В 1916 году Эрнст Хейнкель (Ernst Heinkel) разработал для компании "Hansa und Brandenburgische Flugzeugwerke" проект разведывательной летающей лодки W.13, как дальнейшее развитие типа Hansa-Brandenburg FB. Это был двухместный деревянный биплан, оснащенный двигателем Austro-Daimler AD12 мощностью 200 л.с. (270 кВт). Вооружение лодки состояло из одного оборонительного пулемета Schwarzlose калибра 8-мм и легких бомб общей массой до 200 килограмм. Пулемёт располагался в передней кабине. Характерной особенностью машины были V-образные стойки крыльев.
Прототип летающей лодки был испытан в этом же году, после чего W.13 был предложен командованиям германского и австро-венгерского флота. Немецких моряков машина заинтересовала мало, так, как германское флотское командование с недоверием относилось к лодочным самолетам, предпочитая поплавковые. Германский флот купил только один экземпляр самолета, при чём нет никаких данных о его бортовом номере. А вот австрийцы уже в декабре 1916 года подписали контракт сразу на 63 экземпляра. С июня до декабря 1917 года до марта 1918 года было поставлено только 15 полностью укомплектованных самолетов (K.302 - K.316), остальные (К.317 - K.364) были поставлены в период с января по апрель 1918 года без двигателей, которые (Austro-Daimler 360) были установлены уже в арсенале в Пуле.
Производственных мощностей Hansa-Brandenburg явно не хватало и были выбраны субподрядчики - австрийские Oeffag и Phoenix и венгерская UFAG. Венгерскому заводу UFAG в Будапеште досталась львиная доля заказа - в январе 1917 года он получил наряд на 58 летающих лодок под индексом Brandenburg K (K.365 - K.422). Венская фирма Phoenix изготовила 8 самолетов (K.425 - K.430, K.432 - K.433), а EFAG доверили постройку только двух машин под индексом Oeffag K (K.431, K.434). Таким образом, всего было произведено 132 таких самолета.
Самой большой проблемой при постройке лодок стала нехватка моторов. В конце войны производство авиационных двигателей в Австро-Венгрии столкнулось с большими трудностями как с точки зрения количества, так и качества производимых двигателей. Мотор Austro-Daimler AD12 оказался ненадёжным, по словам компании, проблема была вызвана плохим качеством доступного на фронте смазочного масла, двигатели были забракованы и их производство прекратилось, поэтому часть W.13 остались без агрегатов. С июня 1917 года по июль 1918 года, до начала "моторного" кризиса, UFAG успела сдать флоту 42 машины, из 8 самолётов Phoenix лишь один дождался мотора. Некоторые из поставленных без двигателя были укомплектованы из резервов, либо купленными каким-либо способом моторами. Многие лодки так и остались не готовыми.
В ходе первой мировой W.13 активно применялись австро-венгерским флотом против итальянцев на побережье Адриатического моря. Несмотря на проблемы с двигателем летающая лодка показала себя довольно эффективным оружием.
После окончания войны часть W.13 как трофеи были переданы США, Италии и ВМС Югославии. Югославские машины использовались до середины 20-х годов в качестве патрульных и разведывательных.
Несколько образцов W.13 в конце войны были захвачены итальянскими войсками, изучены, но в строй не вводились. Ещё один после войны был передан Австрией военно-морскому флоту Соединенных Штатов в рамках военных репараций. Этот самолет был отправлен на Военно-морской авиастроительный завод в Соединенных Штатах, где он был разобран для изучения, вновь собран и испытан.
В югославской военно-морской авиации использовались два самолета W13, один - оригинального производства Hanza-Brandenburg, другой - постройки UFAG. Эти машины служили для патрулирования побережья до середины 20-х годов, когда они были заменены отечественными "Икарус ИО". В югославском флоте самолёты называли "Великий Бранденбург", в отличие от Hanza-Brandenburg W.18, который получил прозвище "Малый Бранденбург".
Хейнкель далее работал только над малыми одноместными лодками и лишь в конце войны спроектировал большую (двухмоторную) Hansa-Brandenburg W-35, но построить её уже не успели.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Kroschel, G., Stützer, H. Die deutschen Militärflugzeuge 1910 - 1918. Weltbild Verlag, Augsburg 1994 |
2 |
Fred Gutschow. Die Deutschen Flugboote |
на английском |
3 |
Gray, Peter and Thetford, Owen. German Aircraft of the First World War. London: Putnam, 1962 |
4 |
Heinz J. Nowarra. Marine Aircraft Of The 1914-1918 War |
5 |
K. Munson. Flying Boats and Seaplanes since 1910 |
6 |
Jane's All The World Aircraft 1919 /Jane's/ |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
последнее обновление: 15.11.2018