
Оглавление → Крейсера → Вспомогательный крейсер "Cormoran"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вспомогательный крейсер (Hilfskreuzer)
Германия, 1914 г. 1 ед. (трофейный пассажирский п/х, 1909 г.) ![]() * Cormoran *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
![]()
Первым немецких вспомогательным крейсером, оборудованным из судна не входящего в довоенный мобилизационный список, стал "Cormoran", переделанный в Циндао из трофейного русского парохода "Рязань" в самом начале войны. Его особенностью было самое мощное вооружение из всех немецких вспомогательных крейсеров I мировой войны, не смотря на небольшие размеры. Однако, ему не довелось испробовать силу своих орудий - за 4 месяца рейда он так и не встретил противника, после чего интернировался на острове Гуам из-за недостатка угля.
Добровольный флот России, учрежденный императором Александром III в 1878 году, создавался для того, чтобы в случае войны имелись годные для военных нужд пароходы, которые можно было бы быстро вооружить и использовать как вспомогательные крейсеры, госпитальные суда или суда для перевозки десанта. Он финансировался из пожертвований, доходов от коммерческих операций и субсидий от казны. 6 июля 1908 года император Николай II утвердил решение об отпуске средств на создание экстренных пароходных сообщений на Дальнем Востоке. На основании этого Добровольный флот получил возможность заказать за границей пять новых пароходов. Тип судов утвердил морской министр, после чего комитет выработал спецификацию, разосланную затем кораблестроительным фирмам. Первой на запрос откликнулась английская фирма «Гринок Гренджмут Докъярд К0», в первых числах сентября 1908 года начавшая переговоры с комитетом Добровольного флота. Однако, когда уже были согласованы некоторые пункты проекта контракта и велось обсуждение финансовых вопросов, в комитет поступило чрезвычайно выгодное предложение от германской фирмы «Ф.Шихау», предусматривавшее значительную отсрочку платежей за готовые пароходы, поэтому далее переговоры велись уже с германской фирмой. 22 сентября 1908 года комитет решил передать ей, 29 сентября это решение было утверждено императором, а 30 сентября стороны подписали договор, в котором оговаривались технические условия, сроки постройки и оплата.
Так как эти суда планировалось использовать для специальной службы в военное время, спецификацией предусматривались подкрепления для установки трех 120-мм пушек, установка динамо-машины на 170 А и прокладка магистральных проводов для питания двух прожекторов. На судах следовало оставить место для укладки на палубе рельсов для подвозки из трюмов на корму мин заграждения, причем каждый пароход должен был принимать 200—300 мин. Внутренние помещения рассчитывались на перевозку 600 человек десанта, а в камбузах предусматривалась установка добавочных котлов для варки пищи. Количество гражданских пассажиров планировалось следующим образом: в каютах 1-го класса — 62 пассажира (30 двухместных кают и две одноместные); 2-го класса — 20 пассажиров (15 мест мужских и 5 дамских); 3-го класса — 100 пассажиров (три каюты на 18 женщин и шесть кают на 82 мужчин). Ванных комнат предусматривалось для 1-го класса — одна дамская и четыре мужские, а для 2-го класса — две и для мужчин, и для дам.
15 октября 1908 года комиссия, назначенная комитетом Добровольного флота, рассмотрела чертежи пароходов, представленные фирмой, а затем направила их Английскому Ллойду для рассмотрения и внесения исправлений. Строящиеся суда получили заводские номера от 829 до 833. 8 декабря завод Шихау приступтл к склепке килей и флоров пароходов № 829, 830 и 831.
При пробегах мерной мили одновременно с главной машиной действовали обе питательные помпы Вира, центробежная циркуляционная помпа главного холодильника, одна электрическая машина и рулевой аппарат фирмы «Норддойче машинен унд арматурен фабрик». Контрольные пробеги парохода, в ходе которых он развил скорость 12,8 и 12,5 уз при 72 об/мин, подтвердили точность расчета максимальной скорости. Вибрация корпуса на полном ходу отмечалась незначительная, однако при уменьшении частоты вращения винта до 70 об/мин и руле, положенном на борт, появлялись довольно чувствительные сотрясения, заметные в основном на корме и на мостике. 22 августа состоялся спуск на воду «Рязани», а через четыре дня прошли испытания ее котлов. 27 августа «Орел» и «Полтава» были готовы к пробному плаванию. 1 сентября состоялась «суточная проба» на «Орле»: расход топлива по десятичасовому измерению составил 47 т/сут, расход на 1 л.с. — 1,56 т; при полной нагрузке «Орел» показал среднюю скорость хода 15,5 уз при 98 об/мин. Метацентрическая высота оказалась равной 1,02 м, что было больше контрактной, однако по решению комиссии Добровольного флота были внесены изменения в спецификации и корабль приняли. «Полтава» при соответствующей нагрузке развила среднюю скорость на мерной миле 16,33 уз, а при ходе 15,59 уз суточный расход угля составил 44,2 и 1,51 т на 1 л.с. 5 сентября пароход был принят комиссией Добровольного флота. В тот же день «Орел» ушел в Петербург. «Полтава» 14 октября ушла во Владивосток вслед за «Орлом». «Рязань», последний пароход серии, была готова лишь в начале ноября и также ушла во Владивосток с заходом в Одессу. Уже в конце 1909 года «Орел» и «Полтава» начали выполнять рейсы на Дальнем Востоке. Правда, из-за многочисленных поломок и недоделок, которые сильно задерживали пароход в пути, «Орел» смог сделать лишь один рейс из Владивостока в Цуругу. До Первой мировой войны «Орел», «Рязань» и «Полтава» совершали рейсы на Дальнем Востоке. С началом войны командующий Сибирской флотилией контр-адмирал М.Ф. Шульц предполагал вооружить все пять пароходов, построенных на верфи «Ф.Шихау», и использовать их «с целью отвлечения германских судов от Камчатки, которой иначе грозит гибель и уничтожение пароходов в Китайском море". Однако морской министр И.К.Григорович 19 августа разрешил вооружить только один «Орел» (на который установили два 120-мм, два 75-мм и четыре 47-мм орудия). «Орел» оставался некоторое время в распоряжении командующего Сибирской флотилией. После того как в Пенанге 26 октября 1914 года германский крейсер «Emden» потопил «Жемчуг», «Орел» решили направить в заграничное плавание с тем, чтобы сначала привести во Владивосток остатки команды «Жемчуга», а в дальнейшем изучить возможность подъема погибшего крейсера или его вооружения. В начале 1915 года «Орел» пришел в Пенанг и провел водолазные работы, в ходе которых выяснилось, что стоимость подъема «Жемчуга» будет выше, чем стоимость постройки нового крейсера, поэтому ограничились лишь подъемом одного 120-мм орудия и двух пулеметов. Однако работы не были закончены, так как «Орел» вызвали по просьбе английского адмирала Т.-М. Джер-рама в Сингапур для оказания помощи при подавление восстания полка сипаев. Затем корабль вернулся во Владивосток и использовался в дальнейшем как учебный корабль, на котором размещалась школа гардемарин. В этом качестве «Орел» с небольшими перерывами находился в заграничном плавании, посещая порты Индокитая, Индонезии и Японии. После Октябрьской революции, которая застала корабль в Японии, гардемарины и команда отказались вернуться в Россию. В 1922 году правление Добровольного флота, обосновавшееся к этому времени в Париже, продало «Орел» одной из английских фирм, которая дала ему новое наименование «Silvia». Пароход «Полтава» использовался как угольщик для крейсеров «Аскольд» и «Жемчуг», которые 25 августа 1914 года вышли в море для присоединения к английской Восточно-Азиатской эскадре вице-адмирала Т.-М. Джеррама. Однако уголь на «Полтаве» был плохого качества, и командиры крейсеров предпочитали использовать английский уголь. «Полтава» вернулась во Владивосток и, вновь войдя в состав Добровольного флота, совершала рейсы в Шанхай вплоть до своей гибели на камнях у этого порта летом 1917 года. «Рязань» была 4 августа захвачена в Корейском проливе германским крейсером «Emden» и приведена им в Циндао, где перестроена во вспомогательный крейсер «Cormoran».
Дым из труб парохода повалил черными клубами, застилая видимость «Эмдену», так как ветер был южный. Плохо видимый на горизонте крейсер, флаг которого определить из-за большого расстояния, тумана и дыма ещё не представлялось возможным, каждые пять минут освещался вспышкой выстрела, после чего далеко за кормой русского парохода возникал большой всплеск от взрыва, с каждым разом все ближе к корме. «Emden» имел скорость 24 уз и постепенно нагонял русский пароход.
В 9 ч 25 мин на борт парохода поднялся обер-лейтенант Р. Лаутербах в сопровождении лейтенанта, инженера-механика и тридцати вооруженных матросов. Р. Лаутербах потребовал к себе радиста и приказал спустить российский и поднять германский флаг. На «Рязани» по штату радист не полагался, его обязанности выполнял вахтенный помощник. Германского флага на пароходе тоже не было, а капитан П.П. Аузан заявил немцам, что «спускать русский флаг могут они сами». Р. Лаутербах послал шлюпку на «Emden» за германским флагом и когда он был привезен, сам спустил русский флаг. Расставив посты в штурманской рубке, на мостике, в машине и кочегарке, заняв рацию, Р. Лаутербах объявил П.П. Аузану, что тот должен вести пароход в Циндао. Петр Петрович отказался и покинул мостик. Но другим офицерам и матросам деваться было некуда и им пришлось выполнять распоряжения Р. Лаутербаха. Обер-лейтенант сам в недавнем прошлом служил капитаном парохода Гамбург-Американской линии, «Рязань» построили в Германии, вахтенные помощники Г.Т. Гейнсберг и П.В. Мюллер были этническими немцами. Все это облегчало Р. Лаутербаху общение с командой захваченного парохода, от лица которой рулевой Осип Шишкин засвидетельствовал: «Немцы с нами обращались хорошо». В 10 ч 5 мин «Рязань» дала ход и под конвоем «Emden», обогнув Цусиму с восточной стороны, взяла курс на запад к Циндао. Обходя Цусиму с востока, К. фон Мюллер надеялся с помощью своего приза поймать, так сказать, «на живца», пароход «Симбирск», о котором имелись сведения, что он вышел на рассвете из Нагасаки. Немцы, пользуясь случаем, очень охотно общались с офицерами «Рязани» и приподняли завесу тайны, как «Emden» в бурном море при ограниченной видимости вышел на «Рязань»: сведения о курсе и скорости судна К. фон Мюллер получил от германского консула в Нагасаки, который, в свою очередь, получил их от немца Янеке — лоцмана, шедшего на «Рязани» из Шанхая в Нагасаки 31 июля — 2 августа и, в силу своих должностных обязанностей, видевшего карты и прокладки курсов. Помог обнаружению «Рязани» и радиообмен с берегом, который судно вело ночью. Переход в целом проходил спокойно, русских пароходов больше не встретили. Однако подходя к острову Кельпард (ныне — Чеджудо), Р. Лаутербах получил с «Emden» флажный сигнал «приготовить к спуску все шлюпки». Пароход и крейсер уменьшили скорость, пошли переменными курсами и в итоге описали большую циркуляцию. Немцы предполагали, что в этом районе находится французская эскадра — крейсеры «Dupleix», «Montcalm» и эсминцы. На самом деле французских кораблей в Корейском проливе не было: «Dupleix» уже стоял в Гонконге вместе с английской эскадрой контр-адмирала Т. Джеррама, a «Montcalm» находился в юго-восточной части Тихого океана, направляясь от Маркизских островов к Таити. Немцы этого не знали и, возможно, приняли за французскую эскадру японские корабли. Япония пока сохраняла нейтралитет, однако встреча с любым боевым кораблем могла обернуться непредсказуемыми последствиями для «Emden». Вечером шли без огней, тревог не было, и шлюпки на «Рязани» вновь поставили на место. В 5 ч 6 августа «Рязань» в сопровождении «Emden» подошла к Циндао. Приняв лоцмана, корабли вошли в порт, и русский пароход ошвартовался у пристани Гамбург-Американской компании. В 8 ч Р. Лаутербах приказал русской команде покинуть судно, захватив с собой багаж. Команду и пассажиров «Рязани» поместили в пустой пакгауз под охраной германских солдат, где они провели целый день до вечера, когда их перевели на окраину Циндао и разместили в столовой китайской школы. На следующее утро, 7 августа, капитан П.П. Аузан и старпом А.В. Клайда были вызваны к следователю германского призового суда, где им предъявили донесение командира «Emden» о захвате парохода. В итоге суд официально конфисковал «Рязань» в соответствии с призовым правом, а утром 8 августа русскую команду отправили по железной дороге во Владивосток, предварительно взяв со всех подписку о неучастии в войне против Германии и ее союзников.
Два дня спустя крейсер встретил германские угольщики «Allers» и «Gettingen». Все вместе они двинулись на соединение с эскадрой М. фон Шпее. Отряд шел на юго-восток к атоллу Маюро, но утром 16 августа барометр стал быстро падать и вскоре опустился до 753 мм. Корабли оказались в центре циклона. Небо быстро потемнело, налетел шквал, за ним другой, и вскоре разразился страшнейший тропический шторм. Суда разметало в разные стороны, и они потеряли друг друга из виду. Волны были огромными, гораздо выше мачт. "Cormoran" то проваливался в жуткую бездну, то взлетал на вершину огромной горы. Ветер ревел так, что ничего не было слышно даже вблизи. Когда корабль зарывался носом в волну, палубу заливало водой. На мостике скоро все вымокли до нитки. Шторм продолжался много часов, команда была измотана до предела. Но после его окончания немцы с удовлетворением констатировали: «Корабль показал себя при этом в качестве очень хорошего морского судна». Наконец, утром 27 августа "Cormoran" вошел в лагуну атолла Маюро, где уже стояла эскадра адмирала М. фон Шпее и угольщики. Утром следующего дня адмирал определил боевую задачу "Cormoran" и "Prinz Eitel-Friedrich": крейсерские операции в водах западнее Австралии.
Последующее его крейсерство примечательно тем, что он не захватил ни одного приза и чуть не попался 24 сентября английскому линейному крейсеру «Australia», шедшему в сопровождении французского броненосного крейсера «Montcalm» и обстреливавшего в этот день гавань Фридриха-Вильгельма на Новой Гвинее, в 6 милях от якорной стоянки германского вспомогательного крейсера. Все же "Cormoran" и его команде удалось установить своеобразный мировой рекорд: бывший пароход «Рязань» с немецкой командой на борту в течение одного месяца и шести дней восемь раз пересек экватор! 29 сентября, в одно из посещений острова Яп, А. Цукшвердт принял на борт команду старой немецкого гидрографического судна "Planet", которому удалось спрятаться от английских крейсеров; команда "Cormoran" увеличилась до 353 человек. Продовольствия пока хватало, но для продолжения операций угля было явно недостаточно, и А. Цукшвердт решил идти к атоллу Ламутрик, куда прибыл 12 октября, надеясь хоть там застать угольщик. Два месяца 353 моряка провели в прекрасной лагуне тропического атолла. За это время они не только уничтожили все корабельные и местные запасы продовольствия, но и выпили на острове всю пресную воду из колодцев! Опреснительная установка на корабле работала на угле, а его оставалось лишь чуть больше 100 т, и матросы срубили все пальмы на острове.
Русский морской агент сообщил об этом в Петербург 16 декабря. Дипломатические представители России в Вашингтоне стали предпринимать усилия с целью возвращения судна. Посол в США Бахметев в течение 1915 года вел сложные переговоры и обширную переписку по этому вопросу. Однако американцы придерживались нейтралитета и не желали создавать себе дополнительные трудности в отношениях с Германией из-за очередного эпизода нарушения немцами международного морского права, тем более, что США не подписали Лондонскую декларацию «О праве морской войны» 1909 года. Переговоры так и окончились впустую.
Немецкая команда была первоначально заключена в Форт Дуглас, Юта. В апреле 1918 года военнопленные с "Cormoran" и "Geier" были переведены в форт Макферсон, штат Джорджия. По некоторым данным, во время перевода заключенных 7 членов экипажа пытались бежать, и некоторые при этом были убиты, но точных данных нет. Известно только, что один из офицеров умер от воспаления лёгких в конце 1918 года - тогда свирепствовала "испанка". Все оставшиеся вернулись домой 7 октября 1919 года, почти через год после окончания войны. Позже ВМС США подняли судовой колокол, он экспонируется в музее Военно-морской академии США в Аннаполисе, штат Мэриленд. Другие артефакты были удалены дайверами за эти годы. В последующие годы дайверы поднимали и другие предметы. Корпус "Cormoran" по сей день лежит на левом боку на глубине 34 м. Рядом лежит японское судно "Tokai Maru", потопленное американской подлодкой "Snapper". Таким образом, это одно из немногих мест, где можно увидеть корпус судна Первой мировой войны рядом с корпусом судна Второй мировой войны. В 1975 году останки корабля, в связи с их отношением к Первой мировой войне, были внесены в Национальный реестр исторических мест США. ![]() ![]() ![]()
|