Гидросамолет-разведчик (Wasserflugzeug)
Albatros BW / W-1 |
Германия, 1913-1914 г., 27 (32) ед. (поплавковый вариант B-I/II/III, проект Эрнста Хейнкеля)
* B-1W * B-2W * B-3W * W-1 *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
модификация |
постройка |
дата |
количество |
№№ |
примечания |
B-1W |
Albatros Flugzeugwerke GmbH, Йоганништаль |
1913-1914 |
8 (11) |
13, 16-17, 111-114, 432-435 |
мотор 100 л.с. |
B-2W |
Albatros Flugzeugwerke GmbH, Йоганништаль
Kondor Flugzeugwerke, Эссен |
1914-1915 |
18 (20) |
52-56, 74, 221-230, 446-449 |
мотор 150 л.с. |
B-3W |
Albatros Flugzeugwerke GmbH, Йоганништаль |
1915 |
1 |
171 |
мотор 150 л.с. |
ТТХ
|
B-IW |
W-1 = B-IIW |
Масса |
пустой |
0,747 т |
0,798 т |
взлётная |
1,08 т |
? т |
Размерения |
длина |
8,60 м |
7,63 м |
размах крыла |
14,50 м |
12,96 м |
площадь крыла |
44 м² |
40,64 м² |
высота |
? |
3,9 м |
Энергетическая установка |
состав и тип |
1 тянущий винт |
1 мотор Mercedes D.I или NAG х 100 л.с. |
1 мотор Benz Bz.III х 150 л.с. |
Скорость |
максимальная |
100 км/ч |
105 км/ч |
крейсерская |
87 км/ч |
95 км/ч |
Практический потолок |
3000 м |
? |
Время набора высоты |
60 м/мин |
? |
Дальность полёта |
650 км |
? |
Экипаж |
2 чел. |
Дополнительные данные |
конструкция |
фюзеляжный биплан, корпус фанерный, каркас деревянный, крылья обтянуты тканью, стойки стальные, 2 больших поплавка + 1 малый (под килем) |
управление |
элероны на верхнем крыле, 2 руля высоты и 1 руль направления на оперении |
Под руководством Эрнста Хейнкеля конструкторское бюро фирмы Albatros Flugzeugwerk в Иоганнештале разработало серию чрезвычайно удачных многоцелевых двухместных бипланов, получивших наибольшее распространение в немецкой фронтовой авиации на раннем этапе Первой мировой войны. Первым примечательным самолетом собственной конструкции стал Albatros L.1, выполнивший первый полет в 1913 году и запущенный в серийное производство в 1914 году для гражданского и военного применения; военный вариант самолета получил обозначение B.I. Летом 1914-го он установил несколько авиационных рекордов. Четыре серийные машины по заказу флота были установлены на поплавки в экспериментальных целях без изменений основной конструкции - они получили флотское обозначение B.IW.
Все они имели деревянный фюзеляж-полумонокок с фанерной обшивкой и характерную стреловидную форму оперения. На машинах стояли однорядные двигатели жидкостного охлаждения Mercedes D.I или NAG с тянущим винтом, большая часть цилиндров двигателя выступала в воздушный поток. Топливо к мотору подавалось из топливного бака самотеком. Крылья были с деревянным каркасом, полотняной обшивкой и межкрыльевыми стойками из стальных труб каплевидного сечения.
Вскоре за трехстоечным "Альбатросом" В-I последовал В-II несколько меньших размеров с двухстоечной бипланной коробкой. Оба типа были приняты на вооружение и выпускались в большом количестве на заводах фирмы и другими производителями по лицензии. Командование флота старалось не отстать от ВВС и, вскоре после появления на вооружении армейских частей самолета Albatros B.II моряки заказали фирме постройку поплавковой версии. Кроме наличия поплавков, гидросамолет Albatros W.I отличался от прототипа усиленной конструкцией фюзеляжа, более мощным двигателем Benz Bz.III (150 вместо 120 л.с.) и возвращением к 3-стоечной схеме (внутренняя пара стоек была необходима для крепления поплавков).
Определить тип конкретной машины по внешнему виду не представляется возможным, так, как, независимо от серии, они оборудовались в гидропланы в индивидуальном порядке и потому отличались формой и размерами поплавков (сама фирма их не изготовляла, они заказывались у разных других производителей). Для компенсации изменения центра парусности требовалось увеличение площади оперения, что в каждом случае достигалось разными способами, поэтому машины отличались также конфигурацией киля. Кроме того стоит отметить наличие разных моторов, способов отвода выхлопных газов и размещения радиатора. Всё это делало машины не очень похожими друг на друга. Исключение составляли типовые серии "K 351" и "K 361" (что могло означать заводской номер машин, построенных по лицензии на заводе "Kondor Flugzeugwerke" в Эссене). Что внешне объединяло все эти машины - форма фюзеляжа, крыльев и стабилизаторов.
***
Кроме заявленных серий, во время войны флот переставил на поплавки несколько колёсных машин из учебной группы, при этом их номера сохранялись, внося большую путаницу. В списках номеров указано лишь: Albatros с мотором в 100 или 120 л.с., что позволяет предположить, что это были B.I, B.II или B.III на поплавках. Также в списке отсутствует "Альбатрос" № 112, но имеется отдельно стоящий "Альбатрос" № 122 - это либо опечатка, либо номер, унаследованный от "колёсной" службы.
Сложнее с № 552. Paul Leaman в своём "Atlas deutscher und ausländischer seeflugzeuge" относит машину к типу W-1 и утверждает, что машины W-1 получили номера 552 и 553, хотя их фактические номера были 52 и 53, а префикс «5» был добавлен по соображениям безопасности или, точнее, для создания впечатления большего количества доступных самолетов, чем фактически существовало, то есть для пропагандистских целей. В списке бортовых номеров, опубликованном в "WWI Models list by Harry Woodman" под номерами 52-56 записаны "Альбатросы" со 150-л.с. мотором Benz, что соответствует типу W-1, но № 552 в списке тоже есть, и указан, как "B.l с поплавками", то есть со 100-л.с. мотором.
Стоит также отметить, что в некоторой литературе есть тенденция все Альбатросы серии "B" на поплавках называть "W-1", тем более, что в списке номеров индекс "W-1" отсутствует. Можно предположить, что более поздней машине "W-2" дали такой индекс, именно подразумевая под 1-ми все водные варианты "D" вместе взятые.
Хейнкель после создания этого самолёта уволился и перешёл работать на B.F.W. (позже Hansa-Brandenburg), где разработал подобную машину Hansa-Brandenburg W.
СПИСОК МАШИН В СОСТАВЕ ФЛОТА
|
бортовой номер |
год постройки |
примечания |
пробный - 1 ед. |
1 |
D13 |
1913 |
B-l, с мотором Mercedes в 100 л.с. |
|
довоенный заказ - 2 ед. |
2 |
D16 |
1913 |
B-l, с мотором NAG в 100 л.с. |
|
3 |
D17 |
1913 |
B-l, с мотором NAG в 100 л.с. |
|
вероятно - быв. колёсные из учебной группы - 5 ед. |
4 |
52 |
1914 |
B-2, с мотором Benz Bz III в 150 л.с. |
вер. т.ж. упомин. под № 552 и 522 |
5 |
53 |
1914 |
B-2, с мотором Benz Bz III в 150 л.с. |
18 октября 1914 в 16:40 пилот - оберлейтенант-цур-зее Фриденсбург (Friedensburg) сообщил, что видел в восточной части Кильского залива объект, напоминающий движущийся курсом SW перископ подводной лодки. |
6 |
54 |
1914 |
B-2, с мотором Benz Bz III в 150 л.с. |
|
7 |
55 |
1914 |
B-2, с мотором Benz Bz III в 150 л.с. |
|
8 |
56 |
1914 |
B-2, с мотором Benz Bz III в 150 л.с. |
|
вероятно - головной фирмы "Kondor Flugzeugwerke" |
9 |
74 |
1914 |
B-2, с мотором Benz Bz III в 150 л.с. |
|
быв. колёсные из учебной группы - 4 ед. |
10 |
111 |
1914 |
B-1, с мотором Mercedes D.I в 100 л.с. |
|
11 |
112 |
1914 |
B-1, с мотором Mercedes D.I в 100 л.с. |
вер. т.ж. упомин. под № 122 |
12 |
113 |
1914 |
B-1, с мотором Mercedes D.I в 100 л.с. |
|
13 |
114 |
1914 |
B-1, с мотором Mercedes D.I в 100 л.с. |
(по нек. дан. D.II в 120 л.с.) |
быв. колёсный из учебной группы - 1 ед. |
14 |
171 |
1914 |
B-3, с мотором Mercedes D.II в 120 л.с. |
|
серия K 351, вероятно - фирмы "Kondor Flugzeugwerke" - 10 ед. |
15 |
221 |
1915 |
B-2, с мотором Benz Bz III в 150 л.с. |
|
16 |
222 |
1915 |
B-2, с мотором Benz Bz III в 150 л.с. |
|
17 |
223 |
1915 |
B-2, с мотором Benz Bz III в 150 л.с. |
|
18 |
224 |
1915 |
B-2, с мотором Benz Bz III в 150 л.с. |
|
19 |
225 |
1915 |
B-2, с мотором Benz Bz III в 150 л.с. |
|
20 |
226 |
1915 |
B-2, с мотором Benz Bz III в 150 л.с. |
|
21 |
227 |
1915 |
B-2, с мотором Benz Bz III в 150 л.с. |
|
22 |
228 |
1915 |
B-2, с мотором Benz Bz III в 150 л.с. |
|
23 |
229 |
1915 |
B-2, с мотором Benz Bz III в 150 л.с. |
|
24 |
230 |
1915 |
B-2, с мотором Benz Bz III в 150 л.с. |
|
доп. заказ - 1 (4) ед. |
25 |
432 |
1915 |
B-1, с мотором Mercedes D I в 100 л.с. |
|
- |
433 |
- |
заказ, вероятно, отменён |
- |
434 |
- |
заказ, вероятно, отменён |
- |
435 |
- |
заказ, вероятно, отменён |
серия K 361, вероятно - фирмы "Kondor Flugzeugwerke" - 2 (4) ед. |
26 |
446 |
1915 |
B-2, с мотором Benz Bz III в 150 л.с. ? |
|
27 |
447 |
1915 |
B-2, с мотором Benz Bz III в 150 л.с. ? |
|
- |
448 |
- |
заказ, вероятно, отменён |
- |
449 |
- |
заказ, вероятно, отменён |
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Peter W. Cohausz. Deutsche Flugzeuge bis 1945 |
2 |
G. Kroschel, H. Stutzer. Die Deutschen Militarflugzeuge 1910-1918 |
на английском |
3 |
Paul Leaman. The Albatros Seaplanes |
4 |
A.Imrie - German Naval Air Service /Arms & Armour/ |
5 |
O.Thetford, P.Gray - German Aircraft of the First World War /Putnam/ |
6 |
Flight Magazine, 1914. |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
последнее обновление: 26.05.2022
|
Флаг военного флота Германской империи
Бортовое обозначение военной авиации Германской империи
|