|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Государственные почтовые пароходы, планировались в качестве вспомогательных крейсеров (Hilfskreuzer)
тип
Германия, 1914 г. 0 (6) ед. (пассажирские п/х, 1900-1906 гг., всего было построено 7 ед.)фактически только одна "Prinzessin" использовалась ВМФ в годы войны: в качестве плавказармы в 1918+ в 1904 "Feldmarschall" был зафрактован ВМФ в качестве войскового транспорта * Kronprinz * Kurfürst * Bürgermeister * Prinzregent * Feldmarschall * Admiral * Prinzessin *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Пароходы гамбургской компании "Deutsche Ost-Afrika Linie" (DOAL, Восточно-Африканская линия), по крайней мере те из них, что были построены в Германии специально для неё, были изначально оборудованы для возможного применения в качестве вспомогательных крейсеров-рейдеров. Суда использовались для государственной почтовой службы и получали от рейхстага субсидии, в замен на которые требовалось предусмотреть возможность военного применения. Капитаны этих лайнеров имели на случай войны соответствующие инструкции. Промежуточная палуба на некоторых также предназначалась для перевозки, при необходимости, солдат. Суда относились к пассажирским судам средних размеров с достаточно умеренной скоростью. Кроме пассажиров ори могли брать достаточно большое количество груза. Их история началась в 1900 году, когда целью продления договора с почтовой службой, срок действия которого истекал, DOAL приобрела два парохода, значительно более крупных, чем предшественники. Новая версия контракта требовала использования на главной линии судов тоннажём более 5000 брт, поэтому до 1914 года были заказаны ещё восемь подобных пароходов, пять из которых были того-же типа, а три последних - крупнее. 3 июля 1901 года "Kronprinz" открыл давно запланированную главную линию DOAL (так называемую Всеафриканскую службу) - в обход Африки в западном и восточном направлениях, на которой DOAL предлагала отправления каждые четыре недели, позже - каждые 2 недели. В рейсе пароход посещал до 30 портов, но не все в каждой поездке. Восточный путь шел из Гамбурга через Бремерхафен, Роттердам или Антверпен, Флиссинген, Саутгемптон, Лиссабон, Танжер, Марсель, Неаполь, Порт-Саид, Суэц, Аден и Момбасу в Тангу, Занзибар и Дар-эс-Салам. Обратный путь проходил через Мозамбик, Бейру, Лоуренко Маркес, Дурбан, Восточный Лондон, Кейптаун, позже также залив залив Людериц, Тенерифе, Лас-Пальмас и европейские порты. По политическим причинам эти рейсы были отменены на время бурской войны. В 1906 году правительство заключило новые контракты, в которые вошло посещение каждые шесть недель Свакопмунда в колонии Юго-Западной Африки. Поездка из Гамбурга в Свакопмунд или Людерицбухт до 1914 года стоила в первом классе 750 марок, во втором - 500 и в третьем классе - 250 марок. Первое применение корабля этого типа для военных нужд имело место с 25 марта по 17 апреля 1904 года, когда "Feldmarschall" был нанят для доставки войск в Юго-Западную Африку для подавления восстания Гереро и Готтентотов. Один из пароходов, "Kurfürst", погиб в 1904 году, остальные шесть к началу войны всё ещё работали на почтовую службу и потому числились в мобилизационных списках, но фактически уже не имели боевой ценности из-за небольшой скорости и в итоге никакие работы по вооружению на них не проводились. С началом войны три корабля этой серии ("Kronprinz", "Prinzregent" и "Admiral") были интернированы в иностранных портах и не смогли принять участие в войне, "Feldmarschall" находился в Дар-эс-Саламе при колониальных войсках в Немецкой Восточной Африке, но никак не использовался и был, фактически, брошен. "Bürgermeister" и "Prinzessin" оставались в Германии, но стояли совершенно без дела, лишь в самом конце войны "Prinzessin" краткое время служила плавказармой при военно-морской станции Балтийского моря.
"Kronprinz" был спущен на воду 10 апреля 1900 года на верфи Blohm+Voss в Гамбурге для компании Deutsche Ost-Afrika Linie. Он был рассчитан на 72 пассажира 1-го класса, 56 - 2-го класса и 60 3-го класса. Мог при необходимости также использовать 116 мест в промежуточной палубе. Достройка парохода был завершена 30 июня 1900 года, на тот момент это был самый большой корабль компании и третий двухвинтовой корабль на линии. 4 июля 1900 г. корабль вышел в первый рейс из Гамбурга в Восточную Африку. Год спустя, покинув Гамбург 3 июля 1901 года, он открыл давно запланированную главную линию DOAL (так называемую Всеафриканскую службу). В 1914 году "Kronprinz" был самым старым и самым маленьким из девяти почтовых пароходов DOAL. В начале августа 1914 года он находился в Лоуренсу-Маркише в Мозамбике, где был интернирован на время войны, поэтому в военных целях не использовался. В начале марта 1916 года по требованию Антанты он был конфискован Португалией и с октября 1916 года до конца 1917 года использовался в качестве госпитального судна. В 1918 году корабль был передан португальскому ВМФ в качестве транспорта и переименован в "Quelimane", а в 1927 году - сдан на слом.
"Kurfürst" был спущен на воду 9 июня 1901 года на верфи Reiherstieg в Гамбурге для компании Deutsche Ost-Afrika Linie. Он был рассчитан на 270 пассажиров (100 I класса, 80 II класса, 90 III класса) и 13 октября 1901 был сдан заказчику. Корабль был в значительной степени похож на предшественника, но не имел возможности брать пассажиров или солдат на промежуточную палубу. В январе 1903 года, по просьбе правительства Германии, зашёл в Свакопмунд, став первым судном DOAL в Юго-Западной Африке. Эта остановка не произвела впечатления на руководство компании, поскольку судно теряло время на пути в Южную Африку и этот пункт обслуживала линия Woermann. Судно ходило, однако, не долго: ранним утром 5 мая 1904 года, на пути домой через Средиземное море, в густом тумане "Kurfürst" выскочил по скалу в четырех милях к северу от Сагреша у побережья Португалии. Прибывшие на помощь буксиры не смогли стянуть корабль, и днем 6 мая он был разбит начавшимся штормом. Экипаж и все 99 пассажиров были эвакуированы.
"Bürgermeister" был построен на верфи Flensburger SG во Фленсбурге для компании Norddeutscher Lloyd. Он был рассчитан на 250 пассажиров в трёх классах. Корабль был спущен на воду 27 февраля 1902 года и передан заказчику 19 июня и до начала войны ходил на главной линии DOAL (так называемой Всеафриканской службе), на которой рейсы вокруг Африки чередовались в восточном и западном направлении. К началу войны корабль находился в Гамбурге, где и простоял до конца войны. Никакие работы на нём не проводились, так, как к этому времени он считался устаревшим и слишком тихоходным для военной службы. Другого применения ему также не нашлось. 20 февраля 1920 года корабль был передан по репарациям Франции и с ноября 1920 года эксплуатировался Transatlantique Compagnie Générale под именем "Macoris" на маршрутах в Вест-Индию и Центральную Америку - до Колона. Зимой 1927-1928 годов и с июля по ноябрь 1931 года пароход ходил на линии Бордо - Касабланка, в 1934 году он выполнял рейсы на Гаити. В 1935 году корабль был сдан на слом и разобран в Сен-Назере.
"Prinzregent" был спущен на воду 10 января 1903 года на верфи Blohm & Voss в Гамбурге для компании Deutsche Ost-Afrika Linie. Он был рассчитан на 395 пассажиров в трёх классах и 6 апреля 1903 был сдан заказчику. Корабль оставался на линии вокруг Африки до начала Первой мировой войны в начале августа 1914 года, когда укрылся в Лас-Пальмасе на Тенерифе и простоял там до конца войны. 9 июня 1919 года корабль был передан по репарациям Франции и с сентября 1920 года эксплуатировался марсельской компанией Société Générale de Transports Maritimes под именем "Cordoba" на линии Генуя - Марсель - Альмерия - Лас-Пальмас-де-Гран-Канария или Дакар - Рио-де-Жанейро, Сантос или Монтевидео - к Буэнос-Айрес. В 1932 году корабль был сдан на слом.
"Feldmarschall" был спущен на воду 21 февраля 1903 года на верфи Reiherstieg в Гамбурге для компании Norddeutscher Lloyd. Он был рассчитан на 268 пассажиров (113 I класса, 75 II класса, 80 III класса) и 24 июня 1903 был сдан заказчику. Стоимость постройки составила 2,9 миллиона золотых марок. 26 августа 1903 года пароход вышел в первый рейс на главную линию DOAL (так называемую Всеафриканскую службу), на которой рейсы вокруг Африки чередовались в восточном и западном направлении. С июня по август 1907 года пароход доставил в Восточную Африку Пола Гретца и его автомобиль, на котором он первым из автомобилистов пересёк Африку. С 25 марта по 17 апреля 1904 года "Feldmarschall" был нанят для доставки войск в Юго-Западную Африку для подавления восстания Гереро и Готтентотов. 2 августа 1914 года фельдмаршал прибыл в Дар-эс-Салам в Немецкой Восточной Африке. Когда началась Первая мировая война, корабль был признан негодным к военному использованию и по приказу немецкой колониальной администрации был выведен из эксплуатации. 17 августа 1915 года стоящий без дела пустой пароход был поврежден в результате обстрела британским крейсером "Hyacinth". После завоевания Дар-эс-Саламом британскими войсками в октябре 1916 года корабль был переименован на английский лад в "Field Marshall" и использовался в качестве военного транспорта, в частности, 9 июня 1918 года покинул Сидней составе конвоя "40" с 1116 солдатами и офицерами, 3 гражданскими лицами и 7 медсестерами на борту. В начале 1919 года он доставил из бывшей колонии Германской Восточной Африки в Гамбург последних немцев. После войны ходил под управлением компании Union-Castle Line. В 1922 году корабль был продан в Шанхай и переименован в "Ling Nam", а в 1928 году продан сингапурской компании Ho Hong S.S. Co. и переименован в "Hong Kheng" (в то время Сингапур принадлежал Британии). Ничего не известно о его пребывании в 1942-1945 гг, когда Сингапур был оккупирован Японией, но после войны он продолжал рейсы, пока 19 июля 1947 года по пути из Янгона в Сямынь не оказался на мели на мысе Чиланг. Американские эсминцы "Myles C. Fox" (DD-829), "Hawkins" (DD-873) и британский корабль "Hart" сняли экипаж и 1800 пассажиров, а судно было разбито волнами.
"Admiral" был спущен на воду 25 июня 1905 года на верфи Blohm+Voss в Гамбурге для компании Norddeutscher Lloyd. Он был рассчитан на 264 пассажира (72 I класса, 112 II класса, 80 III класса) и 30 сентября 1905 был сдан заказчику. 30 сентября 1905 он вышел в свой первый рейс на традиционную для этого типа линию вокруг Африки. Когда в августе 1914 года началась Первая мировая война, судно находилось в Лоуренсу-Маркише в Мозамбике, где был интернирован на время войны, поэтому в военных целях не использовался. В начале марта 1916 года по требованию Антанты он был конфискован Португалией, переименован в "Lourenco Marques" и передан под управление компании Transportes Maritimos do Estado в Лиссабоне. Судно оставалось на службе у португальских владельцев, совершая регулярные рейсы между Португалией и Мозамбиком, пережил вторую мировую войну ни разу не пострадав от столкновений, торпед, бомб или снарядов, и был отправлен "на пенсию" и сдан на слом лишь в 1950 году.
"Prinzessin" была спущена на воду 23 декабря 1905 года на верфи Blohm+Voss в Гамбурге для компании Norddeutscher Lloyd. Она была рассчитана на 298 пассажиров в трёх классах. 12 апреля 1906 корабль был передан заказчику и с 20 апреля до начала войны ходил на главной линии DOAL (так называемой Всеафриканской службе). К началу войны корабль находился в Гамбурге, где и простоял большую часть времени. Не смотря на вхождение в мобилизационный список, малая скорость исключала его использование в качестве рейдера. Доугого применения тоже не могли найти вплоть до самого конца войны, когда с 7 октября 1918 году он в течение месяца служил плавучей казармой (Wohnschiff) при военно-морской станции Балтийского моря (Station Ostsee). После окончания войны, уже с 19 ноября 1918 судно использовалось транспортным командованием Антанты и для репатриации английских военнопленных, а с 22 января 1919 ходил в Чёрное море. 24 марта 1919 пароход был возвращён владельцу, но уже через 4 для, 28 марта был присуждён Британии в счёт военных репараций. В 1921 году был куплен французской компанией и переименован в "General Voyron". Под этим именем он эксплуатировался до 1934 года, когда был сдан на слом верфи La Seyne в Марселе.
|