ОглавлениеКрейсера → Винтовые паровые корветы типа "Augusta"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

винтовые корветы, позже "открытые" корветы
(Schraubenkorvetten / Glattdeckskorvetten) типа

 Augusta 


Пруссия, 1864 г. 2 ед. (строились во Франции, проект L'Arman, 1863 г.)

Augusta 

*
Augusta
*
Victoria
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /куплен /в строю примечания
1 Augusta <L'Arman Freres>, Бордо 1863 строился под "японским" именем Yeddo для Конфедерации Южных Штатов, в феврале 1864 контракт аннулирован.
1864
13.05.1864 в 1872 модернизирован, 2.06.1885 погиб в ураган со всем экипажем в Аденском заливе.
3.07.1864
2 Victoria <L'Arman Freres>, Бордо 1863 строился под "японским" именем Osaka для Конфедерации Южных Штатов, в феврале 1864 контракт аннулирован.
1864
13.05.1864 в 1872 модернизирован, в 1883, 1888 и 1890 гг. использовался как судно Службы охраны рыболовства, 14.04.1891 исключён, в 1892 слом в Гамбурге.
14.09.1864
ТТХ
 
Водоизмещение нормальное 1827 т
полное 2272 т
регистровое 728 брт., 506 нрт.
Размерения длина ВЛ 75,2 м
полная 81,5 м
ширина 11,1 м
осадка носом 5,03 м
кормой 5,62 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1 гребной винт Ø 4,28 м
1 МКО 1 горизонтальная 2-цилиндровая ПМ однократного расширения "Mazeline", Гавр, 56 об/мин.
4 коробчатых ПК "Mazeline" (8 топок, 1,75 атм), позже "Kaiserlich Werft", Вильгельмсхафен (12 топок, 2 атм)
мощность на испытаниях 1300 л.с.
номинальная 400 л.с.
паруса полное корабельное вооружение, 1600 кв. м,
Augusta с 1871 - без грота,
Victoria - с 1879 барк.
Ходовые данные скорость номинальная 12уз.
на испытаниях 13,5 уз.
запас топлива 340 т. угля
дальность плавания на 12 уз. 2500 миль
Экипаж 230 чел. (15 офицеров, 215 нижних чинов)
Дополнительные данные корпус деревянный с медной обшивкой днища, набор по поперечной схеме, 3 отсека.
управление 1 руль
плавсредства 1 большая и 5 малых лодок
цена Augusta 1 млн. 702 тыс. DM,
Victoria 1 млн. 689 тыс. DM.
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально с 1872
8 - 24ф. коротких пушек 4 - 150 мм/22 нарезных [440 снарядов], 500 м.
6 - 12ф. длинных пушек 6 - 120 мм/23 нарезных [660 снарядов], 590 м.
-------- 1 - 80 мм/23 нарезная
позже + 6 - 37 мм револьверных пушек Гочкиса



 

Недостаток кораблей перед намечающейся войной с Данией вынудил прусское правительство срочно искать подходящие за границей. Два таких корвета были куплены 13 мая 1864. Они строились на французской верфи по заказу Конфедерации под (по-видимому) японскими менами "Yeddo" и "Osakka" для участия в Гражданской войне в США, для них были предусмотрены имена "Mississippi" и "Lousiana". Наполеон III личным вмешательством запретил поставку кораблей Конфедерации, они были выставлены на продажу и куплены Пруссией.

Корветы имели сносную мореходность, но испытывали сильную килевую качку, были очень мокрыми (шканцы принимали много воды), сильно уваливались под ветер, как парусники были посредственные, лучше ходили при глубоко сидящей корме (при полной загрузке). Под парами маневрировали и управлялись очень хорошо (также были хороши в дрейфе). Конструктивное исполнение имело многочисленные недостатки.

Схемы окраски:

сперва окраска не регламентировалась, вероятно, повторяла британскую.

Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и широкая полоса по уровню пушечных портов.
жёлтый - мачты и стеньги
красный - тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ

 

с 28 января 1874 г.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и.
жёлтый - мачты, стеньги, реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

 

S.M.S. Augusta

Корвет был куплен 13 мая 1863 г. и 31 мая получил имя "Augusta" в честь королевы Пруссии. Вступил в строй 3 июля 1864, и прибыл в Северное море уже после конца войны, 28 ноября вместе с канонерками "Blitz" и "Basilisk"  перешёл в Балтийское море вокруг мыса Скаген и до весны 1865 оставался на службе для подготовки экипажа, после чего был выведен в резерв.

Хотя небольшие ресурсы прусского флота не позволяли постоянно размещать корабль в Вест-Индии, с 1867 года министерство иностранных дел и министерство военно-морского флота должны были реагировать на поступающие просьбы о защите немецких жителей и торговых представителей ганзейских городов. Петиции касались Мексики, где имперско-максимилианские и либеральные правители оказывали давление на немецких купцов, и Барранкильи в Колумбии и Венесуэле, где немецкой торговле угрожали революционные беспорядки. Сначала Департамент по военно-морским делам отказался разместить там корабль на постоянной основе, но решил послать "Augusta" для временного пребывания в Карибском море, что было одобрено Государственным департаментом. 27 августа 1867 года корвет был введён в строй и под командованием Франца Киндерлинга отправлен на зиму 1867/68 в Вест-Индию. В дополнение к просьбе Министерства иностранных дел Киндерлинг получил от военно-морского флота через принца Адальберта дополнительную задачу по проведению предварительной разведки возможного создания прусской военно-морской базы в малоизвестной бухте под названием Лимон (теперь Пуэрто-Лимон) на карибском побережье Коста-Рики.

Из-за многочисленных технических задержек корвет достиг своей операционной зоны только в марте 1868 года. После кратких визитов в Венесуэлу и Колумбию, 1 апреля "Augusta" зашла в Аспинволл (Панама), а десять дней спустя - в Лимонскую бухту. 17 апреля 1868 года Киндерлинг в сопровождении индейского вождя и некоторых членов команды отправился в путешествие через джунгли на мулах и каноэ в Сан-Хосе для переговоров с президентом Коста-Рики Кастро. 24 апреля они достигли цели и 25 апреля Киндерлинг встретился с президентом Кастро, но переговоры были безрезультатными. Сам Киндерлинг предположил, что возможна передача земли, в лучшем случае, частной компании, но не иностранному правительству. С 7 по 9 мая 1868 года немцы с Коста-Риканским офицером отправились в Пунтаренас и на лодке посетили остров Сан-Лукас в заливе Никоя который считался подходящими для военно-морской базы. После возвращения в Аспинволл, где ждала "Augusta", Киндерлинг отправился на север, чтобы осуществить защиту немцев в Мексике. 30 мая 1868 года корвет достиг Веракруса, но власти отказались общаться. На рейде острова Сакрифисиос Киндерлинг получил приказ возвращаться в Германию - корвет отозвали по бюджетным причинам. 30 апреля он отправился домой через Новый Орлеан и 20 июля 1868 года прибыл в Киль.

Во время Франко-прусской войны, 26 октября 1870 корвет был введён в кампанию для крейсерской операции с опытным экипажем корвета Nimphe под командой корветен-капитана Вейкманна и перешёл из Гданьска в Киль. Приказ сперва был отложен, потому что Бисмарк опасался, что крейсерская война нарушит отношения с Британией и Соединенными Штатами, но в итоге передумал. Наконец, 12 декабря 1870 года "Augusta" покинула Киль и вокруг Британских островов перешла в район Бреста. 26 декабря там были проверены первые два корабля - на них не оказалось контрабанды. Затем корвет направился в Бискайский залив. Всего с 4 января 1871 года были захвачены три французских судна с военными товарами: "Макс" у Бреста, "Св. Марк" и "Рене Адольф" у устья Жиронды. Два из них были отправлены в качестве призов в Германию, но один из них был потерян в пути. Чтобы избежать встречи со значительно превосходящим французским флотом, крейсер отправился к мысу Финистерре, но больше не нашёл добычи. 7 января 1871 года "Augusta" зашла в испанский порт Виго, чтобы пополнить свои запасы угля и была там заблокирована французскими военными кораблями, простояв до прекращения огня. За этот поход Викман был награждён Железным Крестом 2-й класса.

С февраля 1874 по начало 1876 крейсер служил стационером в Вест-Индии, когда 12 декабря 1874 повстанцы на северном испанском побережье обстреляли немецкий торговый парусник "Gustav", вынудили экипаж покинуть корабль и разграбили его, правительство Германии отреагировало планом по созданию сильных военно-морских сил в регионе, отозвав для этого в том числе "Augusta", 29 января 1875 года она перешла в Сантандер, где к ней присоединились канонерки "Nautilus" и "Albatross". В ходе продолжительных переговоров удалось получить адекватную компенсацию за бриг и его груз. Испанское правительство заплатило 20 000 долларов, потому что не хотело военного вмешательства германских сил. Формально дело было прекращено 28 апреля 1875 года торжественным обменом приветствиями с тремя немецкими кораблями, после чего "Augusta" и "Albatross" ушли в Эль-Ферроль, а затем корвет вернулся на свою станцию. В июле 1875 из-за революционных волнений стоял в Монтевидео. Летом 1876 корабль вернулся домой.

В 1877-1878 совершил поход на Самоа.

В 1884 корабль был переклассифицирован в корвет-крейсер (Kreuzerkorvette) и в 1885 вышел в поход в Тихий океан и в Австралию для замены кораблей в Тихом океане. 3 июня 1885 он затонул в ураган со всем экипажем (223 чел) в Аденском заливе (~ 13°n / 45°о). Это была третья потеря Императорского морского флота с гибелью всего экипажа (после "Amazone" и "Frauenlob").

 

S.M.S. Victoria

Корвет вступил в срой 3 июля 1864, прибыл в Северное море уже после конца войны, но до весны 1865 оставался на службе для подготовки экипажа. 20 мая 1865 сел на мель в Фемарн-Бельте, вскоре был снят и выведен в резерв.

Его первый большой поход под прусским флагом состоялся в 1868-1869 гг. в Центральную и Южную Америку в качестве стационера в Вест-Индии. Во время Франко-прусской войны 1870-1871 гг. корабль был откомандирован в береговую охрану и дежурил в устье Эльбы. В конце 1875 года "Victoria" снова отправилась стационером в Вест-Индию, оперируя в Карибское море, затем в Центральной и Южной Америке. После начала Русско-турецкой войны в 1877 году корабль защищал немецкое недвижимое имущество в Палестине.

После Берлинского конгресса 1878 началось десятилетие так называемых "быстрых концертов" - коротких демонстраций европейских великих держав, которые сдерживали войну России с Великобританией, впрочем, для Немецкой империи это имело небольшое значение. Когда в 1880 албанская лига хотела предоставить портовый город Дульчиньо Черногории, могущественный европейский флот, в том числе немецкий корвет "Victoria", собрался в маленькой гавани и угрожал обстрелом. Тем не менее, это мало огорчило албанцев, так как укрепления лежали слишком высоко для корабельных орудий и таким образом они должны были одолеваться турецкими войсками по суше. Это странное поражение морских держав против кучки местных жителей дало благодарный материал для юмористических журналов.

В 1881 боевой приказ привел "Victoria" под командой корветтен-капитана Виктора Валуа (Victor Valois) для карательных действий в район старой Курбранденбургской колонии - к замку Гроссфридрихсбург в сегодняшней Гане. Немецкий торговый пароход "Carlos" потерпел в этих местах крушение, был атакован и разграблен местными жителями из деревни Нанакру. В ответ на это "Victoria" обстреляла деревню из корабельных орудий и высадила десантный отряд. Затем она снова ушла в Центральную и Южную Америку и посетила там, в числе прочего, и немецких эмигрантов.

В 1884 корабль был переклассифицирован в корвет-крейсер (Kreuzerkorvette). Последние годы "Victoria" использовался как учебный корабль и корабль спасательной и рыбоохранной службы (в 1883, 1888 и 1890). 14 апреля 1891 он был вычеркнут из списка военных кораблей, и в 1892 сдан на слом в Гамбурге.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982
2 Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998
3 Victor Valois. Aus den Erlebnissen eines alten Seeoffiziers. Potsdam. 1907
4 Gerhard Wiechmann: Die Königlich Preußische Marine in Lateinamerika 1851 bis 1867. Ein Versuch deutscher Kanonenbootpolitik, in: Sandra Carreras/Günther Maihold (Hrsg.): Preußen und Lateinamerika. Im Spannungsfeld von Kommerz, Macht und Kultur (Europa-Übersee Bd. 12), Münster 2004
на русском
5 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 28.09.2019

 




 

 
Флот Северо-Германского союза (Norddeutscher Bundesmarine) / Германской империи (Kaiserliche Marine) 1867-1891
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 1864-1867
Augusta
"Augusta" у устья Жиронды, 1870 г.
Victoria
Десантный отряд с "Victoria" атакует деревню Нанакру (рисунок).
Victoria
"Victoria" у африканского побережья (рисунок).
Augusta
"Augusta", гравюра.
Victoria
"Victoria" (?)
Виктория Аделаида Мария Луиза, принцесса Великобритании (англ. Victoria Adelaide Mary Louise, Princess Royal; 1840-1901) — германская императрица и королева Пруссии (1888), супруга Фридриха III, на момент присвоения имени корвету - наследная принцесса Пруссии.
Augusta
"Augusta"
Augusta
"Augusta"
Августа Мария Луиза Катерина Саксен-Веймар-Эйзенахская (нем. Augusta Marie Luise Katharina von Sachsen-Weimar-Eisenach; 1811-1890), на момент присвоения имени корвету - королева Пруссии (1861-1888), позже германская императрица (1871-1888), супруга Вильгельма I.
Augusta
"Augusta"
Следующая страница - прусские винтовые корветы типа "Ariadne"
Предыдущая страница - прусские винтовые корветы типа "Nymphe"