основная серия истребителей-разведчиков, с мотором Benz Bz.III в 150 л.с.
1918
18
V 15-32
серия истребителей-разведчиков для Голландского флота, с мотором Benz Bz.III в 150 л.с.
FF-33s
Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH, Фридрихсгафен
1917-1918
30
3001-3030
учебный вариант FF-33j без вооружения, Benz B III в 150 л.с.
Sablatnig-Flugzeugbau GmbH, Берлин
20
6031-6050
LFG, Берлин
20
6501-6520
ТТХ
разведчики
истребители
FF-33
FF-33a
FF-33b
FF-33e
FF-33j
FF-33s
FF-33f
FF-33h
FF-33k
FF-33l
Масса
пустого
? т
1,00 т
1,01 т
1,008 т
1,045 т
1,082 т
0,948
0,94 - 0,917 т
взлётная
? т
1,6 т
1,655 т
1,635 т
1,585 т
1,473 т
1,477
1,415 - 1,388 т
Размерения
длина
? м
10,2 м
10,27 м
10,3 м
9,6 м
8,94 м
размах крыла (верхнего/нижнего)
16,75/? м
16,8/15,5 м
16,75/15,5 м
16,7/15,0 м
14,2/12,66 м
13,2/? м
площадь крыла
? м²
60 м²
52,7 м²
52,5 м²
43,4 м²
40,5 м²
высота
?
3,73 м
3,725 м
3,72 м
3,95 м
?
3,95 м
Энергетическая установка
состав и тип
1 тянущий пропеллер (на "FF-33l" Ø 2,7 м)
1 мотор Mercedes D.I х 105 л. с.
1 мотор Mercedes D.II х 120 л. с.
1 мотор Maybach III х 160 л. с.
1 мотор Benz Bz.III х 150 л. с. или Maybach III х 160 л. с.
1 мотор Benz Bz.III х 150 л. с.
Скорость
максимальная
?
110 км/ч
128 км/ч
119 км/ч
125 км/ч
110 км/ч
125 км/ч
123 км/ч
135 км/ч
140 км/ч
крейсерская
?
110 км/ч
115 км/ч
?
?
?
?
110 км/ч
Практический потолок
?
2500 м
?
?
?
?
?
?
Скороподъёмность
?
57 м/мин
?
52 м/мин
?
90 м/мин
60 м/мин
125 м/мин
Дальность полёта
?
700 км
600-660 км / 5-6 часов
550 км / 5 часов
?
700 км
615 км при 217 кг. топлива
675 км при 207 кг. топлива
450 км / 4 часа
Экипаж
2 чел.
Дополнительные данные
конструкция
фюзеляжный биплан, крылья обтянуты тканью, 2 больших поплавка, на первых сериях + 1 малый (под килем)
управление
элероны на верхнем крыле, 2 руля высоты и 1 руль направления на оперении
ВООРУЖЕНИЕ
FF-33
FF-33a
FF-33e
FF-33j
FF-33s
FF-33b
FF-33e LFG
FF-33f
FF-33h
FF-33k
FF-33l
без вооружения
1-7.92 мм пулемёт Parabellum
1...2-7.92 мм пулемёта (1 Parabellum, 1 Spandau)
FF 33 / 33a
Осенью 1914 г. ВМФ аннулировал заказы на последние 6 двухместных патрульных гидросамолетов типа FF-29 (№№ 426-431), но фирма получила разрешение построить одну из них (№ 426) по усовершенствованному типу. FF.33 для экономии веса отличался более "худым" фюзеляжем и получил более слабый мотор Mercedes D.I. в 105 л. с., радиаторы устанавливались по бокам фюзеляжа. По образцу прототипа были заказаны 10 машин (№№ 451-460), но 5 последних получили другие моторы и обозначение FF-33b.
Также было принято решение по этому типу построить уже заказанные машины типа FF-29 (№№ 416-421). Для них уже были приобретены моторы Mercedes D. II по 120 л.с., и эта импровизированная модификация получила обозначение FF.33a. Всего по март 1915 гг. было выпущено 12 единиц обоих типов. На первых двух сериях вооружение не устанавливалось, а место пилота находилось в задней кабине.
FF 33b
На 5 машинах из первого заказа (№№ 456-460) очевидно слабый мотор заменили на более мощный Maybach IR (160 л.с.). На этой модификации, получившей обозначение FF-33b и поступившей на вооружение в начале 1915 г., наконец появилось оборонительное вооружение - турельный пулемёт в задней кабине наблюдателя-стрелка, место пилота было перемещено в переднюю. Самолёты оснастили двухреданными основными поплавками. Всего в 1915 г. было выпущено 5 самолетов с номерами 456-460.
FF 33e
В марте 1915 г. были изготовлены первые три машины с мотором Mercedes D.III по 150 л.с. (№№ 471-473). Из за спора флота и армии по поводу моторов, следующая серия из 6 единиц (№№ 478-483) получила аналогичные по мощности моторы Benz Bz.III.
Самолёт оказался чрезвычайно удачным и показал отличные качества. Он хорошо держался на воде, легко взлетал, был очень надежным и стал самым массовым самолётом немецкой флотской авиации - всего с марта 1915 по апрель 1917 гг. было изготовлено 200 машин этой модификации: №№ 471-473, 478-483, 491-508, 510, 529-533, 541-550, 553-562, 591-595, 633-637, 659-663, 680-684, 690-694, 715-729, 736-740, 789-790, 802-811, 822-841, 850-889, 1095-1104, 1980-1999. Два из них (№№ 789-790) были построены на заводе LFG в Берлине. В отличие от остальных, они имели пулемёт, расположенный, правда, в передней кабине. На 79 ед. был установлен мотор Maibach III в 160 л.с., но обозначение не меняли.
Если первые серии этого типа все еще имели хвостовой поплавок, на последующих от него отказались, удлинив основные поплавки. Вместо хвостового поплавка в конструкцию был включен подфюзеляжный киль. Радиатор был поднят на передний край верхней плоскости. Оборудование самолета было дополнено радиопередатчиком. Самолет применялся для разведки прибрежных районов с береговых гидродромов и как корабельный разведчик, использовался и для бомбардировок.
Машины были невооружённые, зато получили радиопередатчик, а более поздние 60 ед. - приёмо-передающую радиостанцию.
Одна машина (№ 510) была поставлена в октябре 1915 г. с индексом C - она имела оборонительное вооружение - турельный пулемёт в задней кабине наблюдателя-стрелка, место пилота было перемещено в переднюю. Единственная из 33e эта машина получила двухстоечную бипланную коробку (вместо трёхстоечной).
Всего, таким образом, существовало 4 основных варианта:
невооружённый разведчик с мотором Бенц и радиопередатчиком (24? ед., 1915 г.)
невооружённый разведчик с мотором Бенц и приёмо-передающей радиостанцией (60? ед., 1916-1917 гг.)
невооружённый разведчик с мотором Майбах и радиопередатчиком (79? ед., 1916-1917 гг.)
вооружённый разведчик с мотором Бенц и радиопередатчиком, постройки завода LFG в Берлине (2 ед., 1916 г.)
FF 33j/s
В 1917 г. первый полёт совершил FF 33j. Он был прямым потомком 33E, имел улучшенную аэродинамику и был оснащен радиостанцией. Этот тип оборудовался всё тем же 150 л.с. мотором Бенц. Всего в 1917-1918 гг. было построено 50 единиц этой модификации: №№ 922-931, 1289-1298, 3031-3060.
К концу войны этот тип был вытеснен машинами с моторами в 200 л.с., но благодаря своим возможностям, оставался в качестве учебной машины. На базе последней серии в 1917 г. была выпущена учебно-тренировочная модификация FF 33s с двойным управлением. Всего в 1917-1918 гг. их было заказано 70 единиц: №№ 3001-3030, 6031-6050, 6501-6520, до конца войны не все были готовы.
FF 33f/h
Другой разновидностью самолетов FF 33 стали вооруженные патрульные истребители, предназначенные для борьбы с морской авиацией противника.
FF 33f был разработан как истребитель, совершил первый полёт в конце 1915 г. и стал первым истребителем, успешно применённым немецким военно-морским флотом. Площадь крыла была значительно уменьшена для улучшения манёвренности. Пилот сидел спереди, наблюдатель с пулемётом, установленной на кольце, занимал заднее место. Кроме уменьшенных крыльев, только с двумя парами стоек на каждой стороне, эта машина стала соответственно короче и более обтекаемой формы. Всего было изготовлено 5 самолетов установочной серии с двигателем Бенц Bz.III: №№ 534-538.
Серийный вариант FF 33h, головной образец которого взлетел в марте 1916 г., имел улучшенную аэродинамику, усиленную коробку крыльев, но оснащался всё тем же двигателем Бенц Bz.III, предназначался для применения в качестве двухместного истребителя. Фюзеляж, который был значительно короче, снабжался верхним и нижним килями, были переработаны элероны, чтобы создавать меньшее сопротивление. Радиатор был встроен в верхнюю плоскость, которая также содержала бак с бензином. Поплавки тоже были переработаны, чтобы уменьшить воздушное сопротивление. Большим улучшением была замена тросов на стойки, что давало возможность пулемётчику стрелять вперёд, между внутренней парой стоек. Всего в 1916 г. было произведено 45 экземпляров: №№ 596-600, 638-642, 664-668, 685-689, 695-699, 730-734, 741-745, 812-821. На одном из них (№ 599 из состава See-Flug Station 1 в Зеебрюгге) пилот Карл Мейер и наблюдатель лейтенант Эрих Бёниш 17 июля 1916 года сбили французскую летающую лодку FBA, а 2 августа северу от Остенде - два одномоторных Caudron.
FF 33k/l
Дальнейшим развитием типа двухместного истребителя стала модель FF 33k. Прототип с номером 932 поднялся в воздух 27 декабря 1916 г. и был принят Военно-морским флотом 13 января 1917 г. Он так и остался в единственном экземпляре, но на его основе была разработана серия FF 33l.
FF 33L, поднявшийся в воздух в конце 1916 г., представлял собой вооруженный разведчик с уменьшенными размерами планера, 150 л.с. мотором Бенц Bz.III и улучшенными летными характеристиками. Эта машина являлась удачным компромиссом между мореходностью и лётными данными. Как истребитель, 33L обладал хорошей манёвренностью, и мог находиться в море при шторме до 3 баллов. Он легко и мягко взлетал. Большинство машин имели по два пулемёта: 1 турельный Parabellum сзади и 1 фиксированный синхронизированный Spandau спереди справа, а несколько единиц за счёт снятия одного пулемёта оборудовались приёмо-передающим беспроволочным телеграфом - они несколько отличались весом и, соответственно, лётными параметрами.
Всего в 1917 г. было построено 134 единицы: 933-941, 1001-1010, 1085-1094, 1117-1126, 1158-1177, 1234-1278, 1279-1288, 1577-1596. Часть самолётов получила плоский радиатор, на №1001 испытывался лобовой радиатор. На последней серия корпус был удлинён до 9,39 м и увеличена площадь руля. На некоторых других машинах также экспериментировали с формой оперения. Одна или две машины этого типа (№1267) получили колесное шасси (индекс CI) для использования при отделении ВМФ во Фландрии.
Служа с весны 1915 г. до заключительного этапа Первой Мировой Войны, 2-местные патрульные Friedrichshafen были наиболее широко используемыми немецкими гидропланами военного периода; в 1914-1919 гг. были построены около пятьсот единиц в четырех сериях, часть из которых использовались как бомбардировщики. Большинство из них были вооружены, и их основная служба заключалась в береговом и океанском патрулировании, разведке в интересах флота и в противолодочной обороне. В мае 1917 г. в строю находились сто двадцать один FF-33.E, двадцать пять FF-33.H, тридцать FF-33.J и сто четырнадцать FF-33.L. Большинство базировались на береговые станции в Северном море и Британском канале; часть находилась на борту носителей гидропланов. Служили они также на австрийских базах в Средиземном море и Турецких, Болгарских и Румынских - на Чёрном.
После вступления в войну Румынии на стороне Антанты в августе 1916 года, самолёты стали активнее действовать на Чёрном море. 5 октября 1915 г. два гидросамолета приземлились около подводной лодки "U 33", чтобы сообщить их командирам, что обнаружили вражеские пароходы у Констанцы. Неожиданно появились два российских тральщика и заставили летчиков поспешно пойти на взлёт, но при этом на машине № 738 оторвался поплавок и она затонула. Экипаж был спасён "U 33".
11 ноября 1917 г. в Чёрном море пропали гидросамолеты № 1166 и № 1256. Крейсер "Midilli" обнаружил № 1256, поднял его на борт и доставил в безопасное место. № 1166 также был найден, но затонул во время буксировки в Босфор турецким миноносцем.
Самым известным из них стал FF-33e с именем "Wolfchen" (Волчёнок), который находился на борту коммерческого рейдера "Wolf" в Индийском и Тихом океанах и участвовал в захвате двадцати восьми союзных судов.
Wolfchen
Вероятно, самым известным "Фридрихсхафеном", вероятно, даже самым известным гидросамолетом первой мировой войны, стал FF 33e с именем «Wölfchen». Он имел бортовой номер 841.
Карьера Вольфенефа началась, когда в субботу, 11 ноября 1916 года, в 17.00 часов на авиабазе Боркум пилот Штайн и летный мастер Пол Фавек (позже старший лётный мастер) получили уже оборудованную радиотелеграфом машину.
Перебазирование в Киль-Хольтенау было запланировано на 14 ноября, но из-за загрязненного бензина и вызванной этим неисправностью двигателя пришлось выполнить аварийную посадку. После очистки всех фильтров и топливных шлангов рейс продолжился, но всего через 15 минут двигатель стал давать сбои. Тем временем стало темно, и экипажу с трудом удалось посадить самолёт на озере, которое находилось всего в 20 минутах от Киля. 16 ноября самолет, наконец, прибыл в Киль-Хольтенау, где был выбран в качестве бортового самолета для вспомогательного крейсера "Wolf".
Поскольку операция должна проводиться в строжайшей тайне, невозможно было просто поднять самолет на корабль в гавани. 21 ноября в 8 часов утра «Wölfсhen» начал двухчасовой полет в Балтийское море, чтобы встретить уже вышедший ранее "Wolf". Самолет был взят на борт в открытом море, разобран и помещен под парус на палубе. Вечером "Wolf" вернулся в Киль.
Когда в ночь на 23 ноября были проведены практические стрельбы, «Wölfсhen» получил повреждения: из-за давления воздуха все нервюры нижнего крыла были погнуты. В Хольтенау повреждения были восстановлены в рекордные сроки, так что крыло вернулось на борт до рассвета.
30 ноября 1916 года в 11.00 часов в густом тумане "Wolf" под командованием капитана фрегаттен-капитана Нергера вышел из Киля. В море экипаж сразу же начал перекрашивать свой белый корабль. Надстройки стали коричневыми, а корпус был окрашен в черный цвет. Для крупных частей самолета на палубе была построена деревянная будка. Небольшие части уложили в трюме между минами.
Прежде чем «Wölfchen» мог быть собран для следующего полета, снова были необходимы некоторые ремонтные работы. Из-за влажного воздуха крылья сильно повело, а также они были повреждены при транспортировке в минный трюм. Чтобы не привлекать внимание, железные кресты были закрашены, как отличительный знак использовался германский военный флаг, нарисованный с правой стороны.
27 февраля 1917 года в 2:30 наконец пришло время: «Wölfchen» был спущен бортовым краном на воду в Индийском океане. "Wolf" остановил английский пароход "Turritella", и задача «Wölfchen» состояла в том, чтобы убедиться, что это не вспомогательный крейсер.
Уже на следующий день «Wölfсhen» смог обнаружить два корабля на расстоянии около 60 морских миль. Однако, поскольку они шли быстрее, чем "Wolf", они остались недоступны. Капитан Нергер не позволил экипажу самолёта остановить корабли, потому что он видел слишком много риска для них и самолета.
Следующая возможность появилась 3 марта, когда утром появился пароход. «Wölfchen» был убран, чтобы не выдать характер корабля. Вылет был разрешен только тогда, когда пароход скрылся из виду. Задача самолёта заключалась в том, чтобы не дать пароходу попытаться уйти, если это необходимо, с помощью бомб.
В следующие недели «Wölfchen» совершил 11 разведывательных полетов, но все без особых результатов. Затем поступил приказ разобрать самолет и уложить его в средней палубе. "Wolf" продолжил свое путешествие в Австралию. Теперь было около 6 недель на ремонта многих мелких повреждений. При этом пришлось много импровизировать, поскольку запасные части постепенно приближались к концу.
В начале апреля "Wolf" прибыл в Новую Зеландию, а 25 апреля «Wölfchen» начал разведывательные полеты. Однако из-за плохой погоды и штормов, он вскоре был возвращен под палубу. Для капитального ремонта "Wolf" стал у о-вов Воскресенья.
Когда 2 июня 1917 года был обнаружен быстроходный пароход, для его остановки использовали самолёт. Сбросив пакет с приказом остановиться и, для надёжности, одну бомбу перед носом, сняли капитана и доставили на "Wolf". Это была новозеландская "Wairuna", в которой находился груз в долгожданные 1100 тонн угля, 42 живых барана и 20 центнеров свежего мяса в холодильнике. Кроме того, грузовой трюм содержал смолу для Америки и сырье для производства кокосового масла на несколько миллионов марок.
Серьезный урон был нанесен самолёту, когда 3 июня из дымовой трубы "Wolf" выбросило горящие угли. Обшивка была прожжена во многих местах. Благодаря тому, что было раннее утро, и самолет был покрыт росой, он не сгорел полностью. Было насчитано в общей сложности 160 больших и малых отверстий.
Еще до того, как собрались потопить "Wairuna", была обнаружена четырехмачтовая шхуна. «Wölfchen» снова должен был сбросить пакеты с приказом остановиться, однако из-за сильного ветра все 6 пакетов упали в воду. В конечном счете, шхуну заставили остановиться только сброшенной бомбой перед носом. Это оказался американец, "Winslow", капитан которого можно было только убедить изменить курс. «Wölfchen» снова взлетел и проверил, сохранил ли "Winslow" указанное ему направление курса.
Элерон, который был отремонтирован с помощью самых примитивных средств - дерева от ящиков с сигарами и чаем, через четыре дня вновь был порван сильными порывами ветра.
"Wolf" продолжил свое путешествие, на этот раз в Южное море, где 10 июля были выполнены очередные разведывательные полеты. При 4-м взлёте на волнах сломались соединительные и две диагональных стойки между поплавками. Тем не менее, полет продолжался. При посадке, когда самолет почти остановился, передние стойки согнулись. «Wölfchen» опустил нос, сломанные стойки вдавились в поплавки, в результате чего они дали течь. Кроме того, в них врезался пропеллер и также сломался. Пилотам пришлось взобратся на хвост. На помощь были посланы моторные шлюпки, но они ничего не могли сделать из-за сильного волнения. Только когда "Wolf" приблизился почти на 7 м и закрыл своим корпусом самолёт от ветра, на него со шлюпок подали концы. Тем временем за событиями наблюдало уже много акул. «Wölfehen» стоял уже почти вертикально в воде, когда его смогли вытащить и положить на палубу.
Только здесь открылась полная картина повреждений. Нижнее правое крыло разрушено водой, и все ребра жёсткости были разбиты, пропеллер был разрушен. Двигатель и часть кабины водителя были повреждены от нахождения под водой. Все стойки поплавков были согнуты во многих местах, оба поплавка были отбиты. «Wölfchen» выглядел печально.
Поскольку запасные части были почти полностью израсходованы, были снова использованы подручные материалы, такие как сигарные и чайные ящики и отвинченные от корабля поручни. Несмотря на то, что ремонтные работы выполнялись полуквалифицированными рабочими, «Wölfchen» был возвращен в строй через 14 дней. Испытательный полет 27 июля показал, что железная труба, используемая для шасси, была слишком тяжелой. Путем балансировки эта проблема была решена. После ремонта было проведено еще 12 полетов в Южном море.
"Wolf" продолжил свое путешествие, на этот раз в направлении Новой Гвинеи, где продолжались разведывательные полеты, главным образом, над сушей в поисках поселений. "Wolf" тем временем ходил вместе с захваченным пароходом "Matunga", в захвате которого у побережья Новой Гвинеи «Wölfchen» также принял участие.
В течение следующих недель был объявлен перерыв в полетах, и пилоты могли довольствоваться исследованием района и дружить с туземцами, хотя и людоедами.
В течение 30 дней, пока самолет оставался готовым к полётам на палубе, солнце и тропический дождь так испортили обшивку, что её пришлось менять. Когда 26 сентября работы были завершены, немедленно пришел приказ осмотреть грузовой корабль. Это был японский "Hitachi Maru", который проигнорировал сброшенные бомбы и остановился только после залпов 15-сантиметровых орудий "Wolf". Для погрузки угля и груза корабли направились к атоллу в Индийском океане. За шесть дней погрузки «Wölfchen» вылетал на разведку каждый день утром и вечером. Оставив призовую команду, "Wolf" покинул атолл на шестой день.
Когда через три дня «Wölfchen» должен был доставить приказ на "Hitachi Maru", обратный рейс чуть не стал последним. Небо было серое и покрыто густыми облаками. Пошёл ливень, и буря играла с маленьким самолетом, как волан. После почти бесконечных поисков с почти пустым баком «Wölfchen» сел рядом с "Wolf" после 3 1/4 часа полета.
До перехода в южную Атлантику было без инцидентов проведено ещё три разведывательных полета в Индийском океане, при которых никакой добычи не обнаружили. "Wolf" продолжил путь домой и 17.02.1918 года достиг своего родного порта Киль. Всего «Wölfchen» сделал 50 поисковых вылетов.
На протяжении всего похода «Wölfchen» подвергался крайним нагрузкам. Ремонт выполнялся матросами, которые раньше не видели самолет. Материалы, используемые для ремонта, тоже не были созданы для авиационной промышленности. Ткань должна была обновляться дважды частично и три раза полностью. Первый раз были использованы имперские немецкие простыни, затем холст, сырой шелк, белый шелк и, наконец, тяжелый атлас с "Hitachi Maru".
Незадолго до прибытия в Киль «Wölfchen» снова поднялся в воздух, чтобы самостоятельно добраться до своей базы.
Последним известным полётом №841 был перелёт на фирму-производитель. После окончания войны «Wölfсhen» был показан на выставке трофейных самолетов. Вероятно, он был уничтожен.
Во время похода «Wölfchen» летал без какой-либо маркировки, фото с со знаками и названием на фюзеляже сделано 6 марта 1918 г., после возвращения домой.
09.1915 базировался на АТР "Santa Elena", 12.09.1915 в 18:35 сбросил бомбы на русскую авиаматку в Аренсбургской бухте (заявлено два попадания), пилот ст. лейт.-цур-зее Мюллер [KTB d. F. d. Aufklär.S.K. d. Ostsee]
12.09.1915 в 10:36 сбросил бомбы на русскую авиаматку в Аренсбургской бухте (заявлено попадание), а ок 18:00 сбросил бомбы на две идущие под водой подводных лодки (без результата) [KTB d. F. d. Aufklär.S.K. d. Ostsee]
20 сентября 1916 г. после вынужденной посадки попал в руки русских у берега о-ва Руно в Рижском заливе, отремонтирован и зачислен в состав морской авиации России под обозначением АБ-1
После вынужденной посадки в Рижском заливе 20 сентября 1916 г. один «FF-ЗЗh» попал в руки русских летчиков. В Ревеле самолет отремонтировали и зачислили в состав морской авиации России под обозначением АБ-1 («Альбатрос» с «Бенцем»-первый). Его рассчитывали использовать как образец для крупносерийного производства на заводе В.А.Лебедева в 1917 г., но заказ на 175 машин не смогли выполнить, к тому же к осени 1917 г. конструкцию уже считали устаревшей.
А.Александров, Г.Петров Крылатые пленники России
20 сентября 1916 г. у берега о-ва Руно, что в Рижском заливе, после вынужденной посадки, случившейся при возвращении с разведывательного полета к Моонзунду и Аренсбургу, в руки русских пилотов попал германский двухпоплавковый биплан "Фридрихсхафен ФФ. 33", модель Фау-8 образца 1916 г. (Friedrichshafen FF 33h, "h" - восьмая буква немецкого алфавита), с мотором "Бенц" 160 л. с.
Аппарат потребовал лишь малого ремонта, а затем перелетел в Ревель, где его отрегулировали и зачислили в списки флотской авиации под кодовым номером АБ-1 ("Albatross" с "Бенцем"- первый). *В то время все немецкие двухместные бипланы-разведчики в России называли "альбатросами".
Новая карьера продлилась недолго: в апреле 1917 г. самолет передали заводу В. А. Лебедева для последующего копирования. Однако заказ на 175 подобных гидроаэропланов не был выполнен, к тому же к осени 1917 г. конструкцию уже считали устаревшей.
Сфотографированный во дворике завода Лебедева на Комендантском аэродроме Петрограда, фюзеляж "Фридрихсхафена" предстает перед нами с закрашенными бортовыми и хвостовыми крестами и номером, с демонтированными крыльями, поплавками и стойками. В его задней кабине оставлена пулеметная турель, под который заметна шнуровка обшивки и ступенька для подъема и спуска наблюдателя. Некто в шляпе демонстрирует, как легок хвост самолета, при этом на обеих частях стабилизатора и на рулях высоты видны, по крайней мере, на оригинале, германские морские номера аппарата - 698. На заднем плане заметна часть вывески "Общество воздухоплавания В. А. Лебедева".
Болгария
Фридрихсгафены FF-33E активно использовались на Чёрном море, базируясь на Варну. Часть из них после войны вошла в состав болгарских ВВС. При этом новые номера машинам не присваивали, оставив немецкие. Служили недолго и в сентябре 1920 г. по условиям Нейского мирного договора все гидросамолеты были уничтожены.
Голландия
Два гидросамолета FF-33J/S были интернированы в Голландии после аварийных посадок 6 и 7 августа 1917 года. Первый, интернированный в Амеланде, вошёл в состав авиации флота 21 августа 1917 года, и получил бортовое обозначение V-1. 5 июля - 26 ноября 1918 он был перевезён в Ост-Индию, где первый полёт совершил в 1919 г, списан в 1925 году. Второй, интернированный около Текселя, вошёл в состав авиации флота 1 октября 1917 года и получил бортовое обозначение V-2, списан 3 октября 1919 года после жёсткой посадки.
Ещё один самолет FF-33L был интернирован 24 сентября 1917 года после аварийной посадки у в Вилингена, Зеландия, отбуксирован миноносцем Голландского флота в Виер, 26 марта 1918 года после ремонта вошёл в состав авиации флота и получил бортовое обозначение V-3. Дата списания неизвестна.
После окончания войны, 15 октября 1918 года голландский флот заказал заводу Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH 18 самолетов FF-33L (зав №№ 1383-1400). Они были получены в период с 17 апреля по август 1919 года и получили бортовые обозначения от V-15 до V-32, служили в береговой охране до 1925 года, когда была списана последняя машина.
Польша
В 1920 г. польский Военно-морской флот приобрёл 3 гидроплана FF-33. FF-33L №9 был приобретен флотом в сентябре 1920 в Данциге и использовался как лёгкий бомбардировщик до 1921 г., когда разбился при посадке в штормовом Балтийском море.
FF-33E (1917 г. постройки) был куплен в августе 1920 года в Гданьске и получил бортовой №8. Он стал первым гидросамолетом, доставленным на морскую авиабазу в Пуке, 20 августа 1920 года был представлен на смотре и включен в патрульно-боевую группу Морской Воздушной Эскадры. В этой роли использовался до конца 1923 года, когда был перестроен в учебный для рулёжки - для этого были срезаны крылья. Последний раз он был в строю в сентябре 1925 года.
Один разобранный гидросамолет FF-33H был оставлен немцами в Пуке. Механики базы ВВС смогли собрать его в июне-июле 1920 года, и 15.07.1920 FF-33H совершил первый полет над заливом Пук. Квалифицированный как учебный, он был представлен на смотре 20.08.1920, но вскоре был списан, так, как полеты на нем представляли угрозу для экипажей.
Был также один гидросамолет FF-33L, купленный в августе 1920 года у компании инженера Utgoff в Гданьске. Машина приняла участие в смотре самолетов 20 августа 1920 года, получила бортовой №9 и была квалифицирована, как легкий бомбардировщик. Самолёт использовался довольно интенсивно до октября 1921 года, когда во время патрульного полета в Гданьск он затонул после вынужденной посадки в штормовом море.
Швеция
В апреле 1918 года пять Фридрихсхафенов были куплены Шведской военно-морской авиацией. Три были варианта FF 33E и два - FF 33L. Все были поставлены без вооружения. Оба типа были оснащены бензиновым двигателем мощностью 150 л.с. с водяным охлаждением. Самолеты прибыли в Стокгольм в сентябре 1918 года. Позже на своих заводах были построены ещё 5 машин: два FF33L в Галаварварте (TDS) в Стокгольме и три копии более крупного FF 33E в другом месте.
Когда в 1926 году были созданы шведские ВВС, из 10 Фридрихсхафенов остались только 4 машины: две типа FF 33L и две типа FF 33E, и в дальнейшем использовались, как учебные. Два построенных в Стокгольме FF 33L имели номера 18 и 19, которые при перечислении в ВВС поменяли на 218 и 219. Два FF 33E, один немецкий и один построенный в Швеции, вместо флотских номеров 16 и 22, получили новые номера 216 и 222. Все четыре самолета были обозначены, как тип Sk 2.
И во флоте и в ВВС Фридрихсхафены базировались в Hägernäs. Они были не часто подымались в воздух, их главная задача заключалась в подготовке военно-морских наблюдателей. 216 и 222 разбились в 1927 году, 218 и 219 были списаны двумя годами позже, как устаревшие.
***
Кроме того 6 трофейных 33e с 1918 по 1919 служили в ВМФ Франции, а 3 Фридрихсхафена 33e с 1918 по 1923 гг. числились в ВВС Финляндии.
ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1
Borzutski, Siegfried: Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH. Markus Burbach Verlag, Berlin 1993
2
Kroschel, G. Stützer, H.: Die deutschen Militärflugzeuge 1910 - 1918, Weltbild Verlag, Augsburg 1994
на английском
3
Munson, Kenneth: Fighters Attack and Training Aircraft 1914-19, Blandford Press, London 1976
4
O.Thetford, P.Gray German Aircraft of the First World War (Putnam)
5
Imri Alex: German Naval Air Service, Arms & Armour Press, London 1989
6
Flight Magazine, 1917.
7
Flight Magazine, 1919.
8
https://tsamo.germandocsinrussia.org/de/nodes/
на русском
9
Вячеслав Кондратьев. Разведывательные самолеты Первой мировой войны
10
В.Обухович, А.Никифоров. Самолеты Первой Мировой
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий
последнее обновление: 26.05.2022
Флаг военного флота Германской империи
Бортовое обозначение военной авиации Германской империи 1914–1918
Бортовое обозначение военной авиации Германской империи 1917–1918
Бортовое обозначение авиации Российского флота в 1915-1917 гг.
Бортовое обозначение авиации Голландского флота в 1917-1920 гг.
Бортовое обозначение Болгарской авиации в 1919-1920 гг.
Бортовые обозначения авиации России, Болгарии, Швеции, Голландии и Польши
"U-33" спасает экипаж аварийного FF 33e в Чёрном море. 5 октября 1915 г.
FF 33h в ангаре в Листе.
FF 33a или FF 33b.
Одна из машин на вспомогательном крейсере.
"Wölfchen" на палубе "Wolf".
"Wölfchen" на палубе "Wolf".
Экипаж "Wölfchen"
Финский FF 33e.
Повреждённый FF 33h.
Повреждённый FF 33h.
Повреждённый FF 33l.
Повреждённый FF 33l.
Крушение FF 33l.
Терпящий бедствие FF 33h. 25 апреля 1917 г.
Терпящий бедствие FF 33h. 25 апреля 1917 г.
Обломки разрушенного в ангаре FF 33e.
Подъём на борт корабля повреждённого FF 33e.
Повреждённый (вероятно, штормом) FF 33e.
Вывоз обломков FF 33e №862.
Горящий FF 33
FF 33l
FF 33h в Констанце, 1917 г.
FF 33h
FF 33e на борту миноносца.
FF 33e на борту миноносца.
FF 33e поднимают на борт миноносца.
FF 33e №886 в Констанце. Февраль 1918 г.
У поплавка FF 33e.
У поплавка FF 33e.
Построение перед FF 33e.
FF 33e
FF 33e со снятым винтом и капотом.
FF 33e со снятым винтом и капотом.
FF 33e
Модель польского FF-33l.
Повреждённый FF-33a на борту траулера "Hermann Siebert".
FF-33l
FF-33f
FF-33e
FF-33e на борту плавбазы "Santa Helena".
FF-33e
FF-33e
Модель польского FF-33e.
Модель польского FF-33e.
Модель польского FF-33e.
Модель польского FF-33e.
Модель польского FF-33e.
Модель польского FF-33e.
Модель FF-33l.
Модель FF-33l.
Модель FF-33l.
Модель FF-33l.
Модель FF-33l.
Модель FF-33l.
Модель FF-33l.
Модель FF-33l.
Модель FF-33е.
Модель FF-33е.
Модель FF-33е.
Модель FF-33е.
Модель FF-33е.
Модель FF-33е.
Модель FF-33е.
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Модель FF-33е "Wölfchen".
Польские FF-33L (№9), Lübeck Travemünde F-4 (№7), Friedrichshafen FF-49B (№1) и Friedrichshafen FF-33E (№8) в Пуке, 20.08.1920 г.
Польские FF-33L (№9), Lübeck Travemünde F-4 (№7), Friedrichshafen FF-49B (№1) и Friedrichshafen FF-33E (№8) в Пуке, 20.08.1920 г.
Польский FF 33e в ангаре в Пуке.
Польский FF 33l на базе в Пуке.
Польский FF 33e.
Польский FF 33e.
Польский FF 33e.
FF 33l
FF 33e L57 (829) после войны, в конце 1918 г. при авиабазе ВМФ в Листе.
FF 33l в Болгарии после войны.
FF 33e в Болгарии после войны.
FF 33e в Болгарии.
FF 33e в Болгарии.
FF 33e в Болгарии.
FF 33e в Болгарии.
FF 33e в Болгарии.
FF 33e в Болгарии.
FF 33e № 22 b FF 49c № 23 у морской авиабазы в Карлскроне.
FF 33e № 22.
FF 33e № 22 (220), в 1926 г. использовался как учебный.
FF 33j № 21 Шведской Королевской Морской Авиации, около 1919 г.
Польский FF 33e в Пуке.
Польский FF 33e №8 в Пуке.
Польский FF 33l.
Польский FF 33e.
Один из голландских серийных FF 33l.
Голладский V-23 типа FF 33l.
Голладский V-23 типа FF 33lи пилот Bosdijk на военно-морской станции De Kooy, 1919 г.
Голладский V-23 типа FF 33lна военно-морской станции De Mok, 1919 г.
Голладский V-23 типа FF 33l.
Голладский V-22 типа FF 33l.
Голладский V-21 типа FF 33lв качестве учебного для парковки, со срезанными крыльями.
Голладский V-15 типа FF 33l,над военно-воздушной станцией Де Мок в Текселе, после 1920 г.
Голладский V-15 типа FF 33l, лето 1921 г.
Голладский V-3 типа FF 33l.
Голладский V-3 типа FF 33lоколо военно-морской станции De Mok.
Голладский V-2 типа FF 33j.
Голладский V-1 типа FF 33j.
Голладский V-1 типа FF 33j.
Голладский V-1 типа FF 33j.
Болгарские моряки перед "Фридрихсхафеном" FF 33e (№ 861),который прослужил на Черном море около двух лет. Послевоенный снимок.
Болгарский "Friedrichshafen" FF 33h.
FF 33E № 529 с опознавательными знаками болгарских ВВС послевоенного образца.
Три "Фридрихсхафена" FF33e на берегу Черного моря, 1917 г.
FF 33e
FF 33L № 1271 с опознавательными знаками болгарских ВВС послевоенного образца.
FF 33e № 529 с опознавательными знаками болгарских ВВС послевоенного образца. Гидроаэродром Пейнерджик, 1919 г.
Разобранный FF-33h на заводе Лебедева в Петрограде.
Разобранный FF-33h на заводе Лебедева в Петрограде.
Разобранный FF-33h на заводе Лебедева в Петрограде.
"Wölfchen" на послевоенной выставке немецких трофеев.
"Wölfchen" в Манцеле, 2 июля 1918 г.
"Wölfchen" в Манцеле, 2 июля 1918 г.
"Wölfchen" на борту "Wolf".
Экипаж "Wölfchen", Штайн и Фабек.
Экипаж "Wölfchen"
"Wölfchen"
FF 33l в Бейруте, 1917 г.
Экипаж FF 33e забирает пакет с подводной лодки.
FF-33e
FF-33h
FF-33h в Боркуме. (на заднем плане №899 - истребитель Rumpler 6B-1)
FF-33 поздних серий.
FF-33.e после аварии.
FF-33.e поднимают на борт спасательного судна после аварии.
FF-33.l № 1010 поднимают на борт спасательного судна у острова Рюген после аварии при разведке на Балтике, лето 1918 г.
Экипаж FF 33h забирает пакет с подводной лодки.
Скапотировавший FF 33.
Оригинальный заголовок к этой фотографии указывает,что команда этого Friedrichshafen FF 33h спасает команду упавшего вражеского гидроплана,но обломки более похожи на немецкий самолёт.
FF 33
Экипаж FF 33h забирает пакет с подводной лодки.
Экипаж FF 33 передает данные разведки на подводную лодку (Средиземное море).
FF-33h
FF-33l на железнодорожной платформе в Зеебрюгге, конец 1917 г.
FF-33l
FF-33l в колёсном варианте.
FF-33l
FF-33l
FF-33l в колёсном варианте.
FF-33l
FF-33l в колёсном варианте.
FF-33l
FF-33l
FF-33l
FF-33k
FF-33l
FF-33l
FF-33l
FF-33k
FF-33h
FF-33h
FF-33h
FF-33h
FF-33h
Девять FF-33h на рампе в Либаве 12 сентября 1916 г., перед отправкой для действия против Русских морских сил в Рижском Заливе.
FF-33h спасает пилота.
FF-33h
FF-33h
FF-33f
FF-33j
FF-33e на палубе эсминца.
FF-33e
FF-33j
FF-33j
FF-33s
FF-33j
FF-33e
Обледенелый FF-33e после зимнего полёта над Северным морем.
Обледенелый FF-33e после зимнего полёта над Северным морем.
FF-33e № 501 в Травемюнде, зима 1915/16 г.
FF-33e № 1981
FF-33e № 822
FF-33e № 1981
FF-33e
FF-33e №510 (C-Flugzeug).
FF-33e
FF-33e
FF-33e постройки LFG.
FF-33e поздних серий.
FF-33e поздних серий.
FF-33 поздних серий.
FF-33e первых серий, с поплавком под килем.
FF-33e
FF-33e
FF-33b в Ксантии, на берегу Чёрного моряобр. внимание на удлинённые большие поплавки и отсутствие хвостового.
FF-33b № 458
FF-33 № 453
Самолёты на заводе перед отправкой на флот. Три слева (в т.ч. №419) - FF-33, два справа (в т.ч. №294) - FF-29