ОглавлениеКрейсера → Парусный фрегат "Eckernförde / Gefion"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

50-пушечный парусный фрегат (Segelfregatte)

 Eckernförde / Gefion 


Северо-Германский Союз / Пруссия, c 1850/1852 г. 1 ед. (трофейный датский)

 

*
Eckernförde / Gefion
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель / спуск в строю примечания
1 Eckernförde <Neue Königliche Werft>  Копенгаген, Дания / 27.09.1843 1.12.1850 быв. датский Gefion, 5 апреля 1849 захвачен немцами, в составе Bundesflotte
Gefion 6.06.1852 в составе ВМФ Пруссии, с 1862 - учебная брандвахта, с 1970 - плавказарма, 5.05.1880 списан, в 1891 слом.
ТТХ
 
Водоизмещение нормальное 1385 т
полное 1826 т
регистровое 1300 брт
Размерения длина ВЛ 52,44 м
полная 59,35 м
ширина КВЛ 13,5 м
осадка носом 5,35 м
кормой 5,68 м
высота борта на миделе 9,18 м
Энергетическая установка паруса полное вооружение, 1989 м².
Ходовые данные скорость до 15 уз.
Экипаж 420 чел. (38 офицеров, 382 матроса)
Дополнительные данные корпус деревянный, набор по поперечной схеме.
управление 1 руль
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально (датское вооружение) с 1852
48 - 24 ф. пушек 2 или 4 - 60 ф. пушки
26 - 24 ф. длинных пушек
20 - 24 ф. коротких пушек




 

Спущен 27.09.1843 в Копенгагене, на Neue Königliche Werft (Новая Королевская верфь) для датского морского флота. Представлял собой классический европейский парусный фрегат. В связи с развитием паровых машин к 1949 г. уже считался несколько морально устаревшим.

5 апреля 1849 был повреждён шлезвиг-гольштейнскими батареями, установленными на пляже у Экернферде, захвачен и после ремонта, 1 декабря 1850 был включен в состав Bundesflotte под именем "Eckernförde" в честь боя в котором он был захвачен.

Бой при Эккернфёрде был назван желтой прессой "морским боем верхом на лошадях", хотя никаких лошадей там и близко не было.

Событие это относится к первой шлезвиг-гольштинской войне. Суть конфликта была в том, что Гольштиния тогда уже входила в Германский союз, а Шлезвиг принадлежал датчанам. С общей подначки Пруссии шлезвиг-гольштинцы решили побороться за независимость и воссоединение обоих герцогств, неделимость которых "на вечные времена" была закреплена еще Рипенским договором 1460 года. При поддержке "прусской военщины" они начали довольно резво наступать по суше на север, заняли Экернфёрде, сам город Шлезвиг и продвинулись вплоть до нынешней границы, чего датчане просто так терпеть не собирались. Тем более, что Дания в то время имела довольно мощный военный флот, чего нельзя было сказать о "сухопутном" Германском союзе. Против Экернфёрде была послана эскадра в составе линейного корабля "Christian VIII", парусного фрегата "Gefion" и двух пароходов (в общей сложности 148 орудий). Противостоять им могли лишь две наскоро оборудованные береговые батареи по восемь полевых пушек, возведенные под руководством прусского лейтенанта Вернера фон Сименса (впоследствии известного изобретателя, основателя фирмы Siemens), командовал которыми Эдуард Юлиус Юнгманн.

Датские корабли вошли в бухту и принялись осыпать город снарядами, сами поначалу оставаясь вне пределов дальности береговых батарей. Но постепенно крепчающий ветер сносил их все ближе к берегу, а возможности для маневра в узкой и сравнительно мелководной бухте были весьма ограниченные. Маленькие пароходики попытались взять оба парусника на буксир, но из этой затеи ничего не вышло. В итоге оба корабля встали на якорь под берегом, не прекращая палить по городу полными бортовыми залпами (всего датчане выпустили почти 6000 ядер, но бессистемно и неприцельно, так что урон от их огня был незначительный). Береговые батареи сделали "всего" около 900 выстрелов, но куда более эффективно. Кульминацией боя следует, пожалуй, считать попадание ядра в буксирный канат (по другой версии - в якорную цепь) фрегата, в результате чего корабли окончательно потеряли управление, сели на мель и один за другим спустили флаги. Более 1000 датских моряков сдались в плен (на много больше, чем численность гарнизона города). Линейный корабль вскоре после того, как он был оставлен командой, взорвался. Был ли взрыв следствием попаданий каленых ядер или саботажа со стороны датчан, так и осталось загадкой. Примечательно, что при этом взрыве погиб командир южной батареи, который сразу после окончания боя полез осматривать "трофей". Всего же немцы потеряли убитыми 4-х человек. Захваченый датский фрегат "Gefion" был переименован в "Eckernförde" и стал едва ли не самым крупным боевым кораблем заново созданного немецкого флота. Датский командор за бездарный провал операции попал под трибунал, но король проявил милость и дело ограничилось тремя месяцами "губы".

Сильно повреждённый фрегат вплоть до заключительного разъяснения вопроса собственности был взят под тогда ещё нейтральный прусский флаг. 12 сентября 1850 датчане пытались отвоевывать обратно приведенный в исправность корабль, всё ещё находящийся в гавани Экернферде. Когда это не удалось, они попытались его сжечь. Корабль был бы потерян, если бы экипаж повиновался команде английского капитана и сдал бы корабль. Тем не менее, первый офицер Таулов (Thaulow) и второй офицер Нейнабер (Neynaber) отказались выполнить приказ сдать корабль и смогли его отстоять при поддержке всей команды. Офицеры из-за невыполнения приказа предстали перед военным судом, но были оправданы. В середине октября 1850 в отдельном договоре между Францией и Данией, было решено, что корабль останется немецкой собственностью. В ноябре 1850 он перешёл под прусским флагом в Северное море, 30 ноября 1850 прибыл к Гельголанду под командой лейтенанта I класса Райхарда и вошёл во флот Немецкого союза под именем "Eckernförde".

Нежелание Англии допустить возникновения новой соперницы её морского могущества положило скорый конец попытке создания флота. Воспользовавшись первым инцидентом — участием прусских военных судов в стычке с датчанами у острова Гельголанд, принадлежавшего тогда Англии, британское правительство уведомило Союзное собрание, что оно не признаёт нового флага и что носящие его суда будут признаны пиратскими. Бессильное ответить на оскорбление, Собрание расформировало свой только что созданный флот. В 1852 году корабли, в том числе и "Eckernförde", распродали с аукциона в Гамбурге.

В прусском флоте

27 мая 1852 Королевство Пруссия приобрело на этом аукционе фрегаты "Barbarossa" и "Eckernförde", 6.06.1852 последнему вернули обратно его старое датское имя "Gefion".

В 1858-1859 фрегат использовался как учебный корабль для кадетов, с 1862 - как учебный корабль и брандвахта, с 1864 кроме того и как артиллерийский учебный корабль.

тендеры учебных артиллерийских кораблей "Gefion" и "Thetis"
09 - 1.11.1865 канонерская лодка Camäleon
сер. 07 - 14.10.1866 канонерская лодка Cyclop
12.03 - осень 1867 канонерская лодка Camäleon
11.07 - кон.11.1868 канонерская лодка Habicht
3.05 - 4.09.1869 канонерская лодка Scorpion

 

С началом Французской войны в 1870 "Gefion" использовался, как плавучая тюрьма для военнопленных в Свинемюнде, а с 1873 - как плавказарма в Киле (на 324 человека, без такелажа). 5 мая 1880 он был исключён из списка военных кораблей и использовался как угольный склад, пока летом 1891 не был сдан на слом на Императорскую верфь в Киле. В 1892 г. его имя перешло новому крейсеру III класса Gefion.

Носовое украшение "Gefion" находится сегодня в новой ратуше Экернферде, копия служит в курортном парке как украшающая фонтан скульптура. Якорь корабля можно увидеть в курортном парке.

в 11.1850 Переход в Северное море. лейтенант I кл. Reichardt
     
10.10.1852 - 7.05.1854   коммодор Jan Schröder
     
1.10.1858 - 20.09.1859   капитан-цур-зее Johann Otto Donner
     

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998.
3 Gerd Stolz: Die Schleswig-Holsteinische Marine 1848-1852. Westholsteinische Verlagsanstalt Boyens&Co, Heide in Holstein 1987
4 Contreadmiral a. D. Reinhold Werner: Erinnerungen und Bilder aus dem Seeleben Zweite Auflage, A. Hofmann & Comp. Berlin 1881, S 177 ff.
на датском
5 Henrik Christiansen: Flådens skibe 1814-1848, in: Marinehistorisk Tidsskrift, 3(1985) S. 3-13.
+
www.deutsches-marinearchiv.de
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 04.06.2023

 




 

 
Королевский флот Дании (Kongelige Danske Marine) 1843-1848
Объединённый германский флот (Deutschen Marine, Reichsmarine, Reichsflotte) 1848-1852
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 1852-1867
Флот Северо-Германского союза (Norddeutscher Bundesmarine) / Германской империи (Kaiserliche Marine) 1867-1880
Gefion
"Gefion", на заднем плане "Barbarossa". Рис. Людер Аренхольд, 1905.
Gefion
"Gefion" и "Amazone".
Gefion
Капитан 5-й крепостной батареи в Эккернферде Юнгман.
Gefion
"Christian VIII" и "Gefion" в бою 5 апреля 1849, гравюра.
Gefion
"Eckernförde"
Gefion
"Gefion" и бриг "Rover"
Gefion
"Gefion"
Gefion
"Gefion" в конце службы.
Gefion
"Gefion" ещё под датским флагом.
Gefion
"Gefion"
ГЕФИОНА (сканд. Gefion, от исланд. gefa - давать) - в северной мифологии: строго девственная богиня, принимавшая в свое лоно всех умерших девицами; она почиталась также богиней плодородия земли.
Gefion
"Gefion"
Amazone
"Gefion" в качестве плавказармы.
Gefion
"Gefion" в бою 5 апреля 1849.
Eckernförde
"Eckernförde"
Gefion
"Gefion" в бою 5 апреля 1849.
Следующая страница - проект фрегата "Friedrich Wilhelm IV"
Предыдущая страница - северо-германский парусный фрегат "Deutschland"