В конце 20-х годов две немецкие фирмы Deutsche Luft Hansa A.G. и Norddeutsche Lloyd поставили перед собой задачу создать возможность для быстрой доставки почты между Европой и Северной Америкой. Основным критерием задачи было время - требовалось сократить сроки доставки всего до одних суток. Из-за отсутствия надежных и скоростных дальних транспортных самолетов было решено совместить морскую и авиационную доставку - на начальном этапе пароход перевозил самолет, который на заключительном этапе пути, стартовав с катапульты, установленной на палубе, достигал назначенной цели на 45 часов раньше прибытия в порт парохода. Для проверки подобной идеи были оборудованы паровыми катапультами два судна: "Europa" и "Bremen". В 1929 году с этих лайнеров были осуществлены пробные запуски самолетов Heinkel He.12 и Heinkel He.58.
В 1932 году Lufthansa заказала Junkers Flugzeugwerke A.G. постройку более совершенного почтового самолета. Конструкторы взяли за основу проверенный и надежный W-34, модифицированной для запуска катапульты. В результате весной того же года был построен двухместный цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с закрытой кабиной. На новом самолете, получившем обозначение Ju.46, усилили конструкцию, установили новую, увеличенную хвостовую часть и новый двигатель BMW Hornet C (лицензионный вариант английского двигателя Pratt и Whitney) мощностью 600 л.с. Внешне самолёт был практически идентичен W 34, за исключением хвоста с более широкой хордой, закругленным задним краем и заметно квадратной верхней частью. Его увеличенная площадь была необходима для улучшения управляемости во время низкоскоростного запуска.
Фюзеляж самолёта имел прямоугольное сечение. Конструкция была ферменная из дюралевых секций. Обшивка дюралевая гофрированная. В передней части находился моторный отсек, затем закрытая двухместная пилотская кабина. Далее - грузовой отсек. Крыло - свободнонесущее с толстым профилем, состояло из центроплана и двух консолей, на которых имелись элероны. Центроплан составлял единое целое с фюзеляжем, консоли крепились к нему на болтах. Конструкция крыльев - ферменная их сварных труб, без лонжерона. Обшивка - из тонкого гофрированного дюраля. Топливные были баки расположены в центроплане. Оперение - однокилевое, классической схемы: киль с рулём направления, стабилизатор с рулями высоты. Шасси - металлические слабокилеватые поплавки, котрые крепились к фюзеляжу на ферме из стоек, в колёсном варианте - двухопорное с хвостовым костылём. Управление - сдвоенное тросовое.
Для запуска самолётов корабли были оснащены катапультами с пневматическим приводом. Эти 20-метровые катапульты разгоняли 3200-килограммовый самолет до скорости 110 км/ч. Запуск этих самолетов, окрашенных в ярко-красный цвет для облегчения их обнаружения спасательными самолетами в случае аварийных посадок на море, всегда был особым событием для пассажиров. Старт на расстоянии около 1200 км от пункта назначения позволял доставить почту примерно за 24 часа до прибытия корабля. На западном курсе они летели в Нью-Йорк, на восточном - в Саутгемптон, где заправлялись и продолжали полёт в Бремен. Эксплуатация, однако, была ограничена из-за погоды только летними месяцами, начиная с апреля.
Первый полет самолет выполнил в марте 1932 года. Первые два Ju.46 эксплуатировались на линии Нью-Йорк-Саутгемптон-Бремен. D-2244 базировался на лайнере "Europa" с 9 мая 1932 по 1 октября 1933. В течение сезона 1932 года его экипаж представляли пилот Йоахим Бланкенбург и радист Карл Кирхгоф, в 1933 году - пилот Хорст Швильден и радист Курт фон Хааген. D-2271 сперва был в колёсном варианте, но в 1933 переставлен на поплавки и эксплуатировался на "Bremen" с 6 июня по 10 октября 1933, экипаж: пилот Бернхард Грютеринг и радист Эрих Циммерманн.
Оказалось, что корпуса машин сильно подвержены коррозии от морской воды и влажного соленого воздуха. В конце 1933 - начале 1934 их передали на берег и переставили на колёса, D-2244 был переведён в "островную службу" Люфтганзы и перерегистрирован D-UKOV, а D-2271 продан Бразилии.
В 1933 году были построены ещё две машины в варианте Ju46hi - с моторами BMW 132 мощность 660 л.с. В 1934 к ним добавился ещё один такой самолёт. Летом 1934 два из них сменили собратьев на лайнерах. D-UBUS эксплуатировался на "Europa" с мая 1934 по октябрь 1935, экипаж в 1934: пилот Вальтер Диле и радист Курт фон Хаген, в 1935: пилот Диле и радист Хельмут Рёсел. D-UHYL базировался на "Bremen" с 7 мая 1934 по 9 октября 1935, экипаж: пилот Граф Шак цу Виттенау и радист Пол Дирберг. D-UGUS числился резервным, был оснащён колёсным шасси. Поплавки лежали на складе, но так, как необходимости в замене не возникло, самолёт так и оставался колёсным всю службу. Он выполнил всего четырьмя рейса из Кёльна в Шербур.
Все три Ju46hi служили позже в почтовой службе Люфтганзы до 1939 года, при этом два из них поменяли регистрацию: D-UGUS в 1936 на D-OLMP, D-UHYL в 1938 на D-OBRA. Последний однозначно оставался на поплавках и обслуживал курорты на побережье Балтийского моря, для чего его грузовая кабина была переделана в пассажирский салон. В 1939 D-OLMP был продан в Бразилию, а два других - компании Hansa Flugdienst. С началом войны оба поступили в распоряжение Люфтваффе. Головной D-UKOV также был передан ВВС и служил в составе авиашколы FFS A/B 7, пока не разбился 29 сентября 1941. О использовании ВВС двух других ничего не известно.
Суммарный налёт Ju 46 с 1932 по 1936 год в качестве катапультной машины составил 250 000 км, в качестве сухопутного самолета DLH до 1939 года - 850 000 км.
Junkers Ju-46 в Бразилии с 1934-1939, 2 ед.
В 1934 Lufthansa передала Syndicato Condor Junkers Ju 46 D-2271 "Bremen". В бразильской авиакомпании он стал обозначаться как PP-CAU "Tocantins". Самолёт возил грузы и почту на отдельных отрезках главной линии предприятия, проложенной вдоль атлантического побережья страны от Риу-Гранди на юге до Натала на севере, а также летал вглубь страны, где ещё не было построено аэродромов, поэтому был установлен на поплавки. 5 февраля 1936 он разбился около Аквидауана, Сан-Паулу.
В 1939 в Бразилию прибыл второй Junkers Ju 46: D-OLMP "Jupiter". В авиапарк Syndicato Condor он был включен уже после начала войны в Европе - 18 ноября 1939 года, и получил регистрацию PP-CBK "Tingua". Он летал дольше своего предшественника, но тоже в конце концов разбился - 10 июня 1945 у Рио-дас-Конташ, Байя.
Список машин с бразильской регистрацией:
1. Ju46fi PP-CAU "Tocantins" 01.1934 (2720) Syndicato Condor, 5.02.1936 разбился около Аквидауана, Сан-Паулу.
2. Ju46hi PP-CBK "Tingua" 18.11.1939 (2744) Syndicato Condor, 10.06.1945 разбился у Рио-дас-Конташ, Байя.
Дальнейшим развитием машины стал Ju-52.
<
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Gunter Schmitt. Das Junkers Flugzeugtypenbuch. |
2 |
Flieger Revue Extra 79. Wolfgang Zähle. Postflugzeug Junkers Ju 46 |
+ |
The Hugo Junkers Homepage by Horst Zoeller (www.hugojunkers.bplaced.net) |
Hugo Junkers - Ein Leben für die Technik (www.junkers.de) |
Junkers Ju 46 (https://histaviation.com/ju_46.html) |
Golden Years of Aviation - Registrations By Country (www.airhistory.org.uk/gy/reg_indexc.html) |
и некоторые другие материалы с интернет-форумов, энциклопедий и т.д. |
последнее обновление: 3.02.2020