входоглавлениеморская авиация → летающая лодка Oertz FB-1

  Авиация  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  


Экспериментальная летающая лодка

(Flugboot)

 Oertz FB-1 


Германия, 1913 г., 1 ед. (пр. Dr. Max Oertz)


*
FB-1
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
модификация постройка дата количество примечания
FB-1 Oertz Works, Гамбург осень 1913 1 экспериментальная
ТТХ
Масса ?
Размерения ?
Энергетическая установка состав и тип 1 толкающий пропеллер
1 мотор "Argus" х 100 л.с.
Скорость ?
Практический потолок -
Длительность полёта ?
Экипаж 1 чел.
Дополнительные данные конструкция двухбалочный биплан, деревянная лодка, крылья: деревянный каркас, обтянутый тканью, 2 подпружиненные доски на крыльях вместо поплавков
управление элероны на нижнем крыле, 2 руля высоты и 1 руль направления на оперении

 

Д-р Max Oertz из Гамбурга, знаменитый конструктор парусных яхт и катеров, был одним из первым в Германии, кто начал строить самолёты. Машины Ортца не были промышленными образцами, а изготовлялись для научного исследования специальных требований к конструкции.

В 1909 году Макс Ортц построил авиамастерскую близ Гамбурга. Первая машина - рамный биплан, была готова осенью 1909 г. и 30 декабря 1909 пилот Эрих Шрайбер выполнил на ней короткие полеты в Люнебургской пустоши в Шневердингене. В 1910 году немецкий филиал компании "Right" заказал "Oertz" постройку 15 своих бипланов, в которые были внесены предложенные Максом Ортцем изменения.

В сентябре 1911 года взлетел второй самолёт Ортца. Этот колёсный моноплан с фюзеляжем "монокок" весил всего 350 кг, был снабжён 70 л.с. мотором Гном и достиг скорости 130 км/ч. Опираясь на хорошие достижения, в декабре 1911 с участием принца Генриха была основана авикомпания "Oertz mbH". Моноплан был, однако, не принят военными, и Макс Ортц переключил внимание на гидропланы, с целью заинтересовать военно-морской флот и весной 1913 г. получил от моряков заказ на опытный экземпляр. Уже осенью того же года гидросамолет был доставлен в Брайтлинг около Варнемюнде для испытаний.

Эта машина была оснащена 100 л.с. мотором Argus, установленном внизу лодки и передающим тягу на винт через валы и шестерни. Конструктивные детали разработал лично д-р Ортц, в то время они были совсем новыми, и уже первая лодка имела особенности, присущие последующим гидросамолетам конструктора.

Искусство опытного разработчика яхт позволило Ортцу спроектировать обтекаемый, крепкий корпус без редана, который также обладал такой хорошей остойчивостью в воде, что человек мог пройти по нижней плоскости и при этом она не касалась воды. Эта большая боковая остойчивость оставалась одной из характеристик всех лодок Ортца.

Нижнее крыло имело V-форму и большую хорду - значительно большую, чем верхнее. Это было сделано для того, чтобы снизить центр давления биплана и таким образом уменьшить нежелательный эффект маятника, вызванный расположением двигателя в корпусе. Позже оказалось, что это не имеет большого значения. Крылья были соединены наклонными стойками и делились посередине на две половины, с возможностью быстро демонтировать всю плоскость. Для того, чтобы уменьшить опасность повредить концы нижнего крыла при взлёте и посадке, они были снабжены плоскими ковшеобразными подпружиненными платами, которые предохраняли от динамического воздействия воды. Оперение было поднято над корпусом, чтобы защитить его от брызг воды.

Первые рулежки и попытки взлета с воды выполнил французский пилот Ансельм Маршаль (Anselme Marchal) в конце ноября 1913 года. Они прошли не особо успешно - летающая лодка так и не смогла оторваться от водной поверхности. Машина подверглась серии переделок, которые продолжались до весны 1914 года. Только в середине мая 1914 года лодка F.B. 1 была готова для повторных испытаний, но по прежнему не смогла оторваться от воды. Понятное дело - Военно-морскому флоту предлагать такую машину не стали и разработали улучшенный вариант.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Fred Gütschow. Die Deutschen Flugboote.
2 Klaus Kramer. Dr. Ing. h.c. Max Oertz: Genie, Yachtkonstrukteur, Aeronaut und Erfinder
на английском
3 Flight Magazine, October 9, 1919.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 11.07.2018

 




 

 
Флаг Германской империи
Oertz FB1
Oertz FB-1