ОглавлениеМорская авиация → Гидросамолет Lübeck-Trawemünde F-4

  Авиация  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Гидросамолет - разведчик (Wasserflugzeug)

 Lübeck-Trawemünde F-4


Германия, 1917-1918 гг., 34 ед. (пр. Ernst Bernhard Fritsch, развитие F-2)


*
F-4
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
модификация постройка дата количество №№ примечания
F-4 Flugzeugwerft Lubeck-Travemunde G.m.b.H., Травемюнде 1917-1918 34 1971-1973, 2135, 7001-7030 2.08.1920 2 ед. были проданы Норвегии, 1 ед. - Польше
ТТХ
Масса пустого 1,366 т, после войны в норвежском ВМФ - 1,475 т
взлётная 1,998 т, после войны в норвежском ВМФ - 2,17 т
Размерения длина 11,3 м
размах крыла (верхнего/нижнего) 16,7/? м
площадь крыла 57,64 м²
высота 3,6 м
Энергетическая установка состав и тип 1 тянущий пропеллер
1 мотор Benz Bz х 200 л.с.
Скорость максимальная 138 км/ч
крейсерская 100 км/ч
Практический потолок 4000 м
Скороподъёмность 108 м/мин
Дальность полёта 550 км
Экипаж 2 чел.
Дополнительные данные конструкция фюзеляжный биплан, крылья обтянуты тканью, 2 больших поплавка
управление элероны на обоих крыльях, 2 руля высоты и 1 руль направления на оперении
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально польский норвежские
1-7,92 мм турельный пулемёт Parabellum 1 турельный пулемёт + 12,5-кг бомбы 1 турельный пулемёт Lewis + 1 торпеда Mod.V b. или бомбы

 

В конце 1917 года был построен гидросамолет последнего проекта фирмы, обозначенный как F4. Его конструкция была основана на F2, с улучшенной аэродинамикой и прочностью при несколько меньших размерах. Он был предназначен в качестве вооруженного разведчика, для чего нёс пулемёт и радиооборудование.

Самолёт имел рядный 6-цилиндровый мотор Benz Bz в 200 л.с. с жидкостным охлаждением, радиатор был установлен в центре верхней плоскости, за двигателем располагался топливный бак. Затем следовали две открытые кабины - первая для пилота, вторая - для наблюдателя. Кабина пилота была прикрыта ветровым стеклом. В конце фюзеляжа был установлен классический хвост с деревянной рамой, покрытый холстом. Корпус был покрыт фанерой. Бипланная коробка была двухбалочной. деревянные, прямоугольной формы крылья состояли из трёх деревянных лонжеронов со стальными нервюрами и были покрыты тканью. Элероны имелись на обеих плоскостях. Деревянные поплавки были прикреплены к нижней плоскости и корпусу стальными трубами.

Первая партия состояла из 3-х прототипов, которые получили номера 1971-1973 и прошли флотские испытания. Не совсем удовлетворившись их результатами, флот заказал ещё одну машину с доработками (№ 2135). Наконец, в 1918 фирма, принадлежащая к этому времени Энтони Фоккеру, получила заказ на серию в 30 единиц. Серийные машины использовались для патрулирования в прибрежных районах Северного и Балтийского морей. Не известно, был ли заказ полностью выполнен до конца войны, возможно, компания Caspar-Werke, купившая завод в сентябре 1918 года, продолжала выпуск машин и после войны.

СПИСОК МАШИН В СОСТАВЕ ФЛОТА
  бортовой номер год постройки примечания
прототипы (3 ед.)
1 1971 1917  
2 1972 1917  
3 1973 1917  
дополнительный прототип (1 ед.)
4 2135 ?  
серия (30 ед.)
5 7001 1918  
6 7002 1918  
7 7003 1918  
8 7004 1918  
9 7005 1918  
10 7006 1918  
11 7007 1918  
12 7008 1918  
13 7009 1918  
14 7010 1918  
15 7011 1918  
16 7012 1918  
17 7013 1918  
18 7014 1918  
19 7015 1918  
20 7016 1918  
21 7017 1918  
22 7018 1918  
23 7019 ?  
24 7020 ?  
25 7021 ?  
26 7022 ?  
27 7023 ?  
28 7024 ?  
29 7025 ?  
30 7026 ?  
31 7027 ?  
32 7028 ?  
33 7029 ?  
34 7030 ?  

 

Служба и использование в других государствах

  Польша  
 

После создания в июле 1920 года морской авиабазы польского ВМФ в Паке, в августе 1920 года частная компания в Гданьске купила четыре гидросамолета, в том числе один Lübeck-Travemünde F4, который получил номер 7. Этот самолет использовался для патрульных полетов на море, для обучения экипажей в распознавании кораблей и для бомбардировок. Бомбы были весом 12,5 кг, и сбрасывались вручную наблюдателем из кабины самолета.

15 августа 1922 года во время воздушных демонстраций в Паке офицер-наблюдатель из-за небрежности сбросил 12,5 кг бомбу в толпу зрителей, в результате чего пострадали 47 военных и гражданских лиц, из которых 13 погибли.

21 августа 1924 года во время патрульного полета загорелся мотор и во время вынужденной посадки в бухте Вашер в районе Оксиви самолёт разбился, пилот погиб. Повреждённый самолет не восстанавливали.

  Норвегия  

Ещё две машины после войны, в августе 1919 и в июле 1920 года были куплены Норвежской компанией United Sardine Factory в Бергене для поиска сельди в Северном море. Однако первый самолет в 1920 году был возвращен на Каспарверке в Германии для реконструкции в пассажирский с размещением 5-местной закрытой каюты. Машина получила обозначение F.4L (Limousin).

В сентябре 1920 года оба самолета были проданы военно-морскому флоту, которому нужна была надежная машина для замены в почтовой службе на линии Осло-Кристиансанд Supermarine Channel-I, которые из-за проблем с двигателем с трудом сохраняли регулярность маршрута. Самолеты были зарегистрированы под номерами F.46 и F.48 и размещены на военно-морской станции в Кристиансанде. С 20 сентября по 24 октября 1920 года F.48 был предоставлен в аренду Det Norske Luftfartsrederi A / S, где осуществлял пассажирские перевозки на участке между Ставангром и Хаугесундом.

Так, как самолеты имели хорошую грузоподъемность, вскоре они были перестроены в морские бомбардировщики. Поскольку у самолета не было перекладин между поплавками, он также подходил как торпедоносец. Машины были оснащены устройством сброса торпеды Type Mod.T. В качестве навигационного средства самолеты были оснащены компасом. Радиооборудование состояло из передатчика типа Marconi 12 и приемника типа 43. При испытании торпед с декабря 1923 года по май 1924 года пилоты поразили до 75% целей. Высота сброса составляла 5 метров над уровнем моря со скоростью 80 км/ч. Последний раз самолет использовался на службе в июле 1924 года, затем некоторое время пробыли в резерве, а затем их списали, соответственно, в мае 1927 года и ноябре 1930 года.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на английском
1 Gray, Peter and Thetford, Owen. German Aircraft of the First World War. London: Putnam, 1962
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 26.05.2022

 




 

 
Флаг военного флота Германской империи
Бортовое обозначение военной авиации Германской империи
Бортовое обозначение военной авиации Польши 1920-1924
Бортовое обозначение военной авиации Норвегии 1919-1930
Lubeck-Travemunde F-4
Разборка самолётов в Киле-Хольтенау, март 1920, виден фюзеляж Lubeck-Travemunde F-4 с номером, нач. с 701.
Lubeck-Travemunde F-4
Норвежский Lubeck-Travemunde F-4 сбрасывает торпеду.
Lubeck-Travemunde F-4
Норвежский Lubeck-Travemunde F-4 с торпедой.
Lubeck-Travemunde F-4
Норвежский Lubeck-Travemunde F-4 после сброса торпеды.
Lubeck-Travemunde F-4
Норвежский Lubeck-Travemunde F-4L (Лимузин).
Lubeck-Travemunde F-4
Вид с польского Lubeck-Travemunde F-4 на базу в Пуке.
Lubeck-Travemunde F-4
Обломки разбившегося польского Lubeck-Travemunde F-4
Lubeck-Travemunde F-4
Польские гидросамолёты в Пуке, 1920 г., дальний - Lubeck-Travemunde F-4
Lubeck-Travemunde F-4
Польский Lubeck-Travemunde F-4
Lubeck-Travemunde F-4
Польские гидросамолёты в Пуке, 1920 г., второй - Lubeck-Travemunde F-4
Lubeck-Travemunde F-4
Норвежский Lubeck-Travemunde F-4
Lubeck-Travemunde F-4
Польский Lubeck-Travemunde F-4
Lubeck-Travemunde F-4
Польский Lubeck-Travemunde F-4
Lubeck-Travemunde F-4
Lubeck-Travemunde F-4