Наряду с серией сухопутных самолетов LD, компания Gothaer Waggonfabrik в Готе разрабатывала семейство поплавковых гидросамолетов под обозначением WD. Именно они получили наибольшее развитие как разведывательные машины.
Серия началась с довоенных Gotha WD 1 и WD 1а - двухместных бипланов деревянно-полотняной конструкции с открытой кабиной, двойным поплавковым шасси и маленьким поплавком под хвостовым оперением. Они строились по лицензии Avro H (также известного как Avro 503) и являлись двухместными бипланами, оснащенных ротативным двигателем Gnom мощностью 100 л.с. В 1914 г. фирма построила шесть самолётов WD 1. Прототип совершил первый полёт в феврале 1914 г. и далее использовался для опытов, пять остальных были поставлены немецкому Военно-морскому флоту и с апреля 1914 г. служили на станции гидропланов в Варнемюнде. На начальном этапе Первой мировой войны их использовали для берегового патрулирования и как учебные, а в июне и сентябре 1915 г. передали Турции. Машины получили турецкие обозначения, но летали на них немецкие лётчики и подчинялись они немецкому командованию.
Развитием машины стал WD-2.
Не позднее 25 апреля 1915 г, когда силы Антанты высадились на полуострове Галлиполи и создали плацдармы в двух местах, 1-й лётный отдел императорского флота в Турции попросил снабдить его гидросамолетами. Имперский отдел ВМС ответил положительно - в Турцию должны были быть доставлены 5 гидросамолетов "Gotha WD-1". Экипажи состояли из 5 добровольцев гражданской авиации и 5 офицеров торгового флота в качестве наблюдателей. Техническое обслуживание машин было предоставлено 10 гражданскими механиками с вагонной фабрики Гота.
Командиром небольшого формирования был назначен капитан-лейтенант Эрнст Либманн. В гражданской одежде он отправился поездом через все еще нейтральную Румынию и Болгарию в Константинополь. Вскоре после его прибытия, столицы Османской империи достигли также 3 Готы WD-1 со своими пилотами. Транспортировка гидросамолетов была авантюрной. Румыния и Болгария официально не разрешали пролетать над их территорией, а Сербия была противником в войне. Машины Gotha были доставлены в Херкульсад (Южная Венгрия), где они были установлены на колеса, расмещённые под поплавками. Затем бипланы на высоте около 1000 м пролетели над Сербией и Румынией. По весовым соображениям они были без наблюдательного оборудования, на борту имелся только один запасной пропеллер. Болгарские власти разрешили тайную остановку в Лом-Паланке. Оттуда машины по железной дороге были доставлены в Сан-Стефано.
Адмирал фон Узедом поручил Либманну найти подходящее место для "Гот" в Дарданеллах. Самолеты должны были использоваться для разведывательных миссий и сброса легких бомб, дополнительно - препятствовать проникновению вражеских подводных лодок в проливы. Это были слишком серьёзные задачи для самолёта, который имел двигатель мощностью всего 105 л.с., едва достигал скорости более 90 км/ч и требовал почти час, чтобы подняться на высоту 1000 м. Но сначала самолеты должны были быть укомплектованы. Это произошло в Сан-Стефано в Мраморном море. Либманн сообщает, что станция находилась в безнадежном состоянии: "Фактически турецкая водная станция в Сан-Стефано состояла из старой, разрушающейся палатки, разбитой взлетно-посадочной полосы, плюс старый французский гидросамолет, который, несмотря на все усилия, больше не мог летать".
Кроме того обнаружилось, что во время транспортировки, которая проходила частично по земле, были украдены или потеряны важные части и инструменты, которые нужно было вновь доставлять из Германии. Это удалось сделать, и к середине июня гидросамолеты были готовы к использованию. Два из них были переведены в Чанаккале, третий остался для защиты Босфора в Сан-Стефано. Авиагруппа получила обозначение "отдел специального командования императорского флота в Турции".
Первый боевой вылет был выполнен 28 июля 1915 к острову Лемнос, где была сброшена одна бомба на палаточный лагерь. Через три дня "Готами" были сброшены 4 бомбы на вражеский аэродром Тенедоса. Медлительные гидросамолеты смогли ускользнуть от высланных против них вражеских машин. За этим последовала атака на воздушные шары на острове Имброс и ночной налёт на вражеские военные корабли (два Gotha WD-1). Кроме того, отдел обеспечивал проводку судов в Мраморное море и осуществлял поиск подводных лодок.
6 августа Антанта предприняла еще одну попытку продвинуться на полуостров Галлиполи и высадила войска в Сувле. 9 августа один из бипланов Gotha сообщил о потоплении подводной лодки, что позже не подтвердилось. Несколько недель спустя подразделение получило подкрепление: ещё пять "гот", из них две WD-1.
К концу 1915 года из за аварий и погодных условий подразделение потеряло 5 из 12 машин. К этому времени самолёты провели около 150 боевых вылетов, на сушу и суда было сброшено около 200 10-кг бомб.
Тем временем командование Антанты решили прекратить битву за Галлиполи и в конце ноября разработали планы по эвакуации британских, австралийских, новозеландских, индийских и французских войск с полуострова, которая в двух зонах была проведена ночь с 18 на 19 декабря. Немецкое подразделение гидропланов теперь пыталось нарушить эвакуацию последней оставшейся зоне высадки.
Готы нанесли 19 бомбовых ударов по лагерям и складам и 4 - по кораблям противника. Английские и французские летчики не смогли предотвратить эти нападения, хотя и превосходили их по численности. Через четыре дня войска Антанты очистили последний аэродром, на мысе Хеллес.
Поскольку теперь непосредственная угроза Дарданеллам уже отсутствовала, но нельзя было исключить российский десант в Босфоре, самолёты немецкого флота частично перенесли зону действия в Черное море. Уже осенью 1915 года в Каваче была основана станция гидропланов. Там, на восточном берегу пролива Босфор, разместились машины Gotha № 239 (WD-2), 240 (WD-2) и 286 (WD-1). Они выполняли разведку, в т. ч. российских минных полей, обеспечивали безопасность кораблей и осуществляли борьбу с легкими российскими военно-морскими силами. До начала 1916 года без участия противника, в результате аварий или технических проблем, было потеряно четыре гидроплана.
8 января российский миноносец недалеко от побережья Турции потопил австрийский пароход "Carmen" (4424 брт), который должен был доставить уголь из Зонгулдака в Константинополь. На перехват миноносцев вышло соединение во главе с линейным крейсером "Yavuz Sultan Selim". Самолёты станции Кавач использовались для разведки в интересах флагманского крейсера и для защиты его от подводной опасности. В ходе операции Gotha WD-1 № 286 из-за неисправности рулевого управления совершил аварийную посадку возле "Явуза", был поднят на борт крейсера и позже отремонтирован.
Несмотря на инциденты, капитан-лейтенант Либманн был очень доволен своими "готами" и хвалил их за надежность: "Используемые самостоятельно, наши бипланы Gotha доказали, что они великолепны в воздухе и на воде, даже в самых критических ситуациях, благодаря отличной и прочной конструкции. Надёжный двигатель "Мерседес", несмотря на неблагоприятные условия - огромная жара днём, плохое топливо, постоянно подвергался воздействию мелкого песка - никогда не подводил." Однако, до конца войны дожили не все машины, часть из них была потеряна из за аварий и погодных условий.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Neulen, Hans: Flugzeugbau Gotha GmbH. Markus Burbach Verlag, Berlin 1993 |
2 |
Die Adler des Kaisers im Orient 1915 – 1919: Unser Freund, der Freind, Аахен, 2016. |
на английском |
3 |
O.Thetford, P.Gray German Aircraft of the First World War (Putnam) |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
последнее обновление: 23.04.2018