Оглавление → Крейсера → Колониальные типа "Schwalbe"
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
колониальные крейсера IV класса (Kreuzer IV. Cl. / Kleiner Kreuzer) типа
Германия, 1888-1889 г. 2 ед. (проект 1886-1887 г.) ![]() * Schwalbe * Sperber *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
![]()
Имели очень хорошую мореходность, сильно уваливались под ветер, имели сильную качку, на встречном волнении скорость теряли мало. Отлично маневрировали и держали курс. Под парусами практически не ходили.
"Schwalbe" имел грот-мачту в 17,0 м. "Sperber" позже - высокие дефлекторы. Фальшборт стальной. Схемы окраски: Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
Принята 10 июня 1890 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах (кроме учебных), яхт и кораблей сопровождения Кайзера. Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для кораблей с такелажем в заграничном плавании.
с 15 апреля 1896 г.
Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.
S.M.S. Schwalbe
"Schwalbe" впервые ввели в строй 8 мая 1888, чтобы провести испытания. По их окончании 8 августа корабль вывели в резерв, но уже 12 ноября активировали снова - из за арабского восстания в Немецкой Восточной Африке стало необходимым присутствие в той области нескольких военных кораблей. 20 ноября "Schwalbe" покинула родные воды и 31 декабря стала на якорь у Занзибара. С этого дня корабль принадлежал к Восточноафриканской крейсерской эскадре контр-адмирала Карла Августа Дайнхарда. 3 января 1889 крейсер обстрелял лагерь повстанцев у Багамойо и затем ушёл в направлении Дар-эс-Салама. На следующий день у Кундухи корабль наскочил на коралловый риф и смог сняться только 6 января с помощью корвета "Leipzig" и британского парохода "Woodcock".
После отдыха в Порт-Луи с 20 июля по 17 августа "Schwalbe" с конца августа снова участвовала в блокаде побережья. В течение последующих недель на ней часто подымал флаг командующий эскадрой - он применял крейсер для особых заданий: с 7 по 13 октября "Schwalbe" и британская канонерская лодка участвовали в экспедиции Стэнли, а с 27 по 29 декабря - в пересмотре границ с Виту.
После того, как в мае 1890 восстание было в основном подавлено, "Schwalbe" предприняла поход вдоль побережья охраняемой области. Из за тяжелого заболевания малярией корветтен-капитан Хиршберг должен был преждевременно вернуться в Германию и старший офицер, капитан-лейтенант Грёбен принял корабль в качестве заместителя до прибытия нового командира, корветтен-капитана Рюдигера 13 июля. 9 октября он торжественно открыл в Танге памятник морякам, погибшим во время восстания.
Корветтен-капитан Рюдигер в октябре 1891 был назначен на должность заместителя губернатора. На корабле его сменил корветтен-капитан Элрикс. С новым командиром "Schwalbe" отправилась в Бомбей, где оставалась до 27 января 1892. Затем беспорядки в области у Моши и горы Килиманджаро потребовали поддержки наземной группы, и до июня "Schwalbe" находилась у Танги. Во второй половине 1892 споры в перешедшем под британское покровительство султанате Занзибар вновь потребовали присутствия корабля. В январе 1893 "Schwalbe" снова ушла на место отдыха в Бомбей, а в мае получила приказ возвращаться домой и 6 августа прибыла в Киль. Там 25 августа 1893 крейсер вывели из эксплуатации. Последовали ремонт и модернизация на Императорской верфи в Киле.
В январе 1899 потерпел бедствие пароход компании DOAL и "Schwalbe" отбуксировал его в Дар-эс-Салам. Затем пароходство передало имперскому морскому ведомству денежное пожертвование, которое использовалось для финансирования домов моряков Императорского морского флота.
Для защиты немецких торговых судов "Schwalbe" и "Condor", второй корабль станции, в начале 1900 перешли в Южную Африку. Сначала "Schwalbe" стояла в Дурбане, затем также в Ист-Лондоне, Порт-Элизабете, Кейптауне и в заливе Делагоа. 5 июля крейсер вернулся в Дар-эс-Салам. Уже через короткое время "Schwalbe" получила приказ перейти в Восточную Азию. Там из за "боксерского" восстания стало необходимым усилить военное присутствие, из-за чего Императорский морской флот так же, как и другие флоты послал большое количество военных кораблей в китайские воды. Начиная с сентября 1900 "Schwalbe" применялась на Янцзы. После пребывания в Циндао с 14 февраля по 3 марта 1901 крейсер до 10 июня продолжал контроль бассейна реки совместно с речной канонерской лодкой "Vorwärts". В этот день контроль Янцзы в рамках боксерского восстания был прекращён. "Schwalbe" вернулась в Циндао, но была снова кратковременно направлена на Янцзы. С 4 сентября по 11 ноября корабль стоял в Циндао, затем ушёл на ремонт в Шанхай. После снова была служба в области Янцзы. 9 апреля 1902 "Schwalbe" послали к Нинпо, так как в провинции Чекианг начались беспорядки, но уже 16 апреля крейсер снова отправился в Шанхай на ремонт и после окончания работ ушёл в Циндао.
С 26 октября 1911 "Schwalbe" служил как специальный корабль. Существовало намерение перестроить его в гидрографическое судно. Соответственно артиллерия, торпедные аппараты и боеприпасы были сняты. Тем не менее эти планы были отменены, так как нуждался в замене "Grille", который использовался в береговой службе как штабной и учебный корабль. Соответствующая реконструкция рассматривалась в конце 1912, но до начала Первой мировой войны не была осуществлена. Так как использование старого крейсера, к тому же не предназначенного для военной службы, не планировалось, во время войны "Schwalbe" сначала использовалась как жилой корабль в Киле, а с 1918 как судно-мишень (Scheibenhulk) в Киле. 6 декабря 1919 корабль вычеркнули из списка военных кораблей и 7 августа 1920 продали в Куксхафен. В 1922 он был сдан на слом в Гамбурге-Моорбурге.
S.M.S. Sperber
"Sperber" впервые был введён в эксплуатацию 2 апреля 1889, чтобы провести испытания. Они продлились до 7 июня. Первоначально было запланировано послать корабль на острова Самоа. Там в ноябре 1888 произошли беспорядки, а также обострились напряжения между Соединенными Штатами, Великобританией и Немецкой империей вокруг вопроса колониального владения островами. После того, как 15 и 16 марта 1889 американские корабли были разрушены циклоном в Апиа, ситуация успокоилась и стороны теперь полагались на начавшуюся 14 июня Берлинскую конференцию по Самоа. Отправка "Sperber" больше не была необходима и после окончания испытаний крейсер был выведен из эксплуатации.
Как корабль принял участие в установлении границы в области между Таной и Юбой и выполнил несколько показов флага, а с 1 ноября применялся против повстанцев. При этом неоднократно использовалась десантная часть крейсера. 4 декабря командир корабля, корветтен-капитан Макс Фосс, как старший по званию морской офицер Восточноафриканской станции от имени императора встречал экспедицию Стэнли в Багамойо. 22 апреля 1890 "Sperber" продолжил путь в южное море. После временного пребывания в Мельбурне он зашёл в Сидней, где встретил крейсер "Alexandrine" и прошёл необходимый ремонт. 30 июля крейсер достиг Апиа. В течение следующих недель "Sperber" предпринял разведывательный поход к Маршалловыми островами, который закончился 5 октября возвращением в Апиа. 19 декабря у Самоа крейсер встретился с Восточно-Азиатской эскадрой.
В начале 1892 десантная группа со "Sperber" действовала против местных жителей на Табитойе, которые должны были ответить за нападения на немецких торговцев. Затем последовал новых поход к Маршалловым островам. В числе прочего корабль заходил в Буритари и Матупи. С 3 марта по 3 мая он прошёл ремонт в Сиднее. После его окончания с 17 мая по 1 ноября "Sperber" снова стоял в Апиа, прервавшись лишь на очередной ремонт в Сиднее. Во время последующего похода в Немецкую Новую Гвинею наряду с различными гаванями Маршалловых островов посетил также Нукуфетау и Гербертберг, а также гавань Фридриха Вильгельма. Последнюю гавань "Sperber" должен был покинуть сразу по прибытии 5 января 1893, так как на суше свирепствовала эпидемия лихорадки. Через острова Адмиралтейства и Матупи 6 февраля корабль прибыл в Сидней. С 18 апреля "Sperber" снова был в Апиа. Возобновившаяся на Самоа война угрожала проживающим там европейцам, десантная часть крейсера часто применялась для их защиты. Ситуация вскоре снова успокоилась, чему также способствовал арест Матаафа Джозефо. Он был в конце июля был сослан в Джалуит и доставлен туда на "Sperber". В ноябре из Западной Африки в Самоа прибыл "Falke". Хотя было первоначально запланировано, что он должен был дать "Sperber" возможность вернуться домой, оба крейсера только поменялись станциями. "Sperber" 6 ноября вышел в Кейптаун, где стал на ремонт.
После очередного ремонта в Кейптауне с 17 по 29 февраля 1896 "Sperber" 6 марта заходил в Швакопмунд. Там произошло восстание местного населения, которое было подавлено десантной группой и отрядом из числа местного немецкого населения. Десантная часть крейсера использовалась также для обеспечения порта. С 23 марта по 9 апреля корабль для отдыха экипажа находился в Моссамедесе. После последующих походов вдоль побережья Немецкой колонии Юго-Западной Африки 22 сентября "Sperber" приступил к возвращению домой. 18 ноября он достиг Киля, где 7 декабря был выведен из эксплуатации. С весны до августа 1898 крейсер подвергся капитальному ремонту, но, тем не менее, до декабря 1902 продолжал оставаться в резерве. "Sperber" снова ввели в строй 16 декабря 1902. Он должен был усилить образованную в тот же день в связи с конфликтом с Венесуэлой восточно-американскую крейсерскую эскадру. "Sperber" покинул Киль 5 января 1903 и 3 февраля в Виллемштаде встретился с крейсером "Vineta". Между тем военные акции против Венесуэлы были закончены, из-за чего крейсер посетил лишь несколько тамошних гаваней.
23 ноября "Sperber" достиг Сингапура и присоединился к эскадре Восточной Азии. Сначала районом его действий была река Янцзы. 15 мая 1904 в Шанхае корабль принял речную канонерскую лодку "Vaterland". Лодка была поставлена Эльбингской верфью Schichau в Восточную Азию в разобранном виде и применялась там на Янцзы. Впоследствии "Sperber" посетил несколько китайских гаваней и с августа по декабрь находился на ремонте в Циндао. В начале 1905, когда крейсер обходил Южный Китай, он получил приказ перейти в Западную Африку.
6 марта 1910 "Sperber" получил приказ сменить "Bussard" на станции в немецкой Восточной Африке. 15 апреля, по пути на новую станцию, экипаж корабля помогал в тушении крупного пожара в Людерице. 30 мая крейсер достиг Восточной Африки и принял станционерную службу. С 26 октября по 3 декабря он прошёл ремонт в Кейптауне. В течение этого времени, 31 мая, корветтен-капитан Рейнхольд Шмидт с частью его штаба был приглашен на открытие парламента возникшего Южноафриканского союза. 6 марта 1911 "Sperber" был переклассифицирован в канонерскую лодку (Kanonenboot) и получил приказ возвращаться домой. 10 апреля он покинул область станции, 29 июня достиг Вильгельмсхафена, где 6 июля был выведен из эксплуатации. 16 марта 1912 "Sperber" вычеркнули из списка военных кораблей. Корпус до 1918 использовался как судно-мишень (Scheibenhulk). 7 августа 1920 корабль продали в Куксхафене и в 1922 разобрали на лом в Гамбурге-Моорбурге. Как возмещение за "Sperber" строился спущенный на воду в 1909 малый крейсер "Augsburg".
|