Оглавление → Крейсера → Винтовые паровые фрегаты типа "Arcona"
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
винтовые фрегаты, позже "закрытые" корветы (Schraubenfregatten / Gedeckte Korvetten) типа
Пруссия, 1859-1862 г. 2 ед. (проект 1854 г.) * Arcona * Gazelle *
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ТТХ
ВООРУЖЕНИЕ
Первый тип немецкого большого винтового военного корабля. Деревянные винтовые фрегаты с покрытым медью днищем, подъемным винтом и полным парусным вооружением, ни чем не выделялись среди аналогичных фрегатов того времени, строившихся в других странах, но для молодого прусского флота это были знаковые корабли: на тот момент - самые крупные, самые мощные и самые современные, вполне на уровне. Фрегаты обладали превосходной мореходностью, как парусники при поднятом винте и неполной нагрузке очень хорошо управлялись; большую часть службы ходили под парусами. Под паром сильно теряли скорость на волнении. Имели большую паропроводную трубу на дымовой трубе и плоскую корму. Отечественные машины "Gazelle" оказались некачественными, на систершипе стояли британские механизмы. Крейсера не отличались особыми техническими инновациями, но исправно служили в качестве "рабочих лошадок" для обучения личного состава флота и осуществления германской политики в удаленных районах. Использовались в основном для стационерской и колониальной службы, учебных целей либо для "показа флага". Первоначально классифицировались как винтовые фрегаты (schraubenfregatten), позже - как закрытые корветы (gedeckte korvette). Схемы окраски: сперва окраска не регламентировалась, вероятно, повторяла британскую. Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
с 28 января 1874 г.
Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.
S.M.S. "Arcona", названный в честь самого северного мыса острова Рюген, был первым прусским винтовым кораблем. 15 апреля 1859 фрегат вышел на испытания и 23 октября 1859 года вступил в строй под командованием капитана-цур-зее Хенрика Людвига Зундевалля. На имперской верфи в Данциге корабль снарядили для особенно важного для прусского морского флота заграничного похода в восточноазиатские воды - Пруссия была очень заинтересована в торговле с Китаем, Японией и Сиамом. Выход был отложен из-за плохой погоды и только 11 декабря 1859 "Arcona" вышла из Данцига. По пути в Англию корабль попал в сильный шторм, что потребовало длительного ремонта в Саутгемптоне. Лишь 24 мая 1860 года он нагнал в Рио-де-Жанейро и возглавил остальную эскадру, состоящую из парусного фрегата "Thetis", шхуны "Frauenlob" и транспортного судна "Elbe". Эскадра покинула Рио 5 июня и через мыс Доброй Надежды направилась в Сингапур, а затем к Японии. 2 сентября 1860 перед Йокогамой эскадра попала в тайфун, "Frauenlob" погиб со всеми 47 членами экипажа. Большие корабли, были так же в серьезной опасности. 18 сентября 1860 доставили чрезвычайного прусского посла графа Эуленберга в Йокогаму, где он нанёс официальный визит. Затем корабли ещё год находились в восточных водах, посетив различные порты Китая, Сиама, Сингапур и дельту Меконга. В 1862 году в китайские воды прибыл фрегат "Gazelle" и остальные корабли смогли отправиться домой. В августе "Arcona" прибыла из Кейптауна в Англию и стала в док Девонпорта на ремонт. После перевода части экипажа на купленные в Британии бриги "Rover" и "Musquito", 17 сентября 1862 она продолжила путь домой и 5 октября 1862 года вернулась на родину. В 1862-69 годах корабль служил в метрополии, во время войны против Дании в 1864 "Arcona" вместе с "Nymphe" и "Loreley" вступила в бой против датчан. 16 марта корветы "Arcona" (флагман капитана-цур-зее Эдуарда фон Яахманна) и "Nymphe" обнаружили датские блокирующие корабли, однако, не смогли атаковать их из за наступления темноты. В подмогу из Штральзунда вышли авизо "Loreley" и 7 канонерок ("Comet", "Hay", "Hyäne", "Pfeil", "Scorpion", "Wespe" и "Sperber"). 17 марта в первой половине дня в Прорер-Вик посыльное судно обнаружило 5 датских кораблей: "Skjold", "Tordenskjold", "Själland", "Heimdal" и "Thor" и около 13 ч. сообщило о них Яхману. Около 14.30 прусские корабли атаковали датчан. К 16 ч. нападение было прекращено, прусские корабли не смогли добиться победы, однако, бой в некотором роде снял тесную датскую блокаду вокруг немецких гаваней. Оба корвета после боя ушли в Свинемюнде. Когда в 1869 в Вест-Индию решили послать канонерку "Meteor", из-за сомнений относительно мореходности корабля при полной загрузке, 24-ф орудие на время перехода через Атлантику должен был транспортировать сопровождающий корвет "Arcona" под командованием корветтен-капитана Георга фон Шлейница. Однако в ноябре фрегат получил приказ принять участие в открытии Суэцкого канала. Северогерманский союз представлял наследный принц Фридрих Вильгельм (будущий император Фридрих III) на корвете "Hertha". Также принимали участие: корветы "Arcona" и "Elisabeth", канонерская лодка "Delphin" и яхта "Grille", на которой наследный принц Фридрих Вильгельм участвовал в первом проходе канала. Лишь после окончания торжеств "Arcona" смогла отправиться в Вест-Индию. Первое рандеву с "Meteor" для передачи орудия было назначено в Порт-о-Пренс, но узнав, что лодка находится в Гуайре, фрегат направился туда, в это время лодка вышла на место встречи в Порт-о-Пренс и корабли в пути разминулись. Вскоре на корвете случилась эпидемия желтой лихорадки и поэтому он ушёл к более прохладному североамериканскому побережью. Лишь 6 мая 1870 у Сен-Томаса наконец канонерке передали пушку. "Arcona" до 1870 дежурил в Ост-Индии и Северной Америке в качестве учебного судна. Начало Франко-прусской войны 1870 г. застало его в Хорте на Азорских островах при возвращении из Нью-Йорка. "Arcona" покинула Хорту, но встретила в море французский броненосец "Montcalm" и вынуждена была вернуться. Некоторое время спустя, 16 ноября прибыл французский фрегат "Bellone", и, поскольку оба корабля были примерно одинаково сильны, на 20 ноября была согласована битва. Тем не менее, 20 ноября разразился сильный шторм, который заставил "Bellone" спрятаться в Кадисе. "Arcona" вышла в направлении Ла-Манша, чтобы крейсировать там и топить французские торговые суда, но никого не встретила и 14 января 1871 прибыла Лиссабон, где вскоре была заблокирована французскими фрегатам "Magnanime" и "Mangellan" и интернирована в гавани. С 1 октября 1873 по 18 декабря 1875 корвет в качестве учебного корабля для курсантов военно-морского училища совершил кругосветный поход. При этом он посетил Австралию, Самоа, Японию, Китай, и через мыс Горн 26 декабря 1875 вернулся в Киль. Этот поход служил также для подготовки экспедиции "Gazelle" для наблюдения транзита Венеры в 1874. "Arcona" имела задание заранее разведать подходящее место для наблюдений прохода Венеры (острова Кенгелен). В 1876 корабль закончил активную службу и стал брандвахтой и учебным кораблём для кочегаров и машинистов в Киле. Для его замены в 1875 г. был заложен "закрытый" корвет "Moltke". 18 марта 1884 "Arcona" был вычеркнут из списков военных кораблей Императорского морского флота. Затем он еще некоторое время использовался как корабль-цель, и в том же самом году был сдан на слом на Императорской верфи в Киле.
S.M.S. "Gazelle" (Газель) был построен на Королевской верфи в Гданьске и спущен на воду 19 декабря 1859 года. Из-за повреждения машины ввод в строй затянулся до 15 мая 1862 года, большую часть службы провёл в заграничных плаваниях. С 1862 по 1864 "Gazelle" предпринял поход в Восточную Азию, чтобы сменить на станции фрегат "Arcona". Во время этого похода в начале 1864 года на борту фрегата был ратифицирован прусско-японский договор. Об этом походе Адольф Мензинг написал подробный отчет. 23 февраля 1864 года корабль был отозван домой в связи с немецко-датской войной, но боевые действия закончились до его прибытия. В 1867 г. корвет находился в восточной части Средиземного моря, где 3 и 16 марта 1867 вместе с канонеркой "Blitz" доставлял продукты и другие грузы из Смирны в разрушенные землетрясением Митилены на острове Лесбос, на материк с острова возил беженцев. В 1872 "Gazelle" отправилась в Вест-Индию, 23 мая в Гаване встретилась с "Vineta" и 11 июня они прибыли в Порт-о-Пренс, где без боя взяли две канонерские лодки и таким образом обеспечили выплату долга. С 1872 по 1874 фрегат должен был совершить поход вокруг Южной Америки в Восточную Азию с прибывшим бронированным фрегатом "Friedrich Саrl". Однако 10 марта 1873 года в Гаване эти планы были отменены из-за начала Третьей войны Карлистов в Испании. "Gazelle" ушла в Европу и 3 мая 1873 прибыла в Киль. По прибытии корабль вошёл в состав впервые образованной летней учебной эскадры под командованием контр-адмирала Людвига фон Хенка и с ней принял участие в праздновании коронации короля Норвегии Оскара II. После того, как 11 сентября учебная эскадра была расформирована, последовал капитальный ремонт на Императорской верфи в Данциге. Впоследствии корабль служил у побережья Испании как флагман местной немецкой эскадры. С 21 июня 1874 по 28 апреля 1876 года "Gazelle" под командой барона Георга Шляйница (Georg Freiherr von Schleinitz) предприняла великолепную 2 летнюю кругосветную научную экспедицию в Атлантику и южные моря для исследования подводного рельефа южной Атлантики, больших морских течений на экваторе и у Новой Гвинеи, где через десяток лет была основана колония (её первым губернатором стал командир "Gazelle" барон Шляйниц). Кроме того, зоолог Теофиль Штудер, корабельный врач Фридрих Карл Науман и младший ординатор Карл Хюескер провели обширные зоологические, ботанические и антропологические исследования. Также приводились астрономические исследования под руководством Карла Бергена - наблюдение транзита Венеры на острове Кенгелен и затем на Маврикии. Другими членами экспедиции были: директор Пражской обсерватории, доктор Ладислаус Вайнек, астроном доктор Артур Виттштайн, фотограф Х. Бобцин и механик Карл Крилле. Путь в 48797 миль вёл из Киля вдоль западного африканского побережья к мысу Доброй Надежды, к островам Кенгелен, затем через Маврикий в южное море, через Магелланов пролив и Азорские острова назад в Киль. Для этой экспедиции вооружение было наполовину сокращено и в батарее созданы жилые и производственные помещения для научных работников. Во время своего пребывания на Тихоокеанском архипелаге Бисмарка в августе 1875 года измерили естественную гавань Бланше на северо-востоке острова новая Поммерания (сейчас Новая Британия). По этому случаю было признано, что восточная часть является полуостровом, соответственно он был назван в честь корабля как "полуостров Газель". Это имя сохранилось до сегодняшнего дня. Весь архипелаг Бисмарка с 1885 по 1899 год был территорией под немецкой охраной, а с 1899 по 1919 год принадлежал колонии Немецкая Новая Гвинея. Во время похода 16 членов экипажа погибли в результате болезни или несчастного случая, что привело к относительно высокому уровню смертности. С конца 1876 корабль числился учебным кораблём для инженеров и кочегаров, а также периодически использовался, как судно рыбоохраны (не подтверждено). В 1877 году "Gazelle" выполнила учебное плавание по Средиземному морю. Когда в апреле 1877 корвет стоял на якоре в заливе Суда на Крите, вспыхнули беспорядки, при которых немецкие эмигранты из Вюртемберга подверглись репрессиям со стороны сирийских властей и поэтому корабль направился в Яффо, достигнув города на Пасху 1877 года. Далее по большей части корвет в основном стоял в резерве. 8 января 1884 корвет был исключён из списков и использовался как жилой блокшив в Вильгельмсхафене, в 1906 он был продан на слом за 36 000 марок. Для его замены в 1876 г. был заложен "закрытый" корвет "Stosch".
|