После войны фирма LFG в Штральзунде организовала свою пассажирскую службу на прибрежных линиях, используя для этого четыре переоборудованных лицензионных машины Friedrichshafen FF49, которые получили обозначения LFG V1 и V2.
В 1920-1921 гг. на их базе был разработан свой проект небольшого пассажирского самолёта на 4 места, получивший обозначение LFG V.13 "Strela" (Штрела = Штрелазунд - пролив между о. Рюген и материком, на котором находится город Штральзунд).
Это был трёхстоечный биплан смешанной конструкции, с крыльями равного размаха и с растяжками. Открытая кабина пилота находилась сразу за двигателем, позади неё была четырехместная пассажирская кабина, целиком помещённая в контур фюзеляжа. Оригинальным двигателем был BMW IIIa мощностью в 185 л.с., но позже устанавливали 200/220 л.с. Benz Bz IV также 260 л.с. двигатели водяного охлаждения Mercedes D IVa.
В 1924 LFG начал производство колёсного варианта V.130, который кроме шасси и "перевёрнутого" руля направления больше ничем от V.13 не отличался. Всего построили по 8 единиц обоих типов, кроме того, по крайней мере один гидроплан был построен для Швеции. Известно, что некоторые машины постоянно или временно меняли шасси с морского на колёсное и обратно.
Поплавковые самолёты использовались компанией LFG на линиях Гамбург-Штеттин-Данциг и Штеттин-Свинемюнде-Штральзунд, колёсные машины обслуживали линии компании LFP (Luftverkehr Pommern), пока обе фирмы не вошли в состав Lufthansa. В Норвежской компании Norske Luftruter два подержанных V.13 работали до конца 1920-х.
Дальнейшим развитием машины стал проект V-14 "Binz".
Регистрационные номера в гражданской авиации Германии, Швеции и Норвегии:
|
тип |
верфь - строитель |
зав. № |
дата |
владелец |
бортовой № |
примечания |
|
1 |
V 13 |
Luftfahrzeug-G.m.b.H, Штральзунд |
85 |
1921 |
LFG, Штральзунд |
|
D-? |
|
02.1928 |
Aero Sport, Варнемюнде |
D-160 |
продан в Норвегию |
25.06.1928 |
Norsk Luftruter A/S (Норвегия) |
|
N-31 |
|
07.1931 |
Grannholmen Flyveselskap A/S |
|
08.1931 |
A/S Rundflyvning |
|
07.1932 |
LN-ABE |
12.1933 исключён |
|
2 |
V 13 |
Luftfahrzeug-G.m.b.H, Штральзунд |
86 |
? |
LFG, Штральзунд |
|
D-291 |
|
|
3 |
V 13 |
Luftfahrzeug-G.m.b.H, Штральзунд |
87 |
? |
LFG, Штральзунд |
|
D-222 |
|
|
4 |
V 13 |
Luftfahrzeug-G.m.b.H, Штральзунд |
88 |
? |
LFG, Штральзунд |
|
D-? |
|
02.1928 |
Aero Sport, Варнемюнде |
D-161 |
продан в Норвегию |
7.06.1929 |
Norsk Luftruter A/S (Норвегия) |
|
N-32 |
|
07.1932 |
LN-ABM |
В сентябре 1932, исключён после аварии, остатки гидроплана сожжены. |
|
5 |
V 13 |
Luftfahrzeug-G.m.b.H, Штральзунд |
89 |
? |
LFG, Штральзунд |
|
D-312 |
|
|
+ |
V 13 |
Luftfahrzeug-G.m.b.H, Штральзунд |
90 |
6.10.1923 |
Mustad & Sønn, Гетеборг (Швеция) |
|
S-AOAA |
|
07.1924 |
Pauli & Torell, Гетеборг |
|
29.08.1925 |
Norsk Luftruter A/S (Норвегия) |
|
N-26 |
14 апреля разбился при взлёте со снега |
|
6 |
V 13 |
Luftfahrzeug-G.m.b.H, Штральзунд |
91 |
? |
? |
|
D-? |
|
02.1928 |
DVS GmbH |
D-402 |
до 03.1932 |
|
|
V 130 |
Luftfahrzeug-G.m.b.H, Штральзунд |
92-94 |
колёсные D-455, D-525, D-547 |
|
7 |
V 130 |
Luftfahrzeug-G.m.b.H, Штральзунд |
95 |
1925 |
Luftverkehr Pommern GmbH |
|
D-588 |
колёсный, нёс имя "Kolberg" |
1927 |
DLH AG |
переставлен на поплавки, в 1929 продан Норвегии |
04.1929 |
Norsk Luftruter A/S (Норвегия) |
|
N-39 |
29 мая 1932 года списан |
|
|
V 130 |
Luftfahrzeug-G.m.b.H, Штральзунд |
109-110 |
колёсные D-759, D-796 |
|
8 |
V 13 |
Luftfahrzeug-G.m.b.H, Штральзунд |
111 |
? |
? |
|
D-1049 |
|
|
|
V 130 |
Luftfahrzeug-G.m.b.H, Штральзунд |
112 |
колёсный D-810 |
|
один из вышеуказанных гидропланов |
9.04.1927 |
Norsk Luftruter A/S (Норвегия) |
|
N-28 |
2 (или 9) сентября 1927 разбился на острове Bygdøy в Осло |
|
также имелись колёсные машины с номерами D-331, D-723, D-755 |
|
LFG V.13 в Норвегии
5 машин использовались норвежской авиацией. Первым, кто заинтересовался импортом LFG V 13, был Лейф Лиер. Этот популярный норвежский пилот в 1925 году основал компанию Norsk Lufttrafik A/S и 5 августа 1925 года подал заявку на концессию на поездку на прогулочные и чартерные рейсы в Норвегии. Первым его самолетом был LVG V 13, WNr 90, купленный у Pauli & Torell в Швеции. 31 июля 1925 года он получил временную норвежскую регистрацию N-26 для перелёта из Гетеборга в Осло, а 29 августа 1925 г. был постоянно зарегистрирован под этим номером.
Гидросамолет использовался на многочисленных прогулочных рейсах по всей южной Норвегии. Хорошо известна история полета N-26 с озера Мьёса, когда Лейф Лиер взял в полёт собаку. Во время полета она запаниковала и выпрыгнула с высоты 300 метров. История умалчивает о том, выжила ли собака. В феврале 1926 г. N-26 испытывался на колёсном, а в апреле - на лыжном шасси, на котором самолёт совершал развлекательные полеты из зимнего курорта Гейло.
В апреле 1926 норвежский полярный исследователь Роальд Амундсен должен был прибыть из Италии на дирижабле Nobile N-1, и норвежская газета Aftenposten наняла N-26 для встречи дирижабля у входа в Осло-фьорд и сопровождения до его швартовки в Экеберге, для чего Лейф Лиер и его механики вернули самолет на поплавки. 14 апреля 1926 года было получено разрешение на полет и фотографирование от Министерство обороны, фотограф Møllerstad поднялся на борт самолета и Лейф Лиер запустил мотор мощностью 225 л.с. Он считал, что самолет может взлететь, но тот оказался слишком тяжелым и при попытке поднятся, ударил несколько верхушек деревьев и упал. Пассажиры (Мёллерстад и механик) и Лейф Лиер не пострадали. Военно-воздушные силы армии предложили новый самолет и фотографии дирижабля были сделаны. К сожалению, N-26 восстановлению не подлежал и в том же году был списан.
Лейфу Лиеру понравился самолет, и через год он приобрел новый LFG V 13 для своей авиакомпании Norsk Lufttrafikk A/S. Он был зарегистрирован как N-28 9 апреля 1927 года и дебютировал в норвежском фильме под названием "Мадам посещает Осло". Но и этому самолету не была суждена долгая жизнь: 2 сентября (или 9 сентября) 1927 года он потерпел крушение на острове Бигдой в Осло. Лишь в феврале 1929 года он был вычеркнут из регистра.
***
8 июля 1927 года капитан Вильгельм Мейстерлин сформировал Norsk Luftruter A/S и стал генеральным агентом Deutsche Luft Hansa AG - DLH, которая открыла авиасообщение между Норвегией и Германией. В мае 1928 года NLR приобрёл за 8 000 золотых марок подержанный LFG V 130, D-160 (WNr 85), оснащенный мотором Benz Bz IV. 25 июня 1928 года N-31 получил временное колёсное шасси и 28 июня 1928 года был переведён из Варнемюнде через Копенгаген и Гетеборг на аэродром Кьеллера в Осло, где был возвращён на поплавки и испытан, а 6 июля 1928 года был официально зарегистрирован в Norske Luftruter A/S. Сперва он использовался для прогулочных полетов со своей базы Грессхольмен в Осло, при этом 30 августа во избежание столкновения с небольшим судном гидросамолет выполнил жёсткую посадку в море и повредил поплавки. В 1928 году N-31 совершил множество других полетов, в том числе рейс из Осло через Тронхейм в Стейнхьер, Намсос и Свольвер на Лофотенских островах, откуда он вернулся через Намсос, Фоллу и Тронхейм. В августе были совершены рейсы в Лиллехаммер и его окрестности для проверки возможности регулярного воздушного сообщения Осло - Лиллехаммер. 3 сентября самолёт вылетел из Осло для рекламного полета в Арендал, Кристиансанн, Флеккефьорд и Ставангер, куда прибыли 5 сентября и после показа вернулся в Осло.
13 октября N-31 отправился в Германию, где должен был совершать развлекательные полеты во время Международной авиационной ярмарки Luftfahrt Ausstellung в Берлине. После вынужденной посадки в Швеции он прибыл в Варнемюнде, где было установлено колесное шасси, 20 октября продолжил полёт в направлении Берлина, но из-за плохой погоды вновь совершил вынужденную посадку в районе Ораниенбурга, при этом скапотировал и сломал пропеллер. После ремонта самолет продолжил свой путь в Берлин-Темпельхоф, где оставался до 2 ноября. Вернувшись по окончании ярмарки в Варнемюнде, самолет был капитально отремонтирован и получил новый руль. 7-8 ноября он перелетел в Осло.
Тем временем NLR приобрела у Aero-Sport GmbH за 16 500 золотых марок ещё один LFG V 13 - D-161 (WNr 88). Он также получил временное колёсное шасси для перелёта, около 27 мая перелетел и 7 июня 1929 года зарегистрирован в Норвегии как N-32 (3). С 27 июля по 2 августа N-32 совершил пробный перелет из Осло через Фагернес в Эйдсбугарден, Тийн и Бигдин и обратно. Условия полета были тяжелыми из-за разреженного воздуха в горах - гидросамолет нуждался в длительном взлете. Далее новый самолет в основном использовался для прогулочных полетов по всей южной Норвегии, в то время как N-31 работал в основном в Осло.
21 августа 1929 года оба самолета вылетели из Осло для нового пробного полета в Кристиансанн, но из-за большой загрузки смогли достичь только Дробака (примерно в 15 км от Осло), где выполнили несколько развлекательных полетов, пока их не прервала плохая погода. Далее они направились в сторону Ставангера, но во время посадки в Бигландс-фьорде (24 августа) N-32 сильно повредил поплавки, а двигатель попал в воду. Самолет был доставлены обратно в Осло поездом. Четыре дня спустя вернулся в Осло и N-31. N-32 ремонтировался до июля следующего года, а в сентябре 1929 года инспекция совета авиации пришла к выводу, что N-31 также нуждается в капитальном ремонте.
В 1930 году N-32 выполнял пробные рейсы в Осло-фьорде, а N-31 22 июля года получил серьезные повреждения у маяка Штайлин-Фир в Осло-фьорде. Он дважды пытался взлететь, но внезапно правый поплавок погрузился в воду. Машину вытащили из воды и доставили в Хортен. Ущерб был настолько велик, что было решено отправить его для ремонта в Германию, где он находился до марта 1931 года. N-32 осенью 1930 года тоже признали изношенным, но он был быстро отремонтирован на Marinens Flyvebaatfabrik в Хортене и уже через неделю полетел в Драммен, где выполнил 26 прогулочных рейсов, перевезя в общей сложности 69 пассажиров. Там гидросамолет снова повредил поплавки и опять отправился в ремонт.
В марте 1931 года из Германии вернулся N-31, но практически не использовался и в июле был продан за 6000 крон г-ну Виннесу, который организовывал в Сандефьорде компанию Grannholmen Flyveselskap A/S, но не преуспел и через месяц продал машину A/S Rundflyvning в Драммене. Эта компания время от времени использовала его для прогулочных полетов и в июле 1932 года перерегистрировала, как LN-ABE. Они хотели продать гидросамолет Fly A/S, но не смогли из-за проблем с шасси, и к декабрю 1933 года он был вычеркнут из регистра.
N-32 продолжал использоваться NLR. С 23 июня по 4 сентября 1931 года он летал к западу от Норвегии в поисках покупателя и посетил 32 места, но около Норхеймсунда был поврежден и вытащен на пирс. После ремонта он совершил ещё много рейсов в Ставангере, и только в ноябре вернулся в Осло. При осмотре 14 января 1932 года пришли к выводу, что гидросамолет не пригоден для полетов. Уже в бездействии самолёт получил новую регистрацию LN-ABM. Поскольку у НЛР не было денег на ремонт, в сентябре 1932 года самолёт был списан, а его остатки - сожжены.
***
Последним LFG V 103 Strela, импортированным в Норвегию, был W№ 95. Он был куплен у Deutsche Luft Hansa AG, прибыл в Хортен 14 мая 1929 года, а 31 мая был зарегистрирован, как N-39. Всего 23 дня спустя он потерпел крушение возле Аскера (всего в 20 км к югу от Осло), и его пришлось ремонтировать в Грессхольмене. Второй раз он был поврежден в Санднессьёне, но его снова починили. Следующий инцидент произошел 13 октября 1929 года в Кристиансунне, теперь самолет пришлось отправить для ремонта в Германию. 14 ноября, пока самолёт ремонтировался, его продали П. Мольденауэру и Карлу Харстаду - владельцам завода Oslo Prospektkortfabrikk K. Harstad, которые планировали использовать его для новой авиакомпании: Foto-Fly A/S. Самолет все еще находился в Германии, компания Foto-Fly A/S так его и не использовала его и пыталась продать Nordenfjeldske Flyveruter A/S, но поскольку гидросамолет не был готов вовремя (лето 1930 года), он больше не вернулся в Норвегию и 29 мая 1932 года был списан.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на английском |
1 |
Taylor, Michael J. H. Jane's Encyclopedia of Aviation. London: Studio Editions. 1989 |
2 |
Rob Mulder - LFG V 13 and V 130 Strela in Norway. www.europeanairlines.no. 2010 |
на русском |
3 |
de Agostini. Послевоенные гражданские самолеты "L.F.G.". Мировая Авиация. |
4 |
Сергей Корж. Коммерческая авиация. История Авиации. |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т. ч. www.airwar.ru |
последнее обновление: 29.01.2019