ОглавлениеКрейсера → Авизо "Hela"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

авизо, с 1899 малый крейсер (Aviso, Kleiner Kreuzer)

 Hela 


Германия, 1896 г. 1 ед. (проект 1893 г.)

 

*
Hela
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Hela <A.G.Weser>, Бремен, стр. № 108, "Aviso H" 5.12.1893

25.04.1903-1906 и в 1910 модернизирован на <Kaiserl. Werft>, Данциг, в промежутке -  в резерве, с 1.10.1910 тендер флота, с 08.1914 в сторожевой флотилии, 13.09.1914 потоплен торпедой британской ПЛ E-9 в Северном море (54°03n/07°55o), погибло 2 человека.

28.03.1895
3.05.1896
ТТХ
 
Водоизмещение нормальное 2027 т
полное 2082 т
регистровое 1344 брт., 606 нрт.
Размерения длина ВЛ 104,6 м
полная 105,0 м
ширина корпус 11,0 м
осадка носом 4,46 м
кормой 4,64 м
1 см осадки = 7,14 т. водоизмещения
высота борта на миделе 6,41 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 3,25 м
1 МО 2 вертикальных 3-цилиндровых ПМ тройного расширения
2 КО 6 локомотивных ПК (12 топок, 12,5 атм, 1161 м²)
 с 1905: 8 ВМ ПК (8 топок, 1515 м²)
мощность проектная 6000 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 20 уз.
на испытаниях 20,5 уз. при 5982 л.с., 176 об/мин.
запас топлива 340 т. угля, позже 412 т. угля
дальность плавания на 12 уз. 3000 миль (после мод.)
Экипаж штат 178 чел. (7 офицеров, 171 матрос)
с 1905 195 чел. (8 офицеров, 187 матросов)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по продольно-поперечной схеме, 10 отсеков под БП, 12, позже 15 отсеков над БП, двойное дно на 35, позже 39% длины.
электроснабжение 3 динамо-машины, 36 кВт, 67 В.
управление 1 руль, 38°
плавсредства 1 паровой катер или паровая шлюпка, 1 (3) шлюпки.
кренящий момент 3390 мт
цена 2 млн. 703 тыс. M
БРОНИРОВАНИЕ
кованая сталь "компаунд"
палуба 20 мм/скосы 25 мм
гласисы 40 мм
рубка 30 мм
борт коффердамы, заполнены целлюлозой
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально с 1905
4-88 мм/30 [800 снарядов], 6900-10500 м (10-кг, нач. скор. 590 м/сек., ок. 15 в/мин., макс. возв. 30°) 2-88 мм/30 [312 снарядов], 6900 м
6-50 мм/40 [1500 снарядов], 6200 м (1,75-кг., в 10 в/мин.)
3 ТА-350 мм (1 носовой подводный, 2 бортовых палубных) [8 торпед]



 

 

"Hela" стал кульминацией в развитии типа авизо в немецком флоте. Предыдущие четыре корабля типов "Wacht" и "Meteor" в эксплуатации вызвали серьезные разочарования из-за плохих мореходных качеств и недостаточной скорости, и в 1893 году военно-морской строительный штаб подготовил проект нового корабля, получившего предварительное обозначение "Aviso Н", в котором решили эти проблемы, отчасти за счет значительного увеличения размеров. Конструкторы наконец смогли найти удачные обводы, но к этому времени роль быстроходного разведчика при эскадре решили отдать кораблю с полноценным крейсерским вооружением, потому дальнейшим развитием типа стали малые бронепалубные крейсера. Мало того, всего через три года после ввода в строй "Hela", как и все другие посыльные суда был перечислен в малые крейсера в связи с упразднением класса авизо. Правда, вооружение на нём оставили прежним, потому он стал, как бы, "недокрейсером".

Длина "Hela" по ватерлинии составляла 104,6 метра (на 26,1 метра больше, чем у "Meteor"), общая длина - 105 м (на 25 метров больше). Корабль имела ширину 11 м (на 1,44 метра больше, чем у "Meteor") и осадку 4,46 м носом (на 0,78 метра больше) и 4,64 м кормой (на 0,14 метра больше). Он был рассчитан на водоизмещение 2027 т (на 1066 тонн больше, чем у "Meteor"), а при полной загрузке водоизмещение увеличивалось до 2082 т (на 1004 тонн больше). Корпус имел стальные продольные связи и поперечные шпангоуты, которые делили его на двадцать два водонепроницаемых отсека над бронепалубой и десять под ней. Двойное дно занимало тридцать пять процентов длины корпуса, имевшего ярко выраженный таранный нос. Корабль имел минимальную надстройку с небольшой боевой рубкой. Приподнятая палуба бака простиралась от форштевня до трубы.

Корабль был оснащен двумя 3-цилиндровыми паровыми машинами тройного расширения; каждая приводила в движение гребной винт диаметром 3,25 м (на "Meteor" 2,8 м). Каждая машина имела свое отдельное машинное отделение (на "Meteor" - машины размещались в одном общем отделении). Они снабжались паром от шести локомотивных котлов, размещённых в двух котельных отделениях, которые были объединены в единую трубу на миделе корабля (на "Meteor" - четыре локомотивных котла в двух отделениях, но с отдельными трубами). Двигатели имели мощность 6000 лошадиных сил (против 4500 л.с. на "Meteor") и максимальную скорость 20 узлов (у "Meteor" 19 уз.), хотя на испытаниях корабль развивал на полузла больше. Запас угля составили 350 т (на "Meteor" 60/120 т.). Показатели дальности плавания корабля в исходной конфигурации не сохранились. "Hela" была оснащена тремя электрическими генераторами, производившими 36 киловатт (на "Meteor" 20 кВт) при напряжении 67 вольт. Имелось два прожектора на площадках: перед фок-мачтой и на кормовой надстройке.

"Hela" была вооружена основной батареей из четырех скорострельных орудий SK L/30 калибра 8,8 см (3,5 дюйма) в отдельных установках MPL C/89 с углом возвышения от -10 до 20 градусов; на максимальной высоте орудия могли достигать целей на рпсстоянии в 7300 м. Орудия стреляли снарядами массой 7 кг с начальной скоростью 590 м/с. Всего к этим орудиям имелось 800 патронов, по 200 на орудие. Теоретически скорострельность составляла четырнадцать выстрелов в минуту, но на практике она ограничивалась десятью выстрелами.

Корабль также был оснащён шестью 5-см скорострельными орудиями SK L/40, каждое из которых было установлено на отдельном "миноносном" лафете C/92. Эти орудия стреляли снарядами массой 1,7 кг с начальной скоростью 656 м/с. Максимальный угол возвышения орудия составлял двадцать градусов, что обеспечивало дальность стрельбы 6180 м. Боекомплект составлял 1500 патронов, или 300 на орудие.

Авизо комплектовалось также тремя торпедными аппаратами диаметром 45 см. Два из них были размещены на палубе побортно, а третий был установлен под водой в носовой части корабля. Боекомрлект в общей сложности составлял восемь торпед с боеголовкой массой 87,5 кг. Их максимальная дальность хода на скорости 32 узла составляла 500 м; при установке на 26 узлов их дальность увеличивалась до 800 м.

"Hela" имела легкое бронирование. Она была защищена броневой палубой толщиной 20 мм, сделанной из стали. Палуба имела скосы по бокам толщиной до 25 мм, чтобы обеспечить некоторую защиту от прямого огня. Бронированный комингс толщиной 40 мм защищал воздухозаборники котлов. Боевая рубка была бронирована по бокам сталью толщиной 30 мм. Корабль был оборудован пробковыми коффердамами для уменьшения попадания воды в случае повреждения корпуса.

Экипаж в укомплектованном состоянии состоял из 7 офицеров и 171 рядового, а затем был увеличен до 8 офицеров и 187 рядовых. На борту было несколько небольших лодок, в том числе один паровой катер, один ял и три шлюпки. Корабль обладал хорошей мореходностью но страдал жесткой, сильной бортовой качкой, так как имел некоторый дифферент на нос, в свежую погоду палубу заливало, особенно при ходе против волны. Хорошо маневрировал, но плохо держал курс. Поперечная метацентрическая высота 0,775 м, продольная 170 м. Максимальная остойчивость при крене ок. 42°, нулевая - ок. 73°.

Схемы окраски:

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения

 


Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для кораблей без такелажа в заграничном плавании.

белый - корпус до уровня капитанского мостика, позже до уровня фальшборта, позже до уровня полубака, а также орудия, башни и щиты
жёлтый - одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, носовое и кормовое украшения
серо-синий - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п.

 

с 15 апреля 1896 г.

серо-синий заменён на чисто серый

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

S.M.S. Hela

Корабль был заложен 5 декабря 1893 на верфи "A.G.Weser" в Бремене под бюджетным наименованием Aviso H. При спуске 28 марта 1895 г. вице-адмирал Виктор Валуа, начальник Станции Северного моря назвал корабль в честь учебного брига Hela (1854-1871). В январе 1896 года корабль перевели на Императорскую верфь в Вильгельмсхафене для окончательной достройки.

3 мая 1896 "Hela" вступила в строй и начала испытания под командованием корветтен-капитана Йоханнеса Штайна, хотя в августе его заменил капитан-лейтенант Карл Шёнфельдер. Испытания были прерваны из-за повреждения двигателей, в результате чего 19 сентября 1896 корабль пришлось вывести из эксплуатации для ремонта. Следующие полтора года он не служил.

СЛУЖБА В ЕВРОПЕЙСКИХ ВОДАХ, 1898-1900

"Hela" была повторно введена в строй 10 марта 1898 года под командованием корветтен-капитана Фрица Зоммерверка и была приписана к I эскадре в качестве авизо. Эти обязанности были прерваны 14 июня, когда "Hela" была выбрана для сопровождения яхты кайзера Вильгельма II "Hohenzollern" для участия в парусных регатах в Германии, а затем в июле - в круизе в норвежские воды, который включал остановку в Хардангер-фьорде. 31 июля 1898 "Hela" вернулась в I эскадру, а после окончания осенних маневров 1898 года, в ходе которых она временно входила в группу разведывательных кораблей, 17 сентября снова была отправлена вместе с новым крейсером "Hertha" сопровождать "Hohenzollern" с Вильгельмом II и его женой Августой Викторией в путешествии в восточную часть Средиземного моря. "Hela" вернулась в свое подразделение 8 декабря 1898, после чего Зоммерверка сменил корветтен-капитан Пауль Рэмпольд.

В начале 1899 года "Hela" с остальными кораблями I эскадры отправились в учебный поход в Атлантику. Проходя через Ла-Манш, корабли остановились в Дувре (Великобритания), чтобы 1 мая представлять там Германию на праздновании 80-летия королевы Виктории. В июне и июле 1899 "Hela" снова сопровождала "Hohenzollern" в летнем круизе императора в Норвегию; во время маневров флота в августе 1899 она опять действовала в составе разведывательного соединения флота. Во время учений в Балтийском море 28 августа Хела ударилась об мол возле Нойфарвассара, повредила гребной винт правого борта и направилась в Киль для ремонта, который был завершен к 4 сентября, что позволило кораблю вернуться в соединение ещё до конца маневров. В середине сентября "Hela" снова сопровождала "Hohenzollern" в круизе в Швецию, а с 17 по 30 ноября вместе с линкором Kaiser Friedrich III сопровождала яхту кайзера во время визита в Великобританию. "Hela" завершила год учебным походом в Скагеррак с I эскадрой.

Первую половину 1900 года крейсер провёл, как и предыдущие годы, проводя учения с флотом. Рутина была прервана событиями в Китае, где 20 июня во время Боксерского восстания китайскими националистами был убит немецкий посол Клеменс фон Кеттелер. Широкомасштабное насилие против жителей Запада в Китае привело к созданию союза между Германией и семью другими великими державами, так называемого Альянса восьми наций: Великобритании, Италии, России, Австро-Венгрии, США, Франции, Японии и Германии. Тех солдат, которые в то время находились в Китае, было слишком мало, чтобы победить боксеров. Возглавляемые британским адмиралом Эдвардом Сеймуром, они попытались достичь Пекина, но были остановлены в битве при Тяньцзине. В результате кайзер решил отправить для усиления Восточноазиатской эскадры в Китае экспедиционный корпус, в который вошла и "Hela".

ПОХОД В КИТАЙ, 1900-1901

4 июля 1900 "Hela" была включена в состав военно-морской экспедиции в район станции Юго-восточной Азии. Она должна была сопровождать четыре новейших линкора типа "Brandenburg". Адмирал Альфред фон Тирпиц выступал против плана, который он рассматривал как ненужный и дорогостоящий, но эскадру послали несмотря на его возражения. Операция стоила немецкому правительству больше 100 миллионов марок.

6 июля 1900 г. контр-адмирал Гейслер поднял свой флаг на "Kurfürst Friedrich Wilhelm". 7 июля закончили приготовление кораблей к походу, и Гейслер смог доложить о готовности своей дивизии. Выход из Киля назначили на 9 июля. К этому сроку кайзер также прибыл в Киль, после чего экспедиционная дивизия должна была перейти в Вильгельмсхафен.

Утром 9 июля корабли покидали Кильскую бухту в следующей последовательности. Впереди шла "Hela", за ним "Wörth", "Weißenburg", "Brandenburg" и "Kurfürst Friedrich Wilhelm". Следуя специальному приказу кайзера, они прошли Кайзер-Вильгельм каналом в Вильгельмсхафен, чтобы многие члены экипажа могли попрощаться со своими семьями, которые там проживали. 11 июля дивизия покинула Вильгельмсхафен, и из бухты Яде корабли начали свой путь. Впервые боеготовое соединение германских линкоров отправилось в океанский поход. Переход дивизии в Китай, к которому через некоторое время присоединилась также назначенная для несения службы в Восточной Азии канонерская лодка "Luchs", происходил в ускоренном темпе.

В ночь с 17 на 18 июля для приёмки угля корабли зашли в Гибралтар, 26-27 июля прошли Суэцким каналом и после этого ещё два раза грузились углем в Адене и на острове Перим, прежде чем 2 августа начали переход через Индийский океан. 10 августа дивизия прибыла в порт Коломбо на острове Цейлон. На переходе сила ветра доходила до 6-8 баллов. 14 августа прошли Малаккским проливом, 19 августа достигли Сингапура. Переход происходил без серьёзных аварий машин и механизмов. То обстоятельство, что на маршруте не имелось собственных угольных станций, в финансовом отношении обошлось Германии очень дорого, поскольку на британских угольных станциях цена на уголь возросла во много раз.

23 августа дивизия вышла из Сингапура, 28 августа из Гонконга, а 30 прибыла на рейд Вузун в районе Шанхая. Переход дивизии длился 50 суток. После выхода из Сингапура дивизия линкоров поступила в оперативное подчинение командующего крейсерской эскадры вице-адмирала Бендемана, который держал свой флаг на броненосном крейсере "Fürst Bismarck", незадолго до этого пришедшем в Восточную Азию.

До конца лета 1900 г. в китайских водах сконцентрировалось до 200 военных кораблей из России, Японии, Франции, Германии, Великобритании, США, Италии, Австро-Венгрии, Нидерландов и Португалии. К этому времени осада Пекина была уже снята. Группа лишь подавила местные восстания вокруг Киатсчоу. "Hela" вошла в устье Янцзы, а затем до конца сентября патрулировала в Желтом море. Она предоставила десант в составе четырех офицеров и семидесяти четырех солдат для участия в штурме китайских укреплений на Шанхайском перевале. Авизо провело ноябрь на якоре на рейде Усон, оставаясь там до середины декабря 1900, когда вернулось на Янцзы. В конце месяца его отправили в Шанхай.

В январе 1901 года "Hela" снова была на Янцзы, остановившись в Чжэньцзяне, в феврале вернулась в Шанхай и оставалась там до марта. В это время прибыл корветтен-капитан Максимилиан фон Шпее, чтобы принять командование кораблём от Рампольда. Позже крейсер посетил немецкую концессию в Циндао, а в конце мая вернулся в Шанхай, где 26 мая 1901 г. был получен приказ о возвращении с линкорами в Германию. Командование кораблём для путешествия домой принял корветтен-капитан Иоахим фон Бредов.

Вся дивизия собралась в Шанхае для подготовки к обратному переходу и 1 июня 1901 г. корабли начали возвращение в Германию. Сингапур (10-11 июня) был первым портом, куда они зашли для погрузки угля, затем (22-26 июня) последовал Коломбо. Нехватка угля недалеко от Монсуна побудила контр-адмирала Гейслера зайти в Порт-Маэ на Сейшельских островах. Только суточные стоянки для погрузки угля в Адене и Порт-Саиде прерывали ускоренный порядок дальнейшего возвращения на родину.

Ровно через два месяца, 1 августа экспедиционная дивизия достигла Кадиса. Здесь произошла встреча с кораблями 1-й (бывшей 2-й) дивизии, которая во главе с недавно назначенным командующим 1-й эскадрой вице-адмиралом принцем Генрихом Прусском вышла им навстречу. Принц Генрих держал свой флаг на борту нового линкора "Kaiser Wilhelm Der Grosse". Теперь обе дивизии 1-й эскадры снова соединились и совместно направились в Германию. 10 августа они прошли мимо Гельголанда. Обратный переход продолжался 71 сутки. 11 августа 1901 г. корабли экспедиционной дивизии после смотра на внешнем рейде Яде, проведенного генеральным инспектором адмиралом Кестером, вошли в Вильгельмсхафен. На этом закончился годичный поход в Восточную Азию, продолжавшийся с 11 июля 1900 г. до 10 августа 1901 г.

СЛУЖБА В ЕВРОПЕЙСКИХ ВОДАХ, 1901-1903

Вернувшись из Китая, "Hela" сразу же приняла участие в ежегодных маневрах флота 1901 г., прошедших с 26 августа по 19 сентября, в ходе которых она входила в I разведывательную группу. В числе других тактических упражнений корабли проели примерное сражение между "флотом А", состоящим из 1-й и 2-й эскадр, под командованием принца Генриха Прусского и "флотом В", состоящим из устаревшего броненосца 3-го класса "Sachsen", крейсера "Hela", авизо "Jagd" и минного транспорта Pelikan, которые условно обозначали дивизии линкоров по 4 корабля в каждой.

Когда шедшие навстречу друг другу в кильватерных колоннах "условные флоты" сблизились на 25 каб. (4600 м), корабли открыли артиллерийский огонь холостыми выстрелами. Утром 2 сентября учебный флот вышел в Балтийское море и в ночь на 4 сентября стал на якорь у мыса Аркона, где флотилии миноносцев снова произвели атаку. В течение дня крупные корабли также практиковались в буксировке друг друга. 4 сентября 1901 по пути в Гданьскую бухту к северу от Рюгена "Hela" и "Wacht" получили приказ пересечь курс идущего в кильватерной колонне флота. Этот маневр "Hela" успешно выполнила, а вот обладающий плохой манёвренностью "Wacht" оказался непосредственно перед броненосцем "Sachsen", был протаранен им в среднюю часть и затонул, весь экипаж был спасён.

В середине декабря 1901 "Hela" снова присоединилась к отряду и с ним сходила в Осло (Норвегия), вернувшись в Вильгельмсхафен 16-го числа.

В 1902 г. корабли кайзеровского флота были распределены между четырьмя эскадрами: активной (1-й), резервной (2-й), Дальнего Востока и Американской. В состав 1-й (активной) эскадры под командованием вице-адмирала принца Генриха Прусского и при младшем флагмане контр-адмирале фон Притвиц-унд-Гаффоне входили линкоры "Kaiser Friedrich III" (флагманский), "Kaiser Wilhelm II" (корабль младшего флагмана), "Kaiser Wilhelm Der Grosse", "Kaiser Barbarossa", "Kaiser Karl Der Große", "Kurfürst Friedrich Wilhelm", "Weissenurg", "Brandenburg", "Baden" и "Württemberg", броненосные крейсера "Victoria Louise", "Prinz Heinrich" и "Freya"; крейсера "Amazone", "Niobe", "Hela" и "Nymphe". Во время круиза по Атлантике в мае 1902 года "Hela" была выделена для сопровождения легкого крейсера "Amazone", который был поврежден у маяка Sevenstones. 31 августа 1902 начались ежегодные маневры флота, в которых "Hela" приняла участие в составе соединения разведывательных кораблей.

Летние маневры флота 1902 г.

 

Первая часть изображала войну Германии против влиятельного врага, у которого были превосходящие силы в Северном и Балтийском морях. Немецкая эскадра, состоящая из кораблей береговой обороны "Hagen", "Heimdall", "Hildebrand" и дивизиона миноносцев было "поймано в ловушку" в Каттегате превосходящими вражескими силами в Северном море. "Немецкой" эскадре дали задачу вернуться в Киль на Балтике, откуда перейти в Вильгельмсхафен через Кайзер-Вильгельм канал, чтобы соединиться с остальной частью флота. "Hela" с тремя линкорами типа "Brandenburg" и крейсерами "Nymphe" и "Amazone", был помещен в один из трех главных каналов от Каттегата до Киля, чтобы действовать как "противник". Две других эскадры линкоров были размещены так, чтобы блокировать попытки изолированного "немецкого" подразделения.

Утром 2 сентября операция началась. "Hela" занималась разведкой многочисленных мелких каналов, входов и заливов в сфере ответственности эскадры. В 06:00 утра командующий "немецкого" подразделения решил пройти через канал, который патрулировала "Hela". "Вражеская" завеса миноносцев увидела немецкую флотилию, но густой туман не позволил выполнить преследование линкоров. Однако "Hela", другие два крейсера и миноносцы были посланы атаковать "немецкую" завесу миноносцев. "Hela" и другие корабли быстро "потопили" несколько "немецких" миноносцев. Это побудило "немецкую" эскадру отступить к северу. Hela и другие корабли преследовали их через Каттегат пока не были отозваны. Ночью 3 сентября весь флот бросил якорь у острова Лэсё, чтобы дать командам отдых.

На следующий день, 4 сентября, учения возобновились. "Немецкое" подразделение было укреплено несколькими линкорами и большим крейсером "Prinz Heinrich"; "Hela" снова назначили во "вражеские" силы. "Немецкой" флотилии приказали плыть в Северное море и попытаться достигнуть островной крепости Гельголанд. "Hela" обозначал соединение, которое было предназначено для перехвата немецкой эскадры. Последовала короткая "стычка" между "вражеской" завесой и "Prinz Heinrich", во время которой тот "повредил" крейсера "Freya" и "Victoria Louise". Нападение миноносцев на немецкое подразделение последовало в ранние часы 5 сентября. "Вражеские" силы однако не смогли предотвратить "спасение" немецкой эскадры, которая достигла Гельголанда в 12:00.

"Hela" и остальная часть флота бросили якорь у Гельголанда 8-11 сентября. В течение дня корабли провели обучение тактике парового флота. 11 сентября они возвратились в Вильгельмсхафен, где следующие два дня пополняли свои угольные запасы. 14 сентября началась заключительная операция ежегодных маневров. Была обозначена ситуация, что война на море пошла крайне плохо для Германии - в строю оставались всего четыре линкора, наряду с "Hela", "Freya", и дивизионом миноносцев. Корабли были размещены в устье реки Эльбы, чтобы защитить Кайзер-Вильгельм Канал и доступ к Гамбургу. 15 сентября, "вражеские" силы блокировали Эльбу, и другие реки и гавани в Северном море. Миноносцы, которые были по легенде рассеяны в предыдущем сражении, были выслежены и уничтожены противником. "Вражеская" эскадра линкоров двигалась к устью Эльбы, где "Hela", "Freya", и оставшиеся миноносцы были размещены для разведки. В течение дня 16 сентября ничего не произошло, но ночью нескольким немецким миноносцам удалось "потопить" один из блокировавших крейсеров и "тяжело повредить" другой. На следующий день крейсер "Prinz Heinrich" атаковал "Hela" и "Freya" и вынудил их отступить. Из за начавшегося шторма операция была отложена до следующего дня. Утром "вражеский" флот прорвался в Эльбу мимо укреплений в устье реки. Немецкая флотилия сделала отчаянную атаку, которая привела к "потоплению" двух "вражеских" линкоров. Однако "противник", в конечном счете, сокрушил немцев превосходящей численностью и "битва" закончилась его победой.

 

 

К этому времени немецкое военно-морское командование решило, что "Hela" слишком слабо вооружена, чтобы быть полезной в качестве разведчика флота, и поэтому 16 октября 1902 ее отправили на Kaiserliche Werft в Киле для модернизации в качестве учебного корабля легких сил. Во время нахождения на верфи командование кораблём перешло от Бредова к корветтен-капитану Карлу Циммерману. Работы были завершены 21 декабря 1902 и корабль был повторно введен в строй 31 января 1903 года, но испытания выявили плохое состояние котлов, что потребовало дальнейших модификаций, которые велись в сухом доке Императорской верфи в Данциге с 25 апреля 1903. В составе соединение разведывательных кораблей её заменил "Blitz".

***Некоторые отчеты в Федеральном военном архиве Германии указывают на то, что с июня по сентябрь 1903 года "Hela" находилась в составе I разведывательной группы, но военно-морские историки Ганс Хильдебранд, Альберт Рёр и Ханс-Отто Штайнмец не смогли найти никаких официальных записей о ее вводе в строй или выводе в резерв в этот период, а также о том, кто командовал судном в это время. В архиве также нет бортового журнала. Согласно отчетам о местоположении, судно должно было закончить этот период в Вильгельмсхафене, но никаких записей о переводе в Данциг, где точно известно, что корабль был перестроен, не имеется. Хильдебранд, Рёр и Штейнмец, тем не менее, не смогли определить, как в течение нескольких месяцев существовала ошибка и какой корабль на самом деле указан в отчетах.

МОДЕРНИЗАЦИЯ

Модернизиция "Hela" на Императорской верфи в Данциге растянулась с 1903 до 1910 года. Количество водонепроницаемых отсеков выше бронированной палубы было увеличено с 22 до 30, двойное дно было продлено до 39 процентов длины корпуса. Шесть оригинальных котлов были заменены восемью водотрубными котлами военно-морского типа, что потребовало установки второй трубы. На испытаниях машины выдали 5982 лошадиных сил, максимальная скорость осталась та-же. Ёмкость угольных ям была увеличена с 370 до 412 т, что позволяло иметь дальность плавания 3000 морских миль со скоростью 12 узлов.

Кормовая надстройка была значительно увеличена, чтобы обеспечить дополнительное пространство для размещения штаба эскадры - корабль планировалось использовать в качестве флагманского. Это потребовало демонтажа находившихся на её месте двых 8,8-см орудий, боекомплект оставшихся двух носовых пушек сократили с 200 до 156 снарядов на орудие. Оба бортовых торпедных аппарата были перенесены с палубы в отсеки ниже ватерлинии перед мостиком, который также был перестроен и смещён вперёд к фок-мачте.

 

СЛУЖБА В ЕВРОПЕЙСКИХ ВОДАХ, 1906-1914

"Hela" была повторно введена в строй 1 октября 1910 и с 14 по 18 октября провела краткую серию ходовых испытаний. После этого корабль использовался в качестве быстроходного тендера при флоте. Во время маневров в ночь с 29 на 30 марта 1911 года миноносец S 121 по неосторожности слишком близко пересек курс крейсера и корабли столкнулись носами. Ни один из кораблей не получил серьезных повреждений. В апреле 1911 командиром корабля стал корветтен-капитан Теодор Пюллен, прослуживший в этой должности до октября. После маневров флота в августе и сентябре 1911 года военно-морской флот провел смотр флота по случаю визита австро-венгерского командующего флотом адмирала Рудольфа Монтекукколи. Затем "Hela" повезла Монтекукколи в Вильгельмсхафен и на остров Гельголанд.

Следующие два года прошли без происшествий. 1 апреля 1912 года "Hela" была переведена в Киль. В сентябре командование кораблем принял корветтен-капитан Карл-Вильгельм Венигер. В апреле 1913 во время учений I-й линейной эскадры командующий флотом Открытого моря вице-адмирал фон Ингеноль, перенёс на борт посыльного судна свой флаг, поскольку накануне Friedrich der Große ушёл на верфь в гарантийный ремонт. В середине 1913 года Германию посетил итальянский вице-адмирал принц Луиджи Амедео, герцог Абруцци, и 31 мая "Hela" отвезла его с визитом в Гельголанд, где стоял на якоре флот. В сентябре 1913 Венигера сменил корветтен-капитан Пауль Вольфрам, ставший последним командиром корабля. В апреле 1914 командующий флотом фон Ингеноль снова перенёс флаг на борт посыльного судна, на этот раз, чтобы дать возможность флагманскому Friedrich der Große принять участие в манёврах в составе III-й линейной эскадры.

       

ВОЙНА И ГИБЕЛЬ КОРАБЛЯ, 1914

Когда разразилась Первая мировая война, "Hela" была возвращена на действительную военную службу, направлена в IV разведывательную группу. Перед подразделением была поставлена задача прикрытия миноносцев, которые сформировали внешнее кольцо прибрежных разведывательных патрулей в немецкой части Северного моря. В период с 13 по 16 августа 1914 "Hela" была немного модифицирована, на нее была установлена третья 8,8-см пушка. С крейсером "Stettin" они патрулировали к северо-востоку от Гельголанда.

28 августа 1914 эти силы неожиданно были атакованы превосходящими британскими силами - крейсерами и эсминцами Харвичского отряда, что привело к первой битве при Гельголандской бухте. После того, как сообщения о первых стычках между легкими силами достигли "Hela", корабль направился на восток, чтобы присоединиться к битве. Однако, после того, как было получено другое, противоречивое сообщение, согласно которому британские корабли отступили далеко на юго-запад от Гельголанда, корабль вернулся в свой квадрат, и в результате не участвовал в бою. Позже той же ночью с крейсерами "Kolberg" и "München" крейсер обеспечивал прикрытие оставшихся миноносцев и восстанавливал патрульную линию.

Две недели спустя, утром 13 сентября 1914 в шести милях к юго-западу от Гельголанда "Hela" была атакована британской подводной лодкой "E-9" под командой будущего адмирала Макса Хортона. Корабль в это время проводил учебные упражнения - область вокруг Гельголанда считалась безопасной от британских субмарин. После всплытия "E-9" заметила немецкий крейсер и немедленно вновь погрузилась, чтобы выпустить две торпеды. Через 15 минут "E-9" всплыла под перископ, чтобы осмотреть место и Хортон увидел тонущую "Hela". В течение следующих 15 минут крейсер скрылся под водой. Несмотря на скорость, с которой затонуло судно, вся команда, за исключением двух матросов, была спасена подводной лодкой U-18 и одним из береговых патрульных кораблей.

"Hela" стала первым немецким кораблём, потопленным британской субмариной. В результате её потери все немецкие корабли, проводящие учебные маневры, были переведены в Балтийское море. Одна из 8.8 см пушек была поднята и теперь храниться в форте Кугельбаке в Куксхафене.

командиры "Hela"
05. - 08.1896 корветтен-капитан Johannes Stein
08. - 09.1896 капитан-лейтенант Carl Schönfelder
09.1896 - 03.1898 в резерве
03. - 12.1898 корветтен-капитан Fritz Sommerwerck
10.12.1898 - 4.02.1901 корветтен-капитан Paul Rampold
03. - 05.1901 корветтен-капитан Maximilian von Spee
05.1901 - 09.1902 корветтен-капитан Joachim von Bredow
10.1902 - 04.1903 корветтен-капитан Karl Zimmerman
04.1903 - 10.1910 на модернизации и в резерве
10.1910 - 04.1911 корветтен-капитан Karl Boy-Ed
04. - 10.1911 корветтен-капитан Theodor Püllen
10.1911 - 09.1912 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Karl von Schönberg
09.1912 - 09.1913 корветтен-капитан Carl-Wilhelm Weniger
09.1913 - 13.09.1914 корветтен-капитан Paul Wolfram

 

МОДЕЛИ

     

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hildebrand, Hans H. / Albert Röhr / Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart.
на английском
3 Bodin, Lynn E. The Boxer Rebellion. London: Osprey Publishing. 1979
4 Brassey, Thomas Allnutt. Brassey's Annual: The Armed Forces Yearbook. London: W. Clowes. 1901
5 Gardiner, Robert; Chesneau, Roger; Kolesnik, Eugene M., eds. Conway's All the World's Fighting Ships: 1860–1905. London: Conway Maritime Press. 1979
6 Gunton, Michael. Submarines at War: A History of Undersea Warfare from the American Revolution to the Cold War. New York City: Carroll & Graf Publishers. 2005
7 Halpern, Paul G. A Naval History of World War I. Annapolis: Naval Institute Press. 1995
8 Harrington, Peter. Peking 1900: The Boxer Rebellion. London: Osprey. 2001
9 Osborne, Eric W. The Battle of Heligoland Bight. Bloomington, Indiana: Indiana University Press.2006
10 Sondhaus, Lawrence. Naval warfare, 1815-1914. London: Routledge. 2001
11 Thomas, Lowell. Raiders of the Deep. Garden City, New York: Periscope Publishing Ltd. 2002
12 "German Naval Manoeuvres". R.U.S.I. Journal (London: Royal United Services Institute for Defence Studies) 47: 90–97. 1903.
на русском
13 Трубицын С.Б. - Легкие крейсера Германии (1914-1918) Санкт-Петербург, 1997.
14 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006_
15 Кофман В. - "Генеральский" флот // журнал "Моделист-конструктор".-2007.-№3.
16 Смирнов В., Смирнов Г. - Соперники ожидаемые и неожиданные // журнал "Моделист-конструктор".-1979.-№7.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 12.11.2023

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1914
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1896-1903
Hela
Сканирование обломков "Hela" на дне.
Hela
Офицеры "Hela", как "разведывательного крейсера линейной дивизии", то есть до модернизации.
Hela
"Hela" после модернизации.
Hela
"Hela" после модернизации.
Hela
Нос "Hela".
Hela
"Hela" после модернизации.
Hela
"Hela" до модернизации.
Hela
"Hela" до модернизации.
Hela
"Hela" до модернизации.
Hela
"Hela" до модернизации.
Hela
Модель "Hela" до модернизации.
Hela
"Falke" и "Hela".
Hela
Модель "Hela" после модернизации.
Hela
"Hela" после модернизации.
Hela
"Hela"
Hela
"Hela"
Hela
"Hela"
Hela
"Hela"
Hela
"Hela"
Hela
"Hela"
Hela
"Hela"
Hela
"Hela" в Мемеле перед войной.
Hela
"Hela" перед войной.
Hela
"Hela" в Кильском канале.
Hela
"Hela"
Hela
"Hela" в Суэцком канале, 1900 г.
Hela
"Hela" в Кингстауне, 1900 г.
Hela
"Hela"
Hela
"Hela"
Hela
"Hela" после модернизации.
Hela
Гибель "Hela", рисунок.
Hela
Гибель "Hela", рисунок.
Hela

Члены экипажа "Hela".
Hela
"Hela".
Hela
"Moltke" и "Hela".
Hela
"Hela" после модернизации.
Hela
"Hela" после модернизации.
Hela
"Hela" после модернизации.
Hela
"Hela" у Грёнингена, Норвегия.
Hela
"Hela" после модернизации.
Hela
"Hela" в Норвегии.
Hela
"Hela"
Hela

"Hela"
Hela
"Hela"
Hela
"Hela"
Hela
"Hela"
Hela
"Hela"
Hela
"Hela"
Hela
"Hela"
Hela
"Hela"
Hela
"Hela"
Hela
"Hela"
Hela
"Hela" на достройке на верфи.
Хельская коса́ (нем. Halbinsel Hela или Putziger Nehrung) — расположенная на побережье Балтийского моря песчаная коса. Длина косы составляет 35 км, ширина варьируется от трёхсот метров до трёх километров. Хельская коса отделяет Пуцкий залив (западная часть Гданьской бухты) от Балтийского моря.
Hela
"Hela"
Hela
"Hela"
Следующая страница - бронепалубные малые крейсера типа "Gazelle"
Предыдущая страница - германские авизо типа "Meteor"