ОглавлениеКрейсера → Торпедное авизо "Zieten"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

торпедный пароход I класса, авизо (Torpedofahrzeug I. classe, Aviso)

 Zieten 


Германия, 1876 г. 1 ед. (британский проект 1875 г.)

 

*
Zieten
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Zieten <Thames Iron Works>, Блэквелл, Лондон 1875 использовался как торпедо-испытательное судно и тендер, с 1881 авизо, с 1899 крейсер охраны рыболовства, с 08.1914 в портовом дивизионе Яде, 6.12.1919 исключён, 18.04.1921 продан за 655 тыс. DM, слом в Вильгельмсхафене.
9.03.1876
1.08.1876
ТТХ
Водоизмещение нормальное 1001 т
полное 1170 т
регистровое 716 брт, 322 нрт
Размерения длина ВЛ 69,50 м
полная 79,40 м
ширина 8,56 м
осадка носом 3,8 м
кормой 4,63 м
1 см осадки = 4,4 т
высота борта на миделе 5,64 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 3,05-2,75 м
1 МО 2 горизонтальных 2-цилиндровых ПМ двойного расширения "J. Penn & Sons", Гринвич, 171 об/мин.
1 КО 6 цилиндрических ПК "J. Penn & Sons" (12 топок, 5,33 атм, 716 м²),
с 1891 "Kaiserl. Werft", Киль (12 топок, 5,33 атм, 699 м²)
мощность проектная 2000 л.с.
паруса шхуна, 355 м², позже только гафельный опорный парус
Ходовые данные скорость проектная 16 уз.
на испытаниях в Англии 16,3 уз. при 2376 л. с.
на испытаниях в Германии 15,9 уз. при 1807 л. с.
запас топлива 120/130 т. угля
дальность плавания со скоростью 9 уз. 1770 миль
Экипаж 94 чел. (6 офицеров, 88 матроса),
позже 106 чел. (7 офицеров, 99 матроса)
как крейсер охраны рыболовства 111 чел. (7 офицеров, 104 матроса)
Дополнительные данные корпус железный, набор по поперечной схеме, 8 отсеков.
электроснабжение (позже) 1 динамо-машина х 10 кВт, 67 В
управление 1 руль
плавсредства 1 катер, 2 яла, 1 шлюпка, в разное время мог брать 1 паровой катер и/или 2 паровых шлюпки
кренящий момент 1569 мт
цена 1 млн. 635 тыс. M
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально с 1878 с 1881 с 1897 с 1900
------ 2 - 120 мм пушки 6 - 37 мм револьверных пушек 6 - 50 мм/40 [864 снаряда], 6200 м 4 - 50 мм/40
2 ТА - 381 мм: 1 носовой (подводный, с 1878 палубный поворотный), 1 кормовой (подводный) [10 торпед "Whitehead"] ------ мог брать 49 мин



 

 

До середины 1870-х годов прусский флот экспериментировал только с несколькими торпедными кораблями, которые были оснащены старыми шестовыми минами. В 1869 году флот отправил корветтен-капитана Александра фон Монтса в Австрию для изучения новых торпед Уайтхеда. В 1872 году главнокомандующий имперским флотом Альбрехт фон Штош в рамках программы развития флота утвердил план разработки торпедного оружия. В 1873 году он назначил Монтса ответственным за программу, которая предполагала не только постройку миноносок для прибрежных районов, но и более крупные суда, способные действовать в открытом море. В том же году Штоша объявил тендер на новые торпедные катера и корабли.

Поскольку у немецких фирм не было опыта строительства кораблей этого типа, в 1875 военно-морской флот разместил заказ на "торпедный корабль" (Torpedoschiff) на британской фирме "Thames Iron Works", которая должна была построить корабль по своему собственному проекту. Новое судно, названное "Zieten" в честь командующего кавалерией 18-го века Ганса Иоахима фон Цитена, стал последним крупным военным кораблем, приобретенным немецким флотом на иностранной верфи. Покупка была сделана в виде исключения и с личной санкции рейхсканцлера Бисмарка, поскольку в Германии с целью поддержки отечественной кораблестроительной промышленности действовал запрет на постройку боевых кораблей за границей.

Элегантный яхтенный силуэт этого суперминоносца скрадывал его внушительные размеры. Две паровые машины общей мощностью 2000 л.с. обеспечивали ему прекрасный для того времени ход в 16 узлов. Вооружение состояло из двух подводных 380-мм торпедных аппаратов, установленных в штевнях и способных стрелять строго по диаметральной плоскости корабля в нос и в корму. Предусматривалась возможность перезарядки торпед — их имелось по пять на каждый аппарат. Артиллерии поначалу не было вообще; позже появились шесть 50-мм пушек. Помимо запланированной роли в качестве тендера-лидера для миноносок, он также предназначался для использования в качестве испытательной платформы для новых самоходных торпед.

В целом "Zieten" оказался весьма неплохим судном — скоростным и мореходным, но его размеры, близкие к тогдашним крейсерам, адмиралы посчитали чрезмерными, а стоимость — очень высокой. Будучи преемником так называемых "минных пароходов" и прототипом вскоре появившихся торпедных канонерских лодок и минных крейсеров, "Zieten" так и остался в единственном экземпляре, хотя конструкция корабля послужила основой как для более поздних немецких авизо, так и для всех последующих легких крейсеров, а также вдохновиал на создание множества иностранных проектов, в частности французских, итальянских и австрийских.

Корабль обладал хорошей мореходностью, имел мягкую качку, хорошо входил на волну, но в плохую погоду принимал на палубу опасно большое количество воды. Маневрировал и держал курс хорошо, но при свежей погоде заметно хуже, был очень легко построен! Носовой торпедный аппарат был защищён откидной нижней частью форштевня.

Первоначально "Zieten" имел только небольшой мостик впереди, в 1881 г. он получил боевую рубку с компасом, в 1899 г., была добавлена штурманская рубка перед трубой.

Основное вооружение сперва состояло лишь из пары 38-сантиметровых торпедных аппаратов. Оба были утоплены в корпусе, один в носу и один в корме и имели общий боезапас в десять торпед Уайтхеда. Это мощное вооружение в сочетании с высокой скоростью и маневренностью корабля сделало его грозным для того времени. В 1878 году передний торпедный аппарат был перемещен в поворотную установку на палубе и установлены два 12-сантиметровых орудия. В 1881 они были заменены на шесть револьверных скорострелок. Позже устаревшие торпедные аппараты были сняты, и авизо было перевооружено шестью 5-сантиметровыми орудиями SK L/40, хотя позже два из них в 1899-1900 были сняты, но при этом "Zieten" был оборудован для постановки морских мин и мог брать их на борт 49 штук.

Схемы окраски:

Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и тонкая полоса по всей длине корпуса около ВП, тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ.
жёлтый - мачты, стеньги, реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы.

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения

 


Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

ТОРПЕДО-ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ 1876-1880

"Zieten" был заложен в 1875 г. и спущен на воду 9 марта 1876 г. Она был завершён 15 июля 1876 г. и введен в состав немецкого флота 1 августа. Командование кораблем принял корветтен-капитан Франц Менсинг (Franz Mensing). На момент ввода корабля в строй в качестве старшего офицера в первом экипаже служил будущий адмирал Отто фон Дидерихс (Otto von Diederichs). Через десять дней "Zieten" прибыл на немецкую военно-морскую базу в Вильгельмсхафене, по пути проведя ходовые испытания в Северном море. По прибытии корабль поставили на верфь для дооборудования и вооружения. Дидерихс руководил установкой торпедных аппаратов, а также оборудованием погреба для хранения торпед. Работы продлились до сентября, что помешало "Zieten" участвовать в ежегодных учениях флота в августе-сентябре. Вместо этого в середине сентября его отправили в школу подготовки торпедистов во Фридрихсорте. Он оставался там до 17 ноября, когда корабль перевели в Киль для вывода из эксплуатации на зиму. В марте 1877 года Дидерихс вернулся на корабль и подготовил его к службе в учебном сезоне. Корабль был готов к боевой службе 11 июня 1877, после чего провел дальнейшие ходовые испытания и торпедную подготовку.

Когда в июне 1877 года "Zieten" поступил на службу, Дидерихса сменил капитан-лейтенант Альфред фон Тирпиц (Alfred von Tirpitz), который руководил испытаниями торпед, пока не был назначен в Торпедную школу в Киле. Тем временем Дидерихс подготовил в качестве тендера старую канонерскую лодку "Scorpion". 18 сентября они участвовали в первом крупном испытании новых торпед Уайтхеда в военно-морском флоте Германии, за которым наблюдал Штош. Во время учений "Zieten" нанес три попадания в неподвижную цель, одно из которых с расстояния 730 м, что было признано большим успехом. После завершения маневров 2 октября "Zieten" был переведен в резерв на зиму. Анализ испытаний показал, что торпедный аппарат, установленный в носовой части, был неудовлетворительным, и поэтому в январе 1878 года Дидерихсу было поручено изменить его конструкцию. Дидерихс переместил носовой аппарат на поворотную установку на палубе и добавил два 12-сантиметровых орудия, чтобы обеспечить защиту от небольших боевых кораблей. Ремонтные работы были завершены к 16 апреля 1878 года, что позволило Тирпицу 6 мая взять на себя командование кораблем. Он служил командиром корабля до августа 1880 года. Тирпиц, как командующий немецкой флотилией миноносцев, тогда решительно выступал за развитие торпедных кораблей вместо флота линкоров.

После того, как корабль вернулся в строй в мае 1878 года, он провел эксперименты в районе Фридрихсорта, а затем начал обучение моряков использованию торпед, которые военно-морской флот намеревался установить на борту более крупных судов. 13 мая "Zieten" присутствовал при спуске на воду нового броненосца "Bayern", а после этого провел демонстрацию торпед для членов рейхстага, которые наблюдали за ней с борта авизо "Grille". "Zieten" торпедировал и потопил небольшую шлюпку, а затем провел испытания на более крупных судах с деревянным и с усиленным железом корпусами. Демонстрации привели к планам размещения торпедных аппаратов на броненосцах флота, хотя приоритет отдавался разработке самих торпед. "Zieten" был списан на зиму 3 октября.

5 мая 1879 года "Zieten" снова был введён в строй для обычных тренировок и экспериментов. В том-же году 26 июня он потопил двумя торпедами старое авизо "Preußischer Adler". 7 октября "Zieten" был выведен из эксплуатации на зиму и снова введен в строй 3 мая 1880 года, а 28 июля во время маневров с флотом в присутствии наследного принца Фридриха Вильгельма торпедировал и потопил старый колесный пароход "Barbarossa". Испытания проводились у Хайкендорфа, "Zieten" шёл полным ходом и выпустил торпеду с расстояния 400 м. В августе Тирпица на посту командира корабля сменил капитан-лейтенант Макс фон Фишель (Max von Fischel). 15 октября 1880 "Zieten" снова был поставлен на зимовку. После этого корабль был выведен из числа учебно-испытательных, так как его заменил в этой роли для специальнло переоборудованный новый винтовой корвет "Blücher".

АВИЗО 1881-1892

"Zieten" подвергся капитальному ремонту, в ходе которого артиллерию заменили на 6 револьверных скорострелок, появилась надстройка в центре с рубкой и прожектор на площадке перед фок-мачтой. Корабль был вновь введен в строй 27 июня 1881 года под командованием капитана-лейтенанта Вильгельма Бюкселя (Wilhelm Büchsel), а 16 августа "Zieten" был переклассифицирован в авизо. 17 сентября корабль присутствовал на военно-морском смотре, проведенном для кайзера Вильгельма I, во время которого на борт подымался генерал-фельдмаршал Гельмут фон Мольтке. 1 октября "Zieten" отправился в короткий поход в Альсен. 20 октября корабль снова был выведен из эксплуатации.

14 августа 1882 года "Zieten" был снова введен в строй, теперь им командовал корветтен-капитан Карл Барандон (Carl Barandon). Пять дней спустя корабль присоединился к крейсерской эскадре, состоявшей из корветов "Gneisenau" и "Nymphe", авизо "Loreley" и канонерской лодки "Cyclop", для действий в Средиземном море. Корабли присутствовали во время британской бомбардировки Александрии в августе 1882 года - они отправили на берег людей для защиты посольства Германии вместе с немецкой больницей. "Zieten" дежурил в Александрии до 30 сентября, когда ее сменила канонерская лодка "Habicht", хотя авизо задержалось ещё в этом районе, до 14 октября, когда ситуация успокоилась. В тот день оно отбыло в Германию, на обратном пути остановливаясь в многочисленных средиземноморских портах и прибыло в Киль 15 ноября. Там через десять дней корабль снова вывели из компании.

В течение следующих трех лет корабль не использовался, а 15 ноября 1885 года был назначен авизо резервной дивизии, хотя при этом оставался в нерабочем состоянии. "Zieten" был повторно активирован лишь 30 июля 1886 года для участия в маневрах флота 1886, которые проводились в Северном и Балтийском морях, а 29 сентября снова был выведен из эксплуатации. Большую часть 1887 года он провел в сухом доке, чтобы заменить котлы, а с конца января до конца февраля 1888 года проводил ходовые испытания. В мае 1888 "Zieten" вернулся на действительную службу в состав I дивизии учебной броненосной эскадры, теперь под командованием корветтен-капитана Оскара Клаусы (Oscar Klausa). В июле "Zieten" присоединился к эскадре кораблей, соаповождающих только что коронованного кайзера Вильгельма II в туре по балтийским портам, который включал визит к царю России Александру III. После осенних маневров флота 1888 20 сентября авизо было выведено из кампании. В следующий раз корабль был введен в строй 1 мая 1889 года, и в том же году снова присоединился к учебной эскадре, сопровождавшей Вильгельма II во время визита в Соединенное Королевство. Его действительная служба завершилась после учений флота 1889 года, теперь в составе II дивизии, и 19 сентября он был выведен из кампании. Период службы в 1890 г. длился со 2 мая по 1 октября, в течение которого он принимал участие в обычных учениях с остальным флотом, прерванным с 9 по 26 июля еще одним круизом Вильгельма II, на этот раз в Норвегию, и закончились объединенными маневрами флота и девятого корпуса армии в сентябре 1890, где "Zieten" был посыльным судном при I дивизии броненосцев практической эскадры, которая изображала российский флот, блокирующий Киль.

В следующий раз "Zieten" был введен в строй 1 мая 1891 года для еще одного тренировочного цикла, который продлился до 25 сентября. В этот период командиром корабля служил корветтен-капитан Луи Ридель (Louis Riedel). 26 июня "Zieten" был отправлен на помощь броненосцам "Kaiser" и "Deutschland", севшим на мель на мелководье Путцигер-Вик. В ночь с 8 на 9 августа старший помощник и врач корабля утонули в аварии со шлюпкой у Соппота. "Zieten" вернулся на службу 30 апреля 1892 года под руководством корветтен-капитана Эмиля Фрайхера фон Линкера (Emil Freiherr von Lyncker) и был приписан к I дивизии маневренного флота. Эта служба, включая летние маневры флота 1892 продлилась до 30 сентября, когда корабль снова был выведен из эксплуатации.

На этом закончился второй крупный период активной службы "Zieten" - в течение следующих пяти лет он не использовался, пройдя за это время очередную серьёзную модернизацию, в ходе которой торпедные аппараты демонтировали, а револьверные пушки заменили на более крупные 50-мм скорострелки. Значительно изменила внешний вид: появилась средняя надстройка во всю ширину корпуса (на расстоянии 27,0 - 39,0 от кормы), на её переднем крае - новый мостик, на рубке - компасная площадка, штурманская рубка перед дымовой трубой, труба с кожухом до 5,5 м от КВЛ, длинная паровыпускная трубка, передний и задний мостики размещены отдаленно, на переднем - площадка с прожектором в 6 м от КВЛ. Фок-мачта - с временной грузовой стрелой.

ОХРАНА РЫБОЛОВСТВА 1897-1914

В следующий раз "Zieten" был введен в кампанию 16 марта 1897 года для службы в качестве судна защиты рыболовства, сменив в этой роли "Meteor". Он служил в этом качестве в течение следующих семнадцати лет, ходя на север до Исландии, на запад до Ла-Манша, а также в Скагеррак и Каттегат. Он защищал немецких рыбаков в спорах с другими странами и приходил на помощь терпящим бедствие немецким и иностранным судам. При этом он часто принимал участие в традиционных осенних манёврах флота в составе вспомогательного соединения. В зимние месяцы, когда рыболовные суда обычно не работали, "Zieten" стоял на приколе в Вильгельмсхафене с сокращенным экипажем.

Корабль начал патрульную службу 6 апреля 1897 года, а в начале июня провел учебную работу с Немецкой ассоциацией морского рыболовства, чтобы обучить моряков морскому праву, управлению и медицинским процедурам, подготовить их к жизни в море. 20 июня "Zieten" присутствовал на парусной регате в устье Эльбы. После этого судно посетило Остенде в Бельгии для совещания с командирами кораблей охраны рыболовства нескольких других стран, включая британский "Hearty", бельгийский "ille D'Ostende", датскую канонерку "Groensund", голландскую канонерку "Bonaire" и французский "Ibis", которое длилось с 30 июня по 5 июля. Главной темой обсуждения стала унифицированная система сигнализации для рассматриваемых судов. 22 сентября "Zieten" прибыл на ремонт в Вильгельмсхафен и оставался там до начала октября. В это время для патрулирования зоны рыболовства его заменял малый крейсер "Pfeil". "Zieten" был списан на зиму 29 ноября 1897.

В 1898 году военно-морской флот планировал большой поход в Северный Ледовитый океан, но "Zieten" для этого похода не подходил, поэтому его экипаж перевели на винтовой корвет ""Olga"". В том же году "Zieten" был назначен диспетчерским судном резервной эскадры Северного моря, наряду с кораблями береговой обороны "Beowulf и Frithyof, но при этом оставался вне службы до конца года. 16 марта 1899 года корабль был введен в строй для очередного одного патрулирования рыболовных угодий в Северном море и Атлантике, командиром в это время был корветтен-капитан Хартвиг фон Дассель (Hartwig von Dassel). 24 мая 1899 "Zieten" остановил британское рыболовное судно "Prome", которое незаконно вело лов рыбы у берегов Амрума, арестовал офицера и четырех матросов и доставил их в Вильгельмсхафен, где они были переданы полиции. Авизо вернулось в Вильгельмсхафен 19 августа 1899 для капитального ремонта котлов, после чего корабль присоединился к маневрам флота 1899, проводившимся на Балтике. 30 ноября он был снова выведен из кампании в Вильгельмсхафене.

В 1900 году корабль не служил из-за еще одной крупной перестройки. Количество пушек сократили до 4, но разместили устройство для постановки мин, которых корабль мог принять на палубу 49 штук.

"Zieten" был снова введён в строй 15 марта 1901 года, и с помощью недавно построенного рыболовного траулера приступил к исследованию у берегов Исландии, чтобы определить лучшие места и время для ловли рыбы. 2 августа экипаж авизо отпраздновал 25-летие корабля с момента его первого ввода в строй. Во время крупномасштабных маневров 1901, проводимых совместно с армией, "Zieten" служил конвоиром группы войсковых транспортов, перевозивших IX корпус армии в Амрум.

В 1902 году "Zieten" продолжал выполнять свои обычные обязанности по охране рыболовства при поддержке старой канонерской лодки "Bremse". В этот период кораблем командовал старший лейтенант-цур-зее Пауль Бётке (Paul Boethke). 27 июня вместе с броненосцами "Baden" и "Württemberg" корабль принял участие в учениях по высадке морского десанта на острове Боркум. В сентябре "Zieten" участвовал в заключительных учениях во время ежегодных маневров флота 1902. Следующие несколько лет прошли в относительно спокойной службе в рыбоохране. Начиная с 1903 года для поддержки корабля в рыболовных патрулях использовались миноносцы. "Zieten" присоединился к флоту для ежегодных учебных маневров 1905 в середине августа 1905 года. С октября 1905 года по сентябрь 1906 года, в том числе в составе вспомогательного соединения на манёврах флота 1906 кораблем командовал корветтен-капитан Карл Веддинг (Carl Wedding).

"Zieten" снова участвовал в учениях флота 1907 с 25 августа по 7 сентября 1907, на этот раз в составе отряда кораблей снабжения. Он также принимал участие в маневрах 1908 года, которые длились с 31 августа по 12 сентября. После завершения учений командование судном принял корветтен-капитан Фридрих фон Бюлов (Friedrich von Bülow), прослужив в этой роли до сентября следующего года. 11 октября 1908 года неблагоприятным ветром были унесены в Северное море несколько воздушных шаров, участвовавших в гонке Гордона Беннета, и "Zieten" участвовал в спасательных работах. Она повторил свою роль в составе соединения снабжения во время маневров флота 1909 года, которые длились с середины августа по 5 сентября. 3 декабря 1909 "Zieten" с миноносцем S.61 искали несколько рыбацких лодок, пропавших без вести во время сильного зимнего шторма.

Осенью 1910 года "Zieten" был поставлен на капитальный ремонт. Вернувшись в строй в 1911 году с установленным беспроводным телеграфом, начиная с 10 апреля он участвовал в экспериментах по установлению связи с рыболовными судами. В 1912 году, когда кораблем командовал корветтен-капитан Эрих фон Цеппелин (Erich von Zeppelin), он задержал несколько британских судов, незаконно ловивших рыбу в территориальных водах Германии. В мае 1914 года его команда арестовала другое британское рыболовное судно.

ТЕНДЕР 1914-1919

После начала Первой мировой войны в конце июля 1914 года Цитен был мобилизован в составе сил береговой обороны Германии. 1 августа он был приписан в качестве тендера к дивизиону береговой охраны Яде / Везер, где прослужил до июля 1918 года, когда стал лидером флотилии группы патрульных кораблей, базировавшихся на Эльбе. В ноябре 1918 года Германия согласилась на перемирие, положившее конец войне, а в следующем месяце экипаж "Zieten" был сокращен.

Корабль оставался в строю до 1919 года и, начиная с января, совершил несколько рейсов в Северном море. Они включали в себя выполнение функций лоцмана при плавучем маяке, стоявшем на южной стороне Доггер-Банки и сопровождение 14-й группы подводных лодок на пути к сдаче в Гарвиче, Британия. "Zieten" был выведен со службы 5 июля 1919, почти через сорок три года после первого ввода в строй, и таким образом он стал вторым по продолжительности службы кораблём Имперского германского флота после авизо "Grille". "Zieten" был исключен из военно-морского реестра 6 декабря 1919 г., продан 18 апреля 1921 г. за 655 000 марок и разобран в Вильгельмсхафене.

 

командиры "Zieten"
1.08. - 17.11.1876 корветтен-капитан Franz Mensing
11.06. - 2.10.1877
6.05.1878 - ос.1878 капитан-лейтенант Alfred von Tirpitz
?.05. - 3.10.1878
5.05. - 7.10.1879
3.05. - 08.1880
?.08. - 15.10.1880 капитан-лейтенант Max von Fischel
27.06. - 20.10.1881 капитан-лейтенант Wilhelm Büchsel
14.08. - 25.11.1882 корветтен-капитан Carl Barandon
3.07. - 29.10.1886 нет данных
01. - 02.1888 нет данных
?.05. - 20.09.1888 корветтен-капитан Oscar Klausa
1.05. - 19.09.1889
2.05. - 1.10.1890
1.05. - 25.09.1891 корветтен-капитан Louis Riedel
30.04. - 30.09.1892 корветтен-капитан Emil Freiherr von Lyncker
16.03. - 29.11.1897 нет данных
16.03. - 30.11.1899 корветтен-капитан Hartwig von Dassel
15.03. - ос.1901 нет данных
вес. - ос.1902 старший лейтенант-цур-зее Paul Boethke
вес.1903 - ос.1905 нет данных
10.1905 - 09.1906 корветтен-капитан Carl Wedding
10.1906 - 09.1907 нет данных
10.1907 - 09.1908 корветтен-капитан Friedrich von Bülow
10.1908 - ос.1910 нет данных
04.1911 - вес.1912 нет данных
1912 корветтен-капитан Erich von Zeppelin
1913 - 5.07.1919 нет данных

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hildebrand, Hans H.; Röhr, Albert & Steinmetz, Hans-Otto - Die Deutschen Kriegsschiffe: Biographien: ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart (Band 8). Ratingen: Mundus Verlag, 1993.
на английском
3 Dodson, Aidan; Nottelmann, Dirk - The Kaiser's Cruisers 1871–1918. Annapolis: Naval Institute Press, 2021.
на русском
4 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
5 Кофман В. - Каким быть миноносному судну? // журнал "Моделист-конструктор".-1998.-№4.
6 Кофман В. - "Генеральский" флот // журнал "Моделист-конструктор".-2007.-№3.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 28.06.2023

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1919
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1876-1903
Zieten
"Zieten" в 1892-1895 гг.
Zieten
"Zieten"
Zieten
"Zieten"
Zieten
"Zieten" после 1896.
Zieten
"Zieten" после 1896.
Zieten
"Zieten" после 1896.
Zieten
"Zieten" после 1896.
Zieten
"Zieten" после 1896.
Zieten
"Zieten"
Zieten
"Zieten"
Zieten
"Zieten", 1892 г.

Ганс Иоахим фон Цитен (нем. Hans Joachim von Zieten; 1699 - 1786) - знаменитый прусский генерал кавалерии. Участник 1-й Силезской и Семилетней войн.

Ещё при жизни стал любимым героем немецкого народного творчества, увековеченный в многочисленных историях и анекдотах, где изображается бравым героем, первым из прусских военачальников правления Фридриха Великого.

Следующая страница - авизо типа "Blitz"
Предыдущая страница - германское колёсное авизо "Pommerania"