Оглавление → Крейсера

Крейсера Германии

КРЕЙСЕРА СЕВЕРО-ГЕРМАНСКИХ ГОСУДАРСТВ НАЧАЛА XIX в. (1817-1820)
10-п. парусная военная шхуна,
1817. Пруссия
(285 т, до 13 уз., 2-24ф, 8-18ф)
16-п. парусный военный бриг,
1820 (?). Ольденбург
(160 т)


КРЕЙСЕРА ШЛЕЗВИГСКОЙ ВОЙНЫ (1848-1850)
ПРУССИЯ

14-п. парусный корвет
1844, учебный
(390 т, до 11 уз., 2-32ф 2-24ф 12-18ф)
колёсный вооружённый п/х
1848. б. почтовый,
(1170 т, 10,5 уз., 4-36ф)
колёсный вооружённый п/х
1848. б. почтовый,
(ок. 500 т, ? уз., 4-?ф)
ШЛЕЗВИГ-ГОЛЬШТEЙН

8-п. парусная шхуна,
1848. б. датская,
(140 т, 8-12ф)
колёсный вооружённый п/х
1849. б. почтовый
(ок. 300 т, 1-84ф, 1-60ф, 2-30ф)
СЕВЕРО-ГЕРМАНСКИЙ СОЮЗ (ГАМБУРГ)

12-п. парусный корвет
1848. б. торговый
(250 т)
32-п. малый парусный фрегат
1848. б. торговый
(716 т, до 11 уз., 14-32ф, 18-18ф)
парусный фрегат
1850. трофейный датский
(1826 т, до 15 уз., 4-60ф, 46-42ф)
3 колёсных паровых корвета
1848. б. грузовые
(335 - 380 т, 8 уз., 1-56ф, 1-32ф, 2-18ф)
3 колёсных паровых корвета
1849. стр. в Британии как грузовые
(415 - 580 т, 8-9 уз., 2/6-68ф)
2 колёсных паровых фрегата
1849. быв. британские лайнеры
(1313 т, 8 уз., 9-68ф)
колёсный паровой фрегат
1850. б. американский лайнер
(1650 т, 10 уз., 3-84ф, 8-68ф)


КРЕЙСЕРА ПРУССКОГО ФЛОТА (1851-1871)
ПАРУСНЫЕ ФРЕГАТЫ

40-п. фрегат
план 1850, не построен
? т,
40 п.
6-п. парусный малый фрегат
1851. быв. торговый
850 т, до 9 уз.,
6-26ф
50-п. парусный фрегат
1852. повторно, б. датский
1826 т, до 15 уз.
4-60ф, 46-42ф
38-п. парусный учебный фрегат
1855. быв. британский
1508 т, до 15 уз,
38-68ф
32-п. парусный учебный фрегат
1862. быв. британский
1270 т, до 14 уз,
22-68ф/150мм, 10-30ф/120мм
БРИГИ И ШХУНЫ

6-п. бриг
достроен в 1853, как гражданский
250 т.,
6 п.
2 парусные шхуны
1854-1856.
271 т, до 13-14 уз.,
1-30ф
2 парусных учебных брига
1862. быв. британские
509 т, до 12 уз.,
10-24ф, позже 6-80мм
парусный учебный бриг
1871.
598 т, до 10 уз.,
8-24ф, позже 6-80мм
АВИЗО

2 колёсных деревянных авизо
1851.
строились в Британии
(389 т, 13 уз., 4-25ф)

винтовое деревянное авизо
1858.
строилось во Франции
(350 т, 13 уз, 2-12ф,
позже 1-125мм, 2-80мм)
колёсное деревянное,
позже композитное авизо
1859.
(430 т, 10 уз, 2-12ф,
позже 1-125мм, 2-80мм)
колёсное железное авизо
1862. повторно,
быв. почтовый п/х
(1170 т, 10,5 уз, 4-24ф)


колёсное железное авизо
1870.
быв. грузовой п/х
(1000 т, 12 уз, 2-120мм)

колёсное железное авизо
1870.
быв. почтовый п/х
(390 т, 12 уз, 2-80мм)

КОЛЁСНЫЙ КОРВЕТ

 
 
деревянный колёсный корвет
1853.
(1450 т, 10 уз, 12-68ф)
 
 
ВИНТОВЫЕ ФРЕГАТЫ

2 деревянных винтовых фрегата
1859-1862.
(1930 т, 8 уз., 6-68ф, 20-36ф,
позже 17-150мм)
2 деревянных винтовых фрегата
1864-1865.
(2110 т, 8 уз., 28-68ф,
позже 17-150мм, 2-120мм)
деревянный винтовой фрегат
1869.
(2450 т, 9 уз., 6-68ф, 20-36ф,
позже 17-150мм, 2-120мм)
ВИНТОВЫЕ КОРВЕТЫ

2 деревянных винтовых корвета
1863-1867.
(1085 т, 8 уз., 10-36ф, 6-12ф,
позже 17-120мм)
2 деревянных винтовых корвета
1864. строились во Франции
(1825 т, 12 уз., 8-24ф, 6-12ф,
позже 4-150мм, 6-120мм)


РАНГОУТНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ КРЕЙСЕРА ИМПЕРСКОГО ФЛОТА (1872-1897)
"ОТКРЫТЫЕ" КОРВЕТЫ

2 деревянных "открытых" корвета
1872-1874.
(1690 т, 14 уз., 6-150мм, 2-120мм)
деревянный "открытый" корвет
1876.
(2000 т, 14,5 уз., 8-150мм)
4 железных "открытых" корвета
1881-1882.
(2150 т, 13,5 уз., 10-150мм)
2 стале-железных "открытых" корвета / крейсера-корвета
1886.
(2360 т, 14 уз., 10-150мм)
"ЗАКРЫТЫЕ" КОРВЕТЫ

2 железных "закрытых" корвета
1877.
(3980 т, 14 уз., 22-170мм)
6 железных "закрытых" корветов
1878-1880.
(2840 т, 12 уз., 16-150мм)
стале-железный "закрытый" корвет / крейсер-фрегат
1886.
(3290 т, 13 уз., 18-150мм)
КОЛОНИАЛЬНЫЕ ШЛЮПЫ (до 1884 числились канонерками)

2 деревянных шлюпа
1872-1873.
(710 т, 10 уз., 2-150мм, 2-120мм)
2 железных шлюпа
1880.
(840 т, 11 уз., 1-150мм, 4-120мм)
железный шлюп
1884.
(880 т, 11 уз., 4-125мм)
2 колониальных крейсера
1888-1889.
(1110 т, 13,5 уз., 8-105мм)
6 колониальных крейсеров
1890-1895.
(1610 т, 15,5 уз., 8-105мм)
АВИЗО

винтовое железное авизо
с 1881 (б. миноносец, 1876)
(1000 т, 16 уз., 6-50мм)
2 стальных торпедных авизо
1883-1884.
(1380 т, 16 уз., 1-125мм, 4-87мм, позже 6-88мм)
стальное авизо
1887.
(2050 т, 18 уз., 2-105мм, позже 8-88мм)
2 бронепалубных торпедных авизо
1888-1889.
(1250 т, 19 уз., 3-105мм, позже 4-88мм)
2 бронепалубных торпедных авизо
1891-1893.
(960 т, 19 уз., 4-88мм)
бронепалубное торпедное авизо
1896.
(2030 т, 20 уз., 4-88мм, 6-50мм)
ПЕРВЫЕ БРОНЕПАЛУБНЫЕ И БРОНЕНОСНЫЕ КРЕЙСЕРА

2 бронепалубных крейсера II класса / с 1899 малые крейсера
1888-1889.
(4270 т, 18 уз., 4-150мм, 8-105мм)
бронепалубный крейсер II класса / с 1899 большой крейсер
1892.
(6070 т, 21 уз., 12-150мм)
бронепалубный крейсер III класса / с 1899 малый крейсер
1894.
(3750 т, 19 уз., 10-105мм)
броненосный крейсер I класса
1897. быв. бронефрегат, 1869
(10000 т, 14 уз., 22-240мм, 1-150мм)
2 броненосных крейсера I класса
1897. быв. бронефрегаты, 1875
(8700 т, 14,5 уз., 8-260мм, 7...8-150 и 105мм)
НЕСТАНДАРТНЫЕ КОРАБЛИ КРЕЙСЕРСКОГО РАНГА

учебно-артиллерийский корабль
1871.
(5692 т, 10 уз., 1-240мм, 1-210мм, 16-150мм)
колёсное авизо - императорская яхта
1880.
(1700 т, 15 уз., 2-125мм)
учебно-артиллерийский корабль
1881.
(3251 т, 12 уз., 1-240мм, 1-210мм, 2-170мм, 2-150мм)
учебный крейсер-корвет
1886.
(1780 т, 9 уз., 8-125мм)
авизо - императорская яхта
1893.
(4180 т, 20 уз., 8-50мм)
вспомогательный крейсер
1895. мобилизованный лайнер на время манёвров
(8720 т, 20,9 уз., 8-150мм, 4-127мм)
яхта-стационер
1896. купл. в Британии.
(920 т, 12 уз., 2-50мм)
авизо - императорская яхта
недостроена (1915).
(8000 т, 20 уз., 4-105мм)


БОЛЬШИЕ КРЕЙСЕРА ФЛОТА "ОТКРЫТОГО МОРЯ" (1898-1918)
5 бронепалубных крейсеров II класса
1898-1899.
(5600 т, 19,5 уз., 2-210мм, 8-150мм)
броненосный крейсер I класса
1900.
(10000 т, 18,7 уз., 4-240мм, 12-150мм)
броненосный крейсер I класса
1902.
(9000 т, 20 уз., 2-240мм, 10-150мм)
2 броненосных крейсера I класса
1903-1904.
(9000 т, 20,5 уз., 4-210мм, 10-150мм)
2 броненосных крейсера I класса
1905-1906.
(10000 т, 21 уз., 4-210мм, 10-150мм)
2 броненосных крейсера I класса
1907-1908.
(12000 т, 23,5 уз., 8-210мм, 6-150мм)
броненосный крейсер I класса
1909.
(16000 т, 25,4 уз., 12-210мм, 8-150мм)
линейный крейсер
1910.
(19000 т, 27,4 уз., 8-280мм, 10-150мм)
2 линейных крейсера
1911-1912.
(23000 т, 28 уз., 10-280мм, 12-150мм)
линейный крейсер
1913.
(25000 т, 28 уз., 10-280мм, 12-150мм)
3 линейных крейсера
1914-1917.
(27000 т, 26,5 уз., 8-305мм, 12/14-150мм)
4 линейных крейсера
к 1918 недостроены.
(35000 т, 28 уз., 8-350мм, 12-150мм)
3 линейных крейсера
к 1918 не спущены на воду.
(38000 т, 27,25 уз., 8-381мм, 12-150мм)
проекты линейных крейсеров 1916 г.
(33500-44000 т, 28-32 уз., 8-381мм, 12-150мм)
проекты 4-башенных линейных крейсеров 1918 г.
(45000-50000 т, 28-30 уз., 8-420мм, 8-150мм)
проекты 3-башенных линейных крейсеров 1918 г.
(45000-50000 т, 30-32 уз., 6-420мм, 8-150мм)
проекты 2-башенных линейных крейсеров 1918 г.
(30000-45000 т, 31-32 уз., 4-420мм, 4/8-150мм)


МАЛЫЕ КРЕЙСЕРА ФЛОТА "ОТКРЫТОГО МОРЯ" (1898-1918)
10 бронепалубных крейсеров
1898-1904.
(2600 т, 19,5-21,5 уз., 10-105мм)
5 бронепалубных крейсеров
1904-1905.
(3300 т, 22-22,5 уз., 10-105мм)
2 бронепалубных крейсера
1906-1907.
(3300 т, 22 уз., 10-105мм)
бронепалубный крейсер
1907.
(3400 т, 23 уз., 10-105мм)
минный крейсер
1907.
(2300 т, 20 уз., 8-88мм)
3 бронепалубных крейсера
1907-1908.
(3400 т, 24 уз., 10-105мм)
минный крейсер
1908.
(2500 т, 20 уз., 8-88мм)
2 бронепалубных крейсера
1908-1909.
(3700 т, 23,5-24 уз., 10-105мм)
4 бронепалубных крейсера
1909-1911.
(4400 т, 25,5-26 уз., 12-105мм)
4 крейсера с бортовым поясом
1912.
(4500 т, 27 уз., 12-105мм)
2 крейсера с бортовым поясом
1914.
(4900 т, 27 уз., 12-105мм)
2 крейсера с бортовым поясом
1914-1915.
(4900 т, 27,5 уз., 7-150мм)
2 бронепалубных крейсера
1914-1915.
(4390 т, 27,5 уз., 8-150мм)
2 крейсера с бортовым поясом
1915.
(5180 т, 27,5 уз., 8-150мм)
2 крейсера-заградителя
1916.
(4385 т, 28 уз., 4-150мм)
4 крейсера с бортовым поясом
1916-1917.
(5440 т, 27,5 уз., 8-150мм)
2 (+ 5 недостроенных + 3 не спущенных на воду) крейсера с бортовым поясом
1918-∞.
(5620 т, 27,5 уз., 8-150мм)
типы FK I & FK-Ia
проекты флотских крейсеров
(3000 т, 30-32 уз., 5-150мм)
тип FK II
проект флотских крейсеров
(4500 т, 30-33 уз., 5-150мм)
тип FK III
проект флотских крейсеров
(6000 т, 30-32 уз., 7-150мм)
тип FK IV
проект флотских крейсеров
(7500 т, 31-32 уз., 8-150мм)


ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ КРЕЙСЕРА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ (1914-1918)


переоборудованные из пассажирских лайнеров по довоенному мобилизационному плану

В 1890-х годах новые океанские лайнеры, как правило, были способны развивать скорость, большую или равную скорости большинства крупных военных кораблей, и несколько военно-морских флотов изучали возможность их превращения во вспомогательные крейсеры. Начиная с 1885 года Императорская почтовая служба выдавала выгодные субсидии немецким судоходным линиям для доставки почты по всему миру, чтобы способствовать росту немецкого торгового флота, а в военное время эти суда требовалось передать ВМФ для возможной военной службы. Почти все немецкие судоходные линии были частью этой договоренности, наиболее важными были две крупнейшие, HAPAG и Norddeutscher Lloyd. В 1888 году HAPAG заказала первую четвёрку быстроходных лайнеров: "Auguste Victoria", "Columbia", "Normannia" и "Fürst Bismarck", которые были построены с усиленными палубами и рассчитаны на установку морских пушек во время войны. Последующие скоростные немецкие лайнеры были оборудованы аналогичным образом в соответствии с условиями, предусмотренными в их контрактах на субсидирование. В 1895 году "Normannia" была кратко реквизирована военно-морским флотом и вооружена для изучения потенциала лайнера в роли вспомогательного военного корабля; результаты учений были признаны положительными. В результате Холльманн и Вильгельм II настаивали на официальном создании резервного флота вспомогательных крейсеров, взятых из лайнеров основных судоходных линий; с этого момента командиры всех лайнеров, предназначенных для переоборудования, имели запечатанные мобилизационные приказы, которые должны быть открыты в случае войны.

К началу войны подлежали мобилизации и вооружению 12 быстроходных пароходов, но фактически смогли мобилизовать 6, а использовались по назначению только 4 лайнера.
1914 (1897/1901/1900, 14349/14908/16703 брт)
24300-24900 т, 22 уз., 6-105мм / 2-88мм / 4-105мм
+ планировались Kaiser Wilhelm II (1902, 19361 брт) и Kronprinzessin Cecilie (1906, 19360 брт)
1914-1915 (1913-1914, 18805/20576 брт)
23640/24500 т, 17 уз., 2-105мм/4-150мм, 4-88мм
+ планировался Cap Finisterre (1911, 14503 брт)
1914 (1908, 17324 брт)
23700 т, 17,5 уз., 6-105мм + мины
+ планировался Prinz Friedrich Wilhelm (1907, 17082 брт)
планировались
Kaiserin Auguste Victoria (1905, 24581 брт) и
George Washington (1908, 25570 брт)

предполагалось также вооружить недостроенный итальянский лайнер "Ausonia"

Нижеуказанные трансатлантические пароходы также в разное время входили в мобилизационные списки, но к началу войны были из них вычеркнуты
Auguste Victoria (HAPAG 1889-1904, 7661 брт), Columbia (HAPAG 1889-1904, 7578 брт), Normannia (HAPAG 1890-1899, 8716 брт) и Fürst Bismarck (NDL 1891-1904, 8874 брт) - проданы
Patria (HAPAG 1894-1899, 6761 брт), Phoenicia (HAPAG 1894-1905, 6761 брт) и Palatia (HAPAG 1895-1904, 6761 брт) 1 погиб, 2 проданы
Kaiser Friedrich (HAPAG 1899-1912, 12481 брт) - продан
и некоторые другие.





государственные почтовые пароходы по довоенному мобилизационному плану

Государственная почтовая служба Германии открыла пароходное сообщение с Восточной Азией и Австралией в 1886 году. Для этого были субсидированы суда компании Norddeutschen Lloyd (NDL). В мае 1890 года правительство заключило контракт на почтовую пароходную линию в Восточную Африку с компанией Deutschen Ost-Afrika-Linie (DOAL), которая была специально создана для этой цели. Кроме того в почтовой линии в Восточную Азию с 1900 по 1904 год участвовали два парохода компании HAPAG, ещё два были построены по этому-же типу, но на почтовые линии не вышли. Также участие в почтовой службе приняли суда маленьких фирм Michael Jebsen и Jaluit-Gesellschaft. Специально построенные на немецких верфях суда дотировались государством и согласно договору должны были иметь необходимые конструкционные дорботки, позволяющие в случае войны быстро переоборудовать их во вспомогательные крейсера. Всего за двадцать восемь лет было построено 57 таких судов, из которых к началу войны числились не менее 33. Кроме того на почтовых линиях в разное время эксплуатировалось не менее 40 пароходов купленных у других компаний, но на них, по видимому, мобилизационные планы не распространялись. Из всех зарезервированных почтовых пароходов фактически вооружён и использовался, как крейсер, только один.
быв. пассажирский лайнер
1914 (1904, 8797 брт)
16000 т, 15 уз., 4-105мм, 6-88мм
+ планировался Prinz Ludwig (1906, 9687 брт)
 
планировался 1 ед.
Grosser Kurfürst (1900, 13183 брт)



планировались 2 ед.
Moltke (1901, 12335 брт),
Blücher (1901, 12334 брт)


планировались 8 ед.
Friedrich der Grosse (1897, 10531 брт), Barbarossa (1897, 10796 брт),
Königin Luise (1897, 10566 брт), König Albert (1899, 10531 брт),
Bremen (1897, 10525 брт), Hamburg (1900, 10643 брт),
Prinzess Irene (1900, 10881 брт), Prinzess Alice (1900, 10981 брт)
планировались 6 ед.
Yorck (1906, 8909 брт), Bülow (1906, 8965 брт),
Kleist (1907, 8959 брт), Goeben (1907, 8792 брт),
Derfflinger (1908, 9144 брт), Lützow (1908, 8826 брт)
 
планировались 5 ед.
Zieten (1903, 8066 брт), Roon (1903, 8022 брт),
Seydlitz (1903, 7942 брт), Gneisenau (1903, 7942 брт),
Scharnhorst (1904, 8131 брт)
 
планировались 3 ед.
General (1910, 8063 брт),
Tabora (1912, 8052 брт),
Kigoma (1914, 8156 брт)
 
планировались 6 ед.
Kronprinz (1900, 5645 брт), Bürgermeister (1902, 5904 брт),
Prinzregent (1903, 6142 брт), Feldmarschall (1903, 6142 брт),
Admiral (1905, 6341 брт), Prinzessin (1906, 6387 брт)
 

Нижеуказанные почтовые пароходы также в разное время входили в мобилизационные списки, но к началу войны были из них вычеркнуты
Stettin (NDL 1886-1903, 1815 брт), Lübeck (NDL 1886-1895, 1815 брт) и Danzig (NDL 1886-1896, 1852 брт) - проданы
Preussen (NDL 1887-1909, 4577 брт), Bayern (NDL 1887-1909, 4574 брт) и Sachsen (NDL 1887-1909, 4571 брт) - сданы на слом
Kaiser Wilhelm II (NDL 1889-1908, с 1900 Hohenzollern, 6990 брт) - разбился
Kanzler (DOAL 1891-1891, 2901 брт) - разбился и Kaiser (DOAL 1891-1912, 2901 брт) - продан
Peters (DOAL 1891-1903, 595 брт) - продан и Emin (DOAL 1891-1893, 595 брт) - разбился
Safari (DOAL 1892-1906, 1433 брт) - продан
Kanzler (DOAL 1892-1913, 3052 брт) - продан
Prinzregent Luitpold (NDL 1894-1910, 6288 брт) и Prinz Heinrich (NDL 1894-1910, 6263 брт) - переведены на другую линию
Herzog (DOAL 1896-1911, 4993 брт) - продан и König (DOAL 1896-1913, 4820 брт) - переведён на другую линию
Kurfürst (DOAL 1901-1904, 5655 брт, типа "Kronprinz") - погиб
Gouverneur (DOAL 1901-1907, 3381 брт) и Präsident (DOAL 1901-1907, 3310 брт) - переведены на другую линию
Gouverneur Jaeschke (Michael Jebsen 1901, 1738 брт) - продан
Prinz Waldemar (NDL 1903-1914, 3227 брт) и Prinz Sigismund (NDL 1903-1914, 3302 брт) - не рассматривались из-за малой скорости и размеров
Germania (Jaluit-Gesellschaft 1904-1914, 1096 брт) - не рассматривался из-за малой скорости и размеров





переоборудованные из различных судов в военное время


В ходе войны во вспомогательные крейсера были переоборудованы 11 судов, которые изначально для этого не планировались, в том числе 8 трофейных. 7 из них были специально оборудованы замаскированным оружием, 4 других являлись импровизацией по месту. Особенностью этих кораблей было то, что им (за одним исключением) давали новое имя, как правило - в честь колониальных канонерок.
1914. импровизированный
быв. грузо-пассажирский п/х
(5200 т, 15 уз., 8-105мм)
1915. специальный
быв. грузовой п/х
(3640 т, 14 уз., 2-88мм + мины)
1915. специальный
быв. грузовой п/х
(9800 т, 14 уз., 4-150мм, 1-105мм + мины)
Wolf (I)
1916. специальный
быв. грузовой п/х
(12900 т, 13 уз., 4-150мм)
1916. специальный
быв. грузовой п/х
(9900 т, 13 уз., 4-150мм, 1-105мм)
Wolf (II)

1916. специальный
быв. грузовой п/х
(11200 т, 10,5 уз., 7-150мм + мины)
1916. специальный
быв. грузовой парусник
(4500 т, 9 уз., 2-105мм)
1916. импровизированный
быв. грузовой п/х
(9700 т, 12,6 уз., 2-52мм)
1917. специальный
быв. грузовой п/х
(9800 т, 13 уз., 5-150мм, 4-88мм)
1917. импровизированный
быв. грузовой п/х
(10700 т, 11 уз., 1-52мм)
1918. импровизированный
быв. траулер
(500 т, ? уз., 2-88мм)
ТЯЖЁЛЫЕ И ЛЁГКИЕ КРЕЙСЕРА ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ТРЕТЬЕГО РЕЙХА (1925-1945)
СТАРЫЕ КРЕЙСЕРА, ОСТАВШИЕСЯ ПО ДОГОВОРУ

старый малый крейсер
1920.
(3300 т, 22-22,5 уз., 10-105мм)
3 старых малых крейсера
1920-1922.
(2600 т, 21,5 уз., 10-105мм)
модернизированный старый малый крейсер
1922.
(3300 т, 22-22,5 уз., 8-105мм)
2 модернизированных старых малых крейсера
1923-1924.
(2600 т, 21,5 уз., 9-105мм)
НОВЫЕ КРЕЙСЕРА

лёгкий крейсер
1925.
(6990 т, 29 уз., 8-150мм, 2-88мм)
проектI/10
проект тяжёлого крейсера,
не строился
(10000 т, 22 уз, 8-210мм, 4-88мм)
3 лёгких крейсера
1929-1930.
(7700 т, 32 уз, 9-150мм, 2/6-88мм)
лёгкий крейсер
1931.
(8100 т, 32 уз, 9-150мм, 2/6-88мм)
лёгкий крейсер
1935.
(9000 т, 32 уз, 9-150мм, 8-88мм)
3 (+ 2 недостроенных) тяжёлых крейсера
1939-1940.
(18500 т, 32 уз., 8-203мм, 12-105мм)
M & N & O & P & Q & R
3 не спущенных на воду и 3 не заложенных лёгких крейсера
(10400 т, 35,5 уз., 8-150мм, 4-88мм)
2 не спущенных на воду учебных лёгких крейсера
(8350 т, 35,5 уз., 8-150мм, 4-88мм)
Кроме того Германией в 1943 году были захвачены несколько поврежденных итальянских и французских крейсеров, но ни один из них в состав Кригсмарине не вошел и вопрос об этом даже не поднимался.


ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ КРЕЙСЕРА ВТОРОЙ МИРОВОЙ (1939-1943)

После окончания Первой мировой войны германскому флоту запрещалось иметь в составе не только подводные лодки, но и коммерческие рейдеры. Однако в 1931 году командование флота начало составлять списки своих и иностранных торговых судов новейшей постройки, пригодных для этой цели. В том-же году были тайно выделены деньги на постройку четырех таких рейдеров. Из-за трений с вермахтом и люфтваффе, они так и не были построены, но при этом вспомогательные крейсера продолжали фигурировать в германских оперативных планах ведения войны на море. В 1934 г. Кригсмарине определило порядок строительства вспомогательных крейсеров, условно именовавшихся «транспортными судами «О». Командование немецкого флота, желая увеличить список предназначенных к переоборудованию судов, договорилось с судостроительными фирмами, что те при постройке новых грузовых судов, которые по своим параметрам будут являться потенциальными кандидатами во вспомогательные крейсера, заранее будут усиливать корпуса в местах предполагаемой установки орудий главного калибра. В 1938 г. Кригсмарине еще до начала войны планировало переоборудовать пять таких торговых судов в рейдеры. При этом были отобраны некоторые кандидатуры командиров и офицеров для будущего назначения на вспомогательные крейсера. Правда, некоторые политические мотивы привели к тому, что ничего сделано не было, хотя планировалось ввести в строй 26 кораблей из числа наиболее быстроходных торговых судов. В итоге, когда 1 сентября 1939 г. грянули первые залпы войны, в составе германского флота не оказалось ни одного вспомогательного крейсера.

Руководство войной на море (РВМ) отреагировало моментально, и уже в начале сентября отобрало шесть транспортов, которым предстояло стать рейдерами — «Goldenfels», «Kurmark», «Neumark», «Santa Cruz», «Кандельфельс» и «Иллер», но затем последний заменили однотипным «Эмс». В истории Второй мировой войны на море они стали известны как «Atlantis», «Orion», «Widder», «Thor», «Пингвин» и «Комет». Эти вспомогательные крейсера, вышедшие в плавание в период с 31 марта по 9 июля 1940 г., получили в военно-исторической литературе наименование «первой волны». За ними на переоборудование направились «Штайермарк», «Бонн», «Каир», «Того», ставшие «Кормораном», «Михелем», «Штиром» и «Коронелем». Вместе с вышедшими во второй поход «Кометом» и «Тором» они составили «вторую волну» немецких рейдеров, которая растянулась во времени с 3 декабря 1940 г. («Корморан») по февраль 1943 г. («Коронель»). «Шифф 5» (бывший «Гленгарри», затем «Меерсбург») был переоборудован, но в поход так и не отправился, став впоследствии учебным кораблем «Ганза». Кроме этого предполагались превратить во вспомогательные крейсера «Найденфельс», «Мольткефельс», «Амерскерк» («Шифф-49»), «Минден» (бывший «Лодзь»), «Кобург» и «Марбург» (два последних — новой постройки).

Всего же к 27 ноября 1939 г. РВМ заключило контракты с верфями о начале работ на двенадцати судах, с таким условием, чтобы первые из них отправились в поход той же зимой — на переоборудование давалась 60 дней. Во вторую группу планировались исключительно одни теплоходы, способные к длительным операциям, с дальностью плавания 12-узловым ходом не менее 40 000 миль. Эти корабли должны были выйти в море в первой половине 1940 г. Но все эти планы оказались фантастическими. Постоянные срывы сроков работ на верфях и очень суровая зима 1939 — 1940 годов немедленно остудили столь оптимистические настроения. В итоге первые рейдеры отправились в поход с опозданием более чем на три месяца. Фактически вся программа постоянно менялась и даже приостанавливалась в связи с планированием и проведением операций «Везерюбунг» (вторжение в Норвегию и Данию) и «Зеелёве» (предполагавшаяся высадка на Британских островах), пока постоянно растущее превосходство союзников на море и воздухе не поставило крест на планах ведения рейдерской войны. Всего за годы войны было подготовлено только 11 вспомогательных крейсеров, из которых в борьбе на коммуникациях участвовали девять.

При подборе судов для переоборудования в рейдеры особое внимание уделялось скорости хода, дальности плавания, наличию палубных подкреплений для установки орудий и возможности маскировки под транспорты нейтральных государств. Больше того, еще при переоборудовании определялись суда, под которые данный рейдер будет маскироваться, и каждый из них получал целый набор атрибутики для "перевоплощения”, что позволяло ему несколько раз менять свой внешний вид. Главная энергетическая установка большинства вспомогательных крейсеров состояла из дизелей. Причем предпочтение отдавалось тем судам, у которых несколько дизелей работало через зубчатую передачу на один вал. Это, во-первых, позволяло рейдеру совершать длительные переходы под одним двигателем, что значительно увеличивало дальность плавания, а во-вторых, поочередно производить профилактический ремонт дизелей на ходу.

По Версальскому договору вспомогательные крейсера в немецком флоте не допускались. Во избежание этого слова, не соответствующего оперативному планированию, применялось выражение "крейсер охраны торговли" (Handelsschutzkreuzer, сокращенно HSK), позже интерпретировалась как крейсер для нарушения торговли (Handels-Stör-Kreuzer) - это обозначение вспомогательного крейсера обр. 1939 г. указывалось в учетных ведомостях командования. В настоящее время невозможно окончательно проверить, когда и как было официально установлено это обозначение. В военных дневниках и отчетах на их основе эта группа букв использовалась в сочетании с арабскими (первоначально латинскими) цифрами от 1 до 8, более высокие цифры не зарегистрированы. Кроме того считались эквивалентными административное обозначение, например, Корабль 36, и традиционное название, предложенное командиром, например, Орион - они использовались попеременно, без выраженного приоритета. Обозначение HSK нужно было согласовать с верховным командованием. Делалось различие без четкого определения между тяжелыми (Schwere Hilfskreuzer, свыше 7000 брт), легкими (Leichte Hilfskreuzer, до 5000 брт) и имеющими минную задачу. В приказах по станции для Северного и Балтийского морей от 26 сентября 1939 г. было указано, что термин «тяжелый вспомогательный крейсер» (Schwere Hilfskreuzer) должен быть заменен на «торговый крейсер» (Handelsschiffkreuzer), но это обозначение, по-видимому, так и не прижилось.
тяжёлый вспомогательный крейсер
1939
15700 т, 14 уз., 6-150мм
тяжёлый вспомогательный крейсер
1939
14600 т, 16 уз., 6-150мм
тяжёлый вспомогательный крейсер
1939.
(16800 т, 14 уз., 6-150мм)
лёгкий вспомогательный крейсер
1940.
(9200 т, 18 уз., 6-150мм)
тяжёлый вспомогательный крейсер
1940.
(17600 т, 17 уз., 6-150мм)
лёгкий вспомогательный крейсер
1942.
(11000 т, 14 уз., 6-150мм)
лёгкий вспомогательный крейсер
1940.
(7500 т, 14,8 уз., 6-150мм)
тяжёлый вспомогательный крейсер
1940.
(19900 т, 18 уз., 6-150мм)
тяжёлый вспомогательный крейсер
1940.
(9900 т, 16 уз., 6-150мм)
тяжёлый вспомогательный крейсер
1941.
(12700 т, 16 уз., 6-150мм)
тяжёлый вспомогательный крейсер
1943.
(19200 т, 17 уз., 8-150мм)

Также в качестве вспомогательных крейсеров намечалось переоборудовать ещё 6 судов, но работы не проводились.
NeidenfeLs (1939) 7838 BRT DDG »Hansa« \ 31.8.42
Moltkefels (1939) 7862 брт
Schiff 49 = Amerskerk (1941/1943) 7900 брт
Minden = Lodz (1940/1943) 4742 брт
стр. № 695 (Coburg) (1943) 7898 брт
стр. № 696 (Marburg) (-) 7859 брт



ПОСЛЕ ВОЙНЫ (1963-1994)
учебный крейсер
1963.
(5680 т, 22 уз, 4-100мм)