ОглавлениеМорская авиация → Гидросамолет Junkers J-11

  Авиация  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Гидросамолет-разведчик/истребитель (Wasserflugzeug)

 Junkers J-11 (CLS.I)


Германия, 1918 г., 3 ед. (вариант колёсного J-10)


*
J-11 (CLS.I)
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
модификация верфь год постройки количество №№ примечания
J-11 Junkers Flugzeug- und Motorenwerke, AG 1917 3 7501-7503 прототипы
ТТХ
Масса пустого 0,914 т
взлётная 1,42 т
Размерения длина 8,95 м
размах крыла 12,75 м
площадь крыла 26,6 м²
высота 2,95 м
Энергетическая установка состав и тип 1 тянущий пропеллер
1 мотор Benz Bz IV х 200 л.с. или BMW D III х 185 л.с.
Скорость максимальная 180 км/ч
крейсерская 160 км/ч
Практический потолок 5200 м
Скороподъёмность ? м/мин
Длительность / дальность полёта ? ч / 600 км
Экипаж 2 чел.
Дополнительные данные конструкция фюзеляжный металлический моноплан, 2 больших поплавка
управление элероны на крыле, 2 руля высоты и 1 руль направления на оперении
ВООРУЖЕНИЕ
стрелковое 1-7,92 мм турельный пулемёт Parabellum
1...2-7,92 мм фиксированных пулемёта Spandau
+ мог брать лёгкие бомбы

 

Последним типом самолета, разработанным в Дессау за годы Первой мировой войны, был двухместный поплавковый гидроплан для кайзеровского флота. Еще в октябре 1916 г. представитель Юнкерса встретился с морским офицером Молем, предложившим спроектировать и построить дальний морской разведчик с продолжительностью полета 6-7 часов. Поначалу Юнкерс хотел попробовать сделать аппарат смешанной конструкции, однако даже в результате сотрудничества с Фоккером "столярного" опыта он так и не приобрел.

Чтобы уложиться в сроки, авиаконструктор, "не мудрствуя лукаво", просто поставил на поплавки J-10, имевший армейское обозначение CL.I, поэтому морской вариант получил также как-бы армейское обозначение CLS.I (S = See, Морской). Флот однако не давал своим машинам специального индекса, а использовал нумерацию завода, в данном случае J-11.

Переделки были минимальны. На самолет установили двигатель BMW D III мощностью 185 л.с, а вертикальное оперение дополнили небольшим треугольным килем для улучшения продольной устойчивости. Плоскости хвоста всё равно были неудовлетворительны, и после войны, когда тип стал использоваться для гражданских целей, было разработано полностью новое оперение. Вооружение состояло из синхронного пулемета "Шпандау", укрепленного снаружи на борту фюзеляжа справа от двигателя и турельного "Парабеллума" в задней кабине.

Гидроплан получился вполне удачным. Всего построили три прототипа (№№ 7501-7503). Два из них до конца войны успели попасть на флот, где прошли испытания на боевое применение. Хотя соленая вода быстро разъедает дюраль, специальное антикоррозийное покрытие металлической обшивки сделало их пригодными к использованию на море. Морской летчик Рихард Тидеман, позже ставший летчиком-испытателем на фирме Юнкерса, а затем и техническим директором фирмы, испытывал самолет в октябре 1918-го. В отчете об испытаниях он писал: "Характеристики этого самолета с полезной нагрузкой в 510 кг можно назвать выдающимися. Никакой другой морской самолет с такой полезной нагрузкой и с двигателем в 185 л. с. не мог бы достигнуть скорости 180 км/час. Скороподъемность по сегодняшним меркам не высокая. Поведение самолета на воде хорошее. Конструкция поплавков делает возможным приземление без больших брызг. Прочность поплавков допускает взлет и посадку при ветре силой до 8 м/сек. Отсутствие расчалок позволяет за короткое время легко демонтировать поплавки. Специальная конструкция крыльев делает невозможной их деформацию, поэтому летные характеристики остаются неизменными".

В общем, самолёт мог составить серьёзную конкуренцию основным машинам флота "Hansa-Brandenburg", но перемирие положило конец военным разработкам.

СПИСОК МАШИН В СОСТАВЕ ФЛОТА
  бортовой номер заводской № в строю примечания
прототипы
1 7501 J0433 10.1918  
2 7502 J0434 10.1918  
3 7503 J0435 ---  

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Gunter Schmitt. Das Junkers Flugzeugtypenbuch
на английском
2 Gray, Peter and Thetford, Owen. German Aircraft of the First World War. London: Putnam, 1962
на русском
3 Анатолий Демин, Вячеслав Контратьев. Опередивший время, АвиаМастер
4 Леонид Анцелиович, Неизвестный Юнкерс
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т. ч. www.airwar.ru и hugojunkers.bplaced.net

последнее обновление: 23.01.2019

 




 

 
Флаг военного флота Германской империи
Бортовое обозначение военной авиации Германской империи
Junkers J-11
Junkers J-11
Junkers J-11
Junkers J-11
Junkers J-11
Junkers J-11
Junkers J-11
Кабина пилота Junkers J-11
Junkers J-11
Junkers J-11
Junkers J-11
Junkers J-11
Junkers J-11
Junkers J-11