ОглавлениеКрейсера → Торпедное авизо "Zieten"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

торпедный пароход I класса, авизо (Torpedofahrzeug I. classe, Aviso)

 Zieten 


Германия, 1876 г. 1 ед. (британский проект 1875 г.)

 

*
Zieten
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Zieten <Thames Iron Works>, Блэквелл, Лондон 1875 использовался как торпедо-испытательное судно и тендер, с 1881 авизо, с 1899 крейсер охраны рыболовства, с 08.1914 в портовом дивизионе Яде, 6.12.1919 исключён, 18.04.1921 продан за 655 тыс. DM, слом в Вильгельмсхафене.
9.03.1876
1.08.1876
ТТХ
Водоизмещение нормальное 1001 т
полное 1170 т
регистровое 716 брт, 322 нрт
Размерения длина ВЛ 69,50 м
полная 79,40 м
ширина 8,56 м
осадка носом 3,8 м
кормой 4,63 м
1 см осадки = 4,4 т
высота борта на миделе 5,64 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 3,05-2,75 м
1 МО 2 горизонтальных 2-цилиндровых ПМ двойного расширения "J. Penn & Sons", Гринвич, 171 об/мин.
1 КО 6 цилиндрических ПК "J. Penn & Sons" (12 топок, 5,33 атм, 716 м²),
с 1891 "Kaiserl. Werft", Киль (12 топок, 5,33 атм, 699 м²)
мощность проектная 2000 л.с.
паруса шхуна, 355 м², позже только гафельный опорный парус
Ходовые данные скорость проектная 16 уз.
на испытаниях в Англии 16,3 уз. при 2376 л. с.
на испытаниях в Германии 15,9 уз. при 1807 л. с.
запас топлива 120/130 т. угля
дальность плавания со скоростью 9 уз. 1770 миль
Экипаж 94 чел. (6 офицеров, 88 матроса),
позже 106 чел. (7 офицеров, 99 матроса)
как крейсер охраны рыболовства 111 чел. (7 офицеров, 104 матроса)
Дополнительные данные корпус железный, набор по поперечной схеме, 8 отсеков.
электроснабжение 1 динамо-машина х 10 кВт, 67 В
управление 1 руль
плавсредства 1 катер, 2 яла, 1 шлюпка, в разное время мог брать 1 паровой катер и/или 2 паровых шлюпки
кренящий момент 1569 мт
цена 1 млн. 635 тыс. M
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально с 1881 с 1891 с 1899
------ 6 - 37 мм револьверных пушек 6 - 50 мм/40 [864 снаряда], 6200 м 4 - 50 мм/40
2 ТА - 381 мм (подводные, 1 носовой, 1 кормовой) [10 торпед "Whitehead"] ------ мог брать 49 мин



 

 

Немцы создали довольно многочисленное семейство малых торпедных разведывательных крейсеров. Мода на этот класс кораблей пришла из Англии, где в 1875 немцы в целях накопления опыта строительства и эксплуатации минных крейсеров заказали заводу "Темз Айрон Уоркс" " торпедный корабль" (Torpedoschiff) "Zieten". В июле следующего года судно вошло в состав кайзеровского флота. Покупка была сделана в виде исключения и с личной санкции рейхсканцлера Бисмарка, поскольку в Германии с целью поддержки отечественной кораблестроительной промышленности действовал запрет на приобретение боевых кораблей за границей.

Элегантный яхтенный силуэт этого суперминоносца скрадывал его внушительные размеры. Две паровые машины общей мощностью 2000 л.с. обеспечивали ему прекрасный для того времени ход в 16 узлов. Вооружение состояло из двух подводных 380-мм торпедных аппаратов, установленных в штевнях и способных стрелять строго по диаметральной плоскости корабля в нос и в корму. Предусматривалась возможность перезарядки торпед — их имелось по пять на каждый аппарат. Артиллерии поначалу не было вообще; позже появились шесть 50-мм пушек. В целом "Zieten" оказался весьма неплохим судном — скоростным и мореходным, но его размеры, близкие к тогдашним крейсерам, адмиралы посчитали чрезмерными, а стоимость — очень высокой. Будучи преемником так называемых "минных пароходов" и прототипом вскоре появившихся торпедных канонерских лодок и минных крейсеров, "Zieten" так и остался в единственном экземпляре.

Корабль обладал хорошей мореходностью, хорошо входил на волну, но принимал на палубу опасно большое количество воды, имел мягкую качку. Маневрировал и держал курс хорошо, но при свежей погоде заметно хуже, был очень легко построен! Носовой торпедный аппарат был защищён откидной нижней частью форштевня.

Схемы окраски:

Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и тонкая полоса по всей длине корпуса около ВП, тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ.
жёлтый - мачты, стеньги, реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы.

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения

 


Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

"Zieten" до 1880 использовался для испытаний новых типов торпед. При этом с мая 1878 до 1888 командиром корабля был капитан-лейтенант Альфред фон Тирпиц, будущий гросс-адмирал, который с 1877 отвечал за освоение нового торпедного оружия. 28 июля 1880 Тирпиц с "Zieten", в присутствии наследного принца Фридриха Вильгельма, чтобы продемонстрировать действие нового оружия, потопил торпедой старый колёсный фрегат "Barbarossa".

В 1881 "Zieten" был перечислен в посыльное судно (установлены револьверные пушки). Когда после обстрела британскими военными кораблями египетского города Александрии в июле 1882 безопасность немцев, находящихся там, находилась под угрозой, "Zieten" был послан в Средиземное море и дежурил вместе с расположенными там немецкими канонерскими лодками.

В дальнейшем корабль служил в домашних водах. В частности, в ходе объединенных маневров флота и девятого корпуса армии в сентябре 1890 он был посыльным судном при I дивизии броненосцев практической эскадры, которая изображала российский флот, блокирующий Киль.

В 1891 во время ремонта торпедные аппараты демонтировали, а револьверные пушки заменили на более крупные 50-мм скорострелки.

В 1897 "Zieten" сменил "Meteor" в спасательной и рыбоохранной службе в Северном море и северной Атлантике, он охранял и снабжал немецкие рыболовные суда и неоднократно задерживал иностранные рыболовные суда в немецких территориальных водах. При этом он часто принимал участие в традиционных осенних манёврах флота в составе вспомогательного соединения.

В 1897-1899 "Zieten" прошёл основательную перестройку: появилась средняя надстройка во всю ширину корпуса  (на расстоянии 27,0 - 39,0 от кормы), на её переднем крае - новый мостик, на рубке - компасная площадка, штурманская рубка перед дымовой трубой, труба с кожухом до 5,5 м от КВЛ, длинная паровыпускная трубка, передний и задний мостики размещены отдаленно, на переднем - площадка с прожектором в 6 м от КВЛ. Фок-мачта - с временной грузовой стрелой. Количество пушек сократили до 4.

В Первую мировую войну корабль служил в качестве тендера при дивизионе береговой охраны Яде / Везер, к концу войны уже не использовался. 6.12.1919 "Zieten" был исключён, 18 апреля 1921 продан за 655 тыс. DM на слом в Вильгельмсхафене.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
на русском
2 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
3 Кофман В. - Каким быть миноносному судну? // журнал "Моделист-конструктор".-1998.-№4.
4 Кофман В. - "Генеральский" флот // журнал "Моделист-конструктор".-2007.-№3.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 18.08.2022

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1919
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1876-1903
Zieten
"Zieten" после 1899.
Zieten
"Zieten"
Zieten
"Zieten"
Zieten
"Zieten" после 1899.
Zieten
"Zieten" после 1899.
Zieten
"Zieten" после 1899.
Zieten
"Zieten" после 1899.
Zieten
"Zieten" после 1899.
Zieten
"Zieten"
Zieten
"Zieten"
Zieten
"Zieten", 1892 г.

Ганс Иоахим фон Цитен (нем. Hans Joachim von Zieten; 1699 - 1786) - знаменитый прусский генерал кавалерии. Участник 1-й Силезской и Семилетней войн.

Ещё при жизни стал любимым героем немецкого народного творчества, увековеченный в многочисленных историях и анекдотах, где изображается бравым героем, первым из прусских военачальников правления Фридриха Великого.

Следующая страница - авизо типа "Blitz"
Предыдущая страница - германское колёсное авизо "Pommerania"