ОглавлениеМорская авиация → Гидросамолет Friedrichshafen FF-41

  Авиация  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Гидросамолет - торпедоносец (Wasserflugzeug)

 Friedrichshafen FF-41


Германия, 1916-1917 гг., 9 ед. (развитие FF-35)


*
FF-41a
*
FF-41at
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
модификация постройка дата количество №№ примечания
FF-41a Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH, Фридрихсгафен 02.1916 1 678 прототип
FF-41at Kaiserlich Werft, Вильгельмсхафен 08.1916 - 05.1917 8 996-1000, 1208-1210 серийный вариант с модифицированой формой носовой части и изменённым хвостовым оперением
ТТХ
  FF-41a FF-41at
Масса пустого 2,3 т 2,288 т
взлётная 3,67 т 3,701 т
Размерения длина 13,7 м
размах крыла (верхнего/нижнего) 22,0/20,97 м
площадь крыла 112,5 м²
высота 4,65 м
Энергетическая установка состав и тип 2 тянущих 2-лопастных пропеллера
2 мотора Benz Bz.III х 150 л.с.
Скорость максимальная 125 км/ч 121 км/ч
крейсерская 115 км/ч ?
Практический потолок ? ?
Скороподъёмность ? 55 м/мин
Дальность полёта ? 605 км
Экипаж 3 чел.
Дополнительные данные конструкция фюзеляжный биплан, крылья обтянуты тканью, 2 больших поплавка
управление элероны на верхнем крыле, 2 руля высоты и 1 (на прототипе 2) руль направления на оперении
ВООРУЖЕНИЕ
стрелковое 1-7.92 мм пулемёт Parabellum
наступательное 1 торпеда - 726 кг

 

FF-41a был развитием торпедоносца FF-35, отличаясь, главным образом, тянущими винтами вместо толкающих. Прототип поднялся в воздух в феврале 1916 г. и 30 августа 1916 г. был поставлен флоту под № 678.

Эта машина была снабжена двумя 150 л.с. моторами Бенц. В результате опыта, полученного при проектировании больших колёсных машин, двигатели были установлены между V-образными стойками центроплана. Оказалось, что такое размещение соединяет большую надежность с небольшим весом и низким воздушным сопротивлением. Машина легко взлетала, а также обладала хорошей мореходностью. Конечно, из-за своего большого размаха крыльев, она была не такой удобной, как машина с одним мотором.

30 августа 1916 г. полетел второй прототип - FF-41at, упрощенный, с модифицированой формой носовой части и изменённым хвостовым оперением аналогично FF-40. До мая 1917 г. флоту были сданы ещё семь машин этого типа.

Не смотря на хорошие результаты испытаний, постройка ограничилась двумя небольшими сериями, так, как приоритет был отдан ещё более удачным "Готам" WD-14. Фирма продолжила совершенствовать конструкцию в типе FF-53.

Из 8 FF.41at, шесть были отправлены в страны Балтии. 3 из них были размещены в Виндаве (№ 996, 1000 и 1209) и 3 на станции Ангернзе (№ 997, 998, 999), где использовались, как морские бомбардировщики. Позже одно из этих подразделений перебазировалось в Ревель (Таллин).

2 сентября 1917 года Вольфрам Эйзенлор на FF 41 получил приказ атаковать русский эсминец «Стройный», севший на мель за пять дней до этого у мыса Кави в Рижском заливе. В ходе атаки добился прямого попадания одной авиабомбы в носовую часть и взрыва второй у правого борта. Эсминец был брошен русскими, а в следующем году исключён из-за невозможности восстановления.

 

         
СПИСОК МАШИН В СОСТАВЕ ФЛОТА
  бортовой номер год постройки примечания
прототип - 1 ед.
1 678 30.08.1916  
I серия - 5 ед.
2 996 09.1916  
3 997 1916  
4 998 1916  
5 999 1916  
6 1000 1916  
II серия - 3 ед.
7 1208 05.1917  
8 1209 05.1917  
9 1210 05.1917  

 

Три машины были брошены немцами в Ревеле при отступлении и досталась красным русским войскам. 26 ноября 1918 г. они продали одну машину Финскими ВВС. В конце Первой мировой войны она была доставлена в Сортавалу, где была отремонтирована. В 1922 году фюзеляж был перестроен, с демонтажом креплений для торпеды, после чего самолёт служил ещё около года, являясь в то время самым крупным самолётом ВВС Финляндии. Две остальных после ухода красных достались эстонцам в плохом состоянии. Механики смогли собрать из двух одну рабочую машину, которая числилась в ВВС Эстонии в 1919 г., став первым эстонским самолётом, хотя, возможно, за отсутствием подготовленных пилотов, так ни разу и не поднялась в воздух.

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

         

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Borzutski, Siegfried: Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH. Markus Burbach Verlag, Berlin 1993
2 Kroschel, G. Stützer, H.: Die deutschen Militärflugzeuge 1910 - 1918, Weltbild Verlag, Augsburg 1994
на английском
3 O.Thetford, P.Gray German Aircraft of the First World War (Putnam)
4 Flight Magazine, October 16, 1919.
на русском
5 Вячеслав Кондратьев. Разведывательные самолеты Первой мировой войны
6 В.Обухович, А.Никифоров. Самолеты Первой Мировой
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 10.01.2020

 




 

 
Флаг военного флота Германской империи
Бортовое обозначение военной авиации Германской империи
Бортовое обозначение военной авиации Финляндии
Бортовое обозначение военной авиации Эстонии
FF-41
Финский FF-41
FF-41
FF-41
FF-41
FF-41
FF-41at
Модель FF-41at
FF-41at
Модель FF-41at
FF-41at
Модель FF-41at
FF-41at
Модель FF-41at
FF-41at
Эстонский FF-41at
FF-41at
Эстонский FF-41at
FF-41at
FF-41at
FF-41at
FF-41at
FF-41at
FF-41at
FF-41a
Прототип FF-41a в Зеебрюгге.
FF-41a
Прототип FF-41a.
FF-41a
Прототип FF-41a.
FF-41a
Прототип FF-41a.
FF-41at
FF-41at на заводе.
FF-41a
Прототип FF-41a.
FF-41a
Прототип FF-41a на Боденском озере.
FF-41at
FF-41at
FF-41at
FF-41at
FF-41a
FF-41a