входоглавлениеморская авиация → гидросамолет Friedrichshafen FF-33

  Авиация  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  



Гидросамолет - разведчик/истребитель

(Wasserflugzeug)

 Friedrichshafen FF-33


Германия, 1914-1918 гг., 522 (заказ) ед. + 18 на экспорт (развитие FF-29)


*
FF-33
*
FF-33a
*
FF-33b
*
FF-33e
*
FF-33f
*
FF-33h
*
FF-33j
*
FF-33k
*
FF-33l
*
FF-33s
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
модификация постройка дата количество №№ примечания
FF-33 Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH, Фридрихсгафен 1914-1915 6 426, 451-455 разведчик без вооружения, установочная серия с мотором Mercedes D.I в 105 л.с.
FF-33a Kaiserlich Werft, Вильгельмсхафен 1915 6 416-421 разведчик без вооружения, аналог с мотором Mercedes D.II в 120 л.с.
FF-33b Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH, Фридрихсгафен 1915 5 456-460 разведчик с вооружением, с мотором Maybach III в 160 л.с. и двухреданными поплавками, место пилота перенесено в переднюю кабину
FF-33e Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH, Фридрихсгафен 1915-1917 197 471-473, 478-483, 491-508, 529-533, 541-550, 553-562, 591-595, 633-637, 659-663, 680-684, 690-694, 715-729, 736-740, 802-811, 822-841, 850-889, 1095-1104, 1980-1999 разведчик без вооружения, с мотором Benz B III в 150 л.с. или Maybach III в 160 л.с., 3 варианта комплектации
10.1915 1 510 разведчик с вооружением, с мотором Benz B III в 150 л.с., двухстоечная коробка
LFG, Берлин 1916 2 789-790 разведчик с вооружением, с мотором Benz B III в 150 л.с., другая форма киля
FF-33f Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH, Фридрихсгафен 1915-1916 5 534-538 истребитель с мотором Бенц Bz.III в 150 л.с., пропорционально уменьшенная версия FF.33e
FF-33h Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH, Фридрихсгафен 1916 45 596-600, 638-642, 664-668, 685-689, 695-699, 730-734, 741-745, 812-821 истребитель с мотором Бенц Bz.III в 150 л.с., серийная версия FF.33f
FF-33j Kaiserlich Werft, Вильгельмсхафен 1917-1918 50 922-931, 1289-1298, 3031-3060 разведчик без вооружения, c мотором Benz B III в 150 л.с., версия FF.33e с улучшенной аэродинамикой
FF-33k Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH, Фридрихсгафен 1917 1 932 прототип истребителей-разведчиков FF.33l, с мотором Benz Bz.III в 150 л.с.
FF-33l Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH, Фридрихсгафен 1917 134 933-941, 1001-1010, 1085-1094, 1117-1126, 1158-1177, 1234-1278, 1279-1288, 1577-1596 основная серия истребителей-разведчиков, с мотором Benz Bz.III в 150 л.с.
1918 18 V 15-32 серия истребителей-разведчиков для Голландского флота, с мотором Benz Bz.III в 150 л.с.
FF-33s Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH, Фридрихсгафен 1917-1918 30 3001-3030 учебный вариант FF-33j без вооружения, Benz B III в 150 л.с.
Sablatnig-Flugzeugbau GmbH, Берлин 20 6031-6050
LFG, Берлин 20 6501-6520
ТТХ
  разведчики истребители
FF-33 FF-33a FF-33b FF-33e FF-33j FF-33s FF-33f FF-33h FF-33k FF-33l
Масса пустого ? т 1,00 т 1,01 т 1,008 т 1,045 т 1,082 т 0,948 0,94 - 0,917 т
взлётная ? т 1,6 т 1,655 т 1,635 т 1,585 т 1,473 т 1,477 1,415 - 1,388 т
Размерения длина ? м 10,2 м 10,27 м 10,3 м 9,6 м 8,94 м
размах крыла (верхнего/нижнего) 16,75/? м 16,8/15,5 м 16,75/15,5 м 16,7/15,0 м 14,2/12,66 м 13,2/? м
площадь крыла ? м² 60 м² 52,7 м² 52,5 м² 43,4 м² 40,5 м²
высота ? 3,73 м 3,725 м 3,72 м 3,95 м ? 3,95 м
Энергетическая установка состав и тип 1 тянущий пропеллер (на "FF-33l" Ø 2,7 м)
1 мотор Mercedes D.I х 105 л. с. 1 мотор Mercedes D.II х 120 л. с. 1 мотор Maybach III х 160 л. с. 1 мотор Benz Bz.III х 150 л. с. или Maybach III х 160 л. с. 1 мотор Benz Bz.III х 150 л. с.
Скорость максимальная ? 110 км/ч 128 км/ч 119 км/ч 125 км/ч 110 км/ч 125 км/ч 123 км/ч 135 км/ч 140 км/ч
крейсерская ? 110 км/ч 115 км/ч ? ? ? ? 110 км/ч
Практический потолок ? 2500 м ? ? ? ? ? ?
Скороподъёмность ? 57 м/мин ? 52 м/мин ? 90 м/мин 60 м/мин 125 м/мин
Дальность полёта ? 700 км 600-660 км / 5-6 часов 550 км / 5 часов ? 700 км 615 км при 217 кг. топлива 675 км при 207 кг. топлива 450 км / 4 часа
Экипаж 2 чел.
Дополнительные данные конструкция фюзеляжный биплан, крылья обтянуты тканью, 2 больших поплавка, на первых сериях + 1 малый (под килем)
управление элероны на верхнем крыле, 2 руля высоты и 1 руль направления на оперении
ВООРУЖЕНИЕ
FF-33 FF-33a FF-33e FF-33j FF-33s FF-33b FF-33e LFG FF-33f FF-33h FF-33k FF-33l
без вооружения 1-7.92 мм пулемёт Parabellum 1...2-7.92 мм пулемёта (1 Parabellum, 1 Spandau)

 

FF 33 / 33a

Осенью 1914 г. ВМФ аннулировал заказы на последние 6 двухместных патрульных гидросамолетов типа FF-29 (№№ 426-431), но фирма получила разрешение построить одну из них (№ 426) по усовершенствованному типу. FF.33 для экономии веса отличался более "худым" фюзеляжем и получил более слабый мотор Mercedes D.I. в 105 л. с., радиаторы устанавливались по бокам фюзеляжа. По образцу прототипа были заказаны 10 машин (№№ 451-460), но 5 последних получили другие моторы и обозначение FF-33b.

Также было принято решение по этому типу построить уже заказанные машины типа FF-29 (№№ 416-421). Для них уже были приобретены моторы Mercedes D. II по 120 л.с., и эта импровизированная модификация получила обозначение FF.33a. Всего по март 1915 гг. было выпущено 12 единиц обоих типов. На первых двух сериях вооружение не устанавливалось, а место пилота находилось в задней кабине.

FF 33b

На 5 машинах из первого заказа (№№ 456-460) очевидно слабый мотор заменили на более мощный Maybach IR (160 л.с.). На этой модификации, получившей обозначение FF-33b и поступившей на вооружение в начале 1915 г., наконец появилось оборонительное вооружение - турельный пулемёт в задней кабине наблюдателя-стрелка, место пилота было перемещено в переднюю. Самолёты оснастили двухреданными основными поплавками. Всего в 1915 г. было выпущено 5 самолетов с номерами 456-460.

FF 33e
 

     

В марте 1915 г. были изготовлены первые три машины с мотором Mercedes D.III по 150 л.с. (№№ 471-473). Из за спора флота и армии по поводу моторов, следующая серия из 6 единиц (№№ 478-483) получила аналогичные по мощности моторы Benz Bz.III.

Самолёт оказался чрезвычайно удачным и показал отличные качества. Он хорошо держался на воде, легко взлетал, был очень надежным и стал самым массовым самолётом немецкой флотской авиации - всего с марта 1915 по апрель 1917 гг. было изготовлено 200 машин этой модификации: №№ 471-473, 478-483, 491-508, 510, 529-533, 541-550, 553-562, 591-595, 633-637, 659-663, 680-684, 690-694, 715-729, 736-740, 789-790, 802-811, 822-841, 850-889, 1095-1104, 1980-1999. Два из них (№№ 789-790) были построены на заводе LFG в Берлине. В отличие от остальных, они имели пулемёт, расположенный, правда, в передней кабине. На 79 ед. был установлен мотор Maibach III в 160 л.с., но обозначение не меняли.

Если первые серии этого типа все еще имели хвостовой поплавок, на последующих от него отказались, удлинив основные поплавки. Вместо хвостового поплавка в конструкцию был включен подфюзеляжный киль. Радиатор был поднят на передний край верхней плоскости. Оборудование самолета было дополнено радиопередатчиком. Самолет применялся для разведки прибрежных районов с береговых гидродромов и как корабельный разведчик, использовался и для бомбардировок.

Машины были невооружённые, зато получили радиопередатчик, а более поздние 60 ед. - приёмо-передающую радиостанцию.

Одна машина (№ 510) была поставлена в октябре 1915 г. с индексом C - она имела оборонительное вооружение - турельный пулемёт в задней кабине наблюдателя-стрелка, место пилота было перемещено в переднюю. Единственная из 33e эта машина получила двухстоечную бипланную коробку (вместо трёхстоечной).

Всего, таким образом, существовало 4 основных варианта:

  • невооружённый разведчик с мотором Бенц и радиопередатчиком (24? ед., 1915 г.)

  • невооружённый разведчик с мотором Бенц и приёмо-передающей радиостанцией (60? ед., 1916-1917 гг.)

  • невооружённый разведчик с мотором Майбах и радиопередатчиком (79? ед., 1916-1917 гг.)

  • вооружённый разведчик с мотором Бенц и радиопередатчиком, постройки завода LFG в Берлине (2 ед., 1916 г.)

                                               

 

FF 33j/s

В 1917 г. первый полёт совершил FF 33j. Он был прямым потомком 33E, имел улучшенную аэродинамику и был оснащен радиостанцией. Этот тип оборудовался всё тем же 150 л.с. мотором Бенц. Всего в 1917-1918 гг. было построено 50 единиц этой модификации: №№ 922-931, 1289-1298, 3031-3060.

К концу войны этот тип был вытеснен машинами с моторами в 200 л.с., но благодаря своим возможностям, оставался в качестве учебной машины. На базе последней серии в 1917 г. была выпущена учебно-тренировочная модификация FF 33s с двойным управлением. Всего в 1917-1918 гг. их было заказано 70 единиц: №№ 3001-3030, 6031-6050, 6501-6520, до конца войны не все были готовы.

   

FF 33f/h

Другой разновидностью самолетов FF 33 стали вооруженные патрульные истребители, предназначенные для борьбы с морской авиацией противника.

FF 33f был разработан как истребитель, совершил первый полёт в конце 1915 г. и стал первым истребителем, успешно применённым немецким военно-морским флотом. Площадь крыла была значительно уменьшена для улучшения манёвренности. Пилот сидел спереди, наблюдатель с пулемётом, установленной на кольце, занимал заднее место. Кроме уменьшенных крыльев, только с двумя парами стоек на каждой стороне, эта машина стала соответственно короче и более обтекаемой формы. Всего было изготовлено 5 самолетов установочной серии с двигателем Бенц Bz.III: №№ 534-538.

Серийный вариант FF 33h, головной образец которого взлетел в марте 1916 г., имел улучшенную аэродинамику, усиленную коробку крыльев, но оснащался всё тем же двигателем Бенц Bz.III, предназначался для применения в качестве двухместного истребителя. Фюзеляж, который был значительно короче, снабжался верхним и нижним килями, были переработаны элероны, чтобы создавать меньшее сопротивление. Радиатор был встроен в верхнюю плоскость, которая также содержала бак с бензином. Поплавки тоже были переработаны, чтобы уменьшить воздушное сопротивление. Большим улучшением была замена тросов на стойки, что давало возможность пулемётчику стрелять вперёд, между внутренней парой стоек. Всего в 1916 г. было произведено 45 экземпляров: №№ 596-600, 638-642, 664-668, 685-689, 695-699, 730-734, 741-745, 812-821. На одном из них (№ 599 из состава See-Flug Station 1 в Зеебрюгге) пилот Карл Мейер и наблюдатель лейтенант Эрих Бёниш 17 июля 1916 года сбили французскую летающую лодку FBA, а 2 августа северу от Остенде - два одномоторных Caudron."

                     

 

FF 33k/l
   

Дальнейшим развитием типа двухместного истребителя стала модель FF 33k. Прототип с номером 932 поднялся в воздух 27 декабря 1916 г. и был принят Военно-морским флотом 13 января 1917 г. Он так и остался в единственном экземпляре, но на его основе была разработана серия FF 33l.

FF 33L, поднявшийся в воздух в конце 1916 г., представлял собой вооруженный разведчик с уменьшенными размерами планера, 150 л.с. мотором Бенц Bz.III и улучшенными летными характеристиками. Эта машина являлась удачным компромиссом между мореходностью и лётными данными. Как истребитель, 33L обладал хорошей манёвренностью, и мог находиться в море при шторме до 3 баллов. Он легко и мягко взлетал. Большинство машин имели по два пулемёта: 1 турельный Parabellum сзади и 1 фиксированный синхронизированный Spandau спереди справа, а несколько единиц за счёт снятия одного пулемёта оборудовались приёмо-передающим беспроволочным телеграфом - они несколько отличались весом и, соответственно, лётными параметрами.

Всего в 1917 г. было построено 134 единицы: 933-941, 1001-1010, 1085-1094, 1117-1126, 1158-1177, 1234-1278, 1279-1288, 1577-1596. Часть самолётов получила плоский радиатор, на №1001 испытывался лобовой радиатор. На последней серия корпус был удлинён до 9,39 м и увеличена площадь руля. На некоторых других машинах также экспериментировали с формой оперения. Одна или две машины этого типа (№1267) получили колесное шасси (индекс CI) для использования при отделении ВМФ во Фландрии.

             
     

Служа с весны 1915 г. до заключительного этапа Первой Мировой Войны, 2-местные патрульные Friedrichshafen были наиболее широко используемыми немецкими гидропланами военного периода; в 1914-1919 гг. были построены около пятьсот единиц в четырех сериях, часть из которых использовались как бомбардировщики. Большинство из них были вооружены, и их основная служба заключалась в береговом и океанском патрулировании, разведке в интересах флота и в противолодочной обороне. В мае 1917 г. в строю находились сто двадцать один FF-33.E, двадцать пять FF-33.H, тридцать FF-33.J и сто четырнадцать FF-33.L. Большинство базировались на береговые станции в Северном море и Британском канале; часть находилась на борту носителей гидропланов. Служили они также на австрийских базах в Средиземном море и Турецких, Болгарских и Румынских - на Чёрном.

После вступления в войну Румынии на стороне Антанты в августе 1916 года, самолёты стали активнее действовать на Чёрном море. 5 октября 1915 г. два гидросамолета приземлились около подводной лодки "U 33", чтобы сообщить их командирам, что обнаружили вражеские пароходы у Констанцы. Неожиданно появились два российских тральщика и заставили летчиков поспешно пойти на взлёт, но при этом на машине № 738 оторвался поплавок и она затонула. Экипаж был спасён "U 33".

11 ноября 1917 г. в Чёрном море пропали гидросамолеты № 1166 и № 1256. Крейсер "Midilli" обнаружил № 1256, поднял его на борт и доставил в безопасное место. № 1166 также был найден, но затонул во время буксировки в Босфор турецким миноносцем.

 

                             

Самым известным из них стал FF-33e с именем "Wolfchen" (Волчёнок), который находился на борту коммерческого рейдера "Wolf" в Индийском и Тихом океанах и участвовал в захвате двадцати восьми союзных судов.

Wolfchen

 

Вероятно, самым известным "Фридрихсхафеном", вероятно, даже самым известным гидросамолетом первой мировой войны, стал FF 33e с именем «Wölfchen». Он имел военно-морской флот номер 841.

Карьера Вольфенефа началась, когда в субботу, 11 ноября 1916 года, в 17.00 часов на авиабазе Боркум пилот Штайн и летный мастер Пол Фавек (позже старший лётный мастер) получили уже оборудованную радиотелеграфом машину.

Перебазирование в Киль-Хольтенау было запланировано на 14 ноября, но из-за загрязненного бензина и вызванной этим неисправностью двигателя пришлось выполнить аварийную посадку. После очистки всех фильтров и топливных шлангов рейс продолжился, но всего через 15 минут двигатель стал давать сбои. Тем временем стало темно, и экипажу с трудом удалось посадить самолёт на озере, которое находилось всего в 20 минутах от Киля. 16 ноября самолет, наконец, прибыл в Киль-Хольтенау, где № 841 был выбран в качестве бортового самолета для вспомогательного крейсера "Wolf".

Поскольку операция должна проводиться в строжайшей тайне, невозможно было просто поднять самолет на корабль в гавани. 21 ноября в 8 часов утра «Wölfсhen» начал двухчасовой полет в Балтийское море, чтобы встретить уже вышедший ранее "Wolf". Самолет был взят на борт в открытом море, разобран и помещен под парус на палубе. Вечером "Wolf" вернулся в Киль.

Когда в ночь на 23 ноября были проведены практические стрельбы, «Wölfсhen» получил повреждения: из-за давления воздуха все нервюры нижнего крыла были погнуты. В Хольтенау повреждения были восстановлены в рекордные сроки, так что крыло вернулось на борт до рассвета.

В густом тумане "Wolf" под командованием капитана фрегата Нергера 30 ноября 1916 года в 11.00 часов вышел из Киля. В море экипаж сразу же начал красить сперва белый корабль. Надстройки стали коричневыми, а корпус был окрашен в черный цвет. Для крупных частей самолета на палубе была построена деревянная будка. Небольшие части уложили в трюме между минами.

Прежде чем «Wölfchen» мог быть собран для следующего полета, снова были необходимы некоторые ремонтные работы. Из-за влажного воздуха крылья сильно повело, а также они были повреждены при транспортировке в минный трюм. Чтобы не привлекать внимание, железные кресты были закрашены, как отличительный знак использовался германский военный флаг, нарисованный с правой стороны.

27 февраля 1917 года в 2:30 наконец пришло время: «Wölfchen» был спущен бортовым краном на воду в Индийском океане. "Wolf" остановил английский пароход "Turritella", и задача «Wölfchen» состояла в том, чтобы убедиться, что это не вспомогательный крейсер.

Уже на следующий день «Wölfсhen» смог обнаружить два корабля на расстоянии около 60 морских миль. Однако, поскольку они шли быстрее, чем "Wolf", они остались недоступны. Капитан Нергер не позволил экипажу самолёта остановить корабли, потому что он видел слишком много риска для них и самолета.

Следующая возможность появилась 3 марта, когда утром появился пароход. «Wölfchen» был убран, чтобы не выдать характер корабля. Вылет был разрешен только тогда, когда пароход скрылся из виду. Задача самолёта заключалась в том, чтобы не дать пароходу попытаться уйти, если это необходимо, с помощью бомб.

В следующие недели «Wölfchen» совершил 11 разведывательных полетов, но все без особых результатов. Затем поступил приказ разобрать самолет и уложить его в средней палубе. "Wolf" продолжил свое путешествие в Австралию. Теперь было около 6 недель на ремонта многих мелких повреждений. При этом пришлось много ипровизировать, поскольку запасные части постепенно приближались к концу.

В начале апреля "Wolf" прибыл в Новую Зеландию, а 25 апреля «Wölfchen» начали разведывательные полеты. Однако из-за плохой погоды и штормов, он вскоре был возвращен под палубу. Для капитального ремонта "Wolf" стал у о-вов Воскресенья.

Когда 2 июня 1917 года был обнаружен быстроходный пароход, для его остановки использовали самолёт. Сбросив пакет с приказом остановиться и, для надёжности, одну бомбу перед носом, сняли капитана и доставили на "Wolf". Это была новозеландская "Wairuna", в которой находился груз в долгожданные 1100 тонн угля, 42 живых барана и 20 центнеров свежего мяса в холодильнике. Кроме того, грузовой трюм содержал смолу для Америки и сырье для производства кокосового масла на несколько миллионов марок.

Серьезный урон был нанесен самолёту, когда 3 июня из дымовой трубы "Wolf" выбросило горящие угли. Обшивка была прожжена во многих местах. Благодаря тому, что было раннее утро, и самолет был покрыт росой, он не сгорел полностью. Было насчитано в общей сложности 160 больших и малых отверстий.

Еще до того, как собрались потопить "Wairuna", была обнаружена четырехмачтовая шхуна. «Wölfchen» снова должен был сбросить пакеты с приказом остановиться, однако из-за сильного ветра все 6 пакетов упали в воду. В конечном счете, шхуну заставили остановиться только сброшенной бомбой перед носом. Это оказался американец, "Winslow", капитан которого можно было только убедить изменить курс. «Wölfchen» снова взлетел и проверил, сохранил ли "Winslow" указанное ему направление курса.

Элерон, который был отремонтирован с помощью самых примитивных средств - дерева от ящиков с сигарами и чаем, через четыре дня вновь был порван сильными порывами ветра.

"Wolf" продолжил свое путешествие, на этот раз в Южное море, где 10 июля были выполнены очередные разведывательные полеты. При 4-м взлёте на волнах сломались соединительные и две диагональных стойки между поплавками. Тем не менее, полет продолжался. При посадке, когда самолет почти остановился, передние стойки согнулись. «Wölfchen» опустил нос, сломанные стойки вдавились в поплавки, в результате чего они дали течь. Кроме того, в них врезался пропеллер и также сломался. Пилотам пришлось взобратся на хвост. На помощь были посланы моторные шлюпки, но они ничего не могли сделать из-за сильного волнения. Только когда "Wolf" приблизился почти на 7 м и закрыл своим корпусом самолёт от ветра, на него со шлюпок подали концы. Тем временем за событиями наблюдало уже много акул. «Wölfehen» стоял уже почти вертикально в воде, когда его смогли вытащить и положить на палубу.

Только здесь открылась полная картина повреждений. Нижнее правое крыло разрушено водой, и все ребра жёсткости были разбиты, пропеллер был разрушен. Двигатель и часть кабины водителя были повреждены от нахождения под водой. Все стойки поплавков были согнуты во многих местах, оба поплавка были отбиты. «Wölfchen» выглядел печально.

Поскольку запасные части были почти полностью израсходованы, были снова использованы подручные материалы, такие как сигарные и чайные ящики и отвинченные от корабля поручни. Несмотря на то, что ремонтные работы выполнялись полуквалифицированными рабочими, «Wölfchen» был возвращен капитану через 14 дней. Испытательный полет 27 июля показал, что железная труба, используемая для шасси, была слишком тяжелой. Путем балансировки эта проблема была решена. После ремонта было проведено еще 12 полетов в Южном море.

"Wolf" продолжил свое путешествие, на этот раз в направлении Новой Гвинеи, где продолжались разведывательные полеты, главным образом, над сушей в поисках поселений. "Wolf" тем временем ходил вместе с захваченным пароходом "Matunga", в захвате которого у побережья Новой Гвинеи «Wölfchen» также принял участие.

В течение следующих недель был объявлен перерыв в полетах, и пилоты могли довольствоваться исследованием района и дружить с туземцами, хотя и людоедами.

В течение 30 дней, пока самолет оставался готовым к полётам на палубе, солнце и тропический дождь так испортили обшивку, что ей пришлось менять. Когда 26 сентября работы были завершены, немедленно пришел приказ осмотреть грузовой корабль. Это был японский "Hitachi Maru", который проигнорировал сброшенные бомбы и остановился только после залпов 15-сантиметровых орудий "Wolf". Для погрузки угля и груза корабли направились к атоллу в Индийском океане. За шесть дней погрузки «Wölfchen» вылетал на разведку каждый день утром и вечером. Оставив призовую команду, "Wolf" покинул атолл на шестой день.

Когда через три дня «Wölfchen» должен был доставить приказ на "Hitachi Maru", обратный рейс чуть не стал последним. Небо было серое и покрыто густыми облаками. Пошёл ливень, и буря играла с маленьким самолетом, как волан. После почти бесконечных поисков с почти пустым баком «Wölfchen» сел рядом с "Wolf" после 3 1/4 часа полета.

До перехода в южную Атлантику было без инцидентов проведено ещё три разведывательных полета в Индийском океане, при которых никакой добычи не обнаружили. "Wolf" продолжил путь домой и 17.02.1918 года достиг своего родного порта Киль. Всего «Wölfchen» сделал 50 поисковых вылетов.

На протяжении всего похода «Wölfchen» подвергался крайним нагрузкам. Ремонт выполнялся матросами, которые раньше не видели самолет. Материалы, используемые для ремонта, тоже не были созданы для авиационной промышленности. Ткань должна была обновляться дважды частично и три раза полностью. Первый раз были использованы имперские немецкие простыни, затем холст, сырой шелк, белый шелк и, наконец, тяжелый атлас с "Hitachi Maru".

Незадолго до прибытия в Киль «Wölfchen» снова поднялся в воздух, чтобы самостоятельно добраться до своей базы. Последним известным полётом №841 был перелёт на фирму-производитель. После окончания войны «Wölfсhen» был показан на выставке трофейных самолетов. Вероятно, он был уничтожен.

Во время похода «Wölfchen» летал без какой-либо маркировки, фото с со знаками и названием на фюзеляже сделано 6 марта 1918 г., после возвращения домой.

 

 

 

СПИСОК МАШИН В СОСТАВЕ ФЛОТА
  бортовой номер год постройки примечания
мод. FF 33a, с мотором Mercedes D.II - 6 ед.
1 416 1915  
2 417 1915  
3 418 1915  
4 419 1915  
5 420 1915  
6 421 1915  
прототип с мотором Mercedes D.I - 1 ед.
7 426 11.1914  
мод. FF 33, с мотором Mercedes D.I - 6 ед.
8 451 1915  
9 452 1915  
10 453 1915  
11 454 1915  
12 455 1915  
мод. FF 33b, с мотором Maybach III - 5 ед.
13 456 1915  
14 457 1915  
15 458 1915  
16 459 1915  
17 460 1915  
мод. FF 33e, I серия, с мотором Benz Bz.III или Maibach III - 3 ед.
18 471 1915  
19 472 1915  
20 473 1915  
мод. FF 33e, II серия, с мотором Benz Bz.III или Maibach III - 6 ед.
21 478 1915  
22 479 1915  
23 480 1915  
24 481 1915  
25 482 1915 испытания базирования на лин. крейсере "Moltke".
26 483 1915  
мод. FF 33e, III серия, с мотором Benz Bz.III или Maibach III - 18 ед.
27 491 1915  
28 492 1915  
29 493 1915  
30 494 1915  
31 495 1915  
32 496 1915  
33 497 1915  
34 498 1915  
35 499 1915  
36 500 1915  
37 501 1915  
38 502 1915  
39 503 1915  
40 504 1915  
41 505 1915 16.04.1916 пропал в Северном море
42 506 1915  
43 507 1915  
44 508 1915  
экспериментальный вооружённый FF 33e/C с мотором Benz Bz.III - 1 ед.
45 510 1915  
мод. FF 33e, IV серия, с мотором Benz Bz.III или Maibach III - 5 ед.
46 529   Морская авиабаза в Варне, 1917-1918. Позже служил в Болгарской авиации.
47 530    
48 531    
49 532    
50 533    
мод. FF 33f, с мотором Benz Bz.III - 5 ед.
51 534    
52 535    
53 536    
54 537    
55 538    
мод. FF 33e, V серия, с мотором Benz Bz.III или Maibach III - 10 ед.
56 541    
57 542    
58 543    
59 544    
60 545    
61 546    
62 547    
63 548    
64 549    
65 550    
мод. FF 33e, VI серия, с мотором Benz Bz.III или Maibach III - 10 ед.
66 553    
67 554    
68 555    
69 556    
70 557    
71 558    
72 559    
73 560    
74 561    
75 562    
мод. FF 33e, VII серия, с мотором Benz Bz.III или Maibach III - 5 ед.
76 591    
77 592    
78 593    
79 594    
80 595    
мод. FF 33h, I серия, с мотором Benz Bz.III - 5 ед.
81 596    
82 597    
83 598    
84 599    
85 600    
мод. FF 33e, VIII серия, с мотором Benz Bz.III или Maibach III - 5 ед.
86 633    
87 634    
88 635    
89 636    
90 637    
мод. FF 33h, II серия, с мотором Benz Bz.III - 5 ед.
91 638    
92 639    
93 640    
94 641    
95 642    
мод. FF 33e, IX серия, с мотором Benz Bz.III или Maibach III - 5 ед. - 5 ед.
96 659    
97 660    
98 661    
99 662    
100 663    
мод. FF 33h, III серия, с мотором Benz Bz.III - 5 ед.
101 664    
102 665    
103 666    
104 667    
105 668    
мод. FF 33e, X серия, с мотором Benz Bz.III или Maibach III - 5 ед.
106 680    
107 681    
108 682    
109 683    
110 684    
мод. FF 33h, IV серия, с мотором Benz Bz.III - 5 ед.
111 685    
112 686    
113 687    
114 688    
115 689    
мод. FF 33e, XI серия, с мотором Benz Bz.III или Maibach III - 5 ед.
116 690    
117 691    
118 692    
119 693    
120 694    
мод. FF 33h, V серия, с мотором Benz Bz.III - 5 ед.
121 695    
122 696    
123 697    
124 698   20 сентября 1916 г. после вынужденной посадки попал в руки русских у берега о-ва Руно в Рижском заливе, отремонтирован и зачислен в состав морской авиации России под обозначением АБ-1
125 699   машина Карла Мейера, 17 июля 1916 года сбила французскую летающую лодку FBA, 2 августа - два одномоторных Caudron
мод. FF 33e, XII серия, с мотором Benz Bz.III или Maibach III - 15 ед.
126 715    
127 716    
128 717    
129 718    
130 719    
131 720    
132 721    
133 722    
134 723    
135 724    
136 725    
137 726    
138 727    
139 728    
140 729    
мод. FF 33h, VI серия, с мотором Benz Bz.III - 5 ед.
141 730    
142 731    
143 732    
144 733    
145 734    
мод. FF 33e, XIII серия, с мотором Benz Bz.III или Maibach III - 5 ед.
146 736    
147 737    
148 738   5 октября 1915 г. потерпел аварию при взлёте в Чёрном море. Экипаж спасён подводной лодкой "U-33"
149 739    
150 740    
мод. FF 33h, VII серия, с мотором Benz Bz.III - 5 ед.
151 741    
152 742    
153 743    
154 744    
155 745    
мод. FF 33e, постройки LFG, с мотором Benz Bz.III - 2 ед.
156 789    
157 790    
мод. FF 33e, XIV серия, с мотором Benz Bz.III или Maibach III - 10 ед.
158 802    
159 803    
160 804    
161 805    
162 806    
163 807    
164 808    
165 809    
166 810    
167 811    
мод. FF 33h, VIII серия, с мотором Benz Bz.III - 10 ед.
168 812    
169 813    
170 814    
171 815    
172 816    
173 817    
174 818    
175 819    
176 820    
177 821    
мод. FF 33e, XV серия, с мотором Benz Bz.III или Maibach III - 20 ед.
178 822    
179 823    
180 824    
181 825    
182 826    
183 827    
184 828    
185 829   В конце 1918 г. L57 при авиабазе ВМФ в Листе.
186 830    
187 831    
188 832    
189 833    
190 834    
191 835    
192 836    
193 837    
194 838    
195 839    
196 840    
197 841   Wolfchen, служил как разведчик коммерческого рейдера 'Wolf'
мод. FF 33e, XVI серия, с мотором Benz Bz.III или Maibach III - 40 ед.
198 850    
199 851    
200 852    
201 853    
202 854    
203 855    
204 856    
205 857    
206 858    
207 859    
208 860    
209 861   Морская авиабаза в Варне, 1917-1918. Позже служил в Болгарской авиации
210 862    
211 863    
212 864    
213 865    
214 866    
215 867    
216 868    
217 869    
218 870    
219 871    
220 872    
221 873    
222 874    
223 875    
224 876    
225 877    
226 878    
227 879    
228 880   машина Карла Мейера, в октябре 1916 года у Зеебрюгге сбила французскую летающую лодку FBA
229 881    
230 882    
231 883    
232 884    
233 885   Морская авиабаза в Варне, 1917-1918. Позже служил в Болгарской авиации
234 886    
235 887    
236 888    
237 889    
мод. FF 33j, I серия, с мотором Benz Bz.III - 10 ед.
238 922 1917  
239 923 1917  
240 924 1917  
241 925 1917  
242 926 1917  
243 927 1917  
244 928 1917  
245 929 1917  
246 930 1917  
247 931 1917 6 августа 1917 интернирован Голландией после аварийной посадки в Амеланде, с 21 августа 1917 г. голландский V-1.
мод. FF 33k, с мотором Benz Bz.III - 1 ед., заказ 09.1916
248 932 1917  
мод. FF 33l, I серия, с двумя пулемётами, с мотором Benz Bz.III - 9 ед. (заказ 09.1916)
249 933 1917  
250 934 1917  
251 935 1917  
252 936 1917  
253 937 1917  
254 938 1917  
255 939 1917  
256 940 1917  
257 941 1917  
мод. FF 33l, II серия, с радиостанцией, с мотором Benz Bz.III - 10 ед. (заказ 11.1916)
258 1001 1917 7 августа 1917 интернирован Голландией после аварийной посадки около Текселя, с 1 октября 1917 г. голландский V-2.
259 1002 1917  
260 1003 1917  
261 1004 1917  
262 1005 1917  
263 1006 1917  
264 1007 1917  
265 1008 1917  
266 1009 1917  
267 1010 1917  
мод. FF 33l, III серия, с радиостанцией, с мотором Benz Bz.III - 10 ед. (заказ 10.1916)
268 1085 1917  
269 1086 1917  
270 1087 1917  
271 1088 1917  
272 1089 1917  
273 1090 1917  
274 1091 1917  
275 1092 1917  
276 1093 1917  
277 1094 1917  
мод. FF 33e, XVII серия, с радиостанцией, с мотором Benz Bz.III - 10 ед.
278 1095 1917  
279 1096 1917  
280 1097 1917  
281 1098 1917  
282 1099 1917  
283 1100 1917  
284 1101 1917  
285 1102 1917  
286 1103 1917  
287 1104 1917  
мод. FF 33l, IV серия, с двумя пулемётами, с мотором Benz Bz.III - 10 ед. (заказ 12.1916)
288 1117 1917  
289 1118 1917  
290 1119 1917  
291 1120 1917  
292 1121 1917  
293 1122 1917  
294 1123 1917  
295 1124 1917  
296 1125 1917  
297 1126 1917  
мод. FF 33l, V серия, с радиостанцией, с мотором Benz Bz.III - 20 ед. (заказ 01.1917)
298 1158 1917  
299 1159 1917  
300 1160 1917  
301 1161 1917  
302 1162 1917  
303 1163 1917  
304 1164 1917  
305 1165 1917  
306 1166 1917 11 ноября 1917 г. погиб в результате аварии в Чёрном море, экипаж спасён турецким миноносцем.
307 1167 1917  
308 1168 1917  
309 1169 1917  
310 1170 1917  
311 1171 1917  
312 1172 1917  
313 1173 1917  
314 1174 1917  
315 1175 1917  
316 1176 1917  
317 1177 1917  
мод. FF 33l, VI серия, с радиостанцией, с мотором Benz Bz.III - 45 ед. (заказ 02.1917)
318 1234 1917  
319 1235 1917  
320 1236 1917  
321 1237 1917  
322 1238 1917  
323 1239 1917  
324 1240 1917  
325 1241 1917  
326 1242 1917  
327 1243 1917  
328 1244 1917  
329 1245 1917  
330 1246 1917  
331 1247 1917  
332 1248 1917  
333 1249 1917  
334 1250 1917  
335 1251 1917  
336 1252 1917  
337 1253 1917  
338 1254 1917  
339 1255 1917  
340 1256 1917  
341 1257 1917  
342 1258 1917  
343 1259 1917  
344 1260 1917  
345 1261 1917  
346 1262 1917  
347 1263 1917  
348 1264 1917  
349 1265 1917  
350 1266 1917  
351 1267 1917 поставлен в колёсном варианте
352 1268 1917  
353 1269 1917  
354 1270 1917  
355 1271 1917 Морская авиабаза в Варне, 1917-1918. Позже служил в Болгарской авиации
356 1272 1917  
357 1273 1917  
358 1274 1917  
359 1275 1917  
360 1276 1917  
361 1277 1917  
362 1278 1917  
мод. FF 33l, VII серия, с двумя пулемётами, с мотором Benz Bz.III - 10 ед. (заказ 02.1917)
363 1279 1917  
364 1280 1917  
365 1281 1917  
366 1282 1917  
367 1283 1917  
368 1284 1917  
369 1285 1917  
370 1286 1917  
371 1287 1917  
372 1288 1917  
мод. FF 33j, II серия, с мотором Benz Bz.III - 10 ед.
373 1289 1917  
374 1290 1917  
375 1291 1917  
376 1292 1917  
377 1293 1917  
378 1294 1917  
379 1295 1917  
380 1296 1917  
381 1297 1917  
382 1298 1917  
мод. FF 33l, VIII серия, с двумя пулемётами, с мотором Benz Bz.III - 20 ед. (заказ 06.1917)
383 1577 1917  
384 1578 1917  
385 1579 1917  
386 1580 1917  
387 1581 1917 24 сентября 1917 интернирован Голландией после аварийной посадки в Вилингене, с 28 марта 1918 г. голландский V-2.
388 1582 1917  
389 1583 1917  
390 1584 1917  
391 1585 1917  
392 1586 1917  
393 1587 1917  
394 1588 1917  
395 1589 1917  
396 1590 1917  
397 1591 1917  
398 1592 1917  
399 1593 1917  
400 1594 1917  
401 1595 1917  
402 1596 1917  
мод. FF 33e, XVIII серия, с мотором Benz Bz.III - 20 ед.
403 1980 1917  
404 1981 1917  
405 1982 1917  
406 1983 1917  
407 1984 1917  
408 1985 1917  
409 1986 1917  
410 1987 1917  
411 1988 1917  
412 1989 1917  
413 1990 1917  
414 1991 1917  
415 1992 1917  
416 1993 1917  
417 1994 1917  
418 1995 1917  
419 1996 1917  
420 1997 1917  
421 1998 1917  
422 1999 1917  
мод. FF 33s, I серия, с мотором Benz Bz.III - 30 ед.
423 3001 1917  
424 3002 1917  
425 3003 1917  
426 3004 1917  
427 3005 1917  
428 3006 1917  
429 3007 1917  
430 3008 1917  
431 3009 1917  
432 3010 1917  
433 3011 1917  
434 3012 1917  
435 3013 1917  
436 3014 1917  
437 3015 1917  
438 3016 1917  
439 3017 1917  
440 3018 1917  
441 3019 1917  
442 3020 1917  
443 3021 1917  
444 3022 1917  
445 3023 1917  
446 3024 1917  
447 3025 1917  
448 3026 1917  
449 3027 1917  
450 3028 1917  
451 3029 1917  
452 3030 1917  
мод. FF 33j, III серия, с мотором Benz Bz.III - 30 ед.
453 3031    
454 3032    
455 3033    
456 3034    
457 3035    
458 3036    
459 3037    
460 3038    
461 3039    
462 3040    
463 3041    
464 3042    
465 3043    
466 3044    
467 3045    
468 3046    
469 3047    
470 3048    
471 3049    
472 3050    
473 3051    
474 3052    
475 3053    
476 3054    
477 3055    
478 3056    
479 3057    
480 3058    
481 3059    
482 3060    
мод. FF 33s, II серия, с мотором Benz Bz.III, постройки фирмы Sablatnig - 20 ед.
483 6031    
484 6032    
485 6033    
486 6034    
487 6035    
488 6036    
489 6037    
490 6038    
491 6039    
492 6040    
493 6041    
494 6042    
495 6043    
496 6044    
497 6045    
498 6046    
499 6047    
500 6048    
501 6049    
502 6050    
мод. FF 33s, II серия, с мотором Benz Bz.III, постройки фирмы LFG - 20 ед.
503 6501    
504 6502    
505 6503    
506 6504    
507 6505    
508 6506    
509 6507    
510 6508    
511 6509    
512 6510    
513 6511    
514 6512    
515 6513    
516 6514    
517 6515    
518 6516    
519 6517    
520 6518    
521 6519    
522 6520    

 

Служба и использование в других государствах

 

  Россия  

После вынужденной посадки в Рижском заливе 20 сентября 1916 г. один «FF-ЗЗh» попал в руки русских летчиков. В Ревеле самолет отремонтировали и зачислили в состав морской авиации России под обозначением АБ-1 («Альбатрос» с «Бенцем»-первый). Его рассчитывали использовать как образец для крупносерийного производства на заводе В.А.Лебедева в 1917 г., но заказ на 175 машин не смогли выполнить, к тому же к осени 1917 г. конструкцию уже считали устаревшей.

А.Александров, Г.Петров Крылатые пленники России

 

20 сентября 1916 г. у берега о-ва Руно, что в Рижском заливе, после вынужденной посадки, случившейся при возвращении с разведывательного полета к Моонзунду и Аренсбургу, в руки русских пилотов попал германский двухпоплавковый биплан "Фридрихсхафен ФФ. 33", модель Фау-8 образца 1916 г. (Friedrichshafen FF 33h, "h" - восьмая буква немецкого алфавита), с мотором "Бенц" 160 л. с.

Аппарат потребовал лишь малого ремонта, а затем перелетел в Ревель, где его отрегулировали и зачислили в списки флотской авиации под кодовым номером АБ-1 ("Albatross" с "Бенцем"- первый). *В то время все немецкие двухместные бипланы-разведчики в России называли "альбатросами".

Новая карьера продлилась недолго: в апреле 1917 г. самолет передали заводу В. А. Лебедева для последующего копирования. Однако заказ на 175 подобных гидроаэропланов не был выполнен, к тому же к осени 1917 г. конструкцию уже считали устаревшей.

Сфотографированный во дворике завода Лебедева на Комендантском аэродроме Петрограда, фюзеляж "Фридрихсхафена" предстает перед нами с закрашенными бортовыми и хвостовыми крестами и номером, с демонтированными крыльями, поплавками и стойками. В его задней кабине оставлена пулеметная турель, под который заметна шнуровка обшивки и ступенька для подъема и спуска наблюдателя. Некто в шляпе демонстрирует, как легок хвост самолета, при этом на обеих частях стабилизатора и на рулях высоты видны, по крайней мере, на оригинале, германские морские номера аппарата - 698. На заднем плане заметна часть вывески "Общество воздухоплавания В. А. Лебедева".

 

 

 

  Болгария  
  

Фридрихсгафены FF-33E активно использовались на Чёрном море, базируясь на Варну. Часть из них после войны вошла в состав болгарских ВВС. При этом новые номера машинам не присваивали, оставив немецкие. Служили недолго и в сентябре 1920 г. по условиям Нейского мирного договора все гидросамолеты были уничтожены.

                   

 

  Голландия  

Два гидросамолета FF-33J/S были интернированы в Голландии после аварийных посадок 6 и 7 августа 1917 года. Первый, интернированный в Амеланде, вошёл в состав авиации флота 21 августа 1917 года, и получил бортовое обозначение V-1. 5 июля - 26 ноября 1918 он был перевезён в Ост-Индию, где первый полёт совершил в 1919 г, списан в 1925 году. Второй, интернированный около Текселя, вошёл в состав авиации флота 1 октября 1917 года и получил бортовое обозначение V-2, списан 3 октября 1919 года после жёсткой посадки.

Ещё один самолет FF-33L был интернирован 24 сентября 1917 года после аварийной посадки у в Вилингена, Зеландия, отбуксирован миноносцем Голландского флота в Виер, 26 марта 1918 года после ремонта вошёл в состав авиации флота и получил бортовое обозначение V-3. Дата списания неизвестна.

После окончания войны, 15 октября 1918 года голландский флот заказал заводу Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH 18 самолетов FF-33L (зав №№ 1383-1400). Они были получены в период с 17 апреля по август 1919 года и получили бортовые обозначения от V-15 до V-32, служили в береговой охране до 1925 года, когда была списана последняя машина.

                           

 

  Польша  
  

В 1920 г. польский Военно-морской флот приобрёл 3 гидроплана FF-33. FF-33L №9 был приобретен флотом в сентябре 1920 в Данциге и использовался как лёгкий бомбардировщик до 1921 г., когда разбился при посадке в штормовом Балтийском море.

FF-33E (1917 г. постройки) был куплен в августе 1920 года в Гданьске и получил бортовой №8. Он стал первым гидросамолетом, доставленным на морскую авиабазу в Пуке, 20 августа 1920 года был представлен на смотре и включен в патрульно-боевую группу Морской Воздушной Эскадры. В этой роли использовался до конца 1923 года, когда был перестроен в учебный для рулёжки - для этого были срезаны крылья. Последний раз он был в строю в сентябре 1925 года.

Один разобранный гидросамолет FF-33H был оставлен немцами в Пуке. Механики базы ВВС смогли собрать его в июне-июле 1920 года, и 15.07.1920 FF-33H совершил первый полет над заливом Пук. Квалифицированный как учебный, он был представлен на смотре 20.08.1920, но вскоре был списан, так, как полеты на нем представляли угрозу для экипажей.

Был также один гидросамолет FF-33L, купленный в августе 1920 года у компании инженера Utgoff в Гданьске. Машина приняла участие в смотре самолетов 20 августа 1920 года, получила бортовой №9 и была квалифицирована, как легкий бомбардировщик. Самолёт использовался довольно интенсивно до октября 1921 года, когда во время патрульного полета в Гданьск он затонул после вынужденной посадки в штормовом море.

         

 

  Швеция  
 

В апреле 1918 года пять Фридрихсхафенов были куплены Шведской военно-морской авиацией. Три были варианта FF 33E и два - FF 33L. Все были поставлены без вооружения. Оба типа были оснащены бензиновым двигателем мощностью 150 л.с. с водяным охлаждением. Самолеты прибыли в Стокгольм в сентябре 1918 года. Позже на своих заводах были построены ещё 5 машин: два FF33L в Галаварварте (TDS) в Стокгольме и три копии более крупного FF 33E в другом месте.

Когда в 1926 году были созданы шведские ВВС, из 10 Фридрихсхафенов остались только 4 машины: две типа FF 33L и две типа FF 33E, и в дальнейшем использовались, как учебные. Два построенных в Стокгольме FF 33L имели номера 18 и 19, которые при перечислении в ВВС поменяли на 218 и 219. Два FF 33E, один немецкий и один построенный в Швеции, вместо флотских номеров 16 и 22, получили новые номера 216 и 222. Все четыре самолета были обозначены, как тип Sk 2.

И во флоте и в ВВС Фридрихсхафены базировались в Hägernäs. Они были не часто подымались в воздух, их главная задача заключалась в подготовке военно-морских наблюдателей. 216 и 222 разбились в 1927 году, 218 и 219 были списаны двумя годами позже, как устаревшие.

***

Кроме того 6 трофейных 33e с 1918 по 1919 служили в ВМФ Франции, а 3 Фридрихсхафена 33e с 1918 по 1923 гг. числились в ВВС Финляндии.

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

                                   
                                                 
             
             
               

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Borzutski, Siegfried: Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH. Markus Burbach Verlag, Berlin 1993
2 Kroschel, G. Stützer, H.: Die deutschen Militärflugzeuge 1910 - 1918, Weltbild Verlag, Augsburg 1994
на английском
3 Munson, Kenneth: Fighters Attack and Training Aircraft 1914-19, Blandford Press, London 1976
4 O.Thetford, P.Gray German Aircraft of the First World War (Putnam)
5 Imri Alex: German Naval Air Service, Arms & Armour Press, London 1989
6 Flight Magazine, 1917.
7 Flight Magazine, 1919.
на русском
8 Вячеслав Кондратьев. Разведывательные самолеты Первой мировой войны
9 В.Обухович, А.Никифоров. Самолеты Первой Мировой
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 9.09.2018

 




 

 
Флаг военного флота Германской империи
Бортовое обозначение военной авиации Германской империи 1914–1918
Бортовое обозначение военной авиации Германской империи 1917–1918
Бортовое обозначение авиации Российского флота в 1915-1917 гг.
Бортовое обозначение авиации Голландского флота в 1917-1920 гг.
Бортовое обозначение Болгарской авиации в 1919-1920 гг.
FF-33h
Повреждённый FF 33h.
FF-33h
Повреждённый FF 33h.
FF-33l
Повреждённый FF 33l.
FF-33l
Повреждённый FF 33l.
FF-33l
Крушение FF 33l.
FF-33h
Терпящий бедствие FF 33h. 25 апреля 1917 г.
FF-33h
Терпящий бедствие FF 33h. 25 апреля 1917 г.
FF-33e
Обломки разрушенного в ангаре FF 33e.
FF-33e
Подъём на борт корабля повреждённого FF 33e.
FF-33e
Повреждённый (вероятно, штормом) FF 33e.
FF-33e
Вывоз обломков FF 33e №862.
FF-33
Горящий FF 33
FF-33l
FF 33l
FF-33h
FF 33h в Констанце, 1917 г.
FF-33h
FF 33h
FF-33e
FF 33e на борту миноносца.
FF-33e
FF 33e на борту миноносца.
FF-33e
FF 33e поднимают на борт миноносца.
FF-33e
FF 33e №886 в Констанце. Февраль 1918 г.
FF-33e
У поплавка FF 33e.
FF-33e
У поплавка FF 33e.
FF-33e
Построение перед FF 33e.
FF-33e
FF 33e
FF-33e
FF 33e со снятым винтом и капотом.
FF-33e
FF 33e со снятым винтом и капотом.
FF-33e
FF 33e
FF-33l
Модель польского FF-33l.
FF-33a
Повреждённый FF-33a на борту траулера "Hermann Siebert".
FF-33l
FF-33l
FF-33f
FF-33f
FF-33e
FF-33e
FF-33e
FF-33e на борту плавбазы "Santa Helena".
FF-33e
FF-33e
FF-33e
FF-33e
FF-33e
Модель польского FF-33e.
FF-33e
Модель польского FF-33e.
FF-33e
Модель польского FF-33e.
FF-33e
Модель польского FF-33e.
FF-33e
Модель польского FF-33e.
FF-33e
Модель польского FF-33e.
FF-33l
Модель FF-33l.
FF-33l
Модель FF-33l.
FF-33l
Модель FF-33l.
FF-33l
Модель FF-33l.
FF-33l
Модель FF-33l.
FF-33l
Модель FF-33l.
FF-33l
Модель FF-33l.
FF-33l
Модель FF-33l.
FF-33e
Модель FF-33е.
FF-33e
Модель FF-33е.
FF-33e
Модель FF-33е.
FF-33e
Модель FF-33е.
FF-33e
Модель FF-33е.
FF-33e
Модель FF-33е.
FF-33e
Модель FF-33е.
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33e
Модель FF-33е "Wölfchen".
FF-33l
Польские FF-33L (№9), Lübeck Travemünde F-4 (№7), Friedrichshafen FF-49B (№1) и Friedrichshafen FF-33E (№8) в Пуке, 20.08.1920 г.
FF-33l
Польские FF-33L (№9), Lübeck Travemünde F-4 (№7), Friedrichshafen FF-49B (№1) и Friedrichshafen FF-33E (№8) в Пуке, 20.08.1920 г.
FF-33e
Польский FF 33e в ангаре в Пуке.
FF-33l
Польский FF 33l на базе в Пуке.
FF-33e
Польский FF 33e.
FF-33e
Польский FF 33e.
FF-33e
Польский FF 33e.
FF-33l
FF 33l
FF-33e
FF 33e L57 (829) после войны, в конце 1918 г. при авиабазе ВМФ в Листе.
FF-33l
FF 33l в Болгарии после войны.
FF-33e
FF 33e в Болгарии после войны.
FF-33e
FF 33e в Болгарии.
FF-33e
FF 33e в Болгарии.
FF-33e
FF 33e в Болгарии.
FF-33e
FF 33e в Болгарии.
FF-33e
FF 33e в Болгарии.
FF-33e
FF 33e в Болгарии.
FF-33e
FF 33e № 22 b FF 49c № 23 у морской авиабазы в Карлскроне.
FF-33e
FF 33e № 22.
FF-33j
FF 33e № 22 (220), в 1926 г. использовался как учебный.
FF-33j
FF 33j № 21 Шведской Королевской Морской Авиации, около 1919 г.
FF-33e
Польский FF 33e в Пуке.
FF-33e
Польский FF 33e №8 в Пуке.
FF-33l
Польский FF 33l.
FF-33e
Польский FF 33e.
FF-33l
Один из голландских серийных FF 33l.
FF-33l
Голладский V-23 типа FF 33l.
FF-33l
Голладский V-23 типа FF 33l
и пилот Bosdijk на военно-морской станции De Kooy, 1919 г.
FF-33l
Голладский V-23 типа FF 33l
на военно-морской станции De Mok, 1919 г.
FF-33l
Голладский V-23 типа FF 33l.
FF-33l
Голладский V-22 типа FF 33l.
FF-33l
Голладский V-21 типа FF 33l
в качестве учебного для парковки, со срезанными крыльями.
FF-33l
Голладский V-15 типа FF 33l,
над военно-воздушной станцией Де Мок в Текселе, после 1920 г.
FF-33l
Голладский V-15 типа FF 33l, лето 1921 г.
FF-33l
Голладский V-3 типа FF 33l.
FF-33l
Голладский V-3 типа FF 33l
около военно-морской станции De Mok.
FF-33j
Голладский V-2 типа FF 33j.
FF-33j
Голладский V-1 типа FF 33j.
FF-33j
Голладский V-1 типа FF 33j.
FF-33j
Голладский V-1 типа FF 33j.
FF-33h
Болгарские моряки перед "Фридрихсхафеном" FF 33e (№ 861),
который прослужил на Черном море около двух лет. Послевоенный снимок.
FF-33h
Болгарский "Friedrichshafen" FF 33h.
FF-33e
FF 33E № 529 с опознавательными знаками болгарских ВВС послевоенного образца.
FF-33e
Три "Фридрихсхафена" FF33e на берегу Черного моря, 1917 г.
FF-33e
FF 33e
FF-33h
FF 33L № 1271 с опознавательными знаками болгарских ВВС послевоенного образца.
FF-33h
FF 33e № 529 с опознавательными знаками болгарских ВВС послевоенного образца. Гидроаэродром Пейнерджик, 1919 г.
FF-33h
Разобранный FF-33h на заводе Лебедева в Петрограде.
FF-33h
Разобранный FF-33h на заводе Лебедева в Петрограде.
FF-33h
Разобранный FF-33h на заводе Лебедева в Петрограде.
Wölfchen
"Wölfchen" на послевоенной выставке немецких трофеев.
Wölfchen
"Wölfchen" в Манцеле, 2 июля 1918 г.
Wölfchen
"Wölfchen" в Манцеле, 2 июля 1918 г.
Wölfchen
"Wölfchen" на борту "Wolf".
Wölfchen
Экипаж "Wölfchen", Штайн и Фабек.
Wölfchen
Экипаж "Wölfchen"
Wölfchen
"Wölfchen"
FF-33l
FF 33l в Бейруте, 1917 г.
FF-33e
Экипаж FF 33e забирает пакет с подводной лодки.
FF-33e
FF-33e
FF-33h
FF-33h
FF-33h
FF-33h в Боркуме. (на заднем плане №899 - истребитель Rumpler 6B-1)
FF-33
FF-33 поздних серий.
FF-33e
FF-33.e после аварии.
FF-33e
FF-33.e поднимают на борт спасательного судна после аварии.
FF-33l
FF-33.l № 1010 поднимают на борт спасательного судна у острова Рюген после аварии при разведке на Балтике, лето 1918 г.
FF-33h
Экипаж FF 33h забирает пакет с подводной лодки.
FF-33
Скапотировавший FF 33.
FF-33h
Оригинальный заголовок к этой фотографии указывает,
что команда этого Friedrichshafen FF 33h спасает команду упавшего вражеского гидроплана,
но обломки более похожи на немецкий самолёт.
FF-33
FF 33
FF-33h
Экипаж FF 33h забирает пакет с подводной лодки.
FF-33
Экипаж FF 33 передает данные разведки на подводную лодку (Средиземное море).
FF-33h
FF-33h
FF-33l
FF-33l на железнодорожной платформе в Зеебрюгге, конец 1917 г.
FF-33l
FF-33l
FF-33l
FF-33l в колёсном варианте.
FF-33l
FF-33l
FF-33l
FF-33l
FF-33l
FF-33l в колёсном варианте.
FF-33l
FF-33l
FF-33l
FF-33l в колёсном варианте.
FF-33l
FF-33l
FF-33l
FF-33l
FF-33l
FF-33l
FF-33k
FF-33k
FF-33l
FF-33l
FF-33l
FF-33l
FF-33l
FF-33l
FF-33k
FF-33k
FF-33h
FF-33h
FF-33h
FF-33h
FF-33h
FF-33h
FF-33h
FF-33h
FF-33h
FF-33h
FF-33h
Девять FF-33h на рампе в Либаве 12 сентября 1916 г., перед отправкой для действия против Русских морских сил в Рижском Заливе.
FF-33h
FF-33h
FF-33h
FF-33h
FF-33h
FF-33h
FF-33f
FF-33f
FF-33j
FF-33j
FF-33e
FF-33e на палубе эсминца.
FF-33e
FF-33e
FF-33j
FF-33j
FF-33j
FF-33j
FF-33s
FF-33s
FF-33j
FF-33j
FF-33e
FF-33e
FF-33e
Обледенелый FF-33e после зимнего полёта над Северным морем.
FF-33e
Обледенелый FF-33e после зимнего полёта над Северным морем.
FF-33e
FF-33e № 501 в Травемюнде, зима 1915/16 г.
FF-33e
FF-33e № 1981
FF-33e
FF-33e № 822
FF-33e
FF-33e № 1981
FF-33e
FF-33e
FF-33e
FF-33e №510 (C-Flugzeug).
FF-33e
FF-33e
FF-33e
FF-33e
FF-33e
FF-33e постройки LFG.
FF-33e
FF-33e поздних серий.
FF-33e
FF-33e поздних серий.
FF-33
FF-33 поздних серий.
FF-33e
FF-33e первых серий, с поплавком под килем.
FF-33e
FF-33e
FF-33e
FF-33e
FF-33b
FF-33b в Ксантии, на берегу Чёрного моря
обр. внимание на удлинённые большие поплавки и отсутствие хвостового.
FF-33b
FF-33b № 458
FF-33
FF-33 № 453
FF-33
Самолёты на заводе перед отправкой на флот. Три слева (в т.ч. №419) - FF-33, два справа (в т.ч. №294) - FF-29