Оглавление → Крейсера → Вспомогательный крейсер "Grosser Kurfürst"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Государственный почтовый пароход, планировался в качестве вспомогательного крейсера (Hilfskreuzer)
тип

 Grosser Kurfürst 


Германия к 1914 г. 0 (1) ед. (пассажирский п/х, 1900 г.)
фактически ВМФ не использовался.

 

*
Grosser Kurfürst
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель /спуск в строю примечания
1 Grosser Kurfürst <F. Schichau>, Данциг, стр. № 643 / 2.12.1899 --- пассажирский лайнер комп. "Norddeutscher Lloyd", не вооружался, в 08.1914 интернирован в Нью-Йорке, в 1917 конфискован США, "Aeolus" (ID-3005), с 1922 "City of Los Angeles", 1937 - слом.
ТТХ
Водоизмещение полное .
регистровое 13183 брт
Размерения длина МП .
полная 177,05 м
ширина 18,99 м
осадка 10,9 м
высота борта на миделе .
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2 гребных винта
. МО 2 ПМ четверного расширения (4 цил.)
. КО .
мощность 9000 л.с.
Ходовые данные скорость 16 уз.
дальность плавания на () уз. .
Экипаж 273 чел.
Дополнительные данные корпус стальной, 4 палубы
управление 1 руль
ВООРУЖЕНИЕ
запланированный штат Aeolus (США)
нет данных 4 - 127 мм
2 пулемета Кольта
1 пулемет Льюиса
9 глубинных бомб

 

Пассажирский лайнер "Grosser Kurfürst" был заказан компанией "NDL" для дальневосточной почтовой службы одновременно со второй партией пароходов типа "Barbarossa" и в целом повторял их конструкцию, но был заметно больше. Он строился, как "флагман" линии и стал самым крупным на почтовых линиях. Как и вся серия "Barbarossa", он был изначально оборудован для возможного использования в качестве вспомогательного крейсера - рейдера. Но служить в этой роли ему не пришлось - с началом войны он был интернирован в Нью-Йорке в США.

 

"Grosser Kurfürst" был спущен на воду 2 декабря 1899 года на верфи Schichau в Данциге для компании Norddeutscher Lloyd. Он был рассчитан на 144 пассажира 1-го класса, 282 - 2-го класса и 2373 - 3-го класса. 5 мая 1900 года он вышел в свой первый рейс в Нью-Йорк, а 7 ноября начал почтовую службу, выйдя в Австралию. За 13 лет он выполнил 9 таких рейсов, последний - с 7 января 1912 года. Кроме того, корабль продолжал использоваться на линии до Нью-Йорка, а в 1910 году он, вероятно, также ходил на линии Генуя - Нью-Йорк.

Также пароход провёл несколько круизов, в частности 8 марта 1904 года вышел из Нью-Йорка на Восток, среди прочего везя 800 американских учителей воскресной школы на экскурсию в Иерусалим. С 27 июня по 25 июля 1908 г. пароход предпринял полярное путешествие, которое повторилось в июне 1910 г. и с 18 июля по 16 августа 1911 г. С 11 февраля по 24 апреля 1909 года "Grosser Kurfürst" совершил 72-дневный круиз из Нью-Йорка на Восток, а 20 февраля 1913 года вышел в первый четырехнедельный круиз из Нью-Йорка в Вест-Индию.

9 октября 1913 года лайнер под командованием капитана Спангенберга участвовал в одной из крупнейших спасательных операций в Атлантике - он был одним из первых кораблей, достигших судна "Volturno", загоревшегося во время урагана, и спас с него 105 человек.

                 

Начало войны в августе 1914 года застало лайнер в Нью-Йорке, где он был интернирован, а со вступлением США в войну в 1917 году конфискован и введен в состав ВМС США в качестве войскового транспорта. Во время подготовки и ремонта имя было изменено на "Aeolus" (ID-3005). С 26 ноября 1917 года в восьми рейсах из Хобокена в Сен-Назер или Брест он доставил во Францию 24770 солдат а после прекращения огня в семи рейсах - 27098 человек назад в США. Последний рейс из Бреста в Нью-Йорк длился с 26 августа по 5 сентября 1919 года.

                 

Выведенный из состава ВМС США, пароход был капитально отремонтирован в Балтиморе за 3 млн. долл. и 20 ноября 1920 года вышел на линию Munson Line в Южную Америку, по маршруту Нью-Йорк - Ла-Плата. По некоторым данным, в ходе ремонта паровые машины были заменены на турбины, но эта информация не подтверждена, точно известно, что котлы были переведены на нефть.

В августе 1922 года лайнер был продан пароходной компании Лос-Анджелеса, а 11 сентября 1922 года начал службу на линии из Лос-Анджелеса в Гонолулу род новым именем "City of Los Angeles". В январе 1931 года лайнер использовался для испытаний после ночного почтового авиарейса, в ходе которого самолёт "Ford Trimotor" из Глендейла сбросил на палубу мешок с 12 527 письмами, а 19 июня 1931 был проведён эксперимент с передачей писем с корабля на берег при помощи дирижабля "Volunteer".

Из-за разразившегося мирового экономического кризиса августе 1932 года корабль был продан компании Matson Line из Сан-Франциско, но после нескольких рейсов поставлен в Сан-Диего ожидать лучших времён. В 1935 году во время Калифорнийской международной выставки в Сан-Диего он служил казино, ночным клубом и отелем под названием "Show Boat". В начале 1937 года корабль был продан на слом в Японию и 29 апреля 1937 года прибыл в Осаку, где был разобран.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Kludas, Arnold: Die Geschichte der deutschen Passagierschiffahrt. Band 2: Expansion auf allen Meeren 1890 bis 1900. Ernst Kabel Verlag, Hamburg 1987
2 Kludas, Arnold: Die Seeschiffe des Norddeutschen Lloyd. Band 1: 1857 bis 1919. Koehlers Verlagsgesellschaft, Herford 1991
3 Reinke-Kunze, Christine: Geschichte der Reichs-Post-Dampfer. Verbindung zwischen den Kontinenten 1886–1914. Koehlers Verlagsgesellschaft, Herford 1994
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.
http://www.navsource.org/

последнее обновление: 1.06.2020

 




 

 
Торговый флаг Германской империи 1900-1917
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine), только планировался
Флаг США, 1917-1937
Grosser Kurfürst
"Grosser Kurfürst"
Grosser Kurfürst
Прогулочная палуба на "Grosser Kurfürst".
Grosser Kurfürst
Передняя лестница на "Grosser Kurfürst".
Grosser Kurfürst
Дамский салон на "Grosser Kurfürst".
Grosser Kurfürst
Обеденный зал I класса на "Grosser Kurfürst".
Grosser Kurfürst
"Grosser Kurfürst"
Grosser Kurfürst
"Grosser Kurfürst", январь 1903 г.
City of Los Angeles
Передача почты с "City of Los Angeles" на дирижабль.
City of Los Angeles
"City of Los Angeles"
City of Los Angeles
"City of Los Angeles"
City of Los Angeles
"City of Los Angeles" в Гонолулу.
City of Los Angeles
"City of Los Angeles" в Гонолулу.
Aeolus
Групповое фото перед мостиком "Aeolus".
Aeolus
"Aeolus" в Ньпорт-Ньюс, 31 мая 1919 г.
Aeolus
"Aeolus" в Сен-Назере.
Aeolus
"Aeolus", 1919 г.
Aeolus
"Aeolus", 1919 г.
Aeolus
"Aeolus" на верфи ВМФ в Нью-Йорке, 1 июня 1918 г.
Aeolus
"Aeolus", 1919 г.
Aeolus
"Aeolus", лето 1918 г.
Aeolus
"Aeolus" на верфи ВМФ в Нью-Йорке, 1 июня 1918 г.
Aeolus
"Aeolus" на верфи ВМФ в Нью-Йорке, 1 июня 1918 г.
Grosser Kurfürst
Реквизированный "Grosser Kurfürst".
Aeolus
"Aeolus"
Grosser Kurfürst
"Grosser Kurfürst"
Grosser Kurfürst
"Grosser Kurfürst"
Grosser Kurfürst
"Grosser Kurfürst"
Grosser Kurfürst
"Grosser Kurfürst"
Grosser Kurfürst
"Grosser Kurfürst"
Grosser Kurfürst
"Grosser Kurfürst"
Grosser Kurfürst
"Grosser Kurfürst"
Grosser Kurfürst
"Grosser Kurfürst"