

Железные закрытые корветы с полным парусным вооружением, уменьшенный и более бюджетный вариант типа "Leipzig", также временно обозначались как корабли III ранга.
Были довольно мореходными кораблями, имели большой снос при слабом ветре, плохую манёвренность, держали курс посредственно, сильно теряли скорость при ходе против волны. Хорошо ходили под парусами только при сильном ветре.
Все сначала не имели переднего мостика. "Stosch", "Gneisenau" и "Stein" как учебные корабли получили один прожектор на траверзе грот-мачты; позже на всех был установлен ещё один прожектор перед дымовой трубой на площадке в 9 м от КВЛ. "Blücher" как стационарный учебный корабль имел 250 т. балласта.
Схемы окраски:
Принята 21 июня 1867 г., изменена 28 января 1874 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
чёрный - всё, кроме указанного ниже |
белый - широкая полоса по уровню пушечных портов, тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения |
жёлтый - мачты, стеньги, реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы |
Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы |
белый - - широкая полоса по уровню пушечных портов, широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов |
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше |
деревянные части - лакированные с естественным цветом |
Принята 10 июня 1890 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах.
белый - практически всё, кроме указанного ниже. |
золотисто-жёлтый - широкая полоса на шканцах |
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для старых кораблей с такелажем в заграничном плавании.
белый - корпус до уровня капитанского мостика, позже до уровня фальшборта и капитанского мостика, позже до уровня полубака, а также орудия, башни и щиты |
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета) |
серо-синий - трубы, вентиляторы, мачты и т.п. |
с 15 апреля 1896 г.
труба красилась в жёлтый |
серо-синий заменён на чисто серый |
Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий
- всё |
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения |
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.
серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы |
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты |
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения |
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги |
Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.
белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты |
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета) |
S.M.S. Stosch

Корабль был заложен в 1876 г. на верфи Vulcan в Штеттине третьим в серии для замены корвета "Gaselle", спущен на воду в 1877 также третьим, но сдан флоту первым. Он был назван в честь генерала-адмирала Альбрехта фон Штоша, первого шефа немецкого императорского адмиралтейства.
После зачисления в строй и прохождения обучения, 1 апреля 1881 "Stosch" отправился в Восточную Азию, чтобы стать флагманом расположенных там немецких военных кораблей. 3 сентября 1881 он прибыл в Чифу и вошёл в состав вновь образованной Восточно-Азиатской эскадры. Коммодор Луис фон Бланк (Louis von Blanc) с 1881 по 1882 был одновременно командиром "Stosch" и командующим эскадры. В мае 1882 "Stosch" доставил немецкого посла в Китае, Макса фон Брандта, в Корею на переговоры для заключения первого немецко-корейского договора. 29 декабря 1882 он, вместе с корветом "Elisabeth", в ходе так называемой „сахарной войны“, высадил десантную партию в китайской гавани Амой и конфисковал должность "выпаривателя сахара", которую, в ходе таможенных пререканий, ранее конфисковали китайские власти у немецкого торгового агента.

В июне 1885 "Stosch" отправился в Порт-Луи (Маврикий), куда прибыл 5 июля и вошёл в состав вновь сформированной эскадры, которая должна была гарантировать немецкие интересы в Восточной Африке и добилась согласия султана Занзибара Баргхасха ибн Саида принять немецкий "протекторат" над Немецкой Восточной Африкой. До 17 августа "Stosch" был флагманским кораблём коммодора Пашена (Karl Paschen), затем прибыл контр-адмирал Эдвард фон Кнорр на однотипным корабле "Bismarck". После успешного окончания переговоров с султаном Занзибара "Stosch" завершил заграничную службу и вернулся в Германию.

Затем он служил как учебный корабль для курсантов военно-морского училища и юнг, долгое время также как флагманский корабль учебной эскадры. В осенних манёврах 1894 в составе 3-й дивизии изображал "немецкий" флот. При этом он предпринял много дальних заграничных походов и неоднократно применялся для защиты немецких интересов не только в представительной форме. В августе 1895 "Stosch" вошёл в состав посланной в Танжер (Марокко) корабельной группы, которая должна была обеспечить там выполнение требований Берлина после убийства 2 немецких торговых агентов. Крейсер входил в состав 3-й дивизии (2-я эскадра) во время осенних манёвров флота 1996 года.
30 января 1899 "Stosch" и "Charlotte" посетили Оран и стали первыми немецкими военными кораблями, которые зашли во французскую гавань после Немецко-французской войны 1870-1871 гг.
В ноябре 1899, во время вооруженного восстания Киприано Кастро против президента Венесуэлы Хоакина Креспо, "Stosch" под командованием капитана-цур-зее Альфреда Эрлиха прибыл в Пуэрто-Кабельо, чтобы защищать там немецкие интересы и граждан, однако, при обстреле и захвате города войсками Кастро не вмешивался. С декабря 1902 по январь 1903 "Stosch" снова был в Венесуэле, на этот раз в составе образованной 16 декабря Восточно-американской крейсерской эскадры коммодор Георга Шедера (Georg Scheder), который держал флаг на большом крейсере "Vineta". Совместно с британскими кораблями они блокировали венесуэльские гавани, чтобы вынудить президента Киприано Кастро к платежу долгов. По возвращении крейсер выполнял учебные рейсы в домашних водах, в частности, в августе 1903 посетил Берген.
"Stosch" был вычеркнут из списков военных кораблей 27 мая 1907 и в октябре 1907 был продан на слом нидерландской фирме.

01.1881 - 01.1882 |
капитан-цур-зее |
Louis von Blanc |
01.1882 - 11.1883 |
капитан-цур-зее |
Glomsda von Buchholtz |
11.18832 - 08.1885 |
капитан-цур-зее |
von Nostitz |
08 - 11.1885 |
корветтен-капитан |
Geissler |
11 - 12.1885 |
корветтен-капитан |
Otto von Diederichs |
12.1885 - 04.1889 |
капитан-цур-зее |
Franz Junge |
04 - 09.1891 |
капитан-цур-зее |
Otto Diederichsen |
04 - 09.1892 |
капитан-цур-зее |
Rudolf Rittmeyer |
05.1893 - 04.1894 |
04 - 07.1894 |
капитан-цур-зее |
Oscar von Schuckmann |
07.1894 - 09.1895 |
капитан-цур-зее |
Hugo von Schuckmann |
09.1895 - 04.1897 |
капитан-цур-зее |
August Thiele |
04 - 08.1898 |
капитан-цур-зее |
Curt von Maltzahn |
08.1898 - 04.1901 |
фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее |
Alfred Ehrlich |
04.1901 - 04.1903 |
фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее |
Georg Janke |
04.1903 - 03.1904 |
капитан-цур-зее |
Otto Mandt |
03.1904 - 03.1906 |
фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее |
Hartwig von Dassel |
03.1906 - 04.1907 |
капитан-цур-зее |
Franz von Holleben |
|
S.M.S. Moltke

Корабль был заложен в 1875 г. на императорской верфи в Данциге вторым в серии, для замены корвета "Arcona". Спущен на воду в 1877 четвёртым, но сдан флоту вторым. Он был назван в честь фельдмаршала Хельмута Мольтке, главнокомандующего германской армией в германо-французской войне 1871-1872 гг.
16 апреля 1878 корабль вступил в строй. "Moltke" совершил несколько крупных походов в качестве активного фрегата: в 1881 году - в Южную Америку, в 1882 году на о. Южная Джорджия, куда доставил научную экспедицию, а в 1885 году - в Атлантический океан.
_01.jpg)
В 1889-1990 годах корабль был перестроен в учебный для кадетов и юнг, после чего продолжил заграничные походы: 1891 - в Центральную и Северную Америку, 1893 - в Средиземное море с остановками в Корфу, Аббасии, Фиуме, Поле и Венеции. В 1894 г. корабль участвовал в осенних манёврах - в составе 3-й дивизии изображал "немецкий" флот. 1896 год начался очередным походом в Средиземное море, затем крейсер входил в состав 3-й дивизии (2-я эскадра) во время осенних манёвров флота. В 1898 году "Moltke" снова отправился в Вест-Индию и в январе 1899 года побывал на Кубе. После короткого пребывания в Киле он отправился в Вест-Индию и посетил Рио-де-Жанейро в Бразилии.

С 10 по 20 января 1900 года учебное судно стало первым немецким военным кораблём, посетившим Новый Орлеан. В сентябре 1900 года "Moltke" снова отправился в Средиземное море, приняв участие в церемонии, посвящённой памяти десантного сражения в Трес-Форкасе 7 августа 1856 года. В начале декабря 1900 года корабль посетил Бейрут, который в то время принадлежал Османской империи, и передал турецкому правителю от имени императора Вильгельма II ценный венок для могилы султана Саладина. С сентября по декабрь 1901 корабль входил в Восточно-Американскую крейсерскую эскадру. Последний большой поход в 1907/08 гг. снова вёл в Вест-Индию и в Рио-де-Жанейро. Когда корабль прибыл в Киль 23 марта 1908 года, его активная служба закончилась. Он был исключён из списка военных кораблей и использовался далее, как плавучая школа для мичманов и юнг.

24.10.1910 крейсер переименовали в "Acheron", так, как его прежнее имя понадобилось новому большому крейсеру. Блокшив прослужил всю Первую мировую войну в качестве плавбазы ПЛ в Киле. 7 июля 1920 корпус был продан, планировалась его перестройка в мишень для ПЛ, но от реконструкции отказались и отправили корабль на слом.
S.M.S. Bismarck
Корабль был заложен в 1875 г. на верфи "Norddeutsche Schiffbau AG." в Киле как головной, под бюджетным обозначением "закрытый корвет B". Спущен на воду в 1877 первым, но сдан флоту только третьим. Корабль был крещён 25 июля 1877 адмиралом Штошем и назван в честь Отто фон Бисмарка, первого рейхсканцлера Германской Империи.
27 августа 1878 корабль был зачислен на службу и проходил испытания с командиром капитаном-цур-зее Дайнхардом, а уже 22 ноября вышел в первый поход в заокеанские страны - в Монтевидео / Уругвай. С 12 по 20 января 1879 "Bismarck" прошёл Магелланов пролив и направился дальше в южный Тихий океан. Там он проводил промеры глубин глубоководной зоны моря. Затем корвет заходил на острова Таити и посетил Раятею. Там, кроме всего прочего, офицеры экипажа нанесли визит к королевской семье и заключили договор о дружбе с королевой этого архипелага, чтобы другие государства не смогли эти острова аннексировать. Позже корабль пошёл дальше к островам Бора-Бора и Гуахине.
10 мая 1879 "Bismarck" достиг Апиа на Самоа. Между 1847 и 1861 там были открыты немецкое, британское и американское консульства, и уже вскоре экономические и политические интересы 3 наций столкнулись. Местные вожди были втянуты в противостояние и настраивались друг против друга. "Bismarck" сменил "Ariadne", который вместе с "Albatross" отправился в Сидней, и 22 мая 1879 вышел в поход вокруг островов Самоа, чтобы разведать ближайшие острова.
После возвращения "Albatross" 30 июля, "Bismarck" 8 августа 1879 направился в Сидней для ремонта. Кроме того, он должен был там представлять Немецкую империю на всемирной выставке. Уже в пути его достиг безотлагательный отзыв на Самоа, где снова появилась угроза немецким экономическим интересам.
Вновь назначенный генеральный консул на тихоокеанских островах, капитан-цур-зее Зембш (Zembsch), после временного пребывания в Тонгатабу (острова Тонга), 1 ноября 1879 поднялся на борт и был доставлен в Апиа, куда в это время уже прибыл "Albatross". После похода для пополнения запасов угля в Левуку на острове Офалау (Фиджи), генеральному консулу, консулу Веберу и командиру "Bismarck" удалось достичь нового соглашения, в ходе которого вождя Малиетоа признали руководителем всех самоанцев, что в конец озлобило их, вызвало неуважение к заключенным с Немецкой империей договоров и привело к гражданской войне.
Тем временем на Самоа была также послана канонерская лодка "Nautilus". Непривычный климат вызвал на "Bismarck" 8 человеческих жертв и вынудил адмиралтейство отозвать корабль. 26 января 1880 он покинул Апиа. После выхода из Левкуки "Bismarck" попал в сильный шторм и получил такие повреждения, что вынужден был зайти в Сидней на ремонт. Теперь, однако, корабль смог представлять Германию на всемирной выставке, а экипаж - посетить город Сидней.
Между тем адмиралтейство решило изменить путь возвращения домой, чтобы в случае чего поддержать бронированный корвет "Hansa" во время "селитровой" войны на западном побережье Южной Америки. После посещения перуанских и чилийских гаваней с 26 мая по 12 июля 1880 "Bismarck" 18 июля 1880 покинул Чили, из-за бури перед Магеллановым проливом должен был обогнуть мыс Горн. Через Порт-Стэнли на Фолклендских островах и Плимут он 30 сентября 1880 прибыл в Вильгельмсхафен и 14 октября 1880 был выведен из компании.
С 1881 по 1883 "Bismarck" находился на Императорской верфи в Вильгельмсхафене на модернизации, где на нём были установлены торпедные аппараты.
В 1884 была образована Западноафриканская крейсерская эскадра из кораблей "Bismarck", "Gneisenau", "Ariadne", "Olga" и "Möwe". Командующим эскадрой назначили контр-адмирала Кнорра, 15 октября он поднял флаг на "Bismarck".
19 мая 1884 рейхсканцлер Отто фон Бисмарк поручил немецкому генеральному консулу в Тунисе, доктору Нахтигалю, отправиться в Западную Африку, чтобы принять "... проживающих там немцев под немецкую защиту". Инструкция относилась к береговой полосе между дельтой Нигера и Габоном, в частности, область рядом с испанским островом Фернандо По, устье реки Камерун до мыса Сент-Джон. В приказе говорилось, что учреждение управления, а также гарнизона немецких войск не запланировано. 11 июля 1884 в Бимбии (позже Камерун) был подписан первый защитный договор. После того, как агенты фирм "Woermann" и "Jantzen & Thormählen" провели подготовку, доктору Нахтигалю и его провожатому, имперскому комиссару доктору Бухнеру, удалось подписать защитный договор с королями Белл и Аква, которые вследствие английского влияния до сих пор были против. 14 июля в деревнях Белл, Аква и Дидотаун, в присутствии "Möwe" был торжественно поднят немецкий флаг. Великобритания опоздала на несколько дней, несмотря на то что ещё в 1882 предложила своё покровительство, на что аборигены, однако, не ответили.
В течение следующих недель и месяцев доктором Бухнером были заключены другие договоры во внутренней части и на юге Камеруна. Отношения владения и суверенные права среди вождей побережья были очень сложными, это приводило к конфликтам со старыми колониальными державами Великобританией и Францией. 18-22 сентября 1884 дело дошло до восстания против прогерманского короля Белл, вызванного британскими торговыми агентами. Восстание было подавлено десантными группами военных кораблей "Bismarck" и "Olga" под командой адмирала Кнорра, после штурма Йоссплатте, где окопались мятежники. В ходе боя погиб агент фирмы "Woermann" Пантениус.
Согласно различным договорам с Францией и Великобританией Камерун в 1884 стал немецкой колонией.
В августе 1885 "Bismarck" был отправлен на усиление Восточно-африканской крейсерской эскадры у Занзибара. Там эскадра вынудила султана Баргхасха ибн Саида дать согласие на немецкий "протекторат" над Немецкой Восточной Африкой.
К новому году в 1885/86 образовалось нечто вроде "летучей" эскадры крейсеров, которая попеременно должна была обслуживать различные станции заокеанских стран. Основу этой эскадры составили корабли прежней Восточноафриканской крейсерской эскадры и их флагманский корабль "Bismarck". В январе 1886 корабль перешёл на Восточно-Азиатскую станцию, где стал флагманом вновь образованной крейсерской эскадры.
"Bismarck" предпринимал походы в Африку, Азию, Австралию и Океанию, в 1886 его экипаж принимал участие в торжественном поднятии флага в Виту (немецкая колония с 1885 по 1890).
В июле 1888 прибыл приказ возвращаться домой. В августе "Bismarck" прибыл в Вильгельмсхафен и 1 сентября 1888 был выведен из кампании. 21 сентября 1891 "Bismarck" исключили из списков военных кораблей после всего лишь 12 лет активной службы. Это произошло непосредственно после спора между императором Вильгельмом II и Отто фон Бисмарком. Бисмарк был очень рассержен на это и рассматривал консервацию корабля с его именем как личное оскорбление.
Корпус корабля долго использовался как жилой блокшив в Вильгельмсхафене и был сдан на слом лишь в 1920 г. в Рюстрингене.
25 сентября 1897 в Киле имя Fürst Bismarck получил первый немецкий броненосный крейсер.
27.08.1878 - 14.10.1880 |
корветтен-капитан / капитан-цур-зее |
Karl August Deinhard |
2 - 13.08.1883 |
корветтен-капитан |
Friedrich von Levetzow |
4.10.1884 - 09.1885 |
капитан-цур-зее |
Guido Karcher |
09.1885 - 08.1888 |
капитан-цур-зее |
Franz Kuhn |
04 - 06.1888 |
капитан-лейтенант (и.о.) |
Gustav Schmidt |
06 - 09.1888 |
корветтен-капитан |
Ernst Aschmann |
|
S.M.S. Blücher

Корабль был заложен в 1876 г. на верфи "Norddeutsche Schiffbau AG." в Киле под бюджетным обозначением "закрытый корвет С". Спущен на воду в 1877 вторым в серии, но сдан флоту только четвёртым. Корабль был крещён 20 сентября 1877 и назван в честь Гебхарда фон Блюхера, прусского генерала-фельдмаршала, участника наполеоновских войн.

Введен в состав ВМС Германии 21 декабря 1878 сразу как учебный корабль, с 10 августа 1880 - опытовое и учебно-торпедное судно (Torpedo-Versuch- und Schulschiff), в 1892 модернизирован на верфи "Kaiserliche Werft" в Киле. Орудия были демонтированы (по другим данным они не устанавливались с самого начала) и сокращён рангоут. На нижней палубе были установлены торпедные трубы диаметров 35 и 45 см, частично над, частично под ватерлинией. Они служили для обучения матросов, унтер-офицеров и офицеров использованию торпед.


"Blücher" базировался в Киле и предпринимал учебные походы в Кильской бухте и Фленсбургском фьорде. С 1882 по 1901 (?) тендером учебного корабля был монитор-брандвахта Arminius. Использовался в качестве флагманского корабля во время осенних маневров флота 1896 г. (адмирал Кнорр), осенних маневров флота 1897 г. (вице-адмирал Кестер), осенних маневров флота 1898 г. и осенних маневров флота 1899 г..

С сентября 1906 "Blücher" использовался, как учебный блокшив и плавучая казарма (Lehr- und Wohnhulk) в Мюрвике. 6 ноября 1907 тяжело поврежден в результате взрыва котла, при этом погибли несколько человек. Вскоре после этого, 29 февраля 1908 г., корабль был исключён и в 1909 продан частной компании в Роттердаме за 142.000 марок, которая перепродала корабль в Виго, где далее он использовался в качестве угольного склада (Kohlenhulk), пока не был разобран.
S.M.S. Gneisenau

Корабль был заложен в 1877 г. на императорской верфи в Данциге под бюджетным обозначением "закрытый корвет D", спущен на воду в 1879 пятым в серии. Корабль был крещён 4 сентября 1879 и назван в честь Августа Вильгельма Гнейзенау, прусского генерала и военного реформатора.
"Gneisenau" был введён в строй в 1880 году и служил для обучения подрастающего поколения офицеров в качестве учебного корабля кадетов. В 1882-1886 гг. он предпринял несколько заграничных походов.
В августе 1882 корабль находился в восточном Средиземном море. Там из за восстания Ахмада Ураби-Паши находились под угрозой немецкие граждане и экономические интересы. В египетских водах также присутствовали "Nymphe", "Habicht", "Möwe" и "Cyclop".
Далее последовал поход в 1884 к Камеруну, в 1884-1885 крейсер находился в составе восточно-африканской крейсерской эскадры. В 1885 в Сиднее отмечены случаи дезертирства. В 1886 году "Gneisenau" вернулся на родину и с 1887, после ремонта, использовался как учебный корабль для кадетов и юнг, в осенних манёврах 1894 в составе 3-й дивизии изображал "немецкий" флот. Крейсер входил в состав 3-й дивизии (2-я эскадра) во время осенних манёвров флота 1896 года.
16 декабря 1900 после аварии машины крейсер был выброшен ураганом на портовый мол в Малаге (Испания) и затонул (36°42 N / 04°26 W). Погиб 41 человек, в том числе командир капитан-цур-зее Кретск и старший офицер. Торчащие над водой разрушенные мачты корабля были видны еще много лет.
S.M.S. Stein

Корабль был заложен в 1878 г. на верфи "A. G. Vulcan" в Штеттине, последним в серии, для замены корвета "Hertha". Спущен на воду в 1879 также последним в серии. Корабль был крещён 14 сентября 1879 и назван в честь Генриха Штейна, прусского и немецкого государственного деятеля.
"Stein" вошёл в строй 3 октября 1880 г., с 1884 использовался как учебный корабль для мичманов (4jährig-Freiwillige), до 1888 находился в заграничных плаваниях, как флагманский корабль 3-й дивизии изображал "немецкий" флот в осенних манёврах 1894. Крейсер входил в состав 3-й дивизии (2-я эскадра) во время осенних манёвров флота 1896 года.
С 1897 - учебный корабль для курсантов военно-морского училища и юнг. Один из наиболее известных курсантов, проходивших обучение на этом корабле, был будущий адмирал Вильгельм Канарис.
С 1899 находился в резерве, но с октября 1901 по январь 1902 - в Восточно-Американской крейсерской эскадре.
C 21 мая 1908 - жилой блокшив в Вильгельмсхафене, в 1920 слом в Вильгельмсхафене.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982. |
2 |
Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998. |
3 |
Hans H. Hildebrand, Albert Röhr, Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe: Biografien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. 10 Bände, Köhler, Herford 1973. |
на русском |
4 |
Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006. |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
последнее обновление: 15.06.2022
