ОглавлениеМорская авиация → Гидросамолет Sablatnig SF-5

  Авиация  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  


Гидросамолет - разведчик

(Wasserflugzeug)

 Sablatnig SF-5


Германия, 1917-1918 гг., 101 ед. (проект Josef Sablatnig, развитие SF-2)


*
SF-5
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
модификация постройка дата количество №№ примечания
SF-5 Sablatnig-Flugzeugbau GmbH, Берлин 01.1917-09.1917 60 609-618, 1224-1233, 1352-1371 HFT - разведчик с приёмо-передатчиком
LFG, Берлин 1917 30 1017-1036, 1214-1223 учебные
LVG, Берлин 09.1917-02.1918 10 1459-1468 BFT - разведчик с передатчиком
Sablatnig-Flugzeugbau GmbH, Берлин 02.1918 1 1514 опытовый?
ТТХ
постройки Sablatnig, остальные несколько отличались
Масса пустого 1,052 т
взлётная 1,605 т
Размерения длина 9,6 м
размах крыла (верхнего/нижнего) 17,3/? м
площадь крыла 50,5 м²
высота 3,55 м
Энергетическая установка состав и тип 1 тянущий пропеллер
1 мотор Benz Bz III х 150 л.с.
Скорость максимальная 145 км/ч
крейсерская 135 км/ч
Практический потолок 3600 м
Скороподъёмность 84 м/мин
Длительность полёта 2-3 часа
Экипаж 2 чел.
Дополнительные данные конструкция фюзеляжный биплан, крылья обтянуты тканью, 2 больших поплавка
управление элероны на обоих крыльях, 2 руля высоты и 1 руль направления на оперении
ВООРУЖЕНИЕ
отсутствовало

 

 

В конце 1916 года командование Имперского флота заказало фирме Sablatnig Flugzeugbau GmbH постройку невооруженного разведывательного гидросамолета, оснащенного приёмо-передающей радиостанцией (по классификации флота - HFT). Этот самолет был разработан на базе довольно удачной машины Sablatnig SF-2, получив улучшенную аэродинамику, что позволило несколько увеличить скорость.

Первая партия SF.5 (c серийными номерами 968-987) была поставлена флоту в период с января по май 1917 года. Еще две партии (1224-1233 и 1352-1371) были закончены в июле-сентябре. Кроме того по этому типу были (по некоторым данным) достроены 10 машин, заказанных ранее по типу SF-2 (609-618). LVG строила по лицензии эти самолёты в учебном варианте, без радио-оборудования, и произвела 30 машин (№№ 1017-1036 и 1214-1223) во второй половине 1917 г.

В сентябре 1917 - феврале 1918 гг. LFG тоже строила по лицензии SF-5 в несколько облегчённом варианте BFT (невооруженная разведывательная машина без радиоприёмника но с передатчиком) и изготовила 10 экземпляров (№№ 1459-1468).

В феврале 1918 г. головной завод Sablatnig Flugzeugbau GmbH по неизвестной причине построил одиночную машину этого типа (№ 1514), вероятно, для каких-либо испытаний.

Экипажи обычно испытывали неприязнь к SF-5, который получил прозвище "Хромая Ворона" из-за своего некачественного исполнения и моральной устарелости. Экипажи обнаружили, что предполагаемая крейсерская скорость промышленных образцов была фактически их наибольшей скоростью.

Не смотря на это машины широко использовались со станций гидропланов в Северном и Балтийском морях. Некоторые SF-5, возможно использовались как бомбардировщики против русских сил, но даже разведчики этого типа были легкой добычей для русских истребителей. По крайней мере два SF-5 были захвачены русскими и в дальнейшем использовались ими.

С декабря 1917 года десять SF-5 были отправлены в Турцию, чтобы усилить там немецкие части береговой охраны в Фесе. 6 мая 1918 года 6 из них были переданы Османским ВМС. Известны только заводские номера этих машин: 971, 972, 1030, 1031, 1033 и 1034.

Один из SF-5 был установлен на колесное шасси, снятое с другой машины. Получивший официальное армейское обозначение B.I, он планировался для использования в роли учебного, но заказов не последовало.

Один SF-5 на колесном шасси после после войны некоторое время использовался, как пассажирский, с регистрационным номером D 70.

СПИСОК МАШИН В СОСТАВЕ ФЛОТА
  бортовой номер год постройки примечания
I серия: постройки Sablatnig-Flugzeugbau GmbH, невооруженный разведчик с приёмо-передатчиком, нач. 1917 - 10 ед.
1 609 1917  
2 610 1917  
3 611 1917  
4 612 1917  
5 613 1917  
6 614 1917  
7 615 1917  
8 616 1917  
9 617 1917  
10 618 1917  
II серия - постройки Sablatnig, невооруженный разведчик с приёмо-передатчиком (20 ед). январь-май 1917 г.
11 968 1917  
12 969 1917  
13 970 1917  
14 971 1917  
15 972 1917  
16 973 1917  
17 974 1917  
18 975 1917  
19 976 1917  
20 977 1917  
21 978 1917  
22 979 1917  
23 980 1917  
24 981 1917  
25 982 1917  
26 983 1917  
27 984 1917  
28 985 1917  
29 986 1917  
30 987 1917  
III серия - постройки L.V.G., учебные самолёты без вооружения и радио (20 ед), вторая половина 1917 г.
31 1017 1917  
32 1018 1917  
33 1019 1917  
34 1020 1917  
35 1021 1917  
36 1022 1917  
37 1023 1917  
38 1024 1917  
39 1025 1917  
40 1026 1917  
41 1027 1917  
42 1028 1917  
43 1029 1917  
44 1030 1917  
45 1031 1917  
46 1032 1917  
47 1033 1917  
48 1034 1917  
49 1035 1917  
50 1036 1917  
IV серия - постройки L.V.G., учебные самолёты без вооружения и радио (10 ед), вторая половина 1917 г.
51 1214 1917  
52 1215 1917  
53 1216 1917  
54 1217 1917  
55 1218 1917  
56 1219 1917  
57 1220 1917  
58 1221 1917  
59 1222 1917  
60 1223 1917  
V серия - постройки Sablatnig, невооруженный разведчик с приёмо-передатчиком (10 ед), июль - сентябрь 1917 г.
61 1224 1917  
62 1225 1917  
63 1226 1917  
64 1227 1917  
65 1228 1917  
66 1229 1917  
67 1230 1917  
68 1231 1917  
69 1232 1917  
70 1233 1917  
VI серия - постройки Sablatnig, невооруженный разведчик с приёмо-передатчиком (20 ед), июль - сентябрь 1917 г.
71 1352 1917  
72 1353 1917  
73 1354 1917  
74 1355 1917  
75 1356 1917  
76 1357 1917  
77 1358 1917  
78 1359 1917  
79 1360 1917  
80 1361 1917  
81 1362 1917  
82 1363 1917  
83 1364 1917  
84 1365 1917  
85 1366 1917  
86 1367 1917  
87 1368 1917  
88 1369 1917  
89 1370 1917  
90 1371 1917  
VII серия - постройки L.F.G., невооруженные разведчики с передатчиком, 09.1917 - 02.1918 гг. (10 ед), сентябрь 1917 - февраль 1918
91 1459 1917  
92 1460    
93 1461    
94 1462    
95 1463    
96 1464    
97 1465    
98 1466    
99 1467    
100 1468 1918  
доп. - постройки Sablatnig, невооруженный разведчик с приёмо-передатчиком (1 ед), февраль 1918
101 1514 1918  

 

Дальнейшим развитием машины стал учебный Sablatnig SF-8

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Kroschel, Günter; Helmut Stützer. Die Deutschen Militärflugzeuge 1910–1918. Herford: Verlag E.S. Mittler & Sohn, 1994
на английском
2 Gray, Peter and Thetford, Owen. German Aircraft of the First World War. London: Putnam, 1962
3 Taylor, Michael J. H. - Jane's Encyclopedia of Aviation. London: Studio Editions, 1989.
4 Heinz J. Nowarra. Marine Aircraft of the 1914-1918 War
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 21.12.2018

 




 

 
Флаг военного флота Германской империи
Бортовое обозначение военной авиации Германской империи
SF-5
"SF-5" в колёсном варианте.
SF-5
Колёсный "SF-5" на послевоенной гражданской службе.
SF-5
"SF-5" с турецкими обозначениями.
SF-5
"SF-5" с обозначением, похожим на имперское русское.
SF-5
"SF-5"
SF-5
"SF-5"
SF-5
"SF-5"
SF-5
"SF-5"
SF-5
"SF-5"
SF-5
SF-5
SF-5
SF-5
SF-5
SF-5