Германия, 1926-1935 гг., проект Г. Польманна, в Германии на поплавках не менее 14 ед., многие - временно (всего построено 198 или 199 ед. в колёсном, лыжном и поплавковом вариантах или со сменным шасси, в т. ч. на экспорт, + до 1935 по крайней мере 9 ПС-4 были построены в Иркутске и Москве
*
W-33
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
модификация
дата
место сборки
количество+перестроенные
примечания
W-33
1926
Дессау
???
базовый тип с мотором Junkers L5, открытой кабиной пилота и без окон грузового отсека (поплавковый)
-b
1926-1929
Дессау
не менее 12
базовый тип с мотором Junkers L5 с увеличенным грузовым отсеком, усилена конструкция крыла и стойки шасси (поплавки на 2200 л)
-ba
1928
Дессау
2
вариант с мотором Junkers L2 с увеличенным грузовым отсеком, усилена конструкция крыла и стойки шасси (поплавки на 2200 л)
-be
1929
Дессау
0+1
перестроенный W-33 с мотором BMW Va (поплавковый)
-bi
1932
Дессау
0+1
перестроенный W-33b (поплавковый)
-bL
1928
Дессау
1
W-33b для перелёта Берлин-Иркутск
-b1
1931-1932
Дессау
0+3
перестроенный W-33b (поплавки на 2850 л)
-b2
1932
Дессау
0+1
перестроенный W-33b
-c
1929+1930
Дессау
4+1
вариант W-33b (мотор Junkers L5) с усиленным крылом (один - с поплавками 2850 л)
-ce
1934
?
0+1
быв. W-33e3e с двигателем L-5G
-d
1929-1931
?
не менее 15
вариант W-33c, но немного большая стреловидность кромки крыла
-dgao
1931
Дессау
0+1
перестроенный W-33, с 1933 -d2ao
-dl
1933
Дессау
0+1
переоборудованный поплавковый
-e3e
1929
?
1
шведский W-33, оборудованный для трансатлантического перелёта, с 1933 -c3eL для перелёта в Австралию
-f
1930-1931
Дессау
7
с двигателем Junkers L 5, усилена конструкция центроплана, немного большая стреловидность кромки крыла
-fe
1931
Дессау
1
-f с мотором Siemens Sh20u
-fi
1930
Дессау
1
(или -fei) -f с мотором Siemens Sh20u
-ge
1933
Дессау
0+?
переоборудованные в учебные для ВВС, с окнами в грузовом отсеке
-he
1933-1934
Дессау
3 + не менее 5
учебная версия с двигателем L-5G + не менее 5 единиц постройки фирмы Henschel
-kc
1930
-
0+?
переоборудованный в учебный с двигателем Junkers L 5, закрытой пилотской кабиной, усиленным шасси
Trp 2
1933
Лимхамн
1
(или -lo) санитарная версия W-33 шведской постройки
ПС-3
1928-1930
?
9
W-33 с мотором Junkers L5 для СССР
ПС-4
1932-1934
Москва, Иркутск
не менее 6 + 3
W-33 постройки СССР
ТТХ
b, ba, b1, c, dL
be, ce
b1W
f
h
ПС-4
Масса
пустого
1,2 т
1,4 т
1,41 т
1,6 т
?,? т
1,48 т
взлётная
2,1 т
2,3 т
2,1 т
3,0 т
?,? т
2,7 т
Размерения
длина
10,5 м, с поплавками 10,9 м
размах крыла
17,76 м
18,35 м
18,48 м
17,75 м
площадь крыла
43,0 м²
?
44,86 м²
44,27 м²
высота
2,9 м, с поплавками 3,9
?
?
?
?
3,53 м
Энергетическая установка
состав и тип
1 тянущий двухлопастный пропеллер
1 мотор:
Junkers L2 х 190 л.с. (W33ba)
Junkers L5 х 310 л.с. (W33, -b, -b1, -b1W, -c, -dL, -f, -f1, -kc, -ПС)
BMW Va х 355 л.с. (W33be, -ce)
Junkers L5G х 410 л.с. (W33he, -h1e, -hc)
Jupiter XI х 500 л.с. (W33fa)
Siemens Sh20u х 535 л.с. (W33fei)
Скорость
максимальная
197 км/ч (при моторе Junkers L5), с поплавками 190 км/ч
188-195 км/ч (ПС-4)
180 км/ч (W33f)
крейсерская
165 км/ч (при моторе Junkers L5)
150 км/ч (ПС-4)
Практический потолок
4950 м
?
5300 м
Скороподъёмность
143 м/мин
?
164 м/мин
Дальность полёта
1000 км (b, c, d), 540-870 км (f)
Экипаж
транспортные - 2 чел, учебные - до 4 чел
Дополнительные данные
конструкция
цельнометаллический фюзеляжный моноплан, 2 больших поплавка
управление
элероны на крыльях, 2 руля высоты и 1 руль направления на оперении
ПОЛЕЗНАЯ НАГРУЗКА
842 кг или 2 пассажира
Одним из самых популярных авиалайнеров в середине 1920-х был Junkers F 13. Причём многие операторы использовали его не только для перевозки пассажиров. Самолёт также служил для перевозки грузов и других целей. Идя навстречу пожеланиям потенциальных клиентов, Гуго Юнкерс решил создать не его базе специализированный грузовой самолёт. Также предполагалось использовать его для аэрофотосъёмки и борьбы с вредителями сельского и лесного хозяйства. Буква "W" в названии модели самолёта означала "Werksflugzeug" - "рабочий самолёт".
Разработкой самолёта руководил инженер Герман Полманн (Hermann Pohlmann). За основу была взята конструкция F-13. Как и предшественник, это тоже был одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с гофрированной обшивкой, открытой пилотской кабиной и неубирающимся шасси. Размах крыла взяли такой же, но очертания его в плане изменились, оперение остались практически таким-же, как на поздних F-13, основные доработки коснулись фюзеляжа. Была удалена пассажирская кабина, её место занял грузовой отсек. Поскольку машина считалась грузовой и почтовой, а не пассажирской, фюзеляж сделали уже и длиннее. Улучшились аэродинамические характеристики фюзеляжа. Окна были удалены, число вырезов в каркасе и обшивке сокращено до минимума. Для удобства погрузки, кроме боковой двери и имелся большой люк на крыше кабины. W-33 имел двойное управление, хотя экипаж состоял из пилота (слева) и бортмеханика (справа). Штатно самолёт оснащался рядным четырёхцилиндровым мотором водяного охлаждения Junkers L5 в 310 л.с.
Изначально самолёт попадал под ограничения союзной контрольной комиссии и что-бы обойти ограничения был разработан вариант W-33a с менее мощным мотором Junkers L2, но к 1927 ограничения были существенно ослаблены, что позволило начать серийное производство в Германии базовой модели.Количество "маломощных" машин ограничилось двумя экземплярами (W-33ba). Самолёты выпускал завод Юнкерса в Дессау. Благодаря значительному сходству с F-13 даже не пришлось переоснащать производственные линии.
Первоначально выпускались только грузовые версии без окон в отсеке полезной нагрузки. Затем появились грузопассажирские или просто пассажирские варианты с окнами. Хотя W 33 проектировались под рядные двигатели, несколько экземпляров были переоборудованы звёздообразными двигателями воздушного охлаждения.
Для W-33 предусматривались три варианта шасси – колёсное, лыжное и поплавковое. В последнем случае машина устанавливалась на два металлических поплавка. Интересно, что поплавки делали не из алюминия, а из магниевого сплава «электрон». У большинства экземпляров винты были двухлопастными металлическими, хотя на отдельных машинах устанавливали деревянные винты.
Производство на заводе Юнкерса в Дессау продолжалось до 1935. Сначала выпускались только гражданские версии, с 1934 и военные, в частности некоторое количество учебных W-33he для Люфтваффе было собрано на заводе Heinschel. Принял участие в постройке W-33 и завод Arado. Поздние версии самолета строились уже с иллюминаторами для пассажиров и были выпущены почти в 20 вариантах.
Фюзеляж самолёта имел прямоугольное сечение. Конструкция была ферменная из дюралевых секций. Обшивка дюралевая гофрированная. В передней части находился моторный отсек, затем двухместная пилотская кабина (в ранних версиях открытая, затем закрытая). Далее - грузовой отсек (в некоторых модификациях пассажирская кабина) с большим люком на верхней части фюзеляжа. Объём отсека 4,8 м3, длина - 2,82 м, максимальная ширина - 1,2 м, высота - 1,25 м. Крыло - свободнонесущее с толстым профилем, состояло из центроплана и двух консолей, на которых имелись элероны. Центроплан составлял единое целое с фюзеляжем, консоли крепились к нему на болтах. Конструкция крыльев - ферменная их сварных труб, без лонжерона. Обшивка - из тонкого гофрированного дюраля. Топливные были баки расположены в центроплане. Оперение - однокилевое, классической схемы. Киль с рулём направления, стабилизатор с рулями высоты. Все рули сбалансированы. Шасси - двухопорное с хвостовым костылём, на ряде экземпляров устанавливались металлические слабокилеватые поплавки, котрые крепились к фюзеляжу на ферме из стоек. Управление - сдвоенное тросовое. Приборы - авиагоризонт, указатель поворота, указатель угла тангажа, указатель воздушной скорости, барометрический указатель больших высот, высотомер малых (до 500 метров) высот, магнитный компас Emil, дистанционный магнитный компас Askania, гироскопический указатель поворотов.
17 июня 1926 года пилот Циммерманн поднял в воздух первый экземпляр W-33 (D-921, заводской номер 794), оснащенный двигателем Junkers L5 мощностью 310 л.с. Первый опытный экземпляр самолета был изготовлен с поплавками и испытывался на реке Эльба, позже его переставили на колёса и продолжили испытания.
Первым оператором Junkers W-33 в феврале 1927 стала компания SEVERA (See-Flugzeug-Versuchsabteilung). Ей были поставлена первая пара серийных поплавковых W-33 - D-1048 (2500) и D-1064 (2501), в 1928 к ним добавились ещё по крайней мере семь гидропланов: D-1248 (2508), D-1249 (2509), D-1383 (2515), D-1384 (2517), D-1423 (2519), D-1424 (2520) и D-1459 (2522). Формально это была гражданская авиакомпания. Фактически под этой "крышей" пряталась полувоенная организация, целью которой было возрождение авиации военно-морского флота. В ней "Юнкерсы" использовались для обучения пилотов и технического персонала. В декабре 1928 D-1383 разбился, а уже в феврале 1929 года остальные машины были переданы Люфтганзе и использовались в отделении прибрежных полётов, но уже летом все они перешли Luftdienst GmbH, которая имела контракт с ВМФ. Она периодически предоставляла машины школе DVS (Deutsche Verkehrsfliegerschule) и испытательной группе DVL (Deutsche Versuchsanstalt für Luftfahrt).
Другим поплавковым W-33 был D-1925 "Atlantis", который сперва эксплуатировался в Швеции под номером SE-ABX, с августа по декабрь находился в аренде у Люфтганзы, выполняя ночные почтовые рейсы между Мальмё и Ганновером, а в апреле 1932 был нанят Гансом Бертрамом для полёта в Китай через Австралию в рекламных целях. В 1932 году он с механиком Адольфом Клаусманном отправился в полёт, но в мае 1932 года из-за нехватки топлива им пришлось совершить вынужденную посадку на мысе Ламберт в регионе Кимберли в необитаемой части северо-западного побережья Австралии на пути из Купанга в Дарвин. Бертран и Клаусманн сделали из левого поплавка самолета лодку, и после трудного путешествия через 53 дня достигли населенных пунктов. Самолет был восстановлен и возвращен в Германию, но уже на колёсном шасси.
Кроме того известно, что поплавковыми были D-1740, полученный испытательной группой DVL в сентябре 1929 и позже переданный Luftdienst GmbH, и учебный D-2756 - при школе DVS с декабря 1933. Также могли быть оснащены поплавками машины компании Luftdienst GmbH D-1741 (с августа 1931), D-1852 (с мая 1930), D-2239 (с июля 1932) и D-2350 (с февраля 1933), но это не подтверждено.
Junkers W-33 активно применялся компанией Deutsche Lufthansa, которая начала его эксплуатацию в 1928 году. Всего в реестре главной немецкой авиакомпании в разное время числились 26 W-33. Первые 4 самолёта этой серии были приобретены в 1928 - 1929. Lufthansa планировала использовать их для налаживания регулярной почтовой линии из Берлина в Шанхай или Токио. Для разведки трассы через территорию СССР 27 августа 1928 из Берлина вылетел D-1472 "Ural". При содействии Дерулюфта и Добролёта он достиг Иркутска 30 августа. В тот же день самолёт отправился в обратный путь. В Берлин "Ural" прибыл 2 сентября, за 76 ч 15 мин он преодолел 12 300 км. В сентябре того же года состоялся второй полёт по этому маршруту. В ноябре 1930 D-1695 "Balkan" совершил перелёт из Берлина в Багдад. Это был второй вариант пути в Восточную Азию - через Балканы и Ближний Восток.
В 1930 - 1931 Lufthansa приобрела ещё 10 колёсных машин Junkers W-33. Они использовались на ряде грузовых и почтовых линий внутри страны, а также летали в другие страны Европы. В конце 1920-х - начале 1930-х ряд экземпляров, официально числясь в Люфтганзе, в обход версальских запретов использовался и в военных целях. Самолёты несли патрульную службу, применялись для военной связи. Кроме того ряд машин числился в Люфтганзе временно.
Lufthansa
приём
до 05.1934
с 05.1934
имя
тип
стр.№
исключение
примечания
1
02.1927
D-1064
---
---
W33
2501
07.1927
передан SEVERA
2
04.1928
D-1167
---
Bremen
W33
2504
04.1928
для трансатлантического перелёта, после которого продан Генри Форду в США
3
08.1928
D-1472
---
Ural
W33bL
2514
12.1932
разбился
4
02.1929
D-1048
---
---
W33
2543
07.1929
получен от SEVERA, передан Luftdienst GmbH
-
02.1929
D-1064
---
---
W33
2501
07.1929
получен от SEVERA (повторно), передан Luftdienst GmbH
5
02.1929
D-1248
---
---
W33b
2508
07.1929
получен от SEVERA, передан Luftdienst GmbH
6
02.1929
D-1384
---
---
W33
2517
06.1929
получен от SEVERA, передан Luftdienst GmbH
7
02.1929
D-1423
---
---
W33
2519
07.1929
получен от SEVERA, передан Luftdienst GmbH
8
02.1929
D-1424
---
---
W33b
2520
05.1932
получен от SEVERA, передан Luftdienst GmbH
9
02.1929
D-1459
---
---
W33b
2522
07.1929
получен от SEVERA, передан Luftdienst GmbH
10
04.1929
D-1590
---
---
W33b
2526
03.1934
передан DVS
11
1929
D-1695
---
Balkan
W33
2543
03.1933
передан компании Eurasia
12
06.1929
D-1649
---
Baikal
W33d
2544
04.1930
разбился у Линсфилда, Англия
13
07.1929
D-1696
---
Taurus
W33c
2545
02.1931
продан компании Eurasia
14
12.1929
D-1534
---
---
W33b
2523
1934
числился формально, проходил военные испытания в Липецке, СССР, передан Luftwaffe
15
05.1930
D-1826
---
Karpathen
W33d
2557
10.1932
продан в СССР
16
05.1930
D-1827
---
Siebenburgen
W33
2560
02.1931
продан компании Eurasia
17
05.1930
D-1839
D-OFEZ
Plattensee
W33
2561
1938
в 1930-1932 в аренде в Исландии?, в 1933-1935 в аренде компании Eurasia, передан Hansa Flugdienst
18
06.1930
D-1855
---
Hohe Tatra
W33L
2563
06.1932
продан компании Eurasia
19
06.1930
D-1894
---
---
W33
2564
07.1932
в 1930-1932 в аренде в Исландии?, продан компании Eurasia
20
08.1930
D-1925
---
Atlantis
W33e3e
2542
02.1931
получен после возвращения из аренды в Швеции, продан Гансу Бертрану для полёта в Китай
21
02.1931
D-2008
---
Beskiden
W33f
2579
10.1933
передан DVS
22
03.1931
D-2009
D-OTAQ
Bosphoros
W33f
2580
06.1938
передан компании Hansa Flugdienst
23
03.1931
D-2016
D-OVOL
Sakaria
W33f
2582
1942
списан или разбился
24
03.1931
D-2017
---
Marmara
W33f
2583
10.1932
разбился в Северном море в рейсе Лондон-Берлин
25
04.1931
D-2018
---
Bukowina
W33
2756
1933
продан Lloyd Aero Boliviano
26
05.1931
D-2072
---
Esa
W33
2516
09.1931
продан американскому миллионеру, затем разбился при попытке пересечь Атлантику
В ходе эксплуатации несколько машин были потеряны в лётных происшествиях. 7 апреля 1930 в Великобритании, возле Лимпфилда, разбился D-1649. 7 августа того же года на пути из Стокгольма в Штральзунд над Балтийским морем потерпел катастрофу D-1826, погиб известный пилот Вильям Ланганке (William Langanke). 29 октября 1932 в грузовом рейсе из Лондона в Кёльн над Северным морем был потерян D-2017, жертвами этого происшествия стали оба члена экипажа. 13 января 1933 в Греции разбился D-2018.
Большинство остальных машин в 1930 - 1933 были переданы другим операторам, в основном дочерним предприятиям Люфтганзы, в частности Deruluft и Hansa Flugdienst. Две колёсные машины W33b использовала персидская линия Юнкерса в Иране Junkers LV Persien (№794 D-921 "Schildkrähe" 1927, №2505 D-1197 "Bolbol" 1928). К сентябрю 1939 на службе в Люфтганзе оставался лишь D-OVOL "Sakaria". С началом Второй Мировой войны самолёт был передан Luftwaffe, но в 1941 вернулся в Люфтганзу. Правда, теперь с эмблемой журавля он летал менее года, после чего был списан.
Позже W-33 нашёл применение в "полувоенных" формированиях. В частности, при испытательной группе DVL эксплуатировались D-1698 (№2547, 07.1929-1934), D-1724 (№2553, с 07.1929), D-1740 (№2559, 09.1929 - 08.1931, поплавковый), D-1248 (№2508, 10.1929-02.1932, поплавковый), D-1384 (№2517, 10.1929-11.1931, вер. поплавковый), D-1459 (№2522, 10.1929-09.1931, вер. поплавковый), D-1423 (№2519, 10.1929-05.1930, вер. поплавковый), D-1741 (№2562, 11.1929-08.1931), D-2318 (№2566, 09.1932-12.1933), D-1064 (№2501, 01.1930-05.1933, вер. поплавковый).
Большинство-же самолётов в конце концов оказывались в качестве учебных при школе гражданских пилотов DVS. Известно, что при школе были не менее 56 машин: D-1231 (№2507, с 08.1928), D-1501 (№2521, с 09.1928), D-1732 / -OMEN (№2558, с 08.1929), D-1956 / -ONAP (№2565, с 11.1930), D-1957 (№2578, с 11.1930), D-2134 (№2569, 07.1931 - 06.1934), D-2135 (№2570, с 08.1931), D-1384 (№2517, с 02.1932, возм. поплавковый), D-1048 (№2500, с 1933, возм. поплавковый), D-1248 (№2508, с 04.1933, поплавковый), D-1424 (№2520, 04.1933 - 02.1934, возм. поплавковый), D-1459 (№2522, с 04.1933, возм. поплавковый), D-1740 (№2559, с 04.1933, возм. поплавковый), D-1741 (№2562, с 04.1933), D-1064 (№2501, с 05.1933, возм. поплавковый), D-1249 (№2509, с 05.1933, возм. поплавковый), D-2008 (№2579, с 10.1933), D-2318 (№2566, с 12.1933), D-2756 /-OHIP (№2748, с 12.1933, поплавковый), D-2757 /-OPAZ (№2749, с 12.1933), D-2758 (№2750, с 12.1933), D-3013 (№2753, с 12.1933), D-3014 (№2754, с 12.1933), D-3016 (№2510, с 03.1934), D-1590 (№2526, с 03.1934), D-1925 / -OVYL (№2542, с 03.1934), D-3145 (№2758, с 03.1934), D-3149 (№2759, с 03.1934), D-3154 (№2760, с 03.1934), D-1630 (№2535, с 04.1934), D-OBAL "Bolbol" (№2505, к 04.1934 - 05.1939), D-3329 (№2767, с 05.1934), D-3333 (№2768, с 05.1934), D-OHIN (№2770, с 06.1934), D-ODON (№2771, с 06.1934), D-OGOS (Henschel №13, с 1934), D-OGOS (Henschel №13, с 1934), D-OGET (Henschel №20, с 07.1934), D-OKEH (Henschel №27, с 07.1934), D-OHUQ (Henschel №37, с 1934), D-OKYV (Henschel №41, с 1934), D-ONYL (Henschel №54, с 09.1934), D-OBIL (Henschel №61, с 09.1934), D-ORUT (Henschel №70, с 1934), D-OBAM (Henschel №71, с 1934), D-OZOF (Henschel №108, с 1934), D-OPOF (Henschel №112, с 1934), D-OKIN (Henschel №116, с 1934), D-OJUH (Henschel №124, с 1934), D-OMIX (?), D-OZYX (?). И этот список не полный.
Также не менее двух W-33 эксплуатировалось RDL (Reichsverband der Deutschen Luftfahrtindustrie): D-1423 /-OJEH (№2519, с 1931), D-ONIR (№2547, к 1934 - 08.1938).
Поплавковый D-1248 (№2508), позже D-OHOR, с июля 1929 года служил буксировщиком мишеней в составе Luftdienst GmbH в Норденае, с мая 1935 Luftdienstkommando 1, а с 1 июля 1936 в Цвишенане.
Некоторые из оставшихся машин в годы войны нашли применение в Люфтваффе в качестве учебных или курьерских, в частности - в школах морских лётчиков FFS (See) 1 (№35, постр. ф. Henschel) и LNS 6 (See) (PF+AO, по нек. данным был перестроен в W-34).
W33 прославился не только как надежный транспортный самолет, но и рекордсмен. В течении 1927 года различные модификации W33 побили 10 мировых рекордов в дальности и продолжительности полета. А в апреле 1928 года немецкие пилоты Герман Коель, Гюнтер фон Хюнефельд и Фицморис на колёсном W33 Bremen впервые завершили беспосадочный перелёт Атлантического океана из Европы в Америку. В сентябре этого же года также на колёсном W33 Europa фон Хюнефельд и Линднер совершили перелет из Германии в Японию, преодолев 14250 километров за 90 часов. А вот трансатлантический полёт колёсного Esa в сентябре 1931 окончился неудачей - самолёт вынужден был сесть на воду у Натала. Экипаж спасли, но машина затонула.
W33 так же использовался и для экспериментальных полетов. Так в июне 1929 года W33 выполнил первый взлет с использованием ракетных ускорителей. А в ноябре следующего года на W33 была осуществлена первая заправка самолета топливом в воздухе.
В 1934 году номера регистрации сменили на буквенные. Самолёт продолжали строить, в реестре известны 136 номеров машин этого типа (правда, не все подтверждены)
D-ISOT,
D-OBAL, D-OBAM, D-OBAN, D-OBET, D-OBEX, D-OBEZ (также упоминается, как W34), D-OBIL, D-OBIX, D-OBOH, D-OBOT, D-OBYN,
D-OCAZ, D-OCIP (также упоминается, как D-OKIP), D-OCJR, D-OCYZ,
D-ODAM, D-ODAN, D-ODET, D-ODEZ, D-ODON, D-ODYR,
D-OFEZ,
D-OGAZ, D-OGER, D-OGET, D-OGEV, D-OGIH, D-OGIR, D-OGON, D-OGOS, D-OGUR,
D-OHEF, D-OHHX, D-OHIF, D-OHIN, D-OHIP, D-OHIQ, D-OHOL, D-OHON, D-OHOP, D-OHOR, D-OHOS, D-OHUQ, D-OHUS (также упоминается, как W34), D-OHYF,
D-OJEH, D-OJOL, D-OJOT, D-OJUH, D-OJUP (упоминается, как перестроенный в W34), D-OJUS, D-OJUX, D-OJYP,
D-OKAH, D-OKAM, D-OKAZ, D-OKEH, D-OKET, D-OKIH, D-OKIL, D-OKIN, D-OKIT, D-OKON, D-OKOR, D-OKUK, D-OKYH, D-OKYV,
D-OLEZ, D-OLOH, D-OLOX, D-OLYM,
D-OMAH, D-OMEF, D-OMEN, D-OMIL, D-OMIX, D-OMYU,
D-ONAP, D-ONAT, D-ONEH, D-ONES, D-ONIR, D-ONIV, D-ONIZ, D-ONOM, D-ONOZ, D-ONUH, D-ONUP, D-ONYP,
D-OPAP, D-OPAR (также упоминается, как W34), D-OPAZ, D-OPIO, D-OPIQ, D-OPOC, D-OPOF, D-OPON, D-OPOV, D-OPUK (также упоминается, как W34), D-OPUV (также упоминается, как W34), D-OPUZ,
D-OQUT,
D-ORAP, D-OREZ, D-OROG, D-ORUT,
D-OSAM, D-OSAV, D-OSDF, D-OSOT, D-OSUR,
D-OTAQ, D-OTEZ, D-OTIS, D-OTOK, D-OTON, D-OTOR, D-OTTO, D-OTYG, D-OTYL,
D-OVAS, D-OVEP, D-OVET, D-OVIR, D-OVOH, D-OVOL, D-OVON, D-OVUV, D-OVYL, D-OVYU (также упоминается, как W34),
D-OXEH, D-OXIL,
D-OZOF, D-OZYX.
После образования Люфтваффе большинство W.33 использовались как учебно-тренировочные самолеты. К производству учебных машин подключился также завод Henschel. Как минимум 13 машин сперва получили "венизированный" префикс (Wehrmacht/Luftwafe):
WL-OBAM, WL-OBET, WL-OBEZ (по другим данным Ju W34),
WL-OJUP (по другим данным Ju W34), WL-OJUS,
WL-OKAM, WL-OKET, WL-OKYH,
WL-ONUP,
WL-OPIQ, WL-OPUK (по другим данным Ju W34), WL-OPUV (по другим данным Ju W34),
WL-OSAM,
WL-OVUV.
Позже им стали присваивать военные номера Luftwafe. Известны следующие:
AB+UJ,
BB+HF, BB+HG (по другим данным Ju F13), BB+IC,
BO+CG, BO+GB, BO+GC (по другим данным Ju W34), BO+GE или BO+GH, BO+GO, BO+OW, BO+QX (по другим данным Go-145A),
CA+AG,
CB+ER,
CC+HZ,
CD+HA, CD+HD,
CK+HF, CK+MC, CK+MD, CK+MF, CK+MG, CK+MH, CK+MI, CK+MK,
CU+HU, CU+HW,CV+HV,
DA+OB, DA+ZX,
DB+DX (по другим данным Ju F13),
DD+IM, DD+IO, DD+IR,
DK+AM, DK+AN, DK+AO, DK+AP, DK+HB, DK+MQ, DK+MR, DK+MS, DK+MT, DK+MT, DK+TF, DK+XB,
DS+AM (по другим данным Ju W34),
GD+NS, GD+NW, GD+NY,
GE+ND, GE+NE,
GI+NK, GI+NM, GI+NN,
GJ+NN,
GN+NB,
GS+AG,
KM+NN, KM+NO, KM+NP, KM+NR, KM+NS, KM+NV,
KQ+NT, KQ+NU,
NF+NY,
NG+RI, NG+RJ,
NK+NN, NK+NV, NK+NY,
NL+NB,
NM+NG,
NO+VJ,
NQ+AW,
NT+NE,
NV+LA,
OS+AM, OS+BM,
PB+IF (по другим данным Ju F13),
PF+AO (по другим данным W34),
PN+NW,
PO+AP,
PQ+KF, PQ+NF,
RH+AH,
RQ+NQ, RQ+NT, RQ+NU, RQ+NV, RQ+NW,
SA+UL,
SD+MO, SD+MP,
SE+KS, SE+XS,
ST+NS,
TD+BI,
TE+BP,
TI+ND, TI+NE,
TN+NU, TN+NW, TN+NY,
TO+ND,
TP+NV (по другим данным Ju W34).
По видимому, подавляющее большинство или все эти машины имели колёсное шасси.
Все они были учебными, иногда - с радиостанциями для обучения бортовых радистов. Возможность боевого применения машины изначально рассматривалась ещё при проектировании, но была реализована только на следующем типе.
Самолет прекрасно зарекомендовал себя и был куплен многими авиакомпаниями на всех пяти континентах. В 1930-е грузовые "Юнкерсы" летали в цветах авиакомпаний Северной и Южной Америки, Среднего Востока, стран Тихоокеанского региона, однако большинство покупателей предпочли следующий вариант W-34 с более надёжными радиальными моторами воздушного охлаждения. Машины-же с рядным мотором лучше всего продавались в СССР, где нашли применение в отдалённых районах Сибири.
Страны, в которых использовался W-33(флаг - в гражданской авиации, знак - в ВВС, синим выделены страны, в которых самолёты достоверно применялись с поплавковым шасси):
Одним из самых крупных заказчиков W33 был Советский Союз. Первые три машины для «Добролёта» прибыли в Москву в ноябре - декабре 1928 г. Их приобрели вместо первоначально заказанных G.24, которые хотели использовать в Якутии. Самолёты были укомплектованы поплавковыми шасси и увеличенным снизу рулём направления. Зимой они переставлялись на лыжи. У первых трёх экземпляров было окно на двери по левому борту и маленькое окошко в задней части. По правому борту имелось два окна. На следующих экземплярах окна по правому борту отсутствовали.
Первоначальным местом базирования W 33 был Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ). Отсюда они летали по ряду грузовых маршрутов Сибири и Дальнего Востока. Существовала и международная линия - из Верхнеудинска в столицу Монголии Ургу (Улан-Батор).
Две машины отправили в Иркутск, для полётов в Якутск и Бодайбо. Самолёты, установленные на лыжи, взлетали с замерзшей реки и садились так же. Рейс до Якутска и обратно тогда занимал две недели, а иногда и больше – из-за непогоды. Мороз зимой доходил до – 60 °С. Когда вода освободилась ото льда, машины переставили на поплавки. В июле 1929 г. пилот Отто Артурович Кальвиц с одной из них был перевезён на пароходе из Владивостока в бухту Лаврентия. Оттуда на СССР-176 он обследовал часть побережья Северного Ледовитого океана, продолжая незавершённую работу экспедиции на Do "Wal" «Советский Север», разбитом штормом в Колючинской губе годом ранее. Целями перелёта было исследование возможности вывоза по воздуху пушнины, заготовляемой факториями Госторга, а также ледовая разведка по пути следования ледокола "Федор Литке" к острову Врангеля. Кальвиц налетал 5450 км по маршруту Владивосток - бухта Лаврентия - остров Врангеля - Булун (на реке Лена), когда 18 августа близ поселка Булун двигатель затрясся. После посадки мотор запустили на земле, но оторвался винт вместе с носком коленчатого вала. Далее W-33 поплыл на юг на барже, а экипаж вывезли другим самолётом.
В конце 1929 г. приобрели ещё один W-33 - СССР-182. Вместе с купленным ранее СССР-177, он принял участие в поисках американских лётчиков Эйельсона и Борланда, пропавших без вести. Первый пилотировал Маврикий Слепнёв, второй – Виктор Галышев. Они нашли обломки американского самолёта в районе залива Провидения и Берингового пролива и вывезли тела членов экипажа. Слепнёв доставил их в Ном на Аляске.
В начале 1930 г. из Германии поступили ещё пять W33. Шесть машин (СССР-175, СССР-176, СССР-177, СССР-182, СССР-441 и СССР-442) базировались в Иркутске, обслуживая линию на Якутск и Бодайбо; ещё три (СССР-443, СССР-444, СССР-445) находились в Хабаровске для связи с Сахалином.
С февраля 1930 г. ранее независимые авиакомпании влились в «Добролёт», в ноябре преобразованный в единое Всесоюзное объединение – ГВФ.
В 1930 г. с германскими самолётами произошло пять аварий и катастроф. Из трёх «юнкерсов», летавших на Сахалин, два вскоре были разбиты. Пилот Капридов из-за отказа мотора в полёте приземлился прямо на лес. Сам он, его механик и три пассажира остались живы, а самолёт безнадёжно разрушился. 10 июля лётчик Семененко из-за сильного тумана шёл над Амуром очень низко и случайно зацепил воду поплавком. Жертв, к счастью, опять не было.
Наиболее известен эпизод с самолётом СССР-176. В марте 1930 г. Отто Кальвица отправился на нём из Якутска вверх по Лене. Он должен был доставить радиста с радиостанцией в Жиганск и медикаменты – в Булун. Медикаменты предназначались для отряда чекистов, подавлявшего волнения среди местных жителей и понесшего потери в столкновениях с ними. Но 7 марта близ поселка Сангар резкий порыв ветра поставил машину на нос. Не привязанный ремнями бортмеханик Леонгард выпал из открытой кабины. «Юнкерс» упал на лёд и его фюзеляж разломился на две части. Лётчик, бортмеханик и радист погибли. 9 сентября того же года был разбит самолёт СССР-441, на котором летел экипаж пилота Комаренко. Обе машины списали, но обломки вывезли в Иркутск. Там, в мастерских их восстановили, то есть фактически построили заново, использовав небольшое количество исправных узлов от оригинала.
Получив необходимый опыт на ремонтных работах, в Иркутске взялись за собственное производство W33. Во второй половине 1932 г. под руководством Николая Рогожина здесь выпустили первую машину, получившую обозначение Л42. Она незначительно отличалась от оригинала – только по количеству и форме окон кабины. Мотор стоял тот же – L5, импортированный из Германии. Затем там собрали ещё два советских «юнкерса», получивших обозначения Л735 и Л752. Кабины экипажей сделали закрытыми.
Однако выпуск в Иркутске не мог возместить списание W33 за счёт аварий, поскольку за 1931 г. лишились трёх самолётов, за первую половину 1932 г. - ещё двух, причём одна из машин была совсем новой – выпуска 1932 г. Это означает, что в это время в Германии приобрели, как минимум, ещё один W33.
В 1934 г. партию подобных самолётов изготовил завод № 89 в Москве. Известный историк авиации Вадим Шавров пишет о семи «юнкерсах», сделанных в Иркутске, и десяти – в Москве. Но, видимо, он включает в общий счёт и восстановленные машины. К этому времени W33 германской постройки по новой системе обозначений стали именовать ПС-3, а советской – ПС-4. Все они служили в Сибири и на Дальнем Востоке.
Так, иркутские Л735 и Л752 в 1932 -1933 гг. летали на линии вдоль Лены -летом на поплавках, зимой – на лыжах. Московский Л1402, носивший имя «Советская Якутия» (по другим данным - «10 лет ЯАССР»), перегнал в Иркутск лётчик Михайлик. 5 июня 1934 г. эта машина с лётчиком Гараниным прибыла в Якутск. 7 июля на нём устроили воздушное катание «ударников» – лучших рабочих. В августе того же года в Якутске оказались также новый Л1415 и старый Л42.
В 1934 г. два «юнкерса» приняли участие в спасении членов экспедиции на ледокольном пароходе «Челюскин», 13 февраля раздавленного льдами у берегов Чукотки. Люди оказались на дрейфующей льдине, на которой построили лагерь. Добраться до них могла только авиация. Всего на Чукотку отправили 18 самолётов. Среди них были два ПС-4 иркутского производства, пилотируемые Виктором Галышевым и Иваном Дорониным, отправившиеся в путь из Хабаровска. При промежуточной посадке в Каменском Доронин сломал шасси, но его удалось починить за один день. Позже у Галышева вышла из строя бензопомпа, и он так и не смог добраться до челюскинцев. Доронин же совершил один рейс. При взлёте с льдины он опять повредил стойку шасси. Её спешно отремонтировали, но взлететь с большим количеством людей пилот не решился и взял только двух пассажиров. На разбеге шасси подломилось снова, но Доронин успел оторваться от льда. Он виртуозно приземлился в Ванкареме на одну лыжу. Так же, как и другие лётчики, вывозившие людей с льдины, Доронин получил золотую Звезду Героя Советского Союза.
С конца 1932 г. W33 эксплуатировало также Управление воздушной службы ГУСМП — полярная авиация. Сначала оно имело один такой самолёт, Н5 (импортный), затем, в январе 1935 г., к нему добавились Н62 и Н63 (сделанные московским заводом № 89). 3 марта 1935 г. Н5 и Н62, пилотируемые Галышевым и Нероненом, приземлились на льду озера у посёлка Сангар в Якутии. Это был промежуточный этап разведки трассы Якутск – Тикси, по которой позже в летний период стали летать регулярно. Все три «юнкерса» ГУСМП числились за Ленской авиагруппой, самолёты которой летали в основном вдоль реки Лены и в её окрестностях. Обычно к концу осени машины ГУСМП возвращались на базу в Красноярск, где проходили необходимый ремонт на местном заводе. Известно, что в 1935 г. там побывал Н5, а в 1936 г. – Н5 и Н63.
В 1939 на службе в Аэрофлоте оставались 10 W 33 и ПС-4, в конце 1940 - 4. Согласно одним источникам самолёты довоенных поставок служили до конца 1941, согласно другим один экземпляр работал в Якутии до 1945.
Все приобретенные Советским Союзом W33 и ПС-4 местной сборки использовались только в гражданской авиации. Но в СССР летала и одна военная машина этого типа, только она была не советской, а немецкой. Этот W33 с 1929 г. эксплуатировался в Липецке, где по договоренности с рейхсвером размещался германский авиационный учебный и испытательный центр. Этот «юнкерс» использовался как транспортный самолёт. Как и на всей технике липецкого центра, на нём не имелось ни красных звёзд, ни чёрных крестов – только бортовой номер. После прихода к власти Гитлера центр был закрыт. В конце августа 1933 г. его самолёты W33, К47 и А38 перелетели в Москву, а оттуда по трассе «Дерулюфта» в Кенигсберг.
Для всех машин был предусмотрен комплект сменных шасси.
1. RR-DAH 11.1928 (2528) Добролёт, с 02.1929 CCCP-175, с 1931 CCCP-Л30, позже CCCP-30, в 1935 выведен из эксплуатации, в 1947 слом?
2. RR-DAI 11.1928 (2529) Добролёт, с 02.1929 CCCP-176, 7.03.1930 разбился, но восстановлен, с 03.1930 CCCP-752 ГВС, в 1947 слом?
3. RR-DAO 12.1928 (2533) Добролёт, с 02.1929 CCCP-177, с 03.1930 CCCP-Л31 ГВС, в 1935 выведен из эксплуатации, в 1947 слом?
4. CCCP-182 06.1929 (2550) Добролёт, с 1931 CCCP-Л32 ГВС, в 1947 слом?
5. CCCP-441 02.1930 (2551) Добролёт, 09.1930 разбился, но восстановлен, с 1931 CCCP-Л42 «Бодайбинский шахтёр» ГВС
6. CCCP-442 02.1930 (2552) Добролёт, с 1931 CCCP-Л33 ГВС, позже CCCP-Л414
7. CCCP-443 03.1930 (2554) Добролёт, с 1931 CCCP-Л21 ГВС
8. CCCP-444 03.1930 (2555) Добролёт, с 1931 CCCP-Л20 ГВС
9. CCCP-445 03.1930 (2556) Добролёт, с 1931 CCCP-Л735 ГВС
10. CCCP-H4 10.1932 (2557), Севморпуть, базировался в Иркутске
11. CCCP-H5 10.1932 (2567), Севморпуть, базировался в Иркутске
12. CCCP-1402 03.1933 (построен в Иркутске)
13. CCCP-1414 1934 (построен в Москве)
14. CCCP-1415 1934 (построен в Москве)
15. CCCP-1416 1934 (построен в Москве), 15.07.1936 разбился
16. CCCP-1417 1934 (построен в Москве), 10.1934 разбился
17. CCCP-H62 01.1935 (построен в Москве), Севморпуть
18. CCCP-H63 01.1935 (построен в Москве), Севморпуть
19. CCCP-H64 01.1935 (построен в Москве), Севморпуть
Первая авиакомпания в Америке, колумбийская "Scadta" начиналась как небольшая фирма, которая использовала гидросамолеты " Юнкерс", использующие для взлёта и посадки русло реки Магдалена, главным образом из-за отсутствия в то время адекватных посадочных площадок. Была среди закупленных машин и одна типа W33, вышедшая на линию в 1928 году - C-33 "Cundinamarca". Особенность этого самолёта было использование трёх-лопастного пропеллера вместо стандартного двух-лопастного. Позже самолёт перестроили под радиальный мотор по типу W-34.
Список машин с колумбийской регистрацией:
1. C-33 "Cundinamarca" 3.06.1926 (стр.№ ????) SCADTA.
В начале 1928 Syndicato Condor получила единственный Junkers W 33 P-BAEA "Maracá" (№2511). Однако жизнь самолёта оказалась весьма короткой - в мае того же года он разбился возле Флорианополиса. О шасси нет данных, но известно, что в 1928 Syndicato Condor использовал ещё поплавковые машины, аэродромы были построены чуть позже.
Список машин с бразильской регистрацией:
1. P-BAEA "Maracá" 1928 (2511) Syndicato Condor, 05.1928 разбился у Florianуpolis, Santa Catarina.
Из четырёх W-33, имевших шведскую регистрацию, два были поплавковыми. SE-ABX "Sverige" был специально заказан юнкерсу Альбином Аренбергом (Albin Ahrenberg) для полета через Атлантику, а очень большие топливные баки позволяли самолёту оставаться в воздухе около семи часов. 29 июня 1929 года Аренберг из Бергена через Фарерские острова и достиг Рейкьявика в Исландии. Во время полета возникли сильные вибрации двигателя, что привело к сотрясению топливных и охлаждающих трубопроводов. Он прибыл в Рейкьявик на пяти цилиндрах, на пропеллере расплавилась втулка. Кроме того, были повреждены радиатор и выхлопная система, вышел из строя топливный насос с приводом от двигателя и топливо пришлось качать одним из запасных насосов с ручным приводом.
В Рейкьявике был установлен новый запасной двигатель - такой-же Junkers L 5. Экипаж продолжил путь, но у Гренландии они встретили бури и грозы и приземлились в Ивигтуте, чтобы дождаться лучшей погоды, но прорывом ветра самолет был брошен на берег и сломал один из поплавков и повредил руль направления. После ипровизированного ремонта Аренберг и радист Юнглунд вылетели из Ивигтута в сторону Лабрадора, но, когда до Лабрадора оставалось всего два часа полета, в радиоантенну ударила молния, за чем последовал небольшой пожар, поэтому экипаж был вынужден вернуться в Гренландию. В Гренландии самолет был вытащен на берег и возвращен в Швецию на корабле.
Самолет был передан компании AB Aerotransport (ABA), которая в ограниченных пределах использовала его для перевозок. Позже он был сдан в аренду Deutsche Lufthansa и выполнял ночные почтовые рейсы между Мальмё и Ганновером. Когда в декабре 1931 года ABA приобрела у AB Flygindustri (Afi) в Лимхамне Junkers Ju 52/3m, старый самолет был отдан, как часть оплаты. За время пребывания в ABA самолет пролетел 112 600 км за 662 летных часа. AB Flygindustri отремонтировал самолет и продал его Гансу Бертраму для его полёта из Киля в Китай (см. D-1925 "Atlantis").
Другой поплавковой машиной был немецкий D-1423, переоборудованный испытательной службой DVL для военного использования и отправленный в Швецию для испытаний под шведским номером SE-ACH. По окончании испытаний в следующем году вернулся в Германию.
В августе 1933 года в Лимхамне - шведском филиале Junkers Flugzeugwerke - из немецких комплектующих была собрана "летающая скорая помощь" W-33, получившая шведское обозначение Trp 2 и бортовой номер «4» (санитарные самолёты, хотя и обслуживались военно-воздушными силами, не получали обычных номеров ВВС). Она базировалась при эскадрилье F 4 в Фрезоне / Эстерсунд и работала в изолированных и отдаленных районах на севере Швеции. Учитывая климатические особенности Швеции, можно предположить, что машина имела сменный комплект шасси, но имеется лишь его фото на лыжах. В сентябре он был переоснащён радиальным мотором и стал как-бы относиться к типу W-34.
Список машин со шведской регистрацией:
1. W33d SE-ABZ "Dalsland" - колёсный, 06.1929 (2548) AB Flygmateriel, с 1930 AB Aerotransport, с 10.1933 Air Transport CY, позже AB Svensk Flygtjanst, 09.1945 разбился.
2. W33e3e SE-ABX "Sverige" - поплавковый, 08.1929 (2542), арендован для трансатлантического перелёта, с 05.1930 AB Aerotransport, 04.1932 возвращён в Германию.
3. W33c SE-ACH - поплавковый, 05.1930 (2519) AB Flygmateriel, в аренде, опытовый самолёт для военного применения, в 1931 возвращён в Германию.
4. W33g / Trp2 4 - сменное шасси?, 08.1933 (2742) ВВС / Красный крест, в 02.1935 перестроен в W-34.
Один W-33 (серийный номер 2575) постройки шведского завода в Лимхамне был импортирован в Австралию Беррименом (H.J. Berryman) из Колфилда, штат Виктория, который в конце 1920-х - начале 1930-х годов был торговым агентом Юнкерса, и 8 февраля 1930 года зарегистрирован в Австралии как VH-UIW для JS Taylor и GS Bond (Taylor & Bond), собран на аэродроме Point Cook и оснащён поплавками. Он также получил имя "The Lady Lettie". Он базировался в гавани Сент-Килда к юго-востоку от Мельбурна.
Позже он перелетел на север над Австралией и Новой Гвинеи и прибыл в Саламауа, где был продан компании Pacific Aerial Transport Ltd, установлен на колёсное шасси и с февраля 1931 года эксплуатировался, базируясь на аэродром Вау. Среди известных пилотов были пионеры авиации Новой Гвинеи Рэй и Кевин Пареры. 18 октября 1932 года при посадке на аэродроме в Вау самолёт свернул с взлетно-посадочной полосы и врезался в ангар. Никто не пострадал, но самолет был списан.
Обломки находились в собственности компании до октября 1936 года, когда они были проданы Mandated Airlines. Позже они были приобретены католической миссией и перевезены на аэродром Данип в Алексисхафене. Предположительно, он был куплен для ремонта или как источник запчастей. Скорее всего, он был без крыльев или оперения. Он оставался на аэродроме во время японской оккупации в начале января 1943 года. Во время войны фюзеляж получил некоторые осколочные повреждения от бомбардировок и пулевые отверстия от обстрела самолетов союзников. Когда в конце апреля 1944 года австралийская армия взяла район Алексисхафена, был обнаружен также адресованный католической миссии мотор Pratt & Whitney Wasp, который, вероятно, предназначался для этого самолета. Мотор и самолет, по-видимому, не заинтересовали японцев.
Обломки (секция фюзеляжа без крыльев, оперения и приборов) оставались "на месте" до середины 1980-х годов. Обшивка сильно проржавела, но каркас был в хорошем состоянии. В 1980-е годы директор музея современной истории PNG Брюс Хой уполномочил Силы обороны PNG (PNGDF) доставить самолет в хранилища Технического колледжа Маданга для восстановления. 27 ноября 1985 года самолет был перевезен в Лаэ. Он хранился в сервисноом ангаре TAA (или вешалке PNGDF). Дальнейшее его местонахождение неизвестно.
Список машин с австралийской регистрацией:
1. VH-UIW "The Lady Lettie" 02.1930 (2575) Taylor & Bond, c 02.1931 Pacific Aerial, 18.10.1932 повреждён и списан.
Успешный перелёт D-1167 "Bremen" через Атлантику стимулировал владельца Canadian Airways Джеймса Ричардсона на приобретение самолётов линейки W 33/W 34. Всего компанией использовались два W 33 - CF-AQW (J2587) и CF-ASI (J2591). Кроме того, был ещё один W 33 - CF-AQB (J2586) в собственности J. H. St. Martin из Квебека.
Самолёты связывали основные центры страны - Монреаль, Торонто, Виннипег, Эдмонтон, Ванкувер, с отдалёнными пунктами провинций Квебек, Онтарио, Манитоба, Альберта, Саскачеван, Британская Колумбия, островом принца Эдуарда и территорией Юкон. Машины выполняли грузовые рейсы, снабжая геологов и охотников всем необходимым. Среди грузов были почта, горнодобывающее оборудование, тара, лодки-каноэ, ездовые собаки и т.п. Подобными перевозками тогда же занимались многие канадские операторы, но стоимость перевозок была непомерно высокой. Благодаря же немецким машинам данный бизнес стал более прибыльным. В зависимости от сезона или пункта назначения самолёты летали на колёсном шасси, поплавках или же на лыжах. При рейсах на поплавках, между ними устанавливались перевозимые каноэ.
В сложных условиях эксплуатации надёжные и прочные цельнометаллические самолёты имели неоспоримые преимущества перед машинами с полотняной обшивкой. Однако не обошлось без потерь - 12 марта 1932 CF-ASI вылетел из Ташоты, загорелся в полете и разбился при посадке на озере Камаинагами в штате Онтарио, пилот погиб.
После аннулирования почтового контракта Canadian Airways была поставлена на грань банкротства и в 1947 CF-AQW достался Central British Columbia Airways. Он летал до 10 август 1959 года, когда был повреждён при взлёте на озере Кутеней в Британской Колумбии и списан, как не подлежащий ремонту. CF-AQB в мае 1950 года получил новый мотор Pratt & Whitney Wasp и таким образом стал относиться к типу W34f.
Список машин с канадской регистрацией:
1. W33f CF-AQB 03.1931 (2586) J. H. St. Martin, с 10.1942 M Charbonneau, с 02.1943 Arthur Fecteau Air Services, 05.1950 перестроен по типу W34f.
2. W33fe CF-AQW 06.1931 (2587) Commercial Fisheries & Transport Ltd, с 12.1933 Canadian Airways, с 04.1935 Oakes Airways, позже Pacific Western Airlines, с 10.1947 Central British Columbia Airways, в 1959 разбился.
3. W33fi CF-ASI 02.1932 (2591) Canadian Airways, 12.03.1932 разбился на озере Kagianagami.
1928 1 - в США (колёсный):
1. NX-1465 "Queen of Air" (стр.№ 2516) 1928, Charles Levin, куплен для перелёта из Лондона в Нью-Йорк, но не использовался, оставался в Германии, где был вскоре продан.
1929 2 - в Японии (колёсные):
1. J-BAWG "Europa" (стр.№ 2506), 05.1929 императорский аэроклуб, передан после перелёта Берлин-Токио (09.1928), из-за проблем с мотором практически не использовался
2. J-BFUB "No. 3 Hochi-Nichi-Bei" (стр.№ 2581), 1931 Mitsubishi, захвачен в Китае?, 24.09.1932 отпр. в перелёт Япония-США и пропал у Курильских островов
1929 1 - в Эфиопии, вер. колёсный:
1. Ribe Fafari 09.1929 (стр.№ 2539) 05.1936 пропал по пути в Roeires, Судан
1930 1 - в Исландии:
1. Island I 1930 (2561 или 2564) Flugfelag Island, 04.1932 возвращён в Германию
1931 6 - в Китае:
1. EU-I (стр.№ 2545), 02.1931 Eurasia, 08.1932 разбился у Lanchow
2. EU-II (стр.№ 2560), 02.1931 Eurasia, 07.1931 разбился у Lanchow
3. EU-V (стр.№ 2563 или 2561), 06.1932 Eurasia, 02.1933 (или 09.1932?) разбился у Sian
5. EU-VI (стр.№ 2561 или 2563 или 2564), 07.1932 Eurasia, в 1937 передан ВВС Китая
4. EU-VII (стр.№ 2564 или 2561), 02.1933 Eurasia, в 1935 возвращён в Германию
6. EU-VIII (стр.№ 2543), 03.1933 Eurasia, 08.1937 разрушен во время японского авианалёта на Шанхай
1933 2 - в Боливии (колёсные):
1. CB-19 "Muruata" (стр.№ 2756) 1933 Lloyd Aero Boliviano, использовался в войне Чако 1933-35, 3 апреля 1939 г. разбился возле Чочиса вскоре после взлета из Робора
2. CB-20 "Sajama" (стр.№ 2757?) 1933 Lloyd Aero Boliviano, использовался в войне Чако 1933-35, 13 марта 1937 г. разбился возле разбился возле Куйбая в рейсе из Аполо в Ла-Пас
Регистрационные номера в гражданской и военной авиации (список не полный):
*светлым фоном выделены те машины, про которые точно известно, что они имели поплавковое шасси
зав. №
модиф.
шасси
дата
владелец
рег. №
имя или код соединения
примечания
ПРОТОТИП
1
794
W33b
сменн.
06.1926
Junkers
D-921
Schildkrähe
прототип, на испытательной базе гидропланов в Варнемюнде
1927
Junkers LV Persien
1928
Junkers Luftbild
09.1934 продан за границу
СЕРИЙНЫЕ ПОСТРОЙКИ ЗАВОДА В ДЕССАУ
2
2500
W33
попл.
02.1927
SEVERA
D-1048
---
02.1929
Lufthansa
отделение прибрежных полётов
07.1929
Luftdienst GmbH
05.1933
DVS
3
2501
W33b1
попл.
02.1927
Lufthansa
D-1064
---
07.1927
SEVERA
02.1929
Lufthansa
отделение прибрежных полётов
07.1929
Luftdienst GmbH
буксировщик морских мишеней в Нордернае
01.1930
DVL
05.1933
DVS
05.1934
Luftdienst GmbH
D-OHOR
буксировщик морских мишеней в Нордернае
1.07.1936
Lufwaffe LDK 1
буксировщик морских мишеней в Бад-Цвишенане
4
2502
W33ba
1927
Junkers
D-1125
Tod dem Schädling
самолёт-распылитель химикатов "Смерть вредителю", в 1928 разбился во время испытаний
5
2503
W33ba
кол.
1927
Junkers
D-1166
---
?
?
07.1932
Blindflug GmbH
6
2504
W33
кол.
1927
Junkers
D-1167
Bremen
04.1928
Lufthansa
12.04.1928 трансатлантический перелёт Koehl, Huenefeld и Fitzmaurice
1929
Henry Ford, США
принадлежит музею Генри Форда и сейчас экспонируется в Бременском аэропорту
7
2505
W33b
кол.
10.1927
Junkers
D-1197
Europa
трансатлантический перелёт 14 октября 1927 потерпел неудачу из-за аварии при посадке в Бремене
1928
Junkers LV Persien
D-1197
Bolbol
04.1934
DVS
D-OBAL
05.1939 списан
8
2506
W33b
кол.
1928
Junkers
D-1198
Europa
09.1928
Huenefeld
10-18.10.1928 - перелёт Берлин-Токио
05.1929
Императорский аэроклуб, Япония
J-BAWG
после ремонта на Mitsubishi, из-за проблем с мотором практически не использовался
9
2507
W33
1925
Junkers
D-1231
---
W33b
08.1928
DVS
10
2508
W33b
попл.
1928
SEVERA
D-1248
---
02.1929
Lufthansa
отделение прибрежных полётов
07.1929
Luftdienst GmbH
10.1929
DVL
W33bi
02.1932
Luftdienst GmbH
04.1933
DVS
11
2509
G24a
попл.
02.1928
SEVERA
D-1249
---
?
?
W33b2
05.1933
DVS
12
2510
W33b
1928
?
D-3016
---
03.1934
DVS
13
2511
W33
1928
Syndicato Condor, Бразилия
P-BAEA
Maracá
мог быть поплавковым, 05.1928 разбился у Florianуpolis, Santa Catarina
куплен американским миллионером Чарльзом Левиным для перелёта из Лондона в Нью-Йорк с возлюбленной Мейбл Болл и пилотом Бертом Акостой. Рейс никогда не совершался.
05.1931
Lufthansa
D-2072
ESA
(Espirito Santo Agostinho)
09.1931
Rody, Bad Ems
09.1931 сел на воду и затонул при попытке пересечь Атлантику
19
2517
W33
попл.
06.1928
SEVERA
D-1384
---
02.1929
Lufthansa
отделение прибрежных полётов
W33be
07.1929
Luftdienst GmbH
10.1929
DVL
W33b1
11.1931
Luftdienst GmbH
02.1932
DVS
1934
?
D-????
W33he?
?
Luftwaffe
DK+AP
учебный, Schule/FAR.32, затем FFS A/B 32, затем Schule/FAR.82, затем LKS 1
20
2518
W33
1928
?
?
?
?
21
2519
W33
попл.
07.1928
SEVERA
D-1423
---
02.1929
Lufthansa
отделение прибрежных полётов
W33b
07.1929
Luftdienst GmbH
10.1929
DVL
W33c
04.1930
опытный самолёт для военного применения
05.1930
Soc. de Flygmateriel, Швеция
SE-ACH
?
1931
RDL
D-1423
---
в Травемюнде
1934
D-OJEH
22
2520
W33b
попл.
08.1928
SEVERA
D-1424
---
02.1929
Lufthansa
отделение прибрежных полётов
W33b1
05.1932
Luftdienst GmbH
04.1933
DVS
02.1934
Luftdienst GmbH
1934
D-OGUR
23
2521
W33bl
09.1928
DVS
D-1501
---
24
2522
W33b
попл.
08.1928
SEVERA
D-1459
---
02.1929
Lufthansa
отделение прибрежных полётов
07.1929
Luftdienst GmbH
10.1929
DVL
W33b1
09.1931
Luftdienst GmbH
04.1933
DVS
25
2523
W33b
кол.
12.1929
Lufthansa
?
Faunus
военные испытания в Липецке, СССР, формально числился за DLH
1934
Luftwaffe?
D-OCIP
---
или D-OKIP?
26
2524
W33
1928
?
?
?
?
27
2525
W33
1928
?
?
?
?
28
2526
W33b
04.1929
Lufthansa
D-1590
---
03.1934
DVS
29
2527
W33
1928
?
?
?
?
30
2528
ПС-3
попл. и лыжи
11.1928
Добролёт, СССР
RR-DAH
?
02.1929
CCCP-175
базировался в Иркутске
1931
CCCP-Л30
?
CCCP-30
в 1935 выведен из эксплуатации, в 1947 слом?
31
2529
ПС-3
попл. и лыжи
11.1928
Добролёт, СССР
RR-DAI
?
02.1929
CCCP-176
базировался в Якутии, 7.03.1930 разбился, но отремонтирован
03.1930
ГВС
CCCP-Л752
в 1947 слом?
32
2530
W33
1928
?
?
?
?
33
2531
W33
1928
?
?
?
?
34
2532
W33
1928
?
?
?
?
35
2533
ПС-3
попл. и лыжи
12.1928
Добролёт, СССР
RR-DAO
?
также упоминается как F13 №648!
02.1929
CCCP-177
базировался в Якутии
1930
ГВС
CCCP-Л31
в 1935 выведен из эксплуатации, в 1947 слом?
36
2534
W33
1929
?
?
?
?
37
2535
W33c
кол.
05.1929
Junkers
D-1630
---
?
?
04.1934
DVS
38
2536
W33
1929
?
?
?
?
39
2537
W33
1929
?
?
?
?
40
2538
W33
1929
?
?
?
?
41
2539
W33c
1929
Junkers
?
---
09.1929
Эфиопия
?
Ribe Fafari
19.12.1929 разбился у Dessie, но восстановлен, 05.1936 пропал по пути в Roeires, Судан
42
2540
W33
1929
?
?
?
?
43
2541
W33c
1929
Junkers
D-1642
---
05.1929
?
пестицидный самолёт
1934
?
D-OBAN
44
2542
W33e3e
попл.
05.1929
Bankirfirman CG Cervin, Швеция
SE-ABX
Sverige
09.1929 потерпел неудачу в трансатлантическом перелёте
05.1930
AB Aerotransport, Швеция
08.1931
Lufthansa
D-1925
в аренде, ночные почтовые рейсы Мальмё-Ганновер
12.1931
AB Aerotransport, Швеция
SE-ABX
04.1932
Hans Bertram, Киль
D-1925
Atlantis
05.1932 перелёт Кёльн-Батавия
W33c3eL
кол.
03.1934
DVS
D-OVYL
?
45
2543
W33
1929
Lufthansa
D-1695
Balkan
11.1930 - перелёт из Берлина в Багдад, затем в Китай
03.1933
Eurasia, Китай
EU-VIII
---
08.1937 разрушен во время японского авианалёта на Шанхай
46
2544
W33d
06.1929
Lufthansa
D-1649
Baikal
04.1930 разбился у Liensfield, Англия
47
2545
W33c
кол.
07.1929
Lufthansa
D-1696
Taurus
02.1931 - перелёт в Китай
02.1931
Eurasia, Китай
EU-I
?
08.1932 разбился у Lanchow
48
2546
W33d
06.1929
Junkers
D-1657
---
09.1929 продан за границу
49
2547
W33d
07.1929
DVL
D-1698
---
1934
RDL
D-ONIR
08.1938 списан
50
2548
W33d
06.1929
AB Flygmateriel, Швеция
SE-ABZ
Dalsland
собран в Лимхамне
1930
AB Aerotransport, Швеция
10.1933
AB Flygmateriel, Швеция
?
AB Svensk Flygtjanst, Швеция
09.1945 разбился
51
2549
W33d
06.1929
Junkers
D-1658
---
09.1929 продан за границу
52
2550
ПС-3В
06.1929
Добролёт, CCCP
CCCP-182
?
базировался в Якутске
1931
ГВС
CCCP-Л32
в 1947 списан
53
2551
ПС-3
02.1930
Добролёт, CCCP
CCCP-441
?
09.1930 разбился, но восстановлен
1931
ГВС
CCCP-Л735
54
2552
ПС-3
02.1930
Добролёт, CCCP
CCCP-442
?
базировался в Иркутске
1931
ГВС
CCCP-Л33
?
CCCP-Л414
55
2553
W33L
07.1929
DVL
D-1724
---
56
2554
ПС-3
03.1930
Добролёт, CCCP
CCCP-443
?
1931
ГВС
CCCP-Л21
57
2555
ПС-3
03.1930
Добролёт, CCCP
CCCP-444
?
1931
ГВС
CCCP-Л20
58
2556
ПС-3
03.1930
Добролёт, CCCP
CCCP-445
?
1931
ГВС
CCCP-Л735
59
2557
W33d
05.1930
Lufthansa
D-1826
Karpathen
08.1930 разбился у Vestnick, Швеция, восстановлен
10.1932
Севморпуть, СССР
CCCP-H4
?
базировался в Иркутске
60
2558
W33d
08.1929
DVS
D-1732
?
1934
D-OMEN
61
2559
W33dW
попл.
09.1929
DVL
D-1740
---
08.1931
Luftdienst GmbH
W33d1W
04.1933
DVS
62
2560
W33
05.1930
Lufthansa
D-1827
Siebenbörgen
02.1931
Eurasia, Китай
EU-II
---
07.1931 разбился у Lanchow
63
2561
W33d
05.1930
Lufthansa
D-1839
---
1930
Flugfelag Island, Исландия
Island I ?
---
в аренде, (по другим данным это был №2564)
04.1932
Lufthansa
D-1839
---
02.1933
Eurasia, Китай
EU-VII
---
или EU-VI
1935
Lufthansa
D-OFEZ
Plattensee
1938
Hansa Flugdienst
64
2562
W33
09.1929
Junkers
D-1741
---
экспериментальный
11.1929
DVL
W33dgao
08.1931
Luftdienst GmbH
W33d2gao
04.1933
DVS
65
2563
W33L
06.1930
Lufthansa
D-1855
Hohe Tatra
06.1932
Eurasia, Китай
EU-V
---
или EU-VI, 02.1933 (или 09.1932?) разбился у Sian
66
2564
W33
06.1930
Lufthansa
D-1894
---
1930
Flugfelag Island, Исландия
Island I ?
---
в аренде, (по другим данным это был №2561)
04.1932
Lufthansa
D-1894
---
07.1933
Eurasia, Китай
EU-VI
---
или EU-VII, 09.1932 разбился у Lanchow (если EU-VII, то в 1937 передан ВВС Китая)