ОглавлениеМорская авиация → Летающая лодка Hansa-Brandenburg W-13

  Авиация  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Летающая лодка-разведчик и бомбардировщик (Flugboot)

 Hansa-Brandenburg W-13


Германия, 1917-1918 гг., 1 ед. (+ 132 ед. для Австро-Венгрии, проект Ernst Heinkel, развитие FB)


*
W-13
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
модификация постройка дата количество №№ примечания
W-13 Hansa und Brandenburgische Flugzeug-Werke GmbH 1917 1 ? прототип для Германии
1917 1 K.301 прототип для Австро-Венгрии
1917 63 K.302-K.364 серийные для Австро-Венгрии
Brandenburg K UFAG, Венгрия 1917-1918 58 K365 - K422 лицензионные, Австро-Венгрия
Brandenburg K Phoenix, Австрия 1917-1918 8 K425 - K430, K432 - K433 лицензионные, Австро-Венгрия
Oeffag K Oeffag, Австрия 1917-1918 2 K431, K434 лицензионные, Австро-Венгрия
ТТХ
Масса пустого 1,55 т
взлётная 2,85 т
Размерения длина 13,7 м
размах крыла (верхнего/нижнего) 20,4/? м
площадь крыла 81,2 м²
высота 4,23 м
Энергетическая установка состав и тип 1 толкающий пропеллер
1 мотор Austro-Daimler AD12 III х 200 л.с.
Скорость максимальная 150 км/ч
крейсерская 125 км/ч
Практический потолок 2000 м
Скороподъёмность ? м/мин
Длительность/дальность полёта ? ч / 950 км
Экипаж 3 чел.
Дополнительные данные конструкция фюзеляжный биплан, деревянная лодка, крылья обтянуты тканью + 2 малых поплавка под крыльями
управление элероны на верхнем крыле, 2 руля высоты и 1 руль направления на оперении
ВООРУЖЕНИЕ
один 8-мм турельный пулемет Schwarzlose в передней кабине
легкие бомбы общей массой до 200 кг

 

 

В 1916 году Эрнст Хейнкель (Ernst Heinkel) разработал для компании "Hansa und Brandenburgische Flugzeugwerke" проект разведывательной летающей лодки W.13, как дальнейшее развитие типа Hansa-Brandenburg FB. Это был двухместный деревянный биплан, оснащенный двигателем Austro-Daimler AD12 мощностью 200 л.с. (270 кВт). Вооружение лодки состояло из одного оборонительного пулемета Schwarzlose калибра 8-мм и легких бомб общей массой до 200 килограмм. Пулемёт располагался в передней кабине. Характерной особенностью машины были V-образные стойки крыльев.

Прототип летающей лодки был испытан в этом же году, после чего W.13 был предложен командованиям германского и австро-венгерского флота. Немецких моряков машина заинтересовала мало, так, как германское флотское командование с недоверием относилось к лодочным самолетам, предпочитая поплавковые. Германский флот купил только один экземпляр самолета, при чём нет никаких данных о его бортовом номере. А вот австрийцы уже в декабре 1916 года подписали контракт сразу на 63 экземпляра. С июня до декабря 1917 года до марта 1918 года было поставлено только 15 полностью укомплектованных самолетов (K.302 - K.316), остальные (К.317 - K.364) были поставлены в период с января по апрель 1918 года без двигателей, которые (Austro-Daimler 360) были установлены уже в арсенале в Пуле.

Производственных мощностей Hansa-Brandenburg явно не хватало и были выбраны субподрядчики - австрийские Oeffag и Phoenix и венгерская UFAG. Венгерскому заводу UFAG в Будапеште досталась львиная доля заказа - в январе 1917 года он получил наряд на 58 летающих лодок под индексом Brandenburg K (K.365 - K.422). Венская фирма Phoenix изготовила 8 самолетов (K.425 - K.430, K.432 - K.433), а EFAG доверили постройку только двух машин под индексом Oeffag K (K.431, K.434). Таким образом, всего было произведено 132 таких самолета.

Самой большой проблемой при постройке лодок стала нехватка моторов. В конце войны производство авиационных двигателей в Австро-Венгрии столкнулось с большими трудностями как с точки зрения количества, так и качества производимых двигателей. Мотор Austro-Daimler AD12 оказался ненадёжным, по словам компании, проблема была вызвана плохим качеством доступного на фронте смазочного масла, двигатели были забракованы и их производство прекратилось, поэтому часть W.13 остались без агрегатов. С июня 1917 года по июль 1918 года, до начала "моторного" кризиса, UFAG успела сдать флоту 42 машины, из 8 самолётов Phoenix лишь один дождался мотора. Некоторые из поставленных без двигателя были укомплектованы из резервов, либо купленными каким-либо способом моторами. Многие лодки так и остались не готовыми.

В ходе первой мировой W.13 активно применялись австро-венгерским флотом против итальянцев на побережье Адриатического моря. Несмотря на проблемы с двигателем летающая лодка показала себя довольно эффективным оружием.

После окончания войны часть W.13 как трофеи были переданы США, Италии и ВМС Югославии. Югославские машины использовались до середины 20-х годов в качестве патрульных и разведывательных.

Несколько образцов W.13 в конце войны были захвачены итальянскими войсками, изучены, но в строй не вводились. Ещё один после войны был передан Австрией военно-морскому флоту Соединенных Штатов в рамках военных репараций. Этот самолет был отправлен на Военно-морской авиастроительный завод в Соединенных Штатах, где он был разобран для изучения, вновь собран и испытан.

В югославской военно-морской авиации использовались два самолета W13, один - оригинального производства Hanza-Brandenburg, другой - постройки UFAG. Эти машины служили для патрулирования побережья до середины 20-х годов, когда они были заменены отечественными "Икарус ИО". В югославском флоте самолёты называли "Великий Бранденбург", в отличие от Hanza-Brandenburg W.18, который получил прозвище "Малый Бранденбург".

       

Хейнкель далее работал только над малыми одноместными лодками и лишь в конце войны спроектировал большую (двухмоторную) Hansa-Brandenburg W-35, но построить её уже не успели.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Kroschel, G., Stützer, H. Die deutschen Militärflugzeuge 1910 - 1918. Weltbild Verlag, Augsburg 1994
2 Fred Gutschow. Die Deutschen Flugboote
на английском
3 Gray, Peter and Thetford, Owen. German Aircraft of the First World War. London: Putnam, 1962
4 Heinz J. Nowarra. Marine Aircraft Of The 1914-1918 War
5 K. Munson. Flying Boats and Seaplanes since 1910
6 Jane's All The World Aircraft 1919 /Jane's/
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 15.11.2018

 




 

 
Флаг военного флота Германской империи
Бортовое обозначение военной авиации Германии и Австро-Венгрии 1914–1918
Флаг военного флота Австро-Венгерии (Kaiserliche und Königliche Kriegsmarine)
Бортовое обозначение военной авиации Югославии 1918-1925
Hansa-Brandenburg W-13
Кокпит Австро-Венгерской Hansa-Brandenburg W-13.
Hansa-Brandenburg W-13
Австро-Венгерская Hansa-Brandenburg W-13.
Hansa-Brandenburg W-13
Австро-Венгерская Hansa-Brandenburg W-13
Hansa-Brandenburg W-13
Австро-Венгерская Hansa-Brandenburg W-13.
Hansa-Brandenburg W-13
Австро-Венгерская Hansa-Brandenburg W-13.
Hansa-Brandenburg W-13
Австро-Венгерская Hansa-Brandenburg W-13.
Hansa-Brandenburg W-13
Австро-Венгерская Hansa-Brandenburg W-13
Hansa-Brandenburg W-13
Австро-Венгерская Hansa-Brandenburg W-13.
Hansa-Brandenburg W-13
Австро-Венгерская Hansa-Brandenburg W-13.
Hansa-Brandenburg W-13
Австро-Венгерская Hansa-Brandenburg W-13.
Hansa-Brandenburg W-13
Австро-Венгерская Hansa-Brandenburg W-13.
Hansa-Brandenburg W-13
Австро-Венгерская Hansa-Brandenburg W-13
Hansa-Brandenburg W-13
Hansa-Brandenburg W-13
Hansa-Brandenburg W-13
Австро-Венгерская Hansa-Brandenburg W-13.
Hansa-Brandenburg W-13
Австро-Венгерская Hansa-Brandenburg W-13.
Hansa-Brandenburg W-13
Прототип Hansa-Brandenburg W-13
Hansa-Brandenburg W-13
Hansa-Brandenburg W-13
Hansa-Brandenburg W-13
Hansa-Brandenburg W-13