С началом серьезных сражений на море командование германского флота подняло вопрос о создании специализированного самолета торпедоносца. Разработку подобных самолетов поручили сразу нескольким фирмам, в том числе и "Hansa-Brandenburg". Согласно требованием флота торпедоносец должен был быть двухмоторным, нести одну торпеду массой 700 килограмм (или бомбовую нагрузку такой же массы) и иметь продолжительность полета не меньше трех-четырех часов.
За основу взяли двухмоторный наземный бомбардировщик Hansa-Brandenburg G.I, но GW был больше и тяжелее. Подобно G.I, разработанный в 1916 г. торпедоносец был стандартным трех-стоечным бипланом с нижним крылом немного большего размаха, чем верхнее. Шасси состояло из двух поплавков, каждый был установлен на отдельной ферме, оставляя пространство между ними для сброса торпеды. Двигатели никак не были прикреплены непосредственно к фюзеляжу, их гондолы привязывались к промежуточным стойкам центроплана. GW были способны нести торпеду весом в 725 кг. Вместо торпеды могла использоваться мина с 95 кг взрывчатого вещества, сбрасываемая с высоты 6-8 метров, чтобы избежать её повреждения.
Прототип имел тройные вертикальные плоскости хвоста, но серийные машины несли упрощенный киль. На прототипе радиаторы были фронтальные, на серийных самолётах - плоские, расположенные в крыльях. В общей сложности военно-морскому флоту были поставлены двадцать серийных машин. По некоторым данным были заказаны ещё 5, но их номера не известны.
16 марта 1917 года в Зебрюгге была создана II эскадрилья 1-го морского аиаотдела (Torpedostaffel II der 1. Seeflieger-Abteilung) для действия в проливе Ла-Манш и на юге Северного моря и оснащенная самолётами Gotha WD14 и Hansa-Brandenburg GW. известно только три успеха:- Утром 1 мая 1917 г. пилот старший лейтенант Ганс Альбрехт Ведель и его торпедный офицер, лейтенант морской артиллерии Вульф Крюгер, на машине этого типа с бортовым номером 701, потопили у Саффолка британское грузовое судно "Gena" (2784 брт ), на тот момент - самый большой успех немецких торпедоносцев. Однако вторая машина, участвовавшая в атаке - №703 была сбита пулемётчиками судна, два немецких летчика попали в плен.- Шесть недель спустя, 14 июня 1917 самолёты этой эскадрильи уничтожили у устья Темзы 3718-тонный британский сухогруз "Kankakee" (3718 тонн), крупнейший корабль, потопленный немецкими военно-морскими летчиками в Первой мировой войне. Торпеда, поразившая его у Гарвича, была сброшена с относительно большого расстояния в 3000 ярдов. Три члена экипажа погибли.- 19 сентября 1917 года, в миле от плавучего маяка "Sunk" было потоплено небольшое судно "Storm" (440 тонн), подвершееся нападению семи самолётов. Согласно британским сообщениям, его поразили бомбы, а палубы были обстреляны из пулемётов, после чего в течение двух минут корабль был двумя из трех торпед (первая, как сообщается, прошла прямо под килем). Погибли три члена экипажа.
Ганс Альбрехт Ведель и его торпедный офицер Эрих Голембиевски 30 сентября 1917 погибли при посадке в Зебрюгге.
СПИСОК МАШИН В СОСТАВЕ ФЛОТА
|
бортовой номер |
год постройки |
примечания |
прототип |
1 |
528 |
1916 |
|
I серия (5 ед.) |
2 |
620 |
1916 |
|
3 |
621 |
1916 |
|
4 |
622 |
1916 |
|
5 |
623 |
1916 |
|
6 |
624 |
1916 |
|
II серия (5 ед.) |
7 |
646 |
1916 |
|
8 |
647 |
1916 |
|
9 |
648 |
1916 |
|
10 |
649 |
1916 |
|
11 |
650 |
1916 |
|
III серия (5 ед.) |
12 |
700 |
1916 |
|
13 |
701 |
1916 |
30 сентября 1917 разбился при посадке в Зебрюгге |
14 |
702 |
1916 |
|
15 |
703 |
1916 |
1 мая 1917 сбит во время атаки на судно у берегов Англии |
16 |
704 |
1916 |
|
IV серия (5 ед.) |
17 |
1080 |
1916 |
|
18 |
1081 |
1916 |
|
19 |
1082 |
1916 |
|
20 |
1083 |
1916 |
|
21 |
1084 |
1916 |
|
Позже был разработан более крупный вариант Hansa-Brandenburg GDW, но в серию не пошёл.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Kroschel, G., Stützer, H. Die deutschen Militärflugzeuge 1910 - 1918. Weltbild Verlag, Augsburg 1994 |
на английском |
2 |
O.Thetford, P.Gray German Aircraft of the First World War (Putnam) |
3 |
A.Imrie - German Naval Air Service /Arms & Armour/ |
4 |
Taylor, Michael J. H. Jane's Encyclopedia of Aviation. London: Studio Editions. 1989 |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
последнее обновление: 25.11.2018