ОглавлениеМорская авиация → Летающая лодка Zeppelin-Lindau GS-2

  Авиация  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  


Пассажирская летающая лодка

(Flugboot, Groß-Seeflugzeug)

 Zeppelin-Lindau GS-2 


Германия, 1919 г., 0 (2) ед. (не достроены, проект Клода Дорнье, развитие GS-1)


*
GS-2
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
модификация постройка дата количество примечания
GS-2 Zeppelin-Werke Lindau G.m.b.H., Зеемос, Боденское озеро 1919 0 (2) недостроены
ТТХ
Масса пустой ? т
взлётная ? т
Размерения длина 16,3 м
размах крыла 22,7 м
площадь крыла 96,6 м²
высота 4,35 м
Энергетическая установка состав и тип 1 тянущий и 1 толкающий пропеллер
2 мотора Maybach Mb IVa х 260 л.с.
Скорость максимальная ? км/ч
крейсерская ? км/ч
Практический потолок ? м
Длительность/дальность полёта ? ч/? км
Экипаж 2 чел.
Дополнительные данные конструкция фюзеляжный моноплан, металлическая лодка со штуммелями, крылья: дюралюминевый каркас, обтянутый тканью.
управление элероны на крыле, 2 руля высоты и 1 руль направления на оперении
ПОЛЕЗНАЯ НАГРУЗКА
9 пассажиров

 

     

Параллельно с достройкой пассажирского варианта GsI, Дорнье подготовил аналогичный проект Gs II, изначально рассчитанный на перевозку пассажиров. Лодка несколько увеличилась в размерах, обеспечивая достаточный объем для салона или грузового отсека. Каркас и обшивка Gs II изготавливались, в основном, из дюраля. Весь корпус разделялся водонепроницаемыми переборками на отдельные отсеки. Герметичность клепаной обшивки достигалась уплотнением швов хлопчатобумажными лентами с магнезитовой пропиткой. Рассматривался и военный вариант, в котором предусматривались две стрелковые точки - в самом носу лодки и сзади, за диском толкающего винта. В гражданской модификации открытая кабина для двух летчиков (управление ставилось двойное) отодвигалась почти под крыло, а всю переднюю часть фюзеляжа занимал пассажирский салон на девять человек с большими прямоугольными окнами. Кроме обозначения типа, лодка получила и название Wal (кит).

Прямоугольное в плане крыло, также несколько увеличенное по сравнению с Gs I, достигало размаха 22,5 м при ширине 4,3 м. Основой силового набора являлись два стальных лонжерона. Они соединялись между собой распорными фермами из профилей, создавая работающую на кручение "коробку". Ее жесткость повышалась системой внутренних расчалок. Дюралевые ферменного типа нервюры собирались из профилей. Почти все крыло обтягивалось полотном, лишь полоса около мотогондолы, имевшая ширину приблизительно в метр, обшивалась дюралевым листом. Крыло связывалось с лодкой и ее "жабрами" дюралевыми подкосами.

Оперение Gs II значительно упростили по сравнению с предшествующей конструкцией. Теперь в основе его был один киль с двухлонжеронным набором. На этот киль навешивался прямоугольный стабилизатор, поддерживаемый снизу парными дюралевыми подкосами. Угол установки стабилизатора изменялся в небольших пределах. Все оперение обтягивалось полотном.

Первоначально Gs II, так же, как и Gs I, предполагалось оснастить двумя моторами "Майбах" MbIV, мощностью по 270 л. с, но принятая конструктором компоновка мотогондолы позволяла довольно легко установить любой двигатель подходящей мощности. Моторы располагались тандемом, в передней и задней частях гондолы, и вращали винты в противоположные стороны. Передний винт был тянущим, а задний - толкающим.

Основную нагрузку несла четырехугольная ажурная рама в нижней части гондолы. К ней крепились шпангоуты и дюралевые моторамы. Сами двигатели прикрывались откидными металлическими капотами. Через среднюю часть гондолы проходила шахта, обеспечивавшая доступ к моторам в полете и выход на верхнюю поверхность крыла. В нее попадали по лесенке из средней части лодки.

Для выхода гидросамолета на берег из воды сконструировали специальное колесное шасси. Деревянные колеса, собранные из толстых досок, надевались на полуоси, вставлявшиеся в конические гнезда в "жабрах".

Судя по всему, постройка началась в начале 1920 года и вскоре привлекла к себе внимание контрольной комиссии союзников. В документах комиссии присутствует составленный полковником Дюраном перечень самолетов, которые на 10 июля 1920 года строились или уже были построены в Германии вопреки условиям версальского договора. В строке Dornier Friedrichshafen указано, что строятся два двухмоторных самолета. Это были, несомненно, Gs.2, что подтверждается другими документами комиссии. В немецкой профессиональной прессе данный самолет был подробно описан на рубеже 1920-21 годов. С точки зрения межсоюзнической контрольной комиссии Gs.2 обладал слишком высокими характеристиками и мог быть быстро и недорого переоборудован в военный самолет. Таким образом, весной 1921 года Клаудиус Дорнье был вынужден вновь отправить самолеты на слом, чтобы скрыть технические секреты компании.

В 1921-1922 годах – во время абсолютного запрета на строительство самолетов в Германии – Дорнье перепроектировал самолет заново и создал то, что позднее стало знаменитым Dornier Wahl.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Fred Gütschow. Die Deutschen Flugboote.
2 Dornier: Die Chronik des altesten deutschen Flugzeugwerks. Friedrichshafen. 1983
на английском
3 Manfred Griehl. Dornier - Flugboote im Zweiten Weltkrieg. Waffen-Arsenal.
4 Flight Magasin, 1920, №12
на русском
5 Котельников В.Р. "Летающая лодка Дорнье "Валь". Гангут. Санкт-Петербург. 1995
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 2.01.2019

 




 

 
Флаг Германской империи
Флаг Швейцарии
Zeppelin-Lindau GS-2
Интерьер кабины Zeppelin-Lindau GS-2.
Zeppelin-Lindau GS-2
Zeppelin-Lindau/Dornier GS-2 в постройке. За ним сложены заготовки для второй машины.
Zeppelin-Lindau GS-2
Zeppelin-Lindau/Dornier GS-2 в постройке.
Zeppelin-Lindau GS-2
Zeppelin-Lindau GS-2
Zeppelin-Lindau GS-2
Zeppelin-Lindau GS-2
Zeppelin-Lindau GS-2
Zeppelin-Lindau GS-2
Zeppelin-Lindau GS-2
Zeppelin-Lindau GS-2