож на 33j, хотя и больше размерами. Поверхности управления имели аэродинамическую компенсацию. Балансировка всех элементов управления улучшала манёвренные качества и уменьшала усталость пилотов, важное качество при длительном патрулировании. Это также позволило становиться в выгодную позицию при отражении атаки, так как наблюдатель теперь был вооружен пулемётом. На самолётах устанавливалось как передающее так и принимающее телеграфное оборудование, которое позволяло в ходе патрулирования получать инструкции, а также передавать результаты наблюдений. FF 49c обладал такой степенью эффективности, что оставался на службе вплоть до конца войны.

Всего в 1917-1918 гг. заводу "Flugzeugbau Friedrichshafen" было заказано 195 единиц: 1521-1535, 1597-1606, 1669-1698, 1699-1718, 1742-1811, 1812-1826, 2053-2092 + 85 единиц - фирмам "Sablatnig" и "LFG": 1842-1856, 1872-1901, 3064-3083, 6521-6540.

Существовал и специальный вариант этой машины в качестве бомбардировщика, известный как 49b. Вариант FF 49b с двигателем Бенц Bz.PV представлял собой бомбардировщик без оборонительного вооружения. Конструкция самолета была аналогична FF 33, но место пилота находилось в задней кабине. Было заказано 25 таких машин: №№ 1536-1550, 1607-1616.

Из 305 заказанных было построено, по разным данным, 235 или около 270 машин обеих модификаций.

Самолёт оказался чрезвычайно удачным и показал отличные качества. Он хорошо держался на воде, легко взлетал, был очень надежным.

Надёжность самолётов этого типа иллюстрирует следующая история:

 

FF49c № 1874 10 мая 1918 г., базировавшийся на авиатранспорте Santa Elena вылетел в разведывательное патрулирование над английскими береговыми водами. Команда N.C.O. - Hans Sommermann (пилот) и Georg Patzoldt (наблюдатель), в компании с другим Friedrichshafen 49c, когда достигли своей зоны патрулирования, обнаружили новое минное поле. Они оставались, чтобы выяснить его границы, пока датчики топлива не указали время возвращения; Patzoldt сигнализировал экипажу сопутствующего гидроплана, после чего они направились в сторону Германии.

К 11.00 часам, после около шести часов полёта топливо стало заканчиваться, базового судна нигде не было видно и обоим самолётам пришлось сесть на воду, послав сигнал SOS. После приводнения они стали на якоря, чтобы избежать дрейфа, и стали ждать спасательные корабли из Боркума или Нордерни, надеясь, что они прибудут до наступления темноты. Тем не менее, ночь наступила без признаков помощи и поднялся сильный ветер. Экипажи стал одолевать голод и жажда, не было никакой воды, кроме, как в радиаторах, смешанной с глицерином и потому отвратительной на вкус. Вскоре после полуночи разгулялся шторм, № 1874 сорвало с якоря и начало быстро сносить.

Дрейф продолжался в течении всего грозового и облачного воскресенья и следующую тревожную ночь. Каждый второй час команда № 1874 зажигала яркое освещение, в надежде привлечь внимания какого-нибудь судна. На рассвете другого дня обнаружили, что дрейф был к английскому берегу, возможно они могли быть спасены Британским Королевским Военно-морским флотом, но никакие корабли не появились и их тяжелое испытание продолжалось. Ветер переменился на юго-западный и гидроплан снова стал дрейфовать прочь из британских вод в Северное Море.

На пятый день они попытались скорректировать положение машины, обрубив часть панели крыла, но были слишком слабыми, чтобы владеть топором. На шестой день опустился туман, но экипаж смог увидеть проходящие рыболовные суда, однако те проигнорировали все сигналы. В конечном счете, вскоре после полудня, Patzoldt кое-как смог отломать часть каркаса, на котором он прикрепил свой платок, и наконец появилось судно, которое их подобрало. Это был шведский рыболовный смэк Argo II, чей капитан позже объяснил, что сперва они интерпретировали ярко-красную ракету как предупреждение уходить прочь. Если бы сигнальная ракета была белой, он должен был немедленно подойти, но к тому времени у экипажа таких ракет не осталось.

Sommermann и Patzoldt были спасены на расстоянии около 27 миль от норвежского берега, ровно через неделю после начала их тяжелого испытания и были высажены в шведском порту Mars trand. Здесь они узнали, что их компаньон FF 49c был спасен на четвертый день голландской лодкой, чье внимание изобретательно было привлечено сигналами SOS, подаваемыми посредством стрельбы из пулемёта.

По возвращении Sommermann и Patzoldt в Германию, было подсчитано, что FF 49c № 1874 дважды пересёк почти всё Северное Море в течение периода около 140 часов.

 

 

                     
СПИСОК МАШИН В СОСТАВЕ ФЛОТА
  бортовой номер год постройки примечания
FF 49C, I серия, разведчики с одним пулемётом, заказ 05.1917 (15 ед.)
1 1521 1917  
2 1522 1917  
3 1523 1917  
4 1524 1917  
5 1525 1917  
6 1526 1917  
7 1527 1917  
8 1528 1917  
9 1529 1917  
10 1530 1917  
11 1531 1917  
12 1532 1917  
13 1533 1917  
14 1534 1917  
15 1535 1917  
FF 49B, I серия, бомбардировщики без оборонительного вооружения, заказ 05.1917 (15 ед.)
16 1536 1917  
17 1537 1917  
18 1538 1917  
19 1539 1917  
20 1540 1917  
21 1541 1917  
22 1542 1917  
23 1543 1917  
24 1544 1917  
25 1545 1917  
26 1546 1917  
27 1547 1917  
28 1548 1917  
29 1549 1917  
30 1550 1917  
F 49C, II серия, разведчики с одним пулемётом, заказ 06.1917 (10 ед.)
31 1597 1917  
32 1598 1917  
33 1599 1917  
34 1600 1917  
35 1601 1917  
36 1602 1917  
37 1603 1917  
38 1604 1917  
39 1605 1917  
40 1606 1917  
FF 49B, II серия, бомбардировщики без оборонительного вооружения, заказ 06.1917 (10 ед.)
41 1607 1917  
42 1608 1917  
43 1609 1917  
44 1610 1917  
45 1611 1917  
46 1612 1917  
47 1613 1917  
48 1614 1917  
49 1615 1917  
50 1616 1917  
F 49C, III серия, разведчики с одним пулемётом, заказ 07.1917 (30 ед.)
51 1669 1917  
52 1670 1917  
53 1671 1917  
54 1672 1917  
55 1673 1917  
56 1674 1917  
57 1675 1917  
58 1676 1917  
59 1677 1917  
60 1678 1917  
61 1679 1917  
62 1680 1917  
63 1681 1917  
64 1682 1917 3 мая 1918 интернирован Голландией после аварийной посадки в Вилингене, с 12 ноября 1918 г. голландский V-4.
65 1683 1917  
66 1684 1917  
67 1685 1917  
68 1686 1917  
69 1687 1917  
70 1688 1917 1.08.1918 вынуж. посадка в Сев. море. Экипаж снят кр. "Stuttgart"
71 1689 1917  
72 1690 1917  
73 1691 1917  
74 1692 1917  
75 1693 1917  
76 1694 1917  
77 1695 1917  
78 1696 1917  
79 1697 1917  
80 1698 1917  
F 49C, IV серия, разведчики с одним пулемётом, заказ 27.08.1917 (20 ед.)
81 1699 1917 готовность: 20.09.1917, сдан флоту 19.12.1917
82 1700    
83 1701    
84 1702    
85 1703    
86 1704    
87 1705   3 мая 1918 интернирован Голландией после аварийной посадки в Вилингене, после ремонта, с 1920 г. голландский V-5.
88 1706    
89 1707    
90 1708    
91 1709    
92 1710    
93 1711    
94 1712    
95 1713    
96 1714    
97 1715    
98 1716    
99 1717    
100 1718    
F 49C, V серия, разведчики с одним пулемётом, заказ 08.1917 (70 ед.)
101 1742    
102 1743    
103 1744    
104 1745    
105 1746    
106 1747    
107 1748    
108 1749    
109 1750    
110 1751    
111 1752    
112 1753    
113 1754    
114 1755    
115 1756    
116 1757    
117 1758   13 мая 1918 интернирован Голландией после аварийной посадки в Северном море, после ремонта, с 1920 г. голландский V-6.
118 1759    
119 1760    
120 1761    
121 1762    
122 1763    
123 1764    
124 1765    
125 1766    
126 1767    
127 1768    
128 1769    
129 1770    
130 1771    
131 1772    
132 1773    
133 1774    
134 1775    
135 1776    
136 1777    
137 1778    
138 1779    
139 1780    
140 1781    
141 1782    
142 1783    
143 1784    
144 1785    
145 1786    
146 1787    
147 1788    
148 1789    
149 1790    
150 1791    
151 1792    
152 1793    
153 1794    
154 1795    
155 1796    
156 1797    
157 1798    
158 1799    
159 1800    
160 1801    
161 1802    
162 1803    
163 1804    
164 1805    
165 1806    
166 1807    
167 1808    
168 1809    
169 1810    
170 1811    
F 49C, V серия, разведчики с двумя пулемётами, заказ 08.1917 (15 ед.)
171 1812    
172 1813    
173 1814    
174 1815    
175 1816    
176 1817    
177 1818    
178 1819    
179 1820    
180 1821   6.09.1918 в 8.52 обн. два вражеских кр. у Терсхеллинга
181 1822    
182 1823    
183 1824    
184 1825    
185 1826    
F 49C, I серия постройки фирмы Sablatung, разведчики (15 ед.)
186 1842    
187 1843    
188 1844    
189 1845    
190 1846    
191 1847    
192 1848    
193 1849    
194 1850    
195 1851    
196 1852    
197 1853    
198 1854    
199 1855    
200 1856    
F 49C, II серия постройки фирмы Sablatung, разведчики (30 ед.)
201 1872    
202 1873    
203 1874    
204 1875    
205 1876    
206 1877    
207 1878    
208 1879    
209 1880    
210 1881    
211 1882    
212 1883    
213 1884    
214 1885    
215 1886    
216 1887    
217 1888    
218 1889    
219 1890    
220 1891    
221 1892    
222 1893    
223 1894    
224 1895    
225 1896    
226 1897    
227 1898    
228 1899    
229 1900    
230 1901    
F 49C, VI серия, разведчики с одним пулемётом, заказ 09.1917 (40 ед.)
231 2053    
232 2054    
233 2055    
234 2056    
235 2057    
236 2058    
237 2059    
238 2060    
239 2061    
240 2062    
241 2063    
242 2064    
243 2065    
244 2066    
245 2067    
246 2068    
247 2069    
248 2070    
249 2071    
250 2072    
251 2073    
252 2074    
253 2075    
254 2076    
255 2077    
256 2078    
257 2079    
258 2080    
259 2081    
260 2082    
261 2083    
262 2084    
263 2085    
264 2086    
265 2087    
F 49C постройки фирмы Sablatung или LFG, разведчики (20 ед.)
266 3064 1918  
267 3065 1918  
268 3066 1918  
269 3067 1918  
270 3068 1918  
271 3069 1918  
272 3070 1918  
273 3071 1918  
274 3072 1918  
275 3073 1918  
276 3074 1918  
277 3075 1918  
278 3076 1918  
279 3077 1918  
280 3078 1918  
281 3079 1918  
282 3080 1918  
283 3081 1918  
284 3082 1918  
285 3083 1918  
F 49C постройки фирмы LFG, разведчики (20 ед.)
286 6521 1918  
287 6522 1918  
288 6523 1918  
289 6524 1918  
290 6525 1918  
291 6526 1918  
292 6527 1918  
293 6528 1918  
294 6529 1918  
295 6530 1918  
296 6531 1918  
297 6532 1918  
298 6533 1918  
299 6534 1918  
300 6535 1918  
301 6536 1918  
302 6537 1918  
303 6538 1918  
304 6539 1918  
305 6540 1918  

 

После войны, в 1918-19 гг., компания Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH построила сорок четыре гидроплана "неизвестного типа" (FF49.s). Кроме того, множество FF49 тогда же было преоборудовано в транспортные самолёты. Они имели гибридную конструкцию: пилотскую кабину как на FF-49.C, новую закрытую кабину сзади, и большую площадь руля, как у FF49B. Известны два варианта, в зависимости от размеров пассажирской кабины: Vt с 3-местной и Vtt с 5-местной. Конверсию производили те же три компании, которые их строили; большинство из них первоначально имело моторы Bz. IV, но LFG (получили обозначения LFG V1 и V2) использовали 260-сильные моторы Mercedes D.IVa, некоторые впоследствии были переоснащены моторами Юнкерс L-2 или L-5. Послевоенными почтово-пассажирскими компаниями, использующими FF-49.S были DDL (Det Danske Luftfartselskab) в Дании и германские DLR (Deutsche Luft-Reederei), LFG (Luft-Fahrzeug GmbH), LLS (Lloyd-Luft-verkehr Sablatnig) и Luftdienst GmbH.

В феврале 1920 г. новая норвежская компания A/S Aero приобрела в Германии четыре Friedrichshafen FF.49c и один Hansa Brandenburg W.29. Эта сделка была вероятно незаконной, так как Антанта запретила экспорт немецкой авиации, но, тем не менее фирма получила разрешение норвежского министерства обороны на импорт пяти немецких самолётов.

В течение лета 1920 г. A/S Aero успешно осуществляла рекламные полёты из бухты Bestumkilen в Осло, но вскоре была продана, и стала частью авиационного завода в Tonsberg, A/S Norske Aeroplanfabrik.

 

 

Известны регистрационные номера 14 машин в гражданской авиации Германии, Дании и Норвегии:
  зав. № тип верфь - строитель дата владелец бортовой № примечания
 
1 223 ? Sablatnig Flugzeugbau G.m.b.H., Берлин ? Lloyd L.V. Sablatnig, DVS D-86  
 
2 1361 ? Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH, Фридрихсхафен ? DLR D-377 28.01.1920 регистрация отменена
 
3 1364 ? Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH, Фридрихсхафен ? DLR D-380 28.01.1920 регистрация отменена
1920 DDL, Дания Т-DABA в 1921 возвращён
1921 DLR Berlin, DVS D-146 разбился 11.6.1928 у Вюстрова
 
4 1368 ? Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH, Фридрихсхафен ? LLOYD L.V. Sablatnig, Aero Sport Варнемюнде, DVS D-85  
 
5 3078 ? ? ? ? D-43 (?) в 1921 продан Дании
1921 DDL, Дания Т-DABA в 1922 продан на запчасти морской авиации
 
6 ? ? ? ? ? D-71  
 
7 ? FF.49C ? ? ? D-222 01.1920 продан Норвегии
28.01.1920 Phoenix Packing Co/Bergen > Den Norske Luftfartsrederi AS > JL Tiedmans Tobaksfabrik > JB Stang/Oslo N-3 ?
 
8 ? ? ? ? DLR D-236  
 
9 ? ? ? ? DLR D-238  
 
10 ? ? ? ? DLR D-381 28.01.1920 регистрация отменена
 
11 ? ? ? ? DLR D-507 возможно, только временная регистрация DLR-507
 
12 ? FF.49C ? 15.05.1920 AS Aero/Oslo N-6 быв. герм. военный, в 1921-1922 списан.
 
13 ? FF.49C ? 15.05.1920 AS Aero/Oslo N-8 быв. герм. военный, 28.08.1920 разбился.
 
14 ? FF.49C ? 15.05.1920 AS Aero/Oslo N-9 быв. герм. военный, позже N-7, в 1921-1922 списан.

 

Служба и использование в других государствах

 

  Россия  

Несколько таких FF-49c были брошены немцами при уходе из Севастополя в 1918 г., в частности, аппарат с флотским номером 1544, и достались врангелевцам. Некоторое время эти самолеты использовались белогвардейцами в 1918—1919 гг.

 

  Голландия  

Три гидросамолета были интернированы в Голландии и служили в голландском ВМФ в 1918-1920 г., получив бортовые номера V4, V5, V6.

Два из них совершили аварийную посадку в Вилингене 3 мая 1918 года и буксир военно-морского флота Donau заставил их сдаться. Самолеты были "официально куплены" за 16 и 14 тыс. fl. Получили регистрацию под номерами V-4 и V-5, базировались в De Mok и Veere.

7 августа 1918 года FF.49C, летящий из Норденея, после отказа двигателя совершил аварийную посадку в Schiermonnikoog. Он был конфискован катером ВМФ, официально куплен в начале 1919 года за 5 тыс. NLG (скидка из за повреждённого двигателя). Получен регистрационный номер V-6. Был восстановлен и базировался в Де Моке, а также летал из Veere.

(несколько других гидросамолетов FF.49 также садились в море, особенно вблизи Ваддских островов, обычно - сильно повреждённые или выгоревшие, но иногда двигатели все еще можно было восстановить и повторно использовать, после чего такие моторы официально покупались).

     

 

  Швеция  

Два гидросамолета типа FF 49C в январе 1919 года были куплены Шведским флотом непосредственно у производителя во Фридрихсхафене. Из-за несчастных случаев оба самолета (бортовые номера 23 и 24) были списаны в 1924 году.

После окончания войны компания гражданской авиации Svensk Lufttrafik AB также купила два FF 49C. Самолеты были перестроены для перевозки пассажиров, но надежды на коммерческое использование не оправдались и эти две машины были куплены Военно-морским флотом в 1920 г. и получили бортовые 25 и 26.

Все 4 самолёта ВМФ не имели стрелкового вооружения и, как учебные самолёты, оборудовались дублированным управлением. Машина № 25 использовалась для первых испытаний с торпедами в 1923 году, FF 49C стал также первым шведским военным самолетом, оснащенным радиосвязью.

               

 

  Дания  

7 ед. с 1919 по 1926 г. служили в Датском ВМФ под своим обозначением типа ( HB II ).

 

  Финляндия  

До октября 1918 года только один самолёт финских ВВС мог осуществлять береговую разведку, это был FF 49c. В октябре появился ещё один FF 49c. Всего в ВВС Финляндии с 1918 по 1923 г. служили 5 "сорок-девятых": 1 ед. FF 49b и 4 ед. FF 49c. 8 августа 1919 г. один FF 49c у Койвисто во время крутого поворота на малой высоте упал в воду и разбился. Два человека из трёх на борту погибли.

 

  Польша  

Один гидросамолет FF.49B был приобретен в 1920 году e немецкой частной компании Ing. Utgoffa в Данциге. Он использовался для обучения в Школе морской авиации в Пуке до 1924 года.

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

                   
                                   

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Borzutski, Siegfried: Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH. Markus Burbach Verlag, Berlin 1993
2 Kroschel, G. Stützer, H.: Die deutschen Militärflugzeuge 1910 - 1918, Weltbild Verlag, Augsburg 1994
на английском
3 Munson, Kenneth: Fighters Attack and Training Aircraft 1914-19, Blandford Press, London 1976
4 O.Thetford, P.Gray German Aircraft of the First World War (Putnam)
5 Imri Alex: German Naval Air Service, Arms & Armour Press, London 1989
6 Flight Magazine, 1919.
на русском
7 Вячеслав Кондратьев. Разведывательные самолеты Первой мировой войны
8 В.Обухович, А.Никифоров. Самолеты Первой Мировой
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 1.05.2018

 




 

 
Флаг военного флота Германской империи
Бортовое обозначение военной авиации Германской империи 1914–1918
Бортовое обозначение военной авиации Германской империи 1917–1918
Бортовое обозначение авиации Голландского флота в 1917-1920 гг.
FF-49
FF-49 после войны.
FF-49
Обломки FF-49 #1536.
FF-49
Модель польского FF-49.
FF-49
Модель польского FF-49.
FF-49
Модель польского FF-49.
FF-49
Модель польского FF-49.
FF-49
Модель польского FF-49.
FF-49
Модель польского FF-49.
FF-49
Модель польского FF-49.
FF-49
Модель польского FF-49.
FF-49
Модель польского FF-49.
FF-49
Модель польского FF-49.
FF-49
Модель польского FF-49.
FF-49
Модель польского FF-49.
FF-49
Модель польского FF-49.
FF-49
Модель польского FF-49.
FF-49
Модель польского FF-49.
FF-49
Модель шведского FF-49.
FF-49
Модель голландского FF-49.
FF-49
Модель FF-49 германского ВМФ.
FF-49
Модель FF-49 германского ВМФ.
FF-49
Модель FF-49 германского ВМФ.
FF-49
Модель FF-49 германского ВМФ.
FF-49
Модель FF-49 германского ВМФ.
FF-49
Модель FF-49 германского ВМФ.
FF-49
Модель FF-49 германского ВМФ.
FF-49
Модель FF-49 германского ВМФ.
FF-49
Модель FF-49 германского ВМФ.
FF-49
Норвежский коммерческий FF-49
FF-33l
Польские FF-33L (№9), Lübeck Travemünde F-4 (№7), Friedrichshafen FF-49B (№1) и Friedrichshafen FF-33E (№8) в Пуке, 20.08.1920 г.
FF-33l
Польские FF-33L (№9), Lübeck Travemünde F-4 (№7), Friedrichshafen FF-49B (№1) и Friedrichshafen FF-33E (№8) в Пуке, 20.08.1920 г.
FF-49c
Финский FF-49c № C.72-18 в Сортавале, 1918 г.
FF-49c
Финский FF-49c.
FF-49c
Финский FF-49c.
FF-49c
Датский FF-49c.
FF-49c
Датский FF-49c.
FF-49c
Шведский FF-49c.
FF-49c
Шведский FF-49c.
FF-49c
Шведский FF-49c.
FF-49c
Шведский FF-49c.
FF-49c
Шведский FF-49c.
FF-49c
Шведский FF-49c.
FF-49c
Шведский FF-49c.
FF-49c
Шведский FF-49c.
FF-49c
Шведский FF-49c.
FF-49c
Шведский FF-49c в Карлсборге.
FF-49c
Шведский FF-49c
FF-49c
Шведский FF-49c
FF-49c
Голландский FF-49c V-4
FF-49c
Голландский FF-49c V-4
FF-49c
Голландский FF-49c V-5
FF-49c
Голландский FF-49c V-5
FF-49c
Голландский FF-49c V-4
FF-49c
Голландский FF-49c
FF-49c
Голландские FF-49c, в т. ч. V-5
FF-49c
Голландский FF-49c V-6
FF-49c
Датский FF-49c
FF-49
Один из FF-49C, принадлежавший белым, в Севастополе в 1918 г.
FF-49
FF-49 катает отдыхающих после войны.
FF-49
FF-49 катает отдыхающих после войны.
FF-49
FF-49 катает отдыхающих после войны.
FF-49s
FF-49s
FF-49c
Крушение FF-49 на крыше дома.
FF-49c
FF-49c
FF-49c
FF-49c
FF-49c
FF-49c
FF-49c
FF-49 после войны.
FF-49
FF-49
FF-49
FF-49
FF-49b
FF-49b
FF-49
FF-49
FF-49
FF-49
FF-49
FF-49
FF-49
FF-49
FF-49c
FF-49c
FF-49c
FF-49c
FF-49c
FF-49c
FF-49b
FF-49b
FF-49
FF-49
FF-49c
FF-49c
FF-49b
FF-49b
FF-49c
FF-49c