ОглавлениеКрейсера → Авизо типа "Nix"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

колёсные паровые авизо (Radaviso) типа

 Nix 


Пруссия, 1851 г. 2 ед. (проект Prinz Adalbert von Preußen / Scott Russell, 1849)

 

*
Nix
*
Salamander
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Nix <Robinson & Russell>, Миллвэлл, Лондон 1850 12.01.1855 переданы Британии в обмен на 36-пушечный парусный фрегат "Thetis" брит. колесная канонерская лодка (Iron paddle gunvessel) "Recruit", заграничная служба до 1861, с 23.09.1969 исключена, 20.10.1869 продана Э. Бэтсу (E. Bates) и разобрана в Ширнессе.
1850
29.07.1851
2 Salamander <Robinson & Russell>, Миллвэлл, Лондон 1850 брит. колесная канонерская лодка (Iron paddle gunvessel) "Weser", заграничная служба до 1865, с 1866 использовалась как стационер, затем портовое судно на Мальте, 29. 10. 1873 исключена и продана на слом на Мальте.
1850
1.07.1851
ТТХ
 
Водоизмещение нормальное 389 т
полное 430 т
регистровое 530 брт.
Размерения длина ВЛ 53,05 м
полная 53,85 м
ширина ВЛ 7,2 м
по кожухам 12,4 м
осадка 2 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 2 гребных колёса по 14 лопасти Ø 5 м
1 МО 2 качающиеся 2-цилиндровые ПМ однократного расширения, до 19 об/мин.
2 КО 4 коробчатых ПК (1 атм)
мощность проектная 600 л.с.
номинальная 160 л.с.
паруса 2 мачты с 1 верхним парусом на рее и 1 нижним парусом люгера, + форстаксель, =350 кв. м
Ходовые данные скорость номинальная 13 уз.
запас топлива ? т. угля
дальность плавания на 10 уз. 2500 миль
Экипаж 74 чел. (4 офицера и 70 нижних чинов)
Дополнительные данные корпус железный с деревянной палубой, набор по поперечной схеме, 13 отсеков, двойное дно на 100% длины.
управление 2 руля (спереди и сзади)
плавсредства 4 больших лодки
цена ок. 20 тыс. £
ВООРУЖЕНИЕ
*пушки с британского арсенала в Вулвиче
4 - 25-ф бомбических пушки
+ предусмотрена установка 4 коротких 12-ф пушек




 

Когда после войны с Данией рейхстаг согласился выделять деньги на постройку новых кораблей, при условии убедительных обоснований их необходимости, адмирал принц Адальберт Прусский решил, что флоту нужны колёсные авизо, предназначенные для буксировки уже имеющихся в большом количестве гребных канонерок на позиции и осуществления роли флагманов гребных флотилий.

В то время были модны идеи британского физика и конструктора Скота Рассела, с учётом волновой теории разработавшего обводы судна, которые должны были обеспечить наименьшее волновое сопротивление. На основе его идей в 1949 году в Англии были построены два железных пассажирских парома, "Manchester" и "Sheffield", которые, согласно тогдашним убеждениям Рассела имели одинаковые обводы носа и кормы, что позволило установить рулевое управление в обоих штевнях. Для паромов подобная возможность одинаково хорошо идти и вперёд и назад всегда важна. В эксплуатации, однако, паромы оказались неудачными - острые обводы значительно ухудшали столь важную для паромов манёвренность, эти пароходы оказались очень трудными в управлении и несколько раз участвовали в столкновениях. Они продолжали доставлять постоянные неприятности и уже в 1854 году их вывели из эксплуатации, заменив более традиционными судами.

В 50-х годах, однако эти моменты ещё не выяснились, и увлечённый идеями Рассела, принц Адальберт заказал ему проект авизо на базе "Manchester". Рассел не стал сильно изменять оригинал, в частности, машины и котлы остались те-же, что на прототипе. В июле 1951 корабли были готовы, перешли в Германию и получили имена духов воды и огня, что возможно связано с тогдашними предубеждениями к паровым машинам.

Флотские испытания в домашних водах были признаны удовлетворительными: корабли обладали хорошей мореходностью, нормально маневрировали под паром, но под парусами становились неуправляемыми. Хотя они изначально не планировались к эксплуатации под парусом, командиры и экипажи ещё не привыкли к пароходам и очень плохо о них отзывались. Особенно их смущала необходимость постоянных изнурительных погрузок угля для прожорливых машин, после которых корабль покрывался слоем угольной пыли и полностью терял парадный вид. Свою лепту внесло и плохое качество постройки. Хотя сам корпус и был железным, деревянная палуба над котельной периодически загоралась.

По этим причинам, а так-же из-за отсутствия основной задачи - "подшефные" канонерки в мирное время стояли на консервации и не использовались - посыльные суда в основном простаивали без дела. Единственным их известным походом был торжественный визит в залив Яде с корветом "Danzig" 23 ноября 1853 года, когда великий герцог Ольденбургский Николай Фридрих Пётр уступил прусскому правительству небольшую береговую полосу в заливе для постройки военного порта.

Так как Великобритания в ходе Крымской войны нуждалась в маленьких быстрых канонерках с малой осадкой, Пруссия предложила им эти пароходы в обмен на большой парусный корабль. Англичане согласились и уступили взамен чисто парусный фрегат "Thetis". Сделка состоялась 12 января 1855 года.

Позже были споры в рейхстаге о выгодности этого контракта - "прусского" посредника капитана-цур-зее Гюльтена Кафалииуса обвиняли в том, что он, понимая по-английски лучше чем по немецки, очень выгодно односторонне использовал условия договора, но по факту в выигрыше оказались обе стороны. Англичане в то время избавлялись от кораблей без паровой машины и этот фрегат уже предназначался на слом, а полученные пароходы были построены в Англии и легко адаптировались под стандарты британского ВМФ. С другой стороны, молодой немецкий флот, испытывавший тогда недостаток квалифицированных кадров, вместо двух простаивающих в гавани пароходов получил качественный и надёжный учебный корабль, на котором выросло не одно поколение морских офицеров.

МОДЕЛЬ

  

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.
https://www.forum-marinearchiv.de/

последнее обновление: 9.08.2020

 




 

 
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 1851-1855
Флот Британского королевства (Royal Navy) 1855-1873
Nix"Nix"
SalamanderФрагмент чертежей "Salamander".
"Manchester" - прототип "Salamander".
"Волновые" обводы Рассела.
"Волновые" обводы Рассела.
Nix"Salamander"
NixМодель "Salamander"
Саламандра (нем. Salamander, лат. Salamandra, от перс. سمندر‎ (samandar): sām = огонь, andarūn = внутри) — дух огня. Часто изображалась как маленькая ящерка. Характерная особенность саламандры - необыкновенный холод тела, позволяющий ей находиться в огне, не сгорая, а также тушить любое пламя.
Никсы (нем. Nix/Nixe/Nyx/Nixen) — это русалки или водяные в средне- и северо-европейском фольклоре.
Никсы - в фольклоре германских народов - эльфы, которые стерегут водные пути (реки и ручьи) в Волшебную Страну, пропускают тех, кого следует, а кого не следует - отгоняют. Могут быть мужского и женского пола. Они частенько наигрывают на своих золотых скрипках и лютнях мелодию эльфийcкого короля, которая очаровывает смертных. В некоторых сказках говорится, что никсы высасывают из людей души и заключают их в клетки.
Nix
Nix
Следующая страница - прусское авизо "Grille"
Предыдущая страница - прусский парусный корвет "Amazone".