Оглавление → Крейсера → Винтовые паровые корветы типа "Nymphe"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
винтовые корветы, позже "открытые" корветы (Schraubenkorvetten / Glattdeckskorvetten) типа
Пруссия, 1863-1867 гг. 2 ед. (проект 1861 г.) ![]() * Nymphe * Medusa *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Решение о строительстве малых корветов было принято в 1861 году, когда уже были заказаны четыре больших фрегата типов Arcona и Vineta. Верфь в Гданьске должна была строить их исключительно из отечественных материалов, за исключением силовых установок, которые заказали британской компании "J. Penn & Sons". Это были деревянные винтовые корветы с покрытым медью днищем, подъемным винтом и полным парусным вооружением. Проект в основных чертах повторял типы корветов других стран, строившихся в те годы, в первую очередь - британские. Корабли обладали хорошей мореходностью, плавной качкой, хорошо ходили под парусами, имели широкую и глубоко сидящую корму, могли нести много парусов. Под парами были хуже - значительно теряли скорость на волнении, имели посредственную манёвренность и устойчивость на курсе - хуже, чем под парусами. Крейсера не отличались особыми техническими инновациями, но исправно служили в качестве "рабочих лошадок" для обучения личного состава флота и осуществления германской политики в удаленных районах. Использовались в основном для стационерной и колониальной службы, "показа флага" и для учебных целей. "Medusa" от систершипа внешне отличался тем, что имел паропроводную трубу за дымовой трубой. Схемы окраски: сперва окраска не регламентировалась, вероятно, повторяла британскую. Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
с 28 января 1874 г.
Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
После учебных походов по Балтийскому морю, 6 августа 1865 корвет вместе с канонеркой "Delphin" отправился в Средиземное море. Канонерка предназначалась в качестве стационера в Константинополе, но, так, как её мореходность вызывала сомнения, с неё сняли 15-см пушки и погрузили на корвет. Кроме того, в пути корвет иногда брал лодку на буксир. 22 сентября пушки были возвращены на лодку в Пирее. Во время этого похода моряки наблюдали извержение вулкана Санторини.
Во время Франко-прусской войны 1870–1871 "Nymphe" была введена в кампанию 21 июля 1870 года для защиты Данцига. Блокада французами германского балтийского побережья продолжалась два месяца (июль-сентябрь). За это время не произошло ни одного сколь-нибудь серьёзного случая боевого столкновения французских и прусских боевых кораблей, если не принимать во внимание попытки "Nymphe" врасплох атаковать патрулирующие возле Данцига три французских бронекорвета типа "Alma" с одним авизо. Ночью 22 августа он скрытно подошёл на близкое расстояние к французскому корвету "Thetis" и неожиданно открыл огонь. Более мощный противник вскоре ответил и немецкий корвет поспешил укрыться на мелководье. Ни одна из сторон не добилась ни одного попадания.
1 июня 1871 года "Nymphe" ввели в строй - она должна была заменить "Medusa" в Восточной Азии и 20 июля покинула Киль. В Рио-де-Жанейро корвет застрял на 14 дней из-за ареста некоторых моряков, что едва не привело к использованию против Бразилии силы, и лишь 4 ноября прибыл в Кейптаун. Из Кейптауна наоборот пришлось уйти 22 ноября - раньше намеченного срока, чтобы предотвратить потери экипажа, поскольку девять членов экипажа, включая мичмана, дезертировали. Через австралийские порты корвет направился в Левуку, затем в главный порт Фиджи. Там в начале марта 1872 года командир договорился с вождями туземцев и проживающих в нем немцев о немецком протекторате, однако канцлер отказался принять эти владения. 15 марта корвет вошел в Апиа. Для урегулирования споров и обеспечения соблюдения требований Германии на оба острова Самоа были посланы морские пехотинцы.
20 мая 1874 года корабль вывели из компании, но уже 1 июня 1874 вернули в строй в качестве учебного корабля для юнг. С бригами Undine и Musquito он пересек Балтийское море и использовался фельдмаршалом принцем Фридрихом Карлом для государственных визитов в Копенгаген и Стокгольм. После участия в военно-морском параде в присутствии Императора "Nymphe" отправилась в Данциг, где 15 октября 1874 года выведена из кампании и поставлена на капитальный ремонт. Работы заняли весь 1875 год. 1 апреля 1876 года корвет был снова введён в строй как учебный корабль для юнг и корабль отправился в большой учебный поход в Южную Америку к Монтевидео, где в конце октября в Пайсанду на Рио-Уругвай был установлен мемориал в честь немецкого консула, убитого несколькими годами ранее. Затем учебное судно пошло вдоль восточного побережья континента на север в Галифакс и 10 сентября 1877 года вернулось в Киль, где 27 сентября его вывели из кампании.
3 апреля 1880 года "Nymphe" вернулась на службу в качестве учебного судна для кочегаров и сперва оставалась в Балтийском море. 12 июля она вышла в свой третий большой учебный поход за границу. Первая остановка была в Копенгагене, где учебный корабль посетили датские технические сотрудники. Поход проводился в основном в Карибском бассейне. В Пуэрто-Кабелло корабль посетил президент Венесуэлы Антонио Гусман Бланко. На обратном пути на Хэмптонском Рейде на корабль нанесла визит семья американского президента Джеймса А. Гарфилда (который перед этим был тяжело ранен в результате покушения) и вице-президент Честер А. Артур. 3 октября 1881 года вернувшийся домой корабль был выведен из компании в Данциге. 1 апреля 1882 года "Nymphe" вновь была введена в строй в качестве учебного корабля для юнг, и 15 июля вышла в четвёртый большой учебный поход за границу - в Средиземное море. Там из за восстания Ахмада Ураби-Паши в Египте находились под угрозой немецкие граждане и экономические интересы. В египетских водах также присутствовали "Gneisenau", "Habicht", "Möwe" и "Cyclop". После посещения различных левантийских портов корабль долгое время оставался в бухте Суда на севере Крита около Ханьи. Из-за эпидемии брюшного тифа судно вынуждено дважды заходить на Мальту. После второй вспышки в конце декабря 1882 г. командир полностью очистил корабль и продезинфицировал его. Лишь 26 февраля учебный корабль снова был готов к использованию и посетил греческие порты. В Пирее крейсер удостоился визита греческого короля Георга I. В Лиссабоне корабль посетил другой король, Луис I. "Nymphe" вернулась в Киль 6 сентября 1882 года и 29 сентября была выведена из кампании. 1 апреля 1884 года крейсер в последний раз был призван на службу в качестве учебного корабля для юнг, теперь переклассифицированный в корвет-крейсер. Он выполнил короткие походы по Балтийскому морю и 16 июля начал свой пятый большой учебный поход за границу, теперь - в Вест-Индию. Во время революции в Колумбии с конца февраля до конца марта 1885 года крейсер дежурил у Сабаниллы на побережье Карибского моря. В начале сентября учебный корабль вернулся домой и еще принял участие в маневрах учебной эскадры, а 7 октября 1885 года был выведен из кампании. 21 июля 1887 корвет был исключён, и использовался как учебный блокшив для подготовки машинистов 1-й матросской дивизии в Киле, в 1891 он был продан на слом в Гамбурге.
Первый ввод в строй состоялся только 10 апреля 1867 г. Новый корвет вышел из Киля для окончания испытаний, которые иногда проводил вместе с "закрытым" корветом "Hertha", и возил участников от прусского флота XIV протестантского Дня. 14 сентября 1867 года, "Medusa", "Hertha" и канонерская лодка "Blitz" вышли в поход в восточное Средиземноморье. Корабли также доставили в Портсмут команду нового броненосного фрегата "Kronprinz". 1 октября корабли впервые подняли флаг вновь созданной Северо-Германской Конфедерации. Осенью 1867 корвет вместе с канонеркой "Blitz" в составе международных сил зашёл на Крит, когда там произошло восстание греческого населения против османского владычества. 8 декабря, немецкие корабли собрались у Смирны, и старший офицер соединения, капитан-цур-зее Эдвард Хельдт, перешёл на "Medusa" для посещения турецкого правительства, так, как более крупная "Hertha" не получила разрешения на проход Дарданелльским проливом. В январе 1868 г. "Medusa" выполнила круиз по Эгейскому морю, а с 16 февраля отправилась из Александрии в Киль куда прибыла в середине апреля. Запланированный поход в Восточную Азию тогда был отменён, и 15 мая 1868 года корвет был выведен из кампании. 20 августа 1868 года "Medusa" была возвращена в строй - её всё-таки решили отправить стационером на вновь образованную „Восточноазиатскую корабельную станцию“. Перед запланированным походом корабль пробыл месяц на верфи в Данциге, а 20 октября отправился в путь. В Бразилии 15 декабря корабль удостоился посещения бразильского императора Педро II. Корвет оставался там в течение Рождества и Нового года, а 3 января 1869 года отправился дальше через остров Святого Павла и Батавию (нынешнюю Джакарту) и 4 марта прибыл в Сингапур, командир "Medusa" корветтен-капитан Штрубен стал официально старшим офицером станции. В дополнение к поддержанию политических и коммерческих интересов северогерманской конфедерации, корвет должен был также изучить подходящие пункты для строительства военно-морской базы. Военно-морское командование рассмотривало для этих целей гавань Блэра вблизи Куантана на восточном побережье Малайского полуострова, острова Линшотен в группе Риу Киу между Формозой и Японией и острова Гото к западу от Нагасаки у входа в Корейский пролив.
15 марта 1875 года "Medusa" была введена в строй в качестве учебного корабля. В Киле она приняла на борт юнг, с которыми ходила по Балтийскому морю, посетив порты Швеции и Норвегии. В конце августа она вышла большой учебный поход в Южную Америку и Вест-Индию. Корвет посетил Сантос и Монтевидео, на обратном пути 9 января 1876 года зашёл на Барбадос, но тур по Вест-Индии был прерван. Учебный корабль должен был идти в Лиссабон и на ходу проводить интенсивные учения с артиллерией. Немецкое правительство хотело иметь военный корабль во время беспорядков на Балканах не выводя преждевременного единиц из резерва. "Medusa" прибыла в Лиссабон в середине февраля и в середине марта была отправлена в Мессину, откуда она немедленно перешла в Салоники, где были убиты генеральный консул Франции и Германии. Когда 15 мая 1876 года корвет прибыл в Салоники, там уже собралось 28 военных кораблей разных стран, в том числе немецкий стационер - канонерская лодка Meteor и канонерская лодка Nautilus, которая направлялась в Восточную Азию, но была 19 апреля перед входом в Суэцкий канал перенаправлена в Константинополь. После прибытия в Салоники 25 июня 1876 года эскадры контр-адмирала Карла Фердинанда Бача с бронированными фрегатами, в середине июля "Medusa" была отпущена из соединения, в августе провела поход по Средиземному морю, чтобы завершить программу обучение юнг, 21 сентября добралась до Киля, и 30-го была выведена из кампании. 4 апреля 1877 года "Medusa" вернулась в строй в качестве учебного корабля для юнг и до начала июля проводила обучение в Балтийском море, посетив порты Швеции. 27 июля корвет начал свой второй дальний учебный поход за границу, который вёл в Рио-де-Жанейро в Южной Америке. Когда корабль находился в Сент-Томасе, проводя артиллерийские тренировки, 6 января 1878 года пришёл приказ принять меры против Никарагуа из-за "дела Айзенштука". Была сформирована небольшая эскадра ("Leipzig", "Ariadne", "Elisabeth" и "Medusa"). 16 февраля корвет отправился из Сен-Томаса в Колон, откуда в Никарагуа был отправлен офицер для получения информации, а 16 апреля Медуза перешла в Сан-Хуан-дель-Норте. Поскольку немецкие требования были уже удовлетворены, 18 апреля "Medusa" смогла продолжить поход, так и не успев принять участие в самой морской демонстрации в Коринто. Через порты США корабль отправился на родину и прибыл в Киль 15 сентября 1878 года, а 28-го был выведен из компании. 4 апреля 1879 года "Medusa" в последний раз вошла в строй в качестве учебного корабля для юнг и в мае / июне проводила обучение в морской зоне у Данцига. 15 июля она начала свой третий дальний учебный поход за границу, который снова вёл в Южную Америку - до Байи. Затем она побывала на многих из Антильских островов, в Ла-Гуайре и Пуэрто-Кабелло. В мае 1880 года корвет был в Норфолке, а с середины июня до середины июля - в Галифаксе. Корабль вернулся в Киль 10 сентября 1880 года и 30-го был выведен из компании. Предварительное обследование корпуса на Императорской верфи в Киле выявило необходимость капитального ремонта. Корабль перевели в Данциг, где при выяснилось, что объём ремонтных работ превышает разумные затраты - деревянный корпус сильно прогнил изнутри. 5 апреля 1881 года корвет вычеркнули из списка военных кораблей и использовался как жилой блокшив. В 1891 году корпус был продан на слом в Данциге.
|