



Очередная пара крейсеров, строившихся по программе 1905-1906 годов, спроектированные на основе типа "Stuttgart", от которого отличались несколько увеличенным водоизмещением, вновь имела разнотипные механические установки. Знаменитый "Emden" получил паровую машину тройного расширения, тогда как его почти столь же известный "систершип" "Dresden" — турбины Парсонса. "Dresden" действительно показал высокую скорость на испытаниях и мог поддерживать свои 24 узла на службе, что позволило ему продлить своё существование после фатального для Германии боя у Фолклендских островов. Что касается остальных характеристик, то они практически полностью повторяли таковые у предшественников, хотя за счёт увеличения мощности механизмов водоизмещение снова возросло до 3670 т. Изменённая компоновка котельных позволила вновь разместить трубы равномерно.
Преимущество турбинных механизмов стало настолько очевидным, что "Emden" явился последним германским легким крейсером, оснащенным паровыми машинами.

Как и предыдущие типы ("Bremen", "Leipzig", "Königsberg", "Stuttgart"), корабли обладали хорошей мореходностью, очень хорошо держали курс, но были несколько увальчивые, имели заметный снос. Маневрировали и поворачивали хорошо, при этом теряли до 35% скорости. Против волны скорость падала незначительно. На полном ходу палубу сильно заливало, крейсера были подвержены довольно сильной бортовой (до 20°) и килевой качке. Поперечная метацентрическая высота составляла 0,59 м, продольная - ок. 179 м. Максимальная остойчивость наблюдалась при крене в 55°.
Схемы окраски:
Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы |
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты |
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения |
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги |
Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.
белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты |
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета) |
Отличия и изменения
На "Dresden" волнолом на баке в районе 105-мм пушек был с откидным косым кантом, который отсутствовал у "Emden". На "Emden" средняя дымовая труба была без паропроводной трубы, а на передней - прямая, на "Dresden" на двух передних трубах были изогнутые трубки. На "Emden" прожекторные площадки грот-мачты располагались на 2 м ниже, чем на "Dresden", который на 1-м году службы нёс только по 1 прожектору на мачтах. На "Dresden" у основания грот-мачты сперва не было никаких надстроек, к началу войны появилась небольшая рубка. На "Emden" там распологался небольшой мостик.
У "Dresden" вместо городского герба было убранство носовой части, а убранство кормы отсутствовало. Защита винтов располагалась несколько впереди по сравнению с "Emden", шпигаты несколько ниже. Имелись различия также в расположении шлюпбалок и верхних рей радио-антенны.
изображения с сайта www.shipbucket.com, рис. Psilander

"Ersatz Comet" заложен верфью "Blohm & Voss" в Гамбурге в 1906 для замены авизо "Comet" (1893), спущен 5 октября 1907, передан ВМС Германии 2 октября 1908, введен в ВМС Германии 14 ноября 1908.

В ходе испытаний крейсер столкнулся с шведским парусным судном "Cäcilie" в акватории Киля. Парусник затонул, а крейсер получил серьезные повреждения правого гребного вала и требовал продолжительного ремонта. Через шесть месяцев ходовые испытания были возобновлены, однако в этот раз из строя вышла паровая турбина. Её капитальный ремонт продолжался до сентября 1909 года. Несмотря на то, что крейсер не прошел необходимые проверки в полном объеме, его испытания признали законченными 7 сентября 1909 года.

После ввода в эксплуатацию "Dresden" под командованием фрегаттен-капитана Эдуарда Фарентраппа был отправлен в Соединенные Штаты. Целью путешествия было представлять Германию на праздновании Хадсон-Фултон в Нью-Йорке. Крейсер покинул Вильгельмсхафен 11 сентября 1909 года и остановился в Ньюпорте, где встретился с остальными кораблями делегации: бронепалубными крейсерами "Victoria Louise" и "Hertha" и легким крейсером "Bremen". Корабли прибыли в Нью-Йорк 24 сентября и оставались там до 9 октября, после чего к 22 октября 1909 года вернулись в Германию. Затем крейсер вошел в состав разведывательных сил Флота открытого моря и следующие два года провел в эскадренных упражнениях, учебных круизах и ежегодных учениях флота.
16 февраля 1910 крейсер столкнулся с малым крейсером "Königsberg" и получил серьезные повреждения, но в результате аварии никто не пострадал. Крейсер был доставлен в Киль, где за восемь дней был проведен необходимый ремонт. В том же году с 13 по 17 мая корабль посетил Гамбург.
С 14 по 20 апреля 1912 года крейсер был временно зачислен в состав Учебной эскадры, вместе с броненосным крейсером "Friedrich Carl" и легким крейсером Mainz". В этом же году "Dresden" выиграл Стрелковый приз Кайзера 1911-12 годов за отличную стрельбу среди легких крейсеров Флота открытого моря. В сентябре 1912 года командование кораблем принял фрегаттен-капитан Фриц Эмиль Людеке.

Во время Первой балканской войны, 6 апреля 1913 вместе с малым крейсером "Straßburg" корабль был направлен в Адриатическое море. Оба корабля 13 апреля прибыли в Ла-Валетту, где они присоединились к Средиземноморскому дивизиону под командованием контр-адмирала Конрада Труммлера. Корабли патрулировали восточное Средиземноморье в течение нескольких месяцев, после чего в августе крейсеру было приказано вернуться в Германию. Прибыв в Киль 23 сентября 1913 года, корабль встал на ремонт в Имперской верфи, который продлился до декабря.

По окончании ремонтных работ Адмиралтейство отправило крейсер "Dresden" к побережью Северной Америки для замены на Восточно-американской станции (Мексиканский залив Карибского моря) легкого крейсера "Bremen" в операциях по защите интересов Германии в Мексиканской революции. Корабль вышел из Киля 27 декабря 1913 под командованием фрегаттен-капитана Эриха Келлера и прибыл в Веракрус 21 января 1914 года. США уже направили эскадру своих военных кораблей к городу. Для укрепления немецкого военно-морского контингента отправка в Германию крейсера "Bremen" была отложена, также к кораблям присоединился броненосный крейсер "Hertha", который совершал учебный круиз с военно-морскими кадетами. Кораблям была поставлена задача по доставке европейских граждан к немецким лайнерам компании "Hamburg-Amerikanische Packetfahrt-AG". По просьбе германского консула в Мехико из экипажа крейсера для усиления безопасности консульства был предоставлен десант из десяти матросов и младшего старшины, дополнительно вооруженных двумя пулеметами.
В апреле 1914 года крейсер принял участие в освобождении немецкого торгового судна "Ypiranga", перевозившего оружие и боеприпасы для мексиканского федерального правительства Уэрта. Судно было задержано ВМС США, которыми было наложено эмбарго на поставки оружия в Мексику. После падения режима диктатора Уэрта 20 июля 1914 года, "Dresden" произвел эвакуацию его и его премьер-министра — Аурелиано Бланке на Ямайку, в Кингстон, где им предоставила убежище Великобритания.
К этому времени корабль уже требовал ремонта и планировалось его отбытие в Германию. 17 июля 1914 крейсер ушел на рандеву с вновь прибывшим КР "Karlsruhe". 26 июля 1914 корабли на рейде Порт-о-Пренс (Гаити) обменялись командирами. Бывший командир "Dresden" капитан-цур-зее Колер перешел на "Karlsruhe", а на его место прибыл фрегаттен-капитан Людеке.
Ввиду угрозы войны корабль в тот же день приступил к возвращению домой. 31 июля 1914 он принял уголь в Сен-Томас (остров Девственниц). В середине августа "Dresden" должен был прибыть в Вильгельмсхафен. Однако, вскоре после выхода из Св. Томаса, приняли телеграмму немецкого главного командования военно-морских сил: "Угрожающая опасность войны – не возвращаться домой – вести крейсерскую войну!"
С началом Первой мировой войны командир "Dresden" намеревался вести крейсерскую войну в зоне 3 (восточный берег Южной Америки). По дороге к устью Рио-де-ла-Плата в начале августа остановил 3 британских торговых судна. Их капитаны еще якобы ничего не знали о военном положении. Поэтому командир Людеке отпустил их. Он следовал параграфу Гаагского соглашения. По радио к "Dresden" был прикомандирован немецкий пароход "Corrientes" пароходства "Hamburg-Süd". Он принял груз угля в Пернамбуко и должен был служить крейсеру как транспорт снабжения.
После бункеровки "Dresden" крейсировал на торговых путях в южной Атлантике. 14 августа 1914 он потопил британский пароход "Hyades" (3352 грт.). 26 августа 1914 за ним последовал пароход "Holmwood". 2 следующих британских судна были отпущены из за их нейтрального груза.

Тем временем к "Dresden" были посланы новые угольщики - пароход компании "Hapag" "Baden" и "Santa Isabel" от пароходства "Hamburg-Süd". "Dresden" теперь пошёл на юг. "Santa Isabel" доставил продовольствие и срочно необходимые детали в Пунта-Аренас. При этом узнали, что к востоку от Магелланового пролива стояли старые британские броненосные крейсера "Good Hope" и "Monmouth". 5 сентября 1914 в бухте Оранжевая у мыса Горн второпях погрузили продовольствие и уголь, а также провели необходимый ремонт.
"Dresden" получил приказ перейти на Тихий океан и соединиться с малым крейсером "Leipzig". 3 октября 1914 с ним установили связь. Узнали, что скоро у чилийского побережья нужно было ожидать Восточно-Азиатскую эскадру вице-адмирала графа Шпее.
6 октября была установлена радиосвязь с эскадрой. Командир "Dresden" фрегаттен-капитан Людеке уведомил М. Шпее о дислокации неприятельских сил в водах Южной Америки. 12 октября корабли М. Шпее бросили якоря у о. Пасхи. В тот же день туда прибыл "Dresden".
18 октября 1914 немецкая эскадра взяла курс на побережье Чили. 1 ноября в 2 ч 50 мин утра М. Шпее получил сообщение о том, что на рейд Коронеля 31 октября пришел британский легкий крейсер. М. Шпее двинулся к Коронелю, рассчитывая прибыть в этот район до истечения 24-часового срока пребывания корабля воюющей державы в нейтральном порту. В 16 ч 17 на германской эскадре опознали англичан. Начался бой у Коронеля.

1 ноября в 16:17 у Коронеля на германской эскадре опознали англичан. Ветер был южный, силою в 6 баллов, заходивший к юго-востоку. От юга шла сильная волна, до 6 - 7 баллов. Корабли зарывались носом в волну, на легких крейсерах стоять на палубе было практически невозможно, люди, давно уже мокрые насквозь, цеплялись за все, что подвернется под руку.
Эскадра М. Шпее довернула на противника и увеличила ход с 14 уз до полного. Немецкие крейсера шли лагом к волне. В 17 ч 34 мин К. Крэдок повернул эскадру "все вдруг" на противника, через минуту Шпее ответил поворотом эскадры последовательно влево. Обе эскадры шли на юг против волны. Немцы занимали наветренное положение.

В 18.34 немцы открыли огонь. Британские корабли имели между собой интервалы в 2 кб, немцы же несколько растянулись: "Leipzig" следовал за "Gneisenau" в 5 кб, за ним в 7 кб шел "Dresden".
Бой вскоре сделался общим. "Dresden" стрелял по "Glasgow". После 19 ч 30 мин стрельба прекратилась за отсутствием противника, его флагман - броненосный крейсер "Good Hope" был потоплен, остальные скрылись в наступившей темноте.
В ходе боя у Коронеля ни один английский снаряд не попал в крейсер, повреждений он не имел, сам расстрелял 102 бронебойных снаряда. На английских броненосных крейсерах не спасся ни один человек.
Коронельский бой закончился. Утро следующего дня застало германскую крейсерскую эскадру идущей на север со скоростью 10 уз. Легкие крейсера образовали разведывательную завесу перед флагманом.
3 ноября Шпее с обоими броненосными крейсерами и "Nurnberg" на 24 часа зашёл в Вальпараисо. "Dresden" со своим призом, угольщиком "Sacramento", ушёл на рандеву с п/х "Titania", а затем с ним в Мас-а-Фуэра.
8 ноября "Dresden" пришел в Мас-а-Фуэра, где уже собралась эскадра, приведя с собой пароход "Sacramento" с 7000 т угля и 1000 т продовольствия и медикаментов. В течение нескольких дней уголь с призов перегружали на корабли эскадры.
Из Вальпараисо дошло сообщение, что в Чили распространяются слухи о гибели в бою у Коронеля "Leipzig" и "Dresden". В связи с этим граф
Шпее приказал этим крейсерам идти в Вальпараисо, дабы показать флаг и получить возможно более полную информацию о противнике. На "Dresden" отправился начальник разведки эскадры, 2-й офицер Адмирал-штаба корветтен-капитан фон Беттихер, с задачей доставить свежую информацию о противнике, отослать письма и телеграммы и поддержать престиж Германии, сильно страдавший от "английской лживой пропаганды". В полночь с 13 на 14 ноября германские крейсера вошли в гавань Вальпараисо. Простояв положенные 24 часа, "Leipzig" и "Dresden" вышли в море и направились на рандеву с эскадрой в бухту Сент-Квентин в 300 милях к северу от Магелланова пролива.
16 ноября "Dresden" в 200 милях от мыса Консепсьон захватил английский угольщик "North Wales" (3661 брт, 8 уз), посланный еще Крэдоком на острова Хуан-Фернандес. Этот пароход не был оборудован радиотелеграфом, и его команда ничего не знала о сражении под Коронелем. На нем удалось захватить карты и вахтенный журнал, которые капитан не сумел уничтожить.
26 ноября эскадра со своими угольщиками вышла из бухты Сент-Квентин и направилась к мысу Горн. В обычных условиях на преодоление этих 300 миль потребовалось бы не более 30 часов экономического хода, т. е. чуть больше суток. Однако как только эскадра вышла за мыс Пенас, прикрывавший бухту, она попала в страшнейший шторм, шедший от мыса Горн. Моря, омывающие крайнюю южную точку Южной Америки, всегда славились своими штормами, но в данном случае это было что-то исключительное. Температура воздуха быстро снижалась, с юга стали заходить снежные заряды, волны громоздились гигантскими горами и обрушивались на палубы кораблей. Вода не успевала уходить в шпигаты, она тут же замерзала. Часть палубного груза просто смыло за борт. Командам приходилось скалывать лед, но вода проникала и во внутренние помещения кораблей, ее приходилось откачивать, помпы не справлялись. Команды выбивались из сил. Шторм был чрезвычайно опасен даже для броненосных крейсеров, а что уж говорить о маленьких легких крейсерах. И ладно бы, если бы это продолжалось день-два, но шторм бушевал целую неделю. В этих условиях корабли эскадры не могли выдерживать никакого строя, они рассеялись, и собрать их было очень непросто. В 100 милях от мыса Горн пришлось лечь в дрейф и ждать улучшения погоды, люди были так измотаны, что едва держались на ногах. Таким образом, когда 2 декабря эскадра все же приблизилась к мысу Горн, оказалось, что отрезок пути в 300 миль эскадра шла со средней скоростью 1,8 узла!
Придя 3 декабря на остров Пиктона, эскадра занялась погрузкой угля. Утром 6 декабря командующий эскадрой собрал своих командиров на совещание по поводу атаки на Фолклендские острова. Мнения на совете разделились: сам граф Шпее, начальник штаба эскадры капитан цур зее Филитц и командир "Nürnberg" капитан цур Зее фон Шенберг стояли за операцию, а командиры "Gneisenau", "Dresden" и "Leipzig", соответственно капитаны цур Зее Меркер, Людеке и фрегаттен-капитан Хаун, были против операции. Командир "Scharnhorst" капитан цур зее Феликс Шульц воздержался при голосовании, именно это дало основание графу Шпее настоять на своем плане — атаковать Фолкленды и захватить в плен губернатора в отместку за захват англичанами германского губернатора на Самоа. Жребий был брошен, 6 декабря после полудня эскадра Шпее вышла в поход курсом на юго-восток от Огненной Земли.
В ночь с 7 на 8 декабря 1914 вице-адмирал Шпее начал атаку на базу Порт-Стэнли. "Nürnberg" и "Gneisenau" выдвинулись вперёд для разведки, где их поджидал неприятный сюрприз: капитаны судов увидели в гавани Порт-Стэнли мачты и трубы, что означало, что британцы ввели немцев в заблуждение своими радиопереговорами. Завидев два тяжёлых крейсера, оба немецких судна отступили назад. Шпее попытался отступить как можно скорее на восток, но адмирал Фредерик Доветон Стэрди начал погоню: линейный крейсер "Inflexible", крейсера "Cornwall", "Kent" и "Carnarwon", а также лёгкие крейсера "Glasgow" и "Bristol" устремились за немцами. В 12:00 они открыли огонь по немцам.
Германские легкие крейсера по сигналу начальника отряда повернули на S в 1:20 дня. "Dresden", обладавший наибольшим ходом, вскоре скрылся из виду.
"Dresden" стал единственным немецким кораблём, спасшимся в бою у Фолклендских островов. Он ушел от преследования сначала благодаря своим турбинам, а затем — спасительному туману. Однако, в результате перегрузок двигатель был поврежден, а запасы угля исчерпаны. Ремонтировался в заливе у берегов Патагонии Южной Америки. При этом корабль получал поддержку благодаря чилийскому немцу Альберту Пагельсу, который служил лоцманом.
Британские военные корабли снова и снова обыскивали одинокие заливы и фьорды Огненной Земли. Наконец капитан Людеке решился выйти в Тихий океан и вести там крейсерскую войну так долго насколько это возможно. Из за отсутствии угля пришлось отказаться от попытки прорваться на родину. Кроме того в результате неоднократных перегрузок при бегстве от преследователей – причем крейсер время от времени достигал скорости 26 уз. – турбины были в очень плохом состоянии.
Находящийся в Монтевидео п/х "Sierra Cordoba" Северогерманского Ллойда (NDL) после Фолклендской битвы 18 декабря был послан с 1600 т. угля, продовольствием и запасными частями для крейсера. 24 декабря 1914 он достиг Магелланового пролива и вошёл в Пунта-Аренас. Там в нейтральных водах, британцы не могли задержать корабль и немецким лоцманам удалось скрыть его в не изображенном на карте заливе - также как "Dresden".
Корабли находились теперь в различных заливах и только 19 января 1915 удавалось собрать оба немецких корабля в одном месте, и в конце концов они были обнаружены в Пунта-Аренас ("Dresden" 37 дней спустя, "Sierra Cordoba" 26 дней спустя).
13 февраля оба корабля вышли из Магелланового пролива в Тихий океан и при этом прошли очень близко от британского броненосного крейсера "Carnarvon". Они пытались охотиться на известных торговых путях у чилийского побережья, но находили только парусники. 27 февраля 1915 был потоплен британский парусник "Conway Castle". Это была последняя добыча "Dresden".
По радио запросили о дальнейшем снабжении углём, так как его запасы таяли, "Sierra Cordoba" 3 марта была отпущен в Кальяо, Перу, где она приняла 1200 т. угля и снова вышла в море. 20 февраля из Монтевидео к "Dresden" был послан пароход компании NDL "Gotha" с 3000 т. угля и запасными частями для машин. 5 марта он должен был встретить "Dresden" в Тихом океане. Однако вместо этого 7 марта 1915 он наткнулся на британский броненосный крейсер "Kent". По радиограммам тот напал на след "Dresden". За 5 ч. самого полного хода "Dresden" еще раз удалось ускользнуть от ее преследователя. Он взял курс на принадлежащий нейтральному Чили нынешний остров Робинзона Крузо.
9 марта 1915 немецкий крейсер стал на якорь в бухте Камберлэнд острова Робинзона Крузо у Cан-Хуан-Баутисты. У него осталось только 80 т угля и машины стали почти непригодны для работы полным ходом. На следующий день командир решил интернировать корабль в Чили. Вместо ожидаемых чилийских вооруженных сил утром 14 марта 1915 в поле зрения показались британские крейсеры "Glasgow" и "Kent". Презирая нейтралитет они обстреляли стоящий на якоре "Dresden". При этом 8 моряков погибли. После короткой перестрелки немецкий крейсер, практически исчерпавший запасы топлива и боеприпасов, поднял белый флаг. Командир послал своего адъютанта, обер-лейтенанта-цур-зее Вильгельма Канариса вести переговоры. Все же, его упреки по поводу нейтральных вод не произвели впечатления на британцев; об этом много говорилось после войны. Пауза, вызванная переговорами, позволила команде подготовить затопление крейсера и покинуть корабль. В 11 часов снова был поднят стеньговой флаг, открыты кингстоны и в 11:15 крейсер затонул в бухте Камберлэнд в точке 33° 38′ 6″ S, 78° 49′ 30″ W.
результаты рейдерства "Dresden"
14.08.1914 |
британский пароход Hyades (3352 брт) |
потоплен артиллерией в 180 милях к NE от Пернамбуко |
26.08.1914 |
британский пароход Holmwood (4223 брт) |
потоплен подрывными зарядами в 170 милях к SW от мыса Санта Марта Гранде |
8.11.1914 |
чилийский пароход Sacramento |
изъят груз |
16.11.1914 |
британский угольщик North Wales (3661 брт) |
потоплен подрывными зарядами в 360 милях к SWW от Вальпараисо |
27.02.1915 |
британский парусник Conway Castle (1694 брт) |
потоплен подрывными зарядами у чилийского побережья |

Экипаж был интернирован в Чили, где он должен был снабжать себя сам. Матросы считали куриц и коров и работали садовниками. Нескольким людям удалось убежать и вернуться в Германию, в том числе обер-лейтенанту-цур-зее Вильгельму Канарису. Остальная команда вернулась в Германию только 30 декабря 1919.
"Dresden" лежит во впадине у острова Робинзона Крузо на дне залива Камберлэнд на глубине около 60 м. Обломки крейсера объявлены чилийским национальным достоянием и служат туристической достопримечательностью, привлекая аквалангистов.
24 февраля 2006 немецкими и чилийскими водолазами был поднят хорошо сохранившийся колокол корабля весом в 155 кг. После реставрации в Археологическом музее Шлезвига 14 ноября 2008 (через 100 лет после зачисления корабля на службу) он был выставлен в Историческом музее бундесвера в Дрездене. Компас и флаг находятся в Морской школе в Мюрвике.
О крейсере SMS Dresden снято несколько фильмов:
Художественный фильм "Brown on Resolution" (рус. «Браун по Резолюции»). Англия 1935 год.
Фильм-пропаганда "Ein Robinson - Tagebuch eines Matrosen" (рус. «Робинзон - дневник матроса»). Германия 1940 г.
Телевизионный фильм "Unter Kaiserlicher Flagge Teil 2: Hetzjagd vor Kap Horn" (рус. «Под имперским флагом Часть 2: погоня у мыса Горн»). Германия 2006 г.
Телевизионный фильм "Versenkte Legende" (рус. «Подводная легенда»). Германия 2009 г.
Документальный фильм "Der Untergang der S.M.S. Dresden" (рус. «Гибель SMS Дрезден»). National Geographic
11.1908 |
корветтен-капитан (на испытаниях) |
Harry von Posadowsky-Wehner |
11.1908 - 03.1909 |
капитан-лейтенант (на время ремонта) |
Max Fleck |
01 - 03.1909 |
корветтен-капитан (на испытаниях) |
Harry von Posadowsky-Wehner |
04 - 07.1909 |
фрегаттен-капитан (на испытаниях) |
Eduard Engels |
07 - 09.1909 |
капитан-лейтенант (на время ремонта) |
Max Fleck |
09.1909 - 09.1911 |
фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее |
Eduard Varrentrapp |
09.1911 - 09.1912 |
фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее |
Max Köthner |
09.1912 |
фрегаттен-капитан (и.о.) |
Heinrich Retzmann |
09.1912 - 12.1913 |
фрегаттен-капитан |
Fritz Emil Lüdecke |
12.1913 - 07.1914 |
фрегаттен-капитан |
Erich Köhler |
07.1914 - 03.1915 |
фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее |
Fritz Emil Lüdecke |
|

"Ersatz Pfeil" заложен верфью "Kaiserliche Werft" в Данциге 6 апреля 1906 для замены авизо "Pfeil" (1884). Из-за проблем с финансированием постройка затянулась, и заложенный почти на год позже однотипный крейсер "Dresden" был спущен на воду раньше. Постройке помогли патриотически настроенные жители города Эмден в Нижней Саксонии, собравшие по подписке 6,8 млн. марок, и в честь жертвователей при спуске на воду 26 мая 1908 крейсер получил имя Emden. Крестины осуществил тогдашний обер-бургомистр Эмдена Лео Фюрбрингер.
"Emden" стал последним немецким крейсером, оснащённым паровой машиной. На корабли более поздней постройки, включая однотипный "Dresden", устанавливались турбины.
После окончания достройки с 10 июля 1909 года корабль испытывался в Балтийском море до 30 сентября 1909. В этот период в августе 1909 он использовался в качестве тендера для императорской яхты "Hohenzollern". После того, как все испытания были успешно закончены, "Emden" 1 апреля 1910 был введен в ВМС Германии и зачислен в боевой состав флота, и уже 12 апреля 1910 покинул Германию и ушёл в Южную Америку.
10 мая 1910 он достиг Монтевидео и с крейсером "Bremen" принял участие в праздновании 100-летия независимости Аргентины в Буэнос-Айресе.
Затем корабль продолжил поход в Восточную Азию. После остановок для бункеровки в Пунта Аренас, Вальпараисо и Талькахуано, 24 июня 1910 "Emden" вышел в тихий океан. Без пополнения горючего 12 июля 1910 он достиг Папеэте на Таити (Французская Полинезия) и 22 июля 1910 у острова Апиа (Немецкое Самоа) встретился с большим крейсером "Scharnhorst", флагманским кораблём Восточно-Азиатской эскадры. 17 сентября 1910 "Emden" достиг своей новой базы Циндао в Китае.
С декабря 1910 по март 1911 года крейсер принимал участие в подавлении восстания на острове Понапе.
В ходе столкновений с восставшими на суше погиб один офицер и были ранены пятеро матросов. Летом 1911 года корабль был вынужден пройти серьёзный ремонт в Циндао после столкновения с японским сухогрузом, после чего продолжил нести представительскую службу в восточноазиатском регионе. Корабль посетил Гонконг и другие гавани в Китае и Японии. Летом 1912 года корабль получил "Приз Кайзера" за артиллерийские стрельбы.

В феврале 1913 крейсер снова ушел на верфь. В мае 1913 года командиром был назначен корветтен-капитан Карл фон Мюллер. В августе "Emden" предпринял поход в немецкие колонии в Тихом Океане и ушёл к островам Яп и Новая Гвинея, но поход был прерван беспорядками в Китае. Крейсер был послан на реку Янцзы и обстреливал там форты повстанцев. Кроме того он охранял немецкие торговые суда. В августе 1913 несколько кораблей мятежников обстреляли Ханкау, в 500 км вверх по течению. Вице-адмирал граф Шпее приказал "Emden" подняться туда для поддержки. После обстрела форта "Tung Lin" там снова воцарилось спокойствие.
После похода в Японию с большим крейсером "Scharnhorst" и миноносцем "S-90", в конце 1913 "Emden" прибыл в Шанхай. В феврале 1914 котлы и машины крейсера в последний раз перебрали на верфи в Циндао. 28 марта 1914 при боевых маневрах "Emden" столкнулся с миноносцем "S-90" и повредил левый винт.

20 июля 1914 года крейсерская эскадра ушла в плавание к архипелагу Самоа, оставив "Emden" в Циндао. Капитан крейсера стал старшим морским офицером немецкой базы. Мюллер получил приказ иметь на борту трехмесячный запас продовольствия и топлива и быть в постоянной готовности к немедленному выходу в море. В случае войны на Мюллера возлагалась ответственность за снабжение эскадры углём, он должен был обеспечить выход в море угольщиков из Циндао, а затем присоединиться к основным силам. 28 июля была получена радиограмма германского Адмиралтейства, в которой сообщалось о неизбежности войны с Великобританией, Францией и Россией, а 30 июля капитан Мюллер, не получивший никаких новых приказов от командира эскадры, адмирала Шпее, принял решение выйти в море.
31 июля в 19:00 крейсер покинул Циндао и взял курс на Цусимский пролив. В ночь с первого на второе августа была получена радиограмма о мобилизации армии и флота и объявлении войны России и Франции.

В обстановке нервозности первых дней войны и неясности позиций правительств Англии и Японии особую ценность имели сообщения, приходившие от немецкого консула в Нагасаки, который передал 3 августа, что крейсеры Сибирской флотилии «Аскольд» и «Жемчуг» находятся во Владивостоке, а в Нагасаки стоят три парохода русского Добровольного флота. Этого оказалось достаточно, чтобы К. фон Мюллер внес изменения в предвоенный план операций: он решил выйти на трассу, связывавшую Нагасаки с Владивостоком, и занять позицию в восточной части Корейского пролива севернее острова Цусима.

Около четырёх утра 3 августа вблизи острова Цусима впереди по курсу был замечен большой пароход и "Emden", подняв сигнал "немедленно остановиться", начал преследование. Невзирая на предупредительные выстрелы, пароход развил скорость в 17 узлов и, подавая сигналы бедствия, попытался уйти от погони в японские территориальные воды. Когда крейсер открыл огонь на поражение, и снаряды начали рваться непосредственно за кормой, преследуемый пароход остановился. Поднявшаяся на борт призовая команда из 20 вооружённых матросов под командой обер-лейтенанта Юлиуса Лаутербаха установила, что это — пароход русского Добровольного флота "Рязань" с 80 пассажирами.
Построенный в 1909 году в Германии на верфи Шихау корабль использовался для регулярного сообщения между Чёрным морем и российским побережьем Тихого океана, однако в случае войны должен был использоваться в роли вспомогательного крейсера, в связи с чем был подготовлен к установке орудий. "Рязань" стала первым призом, захваченным Германией у Российской империи в Первой мировой войне.
Мюллер решил привести захваченный пароход в Циндао для дальнейшего использования в качестве вспомогательного крейсера. На обратном пути на горизонте были замечены дымы движущиеся курсом на юг. Опасаясь, что это французские крейсера "Dupleix" и "Montcalm", идущие в сопровождении эсминцев, капитан Мюллер приказал изменить курс, чтобы избежать встречи. Со стороны неизвестных кораблей не было предпринято никаких попыток сблизиться.
Утром 6 августа крейсер вместе со своим призом вернулся в Циндао. На "Рязани" были установлены орудия находившегося в порту небоеспособного крейсера "Cormoran", после чего 7 августа пароход был введён в состав ВМС также под названием "Cormoran".

"Emden" вечером 6 августа ушёл из гавани вместе со вспомогательными крейсерами "Cormoran" и "Prinz Eitel Friedrich", а также восемью угольщиками и 12 августа соединился с основными силами эскадры на Маршалловых островах. К этому времени Германия уже находилась в состоянии войны и с Великобританией, а ещё через три дня на стороне Антанты выступила Япония.
13 августа состоялось совещание старших офицеров эскадры, на котором адмирал Шпее объявил, что в связи с большим количеством кораблей противника в Индийском океане и проблемами со снабжением эскадры углём он намеревается совершить переход в Южную Атлантику и развернуть крейсерские действия у берегов Южной Америки. Когда капитану Мюллеру было предложено высказаться, он выразил опасение, что в течение длительного перехода эскадра не сможет достичь существенных результатов, и предложил предоставить хотя бы части лёгких крейсеров действовать в Индийском океане. После того, как предложение было поддержано другими участниками совещания, Шпее приказал капитану "Emden" начать самостоятельные рейдерские действия. В подчинение Мюллеру был придан пароход "Markomannia", груженный 5 тыс. тонн угля.
13 августа эскадра вышла в море, а в 7:00 следующего дня флагман поднял сигнал "Начинайте отдельное плавание. Желаю полного успеха". Мюллер ответил "Благодарю за доверие. Счастливого плавания и успеха" и, приказав "Markomannia" следовать за ним, взял курс на юго-запад.
Путь в Индийский океан занял две недели. Ни одно из запланированных рандеву с немецкими угольщиками не состоялось, и крейсер заправился углём с "Markomannia" у побережья Тимора. Лишь 19 августа возле Ангаура крейсер встретился с немецким лайнером "Princess Alice", предназначенным для перестройки во вспомогательный крейсер, но Мюллер счёл его не подходящим для рейда из-за плохого состояния котлов и небольшого запаса угля. Приняв часть продуктов и запчастей, а также 60 резервистов, он отправил лайнер на Филиппины для интернирования.
28 августа, поставив для маскировки фальшивую четвёртую трубу из досок и парусины, чтобы симулировать вид британского крейсера типа "Town" (английские лёгкие крейсера были двух- или четырёхтрубными), "Emden" вошёл в Индийский океан через пролив между островами Ломбок и Бали и направился в Бенгальский залив. Мюллер планировал уничтожить плавучие маяки в устье Ганга, расстроив таким способом судоходство в районе Калькутты.
В течение следующих полутора недель "Emden" не встретил ни одного судна, до тех пор пока 9 сентября, примерно в 23:00, крейсер не остановил греческий пароход "Pontoporos", следовавший из Бомбея в Калькутту. Греция была нейтральной страной и не участвовала в войне, но груз — 6500 т угля — принадлежал англичанам и был законным призом. Мюллеру удалось убедить капитана "Pontoporos" заключить выгодный фрахтовый контракт с немцами. Для того чтобы гарантировать его соблюдение, на борту была оставлена команда вооружённых матросов. Утром следующего дня был замечен пароход, идущий под флагом британского вспомогательного флота. На его палубе были видны надстройки непонятного назначения. После того, как судно было остановлено, выяснилось, что это — английский пароход "Indus" (3413 брт) постройки 1904 года. Пароход был переоборудован в войсковой транспорт, а надстройки на палубе оказались стойлами для лошадей. Команда "Indus" была перевезена на "Markomannia", и после того, как всё необходимое (в первую очередь провизия, мыло и сигареты) было перегружено на крейсер, были открыты кингстоны парохода. Мюллер разрешил канонирам использовать тонущий корабль для тренировки. "Emden" выпустил 6 снарядов в корпус судна, после чего некоторое время шёл рядом с тонущим "Indus", чтобы убедиться, что все снаряды поразили предполагаемые цели.
11 сентября был задержан и потоплен английский пароход "Lovat", построенный в 1911 году (6012 т), переоборудованный в войсковой транспорт. Около 22:00 12 сентября был остановлен английский пароход "Kabinga" (4657 тонн, 1907 год). Поскольку согласно судовым документам большая часть груза принадлежала американским владельцам, Мюллер решил не топить пароход, опасаясь возможных реституционных требований с их стороны, а также не желая подвергать риску находящихся на борту женщин и детей. Вместо этого "Kabinga" было решено использовать как плавучую тюрьму, переведя туда пленных с "Markomannia".
В течение следующих двух суток были задержаны и потоплены ещё три британских судна: "Killin" (1908) с грузом 6 тыс. тонн угля, "Diplomat" (1912 год, 7615 тонн) с грузом чая и "Trabboch", следовавший в Калькутту в балласте. Экипажи судов были переведены на "Kabinga", а 14 сентября Мюллер приказал отпустить переполненный пленными пароход. Через короткое время дозорные крейсера обнаружили ещё одно судно, которое сделало попытку уйти от погони, подавая сигналы бедствия. Пароход остановился только после того, как крейсер открыл огонь на поражение. Абордажная команда установила, что это — судно "Clan Matheson" (4775 т), следовавшее в Калькутту с грузом автомобилей, велосипедов и паровых двигателей. Судно затопили, открыв кингстоны и взорвав заряды в трюме. Помимо захваченных британских судов за время действий у Калькутты были остановлены и отпущены два итальянских парохода.
После того, как "Kabinga" была освобождена, а "Clan Matheson" сумел подать сигналы бедствия, оставаться в районе Калькутты стало небезопасно, и капитан Мюллер направился на юго-восток к Рангуну. 18 сентября "Emden" встретил судно "Dovre" из нейтральной страны, Норвегии, капитан которого согласился доставить пленных в Рангун. На следующий день крейсер взял курс на запад, направляясь к Мадрасу.
22 сентября "Emden" приблизился к Мадрасу. В 17 часов "Markomannia" взяла курс на юг, к заранее условленной точке рандеву у побережья Цейлона, а на крейсере снова установили фальшивую четвёртую трубу, и он направился в гавань Мадраса. Несмотря на военные действия и полученные известия о германском рейдере, все навигационные огни и маяки в гавани действовали, охранения не было, береговые батареи были не готовы к отражению нападения, и "Emden" беспрепятственно подошёл к берегу на дистанцию в 2800-3000 метров. В 21:45 крейсер включил прожектора и открыл огонь из пяти орудий правого борта по нефтехранилищу. С третьего залпа цель была накрыта и вскоре на месте нефтяных баков возник огромный пожар. За полчаса было сделано около 130 выстрелов, и когда береговая батарея открыла ответный огонь, крейсер выключил прожектор и, прекратив огонь, скрылся во тьме. Батарея успела сделать шесть (по другим данным — девять) выстрелов, но не добилась попаданий.
Обстрел нанёс сравнительно небольшой материальный ущерб — сгорело 5000 т нефти, но был достигнут огромный пропагандистский и психологический эффект. Европейцы стали покидать город, среди местного населения начались волнения, престижу Британии был нанесён серьёзный урон.
После этого инцидента англичане организовали освещение прожекторами всех крупных гаваней, что предотвратило дальнейшие нападения, но, по свидетельству старшего офицера крейсера капитан-лейтенанта Мюкке (Hellmuth von Mücke), значительно облегчило крейсеру навигацию в прибрежных водах.
После рейда на Мадрас капитан Мюллер решил сменить район действий, и уйти из Бенгальского залива. 23 сентября "Markomannia" была встречена в условленной точке, и оба корабля взяли курс на юго-восток, к Цейлону. Через день, 25 сентября крейсер остановил и потопил очередные призы — английские пароходы "King Lud" (3650 т), следовавший в балласте в Калькутту, и "Tymeric" (4000 т), идущий в Англию с грузом сахара.
Поскольку вход в гавань Коломбо ночью освещалась прожекторами и внезапная атака была невозможна, Мюллер решил направиться к острову Миникой. Рядом с островом проходила важная торговая трасса, а большой маяк служил ориентиром для судов, курсировавших между Аденом и Коломбо. 26 сентября, на пути к Миникою был захвачен "Gryfevale" (4437 т), направлявшийся в балласте в Коломбо. Судно было решено не топить, а использовать для содержания пленных экипажей. На следующий день был остановлен пароход "Buresk" (4350 т) с чрезвычайно ценным для рейдера грузом — он был зафрахтован британским Адмиралтейством и перевозил в Гонконг 6600 т первосортного угля для английских боевых кораблей. Этого было достаточно для обеспечения крейсера в течение длительного времени. На следующий день были потоплены ещё два судна, шедшие в балласте из Адена — "Riberra" (3500 т) и "Foyle" (4147 т), также был остановлен и отпущен после досмотра голландский пароход "Djocja". После этого Мюллер принял решение отпустить "Gryfevale" с пленными и сменить район действий, перебазировавшись к Мальдивским островам.

29 сентября остатки угля и смазочных материалов с "
Markomannia" были перегружены на
Buresk, и на следующий день пароход ушёл с новым приказом: встретиться в условленной точке с "
Pontoporos", забрать с него призовую команду и остатки угля, расплатиться с капитаном и отпустить греческое судно, затем запастись пресной водой и продовольствием в одном из нейтральных портов и вернуться к крейсеру. Выполнить приказ "
Markomannia" не смогла, 12 октября, при перегрузке угля суда были обнаружены английским крейсером "
Yarmouth", "
Markomannia" была затоплена призовой командой, а "
Pontoporos" захвачен и приведен в Сингапур.
"Emden" в сопровождении "Buresk" взял курс на архипелаг Чагос. По пути крейсер пересёк торговые линии Австралия-Аден и Кейптаун-Калькутта и в течение нескольких дней патрулировал в этом районе, но не встретил никаких судов. 9 октября корабли бросили якорь в бухте острова Диего-Гарсия и команды приступили к перегрузке угля, кренгованию крейсера для очистки подводной части от обрастаний и к переборке и очистке от золы и накипи котлов. На острове находилась маленькая французская колония и фабрика по производству кокосового масла. Никакой связи с внешним миром, кроме судна, заходившего раз в несколько месяцев за продукцией фабрики, у колонистов не было и они ничего не знали о начавшейся войне. Мюллер не стал их информировать, под предлогом того, что его корабль якобы находится в длительном одиночном плавании и также давно не получал новостей. Немецкие моряки починили колонистам сломавшийся моторный бот, офицеры крейсера были приглашены на завтрак к директору фабрики, команда спокойно завершила погрузочные и ремонтные работы.
10 октября крейсер покинул гостеприимный островок. Первоначально планировалось направиться к Пенангу, но когда радисты крейсера перехватили радиограмму из Коломбо, в которой сообщалось, что "Emden" покинул район торговых трасс близ Цейлона и судоходство там безопасно, Мюллер решил взять курс на Миникой. 15 октября крейсер заправлялся углём у Миладу-Маду, самого северного из Мальдивских островов, а вечером того же дня вернулся к берегам Миникоя, откуда ушёл всего две недели назад. В 23:00 было замечено первое судно, оказавшееся британским пароходом "Clan Grant" (3948 т), следовавшим в Коломбо. На судне были обнаружены большие запасы провизии и сигарет, которые было решено перегрузить на крейсер. Погрузку начали на следующий день утром, с парохода были сняты также запасные детали для паровой машины и огнеупорные кирпичи для ремонта котлов крейсера. В разгар работ были замечены мачты приближающегося корабля, сильно раскачивавшиеся на океанской волне. Опасаясь, что это может быть вражеский эсминец, Мюллер приказал приготовиться к бою. Когда расстояние сократилось, загадочный корабль оказался землечерпалкой "Ponrabbel", следовавшей из Англии в Тасманию. После того, как экипаж был эвакуирован, землечерпалка была пущена на дно тремя орудийными выстрелами, после чего был потоплен и "Clan Grant". Крейсер взял курс на восток и вечером того же дня захватил и пустил на дно ещё один английский пароход — "Benmohr" постройки 1912 года, 4806 т, с грузом автомобилей, моторных лодок и запасных частей.
За двое суток 18-19 октября "Emden" захватил ещё четыре британских судна: только что построенный "Troilus" (7562 т), следовавший из Коломбо в Англию с грузом меди, каучука и цинка, "St. Egbert" (5596 т), следовавший с грузом сахара в Нью-Йорк, "Exford" из Кардиффа, перевозивший 6500 тонн угля для британского флота и "Chilkana" (1910 год, 5220 т) с экипажем из китайских матросов. После того, как с захваченных судов было снято все необходимое, а радиостанция "Chilkana" перенесена на "Exford". "Chilkana" и "Troilus" были затоплены, "St. Egbert", груз которого принадлежал американцам, был отпущен со всеми пленными и получил разрешение следовать в любой порт, кроме Коломбо и Бомбея. "Exford" присоединился к крейсеру в качестве ещё одного угольщика. Часть китайских матросов Мюллеру удалось нанять в качестве кочегаров на "Exford" и "Buresk". В сопровождении двух угольщиков крейсер обогнул Цейлон с юга, 22 октября "Exford" было приказано уходить и ждать крейсер в условленной точке, а "Emden" и "Buresk" двинулись в восточном направлении.

26 октября "Emden" принял уголь у побережья Никобарских островов и расстался со вторым угольщиком, назначив "Buresk" место для рандеву и взял курс на Пенанг. Снова была установлена фальшивая четвёртая труба и закончены последние приготовления к бою. Около 5 часов утра 28 октября "Emden" достиг Пенанга, где, как и в Мадрасе, работали все навигационные огни и маяки, светомаскировка не соблюдалась, стоящие на рейде боевые корабли были освещены. С выключенными огнями и не поднимая флага крейсер подошёл ко входу во внутреннюю гавань и задержался у входного буя, чтобы дать возможность сигнальщикам оценить обстановку. После того, как самый крупный военный корабль был опознан как русский бронепалубный крейсер "Жемчуг" он был избран мишенью для первой атаки.
Приблизившись к "Жемчугу" неопознанным на дистанцию 800 метров, "Emden" поднял германский флаг, выпустил торпеду и открыл огонь из орудий правого борта. Русский крейсер постройки 1903 года и принимавший участие в Цусимском сражении имел более мощный главный калибр чем "Emden" (8х120мм), но оказался совершенно неподготовленным к внезапному нападению: командир корабля, капитан второго ранга барон Черкасов находился на берегу, вахтенный офицер спал, его разбудили, когда дозорные доложили о приближении неопознанного крейсера, но на верхнюю палубу подняться он не успел, команда несла службу по обычному якорному расписанию. Первая торпеда поразила русский крейсер в районе кормы, за последней трубой и он стал быстро оседать, набирая воду. "Emden" начал разворот, за это время "Жемчуг" успел сделать несколько ответных выстрелов, но не добился ни одного попадания. Вторая торпеда, пущенная из аппарата левого борта, попала в носовую часть, вызвав детонацию боезапаса. В результате мощного взрыва "Жемчуг" разломился пополам и затонул в течение нескольких минут. Из 340 человек команды корабля погибло 82 и было ранено 115. Впоследствии командир и старший офицер "Жемчуга" были разжалованы в матросы и приговорены к заключению в крепость.
Потопив "Жемчуг", "Emden" повернул вправо, чтобы уничтожить стоящие без хода французские миноносцы "Fronde" и "Pistolet" и канонерскую лодку "d'Iberville", но в это время дозорные заметили корабль, появившийся у входа в гавань. Опасаясь оказаться в западне, Мюллер приказал немедленно атаковать неопознанный корабль. После того как дистанция сократилась, выяснилось, что это был невооружённый катер губернатора острова, и крейсер немедленно прекратил огонь. Несмотря на одно попадание в трубу, на борту катера никто не пострадал. К этому моменту крейсер уже вышел из внутренней гавани, и, поскольку фактор внезапности был утрачен и возвращаться было слишком рискованно, Мюллер приказал спустить боевые флаги и уходить.
Когда внешний вход в гавань был пройден, крейсер встретился с английским судном "Glenturret", но высадившаяся на него призовая партия была срочно отозвана, а пароход отпущен, так как сигнальщики заметили французский миноносец, приближающийся с севера.
"Emden" пошёл на сближение и с дистанции 4300 метров открыл огонь. Канониры крейсера добились попадания с третьего залпа, на миноносце взорвались котлы, и он потерял ход, но продолжал вести огонь из кормового орудия и сумел выпустить торпеду по крейсеру. После десятого залпа миноносец стал тонуть и крейсер спустил шлюпки, чтобы подобрать уцелевших. На борт были подняты 36 человек из 76 составлявших экипаж миноносца, 12 были ранены, некоторые тяжело. Пленные сообщили, что их кораблём был миноносец "Mousquet" 1902 года постройки, водоизмещением 310 тонн, вооружённый двумя торпедными аппаратами, одним 65-мм и шестью 47-мм орудиями.
После окончания спасательной операции Мюллер приказал увеличить ход до 22 узлов. Дозорные обнаружили ещё один французский миноносец, преследующий крейсер (это был сумевший развести пары "Pistolet"), но Мюллер решил не ввязываться в бой, чтобы как можно скорее покинуть район Пенанга. Через несколько часов пошёл сильный дождь и противники потеряли друг друга из виду.
В течение следующих двух суток умерли и были похоронены в море с воинскими почестями трое тяжелораненых французских моряков. Около четырёх утра 30 октября крейсер перехватил английский пароход "Newburn" (3000 т). Опасаясь за состояние раненых, Мюллер не стал топить пароход, а отпустил его со всеми французскими пленными, предварительно взяв с них письменное обязательство не участвовать больше в военных действиях против Германии. После этого "Emden" направился к индонезийскому острову Симёлуэ, у берегов которого было назначено рандеву с "Buresk".
31 октября "Buresk" был встречен в условленном месте, 2 ноября в торжественной обстановке Мюллер наградил медалями 40 матросов крейсера. После окончания очередной погрузки угля у побережья Западной Суматры "Buresk" ушёл, получив координаты новой точки встречи.
Следующие несколько суток "Emden" крейсировал в районе Зондского пролива в ожидании встречи с "Exford" и в попытках перехватить японские и английские торговые суда. Встреча с "Exford" состоялась 8 ноября и принявший командование угольщиком лейтенант Лаутербах получил приказ идти к острову Сокотра и ожидать там встречи с крейсером. Мюллер планировал перебазироваться в район Аденского залива, но перед этим он решил уничтожить радиостанцию и кабельную релейную станцию на острове Дирекция, одном из Кокосовых островов, нарушив таким образом связь Австралии с внешним миром.
_Islands-CIA_WFB_Map.png)
Около 6:30 утра 9 ноября "Emden" бросил якорь в гавани острова Дирекция и высадил вооружённую десантную партию в которую вошли 32 матроса, 15 техников и три офицера. Командиром десанта был назначен старпом, капитан-лейтенант Мюкке. Прежде чем десантники добрались до островной радиостанции она успела передать в эфир сигнал SOS и сообщение о неопознанном военном корабле. Несмотря на попытки немецкого крейсера заглушить сигнал он был принят находившимся в 55 милях от острова австралийским крейсером "Melbourne", флагманским кораблём эскорта большого австралийско-новозеландского войскового конвоя направлявшегося в Коломбо. Командир "Melbourne", капитан Сильвер (англ. Mortimer T. Silver), командовавший и силами эскорта, по радио приказал крейсеру "Sydney" отделится от конвоя и обнаружить неизвестный корабль. Радисты "Emden" перехватили приказ, но из-за слабости сигнала сочли, что до противника не менее двухсот миль, и Мюллер, вместо того, чтобы немедленно выйти в море приказал вызвать по радио "Buresk" и приготовиться к погрузке угля, в то время как развившему максимальную скорость Sydney до острова оставалось менее двух часов хода.


За это время десантники уничтожили радиостанцию, взорвали мачту с антеннами, склад кабелей и приступили к уничтожению кабельной подстанции. В 9:00 дозорный на мачте крейсера заметил приближающийся дым, и на борту предположили, что на горизонте появился "Buresk", но в 9:12 приближающийся корабль был опознан как четырёхтрубный крейсер. В 9:15 десантной партии был дан приказ сиреной и флагами срочно вернуться на борт, но выполнить его команда Мюкке не успела — в 9:30 крейсер снялся с якоря. Первоначально корабль идущий к острову был опознан как английский крейсер "Newcastle", но вскоре выяснилось, что "Emden" достался гораздо более сильный противник. "Sydney" был значительно крупнее, быстроходнее, лучше бронирован и вооружён более мощными и дальнобойными 152-мм орудиями, существенно превосходя немецкий крейсер по этим параметрам. 105-мм орудия "Emden" были неспособны нанести сокрушительный ущерб кораблю противника и основной задачей в предстоящем бою Мюллер считал выход на дистанцию торпедной атаки.


В 9:40 "Emden" первым открыл огонь с дистанции около 9 тысяч метров и с третьего залпа добился попадания в австралийский крейсер, уничтожив кормовой дальномер. Последующие попадания вызвали пожар и вывели из строя одно из носовых орудий. Австралийским канонирам понадобилось больше времени для пристрелки, но на двадцатой минуте боя "Emden" начал получать попадания, а к 10:20 немецкий крейсер потерял переднюю трубу, были выведены из строя система управления огнём, рулевое управление и радиостанция, пропало электроснабжение. Из-за больших потерь среди канониров и необходимости подавать снаряды из погребов вручную ответный огонь "Emden" значительно ослаб. Используя преимущество в скорости, австралийский крейсер удерживал выгодную дистанцию. К 10:45 были потеряны две задние трубы и фок-мачта, скорость крейсера из-за потери тяги в топках упала до 19 узлов. Шансы на успешную торпедную атаку были минимальными, но Мюллер продолжал попытки, пока ему не доложили, что торпедный отсек затоплен из-за пробоин ниже ватерлинии. В 11 часов Мюллер приказал прекратить огонь и двигаться к острову Норт Киллинг, самому северному из Кокосовых островов. Поскольку продолжение боя стало бессмысленным, капитан решил спасти оставшихся в живых членов экипажа, а корабль на полном ходу выбросить на берег, а затем открыть кингстоны, чтобы он не достался противнику. В это время на горизонте появился "Buresk", и "Sydney", оставив очевидно небоеспособный немецкий крейсер, пустился в погоню за угольщиком.
Когда "Sydney" настиг угольщик, он уже тонул, команда успела открыть кингстоны. Взяв на буксир шлюпки с экипажем, австралийский крейсер вернулся к "Emden", и сигналом прожектора потребовал капитуляции. Поскольку ответа не последовало, а на уцелевшей мачте по-прежнему развевался стеньговый флаг "Sydney" снова открыл огонь. После первого же залпа немецкий крейсер спустил боевой флаг и выбросил белый, сигнализируя о капитуляции. Отправив к "Emden" шлюпку с врачом и медикаментами, "Sydney" ушёл к острову Дирекция, чтобы выяснить судьбу узла связи и захватить немецкий десант. Австралийцы вернулись к Норт Киллинг лишь на следующий день. К Мюллеру от капитана Глоссопа (англ. John C. T. Glossop), командира "Sydney" прибыл офицер-парламентер с формальным требованием капитуляции. В письме констатировалось безвыходное положение немецкого крейсера, гарантировалось гуманное обращение с пленными и оказание помощи раненым. Мюллер ответил согласием и экипаж "Sydney" приступил к спасательной операции. Мюллер покинул крейсер последним, при прибытии на борт австралийского корабля ему были оказаны капитанские почести, уцелевших членов экипажа ждал специально приготовленный обед, раненых поместили в судовой лазарет.
В бою "Emden" потерял 131 человека убитыми и 65 ранеными, потери "Sydney" составили трое убитых и восемь раненых.
Члены экипажа, взятые в плен после боя у Кокосовых островов, включая командира корабля капитана Мюллера были отправлены в лагеря для военнопленных на Мальте, где в большинстве и оставались до окончания войны. Побег с Мальты удался лишь лейтенанту Фикенчеру, но к тому моменту, когда он добрался до Сицилии, Италия уже воевала на стороне Антанты и он попал из английского плена в итальянский.
В октябре 1916 года капитана Мюллера перевели с Мальты в Англию. В сентябре 1917 года он предпринял неудачную попытку побега, был пойман и приговорён к 56 дням одиночного заключения. В январе 1918 года из-за возобновившихся приступов малярии состояние здоровья капитана серьёзно ухудшилось и Мюллер был отпущен из плена. Сначала он был интернирован в нейтральной Голландии, а после того как подписал обязательство не участвовать больше в войне, получил разрешение посетить Германию. Командование представило его к высшей военной награде — ордену "Pour le Mérite", однако это представление встретило возражения со стороны главы Военно-Морского кабинета адмирала фон Мюллера (однофамильца командира "Emden"), считавшего, что капитан должен нести ответственность за потерю крейсера в результате ошибочных решений. Тем не менее 21 марта 1918 года кайзер Вильгельм утвердил награждение. Осенью 1918 года Мюллер окончательно вернулся из Голландии, был произведён в звание капитан-цур-зее и назначен на штабную должность. В начале 1919 года Мюллер ушёл в отставку по состоянию здоровья и поселился в Бланкенбургe, принимал участие в политической жизни, был избран в земельный парламент Брауншвейга. Умер 11 марта 1923 года.
Призовые команды, находившиеся на угольщиках, также были взяты в плен и помещены в лагерь для военнопленных в Сингапуре. "Markomannia" и "Pontoporos" были захвачены 12 октября, а "Exford", так и не дождавшийся рандеву с крейсером — 11 декабря у побережья Суматры вспомогательным крейсером "Empress of Japan". Лейтенанту Лаутербаху, командовавшему "Exford" удалось бежать 15 февраля 1915 года, во время бунта, поднятого индийскими солдатами. Через голландские колонии и США Лаутербах сумел добраться до Германии к октябрю 1915 года. Он был произведён в обер-лейтенанты и назначен командовать вспомогательным кораблём.
Десантная команда капитан-лейтенанта Мюкке избежала плена. После того как исход боя между "Emden" и "Sydney" стал очевиден, им удалось уйти в море до возвращения австралийского крейсера на старом паруснике "Ayesha", использовавшемся для перевозки копры. На паруснике они добрались сначала до Паданга, а затем до порта Ходейда в Йемене, откуда по суше в июне 1915 года они прибыли в Константинополь — столицу Турции, союзника Германии в Первой мировой войне. После войны Мюкке опубликовал книгу "Emden", посвящённую эпопее крейсера.
результаты рейдерства "Emden"
В качестве особой почести выжившие члены экипажа и их потомки получили право добавить слово "Emden" к своим фамилиям (до 31.12.1933). Сам крейсер был награждён Железным крестом. Во время Первой мировой войны только два корабля были удостоены этой награды (вторым была подводная лодка "U.9").
После гибели "Emden" тем же именем были названы четыре корабля немецкого флота, наследники имени символически наследуют и "Железный крест", которым был награждён крейсер:
"Emden" (крейсер, 1916) — лёгкий крейсер типа "Königsberg II".
"Emden" (крейсер, 1925) — лёгкий крейсер времён Второй мировой войны.
"Emden" (F 221, 1961) — фрегат типа "Cöln".
"Emden" (F 210, 1983) — фрегат типа "Bremen".
Обломки долго оставались на месте, частично разделаны с 1930 по 1950-ее годы японскими компаниями, в 1954 после сильного шторма остатки видимой части корпуса затонули.
Одно из 105-мм орудий крейсера в 1917 году было установлено в качестве памятника в Гайд-парке в Сиднее, ещё одно находится в экспозиции военного мемориала в Канберре.
В судовой кассе крейсера, доставшейся в качестве приза победителю, были найдены 6429 серебряных мексиканских доллара. В 1918 году Сиднейский ювелир У. Керр превратил 1000 монет в памятные медали, которые были вручены матросам и офицерам "Sydney", служащим кабельной станции и адмиралтейства.
По мотивам одиссеи крейсера снято несколько художественных фильмов:
"Наш Эмден" (нем. Unsere Emden), Германия, 1926.
"Приключения Эмдена" (англ. The Exploits of the Emden), Австралия, 1928.
"Крейсер Эмден" (нем. Kreuzer Emden), Германия, 1932.
"Под императорским флагом" (нем. Unter Kaiserlicher Flagge), Германия, 2006.
"Экипаж Эмдена" (нем. Die Besatzung der Emden), Германия, 2009.
07.1909 - 09.1909 |
фрегаттен-капитан |
Eduard Engels |
04.1910 - 11.1911 |
фрегаттен-капитан |
Waldemar Vollerthun |
11.1911 - 03.1913 |
корветтен-капитан |
Karl von Restorff |
05.1913 - 11.1914 |
корветтен-капитан |
Karl von Müller |
|
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
на немецком |
1 |
Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982. |
2 |
Hildebrand, Hans H./Albert Röhr/Hans-Otto Steinmetz: Schiffsbiographien von Kaiser bis Lütjens. Mundus Verlag, Ratingen o. J. (Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart, Bd. 5) |
3 |
Gerhard Koop/Klaus-Peter Schmolke, Kleine Kreuzer 1903-1918, Bremen- bis Cöln-Klasse, Band 12 Schiffsklassen und Schiffstypen der deutschen Marine, Bernard & Graefe Verlag München, 2004 |
4 |
Hellmuth von Mücke: Emden. Scherl-Verlag, Berlin 1915 |
5 |
Hellmuth von Mücke: Ayesha. Scherl-Verlag, Berlin 1915 |
6 |
Karl-Theo Beer, Helmut Debelius: S.M.S. Emden. Koehlers Verlagsges. |
7 |
R. K. Lochner: Die Kaperfahrten des Kleinen Kreuzers EMDEN. Wilhelm Heyne Verlag |
8 |
Peter Günter Huff: S.M.S Emden 1909–1914, Schicksal eines Kleinen Kreuzers. Hamecher Verlag |
9 |
Fregattenkapitän Hugo Waldever: Von Tsingtau zu den Falklandinseln. Ernst Siegfried Mittler und Sohn, Königliche Hofbuchhandlung, Berlin 1917. |
10 |
Addi Dreier: Die Odyssee oder der weite Weg zurück. (Erscheinungsjahr 2005) Zu beziehen über die Bordgemeinschaft der Emdenfahrer. |
11 |
Georg Lehfels: Der Herr des Meeres: Fahrten und Abenteuer der "Emden" im Weltkrieg. Verlag von Velhagen & Klasing, Bielefeld und Leipzig 1915. |
12 |
Korvettenkapitän a.D. Fritz Otto Busch: Die Emden jagt. Franz Schneider Verlag, 1935 |
13 |
Georg Gellert: Heldenfahrten der "Emden" und "Ayesha": Abenteuer und Kämpfe der "Emden"-Mannschaft während des Weltkrieges, mit Bildern von A. Roloff. letzte Auflage: Globus Verlag, Berlin 1943 |
14 |
Rudolf Wolff-Emden: Von den Kokosinseln nach Deutschland: Meine Erlebnisse beim Landungszug der "Emden-Ayesha" 1914/15. Lutherstadt Wittenberg, Verlag Hermsen 1940 |
15 |
Reinhard Roehle: Emden-Ayesha: Heldenfahrten und Abenteuer deutscher Seeleute im Weltkrieg, nach Berichten von Teilnehmern erzählt. Union Verlag Stuttgart, Berlin, Leipzig 1915 |
16 |
Hermann Oesterwitz, Walter Stein: Auf der Emden und Ayesha: Erlebnisse eines Teilnehmers (Obermaat Ardenpfuhl) nach den Aufzeichnungen aus seinem Tagebuche geschildert, Vorrede: Walter Stein. Wollmann Verlag, Berlin-Lankwitz 1916 |
17 |
Olaf Fritsche: Wüstenmatrosen. Cecile Dressler Verlag, Hamburg 2008 |
18 |
Parker de Bassi, Maria Teresa: Kreuzer Dresden: Odyssee ohne Wiederkehr. Koehler Verlagsgesellschaft, Herford 1993 |
19 |
John Walter: Piraten des Kaisers. Deutsche Handelsstörer 1914–1918. 202 Seiten, Motorbuch Verlag, 1996 |
20 |
www.kleiner-kreuzer-dresden.de |
на английском |
21 |
Conway's All The World's Fighting Ships 1906-1921 / Editor Randal Gray. — Conway Maritime Press Ltd, 1985. |
22 |
Frame, Tom.. No Pleasure Cruise: The Story of the Royal Australian Navy. Sydney: Allen & Unwin, 2004. |
23 |
Hoehling, A.A. LONELY COMMAND A DOCUMENTARY Thomas Yoseloff, Inc., 1957. |
24 |
Hoyt, Edwin P. The Last Cruise of the Emden: The Amazing True World War I Story of a German Light Cruiser and Her Courageous Crew. The Lyons Press, 2001. |
25 |
Hohenzollern, Franz Joseph, Prince of, EMDEN: MY EXPERIENCES IN S.M.S. EMDEN. New York: G. Howard Watt, 1928. |
26 |
Lochner, R. K. Last Gentleman-Of-War: Raider Exploits of the Cruiser Emden, Annapolis: Naval Institute Press, 1988. |
27 |
McClement, Fred. Guns in paradise. Paper Jacks, 1979. |
28 |
Mücke, Hellmuth von. The Emden-Ayesha Adventure: German Raiders in the South Seas and Beyond, 1914. Annapolis: Naval Institute Press, 2000. |
29 |
Schmalenbach, Paul German raiders: A history of auxiliary cruisers of the German Navy, 1895–1945. Annapolis: Naval Institute Press, 1979. |
30 |
Van der Vat, Dan. Gentlemen of War, The Amazing Story of Captain Karl von Müller and the SMS Emden. New York: William Morrow and Company, Inc. 1984. |
31 |
Walter, John The Kaiser's Pirates: German Surface Raiders in World War One. Annapolis: Naval Institute Press, 1994. |
на французском |
32 |
Roche, Jean-Michel. ARQUEBUSE - contre-torpilleur de 300t type Arquebuse (1903-1920). Dictionnaire des bâtiments de la flotte de guerre française de Colbert à nos jours 2, 1870 - 2006. Toulon: Roche, 2005. |
на русском |
33 |
Мюккэ Х. - Крейсер Эмден. СПб, 1995. |
34 |
Рейнхард Шеер - Германский флот в Мировую войну. М, 1940. |
35 |
Корбет Ю. - Эскадра адмирала Шпее в бою. СПб, 1994. |
36 |
Невский А.В. - Гибель эскадры вице-адмирала М. фон Шпее. // журнал "Гангут".-№№40-45. СПб, 2007. |
37 |
Трубицын С.Б. - Легкие крейсера Германии (1914-1918) Санкт-Петербург, 1997. |
38 |
Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006. |
39 |
Ю. В. Апальков. ВМС Германии 1914—1918 гг. Справочник по корабельному составу. "Морская Коллекция", №3, 1996. — Моделист-Конструктор. |
40 |
Кофман В. - Скромные, но опасные // журнал "Моделист-конструктор".-2009.-№3. |
41 |
Смирнов В., Смирнов Г. - Судьба немецких "городов" // журнал "Моделист-конструктор".-1980.-№3. |
+ |
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий |
последнее обновление: 04.04.2021

Эмден (нем. и н.-нем. Emden) — портовый город в Восточной Фризии в Германии, расположен в земле Нижняя Саксония на границе с Нидерландами.
Дрезден (нем. Dresden, в.-луж. Drježdźany) — город в Германии, административный центр Саксонии, на реке Эльбе. Один из крупнейших культурных центров, в немецкой литературе получил название "Флоренция на Эльбе" (нем. Elb-Florenz). Впервые документально упоминается в 1206 году.