Оглавление → Крейсера → Лёгкие типа "Graudenz"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Малые крейсера (с броневым поясом) (Kleinerkreuzer) типа
Германия, 1914-1915 гг. 2 ед. (проект 1911 г.) * Graudenz * Regensburg *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
БРОНИРОВАНИЕ
ВООРУЖЕНИЕ
Очередная пара крейсеров снова во многом повторяла предшествующие типы "Magdeburg" и "Karlsruhe". По сравнению с прототипом имели несколько увеличенные размеры для обеспечения более надежной подводной защиты и улучшения условий обитаемости экипажа. Они несли такое же вооружение и бронирование. Главным отличием стало сокращение числа котлов и котельных отделений, что позволило отказаться от передней трубы, сильно задымлявшей мостик. В остальном энергетическая установка была аналогична предшественникам, что не позволяло развивать ход свыше 26,5 узла. Другим важным отличием было линейно-возвышенное расположение кормовых пушек. Стальной корпус крейсеров собирался по продольной системе набора с усиленными продольными связями. Внутреннее пространство делилось на 17 водонепроницаемых отсеков. На протяжении 47 % корпуса было устроено двойное дно. Корпус крейсеров имел легкое бронирование, которое не отличалось от кораблей базового проекта ("Magdeburg"). На протяжении отсеков энергетической установки корпус прикрывался вертикальной бортовой броней толщиной 60 мм. В носовой части борт прикрывался более тонкими 18-мм стальными броневыми листами. Бронированная палуба имела толщину 20-40 мм со скосами к борту 40-60 мм. В носовой части имелась специальная поперечная переборка, усиленная 40 мм листами из броневой стали. Предназначалась она для предотвращения распространения воды из носовой части в случае ее повреждения от мин или при столкновении. Соответственно она носила название Kollisionschott (таранная). Помимо корпусной брони борта и палубы боевые погреба прикрывались специальными защитными экранами толщиной 20 мм. Броней прикрывалась также боевая рубка (100 мм - вертикальная и 20 мм - крыша) и орудийные щиты (50 мм). Во время войны легкое бронирование (30 мм) получили также артиллерийские дальномерные посты. Энергетическая установка крейсеров состояла из двух турбинных агрегатов типа "Marine" (конструкции немецкого морского ведомства), вращение от которых передавалось на два 3-хлопастных винта диаметром 3,5 метра. Турбины получали пар от десяти 2-топочных угольных и двух двойных (всего 4 форсунки) нефтяных котлов "Marine". Рабочее давление пара составляло 16 ат. Турбины размещались в двух отсеках, разделенных продольной переборкой по диаметрали. Котлы размещались в четырех отсеках, причем дымоходы двух первых были объединены в одну трубу, а двух других - выходили в отдельные трубы. По проекту, расчетная мощность механизмов равнялась 26 тысяч л.с., однако фактическая несомненно оказалась больше. О результатах испытаний не имеется достоверных сведений, так как они были засекречены в связи с военным временем. Однако по опыту предыдущих серий можно судить, что фактическая мощность механизмов не могла быть меньше 35 тысяч л.с. Например, на крейсерах типа "Magdeburg" фактическая мощность на испытаниях составила 33-35 тысяч, а типа "Karlsruhe" - 37-40 тысяч. Причем на них также расчетная мощность равнялась 25-26 тысяч л.с. Примерно тоже можно сказать и о скорости крейсеров, которая по проекту равнялась 27,5 узлов, но реально наверняка оказалась выше - 28, а то и 29 узлов. Управлялся крейсер одним полубалансирным рулем обычного "крейсерского" типа. О ресурсах топлива и дальности плавания имеются более точные сведения. Крейсера брали на борт 380 т угля и 100 т жидкого топлива при нормальной загрузке и, соответственно, 1280 и 375 тонн при полной боевой нагрузке. По расчетам полный запас топлива позволял идти со скоростью 25 узлов около 1000 миль, а экономическим ходом 12 узлов - до 5500 миль. Крейсера имели достаточно мощную электроэнергетическую установку - 2 турбодинамо и 1 дизель-генератор с общей мощностью 260 кВт. Первоначальное вооружение крейсеров включало 12 105-мм/45-калиберных орудий с дальностью стрельбы 122 гектометра (12,2 км). Запас снарядов составлял 1800 выстрелов. Иной артиллерии не имелось, но в районе носовой надстройки в подводной части были устроены два 500-мм торпедных аппарата, для которых имелось 5 торпед. Штатный экипаж состоял из 21 офицера и 364 унтер-офицеров и матросов, но в случае выполнения функций флагманского корабля (а это было предусмотрено при проектировании) личный состав увеличивался на 17-20 человек. В целом же, "Graudenz" и "Regensburg" были хорошими мореходными кораблями с вполне удовлетворительной маневренностью и поворотливостью. Крейсера хорошо вели себя в плохую погоду, имели слабую и мягкую качку, но при волнении и большой зыби теряли в скорости почти 60%, а из-за высокого надводного борта в сильный ветер достаточно заметно уваливались на подветренный борт и сильно дрейфовали. Поперечная метацентрическая высота 0,79 м, продольная - 229 м. Максимальная остойчивость при крене в 58°. Угол поворота руля 40°. Схема окраски: Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
Отличия и изменения На "Graudenz" верхние края дымовых труб всегда несли решетки. "Regensburg" несколько отличался формой дымовых труб, их верхние края всегда были без решеток. Крейсера этого типа стали последними в немецком флоте с 105-мм калибром артиллерии. Еще до начала войны для немецких моряков становилось очевидным, что этот калибр слишком мал для нормального сражения с новыми британскими крейсерами и эсминцами. Опыт первых боевых действий доказал эти предположения со всей полнотой. Поэтому "Graudenz", как и многие другие корабли подобного класса, прошел перевооружение в 1915 году на той же самой верфи, где был построен. В новом виде он получил более достойный для крейсера калибр - семь 150-мм/45-калиберных орудия с дальностью стрельбы 176 гектометров (запас снарядов на 980 выстрелов) и два 88-мм/45-калиберных орудия с возможностью стрельбы по аэропланам. В дополнение к двум торпедным аппаратам на палубе в средней части были установлены два поворотных аппарата такого же калибра. Интересно отметить, что однотипный "Regensburg" прошел такое же артиллерийское перевооружение (на той же верфи, что и "Graudenz"), но уже в 1917 году, то есть с учетом более обширного опыта войны. И при этом он получил не два, а четыре поворотных аппарата, и, к тому, возможность брать на борт 120 мин заграждения. При этом подводные аппараты на нем были удалены, а громадные торпедные помещения, слишком опасные в случае их затопления, были разделены на несколько небольших. На "Graudenz" нижнее воронье гнездо фок-мачты установлено в 1916. Корабли всё также отличались решётками на трубах, а также количеством палубных торпедных аппаратов. Других существенных отличий они не имели.
изображения с сайта www.shipbucket.com, рис. Garlicdesign
"Ersatz Prinzess Wilhelm" заложен верфью "Kaiserliche Werft" в Киле в 1912 для замены крейсера "Prinzess Wilhelm" (1889), спуск корабля был произведён 25 октября 1913. Начальник отдела морского кабинета, капитан-цур-зее Карл фон Ресторфф провёл церемонию крещения корабля в честь западно-прусского города Грауденц. Введен в ВМС Германии 10 августа 1914, в сентябре 1914 "Graudenz" закончил испытания и 27 августа был выделен как флагманский корабль II командующему миноносцами, бывшему командиру крейсера Restorff, и одновременно принадлежал к IV разведывательной группе в составе ФОМ. Вступив в строй в начале войны, "Graudenz" уже почти сразу принял участие в боевых действиях флота Открытого моря. С 10 сентября крейсер нёс дозоры и службу обеспечения в Северном море, 20-26 сентября уходил на Балтику, где осуществлял дальнее прикрытие имитации высадки десанта у Виндавы, 2-3 ноября в составе разведывательного отряда адмирала Хиппера участвовал в набеговой операции против Ярмута, вступил в короткую перестрелку с британской торпедной канонеркой "Halcyon", а 15-16 декабря участвовал в набеге на Хартлпул, Уитби и Скарборо. 25 декабря во время налёта самолётов на Нордхольц, одна бомба упала менее, чем в 200 м от крейсера. 3-4 января 1915 он выполнил поход к Амруму. 24 января 1915 "Graudenz", под руководством корветтен-капитана Пюллена, присутствовал при бое у Доггер-банки, но контакта с противником не имел. С 17 февраля по 2 марта 1915 находился в ремонте. В марте 1915 корабль со II разведывательной группой перешёл в Балтийское море, где 17-28 марта участвовал в отбитии Мемеля, а 23-29 марта принимал участие в обстреле Паланги и Либавы. С 30 марта по 8 апреля 1915 крейсер проводил боевую подготовку на Балтике, затем вернулся в Северное море. 17-18 апреля вместе со "Straßburg", "Pillau" и "Rostock" выставил мины в районе Шварте-банки. 21-22 апреля 1915 участвовал в походе флота в направлении Доггер-банки, 17-18 мая 1915 - в минной постановке в районе Доггер-банки, 25-26 мая 1915 - в выводе в рейд вспомогательного крейсера "Meteor", 29-30 мая 1915 - в походе флота до района на 50 миль севернее Шиэрмонникоога. С 3 по 29 августа 1915 оперировал в восточной Балтике. Вошел в состав сил, выделенных для форсирования Ирбенского пролива. 8 августа во время захвата Балтийских островов прикрывал первую разведывательную группу (линейные крейсера). 10 августа вместе с другими кораблями обстреливал русскую ВМБ Уте, но после обнаружения русской ПЛ "Дракон" немецкие корабли отошли. В середине августа участвовал в новой попытке прорыва через Ирбенский пролив. 10-20 августа "Graudenz" действовал в Рижском заливе, участвовал в операции по заблокированию порта Парнавы. Вместе с эсминцами "V.28", "S.32", "V.108" и "G.133" и тремя брандерами подошел к входу в порт. Русских кораблей поблизости не было. Комендант города, решив, что готовится высадка десанта, приказал уничтожить все портовые склады. Немецкие корабли довольно вяло обстреляли порт и город, затопили брандеры и ушли. Информация о появлении немецких кораблей сыграла роль в судьбе русской канлодки "Кореец", которая по приказу своего командира была взорвана. Вернувшись в Северное море, 8 сентября 1915 "Graudenz" с "Pillau" участвовал в спасении столкнувшихся у Хорнс-рифа миноносцев "V.1" и "G.12". При этом "G.12" затонул после нескольких взрывов с 47 жертвами. 11-12 сентября - минная постановка в районе Шварте-банки. 23-24 октября 1915 участвовал в походе флота до широты Эйсбъёрг-Хорнс-Риф для удара по британским конвоям. С 26 октября 1915 по 18 февраля 1916 "Graudenz" находился на модернизации на Императорской верфи в Киле. В это время 10,5 см орудия были заменены на семь 15 см орудий. Дополнительно было установлено две 8,8 см пушки противовоздушной обороны, два 50 см торпедных аппарата на палубе, а также устройства для транспортировки и постановки 120 мин. 19 февраля "Graudenz" вернулся к привычной службе в Северном море, участвовал в операциях флота 5-7 марта (набег на восточное побережье Великобритании в районе Хуфдена), 25-26 марта (выход до линии Зильт-Амрумбанк на перехват британских Гарвичских сил) и 21-22 апреля (поход к Хорнс-рифу.). Во время возвращения с последней, 22 апреля 1916 он подорвался на мине к юго-западу от плавучего маяка "Amrumbank". Миноносец "S.51" и крейсер "Frauenlob" отбуксировали его на ремонт в Вильгельмсхафен. Из за этого он пропустил Ютландское сражение. Только 13 сентября 1916 корабль снова мог выйти в море. Последние два года войны "Graudenz" снова нёс службу дозора и обеспечения в Немецкой бухте. До конца года он участвовал только в двух операциях флота: 18-19 октября (поход в район Доггер-банки) и 22 октября 1916 г. 4-16 января 1917 крейсер прошёл боевую подготовку на Балтике, а 29-30 января и 21-22 февраля 1917 оперировал у Хофдена. 21-31 мая и 28 июля - 9 августа 1917 снова проходил обучение на Балтике. В марте 1918 он участвовал в крейсерской войне в Скагерраке: 10-13 марта 1918 - в крейсерской операции в Скагерраке, где "Graudenz" захватил у Ютланда 7 торговых судов. 13 апреля 1918 операцию повторили, а 23-25 апреля последовало участие в операции флота (попытка разгромить следовавший в Норвегию английский конвой). Последний боевой поход с флотом состоялся 31 июля (операция по выводу группы подводных лодок "маршрутом 500"). 9 ноября 1918 оперировал в Германской бухте. 30 октября 1918 он должен был участвовать в отменённом последнем боевом выходе флота. После окончания войны "Graudenz" первое время оставался на службе. Он не должен был идти интернироваться в Скапа-Флоу, а вместо этого подчинялся командующему соединению обеспечения Северного моря. 02 января 1919 "Graudenz" выручил терпящий бедствие миноносец "T.190" во время шторма. 5 ноября 1919 он был вычеркнут из списка военных кораблей и 10 марта 1920 окончательно выведен из эксплуатации. После затопления интернированного флота прибыло указание к передаче корабля Антанте. 1 июня 1920 как репарационный корабль "E" "Graudenz" прибыл в Шербур и был передан Италии, где 6 мая 1925 вошёл в строй как "Ancona".
После заключения перемирия "Graudenz", как и другие не подлежащие интернированию корабли бывшего кайзеровского флота, были включены в состав Reichsmarine - послевоенного флота "новой" Германии. Однако, в соответствии с мирным договором крейсер попал в число кораблей, подлежащих разделу флота между странами победительницами. 10 марта 1920 года он был исключён из списков флота и получил соответствующее обозначение - репатриационное судно "Е". Корабль был переведён в Шербур, где 1 июня 1920 года передан итальянцам. Переданный 1 июня 1920 года представителям итальянского военного флота, он ровно через два месяца, 1 августа (по другим данным - 19 сентября), был зачислен в состав итальянского Marina Regina в качестве корабля-разведчика (Esploratori) под именем "Ancona" (Анкона - морская гавань в Адриатике, игравшая важную роль в морских военных операциях). Еще через два месяца, 2 октября 1920 года, корабль покинул Шербур и 23 октября прибыл на правительственную верфь в Таранто для проведения модернизационных работ. На заводе крейсер находился довольно долго, так как объем работ оказался велик. Итальянцы считали крейсер еще достаточно боеспособным, но хотели подвести его под собственные стандарты, приемлемые для своего флота. Кроме того, после проведения переделок корабль прошел длительные испытания. Основной объем переделок заключался в изменении паропроизводящей установки и замене вооружения. Итальянцы, как и немцы, не располагали собственными крупными нефтедобывающими предприятиями. Поэтому на случай войны им также приходилось делать большие запасы корабельного жидкого топлива. В то же время, в отличие от немцев, они не имели и крупных угольных месторождений. Поэтому перед ними не вставало вопроса выбора, как у немцев, между угольным топливом, пусть и не слишком удобным, но зато всегда имевшемся под рукой, и жидким топливом, хоть и более выгодным, но зато весьма дефицитным и труднодоступным в военное время. Всегда стремившиеся к достижению высоких скоростей итальянские моряки и в этот раз не отступили от своих принципов и попытались максимально приблизить крейсер к своим взглядам на морскую войну. Стремясь избежать значительных переделок в котельных отсеках, на корабле было решено оставить прежнее число котлов. Но если в немецком флоте корабль из двенадцати котлов имел десять с угольным отоплением и два с нефтяным, то в итальянский флот он вступил с шестью котлами нефтяного отопления и шестью смешанного угольно-нефтяного отопления. Рабочее давление пара не изменилось (16 атм. = 85 psi). Соответственно значительно изменился и запас топлива. Итальянцы посчитали прежние параметры недостаточными и выделили под топливные бункеры ряд дополнительных отсеков. После модернизации запас топлива при нормальном водоизмещении увеличился до 750 тонн угля и 590 тонн нефти (в первоначальном виде - 380 и 100 тонн), а при полном водоизмещении до 900 тонн угля и 1520 тонн нефти (ранее - 1280 и 375 тонн). Точных сведений о дальности плавания после переделки нет и поэтому трудно судить о ее увеличении. Однако, при всех допущениях, можно предположить что слишком уж сильного изменения не произошло. Главным образом из-за того, что громадная часть дополнительного запаса топлива уходила на восполнение мощности сильно изношенных, а потому малоэффективных главных механизмов, замена которых не производилась. В отношении артиллерии переделки не были столь большими. Артиллерия крейсеров итальянцев вполне устраивала, так как вместе с крейсером был получен и большой запас снарядов. Итальянцы ограничились зачислением орудий на вооружение в своей классификации - 149-мм/43-калиберное орудие. И поменяли позицию лишь одного орудия - №.6 было перенесено с кормовой надстройки (возвышенно над орудием №.7) на "центральную" позицию за третьей дымовой трубой. При этом оттуда были удалены два 88-мм зенитных орудия. Хотя модернизация была произведена сравнительно быстро, из-за длительных по времени испытаний крейсер-разведчик официально вступил в строй итальянского флота только 6 мая 1925 года. Но уже в 1926 году он вновь пришёл на завод для проведения переделок. На этот раз они были более разнообразны. Уже был достаточно хорошо изучен опыт войны, наметились перспективы развития разного рода вооружений. Исходя из этого была разработана программа перестройки крейсера. В этот период на нем был выполнен более обширный объем работ, к тому же более разнообразный. 149-мм орудие №.6, позиция которого менялась во время первой модернизации, были перемещено обратно на свое прежнее место на кормовой надстройке. При этом был расширен защитный козырек надстройки над орудием №7. На освободившемся месте этого орудия (позади третьей дымовой трубы) на специальной платформе разместили корабельный гидросамолет "Macchi M-7". Так как катапульта не предусматривалась, взлетать гидроплан мог только с поверхности воды. Для этого самолет приходилось опускать на воду специальной грузовой стрелой, устроенной у основания грот-мачты. После посадки на воду той же стрелой самолет поднимался и устанавливался на свое место. Естественно, использование самолета становилось в зависимость от погодных условий, волнения моря, силы и направления ветра и иных факторов - то есть возможности авиационной разведки были достаточно сильно ограничены. Возросшая роль авиации в морской войне также заставила обратить на себя внимание. Для защиты от воздушных атак на кормовой надстройке позади грот-мачты были устроены легкие платформы, на которых разместили два 76-мм/40-калиберных зенитных орудия, прикрытых легкими щитами. В некоторых источниках указывается, что таких орудий на корабле было три, однако документальных подтверждений этого не обнаружено, а имеющиеся фотографии и документы не подтверждают этого. В дополнение к орудиям на корабле были размещены три зенитных пулемета калибром 6,5 мм, но их роль в противовоздушной обороне была невелика. Крейсер также получил оборудование для несения и установки мин. В это же время были удалены верхние прожекторные площадки с грот-мачты и фок-мачты. В связи с этим количество прожекторов было уменьшено с четырех до двух (а по некоторым данным - до трех). Во время пробных выходов в море также выяснилось, что в плохую погоду мостик сильно забрызгивался водой. Это сильно мешало нормальному управлению кораблем, поэтому на носовой надстройке была устроена крыша поверх компасной платформы. Все эти изменения не требовали кардинальных переделок внутренних помещений, поэтому были выполнены достаточно быстро. Тем не менее в 1928-29 годах "Ancona" вновь подверглась серьезной модернизации. На этот раз морское командование решило использовать корабль для экспериментов с новой катапультой "Magaldi", создаваемой в Италии для вновь строящихся кораблей. Работа катапульты основывалась на расширении газов при взрыве порохового заряда. Так как для нормального взлета самолета требовалась длина 22 метра, впереди носового орудия, где и была установлена катапульта, расширили палубу и установили "ложный" форштевень, что увеличило наибольшую длину корабля с 142,6 до 147 метров. Результаты опытов были позже использованы при строительстве легких крейсеров типа "Di Giussano" с катапультами короткой длины. В это же время с крейсера была удалена платформа с гидросамолетом за третьей трубой, а вместе с ней - кран-балка и сопутствующее оборудование. Несмотря на использование крейсера-разведчика в опытовых целях, он еще считался боевым кораблем. 19 июля 1929 года "Ancona" была переклассифицирована в легкий крейсер (Incrociatori legerri), но дальнейшая служба корабля оказалась короткой. В начале 30-х годов итальянский флот, в составе которого оставалось немало бывших немецких кораблей, столкнулся с проблемой запасных частей и оборудования. Крейсер "Ancona", как наиболее изношенный из трофейных судов, в конце 1932 года был выведен в резерв, разукомплектован и стал источником запасных частей для других итальянских, бывших немецких, крейсеров "Taranto" (бывший "Straßburg") и "Bari" (бывший "Pillau"), которые находились в лучшем состоянии и механизмы которых во многом были схожими. Весной 1936 года, после инспекции корпуса и двигателей, техническая комиссия одобрила перестройку "Ancona" в корабль ПВО военно-морских баз. Детали проекта: Размещение 100 мин типа "Болло", 13х2 - 100/47-мм артустановок "OTO 1928", 2х2 13,2 мм пулемёта, 3 стабилизированных станции управления огнем, плюс четвертая резервная, один 5-метровый дальномер, одна труба для оставшихся 6 нефтяных котлов, скорость - 21 узел. Расширенные возможности для проживания и управления, а также новые кондиционеры, учитывая возможность разиещения в Тобруке, Леро или Массауа. Расчётная стоимость переоборудования составила 17 млн. 469 тыс. 300 лир и стала фактором, который в конце концов заставил отменить проект, поскольку допустимая сумма составляла 10 млн. лир (стоимость нового миноносца типа "Oriani"). Интересно, что во время обсуждения появилось новое предложение - полная замена двигателей, позволявшая развить скорость 27 узлов, чтобы с аналогичными модифицированными старыми легкими крейсерами сопровождать флот. Проекты реализованы не были и 11 марта 1937 года "Ancona" была исключена из списков итальянского флота и в том же году сдана на слом. Более точных сведений о времени разборки не имеется.
"Ersatz Irene" заложен верфью "AG Weser" в Бремене в ноябре 1912 для замены крейсера "Irene" (1888), спущен 25 апреля 1914. Обер-бургомистр Регенсбурга, надворный советник Блэер, крестил корабль в честь своего города. Зачисление на службу произошло 3 января 1915. 10 марта 1915 были закончены испытания и корабль был придан II разведывательной группе в составе ФОМ. Уже через два месяца крейсер был переброшен на Балтику, где 23-29 марта принимал участие в обстреле Паланги и Либавы. 17-18 мая 1915 "Regensburg" сопровождал постановку мин на Доггер-банке. В августе 1915 корабль опять ушёл в Балтийское море и в ходе операции в Рижском заливе вместе с кораблями II разведывательной группы и I эскадрой участвовал в попытке форсирования Ирбенского пролива, выходил на обстрел ВМБ Уте, а затем принимал участие в удачном прорыве германских сил в Рижский залив. При этом им был обстрелян замок Андреаса и мыс Ристна на острове Даго. В сентябре 1915 "Regensburg" снова перешёл в Северное море, где он в числе прочего 16-19 декабря принимал участие в крейсерской войне в Скагерраке и в проливе Каттегат. Весной 1916 он предпринимал различные набеги на запад или север и сопровождал несколько минных постановок у Хофдена и банки Амрум (5-6 марта - набег на восточное побережье Великобритании в районе Хуфдена, 24-26 марта - выход до линии Зильт-Амрумбанк на перехват британских Гарвичских сил, 2-3 апреля - поход западнее Хорнс-Рифа, 21-22 апреля - поход к Хорнс-Рифу). 25 апреля 1916, под командой контр-адмирала Фридриха Бэдикера участвовал в обстреле Лоустофта и Ярмута. При этом II разведывательная группа имела боевое соприкосновение с британскими легкими крейсерами. К этому времени "Regensburg" номинально числился во второй разведывательной группе, но выполнял функции флагмана всех эсминцев, приписанных к разведывательным силам флота. 31 мая 1916 принял участие в Ютландском сражении, был флагманским кораблем II командира миноносцев (коммодор Генрих). Во время первой фазы боя линейных крейсеров "Regensburg" прикрывал атаку немецких эсминцев. Во время этих действий в 18.30 немцы потеряли эсминцы "V.27" и "V.29", а у англичан были повреждены эсминцы "Nestor" и "Nomad", которые были добиты линейными крейсерами. Остальная часть боя прошла для "Regensburg" удачно — он не получил попаданий, хотя сам выпустил 372 снаряда. Ночью после боя "Regensburg" сопровождал поврежденный ЭМ "G.40". Утром 1 июня 1916 он помогал в снятии экипажа с тонущего линейного крейсера "Lützow". Сразу после боя "Regensburg" был одним из немногих боеспособных крейсеров Флота Открытого моря. Начиная с июля 1916 крейсер со II-й и IV-й разведывательной группой предпринимал набеги в северную часть Северного моря, а также на запад до острова Ширмонникоог. До конца 1916 он провёл несколько подобных операций (16 июля - небольшой поход севернее Гельголанда, 18-20 августа - поход для обстрела Сандерленда, 25-26 сентября - прикрытие операции II флотилии эсминцев у банки Терсхеллинг, 18-20 октября - поход в район Доггер-банки, поход 23-24 октября). "Regensburg" также участвовал 5 ноября 1916 в оказании помощи потерпевшим крушение у Хорнс-рифа подводным лодкам "U-20" и "U-30", а 27 ноября участвовал в выходе для оказания помощи дирижаблю "L-22". С марта по июль 1917 корабль был основательно перестроен на Императорской верфи в Киле. Затем "Regensburg" стал флагманским кораблем IV разведывательной группы. В этой функции он принимал участие в обеспечении различных минных постановок на Балтике. Начиная с ноября 1917 и до мая 1918 корабль снова дежурил в Северном море. В начале осени 1918 "Regensburg" обеспечивал работы по разминированию Финского залива, как подготовку для занятия Кронштадта и Санкт-Петербурга (операция Schlußstein). 7 ноября 1918 корабль вывели из эксплуатации в Глюксбурге и он наполнился водой. По приказу имперского морского ведомства его привели в порядок и 17 ноября перевели в Вильгельмсхафен. Там он прошёл ремонт и был полностью разоружён на Императорской верфи. "Regensburg" не должен был идти интернироваться в Скапа-Флоу. Впоследствии он сделал несколько рейсов в ходе переговоров о перемирии. В январе 1919 сопровождал линкор "Baden", который должен был перейти в Скапа-Флоу и вернулся с его экипажем в Киль. В мае 1919 "Regensburg" доставил в Гарвич 2 дока для подводных лодок. Исключен 10 марта 1920, получил репарационное обозначение "J" и 4 июня 1920 по репарациям передан Франции в Шербуре, в мае 1922 введен в ВМС Франции как крейсер 2-го класса (Croiseur de deuxième classe) "Strasbourg".
После заключения перемирия "Regensburg", как и другие не подлежащие интернированию корабли бывшего кайзеровского флота, был включен в состав Reichsmarine - послевоенного флота "новой" Германии. Однако, в соответствии с мирным договором крейсер попал в число кораблей, подлежащих разделу флота между странами победительницами. 10 марта 1920 года он был исключён из списков флота и получил соответствующие обозначения - "корабль для репатриации "J". Он был переведён в Шербур, где 4 июня 1920 года передан французам. В мае 1922 он был введен в ВМС Франции как крейсер 2-го класса (Croiseur de deuxième classe) "Strasbourg" в составе 3-го дивизиона легких крейсеров Средиземноморского флота, в котором служили 2 других бывших немецких крейсера, "Metz" (быв. "Königsberg") и "Mulhouse" (быв. "Stralsund"). "Strasbourg" в 1922/23 принимал участие в действиях в Турции, а в 1925 - у марокканского побережья. В декабре 1926 3-й дивизион переименовали во 2-й и в августе 1928 перевели в Атлантический флот в Брест. "Strasbourg" только прибыл из Коринфа в Киберон 20 июня 1928, когда понадобилось его участие в поиске пропавшей французской летающей лодки Latham 47 с норвежским полярным исследователем Руалом Амудсеном на борту. Машина считалась пропавшая без вести с 18 июня 1928 между Норвегией и Шпицбергеном. Крейсер принял оборудование и продовольствие в Бресте и Шербуре и 29 июня достиг Тромсё, место последнего старта Latham. 1 июля он прибыл на Шпицберген. "Strasbourg" оказался мало приспособлен для вод вокруг Шпицбергена с многочисленными айсбергами. Поэтому 20 июля он вернулся в Харстад, чтобы принять там снабжение. 22 июля он снова был в Тромсё, куда на следующий день прибыл вышедший 16 июля из Франции танкер "Durance" с 2 маленькими летающими лодками типа FBA 17, которые дали крейсеру хорошие поисковые возможности. "Strasbourg" продолжил поиск под командой контр-адмирала Суше, совместно с французским рыбоохранным крейсером "Quentin Roosevelt" и кораблями норвежского флота. 17 сентября 1928 они вернулись, после 80 дней, проведённых в Арктике, так как все найденные признаки указывали на безвозвратную потерю машины с Амудсеном. "Strasbourg" нашел только опорный поплавок с Latham. На обратном пути он посетил Берген и Рейкявик и в середине октября прибыл в Брест. Пройдя более 33.000 мор. миль за 5 месяцев, он установил новый рекорд для французского военного корабля. В декабре 1929 "Strasbourg" вывели в резерв. 15 декабря (по другим данным - 14 июня) 1936 бывший "Regensburg" был вычеркнут из списка военных кораблей и использовался как плавучая казарма (Ponton-baraquement), в 1940 году захвачен Германией, переведён в Лориан и использовался как плавучая казарма при строительстве там бункера базы подводных лодок. В 1944 корпус был затоплен на мелководье с целью прикрыть своим корпусом вход в бункер базы подводных лодок в Лорьяне от авиационных торпед, в точке с координатами 47°43N, 03°22E.
|