Фирма L.F.G. была одной из двух (наряду с Hansa Brandenburg), к которым в апреле 1917 года обратилось руководство флотской авиацией с заданием на разработку миниатюрного гидросамолета-разведчика, использовать который предполагалось с новых подводных лодок. Самолет должен был быть одноместным, основными требованиями к нему были малые размеры и возможность быстрой сборки-разборки: составные части аппарата должны были укладываться в пять герметичных контейнеров цилиндрической формы на палубе субмарины. Конструкция должна быть возможно более простая и устойчивая к воздействию соленой воды.
Весной 1918 года дочернее предприятие в Штральзунде, возглавляемое морским инженером Готтхольдом Баатцем (Gotthold Baatz) разработало машину, отвечающую этим требованиям. Все в цельнодюралевом двухпоплавковом моноплане было простым до примитивности: монококовый фюзеляж - фактически труба с вырезом для кабины, капот простейшей цилиндрической формы, полусвободнонесущее двухлонжеронное крыло небольшой стреловидности. Командование флота заказало три прототипа, номера заказов неизвестны. Также неизвестно официальное обозначение типа, в документах того периода он упоминается по месту постройки (LFG Stralsund).
Самолет проектировался с учетом того, чтобы после разборки его составные части можно было уложить в 5 цилиндрических контейнеров диаметром 70 см и длиной 4 - 4,5 м. Была разработана и схема укладки. В цилиндры No. 1 и 2 укладывались поплавки и более длинные из их стоек; цилиндр No. 3 вмещал хвостовую часть фюзеляжа и более короткие стойки поплавков; цилиндр No. 4 - одну консоль крыла, стабилизатор с подкосами, киль и металлический передний обтекатель кабины; наконец, цилиндр No. 5 - вторую консоль, рули высоты и направления и винт (деревянный, двухлопастный, диаметром 2,40 м). Поскольку консоли крыла из-за большой хорды нельзя было уложить целиком в 70-сантиметровые цилиндры, Баатц сделал их складными вдоль в двух местах каждую - в плоскостях обоих лонжеронов. Все съемные узлы (крылья, оперение, рули, поплавки и их стойки) для упрощения сборки были снабжены установочными шипами. Двигатель (ротативный 9-цилиндровый Oberursel Ur.II мощностью 110 л.с.) в сборе с капотом, противопожарной перегородкой, топливным и масляным баками как единый агрегат укладывался в трюме подлодки. Всю эту головоломку пятерка хорошо обученных механиков могла извлечь из контейнеров, собрать и подготовить к вылету в течение получаса. Разборка и укладка в контейнеры занимала 15 минут. По крайней мере, такие результаты были достигнуты при испытаниях на земле; на палубе подлодки в открытом море, по-видимому, времени понадобилось бы несколько больше.
Самолет был окончен постройкой в сентябре 1918 г. и вскоре облётан где-то на Балтике. Испытания, неоднократно прерываемые различными переделками и доработками, продолжались до конца войны. Два других прототипа собрать так и не успели.
После окончания войны сотрудникам завода в Штральзунде, пользуясь разборностью конструкции, удалось спрятать прототип от союзной комиссии по разоружению и даже втайне продолжить работы. Более того - самолет продолжал летать вплоть до 1923 года: для него была придумана "легенда", согласно которой он являлся абсолютно мирной машиной для разведки косяков рыбы и в таком виде его пытались продать морякам. При этом он был заявлен, как новая машина и получил соответствующий индекс V.19 и имя Putbus в честь портового города на острове Рюген. Но к 1923 году самолет уже устарел, частично подвергся коррозии, рыбаки не имели средств на подобную технику и слабо представляли себе ее использование, а военно-морской флот фактически перестал существовать. Как итог - V.19 списали и сдали на слом.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на английском |
1 |
O.Thetford, P.Gray German Aircraft of the First World War (Putnam) |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
последнее обновление: 4.01.2019