ОглавлениеКрейсера → Лёгкие типа "Pillau"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Малые крейсера (бронепалубные) (Kleinerkreuzer) типа

 Pillau 


Германия, 1914-1915 гг. 2 ед. (проект верфи, 1912 г., строились для России)

 

*
Pillau
*
Elbing
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Pillau <F. Schichau> Данциг, стр. № 893, "Муравьёв-Амурский" для России, 5.08.1914 реквизирован 1913 5.11.1919 исключён, 20.07.1920 передан в Шербуре по репарациям как корабль "U", с 1920 "Bari", Италия, 28.06.1943 потоплен авиацией США в Ливорно, в 1944 слом на месте.
11.04.1914
14.12.1914
2 Elbing <F. Schichau> Данциг, стр. № 893, "Адмирал Невельской" для России, 5.08.1914 реквизирован 1913 1.06.1916 ок. 0:30 столкнулся с линкором "Posen" и ок. 3:00 затоплен в Северном море (55°49'N/05°54'O), 4 убитых.
21.11.1914
4.09.1915
ТТХ
Водоизмещение нормальное 4390 т
полное 5252 т
регистровое 3202 брт., 1095 нрт.
Размерения длина ВЛ 134,3 м
полная 135,3 м
ширина корпус 13,6 м
осадка носом 5,98 м
кормой 5,31 м
1 см осадки = 12,37 т. водоизмещения
высота борта на миделе 8,15 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 3,5 м
4 МО 2 ВМ ТУ
4 КО 10х2 ПК Yarrow (6х2 угольных, 4х2 нефтяных, 32 (24+8) топки, 18 атм)
проектная мощность 30000 л.с., 410 об/мин.
Ходовые данные скорость проектная 27,5 уз.
испытания не проводились
запас топлива 80/620 т. угля + 250/580 т. нефти
дальность плавания на 12 уз. 4300 миль
Экипаж штат 442 чел. (21 офицер, 421 матрос)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по продольно-поперечной схеме, 16 отсеков, двойное дно на 51%.
электроснабжение 3 турбо-генератора, 1 дизель-генератор, 360 кВт, 220 В.
управление 1 руль
плавсредства 1 паровой катер, 1 паровая шлюпка, 2 катера, 2 яла.
кренящий момент ок. 8800 мт
БРОНИРОВАНИЕ
сталь Круппа
палуба 20-15, над рулевой машиной - 80 мм / скосы 40 мм
траверзы 80 мм
щиты орудий 50 мм
элеваторы 25 мм
рубка 75 мм, крыша 50 мм
ВООРУЖЕНИЕ
по проекту с 1915 позже Bari с 1920 Bari с 1941 Bari с 1943 (проект)
8 - 130 мм/55 8 - 150 мм/45 [1024 снарядов], 17600 м 8 (х1) - 90 мм/50
4 - 63 мм/55 4 - 52 мм/55 зенитки 2 - 88 мм/45 зенитки 3 (х1) - 76 мм/40 8 - 37 мм/54
6 - 13,2 мм 6 - 20 мм/65 8 - 20 мм/70
2 ТА-500 мм (бортовые палубные) ---
120 мин
4 прожектора 2 прожектора



 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СЛУЖБА

Pillau (+ как итальянский Bari) / Elbing

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Эти крейсера строились для русского флота и на русские деньги, должны были служить учебными кораблями для подготовки машинистов-турбинистов, а также заменить на Дальнем Востоке устаревшие крейсеры "Аскольд" и "Жемчуг", а также использоваться там еще и как быстроходные минные заградители для активных минных постановок.

Первой и главной задачей новому крейсеру ставилось истребление неприятельских эскадренных миноносцев и прочих мелких судов противника, второй — проведение разведки в неприятельских водах (с риском встречи с равнозначным противником), причем более успешному решению последней задачи должны были способствовать два аэроплана-разведчика, которые предполагалось брать в поход, разместив на верхней палубе в корме, для чего специально оговаривалось, что она должна иметь "увеличенную ширину без выступающих частей".

Для решения третьей задачи — постановки минных заграждений — требовалось разместить на верхней палубе крейсера специальные устройства для приема, хранения и постановки мин заграждения. При этом для их хранения отводился участок верхней палубы в районе шкафута, продолжавшийся до кормовых орудий, из расчета размещения не менее 100 мин. Хранение мин на юте не предполагалось, так как он был занят аэропланами.

Подобные задачи мог бы выполнить крейсер водоизмещением 4000—4600 т, длиной не более 130 м, со скоростью хода 29—31 уз и при непременном условии "одновидности", то есть схожести силуэта крейсера, с силуэтами новых турбинных миноносцев типа "Новик" (три дымовые трубы, две мачты и низкий надводный борт). Артиллерийское вооружение проектируемого крейсера должно было включать восемь 130-мм орудий, установленных попарно (на баке, носовой и кормовой надстройках и на юте). Считалось, что подобное размещение артиллерии освободит верхнюю палубу для прокладки минных рельсов. Четыре "противоаэропланных" пушки и два минных (торпедных) аппарата довершали вооружение.

Бронирование крейсера предполагалось типовым для такого класса кораблей: 50-мм броневой пояс по ГВЛ на протяжении всей длины корабля высотой 2,1 м (1,15 м над ватерлинией); на уровне верхней кромки броневого пояса — 20-мм броневая палуба, простирающаяся в нос до 85 шп. и заканчивающаяся броневым траверзом; боевая рубка, прикрытая 75-мм броневыми плитами, толщина бронирования крыши и подшивки, а также трубы для приводов — 25 мм. Элеваторы 130-мм орудий выше броневой палубы защищала также 25-мм броня. Из такой же 25-мм брони изготавливались закрытые коробчатые орудийные щиты.

Котельная установка согласно первоначальному заданию должна была состоять из десяти котлов с чисто нефтяным отоплением, размещенных в пяти котельных отделениях, что вскоре было пересмотрено в пользу установки нескольких котлов смешанной системы. Турбинную установку рекомендовалось использовать двухвальную типа Парсонса или Кертиса, допускались также и комбинированные варианты. Энергетическая установка должна была обеспечить крейсеру скорость 29—31 уз.

В качестве источников электроэнергии намечалось установить два турбогенератора постоянного тока напряжением 225 В. Далее предписывалось для обеспечения работы радиотелеграфа установить две мачты для растяжки антенн на высоте не менее 40 м от ГВЛ с расстоянием между мачтами не менее 57 м. В части же размещения жилых помещений высказывалось пожелание расположить офицерские каюты как можно ближе к посту управления кораблем.

На предложение принять участие в проектировании откликнулись Невский судостроительный завод, завод Русского общества для изготовления снарядов и военных припасов и Путиловский завод, приславшие свои проекты.

В сентябре, так и не выбрав ни один из представленных проектов, МГШ предложил отказаться от дальнейшего проектирования и из-за отсутствия времени приобрести за границей уже готовый крейсер с турбинной установкой, подчеркнув, что наиболее приемлемым для этой цели является итальянский "Marsala". В случае неудачи переговоров МГШ даже склонялся к мысли отказаться от идеи сочетания в одном корабле учебного судна и боевого крейсера.

Однако Государственная дума, отпустив соответствующие кредиты на постройку малых крейсеров, требовала их реализации, и с согласия Совета Министров Главное управление кораблестроения обратилось к иностранным фирмам "Ансальдо", "Ф. Шихау" и "Vulcan" с предложением принять участие в конкурсе на проект малого крейсера. Впрочем, от услуг "Ансальдо" ГУК отказалось сразу. Игнорируя мнение МГШ, в свое время выбравшего "Marsala", ГУК посчитало, что проект не удовлетворяет техническим требованиям, кроме того и срок представления технической документации (60 дней) начальник управления счел слишком большим. Из двух оставшихся фирм предпочтение отдали "Ф. Шихау", причем представители Морского генерального штаба участия в рассмотрении проектов не принимали и были поставлены перед фактом.

Свой выбор ГУК оправдывало относительно низкой стоимостью крейсеров, дававшей экономию порядка 1 млн. 124 тыс. руб., которая могла бы пойти на покрытие перерасхода по постройке броненосных крейсеров, и, благодаря наличию готового проекта, более сжатыми сроками постройки.

Проект "Ф. Шихау" представлял собой не что иное, как уже достаточно устаревший крейсер типа "Kolberg", что сразу вызвало массу нареканий как со стороны представителей ГУК, так и со стороны МГШ. Кроме того, сама идея размещения многомиллионного заказа за границей вызвала целый ряд возражений со стороны гражданских ведомств, а представитель Министерства торговли и промышленности, назвав проект "Ф. Шихау" "негодным старьем", высказал сомнение в том, что "отечественные заводы не выполнят постройки двух крейсеров к требуемому сроку".

Однако Совет Министров вынужден был согласиться на заказ двух малых крейсеров в Германии: только при этом условии Мюльграбенская верфь в Риге, создававшаяся при технической помощи фирмы "Ф. Шихау", соглашалась принять заказ на девять эскадренных миноносцев-"новиков" по пониженной против затребованной русскими заводами цене (1 050 000 руб. за корабль) с гарантированной на 1 уз большей скоростью, чем вынуждало и отечественные предприятия снизить первоначально заявленные цены на миноносцы с 2,5 млн. до 2 млн. руб. С отказом Мюльграбенской верфи от участия в постройке миноносцев цены на них вновь увеличились бы, что Совет, естественно, допустить не мог.

Проект малого крейсера, фигурировавший в документах фирмы "Ф. Шихау" под индексом "проект 356", поступил в ГУК 2 октября 1912 года с сопроводительной запиской, сообщавшей, что в случае утверждения чертежей и спецификаций корабля фирма уже готова приступить к заготовке материала для его постройки с целью сдачи первого крейсера не позднее 15 июня 1914 года.

Рассмотрев в начале октября 1912 года проект "Ф. Шихау", МГШ пришел к выводу, что углы обстрела орудий выбраны неудачно, часть артпогребов расположена выше ватерлинии, подача снарядов затруднена; запасы топлива размещены нерационально. В заключение отмечалось, что водоизмещение и главные размерения проектируемого корабля "весьма значительны сравнительно с предложенными русскими заводами по тем элементам, которые дает этот проект". Одновременно МГШ выдвинул предложение отказаться на проектируемом крейсере от котлов с угольным отоплением, оставив лишь нефтяное. На это последовал ответ морского министра, запрещавший подобные изменения в проекте, ввиду трудностей с доставкой нефти на Дальний Восток, где предстояло служить крейсерам, и категорическим указанием "спешить с постройкой этих кораблей".

8 ноября откорректированный по замечаниям МГШ проект рассматривался на заседании Технического совета, где подвергся жестокой критике. Выяснилось, что практически ни одно из условий, поставленных МГШ, выполнено не было. Тем не менее 4 декабря 1912 года начальник отдела общих дел ГУК генерал-майор Н.М.Сергеев заключил с фирмой контракт на постройку двух крейсеров "водоизмещением около 4300 т стоимостью (без вооружения и снабжения) по 3 млн. 500 тыс. руб." Согласно контракту, первый крейсер фирма "Ф. Шихау" должна была предъявить к испытаниям не позднее 15 июля 1914 года, второй — к 15 октября того же года. В трехмесячный срок завод обещал провести их испытания и сдать корабли заказчику.

В январе следующего 1913 года чертежи крейсеров, получивших наименования "Муравьев-Амурский" и "Невельской", были присланы на отзыв, к ним прилагалась спецификация. "Теоретическая длина" новых кораблей по ватерлинии составляла 134,4 (между перпендикулярами — 128), наибольшая ширина по шпангоутам 13,6 и осадка "в нормальном грузу" 5,075 м. Превышение последней даже на 50 мм грозило фирме штрафом. Также штрафовались и отклонения в ту или другую сторону на 50 мм от спецификационного значения метацентрической высоты (0,8—1,2 м).

Корпус (шпация 1000 мм) формировался из стали, удовлетворявшей требованиям русского Морского министерства. Толщина листов обшивки килевого пояса составляла 16—23, ширстрека 10—20, поясьев наружной обшивки 9—18 мм, на протяжении полубака уменьшавшихся до 8 мм.

Броневая палуба толщиной 20, на скосах 40 мм прикрывала все жизненно важные части корабля. Начиная с 107 шп. она опускалась на 1100 мм ниже ватерлинии с утончением до 15 мм. Над рулевой машиной толщина ее увеличивалась до 80 мм. Траверзы также имели толщину 80 мм. Боевая рубка прикрывалась броневыми плитами толщиной 75, крыша — 50 мм.

Артиллерийское вооружение поставлялось заказчиком; в его состав входили восемь 130-мм и четыре 63,5-мм орудия, а также четыре пулемета. Для защиты прислуги 130-мм орудий от осколков предусматривались броневые щиты толщиной 25 мм. Такой же толщины броневые плиты прикрывали элеваторы (по одному на каждое 130-мм орудие). В дополнительном контракте по артиллерии специально оговаривалось снабжение элеваторов электрическими и ручными приводами. Скорость подачи в первом случае определялась по "15 снарядов и зарядов в минуту", во втором — "вполовину менее". Вместимость артпогребов определялась, исходя из расчета 175 снарядов и зарядов на одно 130-мм орудие, 220 патронов на 63,5-мм; на один пулемет приходилось 15 000 выстрелов. Все погреба оборудовались аэрорефрижерацией. В случае необходимости предусматривалось их затопление от пожарной магистрали или через кингстоны. Расчетная масса артиллерийского вооружения не должна была превышать 238 т. Кроме того, на крейсерах предусматривались рельсы и минные скаты для приема и постановки мин заграждения, полный запас которых составлял около 150 мин. Наряду с артиллерийским вооружением Морское министерство обязывалось поставить для кораблей и аппаратуру для "беспроволочного радиотелеграфирования".

На каждом крейсере предусматривались по два турбогенератора ("турбодинамо" ) мощностью по 100 кВт, на якорной стоянке — один дизель-генератор мощностью 50 кВт.

Располагавшаяся в четырех водонепроницаемых отделениях главная энергетическая установка состояла из двух турбинных агрегатов. Каждый из них работал на свой гребной вал и включал в себя турбины высокого и низкого давления, а также турбину заднего хода, конструктивно выполненную в одном корпусе с турбиной низкого давления. Турбины высокого давления занимали носовые турбинные отделения, низкого — с конденсаторами и циркуляционными насосами — кормовые.

Суммарная мощность переднего хода 28 000 л.с. (при 345 об/мин) должна была обеспечить скорость не менее 27,5 уз. В противном случае Морское министерство сохраняло за собой право отказаться от крейсеров, потребовав возвращения платежей с начислением 3% годовых. Суммарная мощность двух турбин заднего хода определялась в 10 000 л.с. (при 270 об/мин).

Десять паровых котлов суммарной нагревательной поверхностью площадью 4880 м² размещались в пяти котельных отделениях: в трех носовых — по два котла угольного или смешанного отопления (уголь и нефть), в двух кормовых — по два двусторонних чисто нефтяного отопления со всеми вспомогательными механизмами. Для достижения проектной скорости требовалось сжигание 4,5 кг нефти на 1 м² поверхности нагрева в час для котлов нефтяного типа и 240 кг угля "или эквивалентного количества смешанного топлива" на 1 м² колосниковой решетки для котлов смешанного отопления.

При работе четырех котлов смешанного отопления дальность плавания при скорости 14 уз должна была составить не менее 2500 миль, или 165 ч хода. Для этого считалось достаточным иметь запас топлива 80 т. Нормальный его запас составлял 250 м³ нефти и 80 т угля, полный — 550 т угля и 775 м³ нефти. Нормального запаса топлива должно было хватать на 12 ч полного (27,5 уз) хода, полного запаса — на 60 ч хода при скорости около 25 уз. В этом случае дальность плавания составляла бы 1500 миль (25 уз) и 5000 миль экономическим ходом 14 уз.

Все вспомогательные механизмы работали при давлении пара 18 атм, причем в спецификации специально оговаривалось, что запас их мощности должен был составлять 20% от номинальной, то есть мощности, "которую должен развить механизм при полном 27,5 уз ходе". Для приема нефти служили два насоса производительностью по 50 т/ч.

Водоотливные средства состояли из пяти трюмно-пожарных насосов производительностью по 35 т/ч, одного — 100 т/ч и девяти центробежных насосов (производительность каждого из них не оговаривалась: считалось достаточным, если в час они смогут откачать воду из отсека объемом 200 м³).

Фирма "Ф. Шихау" обещала "держать в сохранности и секрете те предметы и чертежи", которые получит от русского Морского министерства. Срок рассмотрения чертежей в ГУК определялся "не более 14 дней" со дня их получения. В контракте специально оговаривалось, что сроки рассмотрения и согласования чертежей связаны со сроками готовности кораблей и, в случае их срыва, "по согласованию с начальником ГУК время постройки крейсеров может быть продлено".

В процессе рассмотрения проектной документации артиллерийский отдел высказал опасения, вызванные непосредственной близостью расположения артиллерийских погребов с кочегарным отделением, которое, по опыту эксплуатации эскадренного миноносца "Новик", имело повышенную пожароопасность. Представитель фирмы это замечание отклонил, заявив, что, если бояться пожаров, то не надо устраивать нефтяного отопления. Самоуверенный тон подобного заявления ясно показал, насколько немцы были уверены в получении заказа.

6 февраля 1913 года Технический совет наконец закончил рассмотрение проектной документации, с большой натяжкой признав ее удовлетворительной. Таким образом, победила финансовая сторона дела. Стремясь сбить цены на постройку "новиков", Морское министерство пошло навстречу заводу "Ф. Шихау" и, несмотря на то, что как ГУК, так и МГШ считали проект малого крейсера неудовлетворительным, все же разместило заказ в Германии.

Неприятности начались сразу. Длительный срок согласования технической документации с пересылкой ее из Германии в Россию и отправкой обратно на завод вынудил главу фирмы обратиться в Морское министерство с предупреждением, что постройка крейсеров может "значительно задержаться", так как до согласования чертежей фирма лишена возможности размещать заказы на материалы и оборудование. Впоследствии при согласовании рабочей документации картина повторилась: пересылка ее в Петербург, длительные сроки рассмотрения в МТК, большое количество различных изменений и уточнений, а часто и требования ее коренной переработки заметно сказались на ходе постройки.

К концу июля на "Муравьеве-Амурском" закончили, наконец, установку шпангоутов и стрингеров, поставили первый пояс наружной обшивки и ожидали доставку штевней, которые должны были прибыть в первых числах августа. На втором крейсере еще только установили горизонтальный и вертикальный кили и приступили к монтажу шпангоутов.

Торжественная закладка обоих крейсеров состоялась в сентябре 1913 года в присутствии прибывшего по этому случаю в Германию морского министра адмирала И. К. Григоровича. Осмотрев мастерские и стапели, а также ознакомившись с ходом работ по строительству кораблей, Григорович пришел к однозначному выводу — в обещанный срок (середина 1914 года) фирма явно не укладывалась. Руководство верфи в ответ ссылалось на чрезмерную придирчивость заказчика и частые забастовки на предприятии. "Я очень сожалел, — вспоминал впоследствии И. К. Григорович, — что заказ был дан именно этой фирме, и появилось сомнение, не нарочно ли по распоряжению властей происходит это запаздывание".

Тем не менее появление И. К. Григоровича в Данциге и Эльбинге сыграло свою роль. Руководство фирмы, опасаясь не получить очередной платеж, несколько форсировало темпы работ. В ходе постройки корпусов неоднократно поднимался вопрос о необходимости для крейсеров боковых килей, но всякий раз отклонялся фирмой под тем предлогом, что крейсер "Новик" (построенный также фирмой "Ф. Шихау"), не имея боковых килей, тем не менее "обладал хорошими морскими качествами". Морскому министерству пришлось пойти на компромисс: "...если практика плаваний укажет на необходимость боковых килей", то установить их в процессе эксплуатации крейсеров на "специальные кредиты".

Между тем работы продвигались вперед крайне медленно, наблюдающий за постройкой крейсеров корабельный инженер капитан Ф. А. Гершберг постоянно доносил, что по сравнению с объемом работ мастеровых на заводе явно недостаточно. К концу 1913 года готовность "Муравьева-Амурского" составляла всего 31,2%, а "Невельского" — 13,8%.

В феврале следующего 1914 года Морское министерство, несмотря на все заверения "Ф. Шихау", уже серьезно обеспокоилось грозившей задержкой готовности кораблей, так как "именно скорейшее получение флотом крейсеров, — считал начальник ГУК, — и служило решающей причиной передачи заказа за границу". Наконец 29 марта 1914 года "Муравьев-Амурский" сошел на воду. Спусковая масса крейсера составила 1500 т.

Спуск второго корабля, 6 февраля переименованного в "Адмирал Невельской", ожидался не ранее июля. Явно не спешила фирма и с достройкой первого. К началу мая на "Муравьеве-Амурском" закончили погрузку только первых шести котлов, четыре котла нефтяного отопления еще только прибыли в Данциг. Гидравлическая проба турбин левого борта ожидалась в Эльбинге лишь через неделю. Работы по вспомогательным механизмам шли крайне медленно. Сорвались испытания турбодинамомашины ввиду неопределенности "условий приемки". К тому же выяснилось, что спецификацией на крейсерах не предусматривалось главного путевого (носового) компаса. В результате потребовалось перепланировать весь верхний мостик с заменой судостроительной стали, из которой его изготовили, на маломагнитную, что грозило еще больше задержать постройку. Тогда командир "Муравьева-Амурского" капитан 2 ранга А. А. Щетинин предложил оставить мостик из судостроительной стали, с последующей заменой ее на маломагнитную уже в России. В России решили устанавливать и элеваторы, заказанные заводу Лесснера, срок готовности которых ожидался не ранее 1915 года.

Вскоре положение изменилось и ход работ ускорился. К началу июля завод работал уже круглосуточно, и появилась надежда, что корабли будут сданы в срок. Однако при этом участились случаи брака. По донесению Щетинина, "завод, преследуя исключительную быстроту постройки, предъявлял изделия без достаточного контроля со своей стороны, надеясь только на шестимесячную гарантию". Дело дошло до того, что он вынужден был обратиться в Морское министерство с предложением временно приостановить постройку кораблей, добиться прекращения ночных работ и упорядочить приемку материалов и оборудования.

К этому времени на "Муравьеве-Амурском" уже заканчивался монтаж мостиков и надстроек. Прибыли из Киля моторные катер и шлюпка-шестерка, два гребных катера и два вельбота. Близились к окончанию работы по ряду внутренних помещений. Все было готово для погрузки турбин. На "Адмирале Невельском" установили штевни, закончили днищевой набор и поставили по шесть поясьев наружной обшивки с каждого борта, смонтировали платформы, броневую и верхнюю палубы и настилку полубака. Параллельно начались работы по сборке полозьев спускового устройства.

Теперь ясно, что эти работы немцы вели уже для себя. Война стояла на пороге, и 19 июля 1914 года Германия объявила войну России. С началом боевых действий крейсеры "Адмирал Невельской" и "Муравьев-Амурский" пришлось исключить из списков российского флота.

1 августа 1914 года началась война между Германией и Россией. Это стало причиной реквизиции российской собственности, находившейся на территории Германии. Сменили владельца и оба крейсера. Юридически смена владельца была оформлена 5 августа.

Имперское морское министерство распорядилось продолжить строительство кораблей, несмотря на несоответствие заложенных в проект русских идей практике германского флота. При этом следует отметить, что бывшие русские крейсеры оказались, можно сказать, этапными в германском флоте. По русскому проекту они должны были быть вооружены восемью 130-мм орудиями, в Германии же орудий такого калибра не существовало, а их замена на 105-мм по ряду причин оказалась невозможной. Тогда выбор пал на 150-мм орудия, которые и были установлены на крейсеры, ставшие первыми кораблями этого класса в германском флоте с артиллерией такого калибра. Одновременно сменили и калибр зенитной артиллерии: вместо четырех 63,5-мм орудий смонтировали четыре-(по другим данным — пять) 52-мм (позднее замененных на два 88-мм).

Корабли обладали хорошей мореходностью, имели несколько жесткий ход, сильную но мягкую бортовую качку и большой снос. Хорошо маневрировали по скорости, но поворачивали плохо, с большим радиусом. Поперечная метацентрическая высота 0,83 м, продольная - 214 м. Максимальная остойчивость при крене в 46°. Угол поворота руля 40°.

Схема окраски:

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

Отличия и изменения

На "Pillau" сначала сигнальная штанга на салинге была ниже на 4 м; платформа дальномера была длиннее вперед на 2 м. Позже она была демонтирована, как и компасная площадка на рубке. Верхний мостик неоднократно перестраивался. К концу войны прожекторные площадки на два прожектора были заменены на двух-ярусные одинарные.

На "Elbing" боевая рубка была выдвинута вперёд по немецким стандартам, дальномер располагался на её крыше; прожекторная площадка на фок-мачте была ниже на 1,5 м; кожухи двух кормовых дымовых труб были ниже на 3 м, но сами все дымовые трубы - выше на 1 м; мачты были с площадками наблюдателей, как на "Frankfurt"; полубак был удлинён до 82,0 метров, кормовая надстройка до 52,0 метров, шканцы перед ней были выше на 0,5 м.

 

изображения с сайта www.shipbucket.com, рис. Garlicdesign

 

 

 

СЛУЖБА

 

S.M.S. Pillau

 

Начавшаяся война застала крейсер у достроечной стенки завода "Ф. Шихау" в Эльбинге. Достройка корабля, переименованного 5 августа 1914 года, шла быстро: 14 декабря он уже вышел на сдаточные испытания, продолжавшиеся до 16 марта 1915 года.

16 марта 1915 "Pillau" вошел в состав 2-й разведывательной группы Флота открытого моря. В апреле-мае 1915 года крейсер участвовал в минно-заградительных и других операциях (в т. ч. 17-18 апреля - минная постановка в районе Шварте-банки, 21-22 апреля - поход в направлении Доггер-банки, 17-18 мая - минная постановка в районе Доггер-банки, 29-30 мая - поход до района на 50 миль севернее Шиэрмонникоога).

В начале августа вошел в состав соединения вице-адмирала Эрхарда Шмидта, сформированного для прорыва в Рижский залив и захвата Балтийских островов. Сначала "Pillau" включили в отряд прикрытия, потом перевели в силы прорыва. 8 августа вместе с крейсером "Augsburg" и миноносцами "V.99" и "V.100" был послан в разведку в Ирбенский пролив. 12 августа крейсер обстреливал маяк Церель, 13 августа безуспешно атакован русской подводной лодкой "Дракон", 16 августа вместе с крейсером "Bremen" и эсминцами прикрывал тральщики в Ирбенском проливе, а 19 августа участвовал в обстреле Аренсбурга. Завершил свою деятельность на Балтийском море крейсер "Pillau" 25 августа 1915 года обстрелом Дагерорта, уничтожением маяка на горе Святого Андрея и поста связи на мысе Ристна.

29 августа крейсер вернулся в Северное море. В ночь с 11 на 12 сентября он участвовал в минной постановке в районе Шварте-банки, а в ночь с 23 на 24 октября — в выходе в Гельголандскую бухту. С 16 по 19 декабря "Pillau" в составе соединения контр-адмирала Бедикера контролировал судоходство в проливах Скагеррак и Каттегат.

Первую крупную операцию в новом 1916 году "Pillau провел вместе со 2-й флотилией миноносцев, возглавив рейд к Доггер-банке в ночь на 10-11 февраля 1916 года, результатом которого стало потопление британского шлюпа "Arabis". 5 - 6 марта крейсер в составе 2-й разведывательной группы принимал участие в выходе Флота открытого моря (набег на восточное побережье Великобритании в районе Хуфдена), 25—26 марта он участвовал в операции 1-й и 2-й разведывательных групп у Хорнс-рифа (выход до линии Зильт-Амрумбанк на перехват британских Гарвичских сил). 24-25 апреля 1916 прикрывал линейные крейсера при бомбардировке Лоустофта и Ярмута.

В ходе Ютландского сражения 31 мая 1916 года "Pillau" находился в составе 2-й разведывательной группы. В перестрелке с британским крейсером Chester он отделался небольшими повреждениями. Однако вскоре он получил попадания в носовую надстройку. Несмотря на то, что из строя вышли нефтяные котлы, кораблю удалось избежать потери хода. Потери экипажа составили 4 убитых и 23 раненых.

1 июня 1916 года в 9.36 "Pillau" занял позицию перед тяжело поврежденным линейным крейсером "Seydlitz" и сопровождал его до утра 2 июня.

   

После Ютландского сражения крейсер находился в ремонте, а уже 18—20 августа участвовал в выходе Флота открытого моря для обстрела Сандерленда. В составе легких сил 25—26 сентября корабль находится в море во время операции II флотилии эсминцев у банки Терсхеллинг. Затем с 18 по 20 октября "Pillau" в составе Флота открытого моря выходил в район Доггер-банки.

5 ноября крейсер участвовал в операции по снятию с мели подводных лодок "U20" и "U30" у западного побережья Ютландского п-ва, осуществлявшейся разведывательными силами флота и 3-й эскадрой линейных кораблей, а 27 ноября - в выходе для оказания помощи дирижаблю "L-22".

1917 год стал для "Pillau" сравнительно спокойным, его основным занятием было несение дозорной службы и сопровождение подводных лодок. 20 июля на крейсере (как и на других кораблях германского флота) из-за плохого питания произошло стихийное выступление матросов, однако инцидент удалось урегулировать.

29 октября "Pillau" появился в Восточной Балтике, после чего вернулся на Северное море — как раз вовремя, чтобы принять участие во втором бою в Гельголандской бухте 17 ноября, в составе 2-й разведывательной группы контрадмирала фон Рейтера, в ходе которого добился нескольких попаданий в английские эсминцы. В сам же крейсер попал только один снаряд — в щит 150-мм орудия; потери экипажа составили 5 человек убитыми и 3 ранеными. На следующий день крейсер был поставлен на ремонт в Вильгельмсхафене, который завершился 30 ноября 1917 года.

В 1918 году "Pillau" несколько раз выходил в море. 30 октября он должен был участвовать в отменённом последнем боевом выходе флота. Конец войны застал его в Вильгельмсхафене. С конца декабря 1918 года по постановлению матросского комитета вахтенная служба на корабле не неслась и вахтенный журнал не велся; экипаж постепенно сокращался, и 31 марта 1919 года "Pillau" был выведен в резерв.

После затопления немецкого флота в Скапа-Флоу победители потребовали выдачи ряда оставшихся германских кораблей, в число которых попал и "Pillau". В качестве репарационного корабля "U". 20 июля 1920 года в порту Шербура он был передан Италии.

12.1914 - 01.1915 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Leberecht von Klitzing
01.1915 - 04.1917 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Konrad Mommsen
04.1917 - 06.1918 фрегаттен-капитан Gerhard von Gaudecker
07 - 07.1918 капитан-цур-зее Gustav Luppe
2.07 - 12.08.1918 капитан-цур-зее Adolf Pfeiffer
09 - 10.1918 фрегаттен-капитан Gerhard von Gaudecker
10.1918 капитан-цур-зее Kurt Frank
10 - 12.1918 фрегаттен-капитан Gerhard von Gaudecker
12.1918 - 03.1919 корветтен-капитан Paul Cleve
03.1919 корветтен-капитан Walter Hoffert

 

 

Bari

 

После затопления немецкого флота в Скапа-Флоу победители потребовали выдачи ряда оставшихся германских кораблей, в число которых попал и "Pillau". В качестве репарационного корабля "U" 20 июля 1920 года в порту Шербура он был передан Италии.

Крейсер переименовали в "Bari" (в честь города в Северной Италии) и зачислили в состав королевского флота.

За время службы "Bari" прошел несколько модернизаций. Самую обширную из них провели в 1934—1935 годах, когда корабль перестроили для несения службы в колониях. На "Bari" демонтировали угольные котлы и сняли первую дымовую трубу; мощность механизмов снизилась до 21 000 л.с, а скорость хода — до 24,5 уз. На корабле установили новое зенитное вооружение: 16 20-мм автоматических орудий и шесть 13,2-мм зенитных пулеметов.

В конце 30-х "Bari" стал учебным кораблем. В этом качестве он встретил вторую мировую войну. Первой боевой операцией корабля в 1941 стал выход в составе "Специального соединения" к острову Корфу. Весь 1942 год "Bari" охранял конвои и обстреливал побережье Черногории. В ноябре корабль принял участие в операции по захвату острова Корсика; в этом же месяце "Bari" несколько раз перевозил войска в Бастию.

В ходе боевых действий зенитное вооружение крейсера несколько усилили дополнительными автоматами. На 1943 год была запланирована очередная модернизация, после которой "Bari" превращался в крейсер ПВО. По проекту его вооружение должно было состоять из восьми 65-мм или 90-мм орудий, восьми 37-мм и восьми 20-мм автоматов. Работы начались на верфи в Ливорно, однако 28 июня после налета самолетов 9-й воздушной американской армии корабль затонул на мелководье. После подписания перемирия 8 сентября, итальянцы взорвали корпус, чтобы он не достался немцам. В 1944 году немцы подняли "Bari" и разобрали на металл.

       

 

S.M.S. Elbing

 

Начало войны застало корабль на стапеле. Свое новое имя крейсер получил в день спуска на воду, 21 ноября 1914 года. После достройки он вошел в состав флота 1 (по другим данным 4) сентября 1915 года.

Уже пройдя испытания и курс боевой подготовки, 9 ноября 1915 года "Elbing" столкнулся с миноносцем и короткое время находился на ремонте, после чего 18 ноября в Либаве присоединился к разведывательным силам германского флота на Балтийском море, которыми командовал контр-адмирал Хопман. Единственной операцией, в которой принял участие корабль на Балтике, стала минная постановка у Лузерорта (вход в Ирбенский пролив) ночью с 5 на 6 декабря. Вместе с ним в операции участвовали крейсер "Augsburg", минный заградитель "Rügen", миноносцы и тральщики.

В новом 1916 году командование Флота открытого моря потребовало передачи ему крейсера для усиления разведывательных сил. Перед переводом в Северное море корабль прошел текущий ремонт на Данцигской верфи с 3 по 26 марта, а 28 марта вошел в состав разведывательной группы контрадмирала Бедикера, обеспечивая главным образом действия миноносцев. 2-3 апреля участвовал в походе флота западнее Хорнс-Рифа. 24-25 апреля 1916 в качестве лидера флотилии миноносцев крейсер осуществлял ближнее прикрытие линейных крейсеров при бомбардировке Лоустофта и Ярмута.

В ходе Ютландского сражения 31 мая 1916 года "Elbing" вместе с эскадренными миноносцами "B.109", "B.110" и "B.111" прикрывал левый (западный) фланг 1-й разведывательной группы. Он первым из германских кораблей открыл огонь по английским крейсерам, после чего присоединился ко 2-й разведывательной группе, в составе которой принимал участие в дальнейшем ходе боя, получив попадание английского снаряда, потеряв из экипажа 4 человек убитыми и 12 ранеными.

Крейсер счастливо избежал английских торпед (одна из них прошла под килем "Elbing"), но в ночь на 1 июня во время прорыва Флота открытого моря через флотилии эсминцев Гранд Флита "Elbing" шел слева по траверзу 1-й эскадры линейных кораблей и, уклоняясь от выпушенных английскими эсминцами торпед, вынужден был, как и другие крейсеры, пересечь ее курс. Но если "Frankfurt" и "Pillau" удалось благополучно проскочить между линкорами, то "Elbing" не повезло: он столкнулся с линкором "Posen".

Это произошло в 0 ч 30 мин. На первый взгляд, повреждения казались незначительными, но вскоре вода затопила оба машинных отделения, из строя вышли электрооборудование и внутрикорабельная связь. Корабль получил крен. Командир "Elbing" рассчитывал довести его до датского побережья и спасти. В 2.25 миноносец "S.53" подошел к борту крейсера. 477 германских моряков перебрались на миноносец, на борту "Elbing" остались командир, старший офицер, подрывная команда и команда гребного катера, состоявшая из добровольцев.

Около 3 ч с борта крейсера были обнаружены английские корабли. И, хотя на самом деле это был лишь поврежденный (вскоре затонувший) эсминец "Sparrowhawk", немцы затопили "Elbing" с помощью подрывных зарядов. Англичане наблюдали, как он сел носом, потом задрал корму в воздух и затонул. Это произошло в точке с координатами 55"49' N, 05°45' О.

Гибель германского крейсера "Elbing" 1 июня 1916 года.
(Из книги К. П. Пузыревского "Боевые повреждения и гибель кораблей в Ютландском бою".)

 

"Elbing" (Elbing) входил в состав второй германской разведывательной группы. В 23 часа 25 минут в крейсер попал снаряд (с какого английского корабля, осталось неизвестным) в радиорубку, убил там 4 человек, а также вблизи ее ранил 14 человек. Через 1 час 5 минут другой снаряд попал в правый борт на корме.

Позднее "Elbing" столкнулся с германским линейным кораблем "Posen" (18900 т); форштевень последнего врезался в борт крейсера в районе машинного отделения, в котором были затоплены водой турбины. Крейсер остановился, и пустить в ход его механизмы было невозможно. Рулевая машина и динамомашины были также выведены из строя. Корабль получил 18° крена, но водоотливными средствами удалось временно откачать воду и вернуть его осадку на ровный киль.

Крейсер стал плохо управляться, начал отставать от своих кораблей и его положение становилось критическим.

К борту "Elbing" подошел эскадренный миноносец пятой германской полуфлотилии "S-53", на который, по приказанию командира корабля, был передан почти весь экипаж в количестве 477 человек; на корабле остались командир, старший офицер, минер и несколько человек из подрывной партии. Были приложены все усилия, чтобы корабль сдрейфовало к берегам Дании, где он мог получить соответствующую помощь, но в 3 часа "Elbing" заметил неприятельские эскадренные миноносцы, и командир, учитывая беспомощное состояние корабля, решил его затопить, приказав партии взорвать "Elbing". Личному составу удалось пересесть на катер, который через 5 минут был подобран голландским рыболовным пароходом.

Место гибели "Elbing" в 55°46'N и 6°25'О. Из экипажа пострадало 18 человек.

Итоги. Из артиллерийских повреждений имелось два: в радиорубку и в кормовую часть корабля.

 

 

09 - 10.1915 капитан-цур-зее Richter
10.1915 - 06.1916 фрегаттен-капитан Madlung

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

                                                               

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hans H. Hildebrandt, Albert Röhr und Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Band 2, Koehler, Herford 1985.
на английском
3 Conway's All The World's Fighting Ships 1906-1921 / Editor Randal Gray. — Conway Maritime Press Ltd, 1985.
4 Gardiner, Robert; Gray, Randal, eds. Conway's All the World's Fighting Ships: 1906–1922. Annapolis, MD: Naval Institute Press, 1984.
5 Halpern, Paul G. A Naval History of World War I. Annapolis, MD: Naval Institute Press, 1995.
6 Woodward, David. The Collapse of Power: Mutiny in the High Seas Fleet. London, UK: Cassell, 1918.
на русском
7 Больных А. Г. Морские битвы Первой мировой: Схватка гигантов.
8 Рейнхард Шеер. Германский флот в Мировую войну. М, 1940.
9 Трубицын С.Б. - Легкие крейсера Германии (1914-1918) Санкт-Петербург, 1997.
10 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
11 Пузыревский К. П. - Боевые повреждения и гибель кораблей в Ютландском бою. Санкт-Петербург, 1995.
12 Афонин Н. - Малые крейсеры "Муравьев-Амурский" и "Адмирал Невельской" // сборник "Гангут".-№26, 2001.
13 Итальянские модификации на бывших немецких кораблях // журнал "Бриз".-2001.-№2.
14 Кофман В. - Прямые наследники по имени // журнал "Моделист-конструктор".-2009.-№6.
15 Смирнов В., Смирнов Г. - Судьба немецких "городов" // журнал "Моделист-конструктор".-1980.-№3.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 19.01.2021

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1914-1918
Флот королевства Италия (Regia Marina) 1920-1943
Флот Российской империи (только планировались)
Pillau
Модель "Pillau".
Pillau
"Pillau".
Pillau
Модель "Pillau".
Pillau
Модель "Pillau".
Pillau
Модель "Pillau".
Pillau
Модель "Pillau".
Pillau
Модель "Pillau".
Elbing
Модель "Elbing".
Pillau
Модель "Pillau".
Elbing
Модель "Elbing".
Elbing
Модель "Elbing".
Elbing
Модель "Elbing".
Pillau
Модель "Pillau".
Pillau
Модель "Pillau".
Pillau
Модель "Pillau".
Pillau
Модель "Pillau".
Pillau
Модель "Pillau".
Elbing
Модель "Elbing".
Elbing
Модель "Elbing".
Elbing
Модель "Elbing".
Elbing
Модель "Elbing".
Elbing
Модель "Elbing".
Elbing
Модель "Elbing".
Elbing
Модель "Elbing".
Pillau
Модель "Pillau".
Pillau
Модель "Pillau".
Pillau
Модель "Pillau".
Pillau
Модель "Pillau".
Pillau
Модель "Pillau".
Bari
Модель "Bari".
Pillau
Модель "Pillau".
Elbing
Модель "Elbing".
Elbing
Модель "Elbing".
Pillau
Модель "Pillau".
Elbing
"Elbing"
Elbing
"Elbing"
Elbing
"Elbing"
Elbing
"Elbing"
Elbing
"Elbing"
Elbing
"Elbing"
Elbing
"Elbing", рисунок.
Эльбинг (нем. Elbing) — прусский город, центр древнепрусской области Помезания, ныне Эльблонг (польск. Elbląg) в Варминско-Мазурском воеводстве Польши, был частью Польши с 1446 по 1772 и вновь стал после Второй мировой войны.
Основан крестоносцами в 1237 году на месте более древнего центра, который принято отождествлять с варяжским Трусо. Статус города получил в 1246 году.
Bari
"Bari" в годы войны.
Bari
"Bari" после перестройки 1935 г.
Bari
"Bari"
Bari
"Bari"
Bari
"Bari"
Bari
"Bari" в годы войны.
Bari
"Bari" после перестройки 1935 г.
Bari
"Bari" после перестройки 1935 г.
Bari
"Bari"
Bari
"Bari"
Bari
"Bari"
Bari
"Bari"
Pillau
репарационный корабль "U" в Таранто, 5 мая 1921 г.
Pillau
"Pillau"
Pillau
"Pillau"
Pillau
"Pillau"
Pillau
"Pillau"
Pillau
Разоружение "Pillau" после войны.
Pillau
Повреждения "Pillau" в Ютландской битве.
Pillau
Повреждения "Pillau" в Ютландской битве.
Pillau
Повреждения "Pillau" в Ютландской битве.
Pillau
"Pillau"
Pillau
"Pillau"
Pillau
"Pillau"
Pillau
"Pillau"
Pillau
"Pillau"
Pillau
"Pillau"
Пиллау (нем. Pillau) — город-порт в Восточной Пруссии, ныне - город Балтийск в Калининградской области Российской Федерации. Первые упоминания о поселениях рыбаков (деревня Вограм) относятся к 1258 году. 18 января 1725 Пиллау получил статус города.
Pillau
Спуск "Муравьёва-Амурского" на воду.
Pillau
"Pillau"
Pillau
Спуск "Муравьёва-Амурского" на воду.
Pillau
"Pillau"
Pillau
"Pillau"
Pillau
Pillau
Pillau
Следующая страница - германские малые (лёгкие) крейсера типа "Wiesbaden"
Предыдущая страница - германское малые (лёгкие) крейсера типа "Graudenz"