Оглавление → Крейсера → Корветы типа "Ariadne"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
"открытые" корветы (Glattdeckskorvetten) типа
Германия, 1872-1874 гг. 2 ед. (проект 1869 г.) * Ariadne * Luise *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
24 октября 1867 рейхстаг Северной немецкой Конфедерации принял закон о флоте, согласно которому, среди прочего, необходимо было построить 20 корветов, предназначенных для заграничной службы. 25 февраля 1868 Императорская верфь в Данциге получила контракт на постройку первого из этих корветов и в сентябре 1868 года начала постройку корабля. При почти таких же размерах, как предыдущий тип Nymphe, корабли получили машины "компаунд" и новую артиллерию. Механизмы поставила компания Франца Антона Эггельса из Берлина. Орудия изготовили заводы Круппа. Деревянный корпус был укреплен железными полосами, к железным палубным балкам были приклепаны железные пластины, на которые укладывались еловые доски. Форштевень получил таранную форму, как на бронированных кораблях, что было, скорее, данью моде, так, как использовать его по назначению на деревянном корабле не представлялось возможным. Корабли имели превосходную мореходность, под парами маневрировали и управлялись исключительно хорошо, но под парусами плавали гораздо хуже, маневрировали и управлялись особенно плохо, заметно уваливались под ветер, сильно тормозил винт, скорость была не более 5 уз. Отличия - у "Louise" был почти горизонтальный бушприт. Мостики сначала были без штурманской рубки. Схемы окраски: Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
с 28 января 1874 г.
Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
Из-за германо-прусской войны спуск корабля был отложен до 21 июля 1871 года, когда капитан-цур-зее Франц Киндерлинг, тогда - главный директор верфи, крестил корвет именем "Ariadne". Киндерлинг также стал первым командиром корабля во время испытаний, которые проходили в ноябре-декабре 1872 года. Испытания показали, что проектная мощность 2100 лс была превышена на 160 лс, и, оответственно, максимальная скорость в 14,1 узла была немного выше запланированной. Исправление некоторых выявленных недостатков задержали готовность корабля, и он вступил в строй лишь 23 ноября 1872 г. Строительство корабля обошлось в общей сложности в 1 млн. 840 тыс. марок. 15 апреля 1873 года в Данциге "Ariadne" зачислили на службу. Корвет перешёл к Вильгельмсхафену, где присоединился к учебной эскадре. Вместе с корветом Hertha и авизо Loreley 22 мая он участвовал в торжественной встрече членов рейхстага и федерального совета во внешнем Яде. Они прибыли из Бремерхафена в Вильгельмсхафен на борту парохода "Mosel" для осмотра порта, верфи и кораблей флота. Три корабля выполнили перед ними различные маневры атаки и преследования. Затем в составе учебной эскадры "Ariadne" приняла участие в праздновании коронации короля Норвегии Оскара II. После того как 11 сентября учебная эскадра была расформирована, 13 октября корвет был выведен из эксплуатации в Данциге и отправился на Имперскую верфь для устранения выявленных недостатков. В числе прочего, такелаж был сокращён до барка, парусность уменьшилась с 1049 до 1582 квадратных метров. 5 мая 1874 "Ariadne" была готова к службе и сперва выполнила несколько выходов, чтобы испытать новые паруса, после чего вновь вошла в состав учебной эскадры контр-адмирала Людвига Хенка. Помимо обычных маневров, с 28 июня эскадра предпринял поход в Атлантический океан, чтобы проверить мореходность кораблей, при этом посетили британские порты Коус и Портленд. По возвращении эскадра продолжила учения в Балтийском море, броненосцы провели стрельбы в Данцигском заливе, сперва - по береговой мишени в Oxhöft, а затем по буксируемому "Ариадной" блокшиву. По окончании маневров эскадра была расформирована. "Ariadne" перешла из Данцига в Вильгельмсхафен для подготовки к заграничному плаванию. 5 октября 1874 года "Ariadne" покинула Вильгельмсхафен. Корвет прошел через Средиземное море и Суэцкий канал в Восточную Азию и в Рождество 1874 года достиг Сингапура, где встретил Новый год. 4 января 1875 года корвет отправился дальше через Манилу в Гонконг. Там он заменил на станции Elisabeth. Важной задачей корвета была борьба с китайскими пиратами, которые представляли постоянную угрозу торговому флоту. Вместе с корветом Hertha и канонеркой Cyclop они оперировали в районе вдоль побережья от Кантона до Таку. При этом посещали разные порты, так 12 сентября Ariadne и Cyclop прибыли в Foochow что-бы требовать от местных органов власти компенсации за шхуну "Anna", которая стала жертвой нападения пиратов. В начале 1876 года "Ariadne" осталась в Амине для гидрографических работ. В середине апреля корабли, дислоцированные в Восточной Азии, встретились в Гонконге, куда прибыл из германии корвет Vineta, командир которого, Александр фон Монтс, принял командование объединенными в эскадру кораблями. 1 июля к ним также присоединилась Luise, сменившая Ariadne, которая 17 июля отправились в домой через Суэцкий канал, и 20 октября 1876 г. достигла Вильгельмсхафена. Через десять дней корвет вывели из компании. В 1877 году Ariadne прошла капитальный ремонт на верфи. 15 октября корабль вступил в строй и был подготовлен для заграничного похода. Он покинул родные воды 30 октября, пройдя Маргейт, выдержал тяжелый шторм в Северном море, и через Фуншал направился Рио-де-Жанейро, куда прибыл 16 декабря и оставался там до начала января 1878. В дальнейшем походе на юг корабль зашёл для бункеровки в Пунта-Аренас, но на местном складе не оказалось угля. Так, как Ariadne очень плохо ходила под парусами, экипаж вынужден был топить котлы дровами. Затем корвет прошёл через Магелланов пролив, посетил Порто Агосто и другие порты на север вдоль чилийского побережья. В Вальпараисо он встретил новый большой корвет Leipzig и 9 марта 1878 года вместе они прибыли в Панаму. Вместе с находящимся там корветом Elisabeth и крейсирующим в Карибском море Medusa они сформировали центральноамериканскую эскадру, командование которой перешло к Вильгельму фон Викеде. Задачей эскадры было урегулировать "дело Айзенштука" (Eisenstuck-Affäre, нападение на немецкого консула) в Никарагуа. Пока Medusa стояла Сан-Хуан-дель-Норте, три других корабля отправились в Коринто, на рейде которого они прибыли 18 марта. После обыска входа в порт со шлюпок на предмет мин, на следующий день корабли зашли в гавань. Старший офицер Elisabeth, лейтенант Вильгельм Штубенраухштрассе, немедленно отправился в Манагуаи и выставил ультиматум от лица Германского правительства, требуя выплаты 30000 долларов США и наказанию лиц, ответственных за дело. Если требование не будет выполнено в течение двух недель - дополнительно 8000 долларов США штрафа. Ультиматум был принят 31 марта, Виккеде была выплачена компенсация, а в Коринфо была проведена церемония примирения. На ней присутствовали 260 никарагуанских солдат и 380 немецких моряков - по 140 с Elisabeth и Leipzig, 100 с Ariadne, все командиры и офицеры немецких кораблей, никарагуанские офицеры и представители правительства, а также консул Мориц Айзенштук. Три береговых орудия сделали 21 выстрел салюта немецкому флагу, Elisabeth - столько же для флага Никарагуа. Дело закончилось, и 7 апреля эскадра была расформирована. "Ariadne" первой вернулась в Панаму и оттуда мимо Галапагосских островов направилась к Маркизким островам, затем посетила Папеэте. Там командир "Ариадны" Варфоломей фон Вернер заверил местную администрацию, что местные немецкие филиалы являются чисто экономическими и никаких планов аннексии не существует. 23 июня 1878 года Ariadne достигла Апиа - немецкой станции южного моря, где уже дежурил корвет "Augusta". Его командир, лейтенант Хассенпфлюг в марте 1877 года заключил торговые соглашения с Самоанскими вождями, но по требованию США они были расторгнуты в одностороннем порядке и вместо них подписаны контракты с американцами, так что местные немецкие торговцы и плантаторы видели свое положение на рынке в опасности. Поэтому 16 и 17 июля 1878 года капитан "Ariadne" Вернер захватил для немецкого правительства гавани Фалеалили и Салуафата на Уполу. 16 сентября 1878 Ariadne покинула Самоа в направлении Сиднея, чтобы связаться с домом. В Сиднее несколько матросов дезертировали. Корабль вернулся из Апиа 8 октября, а 20 октября отправился в путешествие по островам Микронезии и Меланезии. На борту находился немецкий консул Вебер. Корвет посетил Нукуалофа (Тонга, 26 по 29 октября), Левуке и Тариане (Фиджи, с 30 октября по 2 ноября), Фунафути и Вайтупу (острова Эллис), где фон Вернер смог обеспечить немецким филиалам равные права с филиалами других государств. Далее путь шёл через Табитеуэа , Абемаму и Бутаритари (острова Гильберта), где были выполнены гидрографические работы. На Маршалловых островах 29 ноября 1878 был заключён договор с верховным вождём Джалуита, который, наряду с некоторыми правами и преимуществами, гарантировал также исключительное право на устройство угольной станции. Жителям архипелага Ралик было предоставлено право использовать немецкий флаг. В середине декабря корвет посетил острова Герцога Йоркского (Миоко и Макаду, архипелаг Бисмарка). Там Ariadne пополнила запасы провизии и угля, однако последнего оказалось слишком мало, поэтому команде пришлось снова добывать дрова на берегу. За этим последовала высадка части экипажа на севере Новой Британии для действий против туземцев, которые устроили нападение на филиал Hernsheim & Co. После визита в Матупи, Ariadne вернулась назад к островам герцога Йоркского, где Вернер 19 и 20 декабря купил на Миоко и Макаде гавани, чтобы использовать их позже в качестве баз. На следующий день корвет покинул острова и посетил о. Саво, и 16 января 1879 года вернулся в Апиа, за день до прибытия канонерки Albatross. 24 января 1879 года вожди Самоа подписали новый договор с Германией, согласно которому было разрешено построить угольную станцию для немецких кораблей в Салуафате, а также обеспечивало немецким торговцам те же права, что англичанам и американцам. Взамен были освобождены захваченные полгода назад порты Салуафата и Фалеалили. Днем позже Ariadne отправилась в Окленд (Австралия), чтобы оттуда передать новости в Берлин. Обратный путь в Апиа шёл через Нукуалофу, где король Георг Тупоу I был награжден медалью имени Кайзера Вильгельма. 19 мая 1879 года для замены Ariadne в Апиа прибыл корвет Bismarck и 28 мая, в соответствии с приказом, полученным 2 февраля в Окленде, Ariadne отправилась домой. Путь пролегал через Новые Гебриды, пролив Торрес и Арафурасее в Батавию, по Суэцкому каналу и 30 сентября корабль достиг Вильгельмсхафена. Так закончился почти двухлетний поход, на который было покрыто 52 850 миль. Корвет провёл 401 дней в море и 296 дней в портах. 12 октября 1879 года корабль был выведен из кампании в Вильгельмсхафене. Зимой 1879/1880 Ariadne прошла капитальный ремонт на Имперской верфи в Вильхельмсхафене. 1 апреля 1880 года корабль был готов к службе и 14 апреля вышел в свой 3-й заграничный поход - он должен был сменить броненосец Hansa на Южно-американской станции в Чили. 6 июня корвет зашёл в Монтевидео, оттуда направился в Буэнос-Айрес, где останавливался с 14 июня по 7 июля, затем прошел через Магелланов пролив и 11 августа прибыл к Коронелю. У корабля была задача заходить в разные порты Чили и Перу и наблюдать за порядком во время "Селитровой" войны. Корвет также присутствовал при высадке чилийских войск в Писко и бомбардировке Кальяо, в январе 1881 года на борту нашли убежище 64 немца, с 16 по 20 января члены экипажа участвовали в международной миссии в Лиме, чтобы защитить проживающих там европейцев от нападений. 14 июля прибыл предназначенный для заменены корвет Moltke, и через два дня Ariadne покинула Вальпараисо, имея на борту, кроме прочего, пойманного беглого мошенника-банкира из Франкфурта-на-Майне. Корабль прибыл в Вильгельмсхафен 7 октября, затем перешёл в Данциг, где 31 октября был выведен из кампании. В 1882 году Ariadne находилась на капитальном ремонте на верфи, а в следующем году - стояла в резерве. 15 июля 1884 года корабль вернулся в строй в качестве учебного корабля для машинистов, кочегаров и для "четырехлетних добровольцев" (мичманов). С середины августа 1884 Ariadne участвовала в осенних маневрах 1884 вместе с Sophie, Mars и флотилии миноносцев под командой коммодора Альфреда Штенцеля. Его задачей во время маневров была защита Вильгельмсхафена от симулированных атак учебного флота. 27 сентября 1884 г. распоряжением кабинета министров была создана западноафриканская эскадра под командованием контр-адмирала Эдуарда Кнорра. Она состояла из корветов Bismarck (флагман), Gneisenau, Sophie, Olga, Ariadne и зафрахтованного парохода-тендера Adler. Корабли покинули Вильгельмсхафен 30 октября 1884 года. Во время пребывания в Сан-Висенте в ноябре Кнорр отправил Ariadne с транспортом Adler в Монровию (Либерия). После выяснения с правительством Либерии открытых финансовых вопросов, Ariadne отправилась к побережью французской Гвинеи. Там в районе Капитаи и Коба немецкий купец Фридрих Колин заключил договоры с местными вождями и запросил официальную защиту государства. Под командой корветтен-капитана Хюдена в декабре 1884 "Ariadne" стала на якорь в заливе Сангареа и затем поднялась вверх по реке Дембиа и Дубреку, где со 2 по 5 января 1885 года показывала флаг, хотя эту территория расценивалась, как французская. Уже в конце года Германия и Франция договорились об обмене территориями на районы в Того. С 15 января по 1 марта 1885 Ariadne находилась во Фритауне, затем перешла в Порто-Гранде и в начале марта отправилась домой. Она достиг Вильгельмсхафена 30 марта 1885 года. По возвращению корвет остался в кампании и возобновил свою деятельность в качестве учебного корабля для юнг. Летом 1885 года Ariadne выполняла походы в Балтийском море и участвовала в маневрах учебной эскадры 1885. 29 сентября корвет прибыл в Вильгельмсхафен и присоединился к эскадре под командованием коммодора Стензеля на Stein (+ Moltke и Sophie) и 10 октября 1885 года они отправились в учебный поход на Карибы, во время которого посетили различные порты. Путешествие закончилось 27 марта 1886 года в Вильгельмсхафене. Летом 1886 года корабль снова ходил в Балтийском море. 14 октября 1886 он был выведен из эксплуатации в Киле. 1 апреля 1887 года Ariadne вернулась на службу и выполняла короткие учебные походы по Балтийскому морю, в начале июня принимала участие в церемонии закладки канала кайзера Вильгельма (Кильский канал). 12 июня корабль отправился в свой второй учебный поход на Карибы, а также посетил несколько портов в Соединенных Штатах. Корабль вернулся в Вильгельмсхафен спустя более года, 25 августа 1888, при этом его уже официально перечислили в учебные суда. Вскоре после этого он принял участие в осенних маневрах 1888 года совместно с König Wilhelm и канонерскими лодками Mücke, Camäleon, Viper и Salamander. Под командованием контр-адмирала Макса фон дер Гольца соединение должно было имитировать защиту Вильгельмсхафена. После окончания маневров 29 сентября 1888 года Ariadne вышла из кампании на зиму. 16 апреля 1889 года корвет уже в третий раз отправился в годовой учебный поход в карибские воды. После возвращения в сентябре 1890 Ariadne участвовала в параде флота и объединенных маневрах флота и девятого корпуса армии, которые проводились во время посещения Киля австрийской эскадрой. По окончании манёвров 30 сентября 1890 года Ариадна была выведена из компании. 14 апреля 1891 "Ariadne" исключили из списка военных кораблей и 6 октября корабль был сдан на слом в Гамбурге.
В июне 1871 на имперской верфи в Данциге заложили киль для нового корвета. Его спустили 16 декабря 1872 года без особого праздника и дали имя в честь великой княгини Баденской. Название уже было опубликовано заранее. Достройка корвета затянулась до середины 1874 г. Корабль был предназначен в основном для использования в Восточной Азии, в том числе, как представительское судно, поэтому имел богато отделанный интерьер. 4 июня 1874 года "Luise" вышла на испытания. Они были завершены в середине июля, и корабль был переведен в Вильгельмсхафен. Его планировали сразу отправить за границу, но этому препятствовала нехватка офицеров, поэтому 26 августа корабль временно отправили в резерв. По некоторым данным, при этом он отправился на верфь для устранения выявленных на испытаниях недостатков. В начале 1875 года "Luise" вводилась в строй на короткое время, а окончательно корабль вступил в строй только 11 октября 1875 года и подготовлен к заграничному походу. Корабль покинул Вильгельмсхафен 26 октября и направился в Рио-де-Жанейро. Дальнейший путь шёл через Южную Атлантику и Индийский океан в Мельбурн, в который корвет прибыл 1 апреля 1876 года. Там пришлось задержаться на две недели из-за эпидемии лихорадки на борту. Затем корвет направился к острову Джоло. Коренное население отказалось платить немецкому торговцу за доставленный им товар, после чего он обратился в министерство иностранных дел с просьбой о помощи. Экипаж "Luise" должен был забрать непогашенный долг, но нашёл это место разрушенным. Местные жители восстали против испанской администрации, в ходе чего селение было сожжёно, а туземцы отступили во внутреннюю часть острова. Затем Луиза отправилась в Гонконг, где 1 июля 1876 года встретилась с эскадрой Восточной Азии (корвет "Vineta", канонерки "Nautilus" и "Cyclop"), где сменила однотипную "Ariadne". 13 июля Луиза покинула Гонконг и направилась в Чифу, где находился немецкий посол в Пекине, который опасался беспорядков из-за требований Великобритании о свободном порте. Корвет оставался там до 1 октября, иногда к нему присоединялась Vineta, которая крейсировала, заходя в разные китайские порты. В конце января 1877 года "Luise" прибыла в Шанхай, где некоторое время контролировала импорт иностранных филиалов. Затем корабль поднялся по Янцзы до Уху, где провёл гидрографические замеры. После завершения этой работы он отправился в Нагасаки для капитального ремонта, где во время шквала протаранил британский броненосец "Audacious", при этом потерял бушприт и три шлюпки. Корвет находился всё ещё в Нагасаки, когда пришёл приказ возвращаться домой. 7 мая 1877 г. корабль отправился в путь и 1 сентября достиг Вильгельмсхафена. Через двенадцать дней (13 сентября) он был выведен из компании. В 1878 году "Luise" прошла капитальный ремонт на верфи, во время которого такелаж был сокращён до барка. Площадь парусов снизилась с 1582 до 1049 квадратных метров. 20 ноября 1878 года корвет снова был принят на службу и 3 декабря под командованием лейтенанта Рудольфа Шеринга вышел из Вильгельмсхафена в сторону Восточной Азии. В отличие от первого похода, корабль прошёл через Суэцкий канал. С 28 января 1879 г. между Аденом и Бомбеем моряки провели замеры глубин, температуры и солености воды в двенадцати различных точках. Эти измерения были связаны с экспедициями британского "Challenger" и немецкой Gazelle между 1872 и 1876 годами. После этой работы "Luise" посетила Бомбей, а затем (в качестве первого немецкого военного корабля) - Калькутту, и, наконец, в начале мая 1879 прибыла в Гонконг, где сменила корвет Freya. Командир Шеринг принял командование размещенными в Восточной Азии немецкими кораблями. В июне 1879 года "Luise" посетила различные японские порты, частично - сопровождая большой корвет Prinz Adalbert. В августе корабль выполнил десять рейсов для измерения глубин в Корейском проливе. В марте и апреле 1880 года "Luise" с канонерскими лодками Wolf и Cyclop стояла в Шанхае из-за беспорядков в прибрежной зоне Китая. 1 апреля корвет получил приказ возвращаться домой и 24 апреля вышел из Шанхая в Гонконг. 3 июля из Гонконга корвет отправился на Мадагаскар, где 16 августа в Таматаве командир корабля Шеринг и пятеро офицеров встретились с премьер-министром Королевства Мадагаскар. Причиной этого визита стало непризнание новоназначенного консула Германии. Это было результатом ксенофобской позиции, вызванной требованиями Франции. Возникшая буря помешала дальнейшим переговорам. Уже на следующий день "Luise" покинула Таматав, что-бы выдержать шторм в море, где волны были не такими большими, как у берега. Поскольку запасы угля были недостаточны, "Luise" зашла для бункеровки в Саймонс-таун, а затем посетила и другие порты. 9 ноября 1880 года корабль достиг Вильгельмсхафена и 20 ноября, спустя ровно два года, был выведен из кампании. В 1881 году "Luise" оборудовали, как учебный корабль для юнг и 15 апреля 1881 года он был введен в эксплуатацию. С 18 мая до середины июня корвет выполнял учебные походы вдоль побережья Германии в Балтийском море. Первый крупный зарубежный учебный поход начался 19 июня 1881 года. Корабль прошел вдоль восточного побережья Южной и Северной Америки от Джорджтауном до Галифакса и 4 сентября 1882 года вернулся в Киль и сразу присоединился к маневрам учебной эскадры в Балтийском море. После завершения маневров 25 сентября 1882 года корвет вывели из кампании. В следующем, 1884 году корабль вводился в строй с конца марта до начала апреля, лишь для того, что-бы перейти из Киля в Данциг, где на императорской верфи до февраля 1885 года он прошёл капитальный ремонт. Вновь "Luise" вошла в строй 24 февраля 1885 года и первоначально прошла испытания у Киля, затем на ней проходили подготовку кочегары. С 11 мая состоялся короткий выход в Балтийское море, за которым с 1 июня 1885 последовал второй заграничный учебный поход к американскому восточному побережью, на этот раз вместе с бригом "Musquito". 21 октября два учебных корабля достигли Байи - самого южного порта своего путешествия, и с начала декабря по январь 1886 г. использовали в качестве базы Барбадос, где в январе встретились со сформированой на зиму учебной эскадрой. "Luise" и "Musquito" двинулись на север вдоль Антильских островов. На обратном пути корвет посетил Куинстаун и Каус, где оба корабля присутствовали на параде британского флота. 10 августа 1886 бриг ушёл в Германию, а "Luise" ещё посетила порты Грейвсенд и Лейт в Шотландии, после чего 10 сентября наконец прибыла в Вильгельмсхафен. Сразу последовал поход в Дуалу, куда "Luise" доставила сменные команды для канонерок Habicht и Cyclop (обычно для этого фрактовали гражданские суда, но в этот раз решили сэкономить). Из этого похода "Luise" вернулась в Вильгельмсхафен 26 января 1887 года, а 10 февраля перешла в Киль. Там экипаж был сокращён, но крейсер из компании не выводили. Менее чем через два месяца, 5 апреля 1887 года, экипаж был пополнен до нормального штата и корвет возобновил службу в качестве учебного корабля. Последовали походы в Северное и Балтийское моря, 3 июня корабль принял участие в церемонии закладки канала кайзера Вильгельма (Кильский канал) и после участия в осенних манёврах 1887, 15 сентября "Luise" вывели в резерв в Киле, однако уже через месяц, 15 октября, вернули в строй и снова отправили в Западную Африку со сменными командами для канонерок. Поход начался 24 октября в Киле и 17 декабря корвет прибыл в Дуалу. Десять дней спустя он отправился обратно и 18 февраля 1888 года прибыл в Киль. 20 февраля корвет был выведен в резерв, но снова не надолго - уже 6 апреля "Luise" вернули в строй в качестве учебного корабля для юнг. Она ходила в учебные походы в Балтийское море до 29 сентября, когда снова была выведена из кампании. Весь 1889 год корабль провёл на капитальном ремонте на имперской верфи в Киле. В летние месяцы следующих двух лет корвет использовался, как учебный корабль и принимал участие в осенних маневрах флота: в 1890 и в 1891 годах. С 1892 года выведенная из боевой службы "Luise" стала одним из "кораблей специального назначения", позже переклассифицированных в "портовые суда". С 1 ноября 1894 года до 16 апреля 1895 года бывший корвет служил кораблём для испытания торпед и использовался в основном в Кильском фьорде. 19 декабря 1896 г. "Luise" была исключена из списка военных кораблей и в 1897 продана на слом в Гамбурге за 54 тыс. 187 марок.
|
Луиза Прусская (нем. Luise, Prinzessin von Preußen, полное имя Luise Marie Elisabeth von Preußen; 1838-1923) член дома Гогенцоллернов, великая герцогиня баденская (с 1856).
Принцесса Луиза — единственная дочь принца Вильгельма Прусского, будущего германского императора Вильгельма I и его супруги принцессы Августы Саксен-Веймар-Эйзенахской.