Д-р Max Oertz из Гамбурга, знаменитый конструктор парусных яхт и катеров, был одним из первым в Германии, кто начал строить самолёты. Машины Ортца не были промышленными образцами, а изготовлялись для научного исследования специальных требований к конструкции.
В 1909 году Макс Ортц построил авиамастерскую близ Гамбурга. Первая машина - рамный биплан, была готова осенью 1909 г. и 30 декабря 1909 пилот Эрих Шрайбер выполнил на ней короткие полеты в Люнебургской пустоши в Шневердингене. В 1910 году немецкий филиал компании "Right" заказал "Oertz" постройку 15 своих бипланов, в которые были внесены предложенные Максом Ортцем изменения.
В сентябре 1911 года взлетел второй самолёт Ортца. Этот колёсный моноплан с фюзеляжем "монокок" весил всего 350 кг, был снабжён 70 л.с. мотором Гном и достиг скорости 130 км/ч. Опираясь на хорошие достижения, в декабре 1911 с участием принца Генриха была основана авикомпания "Oertz mbH". Моноплан был, однако, не принят военными, и Макс Ортц переключил внимание на гидропланы, с целью заинтересовать военно-морской флот и весной 1913 г. получил от моряков заказ на опытный экземпляр. Уже осенью того же года гидросамолет был доставлен в Брайтлинг около Варнемюнде для испытаний.
Эта машина была оснащена 100 л.с. мотором Argus, установленном внизу лодки и передающим тягу на винт через валы и шестерни. Конструктивные детали разработал лично д-р Ортц, в то время они были совсем новыми, и уже первая лодка имела особенности, присущие последующим гидросамолетам конструктора.
Искусство опытного разработчика яхт позволило Ортцу спроектировать обтекаемый, крепкий корпус без редана, который также обладал такой хорошей остойчивостью в воде, что человек мог пройти по нижней плоскости и при этом она не касалась воды. Эта большая боковая остойчивость оставалась одной из характеристик всех лодок Ортца.
Нижнее крыло имело V-форму и большую хорду - значительно большую, чем верхнее. Это было сделано для того, чтобы снизить центр давления биплана и таким образом уменьшить нежелательный эффект маятника, вызванный расположением двигателя в корпусе. Позже оказалось, что это не имеет большого значения. Крылья были соединены наклонными стойками и делились посередине на две половины, с возможностью быстро демонтировать всю плоскость. Для того, чтобы уменьшить опасность повредить концы нижнего крыла при взлёте и посадке, они были снабжены плоскими ковшеобразными подпружиненными платами, которые предохраняли от динамического воздействия воды. Оперение было поднято над корпусом, чтобы защитить его от брызг воды.
Первые рулежки и попытки взлета с воды выполнил французский пилот Ансельм Маршаль (Anselme Marchal) в конце ноября 1913 года. Они прошли не особо успешно - летающая лодка так и не смогла оторваться от водной поверхности. Машина подверглась серии переделок, которые продолжались до весны 1914 года. Только в середине мая 1914 года лодка F.B. 1 была готова для повторных испытаний, но по прежнему не смогла оторваться от воды. Понятное дело - Военно-морскому флоту предлагать такую машину не стали и разработали улучшенный вариант.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Fred Gütschow. Die Deutschen Flugboote. |
2 |
Klaus Kramer. Dr. Ing. h.c. Max Oertz: Genie, Yachtkonstrukteur, Aeronaut und Erfinder |
на английском |
3 |
Flight Magazine, October 9, 1919. |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
последнее обновление: 11.07.2018