ОглавлениеКрейсера → Авизо типа "Blitz"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

авизо, с 1899 малые крейсера (Fahrzeuge I. Classe, Aviso, Kleiner Kreuzer) типа

 Blitz 


Германия, 1883-1884 г. 2 ед. (проект 1879 г.)

 

*
Blitz
*
Pfeil
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Blitz <Germania AG> (с 1882 Germaniawerft), Киль, стр. № 1, "Aviso D" лето 1881 1891-1892 модернизирован на <Kaiserl. Werft.>, Киль, с 1903 тендер при флоте, с 1911 специальный корабль, с 1914 в береговой обороне, с 1915 по 1919 тендер, 8.03.1921 исключён, слом в Вильгельмсхафене.
26.08.1882
28.03.1883
2 Pfeil <Kaiserl. Werft>, Вильгельмсхафен, стр. № 6, "Ersatz Grille" 08.1881 1892-1894 модернизирован на <Kaiserl. Werft.>, Вильгельмсхафен, в 1894 и 1900 - корабль Службы охраны рыболовства, с 1904 тендер, с 18.12.1910 специальный корабль, с 1914 по 1919 тендер, 16.02.1922 исключён, слом в Вильгельмсхафене.
16.09.1882
25.11.1884
ТТХ
Водоизмещение нормальное 1381 т
полное 1486 т
регистровое 815 брт, 367 нрт
Размерения длина ВЛ 75,30 м
полная 78,43 м
ширина корпус 9,9 м
по крыльям мостика 11,3 м
осадка носом 4,07 м
кормой 4,40 м
1 см осадки = 5,16 т
высота борта на миделе 5,98 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 3,2 м
1 МО 2 горизонтальных 2-цилиндровых ПМ двойного расширения
Blitz: Markisch-Schlesischer Maschinenbau- und Hütten-A.G.
Pfeil: F. A. Egells, Берлин-Моабит
2 КО 8 цилиндрических ПК
Blitz: Markisch-Schlesischer Maschinenbau- und Hütten-A.G.
Pfeil: F. A. Egells, Берлин-Моабит
(16 топок, 5 атм, 763 м²)
после модернизации:
Blitz: Kaiserl. Werft, Danzig (934 м²)
Pfeil: Kaiserl. Werft, Danzig (763 м²)
мощность проектная 2700 л.с.
паруса шхуны с реями, 591 м², после модернизации только стабилизирующий парус, 282 м², с 1900 без парусов.
Ходовые данные скорость проектная 16 уз.
на испытаниях Blitz: 15,7 уз. при 2808 л.с., 146 об/мин
Pfeil: 15,6 уз. при 2337 л.с., 144 об/мин
запас топлива 185/220 т. угля
дальность плавания со скоростью 9 уз. 2440 миль
Экипаж сперва 134 чел. (7 офицеров, 127 матросов)
после модернизации 141 чел. (6 офицеров, 135 матросов)
Blitz как флагман соединения + 19 чел. (3 офицера, 16 матросов)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по продольно-поперечной схеме, 11 отсеков, двойное дно под машинным отделением.
электроснабжение 1 динамо-машина, 10 кВт, 67 В, позже 2 динамо-машины, 19-24 кВт, 67 В
управление 1 руль, 35° или 38°
плавсредства 1 паровой катер, 0-1 катер, 1-2 яла, 1-2 шлюпки
кренящий момент 1850 мт
цена Blitz: 1 млн. 368 тыс. M,
Pfeil: 1 млн. 395 тыс. M
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально с 1892-1894 позже
1-125 мм/23 [100 снарядов], 5200 м 6 - 88 мм/30 [600 снарядов]
4 - 87 мм/24 [400 снарядов]
4 - 37 мм револьверных 4 - 8 мм пулемёта
1 ТА - 350 мм (носовой, подводный) [3 торпеды] 3 ТА - 350 мм (1 носовой, подводный, 2 палубных поворотных бортовых) без ТА



 

 

В 1879 по результатам испытаний торпедного судна "Zieten" был разработан проект эскадренного торпедного корабля. Технические требования предусматривали максимальную скорость в 17 узлов при мощности около 2500 л.с., хотя позже максимальная скорость в задании снизилась на узел. Две единицы по этому проекту были заложены в 1881 году, и вместе с "Zieten" были зачислены в класс авизо, хотя он не имели ничего общего с предыдущим угасшим классом германских авизо. Сперва именовались авизо 1-го класса. Несмотря на определенное сходство с торпедными канонерскими лодками других флотов, германские авизо были относительно крупнее и несли вполне крейсерскую службу. Основной их задачей в случае войны планировалась разведка.

Авизо имели в длину 75,30 метров по ватерлинии и 78,43 м в целом. Их ширина была 9,90 м, а максимальная осадка - 4,07 м носом. Водоизмещение составило 1381 метрическую тонну по проекту и до 1486 т при полной боевой нагрузке. Корпуса кораблей были построены по продольно-поперечной схеме и разделялись на одиннадцать водонепроницаемых отсеков. Двойное дно имелось только под машинами и котлами.

Они стали первыми полностью стальными кораблями немецкого флота. Стальной корпус имел таранный форштевень с курсовым торпедным аппаратом (боезапас составлял всего три торпеды). Впервые в немецком флоте отказались от рангоута на крейсерах, но сперва предусматривалось на всякий случай парусное вооружение шхуны площадью 591 кв. м, но позже она была уменьшена вспомогательных парусов площадью 282 кв. м, а к 1900 году паруса были полностью удалены. Имея передовую компоновку и внешний вид, они начали линию типов, которая в итоге привела к классическим легким крейсерам, однако на этих кораблях ещё не было никакой броневой защиты.

Энергетическая установка состояла из двух горизонтальных 2-цилиндровых паровых машин двойного расширения в одном машинном отделении, рассчитанных на 2700 л.с., которые приводили в движение пару 3-х лопастных винтов. Пар для двигателей обеспечивали восемь угольных котлов. Не смотря на увеличение мощности и максимальной скорости в проекте до 16 узлов, ни один из кораблей её не достиг: "Bliz" показал на испытаниях 15,7 узлов, а "Pheil" - 15,6. В ходе переоборудования в начале 1890-х годов котлы были заменены более новыми и эффективными: "Bliz" получил восемь поперечных цилиндрических котлов, на "Pheil" было установлено восемь цилиндрических котлов.

Авизо брали запас топлива до 220 т угля, что позволяло им при крейсерской скорости 9 узлов преодолевать около 2440 морских миль. Рулевое управление осуществлялось одним рулем.

Основным вооружением сперва считался 35-см перезаряжаемый надводный торпедный аппарат, проходящий через форштевень, с боезапасом в 3 торпеды. В дополнение к нему на самом носу располагалась помещенная в шарнирное крепление 12,5-сантиметровая (4,9 дюйма) казнозарядная пушка длиной ствола в 23 калибра. Для самообороны от миноносцев корабли несли дополнительно четыре 8,7-сантиметровых орудия в 23 калибра (по некоторым данным - и четыре револьверных пушки 37 мм). В 1891-1892 годах в соответствии с новыми требованиями к авизо (что-бы у адмиралов не было соблазнов посылать их в атаку) корабли были перевооружены на шесть 8,8-сантиметровых пушек в 30 калибров - по одному на носу, по одной на носу и корме, и по две по бортам. Торпедный аппарат в носовой части был перенесён под воду и был дополнен двумя поворотными аппаратами по бортам на верхней палубе. Позже, однако, все торпедные аппараты демонтировали, так, как их необходимость при посыльной службе стала вызывать сомнения.

Корабли имели сносную мореходность, но сильную бортовую качку, хорошо маневрировали, умеренно держали курс, имели заметный снос. Поперечная метацентрическая высота 0,968 м, продольная 100,5 м. Максимальная остойчивость при крене ок. 34°, нулевая - ок. 78°.

Авизо сперва имели команду из 7 офицеров и 127 матросов и старшин, позже их число было изменено на 6 офицеров и 135 рядовых. Когда корабли служили лидерами флотилий миноносцев, к ним добавлялось еще 3 офицера и 16 рядовых штаба. Они несли несколько небольших шлюпок, в том числе один пикетный катер, один ял и один ялик. Позже были добавлены: куттер, второй ял и еще один ялик.

Сначала корабли несли только 1 прожектор перед передней трубой, имели сплошной фальшборт до кормы и полностью открытый узкий мостик перед бизань-мачтой, позже прожекторов стало два и установили их на площадках, закреплённых на мачтах, на масте бывшего прожектора соорудили просторный передний мостик со штурманской рубкой, а фальшборт на юте срезали.

Схемы окраски:

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения

 


Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

S.M.S. Blitz

 

Посыльное судно "Aviso D" было заложено на верфи Norddeutsche Schiffbau-Gesellschaft в Киле в середине 1881 года. Он был спущен 26 августа 1882 года и получил имя "Blitz" (Молния). 28 марта 1883 года корабль ввели в строй для морских испытаний. Первоначальные испытания продолжались до 30 апреля. Дефекты конструкции, обнаруженные в ходе испытаний, потребовали исправлений на верфи. Второй раунд испытаний был проведен в период с 24 июля по 15 декабря, после чего авизо вновь было выведено в резерв. Окончательно корабль был введён в строй 22 апреля 1884 года и назначен посыльным судном при дивизии броненосцев учебной эскадры. Корабли проводили учебные маневры 1884 в Северном и Балтийском морях. В том же году, во время похода через Каттегат и Скагеррак с 20 по 24 декабря для проверки выносливости миноносцев, они посетили Фредериксхавн в Дании.

Корабль провёл первую половину 1885 года также, как авизо при броненосцах, но с 21 июля он присоединился к флотилии миноносцев в качестве флагмана I дивизиона, командир корабля, капитан-лейтенант Хуго Зейе также был командиром дивизиона. С 6 по 22 августа "Blitz" во главе дивизионе выполнил поход в Тронхейм (Норвегия), что-бы проверить способность миноносцев работать в море, затем они приняли участие в летних маневрах 1885 в августе и сентябре. С борта "Blitz" руководил торпедными силами этих учений Альфред фон Тирпиц, будущий создатель флота открытого моря.

Во время манёвров авизо с флотилией посетило Кристианию в Норвегии. На обратном пути 10 сентября "Blitz" случайно протаранил британский пароход "Oakland". Смогли спасти только двух членов экипажа парохода, прежде чем он затонул. Авизо получило незначительные повреждения, которые потребовали ремонта в Киле, и после завершения ремонта корабль ещё успел присоединиться к флоту - маневры продолжались до 23 сентября. 27 октября "Blitz" был выведен из кампании на зиму и возвращён на службу 4 мая 1886 года. В течение года он снова нёс службу флагмана миноносцев, которая завершилась ежегодными осенними маневрами 1886 в сентябре, на которых миноносцы составили III дивизию. 4 октября корабль был снова выведен из кампании в Киле.

"Blitz" был вновь введён в строй 27 апреля 1887 года, и снова с Тирпицем на борту. Он присутствовал при торжественном начале строительства канала кайзера Вильгельма в Киле, после чего отправился в плавание вокруг Дании в Вильгельмсхафен. Там на борт поднялись принцы Вильгельм и Генрих и 20 июня прибыли в Великобританию на золотой юбилей их бабушки королевы Виктории. "Blitz" и миноносцы произвели благоприятное впечатление на наблюдателей в регате Cowes, хотя оно было испорчено жалобами будущего кайзера Вильгельма на британского врача, лечащего его неизлечимо больного отца Кайзера Фридриха III. "Blitz" и миноносцы покинули Великобританию 26 июня и через два дня прибыли в Киль. Затем были проведены учения 1887 в Балтийском и Северном морях, во время которых "Blitz" и миноносцы образовали III дивизию, а 28 сентября он был выведен из эксплуатации.

В 1888 году последовала та же процедура учений, что и в предыдущие годы. В июле "Blitz" был в составе эскадры, сопровождавшей недавно коронованного кайзера Вильгельма II в государственном визите к русскому царю Александру III с 14 по 31 июля. Путешествие также включало остановки в Швеции и Дании. Во время маневров флота 1888 года с августа по сентябрь "Blitz" руководил четырнадцатью миноносцами III флотилии в составе эскадры, имитирующей защиту Вильгельмсхафена от "вторжения вражеской эскадры" и выводил их в фиктивную атаку на флот "противника". В конце сентября авизо вывели из эксплуатации.

Восстание в Абушири в немецкой восточной Африке побудило военно-морской флот рассмотреть возможность отправки "Blitz" в восточноафриканскую эскадру, но предложение было отклонено, и в 1889 году он остался в водах Германии, проводя учебные маневры с миноносцами в июле, сопровождая Вильгельма II в визите в Великобританию в середине сентября и участвуя в последовавших за ним ежегодных летних манёврах 1889. Авизо присутствовало при демонстрации торпеды, которой была потоплена старая канонерская лодка Drache.

1890 год прошел без происшествий. "Blitz" сопровождал Вильгельма II с визитом в Норвегию, он присутствовал на торжественной передаче острова Гельголанд Германии (в соответствии с договором Гелиголанд-Занзибар), после чего участвовал в объединенных маневрах флота и девятого корпуса армии в сентябре 1890 года. На манёврах 1891 года он снова присоединился к учебной эскадре в качестве флагмана миноносцев. В 1892 году "Blitz" использовался для обучения котельного персонала, а зимой 1892–1893 годов прошёл модернизацию с заменой артиллерии на новые скорострельные пушки и 1 июля 1893 года вновь вошёл в строй. С 17 по 24 июля он сопровождал яхту кайзера "Hohenzollern" в походе к Готланду и посещении регаты Каус с 27 июля по 10 августа. По прибытии в Киль 18 августа он был выведен из эксплуатации.

В 1894 году "Blitz" сперва служил учебным кораблем для машинистов и кочегаров, а с 18 апреля стал лидером I флотилии флотилии миноносцев. В конце июля буксировал на базу повреждённый в столкновении миноносец D-4. Во время осенних манёвров 1894, которые изображали войну на два фронта против Франции и России, "Blitz" оставался на Балтике, чтобы защищать побережье от симулированной "атаки русских". 20 июня 1895 г. корабль участвовал в церемонии открытия канала Кайзера Вильгельма, а в августе в качестве лидера флотилии был заменён на миноносец D-2 и оставшуюся часть 1895 года служил тендером для артиллерийского учебного корабля "Mars", который во время осенних манёвров 1895 служил флагманом флота. В 1896 году "Blitz" сперва служил в качестве лидера флотилии, а затем в качестве репетичного и посыльного судна при корвете "Blücher", который служил флагманом командующего флотом адмирала Кнорра во время учений 1896. Корабль присутствовал на военно-морском параде, проведенном для русского царя Николая II во время его визита в Киль в августе этого года.

В 1897 году корабль служил в качестве тендера при флагмане I эскадры - линкоре Kurfürst Friedrich Wilhelm. Во время летних маневров 1897 "Blitz" вместе с "Pheil" были в составе эскадры, изображающей "вражеский флот". Большую часть 1898 года "Blitz" провёл в качестве учебного судна, а также недолго использовался в качестве эскадренного тендера. Во время больших маневров 1898 он был в составе разведгруппы. С февраля по апрель 1899 года корабль был в составе Инспекции морской артиллерии и использовался для подготовки расчётов скорострельных пушек. С 16 сентября он служил вместе со старым авизо Zieten в рыбоохране. В этот период он патрулировал у устья Хамбера, на Доггер-банке и на юге Северного моря. Он вернулся в Киль 26 ноября и был вновь передан Инспекции морской артиллерии. В 1899 году он, как и все еще оставшиеся посыльные суда, был переклассифицирован в малый крейсер.

В начале 1900 года корабль снова выполнял обязанности по защите рыбного промысла, но 14 апреля в последний раз вернулся к службе в качестве лидера флотилии миноносцев. Во время маневров 10 мая он столкнулся с миноносцем S-71, который серьезно повредил ему руль, заставив отправиться в Киль на императорскую верфь для ремонта. Во время осенних учений 1900 года, которые продолжались с 15 августа по 15 сентября "Blitz" служил в составе разведгруппы флота. Она действовала в составе имитируемого "немецкого флота" под командованием адмирала Вильгельма Бюхзеля. После завершения учений, 22 сентября корабль был выведен из эксплуатации в Киле. Он был переведён в Данциг для капитального ремонта на имперской верфи, который включал установку новых котлов. Работы продолжалась до начала 1903 года. Корабль был вновь принят флотом 25 апреля, после чего 2 мая присоединился к разведывательному соединению флота. В июле и августе "Blitz" вместе с флотом отправилась в крупный учебный поход в Атлантику, во время которого авизо использовалось в качестве посыльного судна и тендера, а 15 августа последовали большие манёвры 1903 года, после которых, с 25 сентября корабль стал тендером при линейных кораблях флота в Киле и оставался им в течение следующих пятнадцати лет. Первоначально он служил при флагмане флота "Kaiser Wilhelm II".

В 1904 году "Blitz" был придан I эскадре линкоров, хотя во время летних учений вернулся к "Kaiser Wilhelm II". Он присоединился к флоту для похода на Шетландские острова и в Норвегию, но 1 сентября ему пришлось вернуться на верфь в Киле для ремонта машин и котлов, пострадавших во время похода. Работы были завершены быстро, и корабль смог принять участие в осенних маневрах 1904 в составе разведгруппы. 1905 год прошёл так-же, в чередовании службы при I-й эскадре и флагмане с учениями в составе разведывательного соединения, включая участие в осенних маневрах 1905. В 1906 году "Blitz" с 29 апреля по 20 мая участвовал в походе в Норвегию и последующем параде флота в Гамбурге с участием представителей военно-морского клуба. 1907, 1908 и 1909 годы прошли без происшествий, "Blitz" оставался в Германии во время прошедших в те годы походов флота в Атлантику и в Испанию. Достоверно известно об участии авизо в осенних маневрах 1908 года

К 1910 году корабль нуждался в капитальном ремонте, для чего с 30 апреля по 1 августа находился в сухом доке на императорской верфи в Данциге. 8 декабря он был переведён из списка крейсеров в список специальных кораблей. В 1911 году отправился к месту службы в Вильгельмсхафен, но по пути получил повреждения и вернулся в Данциге на ремонт, который был завершен к началу 1912 года. Наконец, 1 апреля 1912 он прибыл в свой новый порт приписки и придан 1-й линейной эскадре в качестве посыльного судна. В 1913 году корабль оставался по большей части в порту, лишь 23 мая присутствовал на церемонии в Дюне (Гельголанд), по случаю открытия мемориала экипажам погибших кораблей: миноносцев "G-171" и "S-178", транспортному судну "Unterelbe" и дирижаблю "L-1". "Blitz" и "Pheil" доставили наблюдателей из Куксхафена в Гельголанд и обратно. Корабль также сопровождал флот в его походе в Норвегию с 6 по 25 июня, который включал посещения Одде и Балестранде.

В августе 1914 "Blitz" был кораблём технического обеспечения при базе флагмена в Вильгельмсхафене, в 1915 году вернулся к обязанностям тендера I-й эскадры и служил им до октября 1917, когда принял участие в занятии балтийских островов (битва в проливе Моонзунд или „Операция Альбион“) в составе 5-й разведгруппы. В сентябре 1918 он был включен в состав эскадры для планируемой операции Schlußstein - занятие Кронштадта и Петрограда и 10 августа прибыл в Прибалтику, но операция была отложена, а затем отменена. Спецподразделение было распущено 21 августа.

8.03.1921 корабль был исключён и продан на слом в Вильгельмсхафене за 520 тыс. DM.

 

S.M.S. Pheil

 

Авизо "Ersatz Grille" было заложено на императорской верфи в Вильгельмсхафене в середине 1881 года и спущено на воду 16 сентября 1882 года. На церемонии спуска присутствовал начальник императорского адмиралтейства Альбрехт фон Штош и принц Генрих, который совершил крещение корабля, присвоив иму имя "Pheil" (Стрела). Не смотря на близкие к систершипу даты постройки и спуска, начал испытания только 25 ноября 1884 года, но они продолжались всего две недели, поле чего он был выведен из эксплуатации на зимние месяцы. Корабль вернулся на службу лишь 22 июня 1885 года, чтобы присоединиться к учебной эскадре, в которую входили корветы "Stein", Olga и Sophie. Независимые упражнения подразделения прошли в июне, а в августе в составе дивизиона учебных судов корабль участвовал в осенних манёврах флота 1885, которые продолжались до сентября. 1886 год "Pheil" провёл в резерве, а в 1887 году он был вновь принят на военную службу и вошёл в состав манёвренной эскадры, которая в то время являлась основным подразделением немецкого флота, а после осенних манёвров 1887 вновь отправился в резерв.

12 ноября 1888 он был внепланово введён в эксплуатацию 12 ноября из за так называемого "арабского восстания" в только что провозглашенной колонии Немецкой Восточной Африке. Поход туда был прерван, когда корабль должен был зайти в Плимут для устранения повреждений после шторма, поэтому он опоздал и только 4 января 1889 был зачислен в Восточноафриканскую эскадру под командованием контр-адмирала Карла Августа Дейнхарда, состоящую из крейсеров "Leipzig", "Carola", "Olga", "Sophie" и шлюпа "Möwe" и приступил к блокаде побережья. С 1 марта он патрулировал у Занзибара. За время службы в блокаде он проверил 411 торговых судов. 6 июня вместе с "Leipzig" и "Schwalbe" обстреляли Саадани и направили людей на берег, чтобы атаковать там повстанцев. Так как корабль только условно подходил для использования в тропиках – гигиенические условия были очень плохие из-за недостаточной вентиляции - 29 сентября 1889 он был отослан на родину.

На обратном пути "Pheil" получил приказ присоединиться к броненосной дивизии, которая в то время находилась в учебном походе по Средиземному морю и встретился с ней 26 октября в Пирее. 6 ноября все немецкие корабли отплыли в Венецию где "Pheil" прошёл ремонт. Оттуда он отправился домой, 6 декабря прибыл в Вильгельмсхафен и 13 декабря 1889 был там выведен из эксплуатации.

"Pheil" был вновь принят на службу 1 апреля 1890 года, снова в качестве авизо для маневровой эскадры. Он доставил в Англию адмирала Макса фон дер Гольца с официальным визитом в Британское адмиралтейство и встретил учебную эскадру, возвращавшуюся из Средиземноморья. Позже в том же году "Pheil" сопровождал яхту кайзера "Hohenzollern" во время государственного визита Вильгельма II в Кристианию (Норвегия), после чего последовали торжества передачи Великобританией Германии острова Гельголанд (в соответствии с договором Гелиголанд-Занзибар). На обратном пути из Гельголанда "Pheil" столкнулся с плавучим маяком "Elbe I", что не помешало ему в августе-сентябре в составе 2-й эскадры принять участие в объединенных маневрах флота и девятого корпуса армии 1890 года. В октябре авизо присоединилось к учебной эскадре для похода по Средиземному морю, который включал визит в Константинополь. Корабли вернулись в Германию 18 апреля 1891 года. Во время учений в Балтийском море 26 июня "Pheil" оказал помощь флагману дивизии броненосцев Baden, который сел на мель в Данцигском заливе. Авизо приняло участие в осенних манёврах флота 1891, а 8 марта 1892 года было выведено из эксплуатации для капитального ремонта.

Корабль был вновь введен в эксплуатацию 3 апреля 1894 года для службы в манёвренной эскадре. В июле соединение провело крупные учения в Северном море, во время которых "Pheil" столкнулся с миноносцем D-4. Поcле осенних манёвров флота 1894 в том же году корабль служил в рыбоохране. В декабре авизо сопровождало Вильгельма II с визитом в Швецию на празднование 300-летия шведского Густава Адольфа. 1 января 1895 года корабль вернулся в состав манёвренной эскадры, шесть недель в течение года провёл в учениях при торпедной инспекции, принял участие в церемонии открытия канала Кайзера Вильгельма и в осенних манёврах флота 1895. 18 декабря 1895 "Pheil" был выведен из состава эскадры и далее использовался в качестве учебного корабля для машинного персонала, но продолжал привлекаться к учениям, в частности, к большим манёврам 1896 с 5 по 15 сентября в составе 2-й дивизии, где сменил повреждённый в столкновении "Wacht", а на манёврах 1897 года с 28 августа до 17 сентября - в составе разведгруппы. После завершения маневров 21 сентября он был отправлен для временной замены нуждавшегося в ремонте авизо "Zieten" в рыбоохране в Северном море, а 30 ноября вернулся на должность авизо при I эскадре, на которой находился до 16 декабря.

До 30 апреля 1898 года корабль служил учебным судном для машинистов и кочегаров, при этом во время одного из учебных входов сел на мель у Хильдерума, но обошлось без повреждений. 30 апреля "Pheil" вернулся в состав активного флота и во время похода по западной Балтике столкнулся с голландской шхуной "Leentje", которая в результате затонула. В ходе осенних манёвров 1898, в которых "Pheil" входил в состав разведгруппы, в начале сентября он отбуксировал в Киль для ремонта корабль береговой обороны "Hagen", на котором вышла из строя машина. 21 сентября авизо было выведено из эксплуатации и находилось в резерве более года.

За время время нахождения корабля в резерве, в 1899 году все авизо были переклассифицированы в малые крейсера. 16 марта 1900 года крейсер был выведен из резерва и придан рыбоохране, а в августе было временно - I эскадре на время осенних манёвров 1900. 29 сентября "Pheil" был выведен в резерв в Вильгельмсхафене, а в 1903 году переведён в Данциг для капитального ремонта. 30 марта 1904 года корабль снова ввели в строй в качестве авизо и тендера для II эскадры и с ней участвовал в осенних маневрах 1904.

Единственное известное событие в 1906 году - участие "Pheil" в большом смотре флота в Гамбурге 19–20 мая. В манёврах корабль не участвовал, а в ноябре того же года отправился на императорскую верфь в Данциге для очередного капитального ремонта. 6 апреля 1907 года "Pheil" вновь вступил в строй и до 1910 года служил тендером II эскадры, этот период прошел без происшествий, достоверно известно участие авизо в осенних маневрах 1908 года. 8 декабря 1910 года крейсер перевели в список специальных кораблей, в следующем году использовали для буксировки во Фредериксхавн (Дания) поврежденного во время учений флота 14 марта миноносца Т-22. 1912 год прошел без происшествий, 30 марта 1913 года "Pheil" был переведён во вновь образованную учебную эскадру и оставался там до 21 апреля.

С началом Первой мировой войны "Pheil" продолжал служить тендером при II, позже - при IV эскадре океанского флота, и параллельно использовался в береговой охране при базовой флотилии Эльбы. 28 июня 1915 корабль передали школе подводного плавания, где он служил как учебный корабль до конца войны. В июне 1916 года он буксировал броненосец Kaiser Barbarossa в Вильгельмсхафен. После окончания войны 17 декабря 1918 года он был выведен из эксплуатации, 16 февраля 1922 года был вычеркнут из списка военных кораблей и сдан на слом в Вильгельмсхафене.

некоторые командиры "Pheil"
06. - 09.1885 нет данных
1887 нет данных
11.1888 - 12.1889 нет данных
04.1890 - 03.1892 нет данных
29.01. - 31.12.1894 корветтен-капитан Friedrich Vüllers
01.1895 - 09.1898 нет данных
03. - 09.1900 нет данных
03.1904 - 11.1906 нет данных
04.1907 - 1909 нет данных
1909 - 1910 капитан-лейтенант Heinrich Löhlein
1910 - 12.1918 нет данных

 

на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hildebrand, Hans H.; Röhr, Albert & Steinmetz, Hans-Otto. Die Deutschen Kriegsschiffe: Biographien: ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart (Band 2). Ratingen: Mundus Verlag, 1993.
3 Hildebrand, Hans H.; Röhr, Albert & Steinmetz, Hans-Otto. Die Deutschen Kriegsschiffe: Biographien: ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart (Band 5). Ratingen: Mundus Verlag, 1993.
4 Hildebrand, Hans H.; Röhr, Albert & Steinmetz, Hans-Otto. Die Deutschen Kriegsschiffe: Biographien: ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart (Band 6). Ratingen: Mundus Verlag, 1993.
5 B. Weyer (Hrsg.): Taschenbuch der Deutschen Kriegsflotte. J. F. Lehmann, München 1900, S. 57
6 B. Weyer (Hrsg.): Taschenbuch der Kriegsflotte – XV. Jahrgang 1914. J. F. Lehmann, München 1914, S. 18
7 E. Childers: Das Rätsel der Sandbank. Diogenes, Zürich 1975, S. 92 und 153
на английском
8 Gardiner, Robert, ed. Conway's All the World's Fighting Ships 1860–1905. London: Conway Maritime Press, 1979.
9 Sondhaus, Lawrence. Preparing for Weltpolitik: German Sea Power Before the Tirpitz Era. Annapolis: Naval Institute Press, 1997.
10 Staff, Gary . German Battleships: 1914–1918. 1: Deutschland, Nassau and Helgoland Classes. Oxford: Osprey Books, 2010.
на русском
11 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 30.07.2023

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1919
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1883-1903
Pheil
"Pheil" после 1896 г.
Blitz
Предположительно "Blitz" в Киле, 1917-1918 гг.
Blitz
"Blitz" ок. 1895 г.
Pheil
"Blitz"
Pheil
"Blitz"
Pheil
"Pheil" в 1914 г.
Pheil
"Pheil" в 1899 г.
Pheil
На "Pheil".
Pheil
"Pheil"
Blitz
"Blitz"
Blitz
"Blitz" в начале службы.
Blitz
"Blitz"
Pheil
"Pheil"
Pheil
"Pheil"
Blitz
"Blitz"
Pheil
"Pheil"
Pheil
спуск на воду "Pheil", гравюра.

Средиземноморская эскадра 1889 в Киле:
"Blitz" - "Irene" - "Nixe" - "Louise" - "Niobe" - "Kaiser" - "Deutschland"
Blitz
"Blitz" после перевооружения.
Blitz
"Blitz", первоначальный вид.
Blitz
"Blitz"
Blitz
"Blitz"
Следующая страница - германское авизо "Greif"
Предыдущая страница - германское авизо "Zieten"