ОглавлениеМорская авиация → Гидросамолёт Junkers Ju-46

  Авиация  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Почтово-пассажирский катапультный гидросамолет (Wasserflugzeug)

 Junkers Ju-46 


Германия, 1932-1934 гг., 5 ед., проект Г. Польманна


*
Ju-46
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
модификация дата место сборки количество примечания
Ju46fi 1932 Дессау 2 с мотором Pratt+Whitney Hornet T2D1
Ju46hi 1933-1934 Дессау 3 с мотором BMW 132
ТТХ
Масса пустого 1,73 т
взлётная 3,2 т
Размерения длина 11.1 м
размах крыла 18 м
площадь крыла 44 м²
высота 4,15 м
Энергетическая установка состав и тип 1 тянущий двухлопастный пропеллер
1 мотор:
BMW (Pratt + Whitney) Hornet C или BMW Hornet T2D1 х 600 л.с. (Ju46fi)
BMW 132E1 х 640 л.с. (Ju46hi)
Скорость максимальная 230 км/ч
крейсерская 222 км/ч
посадочная 115 км/ч
Практический потолок 4240 м
Скороподъёмность до 1000 м за 3,4 мин.
Дальность полёта 2000 км
Экипаж 2 чел
Дополнительные данные конструкция цельнометаллический фюзеляжный моноплан, 2 больших поплавка
управление элероны на крыльях, 2 руля высоты и 1 руль направления на оперении
ПОЛЕЗНАЯ НАГРУЗКА
6 пассажиров или 0,7-1,4 т груза

 

 

В конце 20-х годов две немецкие фирмы Deutsche Luft Hansa A.G. и Norddeutsche Lloyd поставили перед собой задачу создать возможность для быстрой доставки почты между Европой и Северной Америкой. Основным критерием задачи было время - требовалось сократить сроки доставки всего до одних суток. Из-за отсутствия надежных и скоростных дальних транспортных самолетов было решено совместить морскую и авиационную доставку - на начальном этапе пароход перевозил самолет, который на заключительном этапе пути, стартовав с катапульты, установленной на палубе, достигал назначенной цели на 45 часов раньше прибытия в порт парохода. Для проверки подобной идеи были оборудованы паровыми катапультами два судна: "Europa" и "Bremen". В 1929 году с этих лайнеров были осуществлены пробные запуски самолетов Heinkel He.12 и Heinkel He.58.

В 1932 году Lufthansa заказала Junkers Flugzeugwerke A.G. постройку более совершенного почтового самолета. Конструкторы взяли за основу проверенный и надежный W-34, модифицированной для запуска катапульты. В результате весной того же года был построен двухместный цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с закрытой кабиной. На новом самолете, получившем обозначение Ju.46, усилили конструкцию, установили новую, увеличенную хвостовую часть и новый двигатель BMW Hornet C (лицензионный вариант английского двигателя Pratt и Whitney) мощностью 600 л.с. Внешне самолёт был практически идентичен W 34, за исключением хвоста с более широкой хордой, закругленным задним краем и заметно квадратной верхней частью. Его увеличенная площадь была необходима для улучшения управляемости во время низкоскоростного запуска.

Фюзеляж самолёта имел прямоугольное сечение. Конструкция была ферменная из дюралевых секций. Обшивка дюралевая гофрированная. В передней части находился моторный отсек, затем закрытая двухместная пилотская кабина. Далее - грузовой отсек. Крыло - свободнонесущее с толстым профилем, состояло из центроплана и двух консолей, на которых имелись элероны. Центроплан составлял единое целое с фюзеляжем, консоли крепились к нему на болтах. Конструкция крыльев - ферменная их сварных труб, без лонжерона. Обшивка - из тонкого гофрированного дюраля. Топливные были баки расположены в центроплане. Оперение - однокилевое, классической схемы: киль с рулём направления, стабилизатор с рулями высоты. Шасси - металлические слабокилеватые поплавки, котрые крепились к фюзеляжу на ферме из стоек, в колёсном варианте - двухопорное с хвостовым костылём. Управление - сдвоенное тросовое.

Для запуска самолётов корабли были оснащены катапультами с пневматическим приводом. Эти 20-метровые катапульты разгоняли 3200-килограммовый самолет до скорости 110 км/ч. Запуск этих самолетов, окрашенных в ярко-красный цвет для облегчения их обнаружения спасательными самолетами в случае аварийных посадок на море, всегда был особым событием для пассажиров. Старт на расстоянии около 1200 км от пункта назначения позволял доставить почту примерно за 24 часа до прибытия корабля. На западном курсе они летели в Нью-Йорк, на восточном - в Саутгемптон, где заправлялись и продолжали полёт в Бремен. Эксплуатация, однако, была ограничена из-за погоды только летними месяцами, начиная с апреля.

Первый полет самолет выполнил в марте 1932 года. Первые два Ju.46 эксплуатировались на линии Нью-Йорк-Саутгемптон-Бремен. D-2244 базировался на лайнере "Europa" с 9 мая 1932 по 1 октября 1933. В течение сезона 1932 года его экипаж представляли пилот Йоахим Бланкенбург и радист Карл Кирхгоф, в 1933 году - пилот Хорст Швильден и радист Курт фон Хааген. D-2271 сперва был в колёсном варианте, но в 1933 переставлен на поплавки и эксплуатировался на "Bremen" с 6 июня по 10 октября 1933, экипаж: пилот Бернхард Грютеринг и радист Эрих Циммерманн.

Оказалось, что корпуса машин сильно подвержены коррозии от морской воды и влажного соленого воздуха. В конце 1933 - начале 1934 их передали на берег и переставили на колёса, D-2244 был переведён в "островную службу" Люфтганзы и перерегистрирован D-UKOV, а D-2271 продан Бразилии.

В 1933 году были построены ещё две машины в варианте Ju46hi - с моторами BMW 132 мощность 660 л.с. В 1934 к ним добавился ещё один такой самолёт. Летом 1934 два из них сменили собратьев на лайнерах. D-UBUS эксплуатировался на "Europa" с мая 1934 по октябрь 1935, экипаж в 1934: пилот Вальтер Диле и радист Курт фон Хаген, в 1935: пилот Диле и радист Хельмут Рёсел. D-UHYL базировался на "Bremen" с 7 мая 1934 по 9 октября 1935, экипаж: пилот Граф Шак цу Виттенау и радист Пол Дирберг. D-UGUS числился резервным, был оснащён колёсным шасси. Поплавки лежали на складе, но так, как необходимости в замене не возникло, самолёт так и оставался колёсным всю службу. Он выполнил всего четырьмя рейса из Кёльна в Шербур.

Все три Ju46hi служили позже в почтовой службе Люфтганзы до 1939 года, при этом два из них поменяли регистрацию: D-UGUS в 1936 на D-OLMP, D-UHYL в 1938 на D-OBRA. Последний однозначно оставался на поплавках и обслуживал курорты на побережье Балтийского моря, для чего его грузовая кабина была переделана в пассажирский салон. В 1939 D-OLMP был продан в Бразилию, а два других - компании Hansa Flugdienst. С началом войны оба поступили в распоряжение Люфтваффе. Головной D-UKOV также был передан ВВС и служил в составе авиашколы FFS A/B 7, пока не разбился 29 сентября 1941. О использовании ВВС двух других ничего не известно.

Суммарный налёт Ju 46 с 1932 по 1936 год в качестве катапультной машины составил 250 000 км, в качестве сухопутного самолета DLH до 1939 года - 850 000 км.

         
           

 

  Junkers Ju-46 в Бразилии с 1934-1939, 2 ед.

В 1934 Lufthansa передала Syndicato Condor Junkers Ju 46 D-2271 "Bremen". В бразильской авиакомпании он стал обозначаться как PP-CAU "Tocantins". Самолёт возил грузы и почту на отдельных отрезках главной линии предприятия, проложенной вдоль атлантического побережья страны от Риу-Гранди на юге до Натала на севере, а также летал вглубь страны, где ещё не было построено аэродромов, поэтому был установлен на поплавки. 5 февраля 1936 он разбился около Аквидауана, Сан-Паулу.

В 1939 в Бразилию прибыл второй Junkers Ju 46: D-OLMP "Jupiter". В авиапарк Syndicato Condor он был включен уже после начала войны в Европе - 18 ноября 1939 года, и получил регистрацию PP-CBK "Tingua". Он летал дольше своего предшественника, но тоже в конце концов разбился - 10 июня 1945 у Рио-дас-Конташ, Байя.

Список машин с бразильской регистрацией:
1. Ju46fi PP-CAU "Tocantins" 01.1934 (2720) Syndicato Condor, 5.02.1936 разбился около Аквидауана, Сан-Паулу.
2. Ju46hi PP-CBK "Tingua" 18.11.1939 (2744) Syndicato Condor, 10.06.1945 разбился у Рио-дас-Конташ, Байя.

Регистрационные номера в гражданской и военной авиации (список не полный):
Машины строились в одной линии заводской нумерации с Junkers W.34. *светлым фоном выделены те машины, про которые точно известно, что они имели поплавковое шасси
  зав. № тип место постройки шасси дата владелец бортовой № имя примечания
 
1 2715 Ju46fi Дессау попл. 03.1932 Junkers D-2244 --- прототип, испытания
03.1932 Lufthansa "Europa" летом 1932-1933 использовался с борта лайнера "Europa"
кол. кон.1933 "Mars " в "Островной службе"?
20.03.1934 D-UKOV  
1936 RLM  
1939 FFS A/B 7 29.09.1941 разбился
 
2 2720 Ju46fi Дессау кол. 07.1932 Lufthansa D-2271 ---  
попл. 05.1933 "Bremen" летом 1933 использовался с борта лайнера "Bremen"
кол. кон.1933 "Hamburg"  
попл. 01.1934 Syndicato Condor, Бразилия PP-CAU "Tocantins" 5.02.1936 разбился около Аквидауана, Сан-Паулу
 
3 2744 Ju46hi Дессау кол. 05.1933 Lufthansa D-2419 "Mars" резервный, комплект поплавков имелся, но не использовался
20.03.1934 D-UGUS "Jupiter"  
1936 D-OLMP  
? 18.11.1939 Syndicato Condor, Бразилия PP-CBK "Tingua" 10.06.1945 разбился у Рио-дас-Конташ, Байя
 
4 2745 Ju46hi Дессау кол. 06.1933 Lufthansa D-2491 "Sirius"  
попл. 20.03.1934 D-UHYL "Bremen" летом 1934-1935 использовался с борта лайнера "Bremen"
1938 D-OBRA перевозчик между курортами на побережье Балтийского моря
нач.1939 Hansa Flugdienst 09.1939 передан Люфтваффе
 
5 2773 Ju46hi Дессау кол. 01.1934 Lufthansa D-3411 "Jupiter" сперва W-33
попл. 20.03.1934 D-UBUS "Europa" летом 1934-1936 использовался с борта лайнера "Europa"
30.04.1938 Hansa Flugdienst 09.1939 передан Люфтваффе
 

 

Дальнейшим развитием машины стал Ju-52.

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

         

 

<
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Gunter Schmitt. Das Junkers Flugzeugtypenbuch.
2 Flieger Revue Extra 79. Wolfgang Zähle. Postflugzeug Junkers Ju 46
+
The Hugo Junkers Homepage by Horst Zoeller (www.hugojunkers.bplaced.net)
Hugo Junkers - Ein Leben für die Technik (www.junkers.de)
Junkers Ju 46 (https://histaviation.com/ju_46.html)
Golden Years of Aviation - Registrations By Country (www.airhistory.org.uk/gy/reg_indexc.html)
и некоторые другие материалы с интернет-форумов, энциклопедий и т.д.

последнее обновление: 3.02.2020

 




 

 
Обозначение гражданской авиации Веймарской республики в 1932-1934 гг.
Гражданский флаг Германии в 1934-1945 гг.
Бортовое обозначение военной авиации Германии в 1935-1945 гг.
Флаг Бразилии.
Junkers Ju-46
Модель Junkers Ju-46 D-UBUS "Europa".
Junkers Ju-46
Модель Junkers Ju-46 D-UBUS "Europa".
Junkers Ju-46
Модель Junkers Ju-46 D-UBUS "Europa".
Junkers Ju-46
Модель Junkers Ju-46 D-UBUS "Europa".
Junkers Ju-46
Бразильский Junkers Ju-46.
Junkers Ju-46
Junkers Ju-46 D-OBRA "Bremen", 1938-1939 гг.
Junkers Ju-46
Junkers Ju-46 D-OBRA "Bremen", лето 1939 г.
Junkers Ju-46
Junkers Ju-46 D-OBRA "Bremen", 1938-1939 гг.
Junkers Ju-46
Junkers Ju-46 D-OBRA "Bremen", 1938-1939 гг.
Junkers Ju-46
Junkers Ju-46 D-OBRA "Bremen", 1938-1939 гг.
Junkers Ju-46
Junkers Ju-46 D-UBUS "Europa", 1934-1936 гг.
Junkers Ju-46
Junkers Ju-46 D-UBUS "Europa", 1934-1936 гг.
Junkers Ju-46
Лайнер "Bremen".
Junkers Ju-46
Лайнер "Europa".
Junkers Ju-46
Junkers Ju-46 D-2244 "Europa", 1932-1933 гг.
Junkers Ju-46
Junkers Ju-46 D-2244 "Europa", 1932-1933 гг.
Junkers Ju-46
Junkers Ju-46 D-2244 "Europa", 1932-1933 гг.
Junkers Ju-46
Экипаж Junkers Ju-46 D-2244 "Europa".
Junkers Ju-46
Junkers Ju-46 D-UBUS "Europa" на катапульте, 1934-1936 гг.
Junkers Ju-46
Junkers Ju-46 D-2271 "Bremen", 1933 г.
Junkers Ju-46
Junkers Ju-46 D-2271 "Bremen" на борту лайнера, 1933 г.
Junkers Ju-46
Junkers Ju-46 D-2271 "Bremen" на борту лайнера, 1933 г.
Junkers Ju-46
Старт Junkers Ju-46 D-2244 "Europa", 1932-1933 гг.
Junkers Ju-46
Старт Junkers Ju-46 D-2244 "Europa", 1932-1933 гг.
Junkers Ju-46
Junkers Ju-46 D-2244 "Europa" на катапульте, 1932-1933 гг.
Junkers Ju-46
Старт Junkers Ju-46 D-UHYL "Bremen", 1934-1935 гг.
Junkers Ju-46
Старт Junkers Ju-46 D-2271 "Bremen", 1933 г.
Junkers Ju-46
Приборная панель Junkers Ju-46
Junkers Ju-46
Junkers Ju-46
Junkers Ju-46
Junkers Ju-46