ОглавлениеКрейсера → Колониальные типа "Schwalbe"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

колониальные крейсера IV класса (Kreuzer IV. Cl. / Kleiner Kreuzer) типа

 Schwalbe 


Германия, 1888-1889 г. 2 ед. (проект 1886-1887 г.)

 

*
Schwalbe
*
Sperber
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Schwalbe <Kaiserl. Werft>, Вильгельмсхафен, стр. № 9, "Kreuzer A" 04.1886 1888-1893 и 1898-1902 за границей, в 1903-1905 перестроен на "Kaiserl. Werft" в Данциге, с 1905 портовое судно, с 26.10.1911 специальное судно, с 1914 плавказарма в Киле, с 1918 мишень в Киле, 6.12.1919 исключён, 7.08.1920 продан в Куксхафен, 1922 слом в Гамбурге-Моорбурге.
16.08.1887
4.05.1888
2 Sperber <Kaiserl. Werft>, Вильгельмсхафен, стр. № 10, "Kreuzer B" 09.1887

1889-1896 и 1902-1911 за границей, с 6.03.1911 канонерская лодка, с 16.03.1912 мишень, 7.08.1920 продан в Куксхафен, 1922 слом в Гамбурге-Моорбурге.

23.08.1888
2.04.1889
ТТХ
 
Водоизмещение нормальное 1111 т
полное 1359 т
регистровое 682 брт, 327 нрт
Размерения длина ВЛ 62,59 м
полная 66,90 м
ширина корпус 9,36 м
по спонсонам 10,1 м
осадка носом 4,40 м
кормой 4,72 м
1 см осадки = 4,4 т водоизмещения
высота борта 5,6 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 2,8 м
2 МО 2 горизонтальных 3-цилиндровых ПМ двойного расширения
2 КО 4 цилиндрических ПК (8 топок, 7 атм., 464 м²)
с 1889 новые ПК производства "Kaiserl. Werft" в Киле
мощность проектная 1500 л.с.
паруса шхуна-барк, 729 м²,
Schwalbe с 1905 - только опорный парус
Ходовые данные скорость проектная 13,5 уз.
на испытаниях Schwalbe: 14,1 уз. при 1558 л.с., 152 об/мин.
Sperber: 14,3 уз. при 1595 л.с., 155 об/мин.
запас топлива 150/240 т. угля
дальность плавания со скоростью 10 уз. 3290 миль
со скоростью 14 уз. 1630 миль
Экипаж 117 чел. (9 офицеров, 108 матросов)
Дополнительные данные корпус композитный (сталь + дерево) с медной обшивкой днища, набор по поперечной схеме, 11 отсеков, штевни деревянные, форштевень обшит бронзой
электроснабжение отсутствовало
Schwalbe с 1905: 1 динамо-машина х 5 кВт, 67В
управление 1 руль
плавсредства 1 паровой и 1 гребной катер, 1 ял, 1 шлюпка
кренящий момент 1453 мт
цена Schwalbe: 1 млн. 442 тыс. марок
Sperber: 1 млн. 360 тыс. марок
ВООРУЖЕНИЕ
с 1882
8 - 105 мм/35 [765 снарядов], 8200 м
5 - 37 мм револьверных



 

Возросшие экономические интересы Германии на заморских территориях, а также приобретение собственных колониальных владений создали потребность в современных военных кораблях, способных адекватно представлять и обеспечивать интересы Германии. Корабли должны были преодолевать максимальное расстояние под паром и иметь возможность плавать на мелководье с минимально возможной осадкой. В целом крейсеры должны быть относительно небольшими, чтобы затраты на строительство были низкими, и в то же время достаточно просторными, чтобы климатические условия тропиков были приемлемыми для экипажа. Корабли не предназначались для использования на войне, поэтому необходимости в броне не было. Проект новых крейсеров (Kreuzer, с 29 августа 1893 крейсера IV класса, Kreuzer IV. Klasse, с 27 февраля 1899 малые крейсера, Kleine Kreuzer) были разработаны, как продвинутое развитие типов "Habicht" и "Adler", в отличие от них двухвальные, с таранным форштевнем и новым вооружением. Скорость хода выросла на 2,5 узла.

Композитные корпуса были построены по поперечной, шпангоутной схеме. Основными строительными материалами были сталь и дерево, а также медь, были разделены на одиннадцать водонепроницаемых отсеков, однако не имели двойного дна. Силовая установка состояла из двух горизонтально расположенных двухцилиндровых составных паровых машин в двух машинных отделениях, расположенных друг за другом. Пар давлением в 7 атм вырабатывали четыре цилиндрических котла с восемью топками и площадью обогрева 464 м². Они размещались попарно в двух котельных. Расчетная производительность системы машины должна составлять 1500 фунтов на квадратный дюйм . Это значение было незначительно превышено на обоих кораблях. Каждая из машин действовала на винт диаметром 2,8 м. Проектная максимальная скорость под парами должна была составлять 13,5 узлов, но оба крейсера её превысили, аоказав на испытаниях 14,1 и 14,3 узлов соответственно. 240 тонн угля позволили кораблям преодолеть расстояние в 3290 морских миль со скоростью 10 узлов. Для поддержки паровых машин и увеличения дальности плавания корабли оснащались также такелажем барка-шхуны площадью 729 м². Сперва они не имели электроснабжения, лишь "Schwalbe" в ходе ремонта в 1902 году получил электрооборудование. Оно питалось от генератора мощностью 5 кВт, производившего ток напряжением 67 В.

В отличие от четырёх 12,5-см пушек на предшественниках, корабли имели восемь новых скорострельных кольцевых орудий калибра 10,5 см L/35. Орудия, смонтированные на индивидуальных установках, имели максимальную дальность стрельбы 8,2 км. Кроме того, на борту имелось пять револьверных пушек калибра 3,7 см. В какой-то период "Schwalbe" имел также два торпедных аппарата диаметром 35 см.

Корабли этого типа считались очень мореходными. Тем не менее под парусами сильно уваливались под ветер и имели сильную качку на поперечной волне, но под парусами практически не ходили. На встречном волнении лишь немного теряли скорость. Оба крейсера также были очень просты в управлении, отлично маневрировали и держали курс.

Поперечная метацентрическая высота - 0,665 м, продольная - 78 м, максимальная остойчивость при крене 31°, нулевая - 68°, Угол поворота руля 38°.

"Schwalbe" имел грот-мачту в 17,0 м. "Sperber" позже - высокие дефлекторы. Фальшборт стальной.

Схемы окраски:

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, реи, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

Принята 10 июня 1890 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах (кроме учебных), яхт и кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус и т. д.
золотисто-жёлтый - широкая полоса на шканцах

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для кораблей с такелажем в заграничном плавании.

белый - корпус до уровня капитанского мостика, позже до уровня фальшборта и капитанского мостика, позже до уровня полубака, а также орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)
серо-синий - трубы, вентиляторы, мачты и т.п.

 

с 15 апреля 1896 г.

труба красилась в жёлтый
серо-синий заменён на чисто серый

Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)

 

 

S.M.S. Schwalbe

"Kreuzer A" был заложен верфью "Kaiserliche Werft" в Вильгельмсхафене в апреле 1886, спущен 16 августа 188 и крещён шефом военного порта Северного моря Александром фон Монтсом именем "Schwalbe" ("Ласточка").

"Schwalbe" впервые ввели в строй 8 мая 1888, чтобы провести испытания. По их окончании 8 августа корабль вывели в резерв, но уже 12 ноября активировали снова - из за арабского восстания в Немецкой Восточной Африке стало необходимым присутствие в той области нескольких военных кораблей.

ПЕРВЫЙ ПОХОД, ВОСТОЧНАЯ АФРИКА, 1888-1893

20 ноября 1888 "Schwalbe" покинула родные воды и 31 декабря стала на якорь у Занзибара. С этого дня корабль принадлежал к Восточноафриканской крейсерской эскадре контр-адмирала Карла Августа Дайнхарда. 3 января 1889 крейсер обстрелял лагерь повстанцев у Багамойо и затем ушёл в направлении Дар-эс-Салама. На следующий день у Кундухи корабль наскочил на коралловый риф и смог сняться только 6 января с помощью корвета "Leipzig" и британского парохода "Woodcock".

Затем крейсер вернулся к Багамойо и 3 февраля поддерживал своими орудиями сухопутные войска. "Schwalbe" участвовала в блокаде побережья сначала между Рас-Кимбиджи и Кисвере, а с 1 марта между о. Мафия и Кильва-Кивинье. В марте неоднократно обстреливала цели на суше. 27 марта десантная часть с "Carola", "Leipzig" и "Schwalbe" под руководством командира последней, корветтен-капитана Хиршманна атаковала Кундухи, 8 мая - Багамойо, 6 июня Саадани и 8 июля Пангани.

После отдыха в Порт-Луи с 20 июля по 17 августа "Schwalbe" с конца августа снова участвовала в блокаде побережья. В течение последующих недель на ней часто подымал флаг командующий эскадрой - он применял крейсер для особых заданий: с 7 по 13 октября "Schwalbe" и британская канонерская лодка участвовали в экспедиции Стэнли, а с 27 по 29 декабря - в пересмотре границ с Виту. К концу июля 1889 восстание почти закончилось и в августе "Schwalbe" отправили на отдых на Маврикий.

В январе 1890 Восточноафриканская крейсерская эскадра была расформирована. Тем не менее, "Schwalbe" оставалась в Восточной Африке. С 3 марта до начала апреля крейсер прошёл ремонт в Кейптауне. Последовало участие в умиротворении южного участка побережья колонии вместе с десантной группой Германа фон Виссманна. При этом у Кильва-Кивинье были захвачены несколько орудий. Одно из них осталось на борту "Schwalbe" и после возвращения на родину было передано образовательной инспекции.

После того, как в мае 1890 восстание было в основном подавлено, "Schwalbe" предприняла поход вдоль побережья охраняемой области. Из за тяжелого заболевания малярией корветтен-капитан Хиршберг должен был преждевременно вернуться в Германию и старший офицер, капитан-лейтенант Грёбен принял корабль в качестве заместителя до прибытия нового командира, корветтен-капитана Рюдигера 13 июля. 9 октября он торжественно открыл в Танге памятник морякам, погибшим во время восстания.

1 июля в рамках договора "Занзибар-Гельголанд" Виту перешёл под протекторат Великобритании. Этот шаг привел к досаде султана Виту, которая охватила и население. Дело дошло до преследования и убийства некоторых из проживающих там европейцев, особенно немцев. После немецкого протеста британцы с несколькими военными кораблями и более 1000 человек войск выступили против султана Фумо Бакари. "Schwalbe" отправилась туда как наблюдатель и оставалась там до конца октября. В июне 1891 крейсер стоял у Махе для отдыха экипажа.

Корветтен-капитан Рюдигер в октябре 1891 был назначен на должность заместителя губернатора. На корабле его сменил корветтен-капитан Элрикс. С новым командиром "Schwalbe" отправилась в Бомбей, где оставалась до 27 января 1892. Затем беспорядки в области у Моши и горы Килиманджаро потребовали поддержки наземной группы, и до июня "Schwalbe" находилась у Танги. Во второй половине 1892 споры в перешедшем под британское покровительство султанате Занзибар вновь потребовали присутствия корабля. В январе 1893 "Schwalbe" снова ушла на место отдыха в Бомбей, а в мае получила приказ возвращаться домой и 6 августа прибыла в Киль. Там 25 августа 1893 крейсер вывели из эксплуатации. Последовали ремонт и модернизация на Императорской верфи в Киле.

С 25 августа 1893 по 1 апреля 1898 корабль находился в резерве.

ВТОРОЙ ПОХОД, ВОСТОЧНАЯ АФРИКА И КИТАЙ, 1898-1901

1 апреля 1898 "Schwalbe" снова ввели в эксплуатацию чтобы сменить "SeeadlerВосточной Африке. 20 апреля крейсер вышел в направлении Занзибара, куда прибыл 7 июня и снова принял службу станционера. С 10 октября до середины ноября корабль находился на ремонте в Кейптауне.

В январе 1899 потерпел бедствие пароход компании DOAL и "Schwalbe" отбуксировал его в Дар-эс-Салам. Затем пароходство передало имперскому морскому ведомству денежное пожертвование, которое использовалось для финансирования домов моряков Императорского морского флота.

С началом Второй бурской войны в октябре 1899 дело дошло до обыска британскими военными кораблями торговых судов, в том числе и немецких. 27 декабря пароход компании DOAL "Delagoa-Bucht" был арестован британским крейсером и приведён как приз в Дурбан. 2 января 1900 также не повезло пароходу "Hans Wagner". 4 января у Адена был остановлен имперский почтовый пароход "Roten Meer", а также барк "Marie". Корабли были освобождены после вмешательства правительства и затронутым пароходствам было выплачено соответствующее возмещение. Захват немецких пароходов существенно способствовал приему Второго закона о флоте.

Для защиты немецких торговых судов "Schwalbe" и "Condor", второй корабль станции, в начале 1900 перешли в Южную Африку. Сначала "Schwalbe" стояла в Дурбане, затем также в Ист-Лондоне, Порт-Элизабете, Кейптауне и в заливе Делагоа. 5 июля крейсер вернулся в Дар-эс-Салам.

Уже через короткое время "Schwalbe" получила приказ перейти в Восточную Азию. Там из за "боксерского" восстания стало необходимым усилить военное присутствие, из-за чего Императорский морской флот так же, как и другие флоты послал большое количество военных кораблей в китайские воды. Начиная с сентября 1900 "Schwalbe" применялась на Янцзы. После пребывания в Циндао с 14 февраля по 3 марта 1901 крейсер до 10 июня продолжал контроль бассейна реки совместно с речной канонерской лодкой "Vorwärts". В этот день контроль Янцзы в рамках боксерского восстания был прекращён.

"Schwalbe" вернулась в Циндао, но была снова кратковременно направлена на Янцзы. С 4 сентября по 11 ноября корабль стоял в Циндао, затем ушёл на ремонт в Шанхай. После снова была служба в области Янцзы. 9 апреля 1902 "Schwalbe" послали к Нинпо, так как в провинции Чекианг начались беспорядки, но уже 16 апреля крейсер снова отправился в Шанхай на ремонт и после окончания работ ушёл в Циндао.

Там 23 июля он получил приказ возвращаться домой. Прежний командир, корветтен-капитан Якобзен, остался в Цзяо-Чжоу (Киатсчоу) и принял там вновь созданное отделение морской артиллерии. Его сменил корветтен-капитан Хильбранд. "Schwalbe" покинула область службы 16 августа и 10 декабря достигла Данцига. Там 3 днями позже корабль был выведен из эксплуатации. С 13 декабря 1902 по 1905 последовали капитальный ремонт и модернизация на верфи "Kaiserliche Werft" в Данциге. Тем не менее, крейсер больше не возвращался к активной службе и далее использовался как портовое судно (Hafenschiff).

***

С 26 октября 1911 "Schwalbe" служил как специальный корабль. Существовало намерение перестроить его в гидрографическое судно. Соответственно артиллерия, торпедные аппараты и боеприпасы были сняты. Тем не менее эти планы были отменены, так как нуждался в замене "Grille", который использовался в береговой службе как штабной и учебный корабль. Соответствующая реконструкция рассматривалась в конце 1912, но до начала Первой мировой войны не была осуществлена. Так как использование старого крейсера, к тому же не предназначенного для военной службы, не планировалось, во время войны "Schwalbe" сначала использовалась как жилой корабль в Киле, а с 1918 как судно-мишень (Scheibenhulk) в Киле. 6 декабря 1919 корабль вычеркнули из списка военных кораблей и 7 августа 1920 продали в Куксхафен. В 1922 он был сдан на слом в Гамбурге-Моорбурге.

командиры "Schwalbe"
8.05 - 8.08.1888 корветтен-капитан Hirschberg
12.11 1888 - 05.1890
05 -07.1890 капитан-лейтенант (и.о.) von der Groeben
07.1890 - 10.1891 корветтен-капитан Rüdiger
10.1891 капитан-лейтенант (и.о.) Eduard Gercke
10.1891 - 25.08.1893 корветтен-капитан Oelrichs
1.01.1898 - 11.1899 корветтен-капитан Otto Hoepner
11.1899 - 08.1901 корветтен-капитан Boerner
30.08.1901 - 15.08.1902 корветтен-капитан Leo Jacobson
?.08 - 13.12.1902 корветтен-капитан Hilbrand

 

 

S.M.S. Sperber

"Kreuzer B" был заложен верфью "Kaiserliche Werft" в Вильгельмсхафене в сентябре 1887 года, когда освободился эллинг после "Schwalbe", спущен 23 августа 1888, крещён инспектором морской артиллерии, капитаном-цур-зее Францем Мензингом именем "Sperber" ("ястреб-перепелятник").

"Sperber" впервые был введён в эксплуатацию 2 апреля 1889, чтобы провести испытания. Они продлились до 7 июня. Первоначально было запланировано послать корабль на острова Самоа, но так, как ситуация там вскоре успокоилась, отправка крейсера больше не была необходима и после окончания испытаний он был выведен в резерв.

ПЕРВЫЙ ПОХОД, ВОСТОЧНАЯ АФРИКА - ЮЖНЫЕ МОРЯ - ЗАПАДНАЯ АФРИКА, 1889-1896

Уже 20 августа 1889 "Sperber" снова ввели в кампанию, чтобы все же отправить на станцию южного моря. 4 сентября корабль покинул Киль, но когда 13 октября достиг Адена, пришёл приказ перейти в Немецкую Восточную Африку. Туда из за "арабского восстания" уже прибыли крейсер "Leipzig" и авизо "Pfeil". 26 октября "Sperber" достиг Занзибара, тем не менее, не был включен в состав эскадры.

Как корабль принял участие в установлении границы в области между Таной и Юбой и выполнил несколько показов флага, а с 1 ноября применялся против повстанцев. При этом неоднократно использовалась десантная часть крейсера. 4 декабря командир корабля, корветтен-капитан Макс Фосс, как старший по званию морской офицер Восточноафриканской станции от имени императора встречал экспедицию Стэнли в Багамойо.

22 апреля 1890 "Sperber" продолжил путь в южное море. После временного пребывания в Мельбурне он зашёл в Сидней, где встретил крейсер "Alexandrine" и прошёл необходимый ремонт. 30 июля крейсер достиг Апиа. В течение следующих недель "Sperber" предпринял разведывательный поход к Маршалловыми островами, который закончился 5 октября возвращением в Апиа. 19 декабря у Самоа крейсер встретился с Восточно-Азиатской эскадрой.

В начале января 1891 у Вайлеле было проведено открытие и освящение памятника немецким морякам, погибшим 18 декабря 1888 в бою с самоанскими войсками. Затем "Sperber" зашёл в Сидней, где с 24 января по 21 марта прошёл ремонт. Обратно в Апиа корабль шёл через различные гавани архипелага Бисмарка, Маршалловых островов и островов Гильберта. 6 июня крейсер достиг Апиа и оставался там до 15 декабря.

В начале 1892 десантная группа со "Sperber" действовала против местных жителей на Табитойе, которые должны были ответить за нападения на немецких торговцев. Затем последовал новых поход к Маршалловым островам. В числе прочего корабль заходил в Буритари и Матупи. С 3 марта по 3 мая он прошёл ремонт в Сиднее. После его окончания с 17 мая по 1 ноября "Sperber" снова стоял в Апиа, прервавшись лишь на очередной ремонт в Сиднее. Во время последующего похода в Немецкую Новую Гвинею наряду с различными гаванями Маршалловых островов посетил также Нукуфетау и Гербертберг, а также гавань Фридриха Вильгельма. Последнюю гавань "Sperber" должен был покинуть сразу по прибытии 5 января 1893, так как на суше свирепствовала эпидемия лихорадки. Через острова Адмиралтейства и Матупи 6 февраля корабль прибыл в Сидней.

С 18 апреля "Sperber" снова был в Апиа. Возобновившаяся на Самоа война угрожала проживающим там европейцам, десантная часть крейсера часто применялась для их защиты. Ситуация вскоре снова успокоилась, чему также способствовал арест Матаафа Джозефо. Он был в конце июля был сослан в Джалуит и доставлен туда на "Sperber".

В ноябре из Западной Африки в Самоа прибыл "Falke". Хотя было первоначально запланировано, что он должен был дать "Sperber" возможность вернуться домой, оба крейсера только поменялись станциями. "Sperber" 6 ноября вышел в Кейптаун, где стал на ремонт.

28 мая 1894 "Sperber" прибыл к устью Вури. Он мог в любое время войти в неё из за меньшей осадки по сравнению с "Falke". Корветтен-капитан Арнольди принял дела старшего морского офицера станции, включавшей также канонерку "Hyane", пароход правительства "Nachtigal" и блокшив "Cyclop". В течение следующих месяцев крейсер предпринял несколько походов в области станции. 10 ноября "Sperber" вышел в направлении Кейптауна, где должен был пройти ремонт и дать экипажу отпуск. С 5 февраля до 20 марта 1895 корабль находился в Кейптауне и затем снова крейсировал в области станции.

После очередного ремонта в Кейптауне с 17 по 29 февраля 1896 "Sperber" 6 марта заходил в Швакопмунд. Там произошло восстание местного населения, которое было подавлено десантной группой и отрядом из числа местного немецкого населения. Десантная часть крейсера использовалась также для обеспечения порта. С 23 марта по 9 апреля корабль для отдыха экипажа находился в Моссамедесе. После последующих походов вдоль побережья Немецкой колонии Юго-Западной Африки 22 сентября "Sperber" приступил к возвращению домой. 18 ноября он достиг Киля, где 7 декабря 1896 был выведен из эксплуатации.

С весны до августа 1898 крейсер подвергся капитальному ремонту, но, тем не менее, до декабря 1902 продолжал оставаться в резерве.

ВТОРОЙ ПОХОД, АМЕРИКА - ВОСТОЧНАЯ АФРИКА - КИТАЙ - ЗАПАДНАЯ АФРИКА - ВОСТОЧНАЯ АФРИКА, 1902-1911

"Sperber" снова ввели в строй 16 декабря 1902. Он должен был усилить образованную в тот же день в связи с конфликтом с Венесуэлой восточно-американскую крейсерскую эскадру. "Sperber" покинул Киль 5 января 1903 и 3 февраля в Виллемштаде встретился с крейсером "Vineta". Между тем военные акции против Венесуэлы были закончены, из-за чего крейсер посетил лишь несколько тамошних гаваней.

Уже в конце февраля "Sperber" получил приказ перейти в немецкую Восточную Африку. Ведущий через Средиземное море поход начался 22 марта и 1 июля корабль достиг Дар-эс-Салама. После того, как крейсер посетил несколько гаваней немецкой колонии, уже 9 октября он покинул Восточноафриканскую станцию в направлении Восточной Азии.

23 ноября "Sperber" достиг Сингапура и присоединился к эскадре Восточной Азии. Сначала районом его действий была река Янцзы. 15 мая 1904 в Шанхае корабль принял речную канонерскую лодку "Vaterland". Лодка была поставлена Эльбингской верфью Schichau в Восточную Азию в разобранном виде и применялась там на Янцзы. Впоследствии "Sperber" посетил несколько китайских гаваней и с августа по декабрь находился на ремонте в Циндао. В начале 1905, когда крейсер обходил Южный Китай, он получил приказ перейти в Западную Африку.

24 апреля "Sperber" покинул Циндао и 26 июля достиг Дуалы и далее служил в Немецкой Западной Африке. При этом регулярно заходил в различные гавани, чтобы представлять немецкие интересы. 27 января 1907 "Sperber" находился в Ломе по поводу открытия железнодорожной линии Ломе-Палима в колонии Того. В 1908 и 1909 годы крейсер предпринял гидрографические работы у побережья Того, в феврале 1909 посетил руины построенной Бранденбургом колониальной крепости Гросс-Фридрихсбург. Кроме того, корабль проводил гидрографические работы на побережье колоний Камерун и Юго-Западная Африка.

6 марта 1910 "Sperber" получил приказ сменить "Bussard" на станции в немецкой Восточной Африке. 15 апреля, по пути на новую станцию, экипаж корабля помогал в тушении крупного пожара в Людерице. 30 мая крейсер достиг Восточной Африки и принял станционерную службу. С 26 октября по 3 декабря он прошёл ремонт в Кейптауне. В течение этого времени, 31 мая, корветтен-капитан Рейнхольд Шмидт с частью его штаба был приглашен на открытие парламента возникшего Южноафриканского союза.

6 марта 1911 "Sperber" был переклассифицирован в канонерскую лодку (Kanonenboot) и получил приказ возвращаться домой. 10 апреля он покинул область станции, 29 июня достиг Вильгельмсхафена, где 6 июля был выведен из эксплуатации.

16 марта 1912 "Sperber" вычеркнули из списка военных кораблей. Корпус до 1918 использовался как судно-мишень (Scheibenhulk). 7 августа 1920 корабль продали в Куксхафене и в 1922 разобрали на лом в Гамбурге-Моорбурге.

Как возмещение за "Sperber" строился спущенный на воду в 1909 малый крейсер "Augsburg".

командиры "Sperber"
2.04 - 7.06.1889 капитан-лейтенант / корветтен-капитан August Carl Thiele
20.08.1889 - 11.1891 корветтен-капитан Max Foss
11.1891 - 05.1893 корветтен-капитан Fischer
05.1893 - 10.1894 корветтен-капитан von Arnoldi
10.1894 - 10.1895 корветтен-капитан Walther
10.1895 - 7.12.1896 корветтен-капитан Reincke
16.12.1902 - 06.1904 корветтен-капитан Weniger
06.1904 - 11.1905 корветтен-капитан Oxé
11.1905 - 10.1906 корветтен-капитан Wilhelm Bertram
10.1906 - 08.1907 корветтен-капитан Ludolf von Usslar
08.1907 - 11.1908 корветтен-капитан Friedrich Pohl
11.1908 - 11.1909 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Johannes Redlich
11.1909 - 08.1910 корветтен-капитан Fielitz
08.1910 - 6.07.1911 корветтен-капитан Reinhold Schmidt

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hans H. Hildebrand / Albert Röhr / Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. Band 7: Schiffsbiographien von Preußischer Adler bis Ulan, Mundus Verlag.
на русском
4 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 21.10.2023

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1920
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1888-1903
Sperber
"Sperber"
Sperber
"Sperber"
Sperber
"Sperber"
Sperber
"Sperber" в первый год службы.
Sperber
"Sperber"
Schwalbe
"Schwalbe"
Schwalbe
"Schwalbe"
Schwalbe
"Schwalbe"
Sperber
"Sperber"
Sperber
"Sperber", 1904 г.
Sperber
"Sperber" в доке.
Sperber
"Sperber"
Sperber
"Sperber"
Ястреб-перепелятник, или малый ястреб(лат. Accipiter nisus, нем. Sperber) — маленькая хищная птица из семейства ястребиных с короткими и широкими крыльями, а также с длинным хвостом, что помогает ему маневрировать среди деревьев. Обитает преимущественно в лесных местностях и распространён почти по всей Евразии.
Schwalbe
"Schwalbe"
Schwalbe
"Schwalbe" в Кильском канале.
Schwalbe
"Schwalbe"
Schwalbe
"Schwalbe", гравюра.
Schwalbe
"Schwalbe"
Ласточка(лат. Hirundinidae, нем. Schwalbe) — маленькая перелётная птица, живущая в Европе, Азии, Африке и Америке. Отличается длинным хвостом с глубоким разрезом в форме вилки и изогнутыми длинными острыми крыльями.
Sperber
"Sperber", гравюра.
Следующая страница - колониальные крейсера типа "Bussard"
Предыдущая страница - колониальная лодка / крейсер "Adler"