Последним типом самолета, разработанным в Дессау за годы Первой мировой войны, был двухместный поплавковый гидроплан для кайзеровского флота. Еще в октябре 1916 г. представитель Юнкерса встретился с морским офицером Молем, предложившим спроектировать и построить дальний морской разведчик с продолжительностью полета 6-7 часов. Поначалу Юнкерс хотел попробовать сделать аппарат смешанной конструкции, однако даже в результате сотрудничества с Фоккером "столярного" опыта он так и не приобрел.
Чтобы уложиться в сроки, авиаконструктор, "не мудрствуя лукаво", просто поставил на поплавки J-10, имевший армейское обозначение CL.I, поэтому морской вариант получил также как-бы армейское обозначение CLS.I (S = See, Морской). Флот однако не давал своим машинам специального индекса, а использовал нумерацию завода, в данном случае J-11.
Переделки были минимальны. На самолет установили двигатель BMW D III мощностью 185 л.с, а вертикальное оперение дополнили небольшим треугольным килем для улучшения продольной устойчивости. Плоскости хвоста всё равно были неудовлетворительны, и после войны, когда тип стал использоваться для гражданских целей, было разработано полностью новое оперение. Вооружение состояло из синхронного пулемета "Шпандау", укрепленного снаружи на борту фюзеляжа справа от двигателя и турельного "Парабеллума" в задней кабине.
Гидроплан получился вполне удачным. Всего построили три прототипа (№№ 7501-7503). Два из них до конца войны успели попасть на флот, где прошли испытания на боевое применение. Хотя соленая вода быстро разъедает дюраль, специальное антикоррозийное покрытие металлической обшивки сделало их пригодными к использованию на море. Морской летчик Рихард Тидеман, позже ставший летчиком-испытателем на фирме Юнкерса, а затем и техническим директором фирмы, испытывал самолет в октябре 1918-го. В отчете об испытаниях он писал: "Характеристики этого самолета с полезной нагрузкой в 510 кг можно назвать выдающимися. Никакой другой морской самолет с такой полезной нагрузкой и с двигателем в 185 л. с. не мог бы достигнуть скорости 180 км/час. Скороподъемность по сегодняшним меркам не высокая. Поведение самолета на воде хорошее. Конструкция поплавков делает возможным приземление без больших брызг. Прочность поплавков допускает взлет и посадку при ветре силой до 8 м/сек. Отсутствие расчалок позволяет за короткое время легко демонтировать поплавки. Специальная конструкция крыльев делает невозможной их деформацию, поэтому летные характеристики остаются неизменными".
В общем, самолёт мог составить серьёзную конкуренцию основным машинам флота "Hansa-Brandenburg", но перемирие положило конец военным разработкам.
СПИСОК МАШИН В СОСТАВЕ ФЛОТА
|
бортовой номер |
заводской № |
в строю |
примечания |
прототипы |
1 |
7501 |
J0433 |
10.1918 |
|
2 |
7502 |
J0434 |
10.1918 |
|
3 |
7503 |
J0435 |
--- |
|
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Gunter Schmitt. Das Junkers Flugzeugtypenbuch |
на английском |
2 |
Gray, Peter and Thetford, Owen. German Aircraft of the First World War. London: Putnam, 1962 |
на русском |
3 |
Анатолий Демин, Вячеслав Контратьев. Опередивший время, АвиаМастер |
4 |
Леонид Анцелиович, Неизвестный Юнкерс |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т. ч. www.airwar.ru и hugojunkers.bplaced.net |
последнее обновление: 23.01.2019