Оглавление → Крейсера → Вспомогательные крейсера типа "Prinz Eitel Friedrich"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вспомогательные крейсера (Hilfskreuzer) типа
Германия, 1914 г. 1 (2) ед. (пассажирские п/х, 1904-1906 гг.) * Prinz Eitel Friedrich * Prinz Ludwig *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Среди немецких лайнеров, изначально оборудованных для возможного использования в качестве вспомогательных крейсеров - рейдеров, были два парохода восточно-Азиатской линии бременской компании "Norddeutscher Lloyd" (NDL) - "Prinz Eitel Friedrich" и "Prinz Ludwig". Капитаны этих лайнеров имели на этот случай соответствующие инструкции. Оба лайнера были построены на штеттинской верфи Vulcan и, не смотря на несколько различные размеры и мощность машин, фактически относились к одному типу. Необходимость их использования в военных целях обуславливалась тем, что они, в отличие от других пароходов этой линии, использовались государственной почтовой службой и получали от государства субсидии. Суда относились к океанским пассажирским лайнерам средних размеров с достаточно умеренной скоростью. "Prinz Eitel Friedrich" к началу войны находился на Дальнем востоке, получил вооружение на базе немецкого ВМФ в Циндао и провёл довольно успешный рейд, после чего был интернирован в США. "Prinz Ludwig" в этот момент находился в Германии. По разным причинам его вооружение сперва откладывалось, потом и вовсе было отменено, поэтому корабль всю войну простоял в порту и в боевых действиях не участвовал.
Океанский лайнер "Prinz Eitel Friedrich" был спущен на воду 18 июня 1904 года на штеттинской верфи AG Vulcan Stettin по заказу компании Norddeutscher Lloyd. Стоимость постройки составила 4,895 миллиона золотых марок. 13 октября он вышел в первый рейс на Дальний Восток и ходил туда в течение 10 лет. Начало Первой мировой войны застало лайнер в Шанхае. Вскоре был получен приказ следовать в немецкую колонию Циндао для переоборудования во вспомогательный крейсер, куда прибыл 2 августа 1914 года. Там судно спешно переоборудовали во вспомогательный крейсер, установив на него вооружение, снятое с канонерских лодок "Tiger" и "Luchs" (по две 105 мм и по шесть 37 мм пушек), а также шесть 88-мм орудий. Часть экипажей канонерок также перешла на вспомогательный крейсер, а командиром корабля был назначен бывший командир "Luchs" корветтен-капитан Макс Терихенс (Max Therichens). 5 августа 1914 года крейсер покинул Циндао вместе с крейсером "Emden" и восемью угольщиками, держа курс на соединение с германской Восточно-Азиатской крейсерской эскадрой графа фон Шпее. 12 августа крейсер присоединился к эскадре возле острова Паган на Каролинских островах, 13-19 августа с ней перешёл на Эниветок, где несколько дней загружался углём, а 25-26 августа - в Мадзуро. 27 августа "Prinz Eitel Friedrich" получил приказ выступить в самостоятельный поход, отделился от эскадры и взял курс на юг, к берегам Австралии. 30 августа вскоре после ухода эскадры крейсер вышел из бухты вместе с "Cormoran" в сопровождении угольщика «Mark», но направились они в другую сторону: к Рабаулу, на остров Новый Мекленбург. То расходясь на короткое время, то соединяясь вновь, крейсеры прошли к северу от Новой Гвинеи, обошли Молуккский архипелаг в надежде повстречать хоть какое-нибудь судно. 15 сентября крейсера разошлись и "Prinz Eitel Friedrich" пошел к берегам Южной Америки. Этот рейд оказался безрезультатным, за полтора месяца крейсер не обнаружил ни одной цели и, когда 14 октября стало ясно, что уголь на исходе, командир решил вернуться к эскадре, к которой присоединился 26 октября у острова Мас-Афуэро. На следующий день он получил приказ конвоировать транспорт "Hettingen" в Вальпараисо, куда корабли прибыли 30 октября. 3 ноября к Вальпараисо прибыла вся эскадра. 4 ноября, в 16 ч "Prinz Eitel Friedrich" начал грузиться углем и продовольствием, однако чилийское правительство разрешило загрузить только 1800 т угля, на что корветтен-капитан Тирихенс заявил решительный протест, но ничего не добился, и крейсер ушёл вновь к Мас-Афуэро, буксируя захваченный крейсером "Leipzig" французский барк "Valentine" с грузом угля, где наконец смог пополнить с него свои бункеры, после чего парусник был сожжён. 17 ноября 1914 эскадра ушла, оставив "Prinz Eitel Friedrich" для демонстративного крейсерства, что-бы отвлечь внимание противника. Три недели корабль крейсировал без результата, пока наконец, 5 декабря не встретил первую жертву в 70 милях к югу от Вальпараисо. Это был британский пароход "Charcas" с грузом нитратов, используемых при производстве боеприпасов. Судно было потоплено с помощью подрывных патронов. 11 декабря в 300 милях от побережья Южной Америки "Prinz Eitel Friedrich" задержал французский парусник "Jean" с грузом кардифского угля, а на следующий день - британский барк "Kildalton" без груза. Британец был сразу затоплен подрывными зарядами, а на французском срубили мачты (для уменьшения качки) и отбуксировали к о. Пасхи, где с него был перегружен весь уголь.31 декабря пустой "Jean" был отведён в море и потоплен артиллерией. Затем "Prinz Eitel Friedrich" пошёл на юг и обогнул мыс Горн. По пути он задержал много нейтральных судов, но все они после досмотра были отпущены. Лишь 26 января 1915 года был задержан русский (финский) барк "Isabel Browne" и на следующий день затоплен. Тогда-же, 27 января, был остановлен и потоплен зарядами французский барк "Pierre Loti". В тот-же день был задержан американский барк "William P. Frye" с грузом пшеницы из Сиэтла для Куинстауна, который был признан контрабандой. Терихенс приказал выбросить весь груз за борт, но так, как дело продвигалось очень медленно, на следующий день парусник решили затопить, что и было выполнено с помощью зарядов. "William P. Frye" стал первым американским судном - жертвой Первой мировой войны. Хотя правительство Германии за этот акт принесло извинения, это вызвало общественное возмущение в США и сыграло свою роль в последующем вступлении США в войну. 28 января был также задержан и потоплен французский барк "Jacobsen". Последние четыре жертвы пришлись на февраль 1915: 12 февраля - британский барк "Invercoe" (зарядами), 18 февраля - британский пароход "Mary Ada Short" с грузом зерна (зарядами и артиллерией в 300 милях от Пернамбуко), 19 февраля - французский п/х "Floride" (зарядами), 20 февраля - британский п/х "Willerby" (зарядами). В тот-же день крейсер задержал британский п/х "Willer Stockton" и отправил его в Рио-де-Жанейро с 350 пленными. И того, за семь месяцев рейдерства в Тихом океане и Южной Атлантике "Prinz Eitel Friedrich" потопил 11 судов (преимущественно парусных) общим тоннажем 33 423 брт. результаты рейдерства "Prinz Eitel Friedrich"
11 марта 1915 года "Prinz Eitel Friedrich", имевший поломки в машине и испытывавший острую нехватку угля и припасов, прибыл в тогда ещё нейтральный американский порт Ньюпорт-Ньюс для ремонта, но, не успев уйти в срок, установленный международным правом, в апреле был интернирован властями США и переведён к военно-морской верфи в Портсмуте. В конце апреля там к нему присоединился другой интернированный рейдер: "Kronprinz Wilhelm". При этом "Prinz Eitel Friedrich", в отличие от напарника, успели перекрасить в цвета мирного времени. В первые месяцы интернирования немецким морякам либерально разрешали покидать свои корабли и посещать окружающие общины. Однако после того, как несколько членов экипажа сбежали, политика отпусков была свёрнута, и немцы были ограничены в перемещениях своими кораблями и непосредственной зоной верфи. Начиная с января 1916 года, люди с обоих кораблей, которых насчитывалось около 1000 человек, построили на незанятой земле верфи миниатюрную деревню из отходов, найденных вокруг верфи и на своих кораблях. Эта небольшая деревня, названная Айтель Вильгельм в честь обоих кораблей, включала в себя не только дома, но и другие здания и услуги, которые имел бы типичный немецкий город того времени, включая церковь, школу, гимназию, другие общественные здания, а также полицию и пожарную службу. У немцев даже были сельскохозяйственные животные, небольшой зоопарк, огороды, и деревенская газета. Деревня стала чем-то вроде местной туристической достопримечательности. С посетителей взималась плата за вход, а выручка отправлялась в немецкий Красный Крест. Немецкие моряки, наряду с выпечкой, также изготавливали игрушки и другие сувениры, которые продавали посетителям. Несмотря на американские связи с Антантой, будущие враги - немецкие моряки и Айтель Вильгельм были весьма популярны среди местных жителей и американцев в целом. Отчеты о рейдерах и деревне появились в национальных газетах и журналах, таких как Литературный сборник. История немецких рейдеров добавила немного романтики в очень не романтическую и разрушительную войну. Американское недовольство британской тактикой, включавшей задержание американских кораблей, способствовало популярности немецких моряков. Немецкие коммерческие рейдеры воспринимались, как проигравшие, но боровшиеся с "британским хулиганом". Семейные и наследственные связи также сыграли роль в этой популярности. Многие американцы, в том числе и виргинцы, были немецкого происхождения. Более того, у ряда немецких моряков имелись родственники, которые недавно иммигрировали в Соединенные Штаты. Историк Филлис Холл отметил, что в Государственный департамент поступило много писем с просьбой разрешить их родственникам посетить деревню. В целом, в течение восьми месяцев Айтель Вильгельм посетили тысячи американцев. К августу 1916 года, когда Соединенные Штаты усилили подготовку к войне, стало ясно, что деревня будет ликвидирована, чтобы освободить место для расширения верфи. Американские власти демонтировали деревню, а корабли и немецких моряков перевели на Филадельфийскую военную верфь. Когда 6 апреля 1917 года Соединенные Штаты вступили в войну, немецкие моряки стали военнопленными и были перемещены в форт Макферсон в Джорджии. В тот же день власти порта Филадельфии передали корабли флоту США. 22 мая указ президента США Вудро Вильсона подтвердил эту конфискацию. 9 июня "Prinz Eitel Friedrich" был переименован в "DeKalb" (ID-3010) в честь генерала барона Иоганна де Кальба, немецкого героя американской революции, и введен в состав военно-морского флота Соединенных Штатов в Филадельфии под командованием Уолтера Роквелла Герарди. Возможно, как и "напарника", сперва американцы намеревались использовать "DeKalb" в качестве вспомогательного крейсера. Это не подтверждено, однако он получил довольно солидное вооружение из восьми 127-мм, шести 76-мм и четырёх однофунтовых пушек и двух пулемётов. В любом случае, в строй он был введён в качестве войскового транспорта и 14 июня 1917 года вышел в море в составе конвоя, перевозившего во Францию первые подразделения Американских экспедиционных сил с 5-м полком морской пехоты на борту. В течение следующих 18 месяцев транспорт совершил 11 таких рейсов, доставив 11 334 военнослужащих, в том числе морских лётчиков северной группы дневных бомбардировщиков. После окончания войны за восемь рейсов транспорт доставил обратно в США 20332 солдат и офицеров. 6 сентября 1919 года лайнер был передан коменданту 3-го Морского округа, 22 сентября 1919 года выведен из эксплуатации и на следующий день возвращён в совету по судоходству. "DeKalb" был приобретен У. Авереллом Харриманом и отправлен на верфь Morse Dry Dock and Repair Company для переоборудования в иммигрантский лайнер: с местами только для третьего класса, и перевода котлов на нефтяное питание. Цель конверсии состояла в том, чтобы брать в рейс максимальное количество пассажиров, но при этом предлагая им лучшие условия, чем обычно. Пассажирские помещения должны были быть хорошо проветриваемые, на палубах было выделено больше места для пассажиров и предоставлены более просторные и привлекательные общественные помещения. Размещение пассажиров осуществлялось в каютах на два-шесть человек, которые включали такие "предметы роскоши", которые обычно не встречались на эмигрантских судах, включая умывальники, матрасы и постельное белье. Для еврейских пассажиров была предоставлена кошерная кухня. Из-за вместимости в 1452 пассажиров и 211 человек экипажа особое внимание было сосредоточено на спасательных шлюпках. Имелось четырнадцать комплектов шлюпбалок для различных спасательных шлюпок и несколько плотов, общей вместимостью 1663 человека на плотах и 1613 на лодках. 16 декабря 1919 г. корабль пострадал от пожара в реке Гудзон, недалеко от ручья Спутан Дуйвилл, перегонная команда из 35 человек была благополучно снята и судно отбуксировано к берегу. Пожарным судам потребовалось несколько часов, чтобы потушить пламя. Был повреждён настил палубы, который пришлось укладывать заново. Вскоре, однако лайнер вошёл в состав флота компании United American Lines из Нью-Йорка и сменил название на "Mount Clay", так, как все суда этой линии назывались в честь какой-либо американской горы. В первый рейс судно вышло 26 декабря 1920 года. Последующие 17 лет лайнер успешно выполнял свои рейсы. В феврале 1921 года "Mount Clay" открыл новую систему доставки почты первого класса в Германию, при которой в Куксхафене специальные пакеты передавались на самолёты для доставки по воздуху в пределах Германии. 9 февраля 1921 года примерно в четырехстах милях к юго-востоку от Галифакса лайнер и спас команду и судовую кошку с тонущего грузового корабля "Bombardier". 15 октября 1925 года "Mount Clay" пришёл в Нью-Йорк из последнего рейса из Гамбурга через Квинстаун и затем был выведен в отстой, где простоял 9 лет, до продажи на слом в 1934 году.
"Prinz Ludwig" был спущен на воду 16 августа 1906 года. Он брал 113 пассажиров 1-го класса, 128 - 2-го класса и 58 - 3-го класса. Кроме того была предусмотрена возможность организовать 395 дешёвых мест 4-го класса. Экипаж насчитывал 238 человек. Стоимость постройки составила 4,880 миллиона марок. 9 августа 1906 г. корабль вышел в первый рейс был из Бремерхафена в Японию и все 8 лет эксплуатации оставался на этой линии. Когда в августе 1914 года началась война, он был дома. Хотя он был подготовлен к использованию в качестве вспомогательного крейсера, ни о каких конкретных планах переоборудования не известно. Он оставался в Бремерхафене до конца войны. 27 марта 1919 года лайнер был передан Великобритании в счёт военных репараций и первое время использовался для перевозки австралийских войск на родину из Европы и с Ближнего Востока. В 1921 году, после капитального ремонта, судно передали компании Orient Steam Navigation Company (Orient Line) и оно было введено в эксплуатацию под новым именем "Orcades" для перевозки 599 пассажиров на маршруте из Великобритании в Австралию. 20 сентября 1924 года лайнер был выведен из эксплуатации и в 1925 году разобран в Бремерхафене.
|